По конвенции о правах ребенка ребенком считается. Лекция об истории принятия конвенции о правах ребенка и ее основных положениях - документ

Конвенция о правах ребенка кратко говоря вместила в себя все о правах ребенка. Главный документ международного права, касающийся прав детей – Конвенция ООН о правах ребенка. К ней обращаются все страны, присоединившиеся к Конвенции, если возникают спорные вопросы при защите интересов детей, или в законодательстве страны не предусмотрен конкретный случай. Слово «конвенция» означает «международный договор». В этом договоре рассмотрены все возможные права, которые страны должны предоставлять растущим в них детям.

Договор был принят в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН. Работа над ним велась с 1979 года, когда профессор — международник из Польши А. Лопатка предложил проект Конвенции. До этого существовала Декларация прав ребенка, которую приняли в ООН в 1959 году. В ней упор делался на 10 положений, в которых говорилось, что ответственные за воспитание детей обязаны давать детям все лучшее и действовать ему во благо.

К 2 сентября 1990 года договор был подписан двадцатью странами и именно с этого дня он вступил в силу. На ноябрь 2014 года, когда была внесена последняя поправка о защите детей от порнографии, в Конвенции принимали участие 169 стран. Сегодня это наиболее полный международный документ, в котором оговорены права ребенка и их защита.

Конвенция о правах ребенка, статьи

Конвенция о правах ребенка включает 54 статьи.

В первой статье ребенком признается любой гражданин государства до 18 лет, если он не был признан достигшим совершеннолетия раньше по законам своей страны. В статьях перечислены права ребенка на:


Конвенция о защите прав ребенка

Защита прав ребенка должна осуществляться государством, родителями, другими людьми, получившими полномочия быть их защитниками.

Каждый ребенок в стране, участвующей в Конвенции, имеет право на защиту:

  • от всех видов насилия;
  • от эксплуатации труда детей, если он мешает их развитию и учебе;
  • от применения или распространения наркотиков;
  • от похищения, а также от торговли детьми;
  • от жестоких наказаний;
  • на защиту при совершении преступлений. В соответствии с договором детей нельзя осуждать на смертную казнь, а так же на заключение пожизненно;
  • на защиту во время войны. Участие в войне возможно только после 18 лет;
  • информации, наносящей вред развитию ребенка.

В Конвенции указывается на необходимость борьбы с детской смертностью, болезнями, на оказание помощи матерям во время беременности и после рождения детей, на работу по обучению планированию семьи.

Для соблюдения статей Конвенции в ООН каждые четыре года избирается Комитет по защите прав ребенка, который получает сообщения о нарушениях договора. В Комитет входят 10 человек из числа стран, принимающих участие в Конвенции.


Сообщения о нарушениях прав детей не должны быть анонимными. Когда комитет получает подобные известия, он предлагает государству принять меры по исправлению положения и представить отчет.

Если речь идет о торговле детьми или об их участии в войне, Комитет должен провести расследование. У страны, в которой произошло нарушение, спрашивают разрешения на присутствие и проведение расследования членами комитета. После окончания расследования уполномоченный член комитета дает рекомендации по ликвидации нарушения и следит за его выполнением.

С 2014 года сообщения о нарушении прав, указанных Конвенцией, Комитет принимает и непосредственно от детей.

Любая страна, участвующая в Конвенции, может заявить о выходе в любое время, но перестанет быть участницей договора только через год.

Конвенция о правах ребенка кратко формулирует все возможные права детей и защиту детских интересов в статьях 1-42, остальные статьи посвящены правилам подписания и ратификации этого договора.

Все государства, ставшие участниками договора, обязаны широко освещать Конвенцию среди народа.

Лекция об истории принятия Конвенции о правах ребенка и ее основных положениях.

Социологические исследования свидетельствуют, что многие школьники не знают не только содержание Конвенции, но и о ее существовании. Дорогие ребята, давайте рассмотрим, что представляет из себя Конвенция о правах ребенка, какие нормы закреплены в этом документе. Может быть, кто-то знает о нем?

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приня­ла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально пре­вратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества - детей. Событие это настолько важное и значимое, что многие пуб­лицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию Хартией вольностей для детей, мировой кон­ституцией прав ребенка.

Разработка документов о правах ребенка имеет свою историю. Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, экономической эксплуатации работодателей. Еще до образования ООН права детей рассматривались в основном в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

Дети, их благополучие и права всегда находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из главных актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИ­СЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям

В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

Необходимость особой защиты прав ребенка была признана Международным пактом об экономиче­ских социальных и культурных правах (ст. 10), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и междуна­родных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что человече­ство обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. В ней были провозглашены десять социальных и пра­вовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. Она оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

Однако после принятия Декларации прав ребенка возникла необходимость принятия нового документа - Конвенции.

Международные документы, в том числе о правах человека, условно можно разделить на две боль­шие группы: декларации и конвенции. Декларация (от латинского слова declaratia - провозглашение) не име­ет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского слова conventio - договор, соглашение) - соглашение по специально­му вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Время и ухудшение положения детей потребовали от мирового сообщества принятия нового докумен­та, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. За 30 лет, прошедших после принятия Декларации прав ребенка, многие представления изменились, сложились новые понятия. Потребность в придании пра­вам детей силы норм договорного права с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе ко­торой приняли участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих деклара­тивный характер положений (они именовались принципами), Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ре­бенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. В отличие от Декла­рации государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои дей­ствия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия поло­жениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.

Конвенция имеет равное значение для всех народов во всех регионах мира. Несмотря на то, что Кон­венция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и по­литические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству, на основе общих для всех прав выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание ут­верждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Зарубежные и отечественные исследователи, говоря об истории Декларации и о Конвенции, ограни­чиваются перечисленными выше фактами (подробно или менее подробно излагая их). Зарубежных авторов можно понять, они, очевидно, недостаточно знают историю российской педагогической мысли. Удивляют отечественные исследователи, многие из которых не считают нужным упомянуть имя видного педагога, страстного борца за права детей, свободное воспитание личности - К.Н. Вентцеля. Он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребенка, опираясь на гуманистическую отечественную фи­лософскую мысль. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную декларацию ООН.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 г.) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей.

Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. «Наилучшие интересы ребенка» - понятие универсальное. Оно включает право на выживание, здоровое развитие и защиту от злоупотреблений. Эти права общепризнанны и стали международными нормами.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями.

Конвенция - документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослый - ребенок, учитель - ученик. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастаю­щего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но и прежде всего в наше сознание.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выжива­ние, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ре­бенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами че­ловека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс граж­данских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритет­ность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способно­стей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здраво­охранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в пер­вую очередь детям.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.

Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, за­нимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.

Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискрими­нации или различий.

Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осущест­вляется компетентными органами в интересах их благополучия.

Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологиче­ского ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Про­цесс усыновления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывезти ребенка из страны, где он родился.

Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохране­ния. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение чело­веческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.

Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, ко­торая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.

Государства должны защищать детей от незаконного употребления и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

Принимаются все меры для прекращения похищения детей и торговли ими.

Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совер­шенные лицами в возрасте до 18 лет.

Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыт­кам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

Чтобы активизировать внимание мирового сообщества к Конвенции, защите прав ребенка, ООН про­вела Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, состоявшуюся 29-30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке. Всемирная встреча стала историческим форумом. 71 президент и премьер-министры государств и правительств собрались в ООН, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы XX столетия. Главы 159 делегаций дали обещание: попытаться покончить к 2000 году с детской смертностью и недоеданием, обеспечить элементар­ные гарантии нормального физического и нравственного развития детей во всем мире. Все правительства обещали пересмотреть свои планы и бюджеты и до конца 1991 года принять решения относительно нацио­нальных программ действий.

Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана дей­ствий по ее осуществлению - это не только Совместное обязательство, это выдающийся документ, свиде­тельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества и в последнюю очередь страдали от его не­удач, в том, что уровень цивилизации общества, его гуманность будут определяться тем, как общество за­щищает своих детей и заботится о них. В этом суть новой этики в отношении детства, провозглашенной на этой встрече.

Принципы этой этики закреплены в Конвенции о правах ребенка. В итоговом документе встречи гово­рится о необходимости всемерного соблюдения Конвенции. Выполнение или нарушение ее должно незамедли­тельно становиться вопросом национальной озабоченности, национальной гордости или национального стыда.

Конвенция создала механизм, который контролирует выполнение ее принципов. В целях рассмотре­ния прогресса, достигнутого государствами-участниками в обеспечении выполнения прав ребенка, создан Комитет по правам ребенка. Его состав и функции определены статьями 43-45 Конвенции о правах ребенка.

В соответствии с пунктом 1 ст. 44 Конвенции о правах ребенка государства-участники обязуются представлять Комитету через Генерального секретаря ООН доклады о реализации положений Конвенции.

Первоначальный доклад представляется страной, ратифицировавшей Конвенцию, через 2 года, а по­следующие - через каждые 5 лет.

Комитет разработал рекомендации по содержанию информации, включаемой в доклады государств-участников. Доклады Комитету по правам ребенка от государств, которые ратифицировали Конвенцию, яв­ляются исключительно важными для процесса контроля. Комитет понимает, что как бы тщательно доклады ни составлялись, сколь подробными они ни были, официальные доклады редко могут охватить полную кар­тину прав ребенка в данной стране. Поэтому Комитет кроме официального доклада собирает сведения от неправительственных, межправительственных организаций, включая ЮНИСЕФ, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительств. При обсуждении доклада Комитет учитывает и ана­лизирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей.

Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила отношение к детям в мире. На междуна­родном уровне утверждается убеждение, что у детей есть все те права, что и у взрослых: гражданские и по­литические, социальные, культурные, экономические. Подтверждением этого является ратификация Конвен­ции почти всеми странами мира. 191 государство является участниками Конвенции. Только 2 государства пока еще не присоединились к Конвенции (Сомали и США). Таким образом, она стала единственным в исто­рии договором по правам человека, ратифицированным таким количеством стран.

Конвенция о правах ребенка заложила в международное право новые нормы, к соблюдению которых должны стремиться национальные правительства.

Конвенция признает, что еще не все правительства располагают ресурсами, необходимыми для немедленного обеспечения экономических, социальных и культурных прав. Однако она обязывает их уделять этим правам первостепенное внимание и обеспечивать их соблюдение в максимально возможной степени с учетом имеющихся ресурсов.

Выполняя свои обязательства, государства вынуждены вносить изменения в национальные законы, планы, политику и практику. Для принятия таких мер прежде всего необходима политическая воля. Кон­венция вызвала к жизни изменения, которые уже начинают серьезно сказываться на отношении междуна­родного сообщества к детям. В настоящее время 96 % детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей. Ряд государств мира включили принципы Конвенции в свои Конституции, многие страны приняли новые законы или внесли поправки в существующие законы. Во многих странах Конвенция включена в учебные программы или курсы и начался процесс осведомления детей об их правах.

На основе принципов Конвенции были сформулированы многие другие международные, региональ­ные и национальные документы, например документы, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (сентябрь 1990 г.), Европейская Конвенция о защите прав детей (принята Советом Ев­ропы в январе 1996 г.), национальные законы о защите прав детей в ряде государств. Во многих странах средства массовой информации содействовали ознакомлению людей с содержанием Конвенции и факта­ми ее нарушения.

Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей (сентябрь 1990 г.), как уже отмечалось, при­няла Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществле­нию на 90-е годы. На пороге нового тысячелетия ЮНИСЕФ выдвинуло новую инициативу - Всеобщее Движение в интересах детей. Это рабочее название новой инициативы. Ее задача - сосредоточить усилия на разработке новой Всеобщей программы действий в интересах детей. Она должна сформулировать не только цели, но и пути их достижения, позволяющие ускорить процесс реализации прав детей и получить результа­ты в пределах одного поколения.

Для осмысления и закрепления полученной информации важно предложить учащимся ряд вопросов.

Тема нашего урока посвящена изучению прав ребенка, ознакомлению с главным международным правовым документом - Конвенцией ООН о правах ребенка.

На доске тема урока и план изучения нового материала:
Права ребенка. Конвенция о правах ребенка.

    Проблемы детства в современном мире.

    Понятие "ребенок".

    История создания Конвенции ООН о правах ребенка (1989).

    Основные положения Конвенции о правах ребенка.

Вступительная беседа :

    Когда вы чувствуете себя счастливыми?

    Как вы думаете, что нужно ребенку, чтобы он чувствовал себя счастливым?

    Одинаково ли счастливы дети на планете?

    Каких детей вы могли бы назвать несчастными?

    А существуют ли проблемы у детей? Какие?

    Имеют ли дети какие- либо права в обществе или они есть только у взрослых?

    Какие бы права вы хотели бы иметь, будучи детьми?

    Проблемы детства.

Когда человеку хорошо, он и не задумывается о своих правах. Но в мире очень много проблем, касающихся жизни и здоровья
детей: сиротство, насилие над детьми, использование детского труда, болезни, война, изгнание из родных мест, плен и др.

Положение детей на земле неодинаково. Есть страны, в которых дети окружены заботой государства, где решению проблемы
защиты детей отводится первостепенная роль. Но есть такие государства, где тысячи детей вынуждены жить в нищете и голоде, где царит бесправие и насилие над ними.

Организация Объединенных наций, созданная в 1945 году, чтобы укрепить мир и дружбу между народами, предотвратить международные конфликты, защитить права человека, не могла обойти вниманием вопрос о правах детей, живущих на земле.

Для того, чтобы более полно обеспечить права детей она приняла ряд документов о правах ребенка. Дети, обладая всей полнотой уже провозглашенных международных прав, имеют свои специфические права, пользуются особой защитой со стороны
государства.

    Понятие "ребенок".

Кого же относят к понятию "ребенок"? ООН в своих документах считает, что ребенком является каждый человек до достижения им восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Эта
оговорка означает, что если до достижения восемнадцати лет молодые люди вступили в брак, зарегистрированный в установленном порядке, то на них не будут распространяться положения документов о детях.

В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относят детей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей. Такиe правила заключены в кодексы различных отраслей права (Семейный, Уголовный, Трудовой и др.).

Среди международно-правовых документов о правах ребенка важное и основное место занимает Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, которую подписала также и Россия.
(В тетрадях фиксируется понятие "ребенок", его юридический статус).

    История создания Конвенции ООН и правах ребенка.

Словарная работа .

Конвенция - это международное соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами сторон.

