Характеристика и образ молчалина в комедии горе от ума сочинение. Образ Молчалина в комедии «Горе от ума Горе от ума описание молчалина

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Предлагаем ознакомиться с в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Алексея Степановича Молчалина писатель изображает взрослым мужчиной. При этом Молчалин отторгает даже возможность своей инфантильности. Фамусов, у которого служит герой, пользуется положением Алексея. Официально герой работает в «Архивах», потому что так договорился Фамусов. Однако это простая формальность для получения чинов. Настоящее место работы Молчалина – дом Фамусова. Последний обеспечивает своему работнику еду, питье, кров, продвижение по карьерной лестнице. Молчалин, по всей видимости, знает, как угодить Фамусову.

До работы у Фамусова, в Москве, герой проживал в Твери. Молчалин, конечно, человек совсем не богатый. Простота происхождения героя заставляет сделать предположение, что Молчалин – мещанин. Согласно «Табели о рангах», герой занимает чин коллежского асессора. Этот чин дает право на дворянство, чего и достигает Молчалин. Мужчине даже удается получить награждения, в чем Молчалину, наверное, помог его господин.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.


Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.


Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

Предлагаем сравнить в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Характер Молчалина

Герой производит двоякое впечатление. С одной стороны, Молчалин всем угождает (в этом мужчина настоящий мастер), он застенчивый, услужливый, робкий, спокойный, несмелый, скромный, тихий, «бессловесный». Ему свойственна аккуратность, умеренность, отсутствие критики в адрес окружающих. За это они его и любят, пожалуй. Но с другой стороны, герою свойственна и двуличность, лицемерность. Молчалина считают воспитанным и вежливым человеком, герой вызывает симпатии у окружающих. Общество не видит истинную натуру героя. Наоборот, в Молчалине усматривают самоотверженного человека, готового забыть о собственных интересах ради других.

Однако Молчалин угождает и молчит ради корысти, ради достижения своей цели. Такое напутствие дал герою отец. Поведение героя зависит от обстоятельств. Например, с дочерью Фамусова мужчина ведет себя подчеркнуто вежливо и скромно. Но Молчалин не любит Софью по-настоящему. Влюблён же герой в Лизу. Однако с простой девушкой незачем вести себя прилично. Истинное лицо Молчалина видит, пожалуй, лишь Чацкий, считающий асессора глупым, трусливым и жалким человеком. Впрочем, Вяземский, напротив, подчеркивает благоразумие героя, рациональный подход к жизни. Душа Молчалина – холодная и черствая. Об этом позже говорит и служанка Лиза.

Горе от ума - известная комедия А. С. Грибоедова, в которой фигурируют дворяне, живущие в начале 19 века. В данный период идеи декабризма и консервативные взгляды стали провоцировать разногласия. Основой тематики является противостояние современного времени и уже ушедшего века, идеалы заменялись новыми, что отражалось на людях плачевно. При этом большая часть представителей комедии относятся к сторонникам ушедшего века, в эту категорию включены как имеющие вес в обществе личности, так и те, кто старается услужить. И Молчанов относится к тем, кто услуживает не по своей воле.

Характеристика героя

Молчалин Алексей Степанович - мужчина, он молод и работает секретарем Фамусова. Среди его основных черт имеется глупость, подлость в сочетании с хитростью, его целью является извлечение преимуществ для себя. Для этого он подстраивается под мнение других и встречается не с женщиной, которую любит, а с Софьей Фамусовой.

Среди положительных качеств можно выделить:

  • скромность. Как видно по его реакции на поведение пьяных, унижения и жеманство, герой может выдержать любые причуды;
  • тактичность. Алексей скрывает эмоции и не показывает некорректных действий по отношению к дочери хозяина;
  • умение промолчать;
  • вежливость. Умеет верно сформулировать фразы, правильно себя поставить;
  • умение завести дружеские отношения;
  • спокойное восприятие. Даже в самых неприятных ситуациях не выставляет напоказ эмоции.

Отрицательные качества также есть:

  • застенчивость - только маска, на самом деле герой двуличен, он ведет себя в зависимости от окружения;
  • угождает и заискивает ради выгоды. Романы также строятся с целью наживы, даже достаточно умная София готова быть с ним, но Молчалин только притворяется;
  • своего мнения не имеет, больше молчит.

