Парадные портреты 18 века. Д.г

Парадный портрет

Парадный портрет является разновидностью исторического портрета определенной социальной направленности. Такие портреты получили наибольшее распространение при дворе. Основной задачей данного направления было прославление высокопоставленных и знатных персон, царских особ и их приближенных. Ставилась задача акцентирования внимания на заслугах и достижениях заказчика, возвеличивания, иногда близкого к обожествлению.

Социальный заказ обусловливал манеру художественного исполнения парадного портрета. Картины часто были больших размеров, а человек изображался в полный рост, стоя или сидя. Обстановка предполагала торжественность, интерьер был пышным. Идеологическая направленность диктовала некоторую скованность поз и искусственность сюжета. Художник стремился подчеркнуть значимость персонажа, герои картин одеты в пышные, парадные костюмы, обязательно было присутствие регалий и знаков отличия, символов власти и могущества.

Задачи отображения визуального сходства модели с оригиналом и внутреннего состояния человека отходят в парадном портрете на второй план, где главное - это социально-общественный статус заказчика. Однако выдающимся художникам и в этом узком жанре удавалось отобразить индивидуальность человека, его характер и образ жизни. Известными русскими портретистами, изображавшими на своих полотнах высокопоставленных особ, были Иван Никитин, Алексей Антропов, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий.

Иван Никитич Никитин - «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами - русскими портретами конца XVJI столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное - от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов


В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи - рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).

В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)- в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.

В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправ- ляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

И.Н.Никитин

Портрет канцлера Г.И.Головкина

1720г, холст, масло, 90,9 x 73,4 cм.

Портрет Головкина принято считать одной из первых работ, выполненных художником по возвращении из Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин- вице-канцлер, сподвижник Петра I, особенно преуспел на дипломатическом поприще благодаря свойственной ему ловкости и хитрости. Надпись на обороте портрета гордо сообщает, что «в продолжении канцлерства своего он заключил 72 трактата с разными правительствами».

Приковывает к себе внимание лицо Головкина с умным проницательным взглядом и твердой волевой складкой губ; в обрамлении серебристого парика оно выступает из черного пространства фона.

Никитину удалось выразить в этом портрете идеальный образ энергичного государственного деятеля - человека эпохи Петра. В его осанке нет напыщенности, но есть чувство собственного достоинства. Величественная сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте придают торжественность и значительность.

И.Н.Никитин

Портрет Анны Петровны, дочери Петра 1

До 1716г, холст, масло, 65 x 53 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1716 году живописец Иван Никитич Никитин был отправлен Петром 1 за границу в Италию. Но едва ли можно сказать, что его послали туда как простого ученика. В письме Екатерине в Берлин от 19 апреля 1716 года Петр писал: «...попроси короля, чтоб велел свою персону ему (Никитину) списать... дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». А в Италии Никитин как признанный мастер получал на содержание из казны намного больше, чем остальные царские пенсионеры.

Портрет Анны Петровны, старшей дочери Петра и Екатерины Алексеевны, исполненный Никитиным еще до поездки за границу, действительно давал русскому царю все основания гордиться своим художником. Никитин запечатлел цесаревну Анну в 6-7-летнем возрасте. По моде и по правилам портретного искусства того времени девочка изображена как взрослая: в кокетливой позе, с высокой прической и рассыпанными по плечам длинными черными волосами, в сильно декольтированном голубом платье с крупными золотыми узорами и ярко-красной мантии, подбитой горностаем, свидетельствующей о принадлежности ребенка к царскому роду.

В атом портрете (и вообще в манере Никитина) удивителен цвет - повсюду необычайно интенсивный, вещественный, светящийся изнутри, не оставляющий места серым теням. Такого впечатления художник добивается, наращивая красочный слой в освещенных местах все более яркими и густыми мазками, в то время как тени остаются легкими, прозрачными, нежнейших оттенков - так написаны лицо и открытая грудь Анны. Ощущение полыхания цвета на мантии создается стремительными оранжевыми и алыми мазками, брошенными поверх красного тона. Художник не изображает чувства, характер модели, но силой свечения красок, беспокойным движением линий как бы творит ее заново, оживляя материю на наших глазах.

Анна Петровна, цесаревна и герцогиня Голштинская, дочь Петра Великого и Екатерины I. По свидетельству современников, Анна очень походила лицом на отца, была умна и красива, образована, говорила прекрасно по-французски, по-немецки, по-итальянски и по-шведски.Пётр I очень любил её.

Будущий супруг Анны, герцог голштейн-готторпский, Фридрих-Карл, приехал в Россию в 1721 году в надежде при помощи Петра Великого возвратить от Дании Шлезвиг и снова приобрести право на шведский престол. Ништадский мир (1721) обманул ожидания герцога, так как Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Швеции.

