Я получил недавно письмо в котором лихачев. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Вариант 4

Прочитайте тект и выполните задания 1 – 3

(1)В 1943 году венгр Ласло Биро, получивший от Британских Королевских воздушных сил заказ на разработку ручки, способной писать на больших высотах при низком давлении, впервые предложил использовать стержень, состоящий из канала, перекрытого металлическим шариком. (2)Первые шариковые ручки были просто ужасны: шарики выпадали, пузырьки воздуха блокировали пишущий узел, чернила частенько начинали вытекать, и поначалу людям было привычнее и, казалось, проще писать обычной перьевой ручкой. (3) шариковой ручкой можно было писать с более сильным нажимом, чем перьевой, она не царапала бумагу, делала меньше клякс и поэтому быстро завоевала популярность.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, быстро завоевали популярность, несмотря на ряд недостатков.
2) Шариковую ручку, способную писать на больших высотах при низком давлении, разработал британец Ласло Биро: он использовал стержень, состоящий из перекрытого металлическим шариком канала.
3) Первые шариковые ручки, изобретённые по заказу Британских Королевских воздушных сил, не были востребованы населением: люди предпочитали писать обычными перьевыми ручками.
4) Вопреки тому, что первые шариковые ручки, изобретённые Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, имели множество недостатков, они очень быстро стали популярными благодаря принципиальным преимуществам перед перьевыми ручками.
5) Ласло Биро вошёл в историю как изобретатель шариковой ручки, которая могла писать на больших высотах при низком давлении, не царапала бумагу и делала меньше клякс.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,
Вследствие этого
Однако
Причём
Кроме того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЗКИЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
НИЗКИЙ, -ая, -ое; -зок, зка, зко, зки.
1) Малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли, от какого-н. уровня. Н. забор.
2) Не достигающий среднего уровня, меньше средней нормы, незначительный. Низкие цены.
3) Плохой, неудовлетворительный в качественном отношении. Н. сорт.
4) Подлый, бесчестный (презр.). Н. поступок.
5) Густой на слух. Н. бас.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облегчИть
прозорлИва
плодонОсить
налитА
начАв
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Все элементы должны составлять единое ГАРМОНИЧНОЕ целое и соответствовать вашему идейному замыслу.
Он сделал глубокий ВДОХ и решительно подошёл к Герасиму.
Вода была ЛЕДЯНАЯ, от неё ныли зубы, и глоталась она со звоном.
В провинции ОТКЛОНЕНИЕ от почётной обязанности присяжного в первые годы было незначительным.
ТЕХНИЧНЫЙ шахматист должен уметь играть на двух флангах.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

закрепил более НАДЁЖНЕЕ
старые ПАСПОРТА
ЛЯГТЕ на спину
саженцы ЯБЛОНЬ
забрать из ЯСЛЕЙ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении сложного предложения
В) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
1) Антипов надоедал службе ремонта жалобами на материал, отгружаемый ему для обновления рельсового полотна.
2) Стоя на пороге дома, родители долго смотрели вслед уезжающих детей.
3) По прилёте из Греции я сел писать новую книгу.
4) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин передал многое из того, что слышал от няни Арины Родионовны.
5) Чтобы пройти к Рябцеву, занимавшего кабинет на пятом этаже, Настасье пришлось объяснить цель своего визита доброму десятку охранников.
6) Меня не приняли в баскетбольную команду школы. Потому что я был маленького роста.
7) Создавая проект нового здания, архитектор сказал, что я хочу сделать это здание самым красивым в городе.
8) Ошибки не только приносят боль, но и делают нас мудрее.
9) Война была тяжёлым испытанием для всего народа, но все верили и надеялись на победу.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обн..мать
пл..вчиха
оз..рение
см..риться (с обстоятельствами)
бл..стающий
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..пробует, во..главь (учреждение)
пр..возмог, пр..берёг
супер..гра, об..ск
пр..дед, пр..поведую
(вижу) в..явь, раз..ярён
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

часов..нка
раскле..вать
отрасл..вой
нищ..нский
раскашл..лся
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