Психологический склад ума Мочалина определяет целую категорию людей, они готовы на все ради повышения и забывают про свое мнение ради этого. Алексей постепенно потерял возможность судить логически и просто соглашался с общественностью, доходя в своей лести до максимума.

Образ героя в произведении

Алексей небогат и является дворянином из Твери, проживает в доме хозяина и в тайне имеет любовные отношения с его дочерью. Молчалин не может дотянуться до статуса зятя, ведь не имеет чинов и звезд, он нравится обществу, поскольку профессионально услужлив. Образу молодого дворянина он отвечает полностью, поскольку старается угодить всем, кто хоть как-то может повлиять на его карьеру. Сам он считает, что небольшие чины не дают возможности иметь собственное суждение.

Роль в обществе

На публике истинное лицо Молчалина скрыто, зато, общаясь с Лизой, он показывает себя, ведь яркий контраст скромника и тихони с повесой просто невозможно не заметить. Этот человек представляет опасность, поскольку двуличен. В нем нет любви и даже уважения к Софье, он боится открыть отношения, при этом строит настоящий спектакль. Он считает, что злые языки страшнее пистолета, а Софья наоборот не волнуется о мнении других. Молчалин живет так, как ему советовал отец - всем угождает.

Алексей гордится успешностью, наличием важных связей, и даже дает совет вести себя аналогично Чацкому, поскольку считает, что его поведение верное. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати одинаковы, он несет вред для общества. Обманув дочку Фамусова и являясь ее любовником скорее как по должности, чем из чувств, он портит девушке жизнь. Молчалин имеет точное соответствие идеалам из ушедшего века, он легко адаптируется под ситуацию и дорожит только богатствами и званиями.

Что показывает собой Молчалин?

Основа характера персонажа - двуличие и хитрость, такие могут блаженствовать, и дойти до степеней известных, поскольку людям нравится такое безмолвие. Актуальность затронутой особенности героя остается, его образ сохранился до наших дней, повышения, обогащение для многих гораздо важнее таких вечных понятий, как достоинство, честность или любовь к родине. Молчалин четко делит людей по статусу и относится к ним соответственно.

В комедии Молчалин не слишком важен для развития сюжетной лини, он олицетворят общий дух людей того времени, показывая их унижение перед стоящими выше чинами. Также образ позволяет ярче показать Чацкого, ведь он противоположен по характеру, и выделяется сильной душой, гордостью и уверенностью.

Характеристика Молчалина во многом помогает раскрыть образ «века минувшего». Персонаж стремится угодить всем тем, кто находится в высших кругах. Предлагаем ознакомиться с краткой характеристикой образа Молчалина по плану с цитатами.

Положение в обществе

Алексей Степанович Молчалин - секретарь Фамусова. Герой работает у Павла Афанасьевича дома, прибыв к нему из Твери. При этом Молчалин числится в Архивах, куда он попал благодаря Фамусову, который ценит услужливость персонажа. Несмотря на то что Фамусов продвигает Молчалина по карьерной лестнице, он не желает, чтобы Алексей Степанович становился женихом его дочери Софьи, потому что Молчалин - человек небогатый и «безродный».

Способность прислуживать

Самой яркой чертой Молчалина является его желание услужить всем людям, занимающим высокое положение в обществе. Он понимает, что только лесть и притворство способны помочь ему продвигаться по социальной лестнице. Благодаря своему главному качеству Молчалину удается получать чины, в результате чего он добился статуса дворянина.

В произведении Чацкий верно подмечает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Главный герой, увидев настоящую сущность Молчалина, уверен в следующем: «Молчалины блаженствуют на свете». Анализ данной фразы говорит о том, что Молчалин («Горе от ума») - это обобщенный образ, олицетворяющий общество времени А. С. Грибоедова. Чацкий, рассуждая о Молчалине, говорит так: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - высокий идеал московских всех мужей». Именно Молчалин становится идеалом Софьи.

Главный принцип, по которому живет Молчалин, заключается в его фразе «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Герой понимает, что он должен угождать людям и унижаться перед ними, чтобы его заметили. Желание «прислужить» у Молчалина стало причиной желания получить высокий чин и хорошее положение в обществе.