Почему же был принят этот документ? Чем вызвана его необходимость?
К разработке Конвенции Комиссия ООН по правам человека приступила в Международный год ребенка (1979 г.). К этому времени появился ряд важнейших международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже.

Конвенция - это договор, который должен выполняться теми, кто его подписал. Этот статус документа определил остроту дискуссий о его содержании, сложности и длительность (десять лет) его разработки. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 году она была ратифицирована нашей страной.

    Основные положения Конвенции о правах ребенка.

Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.

Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Главный принцип Конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей, какими бы учреждениями они ни предпринимались, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы. Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
(В тетради записывается понятие "конвенция", а также Конвенция о правах ребенка, с органом и годом его принятия).

Государства-участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, давайте представим их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.

Работа с учащимися по таблице-схеме . Учитель объясняет положения Конвенции о правах ребенка, активизируя детей к участию в размышлении над темой урока.

Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.

Интересное положение Конвенции - признание права ребенка выражать свои собственные взгляды (если он сам способен их сформулировать) по всем вопросам, касающимся ребенка. При этом государства-участники обязались уделять этим взглядам "должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка". Для нас, взрослый вы или еще ребенок, очень важно, чтобы ваши взгляды были встречены окружающими с уважением и пониманием.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору. Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка.

Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.
Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.

Вопросы школьникам:

    Для чего необходимо вам изучать положения Конвенции?

    Какие права по Конвенции реализуете вы в жизни?

Какие вопросы остаются нерешенными в отношении защиты детства в нашей стране?

  • Основная образовательная программа начального общего образования мбоу климовской средней

    ... истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка , освоения основных социальных ролей, норм и правил ... лекции ... Положение №69, принятое ... » «Конвенция о правах ребенка » « ... ее . Основная ... положений о внеурочной деятельности обучающихся; -положения об ...

  • Основная образовательная программа начального общего основного общего и среднего основного (полного) общего образования

    Основная образовательная программа

    Пункту, региону, России, истории , культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание... ; Конвенция о правах ребенка ; Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (4 класс, реализующий фкгс)

    Основная образовательная программа

    ... Об образовании в Российской Федерации», Типовое положение об ... характер, присущее ей чувство юмора. ... хозяйстве; - основные этапы истории России; - ... , понимание и принятие обучающимися ценностей: ... лекций , ... и обыватель» «Конвенция о правах ребенка » «Олимпиада в...

  • В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея о необходи­мости уважительного отношения к маленькому чело­веку – ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие. В связи с этим выдвигаются и обосновываются гуманистические принципы воспита­ния и образования. Передовые мыслители на первое место- всегда выдвигали и выдвигают права человека, его свободу и в связи с этим высшей ценностью объяв­ляется человек с его взглядами, индивидуальными осо­бенностями.

    Вопрос о социальной защите человека, особенно ребенка является одним из самых животрепещущих и требует к себе особого внимания. Дети дошкольного возраста многих стран мира в своей жизни уже столк­нулись с такими понятиями как сиротство, безрабо­тица, нищенство, бродяжничество, алкоголизм, нарко­мания, воровство и т. п. Дети дошкольного возраста нуждаются в особенном внимании со стороны взрос­лых. Этот возраст характеризуется повышенной ра­нимостью к средовым влияниям, и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим рас­стройствам. Дети во многих странах мира все чаще оказываются лишенными родительской любви и лас­ки. Здесь следует отметить, что взрослые для ребенка являются источником не только радости и познания мира, но и создают уверенность в защищенности, устраняют большинство неприятных для детей обсто­ятельств и событий.

    На современном этапе развития человечества люди пришли к выводу, что необходимы международ­ные документы, в которых должны быть закреплены основные права и свободы человека. В 1948 г. между­народное сообщество разработало и приняло в ООН документ «Всеобщая декларация прав человека».

    В 1950 г. Совет Европы на основе Всеобщей декла­рации прав человека принимает Европейскую конвен­цию о защите прав человека и основных свобод.

    Уже во Всеобщей декларации прав человека отме­чалось, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». В 1950 г. международное сообщество принимает Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. Генеральная ассамблея Организации объединен­ных наций – Конвенцию о правах ребенка.

    Само слово «конвенция» в переводе с латинского означает договор, соглашение. Конвенция вступает в силу и является обязательной для тех государств, кото­рые ее подписали и ратифицировали. В связи с тем, что наша страна подписала и ратифицировала Конвен­цию о правах ребенка, все последующие законодатель­ные акты должны быть согласованы со статьями дан­ного международного документа.

    В преамбуле (вводная часть к законодательному акту) Конвенции подчеркивается, что дети имеют пра­во на особую заботу и помощь. Кроме того, признает­ся, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

    Конвенция о правах ребенка состоит из трех час­тей и 54 статей.

    Первая часть Конвенции включает в себя 41 ста­тью. Уже в первой статье этого раздела указывается, что ребенком является каждое человеческое существо от рождения и до достижения 18-летнего возраста.

    Все статьи первого раздела Конвенции направле­ны на определение прав ребенка, защиту его безопас­ности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6, 7, 8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих роди­телей, сохранять свою индивидуальность.

    В статьях 9 и 10 Конвенции особое внимание уде­ляется проблеме прав ребенка и родителей. В докумен­те записано, что государства-участники обеспечивают родителям право не разлучаться со своим ребенком, если это делается вопреки желанию ребенка. Если же компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в инте­ресах ребенка, указывается право ребенка на воссо­единение с семьей

    Впервые в этом международном документе декла­рируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (статьи 12 – 17). Так в статье 16 записано, что не один ребенок не мо­жет быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь. В этой статье подчеркивает­ся право ребенка на тайну личной корреспонденции. В статье 17 важное место отводится средствам массо­вой информации в обеспечении ребенка сведениями в области культуры и социальной жизни.

    Следует обратить внимание на статью 19, в кото­рой указывается, что государства-участники принима­ют все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.

    В статьях 20 – 25 излагаются права ребенка и обя­занности государства, связанные с системой усынов­ления, получения статуса беженца, а также всей необ­ходимой медицинской помощи. Статья 24 Конвенции посвящена тем мерам, которые государства-участники должны применять для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности; борьбе с болезнями и недоеданиями; предоставлению матери надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.

    Важное место в статье 27 отводится правам ребен­ка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и

    социальное развитие. При этом указывается, что роди­тели или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение в пределах своих спо­собностей и финансовых возможностей условий жиз­ни, необходимых для развития ребенка.

    Следует обратить внимание на статью 28 Конвен­ции о правах ребенка. В этой статье признается право ребенка на образование, на то, что школьная дисцип­лина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.

    В статье 29 говорится о целях образования. Обра­зование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способ­ностей в их самом полном объеме; на подготовку ре­бенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия муж­чин и женщин и дружбы между всеми народами, этни­ческими и религиозными группами; на воспитание чувства уважения к окружающей природе. В дополне­ние к этому в статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соот­ветствующие его возрасту.

    Ряд статей Конвенции (32 – 36) направлен на за­щиту детей от любой экономической, сексуальной эк­сплуатации; от незаконного приобщения к употребле­нию наркотических и психотропных веществ; от похищения детей, торговли детьми или контрабанды в любых целях и в любой форме.

