Сочинения. Жизненный путь ивана северьяныча флягина Один случай из жизни ивана флягина

Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков, но страдая, приходит к покаянию и вере.

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущему на Валаам. Это был черноризец богатырской стати, пятидесяти трех лет, смуглый, с густыми, с проседью волосами, с бородой и усами. Разговорившись с попутчиками, он поведал историю своих скитаний. Был он крепостным, мать умерла, а отец служил у барина кучером.

Все свое детство провел на конюшне, научился хорошо разбираться в лошадях. Подростком его определяют в форейтеры, помогать управлять шестеркой лошадей. Однажды, когда лошади понеслись, чуть не погиб, спасая семью графа, а в награду попросил гармонику, что говорит о его бескорыстии и простодушии. Как-то, хлестнул Иван кнутом по монаху, задремавшему в телеге и загородившему дорогу, а тот опрокинулся под колеса и погиб. Этот монах приснился Ивану и поведал, что он намоленный и обещанный Богу ребенок, а потому должен уйти в монастырь. Всю жизнь его преследовало это пророчество.

Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода. Немало испытаний выпало на его долю. Сбежав с цыганами из графской усадьбы, много лет он будет скитаться. Вынесет десятилетний плен у иноверцев, после побега будет работать конэсером у князя, затем уедет рекрутом на Кавказ, где провоюет более пятнадцати лет, станет офицером и Георгиевским кавалером. Довелось после возвращения поработать справщиком в адресной конторе и актером в балагане. В конце концов, уходит в монастырь.

Не довелось Ивану вести оседлую жизнь, обрести дом и семью. Он «вдохновенный бродяга с младенческой душой». Ему не присуще христианское смирение, потому что не может мириться со злом и несправедливостью, но он глубоко верующий человек. Но чувствует, что его предназначение не просто вера в Бога, для него скучны церковные службы, он мечтает с верой послужить за отечество. У него независимая, честная и открытая натура. Иван считает себя страшным грешником, оттого что причастен к смертям трех человек, страдает и кается; хотя монах погиб по своей неосторожности, татарин принял смерть в честном поединке, а Грушеньку столкнул с обрыва в реку, дав ей клятву, что сделает это, спасая ее от позорной участи. Уйдя в монастырь, он странствует паломником по святым местам, искупая свои грехи, становится праведником.

Сочинение про Ивана Флягина

«Очарованный странник» - повесть Николая Лескова, изданная им в 1837 г. Главное внимание в повести уделяется Ивану Северьяновичу Флягину, жизнь которого подробно описывается автором. Лесков смог представить в своей повести новый образ, аналогов которому не существует в русской литературе.

Почему же Лесков заложил в своем герое образ «очарованного странника»? Он воспринимает окружающий мир как истинное чудо. Как главное действующее лицо, он не имеет определенной мечты в жизни, которая для него бесконечна. Этот человек всегда движется вперед по жизненному пути и в каждом новом испытании видит вызов судьбы.

Следует отметить, что персонаж Лескова принял черты внешности от легендарного Ильи Муромца. Флягин обладает гигантским ростом, смуглым лицом и поистине богатырским телосложением. На первый взгляд, ему нет и пятидесяти лет от роду. Иван Северьяновичу на протяжении всей повести не сидится на одном месте. Можно подумать, что он не склонен кому то верить. Но главный персонаж позже опровергает это. И спасение графа К. тому доказательство. Именно так Флягин поступил с князем и молодой девушкой по имени Груша.

Можно добавить в характеристику этого человека тот факт, что он полностью предан высшим силам, за что получил от них свое покровительство. Флягин не уязвим для смерти. Смерть много раз настигала его, но умереть он никак не мог. Он думает, что земля не хочет принять его за ужасные грехи, которые он совершал. Герой считает, что именно по его вине было множество убийств. У Ивана Северьяновича собственная жизненная мораль, но он всегда остается честным по отношению к себе и другим героям повести. Порой, он бывает слишком прост и наивен, до глубины души добродушен и открыт ко всем душой, однако когда приходит зло, с которым ему предстоит расправиться, он бывает даже жестоким.

Главной движущей силой его деяний является не малая сила от природы. И это заставляет Флягина идти на безрассудства. В молодости Ивана это не очень волновало, но позже он понимает, что он за это в ответе. Автор произведения не стесняется упоминать, что его персонаж - человек с огромной внутренней и физической силой. Это заключается в его умении в любой ситуации поступать так, как нужно и так, как правильно. Иван Флягин находится в полной гармонии с окружающими и, как истинный герой, всегда готов прийти на помощь.