Герой зависим от общественного мнения. Молчалин молчалив, говорит только для того, чтобы сделать комплимент или похвалить человека из высших кругов. А. С. Грибоедов не случайно прибегает к приему говорящих фамилий. Персонаж, уверенный в том, что «злые языки страшнее пистолета», стремится раскрывать свою сущность как можно меньше, ведь тогда окружающие смогут понять его истинные намерения, а он хочет получить чины как можно скорее. Для этого, как отмечает Чацкий, Молчалин готов и «моську вовремя погладить», и «в пору карточку втереть».

Главный герой оценивает это качество Молчалина как глупость и несерьезность.

Ради собственного продвижения по карьерной лестнице Молчалин, которого, по мнению Чацкого, «взманили почести и знатность», строит любовные отношения с дочерью Фамусова Софьей. Настоящего чувства любви к ней у героя нет. Он думает лишь о том, что возможный брак с дочерью знаменитого человека в обществе поможет ему осуществить свои планы. И если с Софьей Молчалин ведет себя так, как в ее представлениях должен себя вести настоящий мужчина, то с горничной Лизой, как она отмечает сама, Молчалин - повеса. С Лизой герой настойчив и смел. Это показывает двуличность персонажа, его способность за внешним видом вежливого и скромного человека скрывать страстные чувства и развязное поведение. Служанка оценивает Молчалина негативно, сравнивая его с камнем и льдом.

Положительные черты

Следует отметить, что в комедии «Горе от ума» герои строго не делятся на отрицательных и положительных. Все персонажи имеют двоякую оценку. Положительные черты героя заключаются в его застенчивости и скромности. Молчалин не отзывается о ком-то плохо, он не показывает свое пренебрежение к окружающим людям, как это делают другие представители «века минувшего». Молчалин самостоятельно добивается собственных целей, несмотря на то что пути эти наглы и бесчестны. Герой отличается своей вежливостью и терпением. Молчалина трудно вывести на скандал или на какой-либо конфликт. Это спокойствие и вызвало у Софьи симпатию к герою. Она характеризует героя так: «уступчив, скромен, тих». Софья называет Молчалина «врагом дерзости». Ее привлекает то, что Молчалин стал настоящим другом всего дома Фамусова. Софья искренно влюблена в Алексея Степановича, не замечая его отрицательных черт. В тексте произведения показано, что лишь тогда, когда Софья увидела влечение Молчалина к Лизе, она поняла, что он настоящий подлец.

ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

Молчалин Алексей Степаныч — главный отрицательный персонаж комедии, амплуа глупого любовника; сердечный друг Софии, в душе презирающий ее; тень Фамусова, антагонист Чацкого, чьей пламенной говорливости невыгодно противопоставлена молчалинская бессловесность (подчеркнутая к тому же «молчаливо говорящей» фамилией). Переведен Фамусовым из Твери, благодаря его протекции получил чин коллежского асессора; числится «по архивам», но фактически состоит личным, домашним секретарем «благодетеля»; здесь же, в чуланчике, и живет. М. неукоснительно следует отцовскому завету (прямо предваряющему тот, который от своего отца получит Павел Иванович Чичиков): «угождать всем людям без изъятья — / Хозяину <...>/ Начальнику <...> / Слуге его <...> / Собачке дворника, чтоб ласковой была». В сцене бала (д. 3) он услужливо восхваляет шпица старухи Хлестовой, свояченицы Фамусова — чем заслуживает ее расположение. (Но не уважение: во время разъезда — Д. 4, явл. 8 — Хлестова пренебрежительно указывает М. на его место — промежуточное между секретарем и слугою: «вот чуланчик твой, / Не нужны проводы, поди, Господь с тобой»; М. не обижается.)

