Андерсен соловей анализ произведения. Андерсен анализ соловей

Чему учит произведения Андерсена "Соловей"? и получил лучший ответ

Ответ от Л и н и я[гуру]
В сказке «Соловей» люди на равных общаются с маленьким пернатым певцом. Они приглашают его во дворец, хотят отблаго- дарить за чудесное искусство деньгами и драгоценностями. Но именно соловей сумел убедить императора в том, что золото - не самое большое богатство в этом мире. В сказке не люди, а птица понимает, что в реальной жизни самое ценное - любовь и дружба, восторг и истинная благодарность, ведь их не купишь ни за какие деньги. А еще, благодаря писателю, придуманный им император полу­чает возможность поговорить со своей Смертью, а следовательно, оценить прожитую жизнь и совершенные за долгие годы правле­ния поступки - «одни гадкие, другие милые». Бескорыстная по­мощь соловья и его удивительное пение помогли великому прави­телю отогнать Смерть и изменить свое отношение ко всему проис­ходящему в его жизни.

Ответ от Катя ******* [новичек]


Ответ от Дарья Ершова [новичек]
В сказке «Соловей» люди на равных общаются с маленьким пернатым певцом. Они приглашают его во дворец, хотят отблаго- дарить за чудесное искусство деньгами и драгоценностями. Но именно соловей сумел убедить императора в том, что золото - не самое большое богатство в этом мире. В сказке не люди, а птица понимает, что в реальной жизни самое ценное - любовь и дружба, восторг и истинная благодарность, ведь их не купишь ни за какие деньги. А еще, благодаря писателю, придуманный им император получает возможность поговорить со своей Смертью, а следовательно, оценить прожитую жизнь и совершенные за долгие годы правления поступки - «одни гадкие, другие милые» . Бескорыстная помощь соловья и его удивительное пение помогли великому правителю отогнать Смерть и изменить свое отношение ко всему происходящему в его жизни.


Ответ от Irina irina [активный]
В сказке «Соловей» люди на равных общаются с маленьким пернатым певцом. Они приглашают его во дворец, хотят отблаго- дарить за чудесное искусство деньгами и драгоценностями. Но именно соловей сумел убедить императора в том, что золото - не самое большое богатство в этом мире. В сказке не люди, а птица понимает, что в реальной жизни самое ценное - любовь и дружба, восторг и истинная благодарность, ведь их не купишь ни за какие деньги. А еще, благодаря писателю, придуманный им император полу­чает возможность поговорить со своей Смертью, а следовательно, оценить прожитую жизнь и совершенные за долгие годы правле­ния поступки - «одни гадкие, другие милые» . Бескорыстная по­мощь соловья и его удивительное пение помогли великому прави­телю отогнать Смерть и изменить свое отношение ко всему проис­ходящему в его жизни.

Сочинение

В сказке «Соловей» много красивых и диковинных вещей: дворец из драгоценного фарфора, чудесные цветы с серебряными колокольчиками, искусственный соловей, осыпанный бриллиантами и рубинами. Но самое лучшее - это маленькая птичка, живущая в соседнем лесу. «Вот это лучшее из всего», - говорили заморские путешественники о пении соловья и считали маленькую серую птичку «главной достопримечательностью» великого государства китайского императора. Ее любили все простые люди, только император не мог по-настоящему оценить птичку, пока не убедился сам в силе искусства соловьиного пения.
Когда император заболел, живой соловей прилетел ободрить и утешить его. Своим пением он прогнал саму смерть, а на глазах императора появились слезы.
Живой соловей, конечно, внешне не так красив, как искусственный. Но его пение прекрасно, потому что это поет живая душа, которая умеет грустить и радоваться, понять чужую боль, тосковать по свободе и воле. Она умеет бескорыстно любить: «Я люблю тебя за твое сердце больше, чем за твою корону», - говорит соловей императору. Улетая, он обещает императору навещать его: «Я буду петь тебе о счастливых и о несчастных, о добре и о зле, что таятся вокруг тебя... моя песня и порадует тебя, и заставит задуматься».
Вот как много может маленькая серая птичка с чудесным голосом и живой душой!

Урок литературы в 5 классе

Х.К. Андерсен. «Соловей»: поучительный смысл сказки

Цели урока: в процессе текстуального анализа сказки Андерсена; выявить основную идею сказки – идею бессмертия подлинного искусства и невозможности его замены «механизмом»; определить художественные особенности произведения;

развивать навык выразительного, вдумчивого, «медленного» чтения, выборочного пересказа, литературно-творческих умений;

помочь учащимся на примере произведения освоить культурную норму-образец (отношение искусства и действительности, назначение искусства).

Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, иллюстрации к сказке Е. Нарбута.

Эпиграф к уроку:

Никакая внешняя красота не может быть полной,

Если она не оживлена красотой внутренней.