В заключении, можно сказать, что все черты русского национального характера в образе этого мужчины на лицо. Но это не значит, что он безупречен. Ему более свойственна противоречивость. Где-то он умен и сообразителен, а где-то наоборот. Он может совершать безумства, но, между тем, его тянет совершать хорошие дела. Так что, с уверенностью можно сказать: Иван Северьянович – олицетворение широкой русской личности, ее бесконечности.

Подробно

В рассказе "Очарованный странник" Иван Флягин имеет главную роль.

Его образ предстаёт перед нами в виде сильного Ильи Муромца. Ещё в начале повести Автор сравнивает его с этим витязем. Он был высокого роста, крепкой комплекции со смуглым лицом.

Наш главный герой рождён в имени графа, его отец и мать были крепостных и. Мама умерла, когда рожала Ивана. А отец работал в конюшне. Мальчик все время проводил с лошадьми. И когда он более менее подрос его поставили работать вместе с папой. Один раз они везли графа возле храма. И один батюшка замечтался. И его ударил плетью Ваня.

Когда Иван вёз герцога в Воронеж, перед ними показался большой обрыв. . Иван успел затормозить, а сам упал в него. Но он непостижимым образом выжил. Его герцог конечно-же отблагодарил. И вместо похода в монастырь Иван выбрал гармошку, на которой так и не умел играть.

Вскоре Флягина отправили дробить камень на садовые дорожки. Но ему надоело, что все над ним смеялись и он решил сбежать и повеситься. Только он повис в петле, кто-то обрезал верёвку. Это оказался цыган, который потом предложил Ивану воровать. И чтобы тот не предал его приказал украсть коней из конюшни графа у которого служил Иван. Иван это сделал. И когда они сбыли этих коней, он получил только один рубль. В конце концов он пошёл сдаваться в полицию. Это говорит о следующем его качестве-честность. Хоть он и пошёл воровать коней, потом он все-таки признался.

Вскоре Иван устроился работать к барину, от него ушла жена к военному и бросила свою грудную дочь. И Флягин нянчил эту девочку. Это говорит о его любви к детям

Один раз Иван с маленькой дочкой барина пошли на берег залива, у девочки были больные ножки и врач сказал, что их надо закапывать в писок. Но на берегу девочку увидела её мама. Она просила у Ивана, чтоб тот отдал ей ребёнка, но он не соглашался. Потом появился кавалерист-муж этой барышни и хотел заплатить денег, чтобы им отдали ребёнка, но ничего кроме ручной работы под глазом он не получил. Денег улан не поднял и этим понравился Ивану. Флягин сначала не хотел отдавать ребёнка, но когда увидел как мать девочки к ней протягивает руки, все таки сжалился. Вдруг на пляже появился барин с пистолем и Ивану пришлось уехать вместе с кавалеристом и матерью девочки.

После того как они прибыли в город, улан сказал, что не может держать у себя крепостных, которые сбежали. Дал ему денег и отпустил. В этот момент мне стало очень жалко Ивана. Ему некуда было идти. Он хотел пойти и сдаться в полицию. Но решил пойти попить чай с баранками. Увидел потом как хан Джангар и царь продавали кобылицу, а люди за неё бились. После этого в бой вступил кавалерист, но Иван пошёл биться вместо него. Это говорит о его положительном качестве-храбрости. Но то, что он застегал татарина плеткой-это говорит о его беспощадности. Его хотели забрать в тюрьму, но татары пожалели Ивана и взяли его к себе.

Иван прожил у них десять лет, был врачом, но когда он хотел убежать, татары его поймали, рассекли ему пятки и положили туда разрезанный конский волос. Изначально ему было очень больно ходить. И так прожил Иван в этой орде много лет. Было у него две жены и много детей. Один раз хан приказал ему вылечит его жену и пустил Ивана в свою юрту, после чего у него появилось ещё две жены.

Как-то к татарам пришли батюшки, они хотели чтоб те приняли христианство, но татары отказались. И через некоторое время главный герой рассказа нашёл одного погибшего батюшка в поле, а второго так и не нашёл. В следующий раз к ним пришли неизвестные люди, они были в ярких одеждах. Эти люди хотели купить коней. В один из вечеров они запустили фейерверк и все лошади разбежались, а татары в свою очередь побежали их ловить. Иван понял чем напугали лошадей и татар, и повторил то же самое. В один прекрасный день он нашёл землю, которая разъедает кожу. И придумал такой план: притвориться больным и когда земля разъело ему стопы, вышел конский волос, и гной вместе с ним. Тогда наш герой решил запустить последний фейерверк и ушёл.

