Характерный танец. Н

Характерный танец - это вид сценического танца. В различные эпохи он менял свое значение. В XVI и XVII веках танец посил характер жанрового, бытового образа. В XIX веке этот термин стали применять к сценическим обработкам народных танцев. Постспенпо вырабатывалась академическая форма отдельных нациопальпых танцев. Характерный танец осповаи на классической танцевальной системе. Таковы танцы во многих постановках М. Петииа: сюиты национальных танцев в III действии балета «Лебединое озеро», во II и III действиях балета «Раймонда». К тому времени сложилось то понимание термина «характерный танец», которое сохранилось но сей день.

Это либо национальный танец , подвергшийся обработке согласно требованиям сцены, либо танец, несущий в себе «характеристическое» начало: матросский танец, танец, имитирующий повадки зверя, и т. п. Реформы М. Фокина и Л. Горского послужили дальнейшему развитию характерного танца. Были созданы многочисленные его разновидности. В одних случаях происходило слияние форм классического и характерного танца («Половецкие пляски» и др.), в других танец строился на фольклорных основах (Арагонская хота).

В современном балете благодаря исключительному интересу балетмейстеров к народному искусству характерный танец занял одно из первых мест в ряду выразительных средств танцевального спектакля. Большие заслуги в этом принадлежат Ф. Лопухову, К. Голсйзовекому, В. Вайнонену, В. Чабукиани, Л. Ермолаеву, а также балетмейстерам, работающим в национальных республиках, где характерный тапец используется особенно широко. За последние полвека характерный танец приобрел новые стилистические черты.

В отечественном балете - это подлинная народность, действенная роль в драматургии спектакля, виртуозная техника, с помощью которой исполнитель может передать в танце все многообразие человеческих переживаний. Особенно следует подчеркнуть способность характерного танца воссоздавать революционную романтику и героический пафос народных восстаний (Н. Стуколкина).

Одежда характерных танцовщиков значительно отличается от классических: она отражает национальный колорит того народа, чей тапец исполняется, на ногах совершенно иная обувь - ботинки, сапожки или полуботинки. Все это накладывает отпечаток на характер травмы.

Народный танец - это танец, созданный в народе и распространенный в его культуре. Танец каждого парода самобытен, обладает национальными особенностями, как и народная песня, народная музыка, с которыми танец теснейшим образом связан. Эти особенности складывались, формировались, видоизменялись под влиянием условий жизни народа. Народным танец - один из древнейших видов фольклора.

На раннем этапе развития танец был связан с религией, служил средством магических заклинаний. Широкое распространение получили военные пляски. Постепенно, по море роста культуры народов, танец переходил в сферу празднеств, увеселений и торжеств. Каждая новая эпоха вносила свой вклад в танцевальный фольклор.
Этот процесс продолжается и теперь: появляются танцы, отражающие жизнь, облик и характер современного человека.

Народный танец явился основой, на которой вырос классический танец. Классический танец и теперь обогащается за счет фольклора. Народный танец сыграл большую роль в формировании национальных балетных театров. Эти танцы широко использует художественная самодеятельность.

За прошлые годы замечательных успехов добилась народная хореография . В стране сейчас более 80 профессиональных и около 150 самодеятельных ансамблей песни и танца. Многие постановки атих ансамблей ныне стали классическими образцами современной народной хореографии (И. Моисеев, Н. Надеждина, Т. Ткаченко). Народный танец в этих коллективах приобрел высокий профессиональный уровень, обогатился творческой выдумкой балетмейстеров, не утратив своей самобытности и непосредственности.

У танцоров травмы связаны с темпераментностью их танцев, резкими движениями, прыжками, глубокими приседаниями, выполнением таких элементов народного танца, как «ползунки»; наиболее часто у них встречаются повреждения коленного сустава. У танцовщиц же тапцы медленны, более спокойны, без резких движений.