ове..нный
натерп..шься
вид..мый
дремл..шь
намет..вший
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Зима (НЕ)ДАРОМ злится, прошла её пора
Домашняя жизнь его, никому из окружающих (НЕ)ИНТЕРЕСНАЯ, шла своим чередом.
Это был месяц (НЕ)ОМРАЧЁННОГО дурными событиями счастья.
Мой новый приятель был человеком отнюдь (НЕ)БЕДНЫМ, но скупость его меня обескураживала.
(НЕ)РАДУШНО и приветливо встретил Ольгу Стас, а холодно и отчуждённо.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧЕМ в разлуке с ней, (НА)ПЕРЕКОР злословью, готово сердце в нас истечь до капли кровью
(ПО)ВИДИМОМУ, самый принцип, из которого исходит эта истина, обязывает вас, (В)ВИДУ вашего положения в обществе, признавать в ней только внутренний светоч.
(ПО)СРЕДИ комнаты (В)ТЕЧЕНИЕ 20 лет стоял один и тот же стол, покрытый всё той же кружевной скатертью.
Я во ЧТО(БЫ) то ни стало хотел встретиться с Соней, сказать ей, как скучал, как страдал (В)ОДИНОЧКУ, не смея признаться никому в своих чувствах.
Офицер стоял (НА)ВЫТЯЖКУ, а генерал тем временем отдал приказ солдатам строиться в колонны (ПО)ДВОЕ.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тут же запомнилось зеркало до самого пола, немедле(1)о отразившее второго истаска(2)ого и рва(3)ого Шарика, оленьи рога в высоте, бесчисле(4)ые шубы и калоши.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдали послышался звук мотора или хруст упавшего дерева.
2) Василий Порфирыч раздал детям по микроскопическому кусочку просфоры напился чаю и засел в кабинет.
3) Это был господин немолодых уже лет чопорный и осанистый с осто- рожною и брюзгливою физиономией.
4) Веками роднились с нами эти деревья и дарили нашим предкам скрипучие лапти и бездымную лучину.
5) Дарвин отличался почти всю жизнь расстроенным здоровьем и это не помешало ему проявлять высочайший уровень интенсивности умственного труда.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив на расстояние двадцать вёрст (3) и важная должна быть причина (4) побудившая его к этому.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разговаривая с тобою (1) милая моя (2) я (3) наконец (4) пришёл к одной-единственной мысли: если мы (5) нежный (6) друг мой (7) друг без друга дышать не можем (8) однако (9) воля родителей препятствует нашему благополучию, нельзя ли нам будет обойтись без неё?
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В Гороховой улице, в одном из больших домов (1) народонаселения (2) которого (3) хватило бы на целый уездный город (4) лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Егорушка оглядывался (1) и не понимал (2) откуда эта странная песня (3) но (4) когда он прислушался (5) то ему стало казаться (6) что это, жалуясь на зной и засуху, поёт трава.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26
(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.
(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.
(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность это самое страшное.
(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.
(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...
(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.
(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лихачёв пишет о том, что к нему обратилась с вопросом школьница, его ученица.
2) В тексте очень тесно связаны друг с другом такие понятия, как «честь» и «совесть».
3) Жертвовать собой – это героический поступок, и нужно очень хорошо подумать, прежде чем идти на него.
4) Когда человек находится не в ладу со своей совестью, ему кажется, что все вокруг лгут и дурно поступают.
5) Друг героя-рассказчика признался ему в совершённых ошибках на теплоходе.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 13–14 представлено рассуждение.
2) Предложение 21 поясняет, раскрывает содержание предложения 20.
3) Предложение 24 содержит вывод, следствие того, о чём говорится в предложении 23.
4) В предложениях 26–28 содержится рассуждение.
5) В предложения 34–35 представлено описание.

23. Из предложений 18–22 выпишите фразеологизм со значением «подразумевать кого-либо, что-либо».

24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, указательного местоимения и форм слова.

25. «Приёмы выразительности в произведениях Д.С. Лихачёва играют особую роль: они уточняют авторскую мысль, конкретизируют детали, расставляют нужные логические акценты. В представленном тексте среди таких приёмов можно выделить (А)_______(предложения 11–12) и (Б)________ (в предложениях 23, 29). Особенностью стиля Д.С. Лихачёва является и такой приём, как (В)________ («в нашей жизни» в предложении 7). Среди немногочисленных тропов стоит выделить (Г)_______ ("горькие ситуации" в предложении 13».
Список терминов:
1) эпитеты
2) антонимы
3) парцелляция
4) разговорные слова
5) ряды однородных членов предложения
6) цитирование
7) лексический повтор
8) метонимия
9) ассонанс