Через некоторое время Иван вышел к Каспийскому морю, а потом пришёл и в Астрахань. Заработал там денег и пропил их. Когда он очнулся он был в тюрьме. Из тюрьмы его выслали в родное поместье. Но батюшка Илья отказался признать у него исповедь, так как он очень долго жил у татар в грехах. Граф, который начал молиться богу после смерти жены отказался иметь у себя в слуга не причастившихся, отдал ему паспорт и отпустил.

Когда он ушёл из поместья, пришёл Иван на рынок. Увидел как цыган пытается продать простому крестьянину плохую конягу. Так как Иван был на цыган обижен, он помог крестьянину. После он начал ходить по базарам и помогать крестьянам, советовать-какую конягу можно покупать, а какую нельзя. Вскоре он стал царём цыган и барышников.

Один раз князь попросил открыть ему секрет как он лошадей выбирает. Начал его Иван учить, но князь ничего не понял, тогда он позвал Ивана к себе работать. И подружились они с князем. Чтобы не потратить лишних денег Иван оставлял их князю. Но как-то князь уехал на рынок и наказал прислать туда кобылу, которая очень нравилась Ивану, с горячая он хотел запить, но деньги некому было оставить. Тогда он пошёл в таверну чай пить, и увидел там мужика, который пил и не пьянел. Попросил тогда Иван и его научить так. Тогда мужик ему наказал пить рюмку за рюмкой но перед каждой делать пассы руками, так и научился Иван пить и не пьянеть и все проверял все ли деньги за пазухой. К вечеру друзья поссорились.

Их выгнали из таверны, тогда нищий привёл Ивана в «гостиное место» где были одни цыгане. И вот Иван увидит цыганка, которая запевала песни, её окликали Груша. Тогда и отдал Иван ей все свои сбережения.

Когда он протрезвел, то признался князю что потратил всю казну на одну цыганку. После чего он заболел алкогольным психозом. Когда Иван выздоровел, то узнал, что князь потратил все деньги чтоб выкупить из гурьбы Грушу. Она очень полюбила князя, а он начал ею тяготиться, пользуясь её необразованностью. Иван в свою очередь очень её жалел.

Один раз цыганка заподозрила, что у князя есть любовница и послала Ивана в город разузнать. Он пошёл к бывшей любовнице князя и узнал, что тот хотел выдать Грушу за Ивана. Когда Флягин вернулся с рынка, он увидел что Груши нигде нет. Потом он нашёл цыганку на берегу, оказалось что князь запер её в домике в лесу под охраной девиц, а она сбежала от них. Она попросила убить невесту князя, иначе она станет «самой стыдной женщиной». Иван не выдержал и скинул её с обрыва.

Потом Иван сбежал и начал ходить по миру в скитаниях, пока ему не явилась Груша и не показала правильный путь, на котором он повстречал двух старых людей. Эти старики сделали Ивану новые документы по которым он был Петром Сердюковым.

Потом он попросил я на Кавказ и послужил там больше пятнадцати лет. Потом его посвятили в офицеры, отправили в отставку. В Питере он работал «справщиком» и зарабатывал мало так как досталась ему буква «фита», а фамилий на эту букву было очень мало. И решил он уйти с этой работы. В кучера его не брали и пришлось ему пойти работать актером. Там он изображая демона.

Его спрашивали остальные, не докучает ли ему бес притворившийся цыганкой? Молитвой он справился с бесом, но ему начали мозгоклюйствовать маленькие бесята. Из-за них Иван убил монастырский корову. За это и ещё другие грехи его заперли в погреб, а там он начитался газет и начал прорицать. Потом его отвели в лес и посадили в хижину, и закрыли там. Затем вызвали к нему врача и он не смог понять пророк Иван или бабахнутый. И сказал врач его выпустить.

На пароходе он оказался пробиравшись на богослужение. На этом моменте пассажиры не стали его больше спрашивать ни о чем.

Образ Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» был в одно время честным правильным, а в другое время хитрым и беспощадным. Мне понравился Иван Флягин тем, что в нем мне кажется большее количество хороших качеств, чем плохих.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Светланы в поэме Жуковского сочинение

    Главная героиня поэмы Василия Андреевича – это настоящая русская девушка. Светлана также имеет характерные качества: красота, ум, скромность, уважение к религии, покорность, любопытство.

