Тест по белый бим черное ухо. Сценарий городского конкурса "Преданный друг" по произведению А.Троепольского" Белый Бим Черное ухо"

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31 им. А.П.Жданова»

муниципального образования г. Братска

Сценарий городского конкурса

«Преданный друг»

по книге Г.Н.Троепольского

«Белый Бим Черное ухо»

Подготовила и провела:

Руководитель МО гуманитарного цикла,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ № 31»

им. А.П. Жданова

Шилина О.В.

г. Братск, 2015г

«Преданный друг» по книге Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Цели и задачи:

1. Создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала учащихся, привлечение их к поиску нужной информации.

2. Формирование познавательной активности, развитие потребности учащихся в

повышении своего интеллектуального уровня, формирование коллективного

читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное и

аргументированно отстаивать свое мнение.

4. Формирование связей ученических коллективов школ города, организация взаимного общения, развитие потребности учащихся в повышении своего интеллектуального уровня.

5. Воспитывать личность, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту,

ответственность за своих близких, совесть, милосердие.

Ход мероприятия.

Слайд 1

    Вступительное слово. Добрый день! Дорогие ребята, коллеги! Жюри!

Большинство из вас отмечали - день рождения. И я не стану спрашивать, почему: ясно и так! Именинный пирог со свечами, сюрпризы, подарки. Представьте себе, у писателей тоже бывают дни рождения.
Слайд 2

29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское Воронежской области родился русский писатель Гавриил Николаевич Троепольский, автор очень известной книги «Белый Бим Черное Ухо». Самым лучшим подарком для писателя будет то, что мы сегодня вспомним о нем самом и его замечательной книге «Белый Бим Черное ухо».
В своей книге писатель обращается к вам, ребята!
Слово Писателя.

Слайд 3

Читатель - друг, к тебе обращаюсь! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну-две сатирические картинки. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои «законы». Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Главное, я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. Впрочем, ведь я пишу только о собаке…
Кто в детстве не мечтал о собаке? Жизнерадостное, любящее, ласковое существо с преданными глазами. Любящее беззаветно и самоотверженно. Способное разделить и радость, и горе. Конечно, мечта о собаке - мечта о друге, чья любовь к нам гораздо больше той заботы, которая требуется от нас.

Слайд 4

Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести конкурс «Преданный друг» по книге «Белый Бим Черное ухо» этого замечательного автора.

Вашему вниманию будет предложено 4 конкурсных задания:

Задание № 1 «Художественное чтение отрывка» из книги

Задание № 2 «Биография писателя»

Задание № 3 «Белый Бим Черное ухо» -задания по книге

Задание № 4 « Викторина о собаках»

Позвольте представить наше жюри:

Председатель жюри: Безкровная Юлия Владимировна –зам. директора по НМР ЦРО г.Братска;

Члены жюри:

1.Сапрыкина Елена Анатольевна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5»

2. Тетюшкина Елена Евгеньевна – зам. директора по ВР МБОУ «СОШ № 31»

3. Иванова Лариса Леонидовна - педагог – организатор МБОУ «СОШ № 31»

4. Баранова Ольга Александровна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 31»

5. Немцева Галина Алексеевна – учитель русского языка и литературы – ветеран МБОУ «СОШ № 31»

В каждой команде будет сидеть эксперт следить за работой группы, считать баллы за каждый конкурс и передавать их в жюри для подведения общего итога.

Начинаем наш конкурс.

Ведущий:

Писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же».

Слайд 5

Задание № 1 Художественное чтение отрывка (не более 3 минут).

Жюри оценивает ваше чтение по 5- бальной системе и заносит свои баллы в протокол.

Чтение отрывков (подведение итого задания 1)

Ведущий: Эта книга о верности, о преданности, бескорыстии, о высоких чувствах. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг – только потому, что не все они и не так уж часто обладают верностью и преданностью. Вот так и среди нас есть скромные люди, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой и честным сердцем. Они то и украшают жизнь простотой, доверием.

Таким человеком был Гавриил Николаевич Троепольский, о нем и поговорим сейчас, выполнив задание № 2.

Слайд 6-7

Задание № 2

Дайте ответ, каким образом эти слова и цифры связаны с биографией писателя

1 . 110 лет (29 ноября исполнится 110 лет со дня рождения Троепольского)

2.Сельский священник (отец писателя)

3.6 (столько детей было в семье писателя)

4. Селекция, просо (был селекционером, вывел 8 сортов проса)

5. Григорий Романович Ширма (школьный учитель писателя, который привил ему любовь к литературе)

6.25 лет (отдал агрономии)

7. Учитель (работал учителем)

8. 1938 год «Дедушка» (первое произведение Троепольского)

9. Александр Трифонович Твардовский – друг и помощник писателя

10. «Белый Бим Черное ухо» - трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.

11. 1975 год (удостоен государственной премии)

12. 52 языка мира (переведены книги Троепольского)

14. Воронеж (жил и похоронен писатель)

Слайд 8-9

Проверяем правильные ответы+ эксперты ставят баллы. Молодцы, 2 конкурса уже позади. Продолжаем.

Ведущий:

Повесть "Белый Бим, Черное ухо" была напечатана в 1971 .

"Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми" , так написал Гавриил Николаевич Троепольский.

Итак, главный герой повести – Бим. Сейчас мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.

Задание № 3(в нем будет несколько заданий, все они лежат в конвертах и подписаны)

Слайд 10 Задание 3А «Реши кроссворд»

По горизонтали:

1. «Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья..»