Танец «модерн », столь распространенный в западном буржуазном балете, не может обойтись без профессиональной школы классического . Исполнители танца «модерн» проповедуют пессимизм, нездоровую символику, мистику, секс. Советское искусство справедливо отвергло и осуждает этот стиль танца, ибо в нем нет выразительности. Ю. Слонимский писал, что если нет выразительности танца - из спектакля «улетает душа», на сцене остаются фигурки живых кукол, проделывающих серию заученных движений.

В заключение следует сказать, что вид танца , манера исполнения, одежда и обувь танцовщиков влияют на характер и локализацию травмы, а также на возникновение заболевания того или иного отдела опорно-двигательного аппарата.

Характерный танец, одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Х. т.» служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее балетмейстер К. Блазис стал называть Х. т. все народные танцы, вводившиеся в балетный спектакль. Это значение термина сохраняется и в 20 в. Хореографы и танцовщики классической школы танца строили Х. т. на основе этой школы, используя профессиональную технику. В конце 19 в. был создан экзерсис Х. т. (позднее утвержден как учебная дисциплина хореографических училищ).

В современном балетном спектакле Х. т. может быть эпизодом, стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля.

Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л. - М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.

Г. Н. Добровольская.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ:

Характерология
Характерология (от характер и... логия), 1) в психологии - учение о характере. Термин введён немецким философом Ю. Банзеном («Очерки по характерологии», 1867). Как особая область психо...

Характрон
Характрон [от греч. charakter - изображение, начертание и (электрон, электроннолучевой прибор, используемый в устройствах отображения информации, для воспроизведения букв, цифр, топограф...

франц. danse de caractere, danse caracteristique

Одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма - создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.

Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.

В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

Характерный танец ХАРÁКТЕРНЫЙ ТÁНЕЦ (франц. danse de caractère, danse caractéristique), одно из выразит. средств балетного т-ра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в к-рых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и другие. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классич. танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классич. танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма – создание определённых пластич. тем, контрапункта и другие.

Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.

В балетном иск-ве 1930–60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и другие.). Классич. танец обогащался благодаря Х. т., усвоив нек-рые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение – танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

Лит.: Лопухов Α., Ширяев Α., Бочаров Α., Основы характерного танца, вступ. ст. Ю. Слонимского, Л.–М., 1939; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до сер. XIX в., Л.–М., 1958; её же, Русский балетный театр второй пол. XIX в., Л.–М., 1963; её же, Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1– Хореографы, Л., 1971; Стуколкина Н., Четыре экзерсиса, М., 1972; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.


Г. Н. Добровольская.


Балет. Энциклопеди. - М.: . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Характерный танец" в других словарях:

    ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ - вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля … Большой Энциклопедический словарь

    ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ - Свойственный какому либо народу, выражающий его характер. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    характерный танец - вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля. * * * ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой),… … Энциклопедический словарь

    Характерный танец - одна из разновидностей хореогр. лексики. До 19 в. Х. Т., называвшийся также комическим, служил для создания нац., жанрового или экзотич. характера. В нем сосуществовали черты нар. танца и гротесковые движения плясунов площадного т ра. Средствами… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Характерный танец - одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Х. т.» служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее… … Большая советская энциклопедия

    танец - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? танца, чему? танцу, (вижу) что? танец, чем? танцем, о чём? о танце; мн. что? танцы, (нет) чего? танцев, чему? танцам, (вижу) что? танцы, чем? танцами, о чём? о танцах 1. Танцем называется вид… … Толковый словарь Дмитриева

    танец - та/нца, м. 1) Вид искусства, воспроизведение художественных образов с помощью выразительных движений тела. Теория танца. Выразительные средства танца. Театрализация танца. Я училась в студии пластического танца по школе Айседоры Дункан (Панова).… … Популярный словарь русского языка

    ТÁНЕЦ (польск. taniec, от нем. Tanz), вид иск ва, в к ром средством создания художест. образа являются движения и положения человеческого тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными… … Балет. Энциклопедия

    характерный - I хара/ктерный ая, ое; рен, рна, рно. 1) только полн. В сценическом искусстве: свойственный определённому народу, эпохе, общественной среде; выражающий определённый психологический тип. Х ая роль. Х ая жанровая фигура. Характерный актёр, артист;… … Словарь многих выражений

