Татьяна — воплощение идеала Пушкина. Цитаты Отношение других героев к татьяне лариной

Тема: Образ Татьяны Лариной в романе. Отношение автора к Татьяне (на материале III - IV главы).

Цель: создать содержательные условия для развития у школьников умений анализировать текст; обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты в материале и структурировать знания; помочь учащимся целостно представить материал по этой теме;

Тип урока: урок - беседа

Эпиграф: Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Беседа с классом.
На основе цитат ответьте на следующие вопросы.

  • Как называется глава? Почему?

  • Какую смысловую нагрузку несёт эпиграф?

  • Каково отношение Пушкина к героине?

  • Как характеризует Пушкин Татьяну?

  • Почему не даёт подробного портрета Татьяны? Чей подробный портрет дан?

  • Как складывались у неё отношения с семьёй? С родителями, с сестрой, с няней? Почему?

  • Кому ещё противопоставлена Татьяна?

  • В чём смысл противопоставления её всем ?

  • Опираясь на таблицу в конце учебника (стр.), сделайте вывод о том, какая героиня Татьяна – романтическая или реалистическая.

  • Почему Татьяна влюбилась в Онегина? Что для неё важно в его характеристике?

  • Как характеризует её письмо к Онегину?

  • Каким предстаёт Онегин в письме Татьяны?

  • Почему Пушкин подчёркивает, что письмо написано на французском языке?

  • Как соотносится образ Татьяны с поэтикой романа в целом?

  • В чём смысл романтичности Татьяны в реалистическом романе?

  • Тест (открытый)

          1. С какой известной литературной героиней русского поэта сравнивает Татьяну Онегин? (Светлана)

          2. Какую характеристику Ольги повторит Онегин дважды?(глупая)

          3. Кого ждала душа Татьяны? (кого-нибудь)

          4. Где находит Татьяна «свой тайный жар, свои мечты»?(в книгах)

          5. У кого хранится письмо Татьяны? (у Пушкина)

          6. Какие крайности представляются Татьяне в образе Онегина? (ангел-хранитель или демон-искуситель)

          7. Какая надпись ада видится Пушкину на лбу светских красавиц «недоступных»? (оставь надежду навсегда)

          8. Какой заветный вензель рисует Татьяна на стекле?(ЕО)

          9. Где происходит встреча Татьяны и Онегина?(в саду)

          10. Каким кажется Онегин Татьяне при встрече? (грозным)
    Образ Татьяны вызвал самые разноречивые отзывы в критике. Я познакомлю вас с двумя. Выскажите своё мнение, опираясь на точку зрения одного из критиков.

    В.Г. Белинский писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило её душе; ум её спал.., для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; …следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизнь Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Клариссой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина. Создание страстное, глубоко чувствующее и в то же время не развитое, без книги она была бы совершенно немым существом… Письмо Татьяны свело с ума всех русских читателей… Письмо Татьяны прекрасно и теперь, хотя уже и отзывается немножко какою-то детскостию, чем-то «романтическим». Иначе и быть не могло: язык страстей был так нов и недоступен нравственно немотствующей Татьяне: она не умела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений, если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на её памяти плохими и хорошими романами».

    М. Цветаева писала: «Я е в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь…Моя первая любовная сцена была нелюбовная…

    В том-то и всё дело было, что он её не любил, и только потому она его – так , и только для того его , а не другого в любовь выбрала, что втайне знала , что он её не сможет любить. (Это я сейчас говорю, но знала уже тогда, тогда знала, а сейчас научилась говорить.) у людей с этим роковым даром несчастной – единоличной – всей на себя взятой – любви – прямо гений на неподходящие предметы.

    Но ещё многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда – то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах – сделала. И если потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

    Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».


    1. Домашнее задание.

    1. Читать 4-5 главу.

    Тема: Онегин и Татьяна. История (не) любви? История жизни.
    Цель:


    • обобщить знания учащихся об особенностях композиции романа,

    • помочь учащимся раскрыть черты характера главных героев во взаимоотношениях с другими действующими лицами;

    • способствовать развитию навыков сопоставительного анализа текста, образов;

    • способствовать пониманию учащимися психологии героев и через сопереживание героям помогать формированию поведенческой модели во взаимоотношениях с представителями противоположного пола.

    Эпиграф: О первое солнце над первым лбом!

    И эти – на солнце прямо –

    Дымящие – чёрным двойным жерлом

    Большие глаза Адама.
    О первая радость, о первый яд

    Змеиный – под грудью левой!

    В высокое небо вперенный взгляд:

    Адам, проглядевший Еву!

    М. Цветаева.

    Ход урока:
    Запись темы урока и обсуждение её формулировки.

    Как мы назовём сегодняшний урок, посвящённый отношениям Онегина и Татьяны?