По вертикали:

2. Латунный жетон-пластинка с надписью: «Зовут его Бим. Он ждёт хозяина. Хорошо знает свой дом. Живет в квартире один. Не обижайте его люди»

3.Имя девушки, которую нашел Бим на вокзале.

4. Причина болезни хозяина Бима.

5.Новая кличка Бима в деревне.

6. Соседка хозяина Бима.

7. Какую птицу поймал Бим, когда остался в лесу один?

8. Как звали хозяина Бима?

9. С кем оказался Бим в железном фургоне?

Слайд 11 Проверяем правильные ответы, а эксперты ставят полученные баллы.

Ведущий: В жизни не всегда легко отличить добро и зло, но в повести о Биме добро и зло не перемешивается, а узнается с первого взгляда. На одном полюсе – доброта, доверие, на другом – бесчеловечность, жестокость, зло рядом с ложью. Отношение к судьбе одинокого пса разделило людей на два лагеря: Зло и добро.

Слайд 12 Задание 3Б

Заполните таблицу «Друзья и враги Бима»

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу.

неравнодушные люди

Враги Бима- это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями.
Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого, люди,
потерявшие человечность. Враги Бима имеют только клички.

Равнодушные люди -

это люди, которые встречаются на жизненном пути Бима, но не принимают должного участия в его судьбе.

Слайд 13 Правильные ответы: проверяем правильные ответы, а эксперты ставят полученные баллы.

Ведущий:

К врагам Бима добавляются еще и равнодушные люди. Равнодушный человек надеется, что все обойдется и без него. У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого. Равнодушие всегда маскируется. Оно обманывает. И само верит в свой обман.
Равнодушные люди – полулюди..., недочеловеки, и по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие методично убивает все живое в человеке, все чувства, уничтожает любовь, убивает веру в людей лишает и надежды.
Равнодушным людям не доступны краски жизни. Они не способны переживать, и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Если люди будут равнодушны друг к другу, не будут общества, не будет семей, дружбы, любви. Бойся равнодушия! Равнодушие, безразличие способны убивать .

Слайд 14 Задание 3В Посовещавшись в команде, ответьте на вопрос «Какой «след» в вашей душе оставила книга Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»? Члены жюри вас выслушают и поставят вам баллы.

Говорят свое мнение.

Ведущий: Меня до глубины души задела трагичность окончания этой повести. Ведь быть добрым, отзывчивым, честным в отношениях человеком - это благодарное занятие. И даже животные ценят это и понимают…

Слайд 15 Видеоролик «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадов

Эти произведения, невозможно прочитать без слёз! Бедный Бим, бедная дворняга, а ведь они так хотели найти хозяина! Но умерли из-за подлости человеческой! ЛЮДИ, ЛЮБИТЕ ЖИВОТНЫХ!

Надо верить в добро. Ведь хороших людей намного больше, чем злых и равнодушных.

Слайд 16 Ведущий:

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим…Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный день и под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим…Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи Доброте!

Слайд 17

Задание 4 «Викторина о собаках в литературе, музыке, кино, живописи». За каждый правильный ответ, вы получаете балл, если не ответили, на этот вопрос отвечает следующая команда. Жюри ставит баллы.

    Одна из самых крупных собак. Ох, и красив пес - представительный, внушительный, солидный. Характер у него уравновешенный, как у хорошо воспитанного гражданина. Дрессируется превосходно. Силенки у него - не всякий человек может похвалиться такой, поэтому не пытайтесь применить к нему силу: надо убеждать уговором, лаской. (Дог) слайд 18

    Нет другой собаки, которая бы так хорошо плавала итак любила воду. Собака красивая, с длинной волнистой шерстью, нрава доброго и покладистого. Рассердить ее трудно, лает редко. (Ньюфаундленд, или водолаз) слайд 19

    Эта собака очень красива. Шуба - главное ее украшение, пожалуй, ни одна собака не может похвастаться такой. Морда заостренная, похожа на морду борзой, ушки остроконечные, приподнятые. Окрас обычно из сочетания 3-х или 2-х цветов: белого, коричневого, иногда черного. (Колли) слайд 20

    До чего величественный пес! Поражает в нем все! И размеры, и удивительно разумное, прямо-таки человеческое выражение «лица». Голова большая, массивная, шерсть такая, что до тела не доберешься. Эти собаки часто спасали людей, являя пример милосердия. Одной из них в Швейцарии в горах поставлен памятник. (Сенбернар). Слайд 21

    Как называется наука о собаках (Кинология) слайд 22

    Что важнее для собаки? (нюх)

    Любимая собака президента Российской Федерации? (Лабрадор Конни), а вообще у него три собаки: болгарская овчарка Баффи, японская собака акита-ину Юмэ в переовде «Мечта» слайд 23

    Порода Артемона из произведения А.Толстого «Буратино» (Пудель) слайд 24

    Главный герой (порода собаки) в кинофильме «Ко мне, Мухтар!» (Овчарка) слайд 25

    В каком произведении есть собака по кличке Соколко («Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина)

    Этот замечательный пёс умел не только дом сторожить, но и окучивать картошку задними лапами, и посуду мыть -языком облизывать. А вот с охотой ему не везло. Как его звали? (Шарик. Э. Успенский. «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

    В чем главное отличие зрения собак и человека? (У собаки черно-белое зрение)

    Как звали собаку, о печальной кончине которой поведал в своем рассказе Иван Сергеевич Тургенев? (Муму)

    В каком произведении Михаила Афанасьевича Булгакова главного персонажа профессор Ф.Ф.Преображенский с помощью операции превратил собаку в человека? («Собачье сердце»)

    Как назвали Каштанку в рассказе Антона Павловича Чехова, когда она попала в цирк? (Тетка)