22 ноября 1724 года был подписан давно желанный для герцога брачный контракт, по которому, между прочим, Анна и герцог отказались за себя и за своих потомков от всех прав и притязаний на корону Российской империи; но при этом Петр предоставлял себе право по своему усмотрению призвать к сукцессии короны и Империи Всероссийской одного из рожденных от сего супружества принцев, и герцог обязывался исполнить волю императора без всяких кондиций.

Умерла 4 марта 1728 года, в Голштинии, едва достигнув двадцатилетнего возраста, разрешившись от бремени сыном, Карлом-Петром-Ульрихом (впоследствии император Петр III).

А.П.Антропов

Портрет статс-дамы А.М.Измайловой

1759г, холст, масло, 57.2 х 44,8см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1758 году после долговременного отсутствия, связанного с работами в Киеве и Москве, Алексей Петрович Антропов возвратился в Петербург. В это время ему было уже за сорок и он пользовался уважением и известностью.

Однако он справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Вернувшись в Петербург, Антропов решил усовершенствовать свое искусство и два года брал частные уроки у знаменитого итальянского портретиста П. Ротари. Результат был поистине чудесным: талантливый ремесленник превратился в выдающегося и, что особенно замечательно, самобытнейшего русского художника.

Первым и лучшим плодом этого обучения явился портрет статс-дамы А.М.Измайловой, урожденной Нарышкиной, дальней родственницы императрицы Елизаветы по отцу и ее любимицы.

Ближайшая подруга императрицы Елизаветы Петровны, Измайлова в молодости слыла красавицей, но ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа, пользующаяся немалым влиянием при дворе. Без прикрас передал художник грузную фигуру, полное лицо с густо насурьмленными по тогдашней моде бровями и ярким румянцем на щеках. Обращенный к зрителю живой взгляд карих глаз и язвительно поджатые губы выдают сметливый ум и властный характер Измайловой.

Особенности антроповской манеры заключаются в колорите портрета. Художник прибегает к цветам почти лубочной яркости и дает их в сопоставлениях столь контрастных, которые, кажется, мыслимы лишь в плоскостных изображениях.

Щеки пожилой, полной дамы пылают, как маки, ее голову обрамляет кружевной чепец, украшенный по сторонам красными бантами и подвязанный розовыми лентами. Поверх белой кофты надето голубовато-синее платье, которое украшают усыпанный брильянтами орден с портретом императрицы и бледная роза с зелеными листьями.

Массивная фигура Измайловой помещается на фоне очень темного цвета с зеленым оттенком. Пользуясь такой палитрой, Антропов, однако, придает каждому тону светоносность и глубину, строит объемную форму, которая благодаря резким контрастам сочных красок выглядит исключительно динамичной, как бы заряженной внутренней энергией, прочной и весомой. А эти качества формы сообщают образу характер волевой, смелый, необычайно живой и колоритный, каким и отличалась славившаяся в молодости красотою, обаятельная и умная наперсница Елизаветы.

Эта работа художника заслужила похвалу Ротари и принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов, повышение жалованья и чин подпоручика.

А.П.Антропов

Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой

1761г, холст, масло, 54 х 42см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Княгиня Татьяна Алексеевна – дочь обер-прокурора Синода

князя А.С.Козловского, жена князя Н.И.Трубецкого

К тому времени, о котором мы говорим, в мировом искусстве сложился уже определенный тип парадного портрета, на формирование особенностей которого очень большое влияние оказали сословные представления. Смысл создания подобных произведений, их содержание сводится главным образом к показу портретируемого как персоны значительной, представителя высшего привилегированного сословия, обладателя высоких чинов и званий. Эта задача определила и выбор тех выразительных средств, которыми художники пользовались при создании парадных портретов. Модель в них всегда помещается в такую обстановку, которая способствует созданию ощущения значительности, необычности, торжественности изображения, а каждая из деталей содержит намек на действительные или мнимые заслуги и добродетели особы, которую мы видим перед собой. В первых из дошедших до нас работах Левицкий выступает как художник, уже свободно владеющий живописным мастерством и хорошо знающий разработанные до него приемы создания сложных композиционных портретов. Однако здесь он еще только начинает поиски пути для выражения в своем искусстве новых принципов изображения человека.