    В Конвенции имеются статьи (37 – 41), в которых подчеркивается, что государства-участники обеспечи­вают права ребенка в случае нарушения им законов. При этом дается перечень определенных прав для лиц, совершивших противоправные действия, еще не дос­тигнув 18 лет. В статье 38 говорится о том, что государ­ства должны принимать все возможные меры, чтобы лица, не достигшие 15 лет, не принимали участия в военных действиях.

    Следует обратить внимание на статью 41 Конвен­ции. Она имеет важное значение для работников сис­темы образования, особенно образовательных учреж­дений разного типа и вида. В этой статье изложены права ребенка в случае нарушения им уголовного за­конодательства: презумпция невиновности, пока вина не будет доказана согласно закону;

    безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу ком­петентным, независимым и беспристрастным органом; свобода от принуждения к даче свидетельских показа­ний или признанию вины; полное уважение к лично­сти ребенка, его личной жизни на всех этапах разби­рательства; в случае необходимости предоставление бесплатной помощи переводчика.

    Ко второй части Конвенции относятся статьи 42 – 45. В этих статьях определяются действенные средства для широкого информирования о принципах и основ­ных положениях Конвенции как взрослых, так и детей. Кроме того предлагаются пути контроля за выполне­нием всех положений Конвенции государствами, ко­торые подписали и ратифицировали этот документ.

    Учреждается Международный комитет по правам ребенка. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан, обладающих высокими нравственными качествами и компетенци­ей в области, охватываемой Конвенцией.

    В третьей части Конвенции отмечается, что она открыта для подписания всем государствам. Статьи 46 – 54 раскрывают процедурно-правовые вопросы, дающие государствам право вносить определенные из­менения в статьи Конвенции, подчеркивается, что по­правки вступают в силу по утверждению документа Ге­неральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

    Анализ содержания статей Конвенции о правах ребенка дает возможность увидеть, что основана она на общечеловеческих ценностях, самой главной из которых являются человек и его ребенок. В Конвенции отражены социально-нравственные, правовые нормы международного значения, признанные всеми народа­ми мира. В основу Конвенции о правах ребенка поло­жены достижения педагогической мировой науки об общении взрослых и детей, о признании ребенка пол­ноценной, полноправной личностью.

    Впервые такой документ международного значе­ния провозгласил приоритет интересов детей, их свободы. Свобода нужна ребенку для полноценного ин­теллектуального, нравственного, психического и физи­ческого развития.

    Конвенция о правах ребенка впервые в мировой практике поставила перед государствами-участниками необходимость учитывать права ребенка при создании и принятии нормативных документов, касающихся обу­чения и воспитания, жизни в семье и отношений в обществе. Государства-участники должны, основыва­ясь на содержании Конвенции, создавать нравствен­но-правовое и образовательное пространство для пол­ноценного развития каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей.

    Основные идеи Конвенции о правах ребенка нахо­дят свое отражение во всех законодательных актах Рос­сийской Федерации, направленных на выживание, за­щиту, обучение и развитие детей. Исключительное место в этих законодательных актах отводится праву ребенка на образование. Оно закреплено в Конституции РФ. Закон РФ «Об образовании» в основных своих положениях также соответствует Конвенции о правах ребенка.

    Закон РФ «Об образовании» установил, что область образования является приоритетной и основывается на ряде значимых принципов:

    Гуманистический характер образования;

    Общедоступность образования;

    Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, т. е. отказ го­сударства от монополии на решение всех принци­пиальных вопросов функционирования и развития государственной системы образования. Особенного внимания в связи с положениями,

    закрепленными в Конвенции, требует государственная политика в области образования: должны четко соблю­даться права ребенка на выбор образовательного уч­реждения, на дополнительные услуги в обучении, а также прав родителей на выбор учителя в начальной школе и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.

    Государственная политика в области образования обязательно связана с целым рядом положений Кон­венции о правах ребенка и отражена в целом ряде правовых документов.

    К таким документам можно от­нести:

    Конституция Российской Федерации; Федеральный закон«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Закон РФ «Об образовании»; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ;

    Закон РФ «О дополнительных гарантиях по соци­альной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Задания для самостоятельной работы

    1. Что означает слово «конвенция»?

    2. Чем руководствовалось международное сообще­ство, когда разрабатывало Конвенцию о правах ре­бенка?

    3. В каком году и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

    4. Раскройте структуру Конвенции.

    5. Какие права ребенка декларируются в первом раз­деле Конвенции?

    6. Какие положения Конвенции обращены к родите­лям детей или лицам, их заменяющих?

    7. Какие статьи первого раздела Конвенции вы ис­пользуете в работе с семьей?

    8. Находят ли положения Конвенции свое отражение в законодательных актах РФ, касающихся всех вопросов жизни и деятельности детей?

    Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая над­лежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. На эту простую истину человечество стало обращать вни­мание менее ста лет назад. Декларации о правах ребенка принимались Лигой Наций и ООН соответственно в 1924 и 1959 гг. Позднее в целом ряде международных договоров по правам человека и международных договоров в области международного гуманитарного права были закреплены конкретные нормы о специальном статусе детей. Вместе с тем ряд государств заявляли о необходимости принятия всеобъемлющего соглашения о правах детей, имеющего обязательный характер. Укреплению такой точки зрения способствовали сообщения о крайне тяжелых условиях жиз­ни детей, о чем свидетельствовали высокая детская смерт­ность, неадекватная охрана здоровья детей, отсутствие у них надлежащих возможностей для получения элементарного образования. Кроме того, не меньшую тревогу вызывала информация о детях, подвергавшихся злоупотреблениям и эксплуатации в форме проституции или опасного труда, о детях, содержащихся в тюрьмах или оказавшихся в иной неблагоприятной ситуации, и о детях из числа беженцев или жертв вооруженного конфликта.

    В результате длительных переговоров Конвенция ООН о правах ребенка была принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Историческим поводом для выдвижения инициативы о разработке проекта Конвенции о правах ребенка стала подготовка к 20-й годовщине принятия Декларации ООН о правах ребенка. 1979 г. был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом ребен­ка. Именно тогда Польша (Польская Народная Республика) выступила с инициативой разработки Конвенции о правах ребенка.

    Польское правительство представило проект конвенции Ко­миссии ООН по правам человека с просьбой включить данный вопрос в ее повестку дня. Отметим, что на сегодняшний день это наиболее значимая международная инициатива Польши в области прав человека. Однако все не ограничилось только инициативой, за 11 лет Польша смогла довести процесс со­гласования текста до логического конца. Попутно отметим, что Польша внесла и продолжает вносить существенный вклад в защиту прав детей на международном уровне. Среди других подобных международных инициатив Польши можно отме­тить следующие: по инициативе поляка Людвика Рейхмана в 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН создала ЮНИСЕФ; пред­ставители Польши активно участвовали в процессе создания проекта Декларации о правах ребенка, которая была принята ООН в 1959 г.; 15 декабря 1978 г. Генеральная Ассамблея ООН на основе польской инициативы приняла Декларацию о вос­питании народов в духе мира.