    Название какой породы с английского переводится как «бычья собака»? (Бульдог) слайд 26

    Как звали трехглавого пса, охранявшего вход в Аид - царство мертвых у древних греков? (Цербер) слайд 27

    У какой породы собак язык фиолетового цвета? (Чау-Чау) слайд 28

    Как зовут собаку Микки-Мауса? (Плуто)

    Какой породы была чеховская Каштанка? (Помесь таксы с дворняжкой)

    Какой породы была собака в повести Гавриилы Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное ухо»? (Шотландский сеттер) слайд 29

    Как на Руси в древности называли собаку? (Сторожок)

    Как звали собаку, впервые полетевшую в космос?(Лайка, 1958г.) слайд 30

    Какая собака очень часто мелькает на экране центрального телевидения? (Филя, передача "Спокойной ночи малыши")

    Как называется порода самых маленьких в мире собак? (чихуахуа, вес не более 2,5 кг) слайд 31

    Какая собака стала известной под кличкой, состоящей из 4 слов? (Белый Бим Чёрное Ухо, повесть Г.Троепольского)

    Как называется репродукция картины, по которой вы будете писать сочинение? («Вратарь» С.Григорьев) слайд 32

    Как бы вы дали название данной репродукции? Совпадет ли она с авторским? Слайд 33

(«Друзья» Е.Широков)

    Как называется репродукция картины, на которой только собака радуется пришедшему домой двоечнику? (Ф.П. Решетников «Опять двойка») слайд 34

    Как называется песня, в которой поется о ее пропаже, но счастливом возвращении с потомством (Р.Газманов «Люси») слайд 35

    Прослушайте музыку и назовите песню («Пропала собака» или «Висит на заборе, колышется ветром…») слайд 36

    Как звали собаку из кинофильма «Приключение Электроника?» (Рэсси) слайд 37

    Кому поставлен этот памятник? (фронтовым собакам, они спасли 700 тысяч жизней) слайд 38

    Где и чем лечился Бим после ухода из деревни? (В лесу, травами).

    Как называется кинофильм из просмотренного ролика? Кто автор сценария этого фильма? («Белый Бим Черное ухо» Станисла́в Ио́сифович Росто́цкий) слайд 39-40-41

    Как называется кинофильм, посвященный японскому псу, который в течение 9 лет приходил на станцию и ждал своего хозяина («Хатико») слайд 42

    Назовите произведение Л.Андреева, о собаке, с которым вы познакомились летом, готовясь к обучению в 7 классе? («Кусака»)

    В каком возрасте Бим попал к Ивану Ивановичу? (1 месяц)

    Когда Бим плакал первый раз в жизни? (Соседка Степановна дала Биму чистый листок бумаги, от которого пахло руками хозяина).

Вопросы на скорость

    Как называется домик собаки? (будка)

    Как называется «общежитие» для собак? (псарня, питомник, вольер)

    Как звали собаку, которая помогала вытянуть из земли большой овощ? (Жучка, сказка «Репка»)

    Сколько раз выстрелил Иван Иванович в лесу, когда похоронил Бима? И почему?

    Сенбернар с кличкой - как фамилия известнейшего немецкого композитора и пианиста. (Бетховен)

    Замечательный розыскной пёс, который нёс службу в полиции и имел звание комиссара. (Рекс)

    Героиня басни И.А.Крылова, облаявшая слона. (Моська)

    Врач для собак (ветеринар)

    Какие собаки (их две) стали известны всему миру с 1960 года? (Белка и Стрелка)

    Назовите стихи, басни, которые вы читали о собаках и кто их написал (С.Есенин «Песнь о собаке», «Дай Джим на счастье лапу мне», Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге», «Люблю я собаку за верный нрав…», «О собаках» Н.Рубцов, «Бульдог и таксик» Д.Хармс, «Собачкины огорчения» Б.Заходер, Крылов «Слон и Моська»)

    Есть ли в мире памятники собакам? Назовите их? Слайд 43-44

(Воронеж «Памятник Биму», Памятник преданности в Тольятти, Памятник собаке космонавту Лайке в Москве, «Влюбленные собачки в Краснодаре», памятник собакам-подрывникам в Волгограде, Памятник собаке Бобке в Костроме, Памятник собаке Павлова в Санкт-Петербурге» и др.)

Подведение итогов жюри (считают баллы)

Подводя итоги, хочется отметить, что никто из участников не остался равнодушным.

Повесть “Белый Бим Черное ухо” произвела неизгладимое впечатление на Вас, юные читатели. Эта повесть не только о собаке по кличке Бим, но и о людях добрых и злых, равнодушных и сердобольных.

У писателя Троепольского была любимая собака, он очень часто разговаривал с ней, читал ей свои рукописи. Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

Слайд 45

Давайте смотреть друг другу в глаза,
Друг друга запоминать.
Нас всех ожидает разлука,
Нам всем предстоит умирать.
Давайте же будем добрее,
Друг друга жалеть и любить.
Спасатель нас всех обогреет.
И тьма не сумеет сгубить.
Не знать нам, как смерть обернется,
Как долго мы будем стареть.
И в Вечности может придется
В глаза нам друг другу смотреть.
И, встретившись в новом теле,
Не будет ли стыдно тогда,
Что часто мы здесь не смотрели
Друг другу с любовью в глаза.

Награждения победителей. Сертификаты.

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» Троепольский написал в 1971 году. Автор посвятил произведение А. Т. Твардовскому. Центральной темой повести является тема милосердия. На примере истории о собаке Биме автор показывает, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком, проявлять доброту, заботиться о братьях наших меньших.