    Танец - (польский taniec, от нем. Tanz) вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Хип-хоп. New style. Начальный уровень (DVD) , Пелинский Игорь. Hip-hop new style -ультрамодное танцевальное направление, зародившееся в 80-х годах в США и получившее широкое распространение по всему миру. Особенность hip-hop new style в том, что этот…

одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Х. т.» служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее балетмейстер К. Блазис стал называть Х. т. все народные танцы, вводившиеся в балетный спектакль. Это значение термина сохраняется и в 20 в. Хореографы и танцовщики классической школы танца строили Х. т. на основе этой школы, используя профессиональную технику. В конце 19 в. был создан Экзерсис Х. т. (позднее утвержден как учебная дисциплина хореографических училищ).

В современном балетном спектакле Х. т. может быть эпизодом, стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля.

Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л. - М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.

Г. Н. Добровольская.

  • - руч. , пп р. Курумкан в Селемджинском р-не. Название дано при присвоении наименований безымянным водотокам в ходе прогнозной оценки на россыпное золото в 1997 г. от слова характер – вероятно при половодье ручей...

    Топонимический словарь Амурской области

  • - вид сценического танца. В его основе народный танец, подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля...

    Большой энциклопедический словарь

  • - для кого-чего. Эта черта для него характерна. Характерный для севера климат. Приглядевшись и привыкнув к Воропаеву, Лена уже любила его той робкой и безмолвной любовью, которая так характерна для русской женщины...

    Управление в русском языке

  • - I хара́ктерный A/A пр; 109 см. _Приложение II хара́ктерен хара́ктерна хара́ктернее 260 см. _Приложение II II характе́рный A/A пр...

    Словарь ударений русского языка

  • - I хара/ктерный кр.ф. хара/ктерен, хара/ктерна, -рно, -рны; хара/ктернее II характе/рный кр.ф. характе/рен, характе/рна, -рно, -рны...

    Орфографический словарь русского языка

  • Толковый словарь Ожегова

  • - ХАРА́КТЕРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна. 1. Упрямый, любящий делать по-своему, с тяжёлым, своенравным характером. Х. мужчина. 2. характерная роль то же, что характерная роль. II. ХАРАКТЕ́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна. 1...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ХАРА́КТЕРНЫЙ, характерная, характерное; характерен, характерна, характерно. 1. . Обладающий резко выраженными, очень заметными особенностями, чертами. Характерная фигура. Характерная одежда. 2. ...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - характерный I хар`актерный прил. 1. соотн. с сущ. характер I 3., связанный с ним 2. Выражающий определённый психологический тип. II хар`актерный прил. разг. 1. соотн. с сущ. характер I 1., связанный с ним 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - характе́рный прил., употр. сравн. часто Морфология: характе́рен, характе́рна, характе́рно, характе́рны; характе́рнее 1...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - хар"актерный; кратк...

    Русский орфографический словарь

  • - I. ХАРАКТЕРНЫЙ I ая, ое. КАРАКТЕРНЫЙ ая, ое. caractère < avoir du caractère. устар. и простореч. Властный, волевой, упорный. БАС-1. - Баба хорошая, рассудливая, ....

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - имеющий свои отличительные особенности; в просторечии: своенравный, упрямый...
  • - Свойственный какому-либо народу, выражающий его характер...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - 1. хара́ктерный; хара́ктерный актёр; хара́ктерная роль; хара́ктерныйта́нец 2. хара́ктерный, -рен, -рна, -рно, -рны; сравн.ст. -ее; хара́ктерная осо́ба 3. характе́рный, -рен, -рна, -рно, -рны; сравн.ст. -ее...

    Русское словесное ударение

"Характерный танец" в книгах

Характерный колорит

Из книги Глаз и Солнце автора Вавилов Сергей Иванович

Характерный колорит

Из книги Глаз и Солнце автора Вавилов Сергей Иванович

Характерный колорит 880 Сопоставление цветных предметов, как и окраска пространства, в котором они находятся, должно происходить согласно целям, которые себе ставит художник. Для этого особенно необходимо знание действия красок на чувство как в отдельности, так и в

Характерный комик

Из книги Моя профессия автора Образцов Сергей

Характерный комик Следом за Терапотом я получил роль Предводителя стариков в спектакле «Лизистрата».Основным действующим лицом спектакля был народ; основным сюжетным конфликтом – отказ всех женщин Греции сожительствовать со своими мужьями, пока они ведут

Танец

Из книги Инна Чурикова. Судьба и тема автора Гербер Алла Ефремовна

Танец

Из книги Виктор Цой и его КИНО автора Калгин Виталий

2. Танец

Из книги Клубная культура автора Джексон Фил

2. Танец Не доверяй духовному вождю, если он не умеет танцевать. Mr. Miyagi. The Next Karate Kid (1994) Иногда я мыслю. Иногда я есть. Поль Валери (1871–1945) Танец является одним из важнейших элементов клаббинга, поскольку он срывает с дионисийского тела сковывающие его в будничном мире

Танец

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Танец 1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург«Танец» - одна из парных композиций (вторая называется «Музыка»), написанных Матиссом для особняка Щукина в Москве, олицетворяет связанные между собой элементы праздника, происходящего в воображаемом первозданном мире.

Танец

Из книги Психология целительства. Семь этапов преодоления жизненных испытаний автора Ларсен Хегарти Кэрол

Танец Бейсболисты называют игры Большой лиги «шоу». Офицеры полиции называют то, чем они занимаются, «службой». Я надеюсь, что меня не сочтут чересчур несерьезным, если я назову работу целителя «Танцем». Она действительно во многом напоминает танец.Говоря об этом, я

Танец любви, танец страха

Из книги Магия Афродиты. Сила и красота женской сексуальности автора Мередит Джейн

Танец любви, танец страха Время: тридцать минут.Вам потребуются: смелость, а также дневник и ручка.Я живо помню, как кто-то сказал мне, что все действия, все до одного, можно подразделить на движимые любовью и движимые страхом. Я сочла это высказывание неописуемо наивным, и

Глава VIII. Ментальное, характерный элемент человеческой индивидуальности

Из книги Множественные состояния бытия (сборник) автора Генон Рене

Глава VIII. Ментальное, характерный элемент человеческой индивидуальности Мы говорили, что сознание, понятое самым общим образом, не есть нечто такое, что может рассматриваться как принадлежащее строго только человеческому существу как таковому, якобы обладающему

§ 65. Безразличная раскрытость разнообразного сущего как наличного и сон фундаментальных отношений вот-бытия к сущему, характерный для повседневности

Из книги Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество автора Хайдеггер Мартин

§ 65. Безразличная раскрытость разнообразного сущего как наличного и сон фундаментальных отношений вот-бытия к сущему, характерный для повседневности В этом нашем начинании мы исходим из известного. Там, где мир, там сущее раскрыто. Поэтому прежде всего нам надо спросить,

Характерный актёр

БСЭ

Характерный танец

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХА) автора БСЭ

Н.Н. Китаев Болгарская прорицательница Ванга как характерный пример несостоятельности «криминалистических экстрасенсов»

Из книги В защиту науки №6 автора Кругляков Эдуард Павлович

Н.Н. Китаев Болгарская прорицательница Ванга как характерный пример несостоятельности «криминалистических экстрасенсов» Одной из наиболее известных ясновидящих XX в. считается Вангелия Пандева Гущерова - Ванга. Она родилась 31 января 1911 г. в г. Струмица (Македония) в

Характерный «горб»

Из книги Техника Александера автора Барлоу Уилфред

Характерный «горб» При таких позах в месте, где начинается шея, постепенно образуется «горб» и для сохранения равновесия остальная часть туловища принимает неблагоприятную осанку (рис. 3). Живот выпячивается, и образуется прогиб позвоночника (лордоз). При широко