    Таким образом, можно констатировать, что включение Польши в дело улучшения положения детей по всему миру стало традицией. Эта традиция обусловлена чувствительно­стью польского общества к страданиям и нищете детей. Во вре­мя Первой и Второй мировых войн дети в Польше испытали не поддающиеся описанию страдания, ставшие следствием во­енных действий на польской территории. В результате многие дети голодали, были лишены основных видов медицинской помощи и доступа к образованию, а также были вынуждены выполнять нечеловечески тяжелую работу. Во время Второй мировой войны дети и их родители были вынуждены массово покинуть свои дома, многие дети были разлучены с семьями нацистами для дальнейшего перевоспитания. Дети еврейского и цыганского происхождения уничтожались. Нацистские вла­сти создали концентрационный лагерь для детей в Польше, в котором погибли тысячи детей. Последние события были стимулом для польских властей предпринять меры по улуч­шению положения детей.

    В период между двумя мировыми войнами была разра­ботана современная научная концепция «права детей». В ее основе лежит убеждение, что ребенок является независимым человеком, имеющим свои потребности, интересы и права; и что он или она вправе рассматриваться не только в качестве объекта заботы и беспокойства, но и субъекта, чьи интересы и права должны быть соблюдены. Согласно этой концепции ребенок на определенном этапе его или ее развития спосо­бен выражать свое мнение, которое должно быть принято во внимание. Главным сторонником новой концепции детства был гражданин Польши, доктор медицинских наук, писатель, философ и педагог Януш Корчак. Он подтвердил верность своим представлениям на примере собственной жизни. Имея возможность спасти свою жизнь, он решил остаться вместе с детьми и заботился о них до самого конца - смерти в газовой камере нацистского концлагеря Треблинки в 1942 г. Предлагая первый проект Конвенции о правах ребенка в 1978 г., прави­тельство Польши стремилось популяризировать концепцию детства доктора Корчака во всем мире, увековечив его память. Польша также хотела доказать, что она как страна, в то время принадлежащая к блоку социалистических государств, была в состоянии создать конструктивную и крайне необходимую инициативу в области прав человека. Это стало хорошей воз­можностью показать, что подобные инициативы не должны быть монополией западных государств.

    Начало работы по разработке проекта Конвенции

    Польское правительство ожидало, что проект Конвенции будет принят в течение короткого периода времени, поскольку первоначальный проект был в значительной степени основан на тексте Декларации прав ребенка 1959 г. Предполагалось также, что проект Конвенции вызовет широкий интерес и под­держку со стороны развивающихся стран. Первоначальный проект, представленный Комиссии по правам человека ООН, был разработан Министерством иностранных дел Польши при содействии ученых - специалистов в области семейного пра­ва и вопросов опеки и попечительства. Перед официальным представлением проекта Конвенции Польша провела пред­варительные консультации с некоторыми членами Комиссии по правам человека.

    Комиссия одобрила ходатайство Польши с просьбой о включении вопроса о проекте Конвенции в повестку дня. Инициатива была поддержана и государствами, принадлежа­щими к социалистическому блоку. После предварительного обсуждения Комиссия решила направить проект государ­ствам - членам ООН для рассмотрения, а также междуна­родным межправительственным и неправительственным организациям, выразившим заинтересованность в этом во­просе с просьбой о комментарии проекта. Многие межпра­вительственные организации с энтузиазмом откликнулись, и в целом проект Конвенции получил широкую поддержку. Ряд государств, организаций и экспертов ратовали за вклю­чение в текст Конвенции всех прав ребенка (гражданских, экономических, социальных и культурных), но при сохра­нении надлежащего баланса между ними. Сторонники этой точки зрения утверждали, что польский проект чрезмерно подчеркивает важность экономических, социальных и куль­турных прав, и настаивали, что Конвенция должна охватывать права детей в чрезвычайных ситуациях, положение детей с ограниченными возможностями, детей-беженцев, детей, нарушивших закон, детей-сирот и т.д. Также была подчер­кнута необходимость гарантировать равные права для такой уязвимой группы детей, как девочки.

    Польское правительство внимательно изучило большое количество предложений и рекомендаций и подготовило вто­рой, исправленный вариант проекта Конвенции, который был представлен на рассмотрение Комиссии по правам человека в 1979 г. и стал основой для дальнейшей работы по разработке Конвенции.

    Для разработки проекта Конвенции Комиссия по правам человека назначила сессионную Рабочую группу, открытую для всех заинтересованных государств. В 1979 и 1980 гг. Рабочая группа отводила лишь несколько часов для обсуждений. За­седания проходили одновременно с заседаниями Комиссии и других Рабочих групп открытого состава, созданных Комис­сией. Этот факт, безусловно, усилил прогресс в разработке проекта Конвенции. Представляется, что холодная война за­медлила процесс принятия окончательного проекта Конвен­ции, поскольку при обсуждении наблюдалось столкновение позиций США и СССР. Делегаты некоторых стран намеренно препятствовали достижению конечного результата, например, предлагали спорные предложения, а затем отзывали их, когда консенсус был, наконец, достигнут после долгих и утомитель­ных переговоров. Некоторые делегаты также одновременно представляли большое количество предложений, которые, как всем было ясно с самого начала, не могли рассматриваться по расписанию из-за своей многочисленности. Несмотря на то, что выдвинутые предложения были уместны, необходимо было найти время, чтобы рассмотреть их. Некоторые из этих пред­ложений были приняты позже.

    Непросто складывались переговоры с участием междуна­родных органов и организаций. Отношение некоторых деле­гатов - представителей НПО не способствовало достижению прогресса.

    Продвижение работы по разработке проекта зависело от достижений прогресса в других параллельно обсуждаемых правозащитных вопросах, которые имели особое значение для западных государств: разработка проекта Декларации о ликви­дации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (была принята в 1981 г.) и создание проекта Конвенции против пыток и других жестоких, бес­человечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята в 1984 г.).

    В 1981 г. Комиссия ООН по правам человека позволила Ра­бочей группе провести свои встречи за несколько дней до сес­сии Комиссии и утвердила решение о продолжении работы Рабочей группы работу в ходе сессии. Позже Рабочая группа получила согласие Комиссии провести одну неделю или, на за­вершающей стадии, даже две недели заседаний перед открыти­ем сессии Комиссии. И это значительно повысило темпы про­дуктивной деятельности Рабочей группы. На последнем этапе работы над проектом Конвенции Исполнительный директор ЮНИСЕФ Джеймс Грант вовлек эту международную органи­зацию в процесс завершения работы над проектом в целях завершения его до 1989 г., когда планировалось празднование 30-й годовщины принятия Декларации о правах ребенка и де­сятая годовщина Международного года ребенка. Участие таких международных организаций, как Международная организа­ция труда, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная орга­низация здравоохранения (ВОЗ) и Международный Комитет Красного Креста на завершающей стадии создания Конвенции становилось все более и более заметным. Неправительственные организации эффективно сотрудничали под эгидой «Группы НПО», для которых организация «Защита для детей» высту­пала в качестве секретариата. Каждый год группа представля­ла несколько ценных предложений, многие из которых были приняты Рабочей группой. НПО также развернули активную международную кампанию в пользу Конвенции, организовы­вали многочисленные семинары и конференции. Несколько подобных мероприятий состоялись в СССР, Италии, Испании, Иордании, Польше и некоторых других государствах. Такие встречи предоставили хорошую возможность для оценки про­гресса по проекту, обмена мнениями и позволили рассмотреть поступающие предложения. Например, конференция в Ам­мане (Иордания) привела к созданию концепции междуна­родного контроля за соблюдением Конвенции. Была отмечена необходимость создания Комитета по правам ребенка, поло­жения о котором нашли свое место в тексте Конвенции. Было также предложено финансировать Комитет по правам ребенка из средств регулярного бюджета ООН, в отличие от Комитета против пыток, созданного на основе Конвенции против пыток, принятой в 1984 г.