Главные герои

Бим – пес «из породы шотландских сеттеров с длинной родословной. Был нетипичного окраса: белого цвета с «рыженькими подпалинами» , одним черным ухом и одной черной ногой.

Иван Иваныч Иванов – хозяин Бима, охотник, участник Великой Отечественной войны; журналист на пенсии.

Толик – мальчик, который заботился о Биме.

Другие герои

Степановна – соседка, которая присматривала за Бимом.

Даша – девушка, которая помогла Биму.

Хрисан Андреич – временный хозяин Бима в деревне.

Серый мужчина – человек, который снял у Бима табличку с ошейника и избил собаку.

Тетка – соседка, невзлюбившая Бима.

Главы 1–2

Бим родился от породистых родителей сеттеров, но имел нетипичный окрас. Хозяева хотели утопить Бима, но щенка взял к себе Иван Иваныч. Мужчина очень привязался к животному и вскоре начал брать с собой на охоту. «К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой».

Глава 3

Прошло третье лето. На Бима написала жалобу «визгливенькая и жирная» тетка: якобы пес был опасен. Бумагу принес председатель дома, но, увидев пса, понял, что Бим добрый и послушный.

Главы 4–5

Во время охоты Иван Иваныч старался ограничиваться одним-двумя вальдшнепами за охоту и то только для того, чтобы Бим не «загибнул как охотничья собака» .

Иван Иваныч один раз брал Бима на облаву на волков. После этого случая пес на охоте всегда показывал хозяину, что учуял след волка.

Глава 6

Иван Иваныч все чаще страдал от болей, его беспокоило старое ранение – осколок у сердца. В один из дней ему стало совсем плохо. Ивана Иваныча забрали в больницу. Мужчина попросил соседку Степановну присматривать за псом.

Бим побежал за хозяином. Пес по следу добрался до здания «скорой помощи» и начал царапаться в дверь: тут пахло его хозяином. Однако Бима прогнали.

На следующее утро пес снова выбрался на поиски. Бим принюхивался к людям, рассматривал их. Пса заметили прохожие и вызвали милицию. Однако за Бима заступилась девушка Даша. Она отвела пса домой. Степановна рассказала девушке, что Иван Иваныча отправили самолетом в Москву делать операцию.

Глава 7

Утром Даша принесла Биму ошейник с пластинкой, на которой было написано: «Зовут его Бим. Живет в квартире. Не обижайте его, люди».

Соседка выпускала Бима гулять одного. Пес забрел в парк, его заметили мальчишки, принесли собаке поесть. Один из мальчиков, Толик, кормил Бима с рук. К ребятам подошел «какой-то дядька» с тростью – «серый» – и спросил, чей это пес. Узнав, что собака ничья, мужчина забрал ее с собой и привел домой. Он снял с Бима ошейник, так как собирал всевозможные «собачьи знаки» (медали, поводки, ошейники). Ночью от одиночества пес начал выть. Рассердившись, «серый» избил пса палкой. Бим набросился на мужчину и выскочил из квартиры через открытую женой обидчика дверь.

Глава 8

«Дни шли за днями». Бим уже хорошо знал город. Как-то пес учуял запах Даши, который привел его к вокзалу. Девушка уезжала. Пес долго бежал за поездом, а после, тоскуя, упал между рельсами.

К почти умирающему Биму подошла женщина и напоила его водой. Бим поплелся по железной дороге, ему защемило лапу. В этот момент приближался поезд. К счастью, машинист успел остановиться и освободил собаку. Бим вернулся домой.

Глава 9

Толик узнал, где живет Бим, и теперь каждый день гулял с хромающей собакой. В газете появилось объявление о том, что по городу ходит сеттер с черным ухом и кусает прохожих. Узнав об этом, Толик показал пса ветврачу. Врач заключил, что «собака не бешеная, а больная» .

Глава 10

Постепенно Бим начал поправляться, но только поздней осенью смог стать на четыре лапы. Соседка снова начала выпускать пса гулять одного.

Как-то Бима подобрал шофер, который возил их с Иваном Иванычем на охоту. Шофер продал собаку знакомому за 15 рублей. Новый хозяин Хрисан Андреич назвал пса «Черноухом» и забрал с собой в деревню.

Глава 11

В деревне для Бима все было необычно: маленькие домики, домашние животные и птица. Пес быстро «привык ко двору, к его населению, не удивлялся сытой жизни» .

Глава 12

Хрисан Андреич брал Бима с собой пасти овец. У пса появилась обязанность «поворачивать самовольных овец к стаду, следить за ними» .

Как-то к Хрисану Андреичу пришел знакомый – Клим, и начал просить продать Бима. Однако хозяин отказался: ранее он давал объявление в газету о том, что «Пристала собака» , и получил ответ: «Не объявляйте, пожалуйста. Пусть живет до срока» .

Хрисан Андреич разрешил просто брать пса на охоту. На следующий день Клим и Бим отправились в лес. Не приученный к крупной добыче, пес упустил зайца. Клим сильно рассердился и ударил Бима сапогом. Пес упал. Клим бросил собаку в лесу.

Бим, потерявший от удара сознание, вскоре проснулся и, едва переступая, нашел лечебные травы.

Глава 13

Пес провел пять дней в лесу, пока ему не стало лучше, и вернулся в город. По следу Бим нашел дом Толика. Мальчик был рад собаке, но родители категорически не хотели оставлять пса дома. Ночью отец Толика отвез Бима в лес и бросил там.

Глава 14

Бим вернулся в город и снова пришел к дому Толика. Отец мальчика вновь пытался поймать пса, но тому удалось убежать.

