Леонардо да винчи - биография, информация, личная жизнь. Леонардо да Винчи – биография, интересные факты Да винчи кратко

Статья посвящена краткой биографии Леонардо да Винчи - одного из ярчайших представителей итальянского Возрождения. Леонардо представлял собой универсального человека, добившегося значительных успехов во многих областях человеческой деятельности. Список талантов гениального мастера огромен. Он прославился как изобретатель, музыкант, писатель, живописец, инженер.

Биография да Винчи: становление гения

Леонардо родился в 1452 г. недалеко от Флоренции. От названия родного города (Винчи) происходит имя будущего гения. Леонардо был рожден вне брака, что накладывало запрет на профессию юриста (отец Леонардо был нотариусом). Многие исследователи считают, что именно поэтому Леонардо выбрал творческий путь в жизни. Гениальные способности проявились у мальчика с детства. Он с легкостью усваивал различные знания, превосходно их анализировал и ставил собственные вопросы.
В 1469 г. Леонардо с отцом переезжают во Флоренцию, где молодой человек, проявлявший талант в изобразительном искусстве, становится подмастерьем в мастерской одного из известнейших живописцев - А. дель Веррокьо. Существует легенда о том, что мастер поручил Леонардо изобразить второстепенные фигуры на своем полотне (обычная работа для подмастерья). Работа молодого художника настолько поразила мастера, что он поклялся больше никогда не рисовать. Так или иначе от Веррокьо Леонардо получает первые знания и умения скульптора.
Леонардо интересуется одновременно многими науками. Через несколько лет он основывает собственную мастерскую. Первые картины Леонардо пользуются большим успехом и предвещают славу великого художника. Существенным недостатком мастера был его неуемный и беспокойный характер. Многие его произведения остались незаконченными, так как Леонардо терял к ним интерес и принимался за новую работу. Ярким примером этого была его заказная работа над картиной, изображающей Адама и Еву. Леонардо с большим мастерством выполнил изображение райского сада, но на этом работу бросил.

Биография да Винчи: творческий расцвет

Одним из величайших шедевров Леонардо является картина "Тайная вечеря". По легенде поиском натурщика для изображения Иуды художник занимался около трех лет. Лик Христа так и не был доработан до конца, что никак не умаляет огромной художественной ценности картины.
В 80-90-е гг. XV века Леонардо проживает в Милане и работает в нескольких областях человеческой деятельности. Он являлся художником, скульптором, инженером, создателем различных механических изобретений. Леонардо создает проекты подводного и летательного аппаратов, интерес к которым существует и в наше время.
В начале XVI века Леонардо переезжает в Венецию и поступает на службу к Ч. Борджиа. Он ненадолго посещает Флоренцию. К этому времени относится создание художником шедевра живописи - "Моны Лизы". До сих пор не утихают споры о загадочной улыбке женщины. Нет единодушного мнения и о том, кем была натурщица для картины.
В 1516 г. Леонардо переезжает во Францию и поступает на службу к французскому королю. Великий мастер получает значительное королевское материальное обеспечение. Он выступает в роли ведущего советника короля по различным вопросам.
Леонардо был автором около 7000 различных рисунков и страниц с записями в различных областях науки. Это огромное наследство было впоследствии систематизировано и издано в виде нескольких трактатов. Леонардо был автором множества открытий в самых разных сторонах человеческого знания. Он стал образцом и символом универсального человека, идеалом Возрождения. На него равнялись многие деятели науки и культуры. Леонардо да Винчи во многом предвосхитил свою эпоху. Большое количество его гениальных изобретений были недоступны для понимания той эпохи и получили признание только спустя столетия. Уровень технического развития при жизни Леонардо просто не позволял осуществить его инженерные и механические замыслы.
Леонардо да Винчи умер в 1519 г., являясь величайшим художником и изобретателем для современников. Легкость, с которой он добивался успехов в различных областях науки, не была до конца осознана в его время. Многие проекты Леонардо были оценены лишь в современную эпоху. При этом отмечается невероятная широта замыслов гения и безграничные возможности его таланта.


История человечества, на самом деле, знает не так много гениев, опережавших ту или иную эпоху каждым своим действием. Кое-что из сотворённого ими прочно вошло в жизнь современников, а что-то так и осталось на чертежах и манускриптах: уж слишком далеко вперед смотрел мастер. Последнее в полной мере может быть применимо к Леонардо да Винчи , гениальному художнику, ученому, математику, инженеру, изобретателю, архитектору, скульптору, философу и писателю – истинному человеку эпохи Возрождения. Пожалуй, в истории средневекового знания нет области, которой не коснулся бы великий мастер Просвещения.