  • Что такое семейная реликвия, чем она интересна? Наверное, в каждой семье есть такой предмет, который представляет определенную ценность, не обязательно материальную и передается поколениями

    В войне победить врага, превосходящего численностью можно, но если в строю есть солдаты, отважные патриоты, любящую свою землю, одним словом – герои. Такая армия будет неуязвимой для врага. Но все равно, какая сила духа было проявлена теми

  • Сочинение Я сижу на берегу моря, реки, озера

    Сижу я на берегу реки. Она бежит, движется, несет свои воды... они сверкают на солнце! Обязательно солнечный день, теплый. Но еще рано, а я ловлю рыбу. Очень люблю я рыбалку, а еще кошке от моей добычи радость

  • Характеристика и образ Тараса Бульбы 7 класс сочинение

    Люди, которые целенаправленно идут к своей цели, для которых нет никаких преград к тому, чему они стремятся, весьма опасны, ведь для них девиз и кредо по жизни – «Цель оправдывает средства»

Перзентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни" . Материал презентации может быть использован на обобщающем уроке по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" , а также при подготовке одиннадцатиклассников к итоговому сочинению по направлениям "ВРЕМЯ", "ПУТЬ" , др.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни Судьба Ивана Северьяновича Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

«У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться – они есть» Н.С. Лесков

Праведник – человек, который живёт праведной жизнью. Праведный – благочестивый, соответствующий религиозному правилу; - основанный на правде, справедливый. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»

Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь. Протоиерей Серафим Слободской. « Закон Божий»

Не стоит село без праведника Русская пословица

По мнению Лескова, праведники – это «герои великодушия», нестяжатели, правдолюбцы, мудрецы, «выражение всего нашего умного и доброго народа ». Бескорыстный подвиг добра и самоотвержения – в этом суть праведничества.

Тема повести Лескова – изображение простого русского человека, в образе которого автор увидел характерные черты русской нации. Идея повести – представить положительного героя- «праведника», как называет его сам писатель. В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя – Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого – цепь невероятных приключений. Не случайно первое название повести – «Чернозёмный Телемак».

В образе Флягина автор показал формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным графа К., и в нём воспитывали черты, важные для крепостных: трудолюбие, преданность господам. После Манифеста 17 февраля 1861 г. Иван Северьянович становится свободным человеком и должен искать новые жизненные ориентиры. В результате своего «хождения по мукам» он приходит к мысли: главное не преданность хозяину, а служение народу.

Важнейшие черты личности героя

«…Мне за народ очень помереть хочется» Самоотверженность героя, его жизнь для других

Иван Северьянович не идеальный герой. В начале жизненного пути он не различает добро и зло (не чувствует вины за смерть монашка, голубей жалеет, а кошечку уродует). Лесков рисует не безупречного героя, а реального, неоднозначного русского человека. Флягин проходит необъятный, как пространство России, и запутанный жизненный путь. На этом пути он и господ своих от смерти спас; и руки на себя наложить хотел из-за унизительного наказания; и жестоко на ремнях поролся ради красавца жеребца; и в татарском плену 10 лет «подщетиненным» томился; и жертвенную любовь познал; и безумным загулам предавался; и подвиг воинский совершил; и в офицеры выслужился; и сменил военный мундир на рясу…

И в конце концов Иван Северьянович находит достойную жизненную цель – служение людям. Об этом сам герой говорит так: «…Мне за народ очень помереть хочется»

«Я многое даже не своей волею делал» Флягин объясняет всё происходящее с ним «родительским обещанием». Он «моленый сын» и всю жизнь помнит знамение монашка: «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за себя и пойдёшь в чернецы». Эта власть рокового начала и делает его «очарованным странником».

«…Иван Северьянов, ты артист… настоящий, высокой степени артист» Одно из главных качеств характера Флягина – чувство прекрасного. Герой очарован красотой мира. Так в повести открывается ещё один смысл названия этой книги. Иван Северьянович остро чувствует и красоту песни (она «то плачет, то томит, то просто душу из тела вынимает, то потом вдруг как схватит в другом роде и точно сразу опять сердце вставит »); и красоту коня («И чувствую, что рванулась моя душа …к этой лошади, родной страстию »); и женскую красоту (безудержно сыплет деньги под ноги цыганке Грушеньке и сам пускается перед ней вприсядку). Позже герой Лескова скажет, что за такую красоту «восхищённому человеку погибнуть даже радость».