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Вариант 4
1. Ответ: 14|41.
2. Ответ: однако.
3. Ответ: 2.
4. Ответ: плодоносить.
5. Ответ: уклонение.
6. Ответ: надёжно.
7. Ответ: 26579
8. Ответ: смириться
9. Ответ: въявь разъярён
10. Ответ: расклеивать
11. Ответ: дремлешь
12. Ответ: недаром
13. Ответ: зачем наперекор
14. Ответ: 124.
15. Ответ: 25
16. Ответ: 12578
18. Ответ: 14.
19. Ответ: 2356.
20. Ответ: истинную.
21. Ответ: 24
22. Ответ: 12.
23. Ответ: 3
25. Ответ: 3671

1. Проблема ошибок в жизни человека. (Можно ли прожить жизнь, не совершая никаких ошибок?)
1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс

2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?)
2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.

3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?)
3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.

4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?)
4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.

5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?)
5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести..

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)
6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)
7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)
8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений

Как прожить жизнь без ошибок? Как не разочароваться? Есть ли возможность всё исправить у человека, который оступился? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Д.С.Лихачёва.

Автор в своём тексте поднимает несколько проблем. Я хочу рассмотреть одну из них – проблему трудности жизненного пути. Дмитрий Сергеевич рассуждает о том, что очень трудно прожить жизнь без ошибок. «Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни». Всё будет: и разочарование, и отчаяние. Автор убеждён в том, что «если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки».

Доказывая это, Дмитрий Сергеевич рассказывает о близком человеке, которым все восхищаются и все его очень ценят, несмотря на то, что «в молодости он совершил очень дурной поступок». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня задуматься о том, что, даже оступившись, человек может и должен жить дальше, осознав свои ошибки.

Я согласна с автором. Никто не застрахован от ошибок, особенно в юном возрасте. Надо признать их и научиться жить дальше, не делая «ничего, даже мелкого, против своей совести». Об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели-классики.

Вспомним главную героиню романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташу Ростову. Она не выдержала год разлуки с Андреем Болконским. По наивности и неопытности, из-за переполнявшего её чувства любви, она поверила опытному обольстителю Анатолю Курагину. Она решается на побег с ним. К счастью, этого не произошло. Когда Наташа узнаёт от Пьера, что Анатоль женат, что он поступил с ней бесчестно, она приходит в отчаяние. Девушка получает жестокий урок, который научит её не доверять словам, который даст понять, что жизнь бывает разной. Наташа оправится от потрясения, правда, побывав на волоске от смерти. Целый год она будет больна, не физически, а душевно. Но жизнь победит. Наташа признает свои ошибки и постепенно вновь научится радоваться жизни, доверять людям. Мы увидим Наташу, помогающей раненым, не отходящей от постели умирающего Болконского, поддерживающей мать графиню Ростову, которая будет в крайнем отчаянии после известия о смерти Пети. Мы увидим Наташу женой Пьера и заботливой, любящей матерью. Жизнь так разнообразна. Пусть порой она кажется нам сложной и трудной, но ведь радость и счастье дарит нам тоже жизнь. Наташа осознала свою ошибку, прошла через «тревоги совести» и вернулась к жизни.

Мы рады и за Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», который смог увидеть свет новой жизни. Пусть через долгий и трудный путь раскаяния. Он убил старуху-процентщицу и Лизавету, чтобы доказать себе, что он «право имеющий», а «не тварь дражайшая» согласно своей же теории. Но, совершив преступление, он проходит через такие мучения, что готов наложить на себя руки. Разумихин, Сонечка, Дуня, они жалеют Родиона и понимают его страдания, не отворачиваются, и, может быть, спасают от рокового шага. Раскольников понимает, что никому не дано право отнимать жизнь у другого человека. Его теория терпит крах. А перед нами в конце романа уже другой герой, обновлённый, на пути к жизни по совести.

Всё вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: жизненный путь не бывает лёгким. Трудности и ошибки ждут каждого. Но не надо отчаиваться и разочаровываться. Надо жить, прислушиваясь к собственной совести. Надо признавать свои ошибки и стараться больше их не совершать. Надо любить эту жизнь, другой у нас не будет.

Обновлено: 2018-01-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей

подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать

сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении

школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению

в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница

сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той

школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках

великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об

ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не

ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не

совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство.

(11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего,

даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь

колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни.