Сфера его деятельности охватывает не только пространство (Италия-Франция), но и время. Разве не удивительно то, что картины Леонардо да Винчи вызывают сейчас такие же жаркие споры, восхищение, как и в годы его жизни? Подобная «формула бессмертия» может по праву считаться величайшим открытием в истории. Каковы же ее составляющие? Ответ на этот вопрос хотел бы получить практически каждый человек на планете. Кое-кто даже решил, что лучше всего спросить об этом самого Леонардо, «воскресив» мастера при помощи современных научных разработок. Однако основные компоненты «формулы» видны невооруженным глазом: потенциальная гениальность, помноженная на невероятное любопытство и большую долю гуманизма. А еще, любой гений есть мечтатель-практик. Судите сами, все творчество Леонардо да Винчи (сюда мы относим не только наброски, картины, фрески, но и все научные изыскания Мастера), можно представить, как шаги к реализации долгих мечтаний человечества о совершенстве. Вы хотели, чтобы человек летал, как птица? Значит надо сделать ему подобие крыльев! Христос ходил по воде, так почему бы и простым смертным не иметь такой возможности? Давайте сконструируем водные лыжи!

Вся жизнь и творчество Леонардо да Винчи были наполнены попытками ответить на многочисленные вопросы о законах мироздания, раскрыть тайны бытия и направить их на службу человечества. Ведь, не забывайте, что человек Ренессанса – это, прежде всего, великий гуманист.

Биография Леонардо да Винчи – это, образно говоря, история нескольких душ, заключенных в тело одного человека. Действительно, в каждой из исследуемых областей, он проявляет совершенно особенные качества, которые в понимании обычных людей, вряд ли могут принадлежать одной единственной личности. Может быть, именно поэтому кое-кто пытался доказать, что Леонардо да Винчи – всего лишь псевдоним, взятый группой людей. Однако теория была обречена на провал чуть ли не до своего рождения.

Сегодня да Винчи известен нам в большей степени, как непревзойденный художник. К сожалению, до нас дошло не более 15 его работ, остальные же либо просто не выдержали испытание временем из-за постоянных экспериментов мастера с техникой и материалами, либо считаются еще не найденными. Однако те работы, которые дошли до нас, остаются самыми известными и самыми копируемыми шедеврами искусства в мире.

Биография Леонардо да Винчи

Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. Отец, не имевший на тот момент других наследников, пожелал взять сына в свой дом и дать надлежащее образование. О матери же известно наверняка только то, что она официально вышла замуж за мужчину из крестьянской семьи и подарила ему еще 7 детей. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры.

Вся дальнейшая биография да Винчи тесно завязана с его творчеством, события жизни мастера, встреченные им люди, естественно, оставляли свои следы развитии его мировоззрения. Так, встреча с Андреа Вероккио определила начало его пути в искусстве. В 16 лет, Леонардо становится учеником студии прославленного мастера Вероккио. Именно в мастерской Вероккио, Леонардо получает возможность проявить себя в качестве художника: учитель позволяет ему написать лицо ангела для знаменитого «Крещения Христа».

В 20 лет да Винчи становится членом общества св. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. Здесь находят широкое применение таланты Леонардо не только как художника, но и как скульптора, декоратора, организатора всевозможных маскарадов и турниров, человека, создавшего поразительные механические устройства. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани».

Подобно большинству мастеров Ренессанса, да Винчи много путешествует, оставляя память о себе в каждом посещенном городе. К концу жизни он становится « первым королевским художником, инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Ныне в замке Клу от первоначально задуманного великим Леонардо плана осталась только двойная винтовая лестница, остальная же архитектура замка многократно переделывалась последующими династиями французских королей.

Творчество Леонардо да Винчи

Несмотря на многочисленные научные исследования Леонардо, его слава ученого и изобретателя несколько меркнет перед славой Леонардо-художника, чьи немногие сохранившиеся работы завораживают и будоражат разум и воображение человечества уже почти 400 лет. Именно в области живописи нашли свое применение многие из трудов да Винчи, посвященные природе света, химии, биологии, физиологии и анатомии.

Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. Их копируют в поисках секрета подобного мастерства, их обсуждают и о них спорят целые поколения знатоков искусства, критиков и даже писателей. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Среди множественных факторов, делающих работы да Винчи уникальными, одним из основных можно назвать новаторские техники и эксперименты, примененные мастером в своих работах, а так же глубокие знания анатомии, ботаники, геологии, оптики и даже человеческой души… Глядя на созданные им портреты, мы действительно видим не просто художника, но внимательного наблюдателя, психолога, сумевшего понять физическое выражение эмоциональной составляющей человеческой личности. Да Винчи не только сумел сам понять это, но и нашел приемы, позволяющие с фотографической точностью перенести эти знания на холст. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю».

Леонардо считал, что лучшим персонажем для изображения на холсте является человек, чьи движения тела наиболее соответствуют движениям его души. Это убеждение можно считать творческим кредо да Винчи. В его работах оно воплотилось в том факте, что за всю свою жизнь он написал всего один портрет мужчины, предпочитая женщин в качестве моделей, как личностей более эмоциональных.

Ранний период творчества

Периодизация творческой биографии Леонардо да Винчи довольно условна: некоторые из его работ не датированы, да и хронология жизни мастера так же не всегда точна. Самым началом творческого пути да Винчи можно считать тот день, когда его отец, сер Пьеро, показал некоторые наброски 14-летнего сына своему другу Андреа дель Вероккио.

Через год, в течение которого Леонардо доверялось лишь очищать холсты, растирать краски и заниматься другими подготовительными работами, Вероккио начал знакомить своего ученика с традиционными приемами живописи, гравюры, архитектуры и скульптуры. Здесь же Леонардо получил знания основ химии, металлургии, освоил деревообработку и даже начала механики. Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. В этот период Леонардо не создает собственных работ, но жадно впитывает все, что связано с выбранной профессией. Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Игра света и тени, черты лица маленького ангела, написать которого было доверено да Винчи, настолько поразили Вероккио, что он счел себя превзойденным собственным учеником и решил больше никогда не браться за кисть. Полагают так же, что Леонардо стал моделью для бронзовой скульптуры Давида и изображения Архангела Михаила.

В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства. Теперь легкая дымка – сфумато – не просто тонкий слой размытой краски, но действительно легкая пелена живого тумана. Не смотря на то, что к 1476г. да Винчи открывает собственную мастерскую и получает собственные заказы, он все еще тесно сотрудничает с Вероккио, относясь с глубоким почтением и уважением к своему учителю. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи.

Зрелый период творчества

В 26 лет да Винчи начинает полностью самостоятельную карьеру, а так же приступает к более детальному изучению различных аспектов естествознания и сам становится учителем. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме. Возможно, мода на неоплатонизм властвовавшая в ту эпоху во Флоренции так же сыграла роль в решении да Винчи уехать в достаточно академичный и прагматичный Милан, который больше отвечал его духу. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Эта работа ясно показывает, что да Винчи уже владеет определенными знаниями в области биологии и геодезии, поскольку растения и сам грот выписаны с максимальной реалистичностью. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Однако, не смотря на такое потрясающее исполнение, эта картина на многие годы стала предметом раздора между автором и заказчиками. Годы этого периода да Винчи посвящает записям своих размышлений, чертежам, более глубоким исследованиям. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.

Поздний период творчества

Именно в этот период да Винчи больше задумывается над военно-техническими проектами, изучает градостроительство и предлагает собственную модель идеального города.
Так же, во время пребывания в одном из монастырей, он получает заказ на эскиз к образу Девы Марии с младенцем Иисусом, св. Анной и Иоанном Крестителем. Работа получилась настолько впечатляющей, что зритель ощущал себя присутствующим при описанном событии, частью картины.

В 1504 г. многие ученики, считающие себя последователями да Винчи, покидают Флоренцию, где он задержался, чтобы привести в порядок свои многочисленные записи и чертежи, и перебираются вместе с учителем в Милан. С 1503 по 1506гг. Леонардо начинает работу над «Джокондой». В качестве модели выбрана Мона Лиза дель Джиокондо, урожденная Лиза-Мария Джерардини. Многочисленные варианты сюжета известной картины до сих пор не оставляют равнодушными деятелей искусств и критиков.

В 1513г. Леонардо да Винчи перебирается на некоторое время в Рим по приглашению папы Леона Х, а точнее, в Ватикан, где уже работают Рафаэль и Микеланджело. Год спустя Леонардо начинает серию «Потом», которая является своеобразным ответом на версию, предложенную Микеланджело в Сикстинской капелле. Не забывает мастер и свое увлечение инженерным делом, работая над проблемой осушения болот на территории владений герцога Жульена Медичи.

Одним из самых грандиозных архитектурных проектов этого периода становится для да Винчи замок Клу в Амбуазе, куда мастера приглашает работать сам король Франции Франсуа I. Со временем их отношения становятся гораздо ближе, чем просто деловыми. Франсуа часто прислушивается к мнению великого ученого, относится к нему, как к отцу, и тяжело переживает смерть да Винчи в 1519г. Леонардо умирает весной от тяжелой болезни в возрасте 67 лет, завещав свои рукописи и кисти ученику – Франческо Мельци.

Изобретения Леонардо да Винчи

Это может показаться невероятным, но некоторые изобретения, сделанные в конце 18 — начале 19 вв. на самом деле уже были описаны в трудах да Винчи, как и кое-что из привычных нам вещей. Кажется, того, о чем не упоминал бы мастер в своих рукописях, вообще не существует. Там описан даже будильник! Конечно, конструкция его значительно отличается от того, что мы видим сегодня, тем не менее, изобретение заслуживает внимания хотя бы из-за своей конструкции: весы, чаши которых наполнены жидкостью. Переливаясь из одной чаши в другую, вода приводит в действие механизм, который толкает или поднимает ноги задремавшего человека. Трудно не проснуться в таких условиях!

Однако подлинная гениальность Леонардо-инженера проявляется в его механических и архитектурных инновациях. Последние ему удалось воплотить в жизнь почти полностью (за исключение проекта идеального города). Но вот относительно механики, применение ей нашлось далеко не сразу. Известно, что да Винчи готовился сам опробовать свой летательный аппарат, однако он так и не был сконструирован, не смотря на детальный план, составленный на бумаге. Да и велосипед, созданный мастером из дерева, тоже вошел в обиход на несколько столетий позже, как, впрочем, и механическая самоходная повозка, приводимая в действие двумя рычагами. Однако сам принцип работы повозки был применен для усовершенствования ткацкого станка еще при жизни да Винчи.
Будучи еще при жизни признан гением живописи, Леонардо да Винчи всю жизнь мечтал о карьере военного инженера, и потому особое место в его деятельности отводилось изучением укреплений, военных машин, защитных сооружений. Так, именно он разработал прекрасные методы отражения турецких атак в Венеции, и даже создал подобие защитного скафандра. Но поскольку турки так и не напали, изобретение не было опробовано в действии. Точно так же осталась лишь в чертежах боевая машина, напоминающая танк.

Вообще, в отличие от произведений живописи, рукописи и чертежи Леонардо дошли до наших дней в большей сохранности и продолжают исследоваться в наши дни. По некоторым чертежам даже были воссозданы машины, которым не суждено было появиться при жизни да Винчи.

Живопись Леонардо да Винчи

Большинство произведений кисти да Винчи не дошло до наших дней из-за постоянных экспериментов мастера не только с техникой живописи, но и с инструментарием: красками, холстами, грунтовкой. В результате таких экспериментов состав красок на некоторых фресках и полотнах не выдержал испытания временем, светом, влагой.

В рукописи, посвященной изобразительному искусству да Винчи, в основном, делает упор не столько на технику письма, сколько на подробное изложение придуманных им нововведений, которые, кстати, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие искусства. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. Так, Леонардо советует покрывать холст тонким слое клея, вместо белой грунтовой смеси, которую было принято использовать до этого. Изображение, нанесенное на подготовленный таким образом холст, закрепляется гораздо лучше, чем на грунте, особенно если писать темперой, которая была широко распространена в то время. Масло вошло в обиход несколько позже, и да Винчи предпочитал использовать его как раз для письма на грунтованном холсте.

Так же одной из особенностей живописной манеры да Винчи является предварительный набросок задуманной картины прозрачными темными (коричневыми) тонами, эти же тона использовались и как верхний, завершающий, слой всего произведения. И в том и в другом случае завершенная работа наделялась мрачным оттенком. Вполне возможно, что со временем цвета еще больше темнели именно из-за этой особенности.

Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. Известен даже случай, когда Леонардо решил экспериментальным путем проверить свои догадки о том, как двигаются лицевые мышцы во время смеха и плача. Пригласив компанию друзей на ужин, он начал рассказывать забавные истории, рассмешив своих гостей, да Винчи внимательно наблюдал за движением мышц, выражением лица. Обладая уникальной памятью, он перенес увиденное им на наброски с такой точностью, что, по словам очевидцев, людям хотелось смеяться вместе с портретами.

Мона Лиза.

«Мона Лиза» она же «Джоконда», полное название - портрет госпожи Лизы дель Джокондо, пожалуй, самое известное произведение живописи в мире. Леонардо писал знаменитый портрет с 1503 по 1506г., но даже в этот период портрет не был полностью завершен. Да Винчи не захотел расставаться со своим произведением, поэтому заказчику оно так и не досталось, зато сопровождало мастера во всех его путешествиях до самого последнего дня. После смерти художника портрет был перевезен в замок Фонтенбло.

Джоконда стала самой мистической картиной всех эпох. Она стала предметом исследований художественной техники для мастеров 15в. В эпоху романтизма художники и критики восхищались ее загадочностью. Кстати, именно деятелям этой эпохи мы обязаны таким великолепным ореолом таинственности, сопровождающим Мону Лизу. Эпоха романтизма в искусстве просто не могла обойтись без мистического антуража, присущего всем гениальным мастерам и их произведениям.

Сюжет картины сегодня известен всем: загадочно улыбающаяся женщина на фоне горного пейзажа. Однако многочисленные исследования выявляют все больше деталей, ранее не замеченных. Так, при ближайшем рассмотрении видно, что дама на портрете одета в полном соответствии с модой своего времени, на ее голову накинута темная прозрачная вуаль. Казалось бы, в этом нет ничего особенного.

Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. Но проведенный в 2006г. канадскими учеными более подробный анализ с применением современного лазерного оборудования показал, что эта вуаль, на самом деле, окутывает весь стан модели. Именно этот тончайший материал создает эффект тумана, что ранее было отнесено на счет знаменитого сфумато да Винчи. Известно, что подобные вуали, окутывающие все тело, а не только голову, носили беременные женщины. Вполне возможно, что именно это состояние и отражено в улыбке Моны Лизы: умиротворение и спокойствие будущей матери. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. С одной стороны это фонетическая вариация фамилии Джиокондо, к которой принадлежала и сама модель. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т.е. счастье, умиротворение. Не объясняет ли это и глубину взгляда, и нежную полуулыбку, да и всю атмосферу картины, где царит полумрак? Вполне возможно. Это не просто портрет женщины. Это изображение самой идеи мира и безмятежности. Может быть, именно этим она была столь дорога автору.

Сейчас картина Мона Лиза находится в Лувре, относится к стилю «Возрождение». Размеры картины 77 см x 53 см.

«Тайная вечеря» — фреска созданная да Винчи в 1494-1498 гг. для доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грези, Милан. На фреске изображена библейская сцена последнего вечера, проведенного Иисусом из Назарета в окружении двенадцати своих учеников.

В этой фреске да Винчи постарался воплотить все свои знания о законах перспективы. Зал, в котором сидят Иисус и апостолы, написан с исключительной точностью в плане пропорций и удаленности объектов. Задний план комнаты, тем не менее, виден настолько ясно, что представляет собой практически вторую картину, а не просто фон.

Естественно, центром всего произведения является сам Христос, именно относительно его фигуры спланирована и вся остальная композиция фрески. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям. Являясь центром фрески, фигурой, вокруг которой, кажется, вращается весь мир, Иисус все же остается один: все остальные фигуры как бы отделены от него. Все произведение заключено в строгие прямолинейные рамки, ограничивающиеся стенами и потолком комнаты, столом, за которым сидят участники тайной вечери. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо.

В аббатстве Тонгерло, Бельгия, хранится удивительно точная копия “Тайной вечери”, сделанная мастерами школы да Винчи по его собственной инициативе, поскольку художник боялся, что фреска в миланском монастыре не выдержит испытания временем. Именно эту копию реставраторы использовали при воссоздании оригинала.

Картина находится в Санта-Мария-делле-Грацие, размеры 4,6 м x 8,8 м.

Витрувианский человек

«Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Рисунок сделан чернилами. Размеры рисунка 34 см x 26 см. Жанр: Абстракционизм. Направление: Высокое Возрождение.

Судьба манускриптов.

После смерти да Винчи в 1519г. все рукописи великого ученого и живописца отошли в наследство любимому ученику Леонардо, Франческо Мельци. К счастью, до наших дней дошла основная часть оставленных да Винчи рисунков и записей, сделанных его знаменитым способом зеркального письма, т.е. справа на лево. Без сомнения, Леонардо оставил после себя самое большое собрание сочинений эпохи Возрождения, однако после его смерти, рукописи ожидала не легкая судьба. Даже удивительно, что после стольких перипетий манускрипты все-таки дожили до наших дней.
Сегодня научные труды да Винчи имеют далеко не тот вид, который придал им Мастер, с особой тщательностью группировавший их по одному ему ведомым принципам. После смерти Мальзи, наследника и хранителя рукописей, его потомки начали нещадно транжирить доставшееся им наследие великого ученого, очевидно, даже не ведая о его истинной ценности. Первоначально, рукописи просто хранились на чердаке, позднее семейство Мальзи раздало часть манускриптов и продало отдельные листы друзьями коллекционерам за смехотворную цену. Таким образом, все записи да Винчи обрели новых хозяев. Счастье, что ни одного листа при этом не было потеряно!

Однако власть злого рока на этом не закончилась. Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации, и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. хранилась в библиотеке Милана. В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде.

На сегодняшний день собраны все известные рукописи да Винчи, и почти все они находятся в государственных музеях стран Европы, за исключением одной, чудесным образом до сих пор остающейся в частной коллекции. С середины 19в. исследователями-искусствоведами ведется работа по восстановлению первоначальной классификации манускриптов.

Вывод.

Согласно последней воле да Винчи, его похоронный кортеж сопровождали шестьдесят нищих. Похоронен великий мастер эпохи Ренессанса в часовне Сен-Юбер, в окрестностях замка Амбуаз.
Да Винчи оставался одиноким всю свою жизнь. Не имея ни жены, ни детей, ни даже собственного дома, он посвятил всего себя научным изысканиям и искусству. Так уж складывается судьба гениев, что при жизни и после смерти их работы, в каждую из которых была вложена частица души, остаются единственной «семьей» своего создателя. Так произошло и в случае с Леонардо. Однако все, что сделал этот человек, сумевший полностью познать и воплотить в своих творениях дух эпохи Возрождения, стало сегодня достоянием всего человечества. Сама судьба расставила все так, что не имея собственной семьи, да Винчи передал огромное наследство всему человечеству. Причем сюда входят не только уникальные записи и восхитительные работы, но и та таинственность, которая сегодня окружает их. Не было ни одного столетия, в которое не пробовали бы разгадать тот или иной замысел да Винчи, искать то, что считалось утерянным. Даже в наш век, когда многое неведомое ранее стало повседневным, рукописи, рисунки и картины великого Леонардо не оставляют безучастными ни посетителей музеев, ни искусствоведов, ни даже писателей. Они до сих пор служат неисчерпаемым источником вдохновения. Не в этом ли заключается истинный секрет бессмертия?

Витрувианский человек

Мадонна Бенуа

Мадонна Литта

Леонардо да Винчи, крупнейшая фигура итальянского Высокого Возрождения – прекрасный пример универсального человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства - живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем. Появился на свет он 15 апреля 1452 года неподалеку от Флоренции, в небольшом городке Винчи (отсюда его имя). Леонардо был сыном зажиточного нотариуса и крестьянки (многие биографы считают, что внебрачным) и воспитывался с малых лет отцом. Он питал надежды на то, что подросший Леонардо пойдет по его стопам, однако общественная жизнь не казалась тому интересной. В то же время не исключено, что ремесло художника было выбрано по той причине, что незаконнорожденным детям не были доступны профессии юриста и врача.

Как бы там ни было, после переезда их с отцом во Флоренцию (1469) Леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую Андреа дель Верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода. Технологии работы художника флорентийской мастерской в те времена подразумевали технические эксперименты. Сближение с Паоло Тосканелли, астрономом, стало еще одним фактором пробуждения у Да Винчи серьезного интереса к различным наукам. Известно, что в 1472 г. он являлся членом Флорентийской Гильдии художников, а к 1473 г. относят его первую датированную самостоятельную художественную работу. Через несколько лет (в 1476 или 1478 г.) у да Винчи появляется собственная мастерская. Буквально с первых полотен («Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов») он заявил о себе как великий живописец, а дальнейшее творчество лишь увеличивало его славу.

С начала 80-х гг. биография Леонардо да Винчи связана с Миланом, работой у герцога Людовика Сфорца в качестве живописца , скульптора, военного инженера, устроителя празднеств, изобретателя разнообразных механических «чудес», которые прославили его хозяина. Да Винчи активно работает над собственными проектами в разных сферах (например, над подводным колоколом, летательным аппаратом и др.), однако Сфорца не проявляет к ним никакого интереса. В Милане Да Винчи прожил с 1482 по 1499 г. – до тех пор, пока войска Людовика XII не захватили город и не вынудили его отбыть в Венецию. В 1502 г. его берет к себе на службу военным инженером и архитектором Чезаре Борджиа.

В 1503 г. художник вернулся во Флоренцию. К этому году (ориентировочно) принято относить написание, пожалуй, самой известной его картины - «Мона Лиза» («Джоконда»). На протяжении 1506-1513 гг. да Винчи снова живет и работает в Милане, на этот раз он служит французской короне (под контролем Людовика XII тогда находился север Италии). В 1513 г. переезжает в Рим, где его творчеству покровительствуют Медичи.

Последний этап биографии Леонардо да Винчи связан с Францией, куда он в январе 1516 г. переезжает по приглашению короля Франциска I. Поселившись в замке Кло-Люсе, он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера, стал получателем крупной ренты. Работая над планом монарших апартаментов, главным образом, выступал в ипостаси советника и мудреца. Через два года после приезда во Францию он серьезно заболел, ему было сложно передвигаться одному, правая рука онемела, и в следующем году он полностью слег. 2 мая 1519 г. великий «универсальный человек», окруженный учениками, умер; похоронили его в расположенном неподалеку королевском замке Амбуаз.

Помимо произведений, являющихся общепризнанными шедеврами («Поклонение волхвов», «Тайная вечеря», «Святое семейство», «Мадонна Литти», «Мона Лиза»), да Винчи оставил после себя порядка 7000 не связанных между собой рисунков, листов с записями, которые были после смерти мастера сведены воедино его учениками в несколько трактатов, дающих представление о мировоззрении Леонардо да Винчи. Ему принадлежит заслуга многочисленных открытий в области теории искусства, механики, естественных наук, математики, внесших весомый вклад в развитие наук и инженерной мысли. Леонардо да Винчи стал воплощением идеала итальянского Ренессанса и последующими поколениями воспринимался как своеобразный символ творческих устремлений, присущих тому времени.


Леонардо да Винчи смело можно отнести к уникальным людям нашей планеты... Ведь он известен не только как один из величайших художников и скульпторов Италии, а также как величайший ученый, исследователь, инженер, химик, анатом, ботаник, философ, музыкант и поэт. Его творения, открытия и исследования не на одну эпоху опередили время.

Леонардо да Винчи был рожден 15 апреля 1452 года недалеко от Флоренции, в городе Винчи (Италия). Про мать да Винчи, известно довольно мало информации, только то что она была крестьянкой, не состояла с отцом Леонардо в браке и до 4-х лет занималась воспитанием сына в деревне, после чего он был переправлен в семью отца. А вот отец Леонардо, Пьеро Винчи, был довольно богатым гражданином, работал нотариусом, а также имел в своем владении земли и титул мессэра.

Леонардо да Винчи начальное образование, в которое входило умение писать, читать, основы математики и латыни получал на дому. Для многих была интересной его манера писать в зеркальном отражении слева направо. Хотя при необходимости мог без особого труда писать и традиционно. В 1469 году сын вместе с отцом переезжает во Флоренцию, где Леонардо начинает изучать профессию художника, не самую почитаемую в то время, хотя у Пьеро и было желание, чтобы сын унаследовал профессию нотариуса. Но в то время незаконнорожденный не мог быть ни врачом ни юристом. И уже в 1472 году Леонардо принимают в гильдию живописцев Флоренции, а в 1473 году написана самая первая датированная работа Леонардо да Винчи. На этом пейзаже был изображен набросок долины реки.

Уже в 1481 - 1482 гг. Леонардо был принят на службу к правителю Милана того времени Лодовико Моро, где исполнял обязанности устроителя придворных праздников, а по совместительству военного инженера и гидротехника. Занимаясь архитектурой да Винчи оказал огромное влияние на зодчество Италии. В своих трудах он разрабатывал разнообразные варианты современного идеального города, а также проекты центрально-купольного храма.

В это время Леонардо да Винчи пробует себя в различных научных направлениях и практически везде достигает невиданных положительных результатов, но никак не может найти так необходимой ему, благоприятной обстановки в Италии того времени. Поэтому с большим удовольствием в 1517 году принимает приглашение французского короля Франциска I на должность придворного живописца и прибывает во Францию. В этот период двор Франции пытается довольно активно приобщаться к культуре итальянского Возрождения, поэтому художника окружают всеобщим почитанием, хотя по свидетельствам многих историков, это почитание было скорее показным и носило внешний характер. Подорванные силы художника были на пределе и по истечению двух лет, 2 мая 1519 года, Леонардо да Винчи умер в , недалеко от Амбуаза, во Франции. Но несмотря на короткий жизненный путь Леонардо да Винчи стал признанным символом эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи – гений эпохи Возрождения.

Ну кто не знает самую знаменитую картину всех времен? Какая работа великих художников ассоциируется с известнейшим творением? Большинство из нас ответит, что «Мона Лиза» является поистине гениальным трудом флорентийского мастера Леонардо да Винчи. Сказать, что он просто хороший художник – не сказать ничего.
Этот человек – пример универсализма, аргументировать это можно, вспомнив многочисленные таланты Леонардо. Среди них не только рисование, но и наука, музыка, техника, инженерия и писательство. Перечислять известные труды да Винчи можно часами, это при том, что все же не все свои работы художник показывал.
Родился Леонардо да Винчи в 1452 году недалеко от Флоренции и в местечке Винчи, отсюда и его «ник». Отец его был юристом, а мать обычной крестьянкой, но на воспитание его взял отец. Как обычно, родители хотят для детей лучшего, поэтому навязывают детям свое мнение, так и здесь. Отец Леонардо с самого детства сына надеялся, что его сын станет великим юристом. Он стал великим, но не юристом, а человеком.
Известно, что в 1469 году отец с сыном переехали из пригорода во Флоренцию, где юноша устраивается в мастерскую Вероккьо, известного художника того времени. Здесь и начинается творческий путь Леонардо. Жизнь в городе принесла ему знакомство с учеными и пробуждение любви к наукам, среди таких был астроном Паоло Тосканелли.
Спустя какое-то время (1476 год), да Винчи обустраивает свою мастерскую, где пишет первые свои работы: «Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов». Уже тогда он зарекомендовал себя, как талантливый мастер.
Следующий его период жизни был проведен в Милане, там он устраивается на службу к герцогу и устраивает празднества, проектирует, пишет портреты зажиточной семьи, в общем, показывает свой профессионализм в разных сферах. Да Винчи успевал разрабатывать и свои проекты, например, летательный аппарат (который потом он все же изобретет), однако герцогу буквально все равно, он желает, чтобы Леонардо работал только на него. В 1499 году живописец снова кочует, теперь в Венецию. Но живет и работает он там не слишком усиленно, ему было там просто скучно и гений понимает, что лучше Флоренции не может быть ничего и через 4 года возвращается на родину.
Здесь-то и пошел целый ряд Мадонн и, конечно, «Джоконда». Считается, что в образе этой женщины да Винчи хотел изобразить человека того времени, показать первенство разума. Биографы до сих пор не могут понять, что же так задевает в Джоконде, но все-таки ими были выделены основные «притягательные» черты, это, конечно же, глаза, губы (то ли усмешка, то ли грусть), отсутствие бровей и знаменитое леонардовское сфумато (туманность), которое потом явилось его визитной карточкой.
В 1513 он снова уехал из Флоренции, и, увы, больше туда никогда не вернулся. Там он работал на царскую семью и был не только художником и инженером, но и советчиком, мудрецом. Все бы хорошо, если бы Леонардо не заболел. Вылечиться так и не удалось, 2 мая 1519 года этого величайшего человека не стало. Помимо культурного и научного общепризнанного наследия он оставил после себя 7000 рисунков и чертежей. В биографии Леонардо да Винчи много пропусков и недосказанностей, но искусствоведы до сих пор пытаются восстановить данные и изучить проекты, которые художник воплотить в жизнь не успел.