Виктор Гюго

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационный этап.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить об интересной и непростой сказке великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена «Соловей». Мы в ходе урока попробуем понять, в чём смысл этой сказки, чему она может нас научить.

– Понравилась ли вам эта сказка?

– Как вы думаете, о чём она?

(Учащиеся пока не могут точно ответить на вопрос, поэтому к нему необходимо вернуться в конце обсуждения)

III. Анализ сказки «Соловей». Основной приём, используемый на уроке, - «чтение с остановками»: повторное медленное движение по тексту, сопровождаемое проблемной беседой и комментированием отдельных деталей.

1. Прочитайте описание дворца китайского императора. Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него дотронуться»?

– Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны колокольчики?

(Чтобы который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора, словом, внешним великолепием, пышностью императорского дома)

– Почему император ничего не знал о соловье? Почему ничего не слышали о нём придворные?

2. Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил соловей.

Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом»?

Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры: что слышит и что видит каждый день соловей, а что – придворные и император?

Что смешного в сцене поисков придворными соловья? Не стало ли вам их немного жалко?

4.С чем пытается сравнить пение соловья первый министр? Почему его сравнение нелепо?

5. Почему соловей всё-таки согласился полететь во дворец императора, несмотря на то что его песни «гораздо лучше слушать в зелёном лесу»?

6. Как воспринял пение соловья император? Перечитайте эту сцену.

Почему соловей отказался от награды – золотой туфли на шее? Найдите ответ в тексте сказки.

7. Найдите в тексте ответ на вопрос: как пытались подражать соловью придворные? В чём, по вашему мнению, нелепость славы соловья в городе?

Расскажите о том, что произошло во время состязаний двух соловьёв. Куда девался настоящий соловей?

8. Найдите в тексте ответ на вопрос: в чём видит «придворный поставщик соловьёв» преимущества искусственного соловья? Зачем писатель так подробно его изображает, а портрет натурального соловья такой короткий?

9. Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье. Чем особенно понравился искусственный соловей придворным?

10. Перескажите эпизод «Болезнь императора» (работа с иллюстрацией художника Е.Нарбута).

Почему во время болезни император остался в одиночестве? Почему императору было так страшно?

(Страшной оказалась не смерть, а жизнь, явленная в судный день свитком добрых и злых дел)

Как соловью удалось спасти императора? О чём пел соловей? О чём он просит императора, что обещает ему?

(Кладбище в песне соловья вызывает не страх, а чувство смирения, оно исполнено красоты – особой, но не холодной, как императорский дворец. Спасение в том, что соловей пробудил «чувства добрые» и у смерти, и у императора, у которого были добрые дела, ведь он плакал, когда впервые слушал соловья)

11. О чем же поёт соловей и будет петь всегда? Перечитайте этот фрагмент .

IV. Как бы вы теперь ответили, о чём эта сказка?

(Учащиеся делают выводы, что мир соловья (природа) и мир императорского дворца – два совершенно разных мира. «Механизм» (творение человеческих рук) противопоставляется в сказке Андерсена природе, её живому голосу – голосу соловья. Голос природы никогда бы не достиг пределов дворца (другого мира), если бы не соловей и его песни.

Каких героев сказки Андерсена мы можем отнести к миру природы и к миру дворца? Назовём их.

V. Выводы. Соловей пел и будет петь императору о той настоящей, живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками и великолепные сады.

Соловей – образ свободного певца, аллегорический образ искусства, которое говорит языком самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее.

Обоснование и выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Сочините письмо китайского императора японскому после выздоровления или письмо Андерсену о прочитанной сказке (по выбору).


Тема. « Нравственные уроки по сказке Г.Х.Андерсена « Соловей».

Цели:

Выявление нравственной основы сказки;

Формирование нравственно – эстетических представлений учащихся о настоящих и мнимых ценностях;

Художественное восприятие текста на основе углубленной работы над словом в тексте.

Основные виды деятельности учащихся и учителя на уроке:

проблемная беседа с опорой на текст, комментирование детали (символ, образ).

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС.

Метапредметные:

Умение организовывать учебное сотрудничество в группе;

Аргументировать свое мнение.

Предметные:

Понимание духовно – нравственных ценностей;

Понимание ключевых проблем зарубежной литературы;

Владение литературоведческими терминами.

Личностные:

Восприятие человечности, благодарности.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Мотивация.

Вступительное слово учителя.

Ребята! Как вы думаете, существуют ли для всех людей какие – то общие духовные ценности, понятия, важные во все времена и во всех странах?

Сегодня на уроке мы будем думать и рассуждать над интересной и непростой сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена « Соловей». В ходе нашей работы попробуем понять те нравственные истины сказки, которые могут стать полезными нравственными уроками для каждого из вас.

Вы прочитали сказку. Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна. (На доске » Правила написания СИНКВЕЙНа»:

    1 строка – одно слово – тема, название стихотворения, обычно существительное.