(13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед

человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах

окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть

обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек

должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва - это

героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей

совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что

человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не

свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который

оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит

в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут

и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря

веры в людей, в порядочность - это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось

сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте,

переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень

ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем

в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне

потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли

с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал,

что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он:

моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался

в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из

того, что делал...

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же

украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не

нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно

живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский

филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН

Показать текст целиком

Дмитрий Сергеевич Лихачев – советский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН поднимает в своём тексте проблему раскаяния .

Чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор рассказывает историю о прогулке на теплоходе, во время которой его друг признался в очень дурном поступке молодости. «…он мне рассказал об этом поступке. Сам признался», - пишет Дмитрий Лихачев.

Многие русские и зарубежные писатели обращались к проблеме раскаяния. Одним из таких был Н. М. Карамзин. В своём произведение «Бедная Лиза» автор рассказывает

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 0 из 3 К2

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть одна – иначе будет не жизнь, а прозябание.
Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

Сочинение

В определенный момент жизни у каждого человека возникает ряд вопросов, касающихся его предназначения, смысла его бытия и сущности всего, что он делал, делает и будет делать. Десятки философских течений, сотни теорий, несчетное количество публикаций и статей, споров и размышлений – и все для того, чтобы каждый смог ответить для себя на один лишь вопрос. В чем смысл жизни? Над этой проблемой предлагает нам в своем тексте порассуждать Д.С. Лихачев.

Каждое столетие этот вопрос тревожит умы людей, и, отвечая на него, автор текста обращается, в первую очередь, к тому фундаменту, из которого строится личность: к человеческим принципам и достоинству, к альтруистическим идеям и жесткому, но справедливому самоконтролю. Писатель указывает нам на то, что в нашей жизни «хорошее» зачастую идет наряду с «плохим», и поэтому важно уметь расставлять приоритеты, ценить и уважать себя и свою жизнь, а также находить в себе силы отказываться от незначительных в разной степени вещей ради чего-то большего – а «что-то большее» всегда должно служить для нас путеводной звездой, одной единственной и несменной. В тексте Д.С. Лихачев буквально ведет с нами беседу, кратко отвечая на одни вопросы, и оставляя открытыми другие, попутно подводя нас к мысли о том, что каждый по-своему интерпретирует ту «созидательную тенденцию», ту творческую ценность, которую вложила в наше создание природа, и проецирует это на свою жизнь, сохраняя основу, но при этом добавляя что-то своё, что-то новое и исключительное, что-то более масштабное, чем все остальное, что-то, что будет приносить удовлетворение и счастье самого индивида и всех окружающих его людей - и в этом автор видит суть человеческого бытия.

Основная мысль текста заключается в том, что каждый человек, движимый одной единственной целью, должен на протяжении всей жизни сохранять и совершенствовать тот творческий посыл, с которым создала его природа, делать счастливым себя и окружающих, не размениваться на мелкие и гнусные поступки и с достоинством совершать что-то исключительное и масштабное, что-то, что может и должно остаться новой страницей в мировой истории, или хотя бы одной в ней строкой.

Мне близка позиция автора, и я тоже считаю, что смысл жизни человека в постоянном творческом созидании и совершенствовании того, что уже существует. Многие считают, что подобный образ жизни, основой которого является самоконтроль, достоинство и уважение, мешает человеку прочувствовать «все прелести жизни», однако, как мне кажется, унылыми и жалкими являются попытки многих разрушать и разлагать все то, что было выкроено до нас – это несложно и по-настоящему скучно. Созидание – вот, ради чего стоит жить, оно разнообразно, многолико и вечно, ведь только с помощью созидания мы имеем возможность остаться штрихом, какой-либо деталью во всемирной истории, а это многого стоит. «Человек осужден быть свободным» - осужден, потому что был создан не по своей воле, путем внешнего вмешательства - но свободен, потому как сам в праве делать ярче и значительнее собственную жизнь и жизнь окружающих.

Проблема смысла жизни нередко поднималась многими авторами в различных произведениях, А.С. Пушкин не стал исключением. В своем романе «Евгений Онегин» автор описывает жизнь незаурядной, но запутавшейся личности, в действиях которой не было определенной установки, не было конкретики – главный герой действовал по воле собственных желаний, что в итоге обернулось трагедией сразу нескольких персонажей. Евгений Онегин не был за созидание – он скорее разрушал, чаще осознанно, что, конечно же, не приносило ни ему, ни окружающим никакой пользы. Он отказал в любви Татьяне, убил на дуэли творческую и по-настоящему достойную личность, имеющую цели и желания, а сам не имел интереса ни к чему и просто плыл по течению жизни. В существовании Евгения Онегина не было никакого смысла в начале романа, он не смог обрести его и к концу, однако виновен в этом только сам герой, на протяжении всего романа приносящий лишь разрушения и ничего не делающий для спасения собственной личности.