Вслед за восхищением женской красотой приходит к Ивану Северьяновичу глубокая и жертвенная любовь. Он берёт на себя грех Грушеньки, не стерпевшей измены пустого человека, считает своей обязанностью « за неё отстрадать и её из ада выручить». Открытие героем красоты в человеке, в женщине, является важнейшим рубежом в его судьбе: с этого момента он становится «беззаботным о себе», то есть перестаёт жить только для себя, подчиняет своё существование заботе о другом человеке. Теперь Иван Северьянович вместо чужого ему Петра Сердюкова, единственного кормильца своей семьи, идёт в солдаты, белее 15 лет служит на Кавказе, воинский подвиг совершает… Так в герое Лескова пробуждается потребность высшего жертвенного подвига во имя народа.

«…Ни за что я того, кому служу, обмануть не мог» Честность, порядочность, ответственность, верность долгу

«Русский человек со всем справится» Способность к любому труду, сила, выносливость, богатырство

«…Выходы у меня бывали» Страстная, неудержимая натура героя, выход душевной силы в разгуле, жестокости, пьянстве

Только постепенно, по мере движения «от одной стражбы к другой», герой Лескова обретает равновесие необъятных сил, которые поначалу расходует впустую. Значительно утяжеляют жизнь героя горячность, импульсивность, безоглядность, свойственные русскому человеку. Иван Северьянович говорит о себе, что «с детства был скор на руку». Отлучённый от коней «за кошкин хвост», он чувствует острую обиду и решает удавиться. Не подоспей цыган, «я бы всё это от моего характера пресвободно исполнил», - признаётся Флягин.

В финале повести Иван Северьянович Флягин предстаёт личностью в силе и мощи духовной высоты. Он обретает смысл жизни в простой истине – жить для других. Такой человек, по мнению Лескова, и есть праведный.


В центре школьного изучения творчества Лескова стоит повесть «Очарованный странник», о главном герое которой и пойдет дальше речь. «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке … Этому новому нашему сопутнику, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого», Таким предстает перед читателями Иван Северьяныч Флягин. с первых же строк автор дает понять, что его герой – истинный сын своего народа, тот, кто издавна считается его защитой и опорой) «русский богатырь». Ему пятьдесят три года, и позади целая жизнь) полная приключений, тревог, странствий. Рожденный крепостным, Иван Северьяныч был кучером у своего барина и беглым крепостным) был конокрадом и нянькой «девочки-воспитомки», десять лет жил среди татар, подчиняясь их обычаям, но когда попал на родину, был наказан за побег из крепостной неволи и выпущен на свободу; убил любимую женщину, служил под чужим именем в солдатах; награжденный за храбрость Георгиевским крестом и произведенный в офицеры, вынужден был служить в театре «демоном», и, наконец, «оставшись совсем без крова и без пищи», пошел в монастырь.

Вся жизнь Флягина прошла в пути, он странник, и странствия его еще далеко не закончены. И если отрешиться от всех внешних перипетий его судьбы, то его жизненный путь — путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне за народ очень помереть хочется». Путь этот начинается не с рождения и даже не с момента самостоятельной жизни. Переломным моментом в судьбе Флягина стала любовь к цыганке Грушеньке. Это светлое чувство и стало основой нравственного роста, который претерпевает Иван Северьяныч. До встречи со своей любовью он, имея ростки добра в душе, часто бывал очень жесток. Случайно, из «форейторского озорства» убив монаха, запоров насмерть Савакирея из-за тяжбы с конем, Иван Северьяныч особенно не задумывается об этом, и мысли об убитых им людях не часто посещают его. Но даже когда к нему во сне является убитый им монашек, «плачущий, как баба», Флягин не воспринимает это как нечто ужасное и необычное, а спокойно говорит с ним, а проснувшись, «про все это забывает». И дело здесь не в том, что в характере Ивана Северьяныча жестокость, просто нравственное чувство в нем еще не развито, а вырасти человечности в его душе помогла любовь.
При первой же встрече красота Груши поражает Ивана Северьяныча в самое сердце: «Вижу Я разных знакомых господ ремонтеров и заводчиков и так просто богатых купцов и помещиков узнаю, которые до коней охотники, а промежду всей этой публики цыганка ходит этакая … даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем … «Вот она, думаю, где настоящая-то красота, что природы совершенство называется»» (136-137). А потом Груша, купленная «переменчивым» князем за пятьдесят тысяч и почти сразу же оставленная им, находит в княжеском слуге подлинное душевное, дружеское участие. «Один ты И любил меня, мил сердечный друг мой» (163), — скажет она Ивану Северьянычу перед смертью. Это не была любовь мужчины к женщине, но христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания. Любовь «ангельская», как назовут это в рассказе «Несмертепьный Голован». Флягин убивает Грушу, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Душераздирающая сцена прощания Ивана Северьяныча с Грушей может быть названа кульминацией нравственного пласта повести, потому что все предыдущее в жизни Флягина эта святая любовь «зачеркнула», и герой становится другим, строит свою жизнь по иным, нравственным законам. Эта христианская любовь человека к человеку, «высокая страсть, начисто свободная от эгоизма», указала герою его дальнейший путь — «прямой путь к любви, еще более широкой и всеобъемлющей, любви к народу, к Родине. Нравственный подвиг самопожертвования, совершенный Иваном Северьянычем ради Грушеньки, является первым в ряду проявлений стойкости, героизма и самоотречения. Это и спасение от солдатчины единственного сына старичков Сердюковых, и пятнадцать лет службы «за веру» на Кавказе под чужим именем, с выполнением самых опасных заданий, и великие пророчества в монастыре о грядущей войне, и желание «умереть за народ». Великая жертвенная любовь к одному человеку заложила в душе Ивана Северьяныча любовь ко всем людям, к своему народу, ответственность за его судьбу: «И я исполнился страха за народ свой русский и начал молиться и всех других.» стал со слезами увещевать, молитесь, мол, о покорении поднозе царя нашего всякого врага и супостата, ибо близ есть нам всегубительство. И даны были мне слезы, дивно обильные!» все я о родине плакал».