Глава 15

Бим поплелся к дому Ивана Иваныча. Однако, увидев собаку, та самая крикливая тетка позвонила в «карантинный участок» . Бима поймали, посадили в железный фургон и увезли в собачий приемник. Очнувшись в «железной тюрьме» , пес начал царапать дверь. «Он грыз зубами клоки жести и вновь царапался, уже лежа. Звал. Просил». К утру пес притих.

Глава 16

В то утро вернулся и Иван Иваныч. Мужчина уже на вокзале начал расспрашивать, не видел ли кто Бима. Иван Иваныч поехал в карантинный участок. Мужчине едва удалось уговорить сторожа открыть двери фургона.

«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего».

Глава 17

Весной Иван Иваныч взял нового щенка, себе и Толику. Это был «породистый, типичного окраска английский сеттер» , которого тоже назвали Бим. «Но старого друга он уже никогда не забудет».

Заключение

В повести «Белый Бим Черное Ухо» автор рассказывает о судьбе собаки, которая до последнего остается верной своему хозяину. Изображая страдания животного, его тоску по дому, автор словно сравнивает доброго, преданного пса и всех тех людей, которые ему встречались: многие из них по положительным качествам уступают Биму.

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» переведена более чем на 20 языков. Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Белого Бима Черное Ухо», а прочесть произведение полностью, чтобы пережить все описанные в рассказе события вместе с героями.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1388.