Очень интересны с этой точки зрения портреты А. Ф. Кокоринова (1769), Б. В. Умского (1770), Н. А. Сеземова (1770). Все они построены по уже сложившейся схеме решения парадного портрета. В центре расположена фигура портретируемого, четко и объемно рисующаяся на фоне. Вокруг аксессуары, которые несут большую смысловую нагрузку. Они в то же время усиливают ощущение строгой уравновешенности композиции и вместе с колоритом придают портрету определенное декоративное звучание. Полное представление о том, каким был типичный парадный портрет XVIII века, дает изображение директора Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова, в котором торжественность и значительность образа портретируемого соединяются с почти театральной условностью и изысканностью >>> .

"Портрет живописный г-на ректора Академии Александра Филипповича Кокоринова "

Холст, масло.

Кокоринов стоит у отделанного бронзой, темного лакированного бюро, на котором лежат чертежи здания Академии художеств, книги, бумаги. На Кокоринове светло-коричневый, густо шитый золотым позументом мундир, поверх него - шелковый кафтан, опушенный легким коричневым мехом. Тончайшие кружева жабо и манжет, высокий белый галстук и шпага завершают парадное одеяние.

Лицо Кокоринова, с вежливой улыбкой и выражением горделивого спокойствия, обращено к зрителям. В его сильном, с выступающими скулами лице, во всей крепкой фигуре чувствуются внутренняя собранность и живая энергия, а в глубине спокойных глаз затаилась то ли печаль, то ли усталость. Но все это скрывается под маской светской любезности и величавости. Обстоятельно, подробно рассказывают о Кокоринове окружающие его предметы. Великолепная обстановка, роскошная одежда свидетельствуют о том значительном положении, которое занимает Кокоринов. А книги, бумаги, чертежи уточняют рассказ, разъясняя, что перед нами - видный деятель культуры, крупный архитектор, один из создателей величественного здания Академии художеств.


Все в портрете Кокоринова: цветовое решение, композиция, тщательно подобранные, великолепно написанные аксессуары, парадная одежда - способствует созданию настроения торжественности и приподнятости. Кокоринов не был знатным человеком, принадлежащим к верхушке правящего сословия. Но сила установившихся представлений о целях парадного изображения человека, привычка к определенным схемам построения репрезентативного портрета заставляют художника написать Кокоринова - талантливого архитектора, человека, своим трудом добившегося определенного положения в обществе, так, как будто он аристократ, знатный сановник. И все те выразительные средства, которыми пользуется здесь Левицкий, позволяют нам узнать о Кокоринове только то, что, следуя традиции, считал возможным или находил нужным сказать художник.

Качествами, обязательными для каждого парадного изображения XVIII века, отмечен и портрет откупщика Никифора Артемьевича Сеземова >>> .

"Портрет откупщика Никифора Артемьевича Сеземова "

Холст, масло.

Но в отличие от портретов Кокоринова и Умского, являющихся классическими парадными изображениями, этой работе Левицкого присущи черты, красноречиво говорящие, что художник становится на путь исканий, которые приведут его позже к новым глубоким и оригинальным решениям.

Правда, в данном случае Левицкому дали возможность отойти от традиционных приемов парадного изображения особенности биографии и личности Сеземова. Сеземов - «села Выжигина поселянин», - как сообщает надпись, сделанная на обороте холста, на котором написан портрет, был крепостным графа П. Б. Шереметева. Став откупщиком, он благодаря своему уму, предприимчивости, энергии нажил огромное состояние, что позволило Сеземову заняться широкой благотворительностью. Портрет был заказан Левицкому в связи с тем, что Сеземов пожертвовал двадцать тысяч рублей в пользу Московского Воспитательного дома.

Такой герой в парадном портрете - явление исключительное для искусства XVIII века. Как же изобразил его Левицкий?

Перед нами немолодой, дородный, степенный человек с изборожденным морщинами энергичным, умным лицом. В цепком взгляде проницательных глаз - смекалистость и хитрость хорошо знающего жизнь человека. Он бородат, без парика. Черные волосы подстрижены в кружок. И одет Сеземов на русский манер: на нем длинный, на меху, кафтан, подпоясанный ниже талии, как было принято в простом народе. Нет на полотне и роскошной обстановки, обязательной для картин такого рода.

И все-таки этот портрет - парадное, торжественное изображение человека. Сеземов широким жестом указывает на бумагу, которую держит в руке. На этой бумаге нарисован план Воспитательного дома, под ним - спеленутый младенец и подходящий к случаю текст из Священного писания. Все эти детали сразу же возвращают нас в круг представлений, связанных с парадными изображениями. Очевидно, портрет Сеземова создан для того, чтобы рассказать об общественных добродетелях богатого откупщика - его щедрой благотворительности, его заботе о «сирых и бездомных». Кроме того, передавая «демократические» черты облика Сеземова, художник в то же время дает нам почувствовать, что хотя перед нами и мужик, но мужик необыкновенный. Поза его торжественна и величава. А «простонародная» одежда из голубовато-зеленоватого шелка, отделанная золотисто-коричневым мехом, выглядит не менее дорогой и нарядной, чем любой роскошный костюм аристократа.