Иван Северьяныч полюбил «отдельного человека» и только потом «человечество вообще-‘, и это именно тот путь, которым надо идти любому, кто следует заповедям Христа. Может быть, именно эту способность интуитивно угадать верный путь добра и следовать ему и имел в виду Лесков, когда в последних строках повести говорил о Боге, «скрывающем судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающем их младенцам» (179). Несмотря на свое физическое и духовное богатырство Иван Северьяныч Флягин -младенец, «очарованный» жизнью И ее поэзией, окружающим миром и его бесконечной красотой. Ивана Северьяныча в повести не раз называют «дураком», проверяют, «не поврежден ли он в рассудке», он человек, не слишком образованный, далекий от книжной мудрости, но наделенный глубокой духовно, ему открывались пути приобщения к высшим тайнам бытия», Иван Северьяныч мудр сердцем, и в этом его сила. «Чистое сердце», богатый душевный мир в сочетании с детским взглядом на жизнь, не замутненным ни наукой, ни «теориями, которые носятся в воздухе», дают герою Лескова «Бога узрить», увидеть всю красоту мира и быть очарованным ею. У Флягина удивительный дар к описанию всего, что дорого его душе: и родной деревни в праздник, и Грушеньки, и красавицы кобылы Дидоны: «у нас была куплена с завода кобылица Дидона, молодая, золото-гнедая, для офицерского седла, Дивная была красавица: головка хорошенькая, глазки пригожие, .. .гривка легкая, грудь меж плеч ловко, как кораблик, сидит, а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легкие, и она их мечет, как играет», Его описания полны искреннего чувства и подлинной поэзии, По-детски наивно, непосредственно и практично отношение Флягина к христианской религии, В своем уповании на освобождение из плена Иван Северьяныч часто прибегает к Богу: » .. ,и начнешь молиться.. , и молишься.. , так молишься, что даже снег инда под коленами протает, и где слезы падали — утром травку увидишь», Такая вера безгранична, но она не фанатична, Лесковский герой не позволяет увлечь себя никакими мифами, как бы авторитетны они ни были, Любые понятия проходят проверку практикой самой жизни, Порой Иван Северьяныч испытывает сомнения и молиться прекращает, но не перестает верить,
Мудрый и наивный, сильный и кроткий, привыкший на все жизненные события отвечать сердцем, а не построениями ума, выросший на народной русской почве и ставший
олицетворением нации, «очарованный странник» расстается с нами в пути, в преддверии
новых дорог. Повесть завершается на ноте исканий, «несет в себе победительное оптимистическое начало»», веру в задушевное богатство русского народа и в его силу преодолеть слишком часто встречающиеся на его историческом пути препятствия.

1873г. С точки рения жанра – рассказ-эпопея. Внешне-авантюрная повесть, цепь приключений. Этот мотив странничества связан с осмыслением жизни. Истинный сюжет – внутренний психологизм.

«Очарованный странник » - повесть со сказовой формой пoвecтвoвания. Форма сказа - устной речи от первого лица - необходима автору для создания образа героя-рассказчика. Таким образом, в произведении несколько стилистических пластов, отличающихся друг от друга, и сказ - не единственная форма повествования, хотя и преобладающая. Она является средством выражения характера главного героя.

