Нравственные проблемы в поэме некрасова кому на руси жить хорошо. Нравственные проблемы в поэме некрасова кому на руси жить хорошо Проблематика кому на руси жить хорошо кратко

Проблема народного счастья в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Ну будет с вас!

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами

Горбатое с мозолями

Н. А. Некрасов

"Кому на Руси жить хорошо" должна была стать венцом творчества Некрасова, венцом,

посвящённым народу. Эта поистине "народная книга" чрезвычайно широко изображает жизнь

русского народа, с огромной высоты обозревает его проблемы развития, выражает его чаяния и

мечты, мысли и чувства. Это эпопея. Эта исключительная народность, впрочем, весьма

свойственная Некрасову, со всех возможных точек, сторон, углов отражает жизнь русского

крестьянства. Действительно, приводить одиночные факты, смотреть на всё только с одного

ракурса не таит в себе ничего сложного. Гораздо проблематичнее постараться объединить

казалось бы ничем не связанные друг с другом, разрозненные элементы для создания единой, не

теряющей при этом своей разносторонности и универсальности структуры. Это Н. А. Некрасов

успел уже сделать в даже незавершённой поэме. Он представляет на суд читателя всё, что

составляет жизнь каждого отдельного Гражданина: победы и поражения, радости и невзгоды,

ежедневная работа и кратковременный отдых, стремление к счастью, свободе и методы их

достижения. Полнота и правдивость, сложность формы и простота понимания - стержневые

каноны поэмы Некрасова-певца. Он желал с максимальной точностью показать крестьян в

сравнении с попами, помещиками, боярами, царём. Вторая часть замысла по известным причинам

не успела быть зафиксированной. Но и без неё Николай Алексеевич подтвердил свою

приверженность к народной теме, доказал, что он пишет о народе и для него. Уловите его боль,

сострадание, тоску, сокрушение, и в то же время гордость, веру, волю: он настоящий певец народа.

"В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай"… Вычислениями и проверкой своего

фарта мы заниматься не будем: всё, без сомненья, ясно. Пойдём лучше дальше. Семь странников

из уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из деревень Горелова, Дырявина, Заплатова,

Знобишина, Неелова, Разутова, томимые вопросом "Кому на Руси жить хорошо?", спорят и решают

не возвращаться домой до того времени, пока не найдут ответа на столь серьёзный вопрос. "Свой

брат крестьянин-лапотник, мастеровые, нищие, солдаты, ямщики" - "люди малые", у них

неугомонные правдоискатели не спрашивают в поисках ещё не появившейся на горизонте истины:

"Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются, какое счастье тут?" Крестьянская реформа от

разорённых, измученных голодом и непосильным физическим трудом, издевательством со стороны

помещиков крестьян; должна была повлечь за собой качественное улучшение их жизни. Должна

была, но не сделала; надежда не преобразовалась в желаемый факт. Не имевшие землю

крестьяне были обречены на ещё большее "рабство", им нужно было опять смириться со своим

тяжелейшим уделом (земли или несчастной долей?). Частично поменялись лишь действующие

лица: "теперь же вместо барина драть будет волостной". Поэт без намёков и умолчаний открыто

заявляет о деревенской нищете, всеобщем пьянстве среди озлобленных и утомлённых работой

крестьян, их безграмотности и топорности, низости взглядов ("Когда мужик не Блюхера и не

милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесёт?"). На помощь Некрасову приходят

"говорящие" географические названия; сам народ, откровенно выражающий свою жизненную

безысходность ("Тошен свет, хлеба нет, крова нет, смерти нет"):

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Заброшенной землёй;

Стоят деревни старые,

Стоят деревни новые,

У речек, у прудов…

"Эй, нет ли где счастливого?" На клич странников отзываются тощий, уволенный дьячок,

одноглазая старуха, солдат с медалями, каменотёс олончанин, дворовый человек,

крестьянин-белорус, "пасмурный" мужик. Для того чтобы бесплатно испить вина, они грешат

истинно человеческими качествами, не гнушаясь своими тривиальными и до предела низинными,

правдивыми для них и ложными по сути высказываниями о счастье. Разве ощущаешь всю полноту

счастья, "обогревая на солнце косу"? Разве жизненное счастье заключается в репах, огромной

физической силе, сытости? И наконец, "дворовый человек" счастливо кричит: "У первого боярина я

был любимый раб. С французским лучшим трюфелем тарелки я лизал", - таково опущенное до

"абсолютного нуля", упрощённое, не имеющее ни намёка на него счастье. Но есть ли всё-таки

среди крестьян люди, несмотря ни на что сохранившие исконно человеческие достоинство, честь,

доброту, великодушие? Оптимизм: загрузка… Ответ: "Есть!"