Несколько необычное решение парадного портрета, в котором художник сумел, в чем-то отказавшись от привычной схемы, передать неповторимое своеобразие внешнего и внутреннего облика модели, необычность самой этой модели говорят о том, что художник ищет пути для передачи индивидуальной выразительности образа портретируемого им человека и достигает этого даже в такой своеобразной области искусства, как парадный портрет XVIII века.

Портрет горнозаводчика Прокофия Акинфиевича Демидова >>> был написан Левицким в 1773 году.

"Портрет горнозаводчика Прокофия Акинфиевича Демидова"

Холст, масло.

Демидов изображен на фоне величественных колонн и падающих тяжелыми складками драпировок. За колоннами - здание Воспитательного дома, на строительство которого Демидов пожертвовал большие денежные суммы. Именно за свою широкую благотворительность и заботу о воспитании подрастающего поколения (в здании Воспитательного дома размещалось основанное на средства Демидова Коммерческое училище для купеческих детей) прославляется в портрете горнозаводчик.

Есть в лице Демидова обязательное для парадных портретов благосклонно-доброжелательное и одновременно снисходительное выражение. Живым, непринужденным и в то же время открыто демонстративным жестом он привлекает внимание зрителей к окружающим его предметам. Атласная одежда Демидова сверкает и переливается алыми и серебристыми оттенками. Мы видим, что Левицкий сохранил в этой работе и внешнюю схему парадного портрета, с обязательным сочетанием репрезентативности, монументальности и декоративности, и то настроение особой приподнятости, тот пафос возвеличивания портретируемого, без которых такие произведения невозможны. Более того, по размаху, торжественности, да и по количеству аксессуаров этот, портрет намного превосходит то, что делал в этом роде Левицкий прежде.

Но если здание Воспитательного дома - деталь естественная для такого рода полотен, то остальные аксессуары сразу же выводят его за традиционные рамки парадного портрета. Демидов стоит, опираясь на большую металлическую лейку, около стола, на котором лежат луковицы каких-то растений и книги, возможно, труды по ботанике. У основания колонн стоят горшки с растениями, составляющими, по-видимому, предмет особой заботы и гордости хозяина, ибо на них, а не на Воспитательный дом указывает Демидов. Да и одет Демидов по-домашнему. На нем халат и ночной колпак. Даже если усматривать в изображении цветущих растений аллегорию воспитания юношества, то кроме этого символического значения, предметы, окружающие портретируемого, его наряд содержат в себе прямой и открытый намек на его личные вкусы, склонности и особенности характера. Все эти детали заставляют нас вспомнить, что Демидов был известен не только своей щедрой благотворительностью и заботами о процветании отечественного просвещения. Он был еще прославлен среди современников как большой любитель садоводства, чудак и оригинал.

Вся жизнь Демидова - странная смесь разумных действий и безудержного мотовства, дерзкого вызова общественным вкусам и нелепых, грубых поступков барина-самодура. И эта причудливость нрава заказчика нашла свое выражение в картине.

Ведь чудачеством было позволить изобразить себя на парадном портрете, предназначенном к тому же для официального учреждения, в столь интимном виде. Но это чудачество шло навстречу исканиям Левицкого, стремившегося к более углубленному и правдивому раскрытию человеческого характера.
Художник добивается здесь большой полноты характеристики портретируемого. Сквозь маску барственной небрежности и экстравагантность внешнего облика мы отчетливо различаем живые черты необычной натуры.
Лицо Демидова - холеное лицо человека пресыщенного и утомленного, с мягкими, несколько отвисшими щеками, нездоровым старческим румянцем, с тенями под глазами, задумчиво и чуть насмешливо смотрящими из-под тяжелых век. Короткие, чуть приподнятые брови и плотно сжатые, презрительно сложенные, несмотря на любезность тронувшей их улыбки, губы придают физиономии Демидова выражение некоторой старческой сентиментальности и брюзгливости. Странное сочетание едкой иронии и чего-то, похожего на снисходительность или чуть насмешливое добродушие придает лицу Демидова неповторимое своеобразие. Очень выразительна поза Демидова, в ней ощущается какое-то небрежное изящество. Характерна его фигура, уже заметно отяжелевшая.