    Рабочая группа: методические подходы

    С самого начала своей деятельности Рабочая группа при­менила принцип принятия всех положений Конвенции на ос­нове единого мнения (консенсуса). Это означало, что каждое предложение обсуждалось и подвергалось поправкам, если не применялось вето какой-либо стороной в ходе обсуждения. Значительное содействие оказали небольшие редакционные группы, как правило, состоявшие из наиболее заинтересован­ных делегаций. Задача данных групп заключалась в детальном анализе спорных предложений и согласовании наиболее под­ходящей версии статьи для дальнейшего принятия Рабочей группой.

    Рабочая группа решила, что проект Конвенции, после за­вершения его разработки, необходимо провести через второе чтение. После принятия этого решения проект Конвенции был представлен правительствам всех государств - членов ООН и международным организациям для их оценки и пред­ложения замечаний. Группа специалистов ЮНИСЕФ во главе с Виктором Солер-Сала, заместителем директора Европейского офиса ЮНИСЕФ, эффективно и обдуманно внесли конструк­тивный вклад в работу над проектом.

    Оценка проекта Конвенции со стороны различных органов в результате притока новых предложений и рекомендаций способствовала достижению наиболее продуктивного содержа­ния проекта. Итоговая двухнедельная сессия Рабочей группы во втором чтении завершились принятием многих предложе­ний, улучшивших качество проекта. Единственная причина, по которой Рабочей группе и Комиссии по правам человека не удалось прийти к единому мнению, заключалась в вопросе финансирования деятельности Комитета по правам ребенка. Решение по этому вопросу было принято позже путем голо­сования в Третьем комитете Генеральной Ассамблеи ООН, всего за несколько дней до принятия Конвенции Генеральной Ассамблей ООН.

    Позиции делегатов государств, конечно, определялись инструкциями национальных правительств. Тем не менее личность и отношение отдельных делегатов сыграли свою роль в дискуссиях. Некоторые государства, в частности, США и Австралия, довольно часто меняли свои делегатов на сессиях Рабочей группы. Эти изменения, как правило, оказывали по­ложительное влияние на развитие разработки проекта. Ряд изменений в составе делегаций не имели никакого влияния на работу Рабочей группы. Иногда, однако, возникали про­блемы. Однажды, например, правительство одного государ­ства направило делегата, представившего ряд предложений, которые, в случае их принятия, снизили бы качество Конвен­ции и замедлили бы ее принятие. К счастью, предложения делегата встретили единодушную критику со стороны других делегатов и почти все были отклонены. Данный эпизод вы­глядел так, как будто позиция делегата была основана на его личных взглядах, а не на указаниях правительства государства, которое он представлял.

    Иначе говоря, Рабочая группа действовала на протяже­нии всего периода в атмосфере взаимопонимания и уважения к различным мнениям.

    Участие заинтересованных групп в разработке проекта

    Проект Конвенции был подготовлен на всех шести офици­альных языках ООН. В действительности, однако, английский язык играл доминирующую роль в разработке проекта, зача­стую приводя к трудностям с переводом некоторых положений текста на другие языки. В этом контексте уместно упомянуть важную роль, которую сыграли делегаты из Великобритании, США и Канады - они послужили в качестве лингвистических экспертов. Особенно следует отметить делегата от Соединен­ного Королевства - Майкла Лонгфорда, который пользовался большим уважением в этом вопросе.

    Секретариат ООН сыграл важную роль в своевременной обработке документов и организации работы по проекту. Под­держка в этом отношении значительно увеличилась, когда шведский дипломат Ян Мортенсон был назначен на долж­ность генерального директора Отделения ООН в Женеве и руководителя Центра по правам человека. После того как Тому Маккарти из Центра по правам человека было поручено обеспечить техническое обслуживание и поддержку Рабочей группе, ситуация резко улучшилась. Секретариат внес ценные инициативы и прекрасно содействовал работе Рабочей группы. Стоит добавить, что значительную помощь при окончательном редактировании статей Конвенции была оказана сотрудниками Управления ООН в Вене.

    Хотя и опосредованно, но сами дети тоже принимали уча­стие в разработке проекта Конвенции. Так, при подаче пред­ложений по проекту делегаты нескольких государств (Швеция, Франция, Канада и др.) высказывали мнения детских и моло­дежных организаций, зарегистрированных в представляемых ими государствах. Когда работа над проектом подходила к за­вершению, группа шведских детей, допущенных в зал, в котором заседала Рабочая группа, представили ходатайство, написанное на плакате шириной в один метр и длиной в несколько метров, подписанное примерно 12 тысячами детей. Ходатайство содер­жало поддержку Конвенции и особенно предложений Швеции о том, что дети не должны призываться на службу в вооружен­ные силы или участвовать в вооруженных конфликтах.

    Спустя час после принятия Конвенции Генеральной Ас­самблеей ООН, тысячи детей со всего мира собрались в штаб- квартире ООН в Нью-Йорке для празднования этого события. Официальные лица - Генеральный секретарь ООН, Исполни­тельный директор ЮНИСЕФ, послы и другие представители организаций, работающих в области культуры и науки - при­няли участие в церемонии празднования принятия Конвенции. Дети собрались там, чтобы присоединиться к празднованию исторического момента.

    Некоторые спорные аспекты

    Работа по многим статьям Конвенции проходила относи­тельно согласованно. В ряде других случаев, однако, проект текста Конвенции подвергся серьезному обсуждению, зачастую в напряженной атмосфере. Когда казалось, что консенсус, на­конец, был достигнут по некоторым вопросам, делегаты ряда государств или международных организаций неожиданно воз­вращались к спорным моментам. Определение ребенка (ст. 1) было самым спорным из всех, вызвав большие разногласия. Сторонники точки зрения, что права ребенка приобретаются с момента зачатия, настаивали на включении этой позиции в текст Конвенции. Другие утверждали, что цель Конвенции заключается в защите ребенка после рождения. Наконец, была достигнута договоренность о включении предложения в пре­амбулу Конвенции из Декларации прав ребенка о том, что ребенок нуждается в «надлежащей правовой защите как до, так и после рождения». Кроме того, формулировка ст. 1 была оставлена неопределенной. Так, в этой статье утверждается, что «для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».

    Много времени было потрачено на формулирование статей о праве ребенка выражать свои взгляды (ст. 12), праве ребенка на свободу выражения мнения (ст. 13) и праве ребенка на сво­боду мысли, совести и религии (ст. 14). Обсуждение ст. 17, каса­ющейся роли средств массовой информации, сопровождалось характерным столкновением между двумя конкурирующими подходами: одни предполагали свободный поток информа­ции, а другие - защиту ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. В конце концов, первая позиция восторжествовала.

    Неожиданно для некоторых членов Рабочей группы серьез­ные трудности вызвало достижение общего согласия относи­тельно содержания ст. 21, касающейся усыновления. Делега­ты исламских государств столкнулись с проблемой принятия данной нормы, так как усыновление не признается в их госу­дарствах. Кроме того, делегат от региона Латинской Америки поддержал блокирование консенсуса, заявив о финансовой вы­годе для отдельных лиц или учреждений, которые действуют в качестве посредников при международном усыновлении.