Вместе с тем сказовая форма определяет сюжет и композицию произведения. «Очарованный странник» является хроникой жизни одного героя, где нет центрального события, к которому стягивались бы все остальные, но где разнообразные эпизоды свободно следуют друг за другом. Создание подобной повествовательной формы носило для Лескова принципиальный характер. Он замечал, что форма романа искусственна и неестественна, она требует закругления фабулы и сосредоточения повествования вокpyг главного центра, а в жизни так не бывает: судьба человека как развивающаяся лента, и изображать ее нужно именно так. Многими критиками не была принята подобная сюжетно- композиционная структура лесковского текста. Критик Н. К. Михайловский.

Вступление к повести является экспозицией, в которой читатель с помощью повествователя знакомится с местом действия и с героями. Основная часть - pacсказ Ивана Флягина о своей жизни. Таким образом, композиция представляет собой рассказ в рассказе.

В очарованном страннике как ни в дном другом произведении Лесковы, высвечено затейливое мироотношение, свойственно русском человеку. Под иконической одеждой повествователя, Ивана Флягина напоминающего собеседникам легендарного русского богатыря, дедушку Илью Муромца, скрывается могучая жизнеутверждающая натура дерзновенного скитальца, всю вою жизнь самовластно испытывающего свою судьбу, с Божией помощью преодолевающего свое самовластии, смиряющего свою гордыню, но нисколько не потерявшего при этом чувства собственного достоинства душевной широты и отзывчивости.

Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих, искателей счастливой доли, Да и поэтика повести в значительной степени восходит к хождениям, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. Повествование в них велось, как правило, от первого лица и представляло монологическое неторопливое, величавое и в то же время пристрастное описание путешествия, в котором окружающие получает глубокое личное и заинтересованное суждении.

Такова и необыкновенная жизнь Флягина, его скитания по градам и весям родной земли. Все это удивительно соответствует его деятельному, в чем-то дерзкому и одновременно мирному и доброму характеру Замечателен и весь облик чистосердечного героя: сила духа, богатырское озорства, неистребимая жизненная сила и широта его души, и отзывчивость к чужому горю. Лесков, однако, не идеализирует героя. Писатель отмечает проявление его дикости порывы анархического своеволия и в отрочестве, когда по озорству случайно убивает он лежащего на возу монашка, и в молодсоти, когда запарывает до смерти честном бою татарина Савакирея. От свои греховных дел герой постепенно очищается, достигая в своем отношении к жизни истинно народной мудрости.

Есть еще одна сторона странничества Флягин: оно для его лишь переход от одного бестия к другому пока не обретает успокоение в том, что было определено промыслом испытание судьбы. Испытание характеры и испытание души – вот триединством им преодолеваемое. Судьба приготовила ему, моленному и обещанному сыну Характер в тяжких испытания он укрепляет, сохраняя высоту человеческого достоинства и нигде не опускаясь до лицемерия, нескромности, бесчестия и бесстыдства, нигде не отрекаясь от глубинной веры, Простодушие и бескорыстие, великодушие и мужество, добросердечие и миролюбие, твердость и терпении составляют его неизменные черты.

В то же время испытание души, самое трудное испытания, приводит к достижению ранее отсутствующих качеств героя. О приобретая смирение, великую добродетель, которая связана с познанием свое греховности и не достоинства, своей немощи и ощущения Божия величия Ведь смирение, приходящее от самопознания, приближает человека к Богу, таким образом, вся жизнь Флягина становится осмысленной и душеполезной как освобождение через смирение и покаяние к спасению.

Он ощущает прекрасное, очарован красотою мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого находятся такие пронзительные и непосредственные слова, И о чем бы они говорил, чем бы он ни восхищался, обнаженная душа его трепещет в живом слове.

Лесков изображает героя много пережившего, перестрадавшего и обретающего не только личной, но и огромный народно-исторический опыт в суждениях о мире. И поэтому далеко не случайны слова Ивана как бы подводящие итог его размышлениям о прожитой жизни: Мне за народ очень помереть хочется. И воистину, что может быть прекраснее, чем отжать жизнь свою за свой народ!

Н.С. Лесков никогда не терял веры в русского человека, в его способность превозмочь все бедствия. Писателю чудились и виделись в привычной суматошности, даже «дикости», простого русского быта некие светлые начала. Это ярко проявилось в «Очарованном страннике», повести об Иване Флягине, сыне крепостной крестьянки и кучера. В чём же необычность судьбы, жизненного пути этого героя?