    2 строка – два слова – описание темы, как правило, имена прилагательные.

    3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

    4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

    5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Соловей

Удивительный, славный, крылатый

Пел, позаботился, спас

Соловей все простил Императору

Жизнь

    Анализ сказки.

Сказки писателя приносили людям радость и заставляли задумываться над многими вопросами, Какие вопросы вы бы предложили читателям?

Почему никто, кроме девочки не знал, что во дворце живет соловей?

Почему император больше наслаждался пением механического соловья?

Почему соловей отказался от почестей и награды?

Почему сама смерть ушла, заслушавшись пением птицы?

Что понял император, когда соловей спас его?

Чему хорошему учит нас поступок птицы?

Работа в группах.

Задания для каждой группы.

1группа.

Пение соловья и его добрый поступок.

Вопросы:

Прокомментируйте строки, которыми писатель описывает пение соловья;

Какими ключевыми словами называет соловья автор и почему;

Найдите в тексте эпитеты и сравнения.

2 группа.

Приведите слова из текста, доказывающие, что в сказке есть нравоучительный смысл;

Продолжите цепочку эпитетов:

Сказка грустная, ироничная, поучительная…

3группа.

Почему последняя фраза « Здравствуйте!»;

Какое испытание нужно было пройти императору, чтобы он понял свои ошибки? Докажите фрагментами текста;

4группа.

Как вы понимаете, что такое истинное и что такое мнимое в искусстве, в жизни людей. Приведите примеры из текста;

В чем смысл сказки?

Может ли волшебная сила искусства исправить пороки людей? Докажите примерами из текста.

Подведем итоги нашей беседы.

Какие проблемы ставит сказка « Соловей» ? (Жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти).

К какому жанру можно отнести это произведение? (сказка – притча с нравоучением или философская сказка).

О чем будет петь всегда соловей?

Выводы.

Страшной оказалась не смерть, а жизнь без добрых поступков. Мир живого соловья и природа – это настоящая живая душа, а мир императорского дворца и искусственный «механизм »(творение рук человеческих) – все это ненастоящее, бездуховное. Человек сам превращается в равнодушный и бездуховный « механизм». Кладбище в песне соловья вызывает на

Е страх и ужас, а чувство смирения и покорности. Спасение в том, что соловей пробудил доброту душевную и все хорошие качества в императоре и тех, кто плакал, слушая его чудесное пение. Если бы настоящий соловей не пел свои песни, то люди не узнали бы о настоящей, живой жизни. Злые силы всегда победит красивая и чистая душа человека. Соловей обещает императору петь о счастливых и несчастных, о добре и зле, потому что надо все знать о настоящей жизни, чтобы помочь несчастным, делать добро тем, кто в этом нуждается. Вот и прочитана сказка. Какие нравственные уроки вы извлекли сегодня, работая над смыслом содержания сказки? Давайте составим синквейн.

Душа

Сопереживающая, добрая

Помогать, защищать, сочувствовать

Истинное искусство восторжествовало

Люди раскаются в своих заблуждениях.

кластер

    Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему « Слезы – драгоценнейшая награда для сердца певца»

Сочинение по теме «Облагораживающая сила искусства и живой природы в сказке « Соловей » Андерсена

УМК: Г.С. Меркин. « Литература 5класс». « Русское слово». 2013

Жанр . Литературная волшебная сказка

Герои . Император, Живой Соловей, Искусственный Соловей, Смерть

Тема — сила настоящего искусства, его власть над смертью

Идея — победа настоящего искусства над искусственным и смертью. Только душа, милосердие, сострадание, становятся свидетельством настоящей красоты

Главная мысль — Настоящая красота в искренней, милосердной и сочувственной душе.

Конфликт . Противопоставление искусственного и настоящего соловья

Элементы сюжета

— Экспозиция: Интересы людей садом, лесом, дворцом китайского императора. Но пение соловья лучший.

— Завязка — император приказывает соловью петь, жить у него во дворце

— Развитие действий — а) пение живого соловья и пение искусственной птицы; б) соловей покидает дворец императора

— Кульминация — Пение живого соловья спасает императора от смерти

— Развязка — выздоровление императора

Чему учит сказка «Соловей»? Нужно уметь прощать, по-доброму относиться к людям, помогать им в трудную минуту, быть верным. Люди всегда имеют уметь отличить настоящую красоту от не настоящей. Красота, соединенная с добром, — большая сила. Настоящее искусство имеет удивительное, чудодейственное влияние на человека

Авторский замысел сказки К. Андерсена «Соловей» заключается в противопоставлении истинной красоты и искусственной красивости, утверждении всепобеждающей силы искусства и высмеивании невежества, отсутствия понимания природы и искусства, бездушия и низкопоклонства перед князьями людьми.