Левицкому удалось создать в портрете Демидова сложный образ человека с широкой душой, наделенного наблюдательным умом, способного быть добрым и отзывчивым и в то же время совершать поступки невероятные и сумасбродные.
Такой полноты, силы и объективности характеристики парадный русский портрет XVIII века до этого не знал. Однако в интимных портретах предшественники Левицкого уже достигли большого мастерства в раскрытии характера человека. Но и в этом жанре Левицкий сумел сказать свое слово.

Замечательным мастером интимного портрета показал он себя в написанном почти одновременно с «Демидовым» портрете великого французского философа-просветителя Дени Дидро >>> , который с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года жил в Петербурге.

Личность Дидро, всей своей деятельностью утверждавшего торжество человеческого разума, давала художнику большие возможности для создания образа сильного, мужественного человека, наделенного высоким и проницательным умом. В то же время сам великий философ отмечал, что написать его портрет чрезвычайно трудно. «У меня было сто различных физиономий на день, смотря по предмету, каким я был занят... У меня лицо, которое обманывает художника». Левицкий показал Дидро как бы наедине с самим собой, таким, каким он мог быть в повседневной жизни.

Дидро в халате, без парика. Редкие волосы небрежными прядями лежат на лысеющей голове. Распахнутый ворот рубашки обнажает старческую шею. Но, может быть, именно поэтому лицо Дидро поражает своей значительностью: все черты его говорят о творческой одаренности, постоянной напряженной работе мысли, сильной воле.

Очень интересен созданный в 1783 году большой портрет Екатерины II - законодательницы >>> .

"Портрет Императрицы Екатерины II - законодательницы"

Холст, масло.

Это не просто портрет и не просто парадное изображение императрицы, каких было очень много создано в XVIII веке. Это своеобразная живописная ода, политическая декларация, выражающая идеалы передовых людей эпохи и предлагаемая ими в завуалированной форме императрице.

«Программа» картины была разработана Н. А. Львовым. Он выразил в этой программе представления части русских просветителей об идеальном, справедливом и разумном монархе.

И Левицкий, используя форму парадного, прославляющего портретируемого изображения, в котором содержание образа раскрывается прежде всего при помощи деталей обстановки, воспел благородный идеал гражданственного служения человека, и прежде всего монарха, обществу, государству, выразил гуманное и прекрасное, но по сути своей утопическое содержание программы картины, составленной Львовым.

Екатерина II в белом, отливающем серебром платье строгого покроя, с лавровым венком на голове и орденской лентой на груди, в тяжелой мантии, ниспадающей с плеч, предстает перед нами прекрасная, благосклонная, торжественная и недоступная.

Облик высокой стройной молодой женщины на портрете только отдаленно напоминает реальную Екатерину. Но Левицкий и не ставил перед собой задачу правдиво показать внешность и передать внутренний мир царицы. Он создавал образ идеального правителя, и Екатерина такая, какой она изображена на полотне, вполне отвечает аллегорическому смыслу картины.

Г. Р. Державин, откликнувшийся на эту работу Левицкого стихотворением «Видение мурзы», так описал героиню портрета:

Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена, -
Сошла - и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.

Фигура Екатерины рисуется на фоне торжественного занавеса, широкими складками окутывающего грандиозные колонны и пьедестал, на котором помещена скульптура Фемиды - богини правосудия. За колоннадой, за строгой балюстрадой - бурное небо и море с плывущими по нему кораблями. Екатерина широким жестом простерла руку над зажженным жертвенником. Рядом с жертвенником на толстых фолиантах сидит орел - птица Зевса, царя Олимпа.

Все эти атрибуты могут вызвать у нас воспоминания о событиях, действительно происходивших во время царствования Екатерины II. Именно тогда гремела слава морских побед русского флота на Черном море и был присоединен к России Крым. Екатерина издавала законы и даже демонстративно создала целую законодательную комиссию, работа которой, правда, не дала сколь-нибудь значительных результатов, но должна была всему миру показать, что Екатерина является «идеальным монархом».

Однако в портрете, созданном Левицким, все предметы, изображенные на полотне, содержат в себе не просто намек на реальные события времени.

Картина «Екатерина II - законодательница» пользовалась большим успехом. Она не раз повторялась самим художником. С нее было сделано множество копий. Она вдохновила на поэтический отклик не только Дер жавина. Ей посвятил стихотворение и поэт Богданович. В ответ на все эти похвалы и восторги сам Левицкий в журнале «Собеседник любителей российского слова» за 1783 год (часть VI) расшифровал содержание картины, как бы подтверждая правильность ее прочтения современниками:

«Середина картины представляет внутренность храма богини правосудия, перед которой в виде законодательницы ее императорское величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем ради общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ее. Знаки ордена святого Владимира изображают отличность знаменитую, за понесенные для пользы отечества труды, коих лежащие у ног законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах, и вооруженный Перуном (имеется в виду молния, которую держит орел в когтях. - прим.) страж рачит о целостности оных...»

В этом описании ясно звучит призыв к служению государству, к «рачительной заботе» о его процветании. Именно этот патриотический пафос, это наглядное выражение мечты о разумном, просвещенном, «законосообразном» управлении страной и составляет смысл, является основным содержанием картины Левицкого.

Парадный портрет , репрезентативный портрет - подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).

Характеристика

Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй .

Художник изображает модель, акцентируя внимание зрителя на социальном амплуа изображённого. Поскольку основная роль парадного портрета была идеологической, это вызывало некоторую одноплановость характеристики: подчеркнутую театральность позы и достаточно пышный антураж (колонны, драпировки, в портрете монарха - регалии , символы власти), которые отодвигали на второй план духовные свойства модели. Все же в лучших произведениях жанра модель предстает в подчеркнуто заданном варианте, который оказывается весьма выразительным.

Парадному портрету свойственна откровенная демонстративность и стремление «историзировать» изображённого. Это влияет на колористическую гамму, которая неизменно нарядна, декоративна и отвечает колористическим особенностям интерьера (хотя в зависимости от стиля эпохи меняется, становясь локальной и яркой в барокко, смягченной и полной полутонов в рококо, сдержанной в классицизме).

Подтипы

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

    • Коронационный (реже встречается тронный)
    • Конный
    • В образе полководца (военный)
    • Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
      • Полупарадный - обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары

Коронационный портрет

Коронационный портрет - торжественное изображение монарха «в день его коронации», вступления на престол, в коронационных регалиях (короне, мантии, со скипетром и державой), обычно в полный рост (иногда встречается сидячий тронный портрет).

«Императорский портрет мыслился как запечатление на века важнейшей в настоящий момент государственной идеи. Существенную роль в демонстрации непреходящей ценности настоящего, устойчивости государственной власти и т. д. играли неизменяемые формы. В этом смысле особое положение занимал т. н. „коронационный портрет“, предполагающий изображение правителя с атрибутами власти и претендующий на такое же сакральное постоянство, как и сама церемония коронации. Действительно, от петровского времени, когда впервые короновалась по новым правилам Екатерина I, до эпохи Екатерины II этот тип портрета претерпел лишь небольшие вариации. Императрицы - Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II - величественно возвышаются над миром, уподобляясь в силуэте незыблемой пирамиде. Царственная неподвижность подчеркнута и тяжеловесным коронационным одеянием с мантией, знаковая весомость которого равнозначна короне, скипетру и державе, неизменно сопровождавшим образ самодержицы» .

Постоянные атрибуты:

  • колонны, призванные подчеркнуть стабильность правления
  • драпировки, уподобленные только что распахнувшемуся театральному занавесу, открывающему зрителям чудесное явление

См. также

Напишите отзыв о статье "Парадный портрет"

Примечания

Отрывок, характеризующий Парадный портрет

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября.русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста.
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.
Между орудиями, на высоте, стояли спереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду.
Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по турецки на мокрой траве.
– Да, не дурак был этот австрийский князь, что тут замок выстроил. Славное место. Что же вы не едите, господа? – говорил Несвицкий.
– Покорно благодарю, князь, – отвечал один из офицеров, с удовольствием разговаривая с таким важным штабным чиновником. – Прекрасное место. Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный!
– Посмотрите, князь, – сказал другой, которому очень хотелось взять еще пирожок, но совестно было, и который поэтому притворялся, что он оглядывает местность, – посмотрите ка, уж забрались туда наши пехотные. Вон там, на лужку, за деревней, трое тащут что то. .Они проберут этот дворец, – сказал он с видимым одобрением.
– И то, и то, – сказал Несвицкий. – Нет, а чего бы я желал, – прибавил он, прожевывая пирожок в своем красивом влажном рте, – так это вон туда забраться.
Он указывал на монастырь с башнями, видневшийся на горе. Он улыбнулся, глаза его сузились и засветились.
– А ведь хорошо бы, господа!
Офицеры засмеялись.
– Хоть бы попугать этих монашенок. Итальянки, говорят, есть молоденькие. Право, пять лет жизни отдал бы!
– Им ведь и скучно, – смеясь, сказал офицер, который был посмелее.
Между тем свитский офицер, стоявший впереди, указывал что то генералу; генерал смотрел в зрительную трубку.
– Ну, так и есть, так и есть, – сердито сказал генерал, опуская трубку от глаз и пожимая плечами, – так и есть, станут бить по переправе. И что они там мешкают?
На той стороне простым глазом виден был неприятель и его батарея, из которой показался молочно белый дымок. Вслед за дымком раздался дальний выстрел, и видно было, как наши войска заспешили на переправе.
Несвицкий, отдуваясь, поднялся и, улыбаясь, подошел к генералу.
– Не угодно ли закусить вашему превосходительству? – сказал он.
– Нехорошо дело, – сказал генерал, не отвечая ему, – замешкались наши.
– Не съездить ли, ваше превосходительство? – сказал Несвицкий.
– Да, съездите, пожалуйста, – сказал генерал, повторяя то, что уже раз подробно было приказано, – и скажите гусарам, чтобы они последние перешли и зажгли мост, как я приказывал, да чтобы горючие материалы на мосту еще осмотреть.

В живописи - один из самых плодотворных. Изображение человека, тончайшее и одухотворенное воспроизведение его черт на холсте трогали людей разного сословия и достатка. Эти изображения бывали поясными и во весь рост, в пейзаже и в интерьере. Величайшие художники стремились запечатлеть не только индивидуальные черты, но передать настроение, внутренний мир своей модели.

Придворный жанр

Портреты бывают жанровыми, аллегорическими и т. п. А что такое парадный портрет? Он является разновидностью исторического. Возник этот жанр при дворе во времена правления монархов. Смыслом и целью авторов парадного портрета было не просто умение максимально точно передать а написать так, чтобы восславить, возвеличить человека. Мастера этого жанра почти всегда получали широкую известность, а их работы щедро оплачивались заказчиками, ведь обычно парадные портреты заказывали знатные особы - цари и их высокопоставленные приближенные. И если самого монарха живописец отождествлял с божеством, то его сановников уподоблял царствующей персоне.

Отличительные особенности

Величавая фигура во всем блеске регалий и символов власти, помещенная в великолепный пейзаж, на фоне стройных либо в пышном интерьере - вот что такое парадный портрет. На первый план выдвигается социальный статус героя полотна. Такие работы создавались с тем, чтобы запечатлеть человека как историческую личность. Нередко особа предстает на изображении в несколько вычурной, театральной позе, призванной подчеркнуть ее важность. Душевный строй и внутренняя жизнь не были предметом изображения. Здесь на лицах аристократов мы не увидим ничего, кроме застывшего торжественно-величественного выражения.

Эпоха и стиль

Что такое парадный портрет с точки зрения стиля эпохи? Это попытка «историзировать» действительность в лицах значительных фигур, вписывая их в приметную для времени среду и обстановку. Нарядным и помпезным был общий колорит подобных картин в декоративно-изысканным он оказывался во времена рококо, приобретал торжественную сдержанность и четкость при классицизме.

Разновидности парадного портрета

Парадный можно разделить на несколько типов: коронационный, в образе полководца, конный, охотничий, полупарадный.

Самым важным, с идейной точки зрения, был коронационный портрет, на котором художник запечатлевал императора в день вступления на престол. Здесь были все атрибуты власти - корона, мантия, держава и скипетр. Чаще монарха изображали в полный рост, иногда - сидящим на троне. Фоном портрета были тяжелая драпировка, напоминавшая кулису театра, призванную открыть миру нечто выходящее за пределы обыденности, и колонны, символизирующие незыблемость монаршей власти.

Таковой мы видим Екатерину Великую на портрете кисти созданном в 1770 году. В этом же жанре написан портрет Жана Огюста Энгра «Наполеон на троне» (1804 год).

Нередко парадный портрет 18 века представлял царственное лицо в образе военного. На портрете Павла Первого, созданном Степаном Щукиным в 1797 году, монарх изображен в форме полковника Преображенского полка.

Портрет в военном мундире с наградами указывал на определенный статус лица, воплощенного на полотне. Обычно такие шедевры запечатлевали славных полководцев после знаменательных побед. История знает многочисленные изображения Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова.

Полотна европейских мастеров красноречиво демонстрируют, что такое парадный портрет правителя на коне. Одним из самых знаменитых является холст Тициана, на котором величайший итальянский живописец эпохи Возрождения изобразил в 1548 году Карла V верхом на статном жеребце. Австрийский придворный художник Георг Преннер написал конный портрет императрицы со свитой (1750-1755 гг.). Порывистая грация великолепных скакунов олицетворяет смелые и честолюбивые замыслы царицы.

Охотничий портрет, на котором аристократа чаще всего изображали в компании гончих псов или с дичью в горделиво поднятой руке, мог символизировать мужественность, ловкость и силу вельможи.

Полупарадный портрет отвечал всем основным требованиям, но представлял особу в поясном исполнении, а не во весь рост.

Интерес к этому жанру существует по сей день.

Парадный портрет отличается от остальных портретов разных направлений и стилей тем, что парадному присущи особая торжественность и выразительность.