    Какая это история: любви или нелюбви? И имеем ли мы право говорить о нелюбви, ведь оба героя испытывают это чувство?

    Ответы: Я считаю, что это история любви, потому что и Онегин, и Татьяна любят друг друга, пусть их любовь не заканчивается браком, но всё же это история любви!

    А по моему мнению, эта история не любовная, так как они друг друга любят, если так можно сказать, по очереди: сначала Татьяна, а потом Онегин.

    Учитель: Мне кажется, что каждый из вас по-своему прав. Подтверждением второй, довольно крамольной точки зрения послужит отрывок из статьи М. Цветаевой «Мой Пушкин»:

    «Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил (это я поняла), потому и сел, любила она , потому и встала, они ни минуту не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес - она одна стоит, а может быть опять сидит, потому что стояла она только потому, что он стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно. Татьяна на той скамейке сидит вечно.

    Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Я с той минуты не захотела быть счастливой и этим себя на нелюбовь – обрекла».

    Запись эпиграфа и обсуждение его.

    Сейчас звучал отрывок из работы М. Цветаевой. Эта поэтесса много писала о Пушкине, мы уже знакомились с её статьёй «Пушкин и Пугачёв» при изучении повести «Капитанская дочка». Её творчество очень интересно, и в качестве эпиграфа я выбрала строки из стихотворения «Первое солнце». В нем говорится об Адаме и Еве. Подходят ли эти строки к истории Татьяны и Онегина?

    Ответ: Да, подходят, потому что в этих строчках говорится об Адаме, проглядевшем Еву, а Онегин тоже проглядел Татьяну.

    Кроме того, каждая история любви на этой Земле – это каждый раз история Адама и Евы. Каждый для себя, как и первые люди, открывает страну Любви.

    III . Тест по тексту.

    Как переводится имя Евгений?

    а) благородный; б) хитрый; в) холодный.

    Кого читал Евгений?

    а) Гомера, б) Платона; в) Адама Смита.

    Где учился Владимир Ленский?

    а) в Сорбонне; б) в Кембрижде; в) в Геттингене.

    Сколько лет Ленскому в момент встречи с Онегиным?

    а) 18, б) 19, в) 17.

    Сколько лет Онегину в момент встречи с Ленским?

    а) 20, б) 25, в) 26.

    По случаю какого праздника в доме Лариных был бал?

    а) Рождество, б) святки, в) именины.

    Как отчество Татьяны?

    а) Ивановна, б) Михайловна, в) Дмитриевна.

    За кого вышла замуж Ольга?

    а) за Ленского, б) за Буянова, в) за улана.

    Какой танец, обещанный Ольгой Онегину, стал причиной дуэли?

    а) котильон, б) мазурка, в) вальс.

    Как фамилия слуги Онегина?

    а) Клико; б) Гильо; в) Бульо.

    IV . Беседа по тексту романа.

    О какой сцене идёт речь в отрывке из статьи М. Цветаевой?

    Что предшествовало этой сцене?

    Почему Татьяна влюбилась в Онегина?

    В.Г. Белинский писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило её душе; ум её спал.., для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать ни знать; …следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизнь Татьяна тоже не могла ни понимать ни знать».


    • Докажите, что это так? Но сначала давайте послушаем письмо Татьяны.
    Выразительное чтение письма Татьяны с элементами инсценировки.

    Ответ: Во-первых, сам поэт в романе указывает на то, что влюблённость Татьяны связана с определённой порой в жизни героини, а не с особенностями характера Онегина: «Пора пришла, она влюбилась».

    Во-вторых, о том, что для Татьяны реальный Онегин не существует, а есть только придуманный романтический герой, свидетельствует письмо, адресованное Евгению. Это письмо полно романтических штампов, Татьяна примеряет к своему возлюбленному амплуа различных романтических героев, почерпнутые ею из различных книг. Она предполагает для него существование только в двух ипостасях: ангел-хранитель или коварный искуситель. А Онегин оказался «просто добрый малый, как вы да я, как целый свет».

    В-третьих, Белинский писал: «И вдруг является Онегин. Он весь окружён тайною: его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром, среди которого он явился таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни – всё это произвело таинственные слухи, которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить, не подготовить её к решительному эффекту первого свидания с Онегиным. И она увидела его, и он предстал перед нею молодой красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для её неразвитого ума, весь обольщение для её дикой фантазии».

    Какие качества проявляет Татьяна, влюбившись?

    - Действительно, когда поступками Татьяны руководит чувство, а не расчёт или рассудок, она готова на любые жертвы ради любимого человека. И это очень важный момент в развитии сюжета.

    - Какой ответ на свои чувства находит Татьяна в душе Онегина?