В части "Крестьянка" Некрасов знакомит нас с первым по большому счёту женским образом,

связанным с представлениями о матери, Родине. Матрёна Тимофеевна - щедрая, задушевная,

волевая, любящая, стойкая, трудящаяся женщина. Всё её существо, не взирая на бесхлебицу,

рекрутчину, смерть сына, свою крестьянскую долю, поёт с безмерной верой в светлое, великое

будущее народа. "Мне счастье в девках выпало: у нас была хорошая, непьющая семья", - начинает

счастьице". А вот, что она говорит о вероятно самом счастливом дне в своей жизни, когда она

возвращалась домой вместе с спасённым от службы мужем и сыном Лиодурошкой:

Хорошо, светло

В мире божием!

Хорошо, легко,

Ясно на сердце.

Мы идём, идём -

Остановимся,

На леса, луга,

Полюбуемся.

Именно в Матрёне Тимофеевне получило широкое распространение потенциальная мощь народа.

Его простота, духовная чистота, убеждённость в собственной победе. "Ключи от счастья женского,

от нашей вольной волюшкой заброшены, потеряны у бога самого"…

Какое место занимает счастье в жизни жителя деревни Босого Якима Нагого?

Непосредственность, чувство собственной правоты, достоинства; своенравие, исключительная

непорочность, искренность этого мужичка не могут не вызвать симпатии у читателей. Вот только…

"Пьём много мы по времени, а больше мы работаем", - он тут же прерывает нас, с полувзгляда

труде; в удовольствии, получаемом от разглядывания картин; ну и, конечно, в вине (in vino veritas,

не так ли?), от чарочки котрого "рассмеялась добрая крестьянская душа".

Одним из борцов за народное счастье является "просто мужик" Ермил Гирин. Суд решил

продать его мельницу. Во время торгов с купцом Алтынниковым в качестве залога ему стали

необходимы 1000 рублей, которых (что тут удивительного?) у него не было. Он отправился на

базарную площадь и просил людей выручить его. Помощь и без того бедных крестьян своему

товарищу говорит о их любви и уважении к Ермиле за его грамотность, ум, справедливость и

доброту. Ещё работая писарем управляющего вотчиной, "он и посоветует, и справку наведёт; где

хватит силы - выручит, не спросит благодарности". Когда умер князь, каждая вотчина должна была

избрать своего старосту. Им единогласно был выбран Ермил. Работая старостой, он для избавления

от рекрутчины младшего брата Митрия без очереди назначил вместо него сына Власьевны. Эта

оплошность в совокупности с его совестью чуть ни привели Гирина к самоубийству. "Имел он всё,

что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт, почёт завидный, истинный, не

купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдой, умом и добротой!" - восклицает поп. Но не

это счастье для Ермилы Ильича. Оно для него в другом: следовании самому себе; готовности к

борьбе, бунту за свободу, счастье русских людей.

Савелий-богатырь - дед Матрёны Тимофеевны, огромный, заросший, похожий на медведя

мужик. В лице этого смелого и непокорного богатыря Некрасов свидетельствует о зарождении

новой мятежной силы, готовой на деле биться против рабства; о пробуждении самосознания

крестьян. За стихийно организованное смертельное наказание своего управляющего Христьяна

Христьяновича Фогеля он двадцать лет находился в каторге, двадцать лет на поселении. Его

счастье - это сопротивление крепостническому обществу, неприятие смирения и терпения,

богатырский выход на борьбу за крестьянскую судьбу.

"Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути". Выбор - один из труднейших

жизненных моментов. Ошибка в выборе приведёт к недостижению полноты человеческого бытия -

счастья, разочарованию, поражению. Правильность выбора обеспечивает обретение себя, успех -

главное не свернуть с выбранного пути. Путь с наименьшим сопротивлением выбирает

большинство - безмолвная, безымянная, безвольная толпа. Это тропа широка, она пленяет

странников своей лёгкостью, здесь есть место каждому… рабу. Эта дорога не задаёт путникам

вопросы о "жизни искренней, о цели выспренней". Идущим по этому пути нужно больше

пространства: они увлечены сиюминутными ценностями: богатством, чином, уважением со стороны

коллег. Эта дорога привлекает своей начальной яркостью, сменяющейся затем обыденной

тусклостью и смертью.

"Взвесь силу гордую, взвесь волю твёрдую"! Уже к пятнадцати годам Гриша Добросклонов,

сын батрачки и дьячка, твёрдо определил свою стезю. "Сманила Гришу узкая, извилистая

тропочка". Он выбрал честный, а потому тернистый путь, подкреплённый верою в жизнь

родины-матери, непоколебимостью своих нравственных убеждений. Григорий уверен в том, что

народное счастье достижимо лишь посредством всеохватывающего активного выражения

несогласия, борьбы.

В каждом персонаже, действии, образе, слове Некрасов подчёркивает скорое исчезновения

существующего строя. Все помещики и "кругленькие" барины - последыши. Вот-вот пробьёт их час.

Они завершают продолжавшееся в течение столетий угнетение простого народа, многие из

которого считают безнадёжной крестьянскую судьбу. Но всё же значительное превосходство

имеют те, кто, окрылённые "в работе спасённым сердцем свободным" готовы к действенному

протесту. Казалось бесконечной толерантности крестьян пришёл конец, пришёл конец и

крепостничеству. Всё только начинается…

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов задумал как «народную книгу». Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду свободы и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» близок к народным рассказам о поисках счастья и правды. Крестьяне – символ России пробуждающейся. Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это семь мужиков. Их главная цель – найти «счастье мужицкое. И пока его не найдут, решили мужики, что домой не вернутся. Не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами… Но и кроме них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них изображен Некрасовым в главе «Пьяная ночь». Это Яким Нагоя. В его внешности, языке, ощущается внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением. Яким спорит с «умным господином Павлусем Веретенниковым. Он защищает мужиков от упреков в том, что они «пьют до очумления». Яким умный, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение: «У каждого крестьянина Душа, что туча черная, гневная, грозная…». В главе «Счастливые» рассказывается еще об одном мужике – Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания иска героя с купцом Алтынниковым из-за сиротский мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.

Ермила наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил «с рекрутчины меньшого брата Митрия». Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог. Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-разному. С точки зрения попа, это «спокойствие, богатство, честь». По мнению помещика, счастье – это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти «огромная, до соблазна жадная идет толпа», пишет Некрасов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка Среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, чувством собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрена Тимофеевны – собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать путешественникам от имени всех русских женщин:

«Ключи от счастья женского, От нашей свободной воли, заброшены, потеряны У Бога самого!».

нского, От нашей свободной воли, заброшены, потеряны У Бога самого!».

Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он – сын дьячка, жившего «беднее обнищавшего последнего крестьянина», и «батрачки бессловесной». Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья. «… Лет пятнадцати Григорий твердо знал, что будет жить для счастья бедного и темного родного уголка». Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье – в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила «Путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается: «Рать поднимается бесчисленная, сила в ней скажется несокрушимая». И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом – счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье: «Быть бы нашим путешественникам под родными крышами, если бы знать могли они, что творилось с Гришей. Слышал он в груди своей силы необъятные, радовали слух его звуки благодатные, звуки лучезарные гимна благородного пел он воплощение счастья народного».

Вопрос о счастье - центральный в поэме. Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать «кандидатов» в счастливые. В древнерусской книжной традиции был хорошо известен жанр путешествия, паломничества в Святую Землю, которое помимо посещения «святых мест» имело символический смысл и означало внутреннее восхождение паломника к духовному совершенству. За видимым движением скрывалось тайное, невидимое - навстречу Богу.