Уроки доброты (по повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Арсланова Рафиля Сабирзяновна, учитель русского языка и литературы МБОУ» Гимназия№2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска, Республика Татарстан.
Цели:
1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализу литературного текста, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
2. Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение и художественный вкус учащихся.
3. Воспитательные: воспитывать личность, имеющую нравственные качества: доброту, ответственность за своих близких, совесть, милосердие, любовь к людям, животным, способствовать воспитанию дружбы и взаимопонимания в классном коллективе, побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД: понимать тему идею произведения, анализировать художественный материал, подбирать цитаты из текста для подтверждения собственной позиции, делать выводы; работать в группе, коллективно обсуждать проблемы; владеть монологической и диалогической речью; находить информацию, используя ресурсы Интернета; научиться выполнять проектно – исследовательскую работу
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать проблему (цель, задачи) урока.
Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выдвигать гипотезу, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать с учителем, слушать и слышать собеседника, осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности
Личностные УУД: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать ответственное отношение к учению.
Технология проведения Деятельность учителя и учащихся.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
УУД:
Личностные: самоопределение и
построение жизненных планов во
временной перспективе.
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
- Древнегреческий мыслитель Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.
-Как вы думаете, какой смысл в этом высказывании?
И хотела бы начать нашу встречу со слов Гавриила Троепольского:
«Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми
В моей книге единственная цель – это говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».
Учитель: Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Если после нашего урока в ваших сердцах доброты и милосердия будет больше, то будем считать, мы не зря провели с вами время. Нам предстоит, поразмышлять о прочитанном, каждый имеет своё мнение и должен его высказывать. При этом нельзя забывать об уважении: выслушать другое мнение, даже если оно не совпадает с вашим. Сегодня мы не только будем размышлять и высказывать свое мнение
по произведению, но и представлять свои минипроекты.
---слово учащемуся. 1 проект – слово о писателе Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской губернии в 1905 году в семье сельского священника, в которой было шестеро детей. В доме Троепольских любили
труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу. Его жизнь вместила в себя целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г; в 15 лет он узнал, что такое гражданская война;
в 36 лет испытал ужасы Великой Отечественной войны. Гавриилу Троепольскому пришлось учиться в четырех учебных заведениях. Уже со средним образованием он поступает в сельскохозяйственное училище. Потом работал учителем в городе Воронеже. На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу - повесть «Белый Бим Черное Ухо», которую посвятил памяти Александра Трифоновича Твардовского. Мировую известность принесла ему книга о Биме, которую прочитали в Европе, в Японии, в Китае. В 1975 г. автор был удостоен государственной премии СССР за книгу. По повести в 1977 году был снят фильм. Повесть была переведена и издана во многих странах мира. Умер Троепольский в 1995 году. Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.
2 минипроект – как же собака Бим появилась в жизни писателя? Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка и выкормил его. Бим был совершенно не похож на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженьким отливом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыжего цвета. С таким окрасом, Бим не мог называться породистой собакой, но для хозяина это было уже не столь важно: Бим был уже его другом, а друзей всегда нужно уважать”. Теперь Иван Иванович был не одинок. «Он не заметил, как в одиночестве, постепенно начал вслух разговаривать с Бимом».
II. Формулирование темы урока, постановка цели.
Повторение пройденного материала.
Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.
УУД:
Познавательные: самостоятельное
Формулирование познавательной цели, проблемы.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: целеполагание Учитель подводит детей к формулированию темы и цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Учащиеся ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Учитель: Из всех домашних животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом - собака. Эта дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки.
Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин - вожак. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное – она стала ему спутником и другом.
---Какие высказывания, поговорки вы приготовили по теме «Собака – друг человека»? 4 минипроект вы делали дома - проверим сейчас:
Задание: нарисовать слева на листе бумаги тот образ, который выражает значение слова «жестокость». Объясните, почему вы выбрали именно его. Написать те слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. Справа нарисовать образ, который выражает значение слова «милосердие». Назвать и написать те духовные ценности, которые противостоят жестокости. (любовь к ближнему, сострадание).
Учитель: К сожалению, некоторые люди не любят животных, жестоко относятся к ним. Это серьезная проблема, люди проявляют жестокость, забывая или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово - милосердие.
Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Обратившись к произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим и Черное ухо», мы выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственное отношение людей к животным.
III. Изучение нового материала.
Цели: приобретение новых знаний,
развитие умения искать ответы на
поставленные вопросы, подведение
детей к самостоятельному выбору
способа действия с информацией.
УУД:
Коммуникативные: сотрудничество
в поиске и выборе информации.
Познавательные: построение
логической цепочки рассуждений,
выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий. Учитель создает эмоциональный настрой на работу по теме. Формулирует задание на осмысление нового материала. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Учащиеся составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).
5 минипроект– кратко пересказать содержание повести
«Белый Бим черное ухо» - повесть о собаке, которая была очень верна своемухозяину. Совсем маленьким щенком его взял к себе бывший журналист, одинокий пенсионер, Иван Иванович. Глубокая любовь и верная преданность связали их. И всё бы было хорошо, если бы однажды Иван Иванович не попал в больницу с сердечным приступом. С этого момента у Бима началась очень непростая жизнь. В поисках своего хозяина Бим попадал и к злым людям, которые держали его на цепи, и просто к хулиганам. Раны, полученные от жестоких людей, Бим залечивал в лесу. После всех скитаний и поисков своего доброго хозяина он, наконец, снова в городе. Вредная Тетка, которая видит, что во дворе постоянно сидит и ждет кого-то собака, вызывает бригаду, которая занимается отловом бродячих собак. Она говорит, что Бим опасен, может быть переносчиком болезней и может даже покусать кого-нибудь. Бригада приезжает, но Бим не дается в руки ловцам, но его все же забирают и отвозят в приют. Из Москвы возвращается Иван
Иванович. Он узнает, что случилось с Бимом, выясняет адрес приюта и тут же едет за своей собакой. Но приехав в приют, он узнает, что Бима закрыли за железными дверями в машине. Всю ночь Бим пытался открыть, отгрызть эту несчастную дверь, лапами раздирая железо, желая вырваться на свободу, чтобы продолжить поиски своего хозяина. Иван Ивановичу открыли дверь, но Бим был уже мёртв.
Учитель: Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.
Ученые выявили три основные причины, когда нашим друзьям нужна помощь:
Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.
Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.
Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.
----посмотрим, как влияют эти причины на нашего главного героя.
IV. Закрепление нового материала.
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
УУД:
Познавательные: выбор наиболее
эффективных способов решения
задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: контроль,
коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль способа
действия и его результата с заданным эталоном. Учитель подводит к первичному обобщению, побуждает высказывать свое мнение. Обеспечивает положительную реакцию детей на высказывание одноклассников.
Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая беседа по произведению.
Обратимся с вами к герою повести - Биму.
Чем больше всего покорил вас Бим?
(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Сцена, где Бим плакал над письмом Ивана Ивановича, это было так по-человечески.
Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?
(Бим воспитывался добрым человеком и жил в уверенности, что доброта - это норма, по-другому быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)
Расскажите об Иване Ивановиче, хозяине Бима. Что это за человек? –
(Иван Иванович - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иванович любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)
Как Иван Иванович относится к Биму? Они друзья?
«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.
А как он относится к природе?
(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:
" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)
--- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Ивановичу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого, и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".
"маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иванович.
--- Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы?
Они были нужны друг другу, и это главное. Бим стал хорошей охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иванович сказал Биму: - Ждать, мальчик, ждать. Бим ждал и искал хозяина.
---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на
рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима?
Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!
---учитель читает стихотворение:
С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…Пусть год пройдет, и век пройдет, А Бим все ждет…
поиски хозяина. Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему?
Добрые: Злые:
Иван Иванович
Даша, Степановна
Матрена, Михей
водитель скорой Тетка
Семен Петрович
“Серый”
мать Толика
Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес
попал в беду. Разговаривают с ним, изливают ему свою душу. Всеони любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.
---Добрых людей много, почему же зло победило?
На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.
Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал... просил... к утру в фургоне стало тихо...». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над
смыслом слов Иван Ивановича:"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".
В чем суть этого философского раздумья?
(Как зима и весна, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек достигнет гармонии в мире природы.)
Учитель: Жестокость людей идет от равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть; когда утрачивается способность сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.
У вас, наверно, тоже возникали проблемы, переживания, когда к вашим друзьям меньшим относились «немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.
Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».
- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?
- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?
- Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?
- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?
-Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок?
Расскажи об этом.
Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из вас станет добрым, отзывчивым, милосердным Человеком.
Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге сеттера Бима и его хозяина Иван Ивановича. Повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски. Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!
Какой след оставил Бим в вашем сердце?
«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»
«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»
«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»
«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был! Прости нас, Бим!»
Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.
7 минипроект – рисунок Мне предложили прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я был поражен содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима. Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба, она у меня получилась преданной и верной, которую хочется любить и жалеть.
- Перед вами изображение сердечка, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате рядом с Бимом. Заключительное слово учителя.
Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. «Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать. Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и
спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?" Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.
6 минипроект
--- в повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека.
Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…
«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!»
«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».
Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах
торжествует зло, равнодушие».
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: сопоставление поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
УУД: Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка;
Личностные: установление учащимся значения результатов деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов. Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
- Закончить наш урок мне хочется строчками из стихотворения поэта Е. Евтушенко.
Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя.
Вижу, что повесть вас тронула, и поэтому я советую вам прочитать и другие произведения о животных.
----а девизом вашей жизни пусть станут слова Л. Толстого.
«Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Я желаю вам сохранить в ваших сердцах доброту и сердечность, чуткость и внимание, ответственность за «братьев наших меньших». Будьте хорошими хозяевами для своих четвероногих друзей!
8 минипроект «Памятники собакам».
Рефлексия. Продолжите предложение:
Этот урок научил меня…
Этот урок заставил меня задуматься…
Мне захотелось…
- Я хочу сказать, что раньше я…
-Очень хотелось бы изменить в первую очередь…
-В чём я абсолютно уверен (- а), так это в том…
-Для меня важным в разговоре было…
- Вы бы посоветовали своим друзьям, близким прочитать эту книгу? Почему?
На дом: 1.Дать письменный ответ на один из вопросов:
Какое чувство во мне оставила повесть? Чему учит нас книга Г. Троепольского?
2.Написать письмо Биму.
Дает комментарий к домашнему заданию.