    Рабочая группа столкнулась с противоречием позиций го­сударств при обсуждении содержания статьи о праве ребенка на образование, особенно части, касающейся обязательного начального образования, которое должно быть бесплатным для всех. Делегаты ряда государств заявили, что их государства не готовы реализовать эту норму на своей территории. Анало­гичная проблема возникла в ходе разработки некоторых других статей, касающихся социальных прав ребенка.

    Долгие и всесторонние переговоры состоялись среди де­легатов из Швеции и некоторых других государств, а также представителей международной организации Radda Barnen («Спасём детей») и Международного Комитета Красного Кре­ста по поводу содержания ст. 38, касающейся участия детей в вооруженных конфликтах. В конце концов, шведский делегат Андерс Рёнквис подчеркнул, что Швеция не может согласить­ся с окончательном вариантом текста, который, однако, был принят.

    К вопросу об универсальности

    Когда Рабочая группа сообщила о прогрессе, достигну­том в течение года, Комиссии по правам человека ООН, было выражено мнение, что стандарты, установленные в некото­рых статьях проекта Конвенции, отличаются низким уров­нем и не способствуют получению необходимой поддержки государств и их желанию стать участниками Конвенции. Тем не менее это положение было признано другими делегатами в качестве преимущества, так как подобные стандарты облег­чили для государств с ограниченными ресурсами возможность ратифицировать Конвенцию. Согласно этой точке зрения, сфе­ра охвата Конвенции должна была бы стать широкой. Кроме того, более высокие стандарты будут применяться в большей степени на национальном уровне, поскольку ст. 41 предусма­тривает, что «ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться: а) в законе государства-участника; или b) в нормах международного права, действующих в отношении данного государства».

    Сегодня Конвенция является наиболее широко ратифи­цированным международным договором по правам человека. В общей сложности более 530 государств ратифицировали Конвенцию и три факультативных протокола к ней - это яв­ный признак приверженности тому, чтобы права детей соблю­дались во всем мире.

    Крайне важно отметить, что сегодня международно-право­вой режим, в основе которого лежит Конвенция ООН по пра­вам ребенка, эволюционирует. В рамках Комиссии по правам человека ООН были разработаны и приняты два важных фа­культативных протокола к Конвенции: Факультативный про­токол о правах ребенка, касающийся участия детей в вооружен­ных конфликтах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 г., вступил в силу 12 февраля 2002 г.) и Факультативный протокол о правах ребенка, касающийся торговли детьми, дет­ской проституции и детской порнографии (принят Генераль­ной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 г., вступил в силу 18 января 2002 г.). В рамках Совета ООН по правам человека, сменившего в 2006 г. Комиссию по правам человека ООН, был разработан третий Факультативный протокол, касающийся процедуры сообщений, который позволит детям обращаться в Комитет с жалобами касательно нарушений их прав, закрепленных в Конвенции и первых двух факультативных протоколах к ней. Факультативный протокол был принят Генеральной Ассамбле­ей ООН и открыт для подписания в феврале 2012 г., а вступил в силу уже 14 апреля 2014 г., после его ратификации десятью государствами-членами.

    В целом, с момента принятия Конвенции была предложена только одна поправка, и этот факт, безусловно, свидетельству­ет о высоком правовом качестве данного договора. Поправка предусматривала замену слова «десять» словом «восемнадцать» в п. 2 ст. 43 Конвенции. «Десять» - это число экспертов, изби­раемых в Комитет по правам ребенка с целью рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выпол­нении обязательств, принятых ими в соответствии с нормами Конвенции, а также ее двух факультативных протоколов 2002 г. Комитет, состоящий из десяти человек, уже был не в состоянии рассматривать большое число докладов государств-участников. Таким образом, поправка требовала увеличить число экспер­тов Комитета. Поправка вступила в силу 18 ноября 2002 г. Кон­венция, очевидно, выдержала проверку временем.

    Отметим, что Польша, которая фактически инициирова­ла создание Конвенции, не всегда своевременно выполняет свои обязательства в области защиты и поощрения прав де­тей. Так, в 2002 г. Польшей в Комитет по правам ребенка был представлен второй доклад, на который был получен большой перечень замечаний (более 50). Следующий объединенный третий и четвертый доклад был представлен 29 октября 2012 г., хотя Комитет указал представить его 07 июля 2008 г. В ре­зультате загруженности Комитета он будет рассмотрен лишь в 2015 г. Таким образом, Польша более 12 лет не отчитывалась на международном уровне по выполнению международных обязательств в сфере защиты прав детей. Попутно отметим, что Российская Федерация более оперативно взаимодействует с Комитетом по правам ребенка, порой представляя доклад раньше указанного Комитетом срока.

    Последствия принятия Конвенции

    При ратификации Конвенции большое число государств сделало существенные оговорки. Несмотря на положения ст. 51, некоторые из оговорок явно несовместимы с предметом и целью Конвенции, что в итоге подрывает смысл Конвен­ции. Некоторые государства также выступили с заявлениями во время процесса ратификации, выражая определенное, часто ограниченное, понимание некоторых положений Конвенции. Такие оговорки и заявления могут быть отозваны государством- участником в любое время. К сожалению, призыв к отзыву этих оговорок до сих пор не увенчался успехом. Как оговорки, так и, в меньшей степени, заявления снизили эффективность Конвенции и ограничили сферу применения.

    Под влиянием Конвенции многие государства внесли из­менения в свое законодательство, приводя его в соответствие с требованиями данного договора. Улучшение благосостояния ребенка являлось приоритетом в деятельности ООН и других международных органов и организаций (ЮНИСЕФ, ЮНЕ­СКО, ВОЗ, МОТ и др.). Обязательная сила Конвенции также существенно повлияла на деятельность как международных, так и национальных неправительственных организаций, за­нимающихся правами ребенка. Во многих странах Конвен­ция дала стимул к исследованию вопросов состояния детей и осуществления их прав. Конвенция о правах ребенка также стимулировала принятие региональных конвенций, направлен­ных на улучшение положения детей, а именно: Африканской хартии о правах и благополучии ребенка 1990 г., Европейской конвенции об осуществлении прав детей 1996 г. и Конвенции о правах детей в исламе 2005 г.

    Несмотря на вышеуказанные статьи Конвенции о правах ре­бенка и другие заметные положительные результаты ее реали­зации, мы не можем утверждать, что Конвенция уже привела к значительному улучшению положения детей во всем мире. Как признается Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолю­ции 44/25: «Положение детей во многих частях мира остается критическим в результате неадекватных социальных условий, стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, эксплуатации, неграмотности, голода и инвалидности». Поэтому Генеральная Ассамблея ООН, отмечая, что «права детей нуждаются в осо­бой защите, призывает к постоянному совершенствованию положения детей во всем мире, а также их развитию и обра­зованию в обстановке мира и безопасности». Таким образом, Генеральная Ассамблея ООН повторила свой призыв к при­нятию «срочных и эффективных национальных и междуна­родных мер» в этой сфере.