    Пушкин фактически противопоставляет представления Татьяны об Онегине реальному положению вещей. Если в письме Татьяне рисуются только два варианта поведения героя, то жизнь предлагает третий – Онегин просто порядочный человек. Это же подчёркивает и автор: «Вы согласитесь, мой читатель, \ Что очень мило поступил \ С печальной Таней наш приятель; \ Не в первый раз он тут явил \ Души прямое благородство».

    -А теперь послушаем ответ Онегина.

    Разыгрывается учениками сцена ответа Онегина Татьяне.

    -Почему Онегин не ответил на любовь Татьяны?

    Онегин выделил Татьяну из общей массы ещё при первой встрече Ответ: По сравнению с блестящими светскими дамами, с которыми общался Онегин в Петербурге, Татьяна всего лишь провинциалка.

    Но, имея богатый опыт общения с женщинами, однако, не зная истинного чувства любви, потому что обольщение – это всего лишь искусство, но не школа чувств, Онегин не верит в возможность счастья. А заводить интрижку – бесчестно по отношению к Татьяне и слишком хлопотно для себя.

    Сам Онегин позже в письме к Татьяне скажет об этом так: «Случайно вас когда-то встретя, \ В вас искру нежности заметя, \ Я ей поверить не посмел: \ Привычке милой не дал ходу; \ Свою постылую свободу \ Я потерять не захотел».

    Онегин слишком благополучен, чтобы его чувства могли быть глубокими: он не знает страданий, его все любят, он всюду принят, он чувствует себя хозяином жизни, берущим у неё то, что ему нравится.

    Согласны ли вы, что Онегин проявил «души прямое благородство»? В чём это проявится?

    Ответ: Ответ Онегина действительно благороден: он сумел не оскорбить первое чувство девушки. Евгений и начинает, и заканчивает свою речь похвальным словом, отмечая её ум, искренность, чистоту, доверчивость. Он подчёркивает, что ценит её и тронут её привязанностью, но в силу возраста не может разделить чувств Татьяны. В его ответе подчёркнуто, что «Напрасны ваши совершенства: \ Их вовсе недостоин я». Это очень важно, ведь «урок» Онегина мог быть более жестоким.

    Даже более того, Онегин оставляет маленькую надежду на то, что не всё потеряно: «Я вас люблю любовью брата \ И, может быть, ещё нежней».

    Как и когда эта надежда Татьяны станет роковой в судьбе Онегина?

    Ответ: Когда Онегин появится на именинах Татьяны, она, влюблённая, не сумеет скрыть своих чувств: ведь она ждала и все-таки надеялась на какую-то взаимность. Досада Онегина сыграет с ним злую шутку – станет причиной дуэли с другом, которого он, не желая этого, убьёт. А это в свою очередь, изменит душу Онегина: он познает страдание, очистится через него, окажется способным в дальнейшем на глубокое чувство.

    Перестанет ли Татьяна любить Онегина после того, как он станет убийцей?

    Каким предстанет в её глазах Онегин после этих событий?

    Что повлияет на её представления о возлюбленном?

    Ответ: После дуэли Евгений, мучимый угрызениями совести, покидает своё имение. А Татьяна, оставшись одна после замужества Ольги, испытывает противоречивые чувства: «И в одиночестве жестоком \ Сильнее страсть её горит, \ И об Онегине далёком \ Ей сердце громче говорит. \ Она его не будет видеть; \ Она должна в нём ненавидеть \ Убийцу брата своего; \ Погиб поэт… но уж его \ Никто не помнит… На что грустить?..» Таким образом, с одной стороны, Татьяна должна ненавидеть Евгения как «убийцу брата», или мужа сестры, что для Татьяны одно и то же. Но ведь сердцу не прикажешь, а оно, истомлённое тоской и одиночеством, обострившимся после отъезда Ольги, «горит страстью». Попыткой оправдать или окончательно осудить героя и станет для Татьяны посещение «замка» Онегина.

    Что поняла Татьяна про своего любимого, прочитав его книги? Каким теперь рисуется ей Онегин?

    Ответ: Татьяне он рисуется чудаком, печальным и опасным, подражанием героям Байрона, «москвичом в Гарольдовом плаще», пародией на модных героев, «с безнравственной душой, \ Себялюбивой и сухой, \ Мечтанью преданной безмерно, \ С его озлобленным умом, \ Кипящим в действии пустом».

    Повлияет ли это на чувство Татьяны к Онегину?

    Ответ: Нет, Татьяна по-прежнему любит Евгения, не случайно Пушкин здесь же на это укажет: «И начинает понемногу \ Моя Татьяна понимать \ Теперь яснее – слава Богу - \ Того, по ком она вздыхать \ Осуждена судьбою властной».

    Как повлияет на ум Татьяны посещение кабинета Онегина?