Разделы: Внеклассная работа

Цель: формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное и аргументировано отстаивать свое мнение.

Ход мероприятия

Ведущий: 29 ноября 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского. Он прожил долгую жизнь, 90 лет, и оставил добрый след на земле. Г.Н. Троепольский более 20 лет проработал сельским учителем и агрономом в Воронежской области. С 1937 года стал печатать свои рассказы и очерки в газетах и журналах. Наибольшей популярностью у читателей пользуется его повесть “Белый Бим Черное ухо”. В 1975 году повесть была удостоена Государственной премии СССР, был снят художественный фильм. Сегодня мы с вами проводим читательскую конференцию по этой повести.

Наша цель: в коллективном обсуждении нравственных вопросов, которые поставлены писателем в этой повести, прийти к определенным выводам. Наш разговор о добре и зле, о верности и предательстве, о равнодушии и бессердечности людей.

В конференции принимают участие:

Литературовед – Берг Яна,
Кинокритик – Грибанова Катя,
Журналист – Гаврилов Алексей,
Кинолог – Брежнева Вика.

Во всех своих произведениях Г.Н. Троепольский страстно защищает все живое на земле, говорит об огромной ответственности человека перед природой, учит добру.

К читателям своей книги Г. Троепольский обратился с такими словами: “…Читатель-друг! …Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать”.

Слово предоставляется литературоведу, который познакомит нас с биографической справкой о творчестве Г.Н. Троепольского.

Ведущий обращает внимание на выставку книг, отмечает, что эта повесть много раз переиздавалась, показывает разные издания.

Вопрос: Г.Н. Троепольский посвятил повесть своему наставнику. Назовите имя этого человека. (Повесть посвящена памяти А.Т.Твардовского, который многое сделал для творческой судьбы Г.Н. Троепольского, читал повесть в рукописи и одобрил ее.)

Слово литературоведу – справка о Твардовском.

Ведущий: “Белый Бим Черное ухо” – трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.

Вопрос: Бим – главный герой повести. Какой породы Бим? (Сеттер – гордон.)

Вопрос: Какова родословная Бима? Почему его окрас является нетипичным для этой породы? (Он альбинос, у него белое ухо; это признак вырождения породы).

Ведущий: Кинология – это наука о собаках. Слово предоставляется кинологу. (Короткая справка о сеттерах.)

Вопрос: У каждой собаки, как и у человека, свой характер. Какой характер у Бима? (Он доверчивый и честный, верный, смелый, интеллигентная порода; никого не укусит, хоть на хвост наступи, царапает дверь, чтоб открыли; искренний.)

Вопрос: Бим – охотничья собака, ее хозяин Иван Иванович, дрессировал его. Сколько слов и команд знал Бим? (Около 100: подай тапки, неси миску, на стул, лежать, ждать, ищи и др.)

Вопрос: Повесть можно разделить на 3 части, это – трилогия. Дайте свое название трем частям повествования о Биме. (Автор назвал так: 1 – “Белый Бим Черное ухо”, 2 – “ Черноух в деревне”, 3 – “Бим и охотник”.)

Вопрос: Кто виноват в печальной судьбе Бима? Приведите примеры, как Бим постепенно начал терять веру в человека. (Тетка, Курносый, Серый, шофер, Клим, Семен Петрович (отец Толика).

Вопрос: Кто сочувствовал и помогал Биму? (Степановна, милиционер, девушка Даша, мальчик Толик, женщина-путеец Матрена, ветврач, охотник и его сын Алеша.)

Вопрос: Бим, общаясь с людьми, изучал их по интонации голоса, по запахам. Он для себя сделал много открытий, например, он удивился, когда впервые увидел, что человек плачет. А когда он сам заплакал? (Степановна показала ему письмо от Ивана Ивановича.)

Вопрос: Какова была жизнь Бима в деревне? (Новые хозяева, он пас овец, его сильно избил Клим.)

Вопрос: Как Бим лечился в лесу? Сколько дней он там провел? (5 дней, откопал корень валерианы, поймал птицу и съел ее, мышь, чеснок.)

Вопрос: Какой эпизод в повести произвел на вас сильное впечатление?

Эта повесть была экранизирована, одноименный фильм имел большой успех у зрителей. Кто смотрел фильм?

Слово кинокритику.

Просмотр фрагмента.

Ведущий: К сожалению, многие участники этой истории остались равнодушны к судьбе Бима, или обошлись с ним жестоко. А ведь каждый мог спасти Бима. В жизни от каждого из нас зависит многое.

Давайте смотреть друг другу в глаза,
Друг друга запоминать.
Нас всех ожидает разлука,
Нам всем предстоит умирать.
Давайте же будем добрее,
Друг друга жалеть и любить.
Спасатель нас всех обогреет.
И тьма не сумеет сгубить.
Не знать нам, как смерть обернется,
Как долго мы будем стареть.
И в Вечности может придется
В глаза нам друг другу смотреть.
И, встретившись в новом теле,
Не будет ли стыдно тогда,
Что часто мы здесь не смотрели
Друг другу с любовью в глаза.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что в наши дни остро стоит проблема бездомных собак, особенно в крупных городах, где много брошенных животных.