Многие исследователи называют Флягина «правдоискателем земли русской». В принципе, это справедливое определение, но недостаточно точное. Какую правду ищет Флягин? Может ли он искать правду при его импульсивности и малой образованности?

По-видимому, Флягин - это особый тип, своего рода «самородок». Он, конечно, искатель, но не правды как таковой, а красоты, смысла жизни. Иван – «молельный», то есть выпрошенный у Бога, сын. С самого рождения ему присущи неугомонность, вечное стремление (через неудачи и «срывы») к яркому, энергетически полному, «цветистому» существованию. Отсюда и «падения» этого героя и, в конечном свете, просветление духа, отказ от непотребного.

Судьба словно испытывала Флягина на крепость заложенного в нём чувства добра и здравого смысла. Будешь «много раз погибать и ни разу не погибнешь» - предсказано ему ещё в отроческие годы. Так оно и вышло. Вся жизнь героя – это цепь злоключений, причиною которых нередко был он сам, его жажда необыкновенного, игра внутренних сил, не находивших полезного применения.

Так, ещё в детстве Флягин оказался косвенным виновником «дорожного» происшествия, вследствие которого погиб монах. Будучи взрослым, герой не избегал и авантюрных ситуаций (единоборство с татарами под Пензой). Из-за этого Ивану Северьяновичу пришлось больше десяти лет скрываться в степных поселениях, где ему вживили конский волос в пятку, и он не мог нормально ходить. Много раз Флягин был жертвой доверчивости и пагубного увлечения «зелёным змеем»… Но всё злоключение не только не ослабляли его тягу к жизни и совершенству, но и усиливали её. Отсюда странствия героя, постоянный поиск того, что удовлетворило бы «жажду душевную», тягу к простоте, необыкновенному. Все это объясняет акцентное слово в заголовке повести – «очарованный».

Очарование жизнью и красотой с необычной силой раскрыто в трактирной сцене. Изрядно выпивший Иван Флягин отдаёт все хозяйские деньги (пять тысяч рублей) за чары цыганские – красавице Грушеньке: он «сметал ей под ножки» во время танца всех своих «лебедей», то есть крупные купюры денег. В азарте пляски распалилась душа героя: «Не ты ли, проклятая, и землю и небо сделала?». Слова кощунственные и, в то же время, глубоко искренние, мощные. «Проклятая» в устах Ивана звучит как характеристика всего того, что есть прекрасного на земле…

В глубине души героя всегда ярко светились искорки жизни, надежды, по возможности, искупления «грехов», обретения им истины. И Флягин нашёл эту истину, по крайней мере, для себя, применительно к той ситуации, в какой он оказался после всех скитаний и лишений. Не имея семьи, постоянного места жительства, определённых занятий, герой всё время порывается к лучшему, пытается разгадать «смысл» жизни. В конце концов он оказывается в монастыре, в надежде остановить там «неугомонность» своей души, отыскать истинно прекрасное. В этом смысле Флягин напоминает нам «будущего сына», который после многих злоключений приходит в монастырь, дабы замолить там свои «грехи».

Но, оказавшись в монастыре, Иван не избавился от мучений своей совести (за смерть Грушеньки, за смерть татарина, монаха). Ему всё чудилось, что его преследует сатана. Было решено посадить Флягина в «погреб», дабы там, в молитвах и в аскетизме, пришло освобождение от наваждения. Так оно и случилось. Но одновременно с этим произошло и другое: невероятно важное прозрение героя. Ему ниспослано было увидеть и понять то, что другим – увы! – не дано и по сей день. С тех пор и исполнился наш герой «страха за народ свой русский и начал молиться… всё о родине… да за народ свой».

Смысл странствий, всего жизненного пути Ивана Флягина, предвидение им беды, нависшей над народом и отчизной, предвидение, выношенное им в себе за долгие годы «злоключенный», относится обычно к чисто поэтическому элементу повести. В этом видят фантастическое, «чудесное» и потому будто бы малосущественное. Но это не так. Устами Флягина Лесков не прямо, а в образной, «пророческой», форме предупреждал в 70-е годы XIX века: «близ нас есть нам всегубительство». И духовное богатырство Ивана Флягина в том, что всей горькой, но высокой по силе драматизма судьбой своей он убеждает нас: действовать надо «умом», ответственностью, преданностью вере, не отбрасывая честь и заботу о другом. Пришло время так ставить вопрос – только так! Иначе – «всегубительство».

Тернистый жизненный путь главного героя, те лишения, которые он перенёс, как бы венчает эта «правда жизни», к которой он стремился. Она была Флягину необходима также, как и всем людям.