В истории России парадный портрет появился во времена Петровской эпохи. Петр I стремился привнести в Россию все нововведения Европы, а там как раз была распространена мода на парадные портреты. Далее традиция заказывать парадный портрет на важные торжества прочно укрепилась среди самых знатных и обеспеченных людей того времени.

В России были распространены парадные портреты военных – в полном боевом обмундировании, молодых прелестных барышень в самых лучших нарядах, и т.д. И сегодня парадный портрет не потерял своей актуальности, все также являясь символом обеспеченности, статуса и влиятельности.

Мы предлагаем Вам возобновить старинную традицию и , совмещающий в себе роскошь классического полотна и современность и повседневность фотографии. Это необычный и дорогой подарок Вашим близким, коллегам, шефу, друзьям.

Примерить на себе образ прошлых лет, значит приблизиться к давно минувшим эпохам, почувствовать себя прекрасной дворянкой 19-го века, недавно вернувшейся с очередного бала или бравым военным, героем войны 1812 года. Все зависит лишь от Вашей фантазии, а с АртФото ее пределы могут быть безграничны.

Исторический парадный портрет

Историческим портретом называют портрет, который изображает какого-либо деятеля прошедших эпох. Парадный портрет – не только передает визуальный облик изображенного, но и возвеличивает своего персонажа, показывая его самые лучшие качества и статусность.

А разве Вы не являетесь личностью, которая достойна того, чтобы остаться в веках? Или Вы хотите запечатлеть в таком интересном амплуа кого-то из близких, коллег, а может, Вы хотите сделать шефу дорогой и солидный подарок, который отдаст должное его влиятельности и респектабельности? Исторический парадный портрет станет прекрасным подарком, который навсегда увековечит имя и облик того, кто изображен на нем.

В 19-м веке было популярно заказывать парадный портрет, где персонаж был изображен в военной форме. Такое полотно являлось символом смелости, силы и влиятельности изображенной персоны. АртФото предлагает Вам заказать исторический парадный портрет в подарок шефу.

Пусть Ваш руководитель предстанет в образе военного человека высших чинов 18-19-х веков. Для того, чтобы выбрать нужный образ, Вам необходимо лишь заглянуть в галерею образов на нашем сайте. Здесь Вы можете найти солидные мужские образы, утонченные женские, милые и слегка наивные детские. АртФото предоставляет Вам огромное количество исходных изображений на любой вкус и к любому случаю.

Парадный портрет в подарок

Намечается значимая дата, а Вам просто необходимо подобрать значимый, солидный и оригинальный презент?

АртФото предлагает Вам свое уникальное решение – преподнести парадный портрет в подарок на любое торжество. Исторически сложилось так, что парадный портрет создавался при таком важном событии, как коронование царственной особы, и т.д. при этом монарх уподоблялся божеству. Когда же делался портрет дворянина, где изображенный походил на императора. Так и Вы можете заказать парадный портрет по фотографии , на котором виновник торжества предстанет в солидном образе монарха или могущественного аристократа.

Или Вы можете отойти от традиционного взгляда на полотно, и выбрать оригинальный образ фэнтези или образ в экспрессивном стиле. При создании подобных полотен изображенного всегда старались «историзировать». Это влияло на колорит холста, благодаря чему парадный портрет одинаково идеально смотрелся в любом помещении.

Так и сегодня парадный портрет станет лучшим украшением любого интерьера. Парадный портрет всегда имел большой размер, так как предполагал, что изображение человека с ног до головы. Так и Вы можете заказать в АртФото полотно любого масштаба (до 150 см по меньшей стороне).

Одним словом, если хотите купить дорогой подарок - обращайтесь в нашу студию АртФото и выбирайте картину или портрет и Вы не прогадаете!

Заказать парадный портрет

Парадные портреты для членов монарших семейств заказывались у самых известных и талантливых художников разных времен. А знаменитому живописцу присваивалось почетное звание придворного художника.

К примеру, такой титул носил знаменитый портретист Георг Христофор Гроот «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руках» (1740-е, холст, масло, 161х117 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Портрет юной Екатерины показывает свою героиню в полном расцвете молодости, красоты и величия.

Заказать парадный портрет от АртФото можно, связавшись с нами по телефонам, указанным на сайте или отправив запрос по почте. Даже если Вы живете за чертой Москвы, заказать парадный портрет с фотографии у нас не составит труда, ведь АртФото работает по всей России, в странах СНГ и за рубежом. К тому же мы ценим время своих клиентов, и Ваш заказ будет не только выполнен качественно настоящими профессионалами, но и в кратчайшие сроки – 1-4 дня.