    Ответ: Белинский писал, что «посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина».

    Какой увидел Татьяну Онегин после возвращения в Петербург?

    Ответ: Татьяна предстаёт перед Онегиным во всём блеске: она хороша собой, изысканна, воспитанна, умна. Теперь она не кажется «девочкой чужой», она прекрасно вписалась в окружающий её петербургский высший свет. Это и поразит Онегина: он не ожидал таких успехов от провинциальной девочки, выделяющейся из пустой, помещичьей среды, но не обладающей столичным шармом. Он с течением времени, наоборот, становится «опасным чудаком», утрачивая этот шарм.

    Почему Пушкин «заставил» Онегина полюбить Татьяну?

    Ответ: Изменились фактически оба: и Татьяна, и Онегин. Татьяна развилась из романтической барышни в умную, образованную даму, научилась не только вести себя, но и контролировать свои эмоции. Она, любя Онегина, сумела сдержать свои эмоции при первой встрече с ним: «Ей-ей! Не то, чтоб содрогнулась \ иль стала вдруг бледна, красна…\ У ней и бровь не шевельнулась; \ Не сжала даже губ она».

    Онегин тоже изменился: его благополучие сменилось угрызениями совести, он стал очень сильно отличаться от того милого денди, которым был в первой главе. Не случайно в начале восьмой главы его появление на балу обставлено достаточно саркастическими замечаниями: «Чем ныне явится? Мельмотом, \ Космополитом, патриотом, \ Гарольдом, квакером, ханжой,\ Иль маской щегольнёт иной…»

    V . Цветовое определение образов и последующий анализ цветовых значений по системе М. Люшера.


    • Давайте попробуем охарактеризовать героев с помощью цветовой палитры в разные периоды их жизни: на первом этапе и в последней главе.
    Ответ: По-моему, Онегин в первой главе представляет радужный набор красок. Он ярок, благополучен, поэтому преобладают тёплые тона: он оранжевый, салатовый, даже красный, есть налёт лилового – это его умение избегать серьёзных разговоров, но знания обо всём: об экономике, политике, истории, латыни. Но с течением времени всё больше звучат холодные цвета: появляется синий, красный сменяется фиолетовым, салатовый – тёмно-зелёным. В последней главе Онегин – это довольно мрачное цветовое сочетание, темно-фиолетовое, черное, бордовое – и смешение цветов создаёт ощущение назревающего взрыва.

    Татьяну при первой встрече на страницах романа можно определить белым цветом как символом чистоты, голубовато-серым из-за некоторой замкнутости, а сквозь это просвечивают яркие краски внутренней жизни: красный как символ сильных страстей, лиловый – залог будущего интеллектуального развития. С течением времени эти цвета всё больше будут звучать в её палитре, но их все будет заглушать серый цвет – цвет аристократической сдержанности, цвет хорошего тона.

    VI . Комментарии психолога.

    VII . Беседа по особенностям композиции романа.

    Давайте снова обратимся к теме урока. Как вы считаете, эта история – это история любви? Они ведь «ничего не делали вместе», как писала М. Цветаева?

    Ответ: Я не согласна с Цветаевой, потому что любовь, настоящая любовь, не требует взаимности. Хочется, чтобы тебе ответили на чувство, но и безответная любовь может стать источником счастья. Поэтому я считаю, что это – история любви.

    Как проявится «несогласованность» чувств героев?

    Ответ: Чувство приходит к ним поочерёдно: сначала страдает Татьяна, а затем любовью «заболел» Онегин.

    Однако есть определённые закономерности в развитии чувств героев. Увидели ли вы эти закономерности?

    Ответ: Как и Татьяна, Онегин проходит путь страданий: от неизвестности к попытке как-то разрешить её письмом, а затем «урок» адресата письма.

    Действительно, схема развития событий параллельна, и чтобы достичь её, Пушкин в окончательном варианте добавил письмо Онегина. Давайте послушаем его.

    Выразительное чтение письма Онегина.

    Давайте сопоставим с письмом Татьяны. Попробуйте найти параллели.

    Ответ: И то, и другое письмо построены на использовании литературных романтических штампов. Но в письме Онегина они меньше бросаются в глаза, так как он употребляет их более завуалировано, в его письме нет романтического противопоставления.

    Как ответит Татьяна на письмо?

    Ответ: Сначала никак. Онегин с тоской будет искать в её чертах следы каких-нибудь чувств, но безуспешно. Тогда он отправится к Татьяне за объяснениями и получит «урок»Татьяны.

    Выразительное чтение монолога Татьяны с элементами инсценировки.

    М. Цветаева писала об «уроке»: «У кого из народов – такая любовная героиня: смелая и достойная, влюблённая и непреклонная, ясновидящая и любящая.