С такой же проблемой столкнулся Григорий Печорин, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий, подобно Евгению Онегину, с самого детства стал закутываться в клубок непонимания и отторжения, он разрушал жизни людей и в какой-то степени наслаждался этим, а вместе с тем терял собственное лицо, разрушал себя как личность и к концу своей жизни запутался окончательно, так и не сумев понять, зачем он появился и к чему шел. Главный герой не был счастлив сам, отказывая себе в любви и радости, а также намеренно рушил счастье Беллы, Мэри, Грушницкого и многих других, тем самым принося в свой мир лишь разрушения. В жизни Печорина были только боль, несчастье, тоска и апатия его и окружающих, герой с каждым днем сам от себя отдалял собственное счастье, собственный покой и смысл существования, что изначально не могло привести к чему-то хорошему.

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро», - Аристотель. Наша жизнь в наших же руках, с этой мыслью нужно засыпать и просыпаться, всегда имея перед собой главный ориентир – цель всей жизни, мечту, стремление, желание действовать и приносить в этот мир счастье. Иначе, что остается человеку, если все это не будет иметь смысл?

Ошибки в нашей сложной жизни… Возможно ли прожить жизнь, не допустив оплошностей? Как приобрести жизненный опыт и стать мудрее? Этими вопросами задается известный филолог Д.С. Лихачев.

Размышляя над данной проблемой, автор приводит в пример письмо школьницы, которая интересуется: следует ли обращать внимание на ошибки великих людей? Лихачев отвечает, что «никто не свободен от ошибок» даже в повседневной жизни. Действительно, невозможно отрицать, что каждый человек хотя бы раз допускал оплошность. Но как же исправить содеянное? Развивая этот вопрос, Лихачев вспоминает эпизод из жизни, когда молодому человеку хватило сил признаться в своем дурном поступке. Этот знакомый восхитил Лихачева и помог понять, что важно «переломить себя, найти смелость и мужество признать ошибки». Также Лихачев отмечает, что исправить ошибки молодости не поздно и в зрелом возрасте.

Д.С. Лихачев считает, что путь признания ошибок может быть долгим и трудным, но лишь человек, который раскаялся в своих грехах, способен сохранить честь и достоинство.

Зачастую самые серьезные ошибки человек совершает в молодости из-за недостатка опыта. Такая ситуация описана в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Родион Раскольников, бедный студент, желая на практике проверить теорию сильной личности, идет на преступление против закона и совести: хладнокровно убивает старуху-процентщицу. Но Родион не может переступить через свою человеческую сущность, совесть мучает его. Вскоре он понимает, что совершил ошибку и приходит с повинной, чтобы заплатить за содеянное. На каторге герой постепенно становится на путь духовного и нравственного развития. Ф.М. Достоевский подчеркивает, что человек, раскаявшийся в совершенных ошибках, достоин прощения и нуждается в наставлении и сострадании.

Непростой путь искупления показывает Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи, Понтий Пилат предстает перед сложным выбором: казнить философа Иешуа Га-Ноцри, проповедующего гуманизм, или навлечь гнев кесаря, власть которого «неоспорима». Трусость берет верх над Понтием Пилатом, и он подписывает смертный приговор мудрецу, хоть сам и не счастлив от своего решения. Расплатой за этот поступок послужило бессмертие и одиночество в течение двух тысяч лет. Ошибка прокуратора была неисправима, но осознал содеянное и искренне раскаялся в том, что наказал невиновного. В финале романа Мастер и Понтий Пилат встречаются в вечном мире, Воланд считает, что прокуратор заслужил прощение и позволяет освободить его. На примере Понтия Пилата Булгаков показывает нам, что нужно следовать зову совести, только это может уберечь от трагических ошибок.

Действительно, вся жизнь человека – это вечный поиск своего места в жизни через пробы и ошибки. Главное, чтобы человек, ошибаясь, принимал эти ошибки, анализировал их и тем самым приобретал бесценный жизненный опыт.