На эту традицию ориентировался в поэме «Мертвые души» Гоголь, ее присутствие ощущается и в поэме Некрасова. Мужики так и не находят счастливого, зато получают другой, неожиданный для них духовный результат.

«Покой, богатство, честь» - формула счастья, предложенная странникам их первым собеседником, попом. Поп легко убеждает мужиков в том, что ни того, ни другого, ни третьего в его жизни нет, но вместе с тем ничего не предлагает им взамен, даже не упоминая о других формах счастья. Получается, что покоем, богатством и честью счастье исчерпывается и в его собственных представлениях.

Переломным этапом путешествия мужиков становится посещение сельской «ярмонки». Здесь странники вдруг понимают, что подлинное счастье не может состоять ни в чудесном урожае репы, ни в богатырской физической силе, ни в хлебушке, который досыта ест один из «счастливых», ни даже в сохраненной жизни - солдат хвастается, что вышел живым из многих сражений, а мужик, ходящий на медведя, - что пережил многих своих собратьев по ремеслу. Ho ни один из «счастливых» не может убедить их в том, что по-настоящему счастлив. Семь странников постепенно осознают, что счастье - категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием. История следующего «счастливого», Ермилы Гирина, окончательно убеждает их в этом.

Странникам в подробностях рассказывают историю его жизни. В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин - писаря, бурмистра, мельника, - он неизменно живет интересами народа, остается честен и справедлив к простому люду. По мнению вспомнивших о нем, и этом, видимо, и должно было состоять его счастье - в бескорыстном служении крестьянам. Ho в конце рассказа о Гирине выясняется, что вряд ли он счастлив, потому что сидит сейчас в остроге, куда попал (судя по всему) за то, что не захотел принять участие в усмирении народного бунта. Гирин оказывается предвестником Гриши Добросклонова, который тоже однажды попадет за любовь к народу в Сибирь, но именно эта любовь и составляет главную радость его жизни.

После «ярмонки» странники встречают Оболта-Оболдуева. Помещик, как и поп, тоже говорит и о покое, и о богатстве, и о чести («почете»). Только еще одну важную составляющую добавляет Оболт-Оболдуев к формуле священника - для него счастье еще и во власти над своими крепостными.

«Кого хочу - помилую, / Кого хочу - казню», - мечтательно вспоминает Оболт-Оболдуев о прошлых временах. Мужики опоздали, он был счастлив, но в прежней, безвозвратно ушедшей жизни.

Дальше странники забывают о собственном списке счастливых: помещик - чиновник - поп - вельможный боярин - министр государев - царь. Только двое из этого длинного списка неразрывно связаны с народной жизнью - помещик и поп, но они уже опрошены; чиновник, боярин, тем более царь вряд ли добавили бы что-то существенное в поэму о русском народе, русском пахаре, и потому к ним уже никогда не обращается ни автор, ни странники. Совсем иное дело - крестьянка.

Матрена Тимофеевна Корчагина открывает читателям еще одну сочащуюся слезами и кровью страницу повествования о русском крестьянстве; она рассказывает мужикам о выпавших ей страданиях, о «грозе душевной», которая невидимо «прошла» по ней. Всю жизнь Матрена Тимофеевна чувствовала себя зажатой в тисках чужих, недобрых воль и желаний - она вынуждена была подчиняться свекрови, свекру, невесткам, собственному барину, несправедливым порядкам, согласно которым ее мужа чуть было не забрали в солдаты. С этим связано и ее определение счастья, которое она услышала когда-то от странницы в «бабьей притче».

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Счастье приравнивается здесь к «вольной волюшке», вот в чем оно, оказывается - в «волюшке», то есть в свободе.

В главе «Пир - на весь мир» странники вторят Матрене Тимофеевне: на вопрос, что они ищут, мужики уже не вспоминают о толкнувшем их в дорогу интересе. Они говорят:

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села.

«Непоротой», «непотрошеной», то есть свободной. Избыток, или довольство, материальное благополучие поставлены здесь на последнее место. Мужики уже пришли к пониманию того, что избыток - всего лишь результат «вольной волюшки». He будем забывать, что внешняя свобода к моменту создания поэмы уже вошла в крестьянскую жизнь, узы крепостного права распались, и никогда не «поротые» губернии вот-вот появятся. Ho привычки рабства слишком укоренились в русском крестьянстве - и не только в дворовых людях, о неистребимом холопстве которых уже шла речь. Посмотрите, как легко соглашаются бывшие крепостные Последыша играть комедию и снова изображать из себя рабов - роль слишком знакомая, привычная и... удобная. Роль свободных, независимых людей им только предстоит выучить.

Крестьяне насмехаются над Последышем, не замечая, что впали в новую зависимость - от прихотей его наследников. Это рабство уже добровольное - тем оно ужасней. И Некрасов дает читателю ясное указание на то, что игра не так безобидна, как кажется, - Агап Петров, которого заставляют кричать якобы под розгами, внезапно умирает. Мужики, изображавшие «наказание», не коснулись его и пальцем, но невидимые причины оказываются весомее и разрушительнее видимых. Гордый Агап, единственный из мужиков возражавший против нового «хомута», не выдерживает собственного позора.

Возможно, странники не находят среди простого народа счастливого еще и потому, что народ счастливым (то есть, по системе Некрасова, до конца свободным) быть еще не готов. Счастливым в поэме оказывается не крестьянин, а сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. Герой, хорошо понимающий как раз духовный аспект счастья.

Гриша испытывает счастье, сочинив песню про Русь, найдя верные слова о своей родине и народе. И это не только творческий восторг, это радость прозрения собственного будущего. В новой, не приведенной Некрасовым песенке Гриши воспевается «воплощение счастия народного». И Гриша понимает, что помогать народу «воплощать» это счастье будет именно он.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое

Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

За Гришей встает сразу несколько прототипов, его фамилия - явная аллюзия на фамилию Добролюбова, его судьба включает основные вехи пути Белинского, Добролюбова (оба умерли от чахотки), Чернышевского (Сибирь). Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Гриша тоже происходит из духовной среды. В Грише угадываются и автобиографические черты самого Некрасова. Он поэт, и Некрасов легко передает герою свою лиру; сквозь юношеский тенорок Гриши отчетливо звучит глуховатый голос Николая Алексеевича: стилистика Гришиных песен в точности воспроизводит стилистику некрасовских стихотворений. Гриша лишь не по-некрасовски жизнерадостен.

Он счастлив, но странникам об этом узнать не суждено; чувства, переполняющие Гришу, им просто недоступны, а значит, путь их продолжится. Если мы, следуя авторским пометам, перенесем в конец поэмы главу «Крестьянка», финал будет не так оптимистичен, но зато более глубок.

В «Элегии», одном из своих самых «задушевных», по собственному определению, стихотворений, Некрасов писал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Сомнения автора проявляются и в «Крестьянке». Матрена Тимофеевна даже не упоминает в своем рассказе о реформе - не оттого ли, что жизнь ее и после освобождения мало изменилась, что «вольной волюшки» в ней не прибавилось?

Поэма осталась незаконченной, а вопрос о счастье открытым. Тем не менее мы уловили «динамику» путешествия мужиков. От земных представлений о счастье они движутся к пониманию того, что счастье - духовная категория и для обретения его необходимы перемены не только в общественном, но и в душевном строе каждого крестьянина.

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.
В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне – не странники-богомольцы. Они – символ пробуждающейся России.
Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель – найти “счастье мужицкое”. И пока его не найдут, решили мужики
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами…
Но и помимо них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них показан Некрасовым в главе “Пьяная ночь”. Это Яким Нагой. В его внешности, речи чувствуется внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением. Яким спорит с “умным барином” Павлушей Веретенниковым. Он защищает мужиков от упрека в том, что они “пьют до одурения”. Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна – и надо бы
Громам греметь оттудова…
В главе “Счастливые” рассказывается еще об одном мужике – Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.
И чудо сотворилося
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!
Ермил наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил “из рекрутчины меньшого брата Митрия”. Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.
Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-. разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье – это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”, пишет Некрасов.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны – собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он – сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.
..лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка
Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье – в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается:
Ратпъ подымается Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом – счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье:
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного.