    Конвенция о правах ребенка, как и любой другой междуна­родный договор по правам человека, является результатом еди­нодушия представителей правительств всех заинтересованных государств. Конечно, даже самые большие оптимисты не мог­ли бы ожидать, что спустя 25 лет после принятия Конвенции права детей во всем мире будут абсолютно реализованы. Кон­венция является международным соглашением, направленным на долгосрочные последствия. Она обладает значительным по­тенциалом направлять деятельность государств на улучшение положения детей в XXI в.

    Хорошо, когда у тебя по факту рождения есть права. Еще лучше, когда их никто не нарушает. Однако в реальности такая идиллия наступит, вероятно, еще нескоро, а пока в нашем мире каждый день ущемляются чьи-то права. Как правило, дискриминируются самые слабые и те, кто пребывает в неведении относительно положенных им по закону прав и свобод.

    Кто виноват?

    Почему так происходит? Человек действительно наделяется правами в момент рождения, но чтобы он об этом узнал, нужно поставить его в известность — на что, собственно, он может рассчитывать по закону. Кто же просветит его? Ведь многие в нашей стране никогда не открывали Конституцию РФ или Конвенцию о правах человека. Специальных просветительских курсов по правозащитному образованию, вроде Открытой школы прав человека, в России очень мало. В институтской и школьной программах такая дисциплина отсутствует.

    Получается, эта проблема сваливается на родителей. И ее как-то надо решать, ведь если представителям подрастающего поколения не рассказывать о том, какие у них есть права, это может привести к самым разным неблагоприятным последствиям. Хорошие родители всегда стремятся вырастить свободную личность, которая сможет полностью реализоваться в будущем. Они совсем не хотят, чтобы ребенок огорчился, узнав, что ему были положены по закону замечательные возможности, которые он уже безвозвратно упустил.

    Что делать?

    В сложившейся ситуации остается одно: самообразовываться. Узнать подробнее обо всех правах, положенных детям, можно в специально созданном документе — Конвенции о правах ребенка. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, а чуть позже ратифицирована и в СССР.

    В положениях Конвенции уделено подробное внимание личным (гражданским), политическим и социальным правам детей, а также их правам на защиту в экстремальной ситуации и правам на образование и культуру. Документ признает ребенка самостоятельной личностью, обладающей всеми правами и свободами, при этом подчеркивается, что интересы каждого ребенка должны стоять выше, чем цели государства, семьи, общества и религии.

    Около полусотни представленных в Конвенции принципов изложены в трех частях. В первой дается определение — кого же, собственно, можно считать ребенком. Здесь говорится о том, что государства обязаны делать все, чтобы права детей не нарушались. Этому посвящены первые 4 статьи, а дальше — с 5-ой по 41-ую — начинается самое интересное: перечень многочисленных прав детей. Создатели Конвенции очень серьезно и вдумчиво подошли к вопросу, поэтому в ней предусмотрена защита детей в самых разных ситуациях.

    Сначала перечисляются право на жизнь, гражданство, имя, выражение своего мнения, свободу мысли, совести, ассоциаций и мирных собраний, а также право знать своих родителей. Упоминается такой важный нюанс, какдоступ ребенка к распространению информации.

    Затем дается перечень обязанностей государства по защите детей от жесткого обращения, предоставлению медицинской и социальной помощи. Здесь же можно узнать о том, что дети имеют право на образование,отдых и досуг, пользование культурой, а также уровень жизни, необходимый для их развития.

    Наверное, самые важные статьи в первой части — с 32-ой по 41-ю. Они посвящены защите прав детей от эксплуатации, незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и траффикинга*. Эти статьи запрещают пытки и унизительные наказания детей, смертную казнь и пожизненное тюремное заключение за преступления, совершенные до 18 лет, определяют права на защиту во время войн.

    И, разумеется, этот список был бы неполным без каких-то указаний к действию — как отслеживать нарушение любых из перечисленных прав. Поэтому далее следуют вторая и третья части Конвенции, в которых рассказывается о специальном Комитете по правам ребенка, его функциях, возможностях и обязанностях (статьи 42-45), а также описывается что делать, еслинарушаются положения Конвенции (статьи 46-54).

    Каждое государство, подписавшее Конвенцию, обязуется соблюдать все 54 положения, изложенные в ней. Страна, не выполнившая это обязательство, несет юридическую ответственность за действия в отношении детей, и, зная это, можно менять всю систему в целом. Сейчас мы говорим о правах, но почему бы не вспомнить и про обязанности? Ведь именно государство обязано следить за тем, чтобы права не нарушались. Каждый гражданин может и должен контролировать, насколько хорошо власти справляются с этими обязанностями.

    Не секрет, что в России не слишком хорошо функционирует система обеспечения прав ребенка. Нареканий по этому поводу превеликое множество, тем более, что права детей постоянно нарушаются. Значит, деятельность чиновников нужно контролировать. Можно добиваться от них ответов на различные вопросы — например, почему, несмотря на наличие в Конвенции и российском законодательстве норм, закрепляющих и развивающих права детей на охрану здоровья и медицинскую помощь, реализация их оставляет желать лучшего.

    Вам кажется, что это сложно и невыполнимо? Сложно — пожалуй, да. Невыполнимо? Вовсе нет. Это лишь дело времени. Ведь и Конвенция была принята не сразу: потребовалось 65 лет, прежде чем она стала обладать силой международного права...

    От Декларации к Конвенции: как это было

    Строго говоря, Конвенция — не первый документ, созданный с целью обеспечения правовой поддержки детей. Ему предшествовала Декларация о правах ребенка 1959 года — гораздо менее подробный перечень принципов, которых было около 10, и которые не имели юридической силы. Это были рекомендации, предлагаемые ООН — вроде того, что «ребенок должен при любых обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь».

    В свою очередь, еще ранее, в ноябре 1924 года V АссамблеейЛиги Наций был принят самый первый документ подобного рода, также названный Декларацией прав ребенка. Автором выступила Эглантин Джебб, благородная британка, известная тем, что создала первую организацию международного Фонда Безопасности детей. В варианте Декларации, предложенной Эглантин, было всего 5 принципов, направленных против всех форм эксплуатации и требующих возможностей для нормального физического и духовного развития. Эти принципы так же имели лишь рекомендательный характер. Сейчас именно Конвенция является основным документом, обеспечивающим защиту прав детей.

    В 2014 году по случаю 25-летия подписания этой Конвенции Детский фонд ООН решил провести необычную кампанию: мировые знаменитости записали кавер на песню Джона Леннона “Imagine”. Различные именитые вокалисты, среди которых Адам Ламберт, Кэти Перри и Уилл Ай Эм, а также генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун уже прислали свои версии этого хита. В акции могли принять все желающие — достаточно было скачать необходимое приложение и записать композицию. Затем все голоса соединил в единый хор диджей Дэвид Гетта. Этот трек можно было услышать уже в конце декабря 2014 года.


    Статья предоставлена:

    Габриэла Демидова,
    специально для ДЕТИНФОРМ

    Актуальные вопросы

    здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

    Прочитать ответ

    Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

    Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

    Прочитать ответ

    Еще статьи

    Осень - сезон роста количества инфекционных простудных заболеваний, особенно среди детей. Гомеопатия предлагает альтернативные традиционным подходы к лечению таких заболеваний. Данная статья поможет родителям сориентироваться в гомеопатических препаратах, которые часто назначают детям.