Слово предоставляется журналисту (обратить внимание на статью из газеты “Кузбасс” о бездомных собаках, которые живут на шахтах).

Наша жизнь, с ее бюрократическими проблемами различных справок, порой предоставляет сюжеты для новых фильмов. Послушайте стихотворение “Собачья верность” И. Яворовской.

Уж так случилось: ехать надо срочно,
И взят билет, и упакован груз.
Но иногда бывает и сверхпрочной
Невидимая нить сердечных уз –
И что же делать, если это даже
Не сват, не брат и вовсе не сосед,
А старый друг, верней, собака ваша,
С которой пережито столько бед.
Билет – и ей!
Уж улетать, так вместе!
И надо ж: нет какой-то справки вдруг…
Взлетает “ИЛ”…И кружится на месте
Четвероногий остроухий друг.
Нет слов, чтоб рассказать об этом людям:
Два года пес встречает каждый “ИЛ”,
И ждет, и верит, что однажды будет
Тот день, ради которого он жил,
Что, возвратясь к нему, его хозяин
Обнимет шею ласковой рукой,
Посмотрит очень добрыми глазами,
Поймет, как трудно справиться с тоской.
И видя эту преданность собачью,
Иное сердце выдержать невмочь,
Глаза иные втихомолку плачут,
Не в силах псу несчастному помочь.
Он не сдается, не подходит даже,
Он просто ждет, упорно ждет и ждет.
И никому на свете не расскажет,
Какая боль собачью душу жжет.

У писателя Троепольского была любимая собака, он очень часто разговаривал с ней, читал ей свои рукописи. Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

Вопрос: У кого есть дома собаки? Другие животные?

Заслушать рассказы учащихся о животных.

Подводя итоги, хочется отметить, что никто из участников конференции не остался равнодушным. Повесть “Белый Бим Черное ухо” произвела неизгладимое впечатление на Вас, юные читатели. В своих отзывах о прочитанном произведении каждый ученик отметил, что эта повесть не только о собаке по кличке Бим, но и о людях добрых и злых, равнодушных и сердобольных.

Эта повесть как рентгеном просвечивает души людей, выявляя в одних низость и подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить. Все учащиеся, прочитав эту книгу, сострадают Биму, и это четко прослеживается в ваших отзывах.

Барабанов Алексей считает, что … только по-настоящему любящий хозяин может так понимать собаку, и только по-настоящему преданная собака может так ждать.

Красильников Ефим уверен, что … эта повесть о бесконечной собачьей преданности. Бим любил Ивана Ивановича, искал его везде, попадал в сложные ситуации, но все же шел к своей цели. Но собачьи силы не безграничны, и Бим погиб, так и не найдя своего хозяина.

Никулин Денис отметил, что … Бим – очень умный пес, который может отличить плохое слово от хорошего. Иван Иванович очень часто повторял слово “осколок”, и Бим точно знал, что это плохое слово, мрачное.

В качестве вывода мне хотелось бы использовать цитату из сочинения Мухсинова Михаила. Миша считает, что эта повесть о дружбе между собакой и человеком. Собака – лучший друг человека.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая душевная беседа по произведению.

Обратимся с вами к герою повести - Биму.

---Чем больше всего покорил вас Бим?

(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.)

--- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?

(Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта - это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)

--- Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек? – слайд 13.

(Иван Иваныч - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)

--- Как Иван Иваныч относится к Биму? Они друзья? – слайд 14.

«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.

----А как он относится к природе? - слайд 15.

(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:- слайд 16.

" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)

--- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".

Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим "маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иваныч.

--- Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы? – слайды 17 – 18.

Иван Иваныч и Бим были нужны друг другу, и это главное. Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, верной, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иваныч сказал Биму:

Ждать, мальчик, ждать.

Бим ждал и искал хозяина, превратясь в несчастного, одинокого и грустного пса.

---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима? Слайды 24- 25.

Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!

Учитель читает стихотворение:

С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…
Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…
Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…
Пусть год пройдет, и век пройдет,
А Бим все ждет…

---поиски хозяина. слады 26-27.

---Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему? -слайды 19-23

Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес попал в беду.

Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

---Добрых людей много, почему же зло победило?

На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.

---- Слайд 28.

Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал.. просил.. к утру в фургоне стало тихо..». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча:

"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".

---В чем суть этого философского раздумья?

(Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.)

Учитель: Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим « немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.

Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».

Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?

Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.

Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра. – слайд 29.

Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге – сеттера Бима и его хозяина Иван Иваныча. Написанная пером замечательного писателя, повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски.
Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!

--- Какой след оставил Бим в вашем сердце?

«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»

«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»

«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»

«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был!

Прости нас, Бим!..»


Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.

---слово учащемуся 7 минипроект – рисунок Снориковой Влады.

На уроках внеурочной деятельности я занимаюсь проектом «Галерея года» и представляю свои рисунки. Однажды С.М предложила мне прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я была поражена содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима. Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба. Вот такой она у меня получилась: преданной и верной, которой хочется отдать частичку своей души, которую хочется любить и жалеть.

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим…Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный и под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим… Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи Доброте!
--- У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима.
Заключительное слово учителя.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником.

«Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"

Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

---слово учащемуся.

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.

Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших.

---слово учащимся 6 минипроект - интерактивное упражнение «Навигатор».

В повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека. Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…

«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!.»

«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».

Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие».