Характеристика дарьи из мороз красный нос. Мороз, красный нос

Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержание и анализ которой будут представлены вашему вниманию, была создана в 1863 году. Она посвящена в 1869 году его сестре А.А. Буткевич, которую он сразу предупредил, что это произведение будет печальнее всего уже им написанного.

Краткая история создания

После отмены крепостного права многие ожидали дальнейших бурных перемен в общественной жизни. Революционный подъем усилился, что вызвало репрессии правительства. Был сначала приостановлен выпуск (1862), а потом вовсе закрыт журнал Н. Некрасова «Современник» (1866 год). Полностью всю поэму поэт успел опубликовать в 1864 году. В ней он показал, что хотя крестьянский быт был мучителен и тяжел, но они сами полны духовных сил. Сейчас мы рассмотрим поэму «Мороз, Красный нос» Некрасова. Краткое содержание начинается.

Печальные слова сестре

Поэт объясняет причины, по которым он редко и неохотно пишет: "Я устал бороться с препонами жизни, которые ее отравляли. Преграды прошли мимо благодаря молитвам любимой сестры". Затем поэт вспоминает их сад, в котором отец посадил дуб, а матушка - иву, на которой начали вянуть листы, когда ночью маман умирала. Сейчас, когда он пишет поэму, за окном у него летит крупный, как слезы, град. В Петербурге не плачут только камни, подсказывает поэту сердце, изнывающее тоской. Он пишет новое произведение, в котором мы зримо представим картину крестьянской жизни, читая краткое содержание «Мороза, Красного носа» Некрасова. Произведение поэт разделил на две части.

Горе горькое - умер хозяин дома

Зимней студеной порой не стало в доме кормильца. Забегая вперед, скажем, что он простудился, везя на своем Савраске, торопясь в срок доставить товар. А вот теперь Прокл Севастьянович лежит мертвый на лавке у окна. Его семья молчаливо переживает страшную беду. Отец собирается копать могилу, мать нашла и привезла для него гроб. Жена Дарья у окна шьет саван, и только слезы, которых она удержать не может, тихо капают на последнее облачение мужа.

Женская доля

В жизни русской крестьянки есть три страшные доли: быть обвенчанной с рабом, стать матерью раба и до конца жизни ничем не перечить рабу.

Но остались еще на Руси величавые славянки.

Строгие, они цветут, удивляя всех своей красотой, к которой не липнет грязь. Они ловко справляются с любой работой, никогда не сидят без дела. Они редко улыбаются, но если посмотрят - «рублем подарят». Но в праздники они отдаются радости всей душой, и слышится их сердечный смех, которого ни за какие деньги не купишь. Такая женщина, которую только незрячий не увидит, спасет в любой беде. Она не жалеет нищих, так как считает, что они сами ленятся работать. Семья у неё всегда ухожена, нужды не испытывает: на столе всегда вкусный квас, дети сыты и здоровы, на праздники всегда наготовлено больше, чем в будни. Такой была и Дарья, вдова Прокла. Так продолжается поэма Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержаниекоторой мы пересказываем.

Проводы Прокла

Ничего не понимающих детишек отвели к соседям. Мать с отцом в полном суровом молчании обряжают сына в последний путь.

Только после этого семья позволяет себе причитания и слезы. Приходят соседи и староста проститься с Проклом Севастьяновичем, которого уважала вся деревня.

А утром сани увозят его в последний путь, к могиле, что выкопал отец. Вернулись домой, в нем холод, нет дров для печи. Дарья отправляется за ними в зимний лес.

Думы и сон Дарьи

Начинается вторая часть поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». В лесу Дарья нарубила столько дров, что не довезти на санях. Работая, Дарья ни на секунду не забывала о муже, разговаривала с ним, беспокоилась о будущем единственного сына Гришеньки, представляла, какой красавицей вырастет их Машенька, сколько теперь дел ляжет на плечи ей одной, и подмоги ждать теперь не от кого. От усталости и горя она прислонилась к высокой сосне. Вот тут-то ее и находит хвастливый воевода Мороз. Он зовет Дарью в свое царство. Дважды отказывает ему вдовица, но когда хитрец притворяется Проклом, Дарья застывает в заколдованном вечном сне. Только белка роняет комочек снега на несчастную женщину, которая оставила круглыми сиротами своих детей.

Некрасов, «Мороз, Красный нос»: главные герои

Дарья - та самая славянка, которой восхищается в первой части своего произведения автор. Поэма «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова подробно описывает этот образ.

Испробовав все способы спасти от горячки умирающего мужа, она идет в дальний монастырь за чудотворной иконой. Эта дорога не проста - десять верст лесом, где есть и волки. Но даже икона, за которую она заплатила последние деньги, не вернула ей любимого друга. После его похорон, усталая, она уходит в лес за дровами, где никто не увидит ни ее горя, ни слез - она по-прежнему горда. Душа, истомленная тоской, у нее надрывается. В ней происходят перемены. Забывая о детях, она думает только о муже. Замерзая с улыбкой в счастливом сне, она видит летний солнечный день, когда они с мужем дружно работали.

Прокл, который только что ушел из жизни, был кормильцем и надеждой семьи.

Трудолюбивый и предприимчивый, он трудился весь год: весной, летом, осенью - на земле, а зимой - на извозе. Его, статного, самого сильного, приветливого и дружелюбного, внимательного к жене, детишкам и родителям, уважала вся деревня.

Н.А. Некрасов, «Мороз, Красный нос»: анализ

Крестьянскую жизнь Некрасов знал прекрасно: быт, несчастья, радости, изматывающая работа, короткий отдых, редкие праздники описаны в поэме. Большую часть своего стихотворения «Мороз, Красный нос» Некрасов отдал русской женщине. Ему примерно в эти годы вторил Тютчев, описывая в коротком стихотворении, как мелькнут и исчезнут навсегда лучшие годы русской женщины под серым небом в безымянном краю.

Однако Н. Некрасов увидел в ней огромные скрытые возможности, которые с любовью описал: величавость и гордость, трудолюбие и верность, жертвенность ради счастья и здоровья близких и сопротивление всем обстоятельствам до конца сил.

Кульминация поэмы - ее часть, в которой погибает Дарья. А главная идея - внутренняя и внешняя красота героини. Возвышенная песнь простой крестьянской женщине исполнена Н.А. Некрасовым безупречно.

Сочинение

Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины - «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос». С искренним восхищением описывает автор русскую женщину:

* Красавица, миру на диво,
* Румяна, стройна, высока.
* Во всякой одежде красива,
* Ко всякой работе ловка.

Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники - и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, «сердечным смехом», песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:

* Коня на скаку остановит,
* В горящую избу войдет!

Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:

* И первая доля: с рабом повенчаться.
* Вторая - быть матерью сына раба,
* А третья - до гроба рабу покоряться.

Разве что не пришлось « рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалости на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд. Более того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье - и потому семья ее не знает нужды. И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.

В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая судьба сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. А еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль звучит не только в поэме « Мороз, Красный нос », но и во многих других произведениях поэта.

Другие сочинения по этому произведению

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1) Сказочный Морозко в поэме Некрасова «Мороз Красный Нос» Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3) «Есть женщины в русских селеньях...»(по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (2) Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (2) Отношение Тургенева к Славянке в поэме «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (2) Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Один из важных аспектов поэтических раздумий Некрасова - ответственность самого народа за происходящее с ним, и здесь надежды поэта неотделимы от скептических интонаций. Некрасов отчетливо видит распад традиционных форм крестьянского быта, и в то же время осознает его своеобразную цельность и гармонию, человеческую красоту крестьянских характеров и убожество их существования. Апофеозом душевной красоты русского крестьянства стала написанная незадолго перед «Железной дорогой» поэма «Мороз, Красный нос».

Исследователи обращают внимание на великолепное знание поэтом народного быта, фольклорных и этнографических источников, обнаруживающееся в этой поэме, народных поверий и суеверий. Предметом поэтического изображения в поэме «Мороз, Красный нос» является трагедия крестьянской семьи - смерть кормильца, а затем гибель его жены. Однако эта трагедия складывается из обыденных, хотя и печальных эпизодов, событий и фактов. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», вторая, так же как вся поэма - «Мороз, Красный нос», и это повторение свидетельствует не столько о скупости в выборе художественных средств, сколько о важности второй части, несущей особую идейно-композиционную нагрузку.

Первая часть - обстоятельный рассказ о кончине и похоронах Прокла: как старик-отец копал могилу, как его обряжали, как голосили по покойнику, как жалели его соседи и односельчане (попутно вспоминается жизнь и смерть Прокла), как после похорон вдова приходит в настудившуюся избу и на том же Савраске, на котором только что везли прах мужа, едет в лес по дрова. Как замечал еще биограф Некрасова В. Е. Евгеньев-Максимов, говоря об обыденных явлениях и обыкновенных людях, поэт умеет показать их с таких сторон, что они представляются нашему сознанию не только замечательными, но и высокими. Обратим внимание, например, с каким художническим тактом представлен в поэме отец Прокла, на долю которого пришлось тягчайшее испытание - рыть могилу собственному сыну. Дважды еще возникает фигура несчастного старика - и оба раза создается выразительная картина при максимальной экономии художественных деталей. Односельчане прощаются с Проклом, но отец не сливается с этой толпой: их и его горе несопоставимы:

Старик бесполезной кручине

Собой овладеть не давал:

Подладившись ближе к лучине,

Он лапоть худой ковырял.

Минута его последнего прощания с сыном также отделена от общего прощания:

Высокий, седой, сухопарый,

Без шапки, недвижно-немой,

Как памятник, дедушка старый

Стоял на могиле родной!

Не менее впечатляющ и портрет самого Прокла, лежащего «на белом сосновом столе», созданный без «лишнего слова», с минимальным использованием изобразительно-выразительных средств. Но все же центральной фигурой в поэме остается Дарья, жена Прокла. Уже в самом начале ее появляется образ «красивой и мощной славянки». Здесь же и поставлен вопрос о ее драме:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына-раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Но эта драма не столько индивидуальная, сколько общеженская. В полной мере личность Дарьи раскрывается во второй части поэмы. В потоке сознания героини, которую уже осилило горе и которой остается недолго жить, переплетаются прошлое, настоящее и глубинные, затаенные мечты о будущем. Дарья думает о том, как они с Проклом радовались бы детям, женили сына, представляет, как ей одной теперь нужно будет нести всю тяжесть домашних забот - она как будто беседует с покойным мужем. Вдова вспоминает, как она отправилась ночью за десять верст в монастырь к чудотворной иконе, чтобы спасти Прокла, но икона чуда не произвела. И уже в цепких объятьях «воеводы Мороза», последними усилиями затухающего сознания, Дарья «в своем заколдованном сне» вызывает из памяти картину знойного лета и с улыбкой довольства и счастья, при мыслях о детях и живом муже уходит из жизни... Образ Мороза, подсказанный народно-поэтической традицией и давший название поэме, как бы делает саму природу соучастницей трагедии.

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Фольклорная и литературная основа образа Мороза

В основе образа Мороза, красного носа лежит мифологический образ божества, которое в славянской мифологии насылало снег и морозы. От того, насколько зима будет снежной, зависело плодородие.

Это зимнее божество в сказках называется Трескуном или Студенцом, чья функция – давать награду за правильное поведение. Морозко из сказки одаривает работящую старикову дочь и наказывает старухину ленивую: все получают по заслугам.

В пословицах часто одушевляется природная стихия мороза: от мороза краснеет нос, он щиплет за уши, «скачет по ельничкам, по березничкам». Мороз из загадок – строитель мостов.

Литературный образ Мороза разрабатывался Одоевским. Мороз из сказки «Мороз Иванович» напоминает Госпожу Метелицу из сказки братьев Гримм. К нему можно попасть через колодец, у него с волос иней сыплется (а у Госпожи Метелицы из перин летит снег на землю). Мороз Иванович тоже одаривает рукодельницу и воспитывает (а не убивает) ленивицу.

История создания образа в поэме

Поэма «Мороз, красный нос» состоит из двух частей. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», а вторая, как и вся поэма, - «Мороз, красный нос». Именно во второй части появляется герой, который вынесен в название поэмы.

Первоначальный вариант поэмы назывался «Смерть Прокла». В нём не было акцента на мифологическом Морозе, потому что меньшее значение играла Дарья , с которой связан сюжетно Мороз-воевода.

Образ Мороза появляется в ХХХ главе второй части. Прежде чем Мороз превращается в личность, он становится причиной смерти Прокла, застрявшего в сугробе и замёрзшего снежной зимой. Мороз покушается на детей Дарьи, остужая её избу. Именно мороз заставляет её идти в лес за дровами.

Дарья – воительница, она борется за жизнь своей семьи, Прокла и детей. Она не собирается сдаваться и, несомненно, победила бы в борьбе, если бы Мороз не явился к ней лично.

Сущность Мороза

Глава ХХХ начинается зимним пейзажем. Мороз в ней олицетворён. Он – грозный воевода, который осматривает свои владения. Некрасов использует самое древнее фольклорное сравнение – отрицательное: «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».

Приложение воевода – это метафора. Против кого же воюет Мороз? Против всего, что не захватила зима: голой земли, голых веток. Мороз-воевода воюет против самой жизни.

Мифологический Мороз обладает волшебными свойствами: он умеет шагать по деревьям, трещать по замёрзлой воде. Именно так он оказывается над головой Дарьи, остановившейся у высокой сосны.

В этот момент его образ становится антропоморфным, появляется портрет: у него косматая борода, он седой, держит в руках палицу (в конце поэмы – булаву).

Характер Мороза

В песне Мороза раскрывается его характер: он хвастается своими победами над водоёмами: морями-окиянами и реками. Живую, подвижную воду Мороз превращает в неживые дворцы и мосты, «каких не построит народ». Мороз глумится над мертвецами, замораживая им кровь и леденя мозг, смеётся над живыми и пугает их без разбора: и седоков, и коней, и воров, и пьяных, и баб. Мороз дурачит людей, белит им рожи и примораживает бороды. Так что характер у Мороза несимпатичный: хвастливый, насмешливый и задиристый.

Зато Мороз богат: «Богат я, казны не считаю». Мороз предлагает Дарье стать его царицей и обещает: «Приголублю, согрею, дворец отведу голубой». Здесь Мороз выступает в роли бога Аида, который похитил богиню плодородия Персефону, вынужденную одну треть года жить в царстве мёртвых. Дарья, олицетворение плодородия и достатка (мать двоих детей, носящая третьего) готова перейти в царство мёртвых.

Для того чтобы завладеть Дарьей, Мороз произносит сказочную формулу с тройным повтором: «Тепло ли тебе?» По закону сказки нужно трижды отвечать утвердительно, тогда божество наградит. А если станешь жаловаться – погибнешь. После третьего вопроса Мороз обращается в Прокла. Именно эта уловка «седого чародея» заставила Дарью сдаться: ей стало так любо, что она закрыла глаза и заулыбалась.

Дарья медленно засыпает смертным сном, который избавляет её от мучений: «Последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица». Дарья постепенно становится частью побеждённой Морозом природы: «Пушисты и белы ресницы, морозные иглы в бровях... В сверкающий иней одета...»

Мороз побеждает Дарью, превращая её в мёртвую, как он побеждает всё живое. Но он щедро одаривает Дарью не только мнимыми богатствами (иней и снег), но и самым дорогим, чем можно одарить человека – покоем, заменившим скорби и страсти.

  • «Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова
  • Образ Дарьи в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»

Образ русской женщины в поэме Некрасова «Мороз красный нос».

Некрасов был одним из великих русских писателей, кому с юных лет была небезразлична судьба русского народа. Он всегда разделял и поддерживал стремление крестьян к свободе и счастливой жизни. Поэтому большинство произведений автора посвящено жизни простого народа.

«И коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет» — образ русской женщины в поэме Некрасова «Мороз красный нос»

Важное значение в творчестве Некрасова занимает образ русской женщины. Автор один из первых раскрыл образ крестьянки в своих стихах и поэмах. Высказывая понимание и сопереживание к сложной судьбе каждой героини, автор наделяет женский образ прекрасными и величавыми чертами:

  • Есть женщины в русских селеньях
  • С спокойною важностью лиц,
  • С красивою силой в движеньях,
  • С походкой, со взглядом цариц …

Некрасов подчеркивает как внешнюю красоту, так и красоту внутренней силы. Автор превозносит душевные качества русских женщин. Акцентирует внимание на их богатом внутреннем мире. Высоконравственные крестьянки умели противостоять любому горю. С каждым новым испытанием женщины становились сильнее и мужественнее.

  • Подробное описание тяжелого труда, наполненного тяготами и страданием, вызывает у читателя сочувствие к судьбам русских женщин. В то же время их стойкость в непосильной работе, умение преодолевать трудности, забота о свое семье заслуживает глубокого уважения.
  • Жизнь крестьянок проходила в постоянной борьбе за выживание. Лишенные всяческих прав, они были раздавлены собственным положением. В сильных женских образах Некрасов подчеркивает неподкупность и благие намерения простых людей.
  • Одной из таких героинь стала русская крестьянка Дарья в поэме «Мороз, Красный нос». Ее жизнь состоит из изнурительных трудовых будней. Непосильные условия труда воспитали в ней сильный характер. Она с достоинством противостоит всем жизненным испытаниям. На ее непростую судьбу выпадает личная трагедия – умирает любимый муж. Семья остается без моральной и финансовой поддержки.
  • Молодая вдова, вопреки своему горю, берет себя в руки и противостоит своему унынию. Даже прощаясь с мужем, она не позволяет себе разрыдаться и сдерживает подступающие слезы. Крестьянка боялась прожить свою жизнь с рабом и родить ему детей. Но после потери мужа, она переосмысливает свои желания и ценности.
  • Некрасов представляет Дарью как истинную красавицу с правильными природными чертами: «Красавица миру на диво, румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива…» . Густые волосы и жемчужная улыбка подчеркивают ее красоту. Автор выражает к героине симпатию и на протяжении всего произведения не скупится на красивые прилагательные.

Дарья ловко справляется с домашними делами. Умеет приспособиться к разным обстоятельствам:

  • Всегда у них теплая хата,
  • Хлеб выпечен, вкусен квасок,
  • Здоровы и сыти ребята,
  • На праздник есть лишний кусок.


Для того, чтобы подчеркнуть мужественный образ крестьянки, Некрасов использует преувеличение: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Описывая ее работу в поле, автор акцентирует внимание на ее действиях, сопровождая каждый взмах косы появлением новой копны сена.

  • В жизни крестьянской семьи находится время и для счастливых минут. Дарья любила праздники. Во время веселья она любила сердечно посмеяться, попеть песни и поплясать от души. Такие моменты преображали женщину, сгоняли с ее лица усталость и печаль.
  • Дарья обладает прекрасными душевными качествами. Она живет ради своей семьи и готова жертвовать собой ради их блага. Перед смертью мужа, Дарья отправляется монастырь за иконой. Ее не останавливает зимняя морозная погода, темное время суток и неблизкое расстояние. Для нее самое главное попытаться спасти своего мужа. Любящая жена цепляется за каждую возможность. Надеется, что все можно изменить в лучшую сторону.
  • Несмотря на возникающие сложности, Дарья жила с мужем в любви и взаимопонимании. Трудолюбие обеих супругов помогало им выживать и воспитывать своих детей. Они строили планы на жизнь, мечтали о красивом будущем своих детей. Дарья всегда помогала мужу и была для него опорой. Она выполняла роль не только жены, но и верного друга. Вдвоем супругам было проще переносить жизненные неурядицы. Так выживало большинство крестьянских семей того времени.
  • Дарья с достоинством провожает мужа в последний путь. Теперь ей предстоит работать за двоих, чтобы прокормить своих детей. Материнский долг не дает опустить голову и придает сил для дальнейшей борьбы. Рутинные обязательства не оставляют крестьянке времени выплеснуть свои эмоции и погоревать за мужем. Вместо того, чтобы пожалеть и успокоить своих детей в день похорон отца, Дарья вынуждена отправится на заготовку дров для обогрева жилья.
  • Для крестьянки работа становится спасением. Убегая от собственных мыслей, она взваливает на себя огромную физическую нагрузку. В лесной глуши Дарья наконец выплескивает всю боль, скопившуюся в ее сердце. Из ее груди вырываются стоны. Дрожащим голосом она взывает к мужу. Жалуется, как тяжко ей будет одной вспахать землю и обработать урожай. Ей хочется верить, что все еще можно вернуть.
  • Природа, словно живое существо, усугубляет страдания крестьянки. В ответ на женский плач начинает выть снежная метелица. Автор сравнивает заплаканные глаза крестьянки с заснеженной равниной, усыпанной алмазами. Через плач Дарьи Некрасов показывает глубину народных страданий простых людей.

Выплеснув свои эмоции, Дарья собирается домой и неожиданно сталкивается в лесу с мистическим героем Морозом. Хозяин зимы предлагает крестьянке новую жизнь. В его владении находятся несусветные богатства. В обмен на замужество, он обещает положить конец всем ее страданиям и обеспечить душевное равновесие:

  • Богат я, казны не считаю,
  • А все не скудеет добро;
  • Я царство мое убираю
  • В алмазы, жемчуг, серебро.
  • Войди в мое царство со мною
  • И будь ты царицею в нем!…

Крестьянка не поддается соблазнам и из последних сил старается бороться со стужей. Вопреки своему внутреннему отчаянию, она попыталась противостоять Морозу. Зимний владыка трижды протягивает крестьянке руку помощи, задавая один и тот же вопрос. Но каждый раз получает жесткий непоколебимый ответ.

  • Воспоминания о прожитой семейной жизни согревают душу крестьянки. До последней минуты своего бытия, Дарья не сдается и оказывает мужественное противостояние. Проигрывая в поединке с природой, крестьянка сохраняет свою честь и достоинство. Так могла поступить только настоящая русская женщина.
  • В поэме «Мороз, Красный нос» крестьянка сталкивается с двумя испытаниями. Две жизни губятся друг за другом. Вначале умирает муж. Вскоре и Дарьина судьба трагически завершается. Отчаянно преодолевая жизненные препятствия, она, также, как и муж, становится заложницей суровой зимней погоды.
  • Даже перед смертью крестьянки, Некрасов приукрашивает события с помощью красочного сновидения Дарьи. Перед ее глазами предстает картинка ее любящей семьи в полном составе. Она видит заботливого мужа в окружении проворных и красивых детей. Это все, что нужно было женщине для счастья.
  • Смерть дарит крестьянке долгожданный покой и счастье воссоединения с мужем. Ей больше не придется переживать горестные события. Несмотря на рабское положение, Дарья умирает человеком со свободным сердцем и внутренней силой.
  • Пронеся отвагу и мужество через всю свою жизнь, крестьянка покидает мир с несломленной внутренней силой. Можно с уверенностью сказать, что она преодолела собственную смерть. За все перенесенные тяготы она вознаграждена счастливым видением.


Некрасов раскрывает в русских женщинах преданных жен и сильных матерей. Они пытаются полюбить выполняемую тяжелую работу и не уступают своим моральным принципам. Несмотря на физическую нагрузку, они находят в себе силы для поддержания семейного очага.

  • Их счастье заключается в воспитании детей. Дарью можно назвать счастливой женщиной. Ее семья была построена на любви и понимании. Поддержка мужа помогала ей идти вперед с гордо поднятой головой. Русские женщины достойны свободной жизни. Их высокая нравственность должна проявляться не в рабском труде, а в счастливой полноценной жизни.
  • Подробное описание природных пейзажей и создание нереальных образов помогает автору глубже раскрыть качества главных персонажей поэмы. Под образом Мороза-воеводы Некрасов подразумевает властных помещиков. Лес преклоняется перед могуществом зимнего владыки. Так и крестьяне должны покориться своей нелегкой участи. В отличие от реальной жизни, сказочный персонаж готов протянуть руку помощи и поделится своими владениями. Такой щедрый хозяин был бы идеальным вариантом для каждого крестьянина.
  • Суровая зима усугубляет крестьянское положение и выступает в роли палача. Зимняя природа с одной стороны выступает как прекрасная волшебница, с другой губительной победительницей над человеческими жизнями.
  • В сознании Дарьи летняя пора ассоциируется с новыми возможностями, с началом новой жизни. Работа на плодородной земле и сбор урожая являются смыслом жизни крестьян. Зимние сугробы, как будто, перекрывают кислород крестьянам. Лучшие воспоминания о муже переносят Дарью в теплое солнечное лето.
  • Зима вызывает у крестьянки опасения и ассоциируется с нечистой силой. Даже во сне счастливые дети веселятся в пшеничном поле. Урожайные поля выступают символом дальнейшего процветания. В противовес выступает зимний лес, отвечающий крестьянке холодным безразличием.


Трогательные детали происходящих событий помогают передать настроение главных героев. Все действия подкреплены точными высказываниями и вызывают желание задуматься о самых главных человеческих ценностях. Произведение Некрасова учит нас проявлять сострадание к судьбам других людей, быть отзывчивыми и в радости, и в горе.

Видео: Н.Некрасов. Есть женщины в русских селеньях