    Ведь в отповеди Татьяны – ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, поэтому –то Онегин и стоит «как громом поражённый».

    Все козыри были у неё в руках, чтобы отомстить и свести его с ума, все козыри, чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сравнять с паркетом той залы, она всё это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю, - к чему лукавить?»

    К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать - к чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны…

    Все козыри были у неё на руках, но она – не играла.

    Да, да, девушки, признавайтесь – первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы».

    А В.Г. Белинский считал, что «в этом объяснении высказалось всё, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитую обществом, - всё: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которую замаскирована рабская боязнь общественного мнения…

    Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к ее ногам жажда скандалёзной славы…

    Татьяна – тип русской женщины… женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самопохвальства, понимая всю великость этой жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самоотвержение…».

    Итак, Цветаева Татьяной восхищается, а Белинский осуждает её, утверждая, что Татьяна больше не любит Онегина. Как вы считаете, кто из них прав?

    Ответ: Да, поведение Татьяны заставляет думать о том, «чувства рано в ней остыли», она продолжает вспоминать Онегина, но это для неё прошлое, чудесное воспоминание о молодости. Оно дорого ей, но никоим образом не способно разрушить её судьбу. Однако очень хочется верить, что любовь в душе Татьяны обновится под влиянием чувств Онегина.

    VIII . Обобщение материала урока.

    Как заканчивается роман?

    Ответ: Роман фактически не имеет конца, потому что автор прощается со своим героем в самый критический момент в его жизни. «Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки…»

    Почему Пушкин не расставляет точки над i ?

    Ответ: Он заставляет читателей решить судьбу героев самостоятельно, стать соавторами романа, так же как Пушкин не даёт в романе портретов главных героев, ведь он ограничил бы фантазию читателей. А так каждый создаёт свой «Татьяны милый идеал».

    Как вы считаете, история Татьяны и Онегина – это любовная история?

    IX . Домашнее задание.

    I вариант. Найти лирические отступления в тексте романа и обозначить темы.

    II вариант. Определить, как соотносится позиция автора в лирических отступлениях с позицией героев.