Сочинение по литературе на тему: Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Другие сочинения:

  1. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы – собирательный образ русского Read More ......
  2. 1861 год ознаменовал себя годом отмены крепостного права. Но счастливы ли стали крестьяне, стали ли он богаты и жили ли они на широкую ногу? Ответ: нет. Сделался народ свободным, но тут же он погряз в долгах и снова пошел работать Read More ......
  3. Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, которую он писал около 20 лет, – итог творческого пути поэта. В ней он раскрывает темы не только народного горя и счастья, но и затрагивает вопросы о общечеловеческих ценностях. Что же Read More ......
  4. “Кому на Руси жить хорошо” – самое удивительное произведение Н. А. Некрасова. Это не поэма в обычном смысле слова и даже не роман в стихах, а народная эпопея нового времени, сохранившая связь с древнерусским былинным эпосом. В этом произведении воплощены Read More ......
  5. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое, в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже смертельно больным в Read More ......
  6. Мотив – это смысловой элемент, повторяющийся в пределах ряда произведений. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это эпос, изображающий жизнь во всей ее полноте и многообразии, он показывает жизнь всего русского народа, немыслимого без фольклора. В своей поэме Некрасов Read More ......
  7. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа. Образы Read More ......
  8. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта – народ. Он и прославляет, Read More ......
Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Отмена крепостного права 1861 года вызвала волну противоречий в российском обществе. Н.А. Некрасов тоже откликнулся на споры «за» и «против» реформы своей поэмой «Кому на Руси жить хорошо», рассказывающей о судьбе крестьянства в новой России.

История создания поэмы

Задумывал поэму Некрасов еще в 1850-х гг., когда хотел рассказать обо всем, что ему известно о жизни простого русского нарда – о жизни крестьянства. Основательно работать над произведением поэт начал в 1863 г. Смерть помешала Некрасову закончить поэму, вышло 4 части и пролог.

Долго исследователи творчества писателя не могли определиться, в какой последовательности должны печататься главы поэмы, так как Некрасов не успел обозначить их очередность. К. Чуковский, досконально изучив личные записи автора, допустил такой порядок, какой известен современному читателю.

Жанр произведения

«Кому на Руси жить хорошо» относят к различным жанрам – поэма-путешествие, российская Одиссея, протокол всероссийского крестьянства. Автор дал собственное определение жанру произведения, на мой взгляд, самое точное – поэма-эпопея.

Эпопея отражает бытие целого народа в переломный момент его существования – войты, эпидемии и проч. Некрасов показывает события глазами народа, использует для придания большей выразительности средства народного языка.

Героев в поэме множество, они не скрепляют собой отдельные главы, а логически соединяют сюжет в одно целое.

Проблематика поэмы

Повествование о жизни русского крестьянства охватывает широкий масштаб жизнеописания. Мужики в поисках счастья путешествуют по России в поисках счастья, знакомятся с различными людьми: священником, помещиком, нищими, пьяными балагурами. Празднества, ярмарки, сельские гуляния, тяжесть труда, смерть и появление на свет – ничто не укрылось т взгляда поэта.

Главный герой поэмы не определен. Семеро путешествующих крестьян, Гриша Добросклонов – больше всего выделяется среди остальных героев. Однако основным действующим лицом произведения является народ.

В поэме отражены многочисленные проблемы русского народа. Это и проблематика счастья, проблема пьянства и морального разложения, греховности, свободы, бунта и терпимости, столкновения старого и нового, сложной судьбы русских женщин.

Счастье понимается героями по-разному. Самым важным для автора является воплощение счастья в понимании Гриши Добросклонова. Отсюда вырастает основная идея поэмы – истинное счастье реально только для человека, думающего о благе народном.

Заключение

Хотя произведение незакончено, оно считается цельным и самодостаточным по выраженности основной идеи автора и его авторской позиции. Проблематика поэмы актуальна по сей день, поэма интересна современному читателю, которого привлекает закономерность событий истории и мировоззрения русского народа.