  • Наряду с образом Онегина, образ Татьяны самый значительный в романе. Он выполняет важную сюжетную и композиционную функцию, являясь в идейно-художественной структуре романа противовесом образу Онегина. Отношения между Онегиным и Татьяной составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах. Татьяна-исключение из своей среды. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой» и Татьяна мучительно ощущает это: «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает». Татьяна полюбила Онегина потому, что, как говорит поэт, «пора пришла», но не случайно, что полюбила она именно Онегина. Вместе с тем характер Татьяны сложился совсем в другой общественной среде, нежели характер Онегина. Татьяна, по словам поэта, - «русская душою, сама не зная почему». Татьяна (имя которой, впервые «своевольно» вводимое Пушкиным в большую литературу, влечет за собой ассоциации «старины иль девичьей») выросла, в полную противоположность Онегину, «в глуши забытого селенья». Детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения прямо противоположны. У Евгения - иностранцы-гувернеры; у Татьяны - простая русская крестьянка-няня, прототипом которой была его собственная няня Арина Родионовна. Татьяна мечтает о настоящей, большой любви. На эти мечты, как и на формирование всего духовного мира Татьяны, оказали существенное влияние романы «Ричардсона и Руссо». Поэт сообщает нам, что его героиня «изъяснялася с трудом на языке своем родном»; письмо к Онегину пишется ею по-французски. Татьяна - высоко положительный, «идеальный» образ русской девушки и женщины. В то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического приема раскрывает «русскую душу» Татьяны: в роман введен сон героини, насквозь пронизанный фольклором. В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора несомненный идеал. Это те особенности характера, которые делают Татьяну истинно русской, а не светской барышней. Формирование этих черт происходит на основе «предания простонародной старины», веровании, сказаниях. Татьяна Ларина для Достоевского была олицетворением всего русского, национального, «идеалом», выражением духовной и нравственной силы. Поэзия национального входит в роман вместе с образом Татьяны. В связи с ней вводятся рассказы об обычаях, "привычках милой старины", гадания, сказочный фольклор. В них содержится определенная нравственность, связанная с народной философией. Так, сцена гадания выявляет философию женской души, русской души. Сама идея суженого связана с представлением о долге, суженый мыслится как предназначенный судьбой. Фольклорные мотивы появляются и во сне Татьяны, народное творчество и философия подаются как органически связанные с ее личностью. Две культуры - национальная русская и западноевропейская - гармонично сопряжены в ее образе. В обрисовке образа Татьяны, который столь дорог поэту, с не меньшей степенью, чем в образе Онегина, чувствуется стремление Пушкина быть полностью верным жизненной правде. Татьяна, в отличие от Онегина, выросла "в глуши забытого селенья", в атмосфере русских народных сказок, "преданий простонародной старины ", рассказанных нянею, простой русской крестьянкой. Автор говорит о том, что Татьяна зачитывалась иностранными романами, с трудом изъяснялась на родном языке, но в то же время с помощью тонкого психологического приема раскрывает ее "русскую душу" (Под подушкой у Тани лежит французская книжка, но видит она русские "простонародные" сны). Татьяна - натура поэтическая, глубокая, страстная, жаждущая настоящей, большой любви. Став законодательницей мод в свете, она не только не потеряла лучших черт своего духовного облика - чистоты, духовного благородства, искренности и глубины чувств, поэтического восприятия природы, - но и приобрела новые ценные качества,сделавшие ее неотразимой в глазах Онегина. Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ, не выдуманный Пушкиным, а взятый им из реальной жизни. Татьяна никогда не сможет быть счастлива с нелюбимым человеком, она, как и Онегин, стала жертвой света. "Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее", - писал В.Г. Белинский. Одним из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной. Он сразу же оценил ее незаурядность, поэтичность, ее возвышенно-романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. Татьяна разительно отличается от окружающих ее людей. "Уездная барышня ", она, тем не менее, как Онегин и Ленский, тоже чувствует себя в провинциально - поместной среде одинокой и непонятой." Вообрази, я здесь одна, Никто меня не понимает", - признается она в письме Онегину. Даже "в семье родной" она "казалась девочкой чужой", избегала игр с подругами - сверстницами. Причина такого отчуждения и одиночества - в необычности, исключительности натуры Татьяны, одаренной "от небес" "Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным". В романтической душе Татьяны своеобразно соединились два начала. Сроднившаяся с русской природой и народно - патриархальным бытом, привычками и традициями "милой старины", она живет в другом - вымышленном, мечтательном мире. Татьяна - усердная читательница иностранных романов, главным образом нравоучительных и сентиментальных, где действуют идеальные герои, а в финале торжествует добро. Она предпочитает бродить по полям "с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках". Привыкшая отождествлять себя с добродетельными героинями любимых авторов, она и Онегина, столь не похожего на окружающих, готова принять за "совершенства образец", как бы сошедший со страниц Ричардсона и Руссо, - того героя о котором она давно мечтала. "Литературность" ситуации усиливается и тем, что письмо Татьяны Онегину насыщено реминисценциями из французских романов. Однако, книжные заимствования не могут заслонить непосредственного, искреннего и глубокого чувства, которым проникнуто письмо Татьяны. Да и сам факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, прибегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих. Письмо это, наивное, нежное, доверчивое, окончательно убедило Онегина в необычности Татьяны, в ее душевной чистоте и неопытности, в ее превосходстве над холодными и расчетливыми светскими кокетками, оно оживило в нем лучшие, давно забытые воспоминания и чувства. И все же на страстное послание Татьяны, " где все наруже, все на воле", Онегин отвечает холодной отповедью. Почему? Прежде всего, конечно же, потому, что Онегин и Татьяна стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга. Татьяна полюбила на самом деле не Онегина, а некий сочиненный ею образ, который приняла за Онегина. Во время объяснения с Татьяной в саду он ничуть не лукавил и прямо, честно, открыл ей все как есть. Он признался, что Татьяна нравится ему, но он не готов к браку, не хочет и не может ограничить свою жизнь "домашним кругом", что интересы и цели у него иные, что его страшит прозаическая сторона брака и что семейная жизнь ему наскучит. " Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство". Сон Татьяны - " это ключ к пониманию ее души, ее сущности". Заменяя прямую и подробную характеристику героини, он позволяет проникнуть в самые сокровенные, неосознанные глубины ее психики, ее душевного склада. Однако он выполняет и еще одну важную роль - пророчества о будущем, ибо "чудный сон" героини - это сон вещий. В символических обрядно -фольклорных образах здесь предсказаны, предугаданы едва ли не все главные события последующего повествования: выход героини за пределы "своего" мира (переправа через ручей - традиционный образ женитьбы в народной свадебной поэзии). предстоящее замужество (медведь - святочный образ жениха), появление в лесной хижине - доме суженого или возлюбленного и узнавание его истинной, доселе сокрытой сути, сборище "адских привидений", так напоминающих гостей на именинах Татьяны, ссора Онегина и Ленского, завершившаяся убийством юного поэта, Главное же - героиня интуитивно прозревает демоническое начало в душе своего избранника (Онегин как глава сонма адских чудовищ) , что вскоре подтверждается его "странным с Ольгой поведеньем" в день именин и кровавой развязкой поединка с Ленским. Сон Татьяны означает тем самым и новый шаг в постижении ею характера Онегина. Если раньше она видела в нем идеально-добродетельного героя, сходного с персонажами любимых романов, то теперь едва ли не впадает в противоположную крайность. Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина, Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете. В отличие от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные, разочарованные и эгоистичные, герои, совершающие преступления, творящие зло и наслаждающиеся злом. Встреча с Татьяной - княгиней производит на Онегина сильное впечатление. Ее новый облик, манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и немало не напоминают повадки прежней провинциальной барышни. Онегин видит: она научилась благородной сдержанности, умеет "властвовать собой", он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему абсолютной, полной: Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести. Онегин настойчиво ищет встреч с Татьяной, пишет ей одно за другим страстные любовные признания, а потеряв надежду на взаимность, тяжело заболевает и едва не умирает от любви (точно так же в свое время бледнела, гасла и увядала Татьяна). Белинский сурово осудил Татьяну за то, что она продолжая в душе любить Онегина, предпочла сохранить верность патриархальным нравам и отвергла его чувство. По мнению критика, семейные отношения "не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны". Достоевский расценил этот поступок Татьяны как жертвенный. В финале Онегин застает Татьяну врасплох и делает невероятное, столь поразившее его открытие. Оказывается, Татьяна изменилась только внешне, внутренне она во многом осталась "прежней Таней"! А такие женщины на супружескую измену не способны. Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность. Точно так же, как Онегин до сей минуты не подозревал что в княгине живет "прежняя Таня", так и Татьяна не могла знать, что произошло с Онегиным после дуэли. Она считала, что разгадала Онегина раз и навсегда. Для нее он по- прежнему человек холодный, опустошенный, эгоистичный. Этим и объясняется суровая отповедь Татьяны, зеркально повторяющая холодную отповедь Онегина. Но в монологе Татьяны звучат другие ноты. Упреки оскорбленной женщины незаметно переходят в исповедь, поражающую своей откровенностью и бесстрашной искренностью. Татьяна признается, что успехи "в вихре света" тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурой жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Онегину, поступила "неосторожно", решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья. Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.

    Сочинение "Татьяна Ларина" (сочинение на тему "Татьяна Ларина").

    В начале XIX века великий русский писатель А. С. Пушкин создал одно из самых ярких своих произведений - роман в стихах «Евгений Онегин». Одним из его ключевых образов является Татьяна Ларина. Для романа этот персонаж имеет не менее важное значение, чем образ самого Евгения Онегина.

    В образе Татьяне Лариной автор попытался воплотить тип обыкновенной, провинциальной русской девушки, которая не блещет ослепительной красотой, но при этом очень привлекательна, нежна и романтична: «Никто б не мог ее прекрасной назвать». Однако, даже сидя рука об руку со знатными дамами, знаменитыми красавицами Петербурга, Татьяна им ничуть не уступала. Видимо, вся ее прелесть не во внешнем лоске, а в душевных качествах: благородстве, уме, духовном богатстве, простоте. Именно эти качества делают Татьяну привлекательной в глазах окружающих, этими качествами она завоевала и мое уважение. Как видим, А. С. Пушкин неспроста выбрал для своей героини такое распространенное простонародное имя.

    Татьяна растет в полноценной семье, но несмотря на это, она одиночка. Большую часть времени она проводит погрузившись в себя, свои переживания, избегая общества подруг. При этом Татьяна очень любознательная, она пытается найти ответы на множество интересующих ее вопросов. Она хочет понять окружающих и прежде всего себя, но ее ближайшее окружение не дает ей ответы ни на какие вопросы. Старшие - мама, отец, няня - все заняты своими делами, поэтому Татьяна пытается познать жизнь через книги. С самого детства она привыкла безоговорочно верить этим своим единственным друзьям. Все размышления о жизни, любви она черпала из книг, все свои переживания проецировала на сюжеты романов.

    Жизнь в среде деревенских помещиков не делала Татьяну счастливой, ведь в книгах она видела более насыщенную, богатую жизнь и совсем других людей. В глубине души Татьяна верила, что когда-нибудь познакомится с такими людьми и станет жить по-другому. Поэтому вовсе неудивительно, что увидев Онегина, Татьяна сразу же влюбилась. Она увидела в нем героя своего романа, ведь он был так не похож на всех ее знакомых! На свое наивное признание в любви Татьяна получает резкий отказ, так перед ней предстает действительность со всеми ее перипетиями. Ее единственные друзья - романы - уже больше не помогают ей понять возлюбленного.

    Когда Татьяна попадает в кабинет Евгения, ей открывается совсем другой мир. В книгах Онегина нет и намека на сентиментальность, там она видит совсем других героев - холодных, мрачных, разочарованных в жизни. Здесь Татьяна делает поспешные выводы о своем любимом, посчитав его недостойным ее любви, и решительно отказывает ему. Даже веря в любовь Онегина, она все равно выходит замуж за другого, нелюбимого мужчину, обещая быть ему верной женой.

    Целостность характера Татьяны, ее обостренное чувство долга, ее простота и неспособность обманывать делают ее очень привлекательной в моих глазах. Возможно, не всегда верно она видит свой нравственный долг. Может она и допустила ошибку, так неоднозначно решив свою судьбу и судьбу Онегина, но ее выбор нельзя назвать недостойным, он заслуживает уважения.

    Образ Татьяны в «Евгении Онегине». Отношение автора к героине

    Татьяну Ларину можно с полной уверенностью назвать любимой героиней Пушкина в романе. В ее адрес автором не высказано ни одной ироничной или саркастической мысли, видно, что ее образ создавался Пушкиным с большой любовью, нежностью, сочувствием и пониманием.

    Характер Татьяны являет собой идеальное сочетание национальной и европейской культур. Она воспитывалась как обычная барышня того времени, читала те же книги, восхищалась теми же героями:

    Ей рано нравились романы;

    Они ей заменяли все;

    Она влюблялася в обманы

    И Ричардсона и Руссо.

    Татьяна читает французские романы, но больше ей интересны сказки няни; она засыпает с книгой под подушкой, но ей снится сон, наполненный образами из русского фольклора. Изучая развитие характера героини, очень важно понимать, что она выросла в среде провинциального дворянства, а жизнь таких людей простая, естественная и близка к национальной почве. Пушкин изображает эту жизнь с большей нежностью и симпатией, чем быт столичных дворян; он считает, что Петербург - город праздный и искусственный, а провинция хранит традиции и близка к народу. Характер Татьяны, «русской душою», мог сформироваться только в атмосфере удаленной от столицы глубинки, окруженной живописнейшими русскими пейзажами:

    Татьяна (русская душою,

    Сама не зная почему)

    С ее холодною красою Любила русскую зиму,

    На солнце иний в день морозный,

    И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

    И мглу крещенских вечеров.

    По старине торжествовали В их доме эти вечера <…>.

    Пушкин изображает Татьяну именно как тип русской женщины: она удивительно цельная натура, хотя сама она и не могла этого понять и объяснить. Татьяна смелая, Пушкин с большим уважением пишет о ее решении написать Онегину о своих чувствах, а после того как герой отказывает ей в любви, автор безоговорочно ей сочувствует. Все чаще Пушкин называет Татьяну просто Таней, она остается для него Таней даже в восьмой главе, когда читатель видит ее в образе блистательной светской леди на балу. Ее простота остается в ней даже после того, как она стала владелицей салона:

    Она была нетороплива,

    Не холодна, не говорлива,

    Без взора наглого для всех,

    Без притязаний на успех,

    Без этих маленьких ужимок,

    Без подражательных затей.

    И верно б согласились вы,

    Что Нина мраморной красою Затмить соседку не могла,

    Хоть ослепительна была.

    А вот Онегин не видит прежней Татьяны в той блистательной даме, которую он встретил на светском мероприятии в Петербурге. Здесь в очередной раз подчеркивается разность во взглядах между автором и героем. Автор видит, что свет не убил в Татьяне цельность натуры, она осталась такой же милой и неиспорченной, а для Онегина она - уже совершенно другая женщина. Герой пишет Татьяне три письма с раскаяниями и признаниями в самых нежных чувствах, но она отвергает его любовь с истинно русской жертвенностью: она не может построить свое счастье на несчастье другого человека. Пушкину была очень близка эта идея верности как квинтэссенции жертвенности и любви:

    Все были жребии равны.

    Я вышла замуж. Вы должны,

    Я вас прошу, меня оставить;

    Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь.

    Я вас люблю (к чему лукавить?),

    Но я другому отдана;

    Я буду век ему верна.

    Периодически в романе сливаются точки зрения автора и Татьяны. Например, в седьмой главе читатель видит Москву одновременно и глазами Татьяны, и глазами автора: смешение стилей, сословий, пестрота и разнообразие, но в то же время древняя история - весь этот московский калейдоскоп предстает перед читателем именно таким, каким его видел сам Пушкин:

    Мелькают мимо будки, бабы,

    Мальчишки, лавки, фонари,

    Дворцы, сады, монастыри,

    Бухарцы, сани, огороды,

    Купцы, лачужки, мужики,

    Бульвары, башни, казаки,

    Аптеки, магазины моды,

    Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

    Московский высший свет описан иронически, во многом напоминает грибоедовское видение светского общества древней столицы, но если у Грибоедова взгляды совпадали с Чацким, то пушкинскую точку зрения разделяет не Онегин (ему мил столичный бомонд), а именно Татьяна:

    Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор;

    Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор;

    Все в них так бледно, равнодушно;

    Они клевещут даже скучно.