В разговоре с Чацким (д. 3, явл. 3), решившим разобраться, чем же М. пленил Софию, тот формулирует свои жизненные правила — «Умеренность и аккуратность»; «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь». Эти взгляды полностью соответствуют неписаной московской норме. На протяжении всей комедии повторяется один и тот же сюжетный мотив падения; Чацкий, едва появившись в доме, рассказывает о том, как по дороге «падал много раз»; Скалозуб припоминает историю о княгине Ласовой, «наезднице, вдове», на днях разбившейся в пух и «для поддержки» ищущей теперь мужа; затем, во время бала, Репетилов сообщает о своем падении: «сюда спешу, / Хвать, об порог задел ногою / И растянулся во весь рост». Но только падение М. с лошади (д. 2, явл. 7), при вести о котором София лишается чувств, «рифмуется» с «образцовым» падением фамусовского дяди Максима Петровича: «Упал он больно — встал здорово». Эта параллель окончательно вписывает М. в ту неизменную московскую традицию, против которой восстает Чацкий.

Но, повторяя траекторию падения Максима Петровича, М., в свою очередь, тоже наделен сюжетным двойником, повторяющим его отрицательные черты в еще более пошлом и сниженном виде. Это Антон Антоныч Загорецкий — «человек <...> светский, / Отъявленный мошенник, плут», которого в обществе терпят лишь за то, что «мастер услужить».

Необходимостью неустанно «угождать» порожден и роман М. с Софией, в котором он послушно исполняет предложенную (если не навязанную) ею роль платонического воздыхателя, готового ночи напролет читать с возлюбленной романы, слушать тишину и изъясняться не на свойственном ему «мещанском» языке («Есть у меня вещицы три...»), но на литературно-салонном, «карамзинистском» языке безмолвных жестов и утонченных чувств. (Так что его «говорящая» фамилия прочитывается двояко: она указывает и на роль влюбленного «молчальника» в сюжете Софии.) Этот роман не преследует и не может преследовать «карьерные» цели; М. не рассчитывает заслужить таким образом еще большую благосклонность Фамусова. Напротив, он рискует в результате тайного «романа» потерять его расположение. Но отказаться от «угождения» дочери «такого человека» он не в состоянии. И, испытывая неприязнь к «плачевной нашей крале», принимает вид любовника — поскольку ей так угодно.

И поэтому, возможно, прав Чацкий, который в миг «разоблачения» М. (приглашенный служанкой Лизой в комнату Софии, он вновь заигрывает в темноте с прислугой и презрительно отзывается о Софии, не ведая, что та все слышит; тут же является разгневанный Фамусов) язвительно замечает: «Вы помиритесь с ним, по размышленье зрелом. / Себя крушить, и для чего! / Подумайте, всегда вы можете его / Беречь и пеленать, и спосылать за делом. / Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — / Высокий идеал московских всех мужей».

Эпитеты, которыми награждают Алексея Молчалина, – льстец, подхалим и бессердечный проходимец. Антигерой комедии «Горе от ума» предстает перед читателями поистине гротескной фигурой, описание которой полно саркастических клише. И по закону жанра неприятный тип, похитивший сердце наивной девушки, будет разоблачен. Увы, подобный сюжет чаще всего возможен только в пьесах.

История создания

Молчалин – колоритный и яркий персонаж, с помощью которого обличил типичное светское общество времен крепостного права. Первые наброски комедии «Горе от ума» писатель создал еще в 1820 году.

Результаты работы, продолжавшейся в течение четырех лет, не удовлетворили автора. В 1824 году Грибоедов во время редакции получившегося произведения частично переписывает характер Молчалина. Писатель добавляет в комедию финальные сцены, тем самым изобличая секретаря перед остальными персонажами.

Первые попытки опубликовать «Горе от ума» состоялись в декабре того же года. Увы, цензура смягчила реплики героев, пригладив остросоциальные вопросы, которые затронул Грибоедов. К примеру, фразу Молчалина «Ведь надобно зависеть от других» заменили на «Ведь надобно других иметь в виду».

Комедию, не отягощенную правками цензора, выпустили в печать только в 1831 году, при этом пьеса специально переводилась на немецкий язык. Русскоязычный вариант стихотворного произведения появился в Москве в 1833 году.


Критические замечания о пьесе, в основном, затрагивали противостояние и Молчалина. Несмотря на многочисленные порицания секретаря, жизненные ценности героя понятны и соответствуют духу времени. Это тонко подметил :

«Чацкий говорит о Молчалине, что он прежде был так глуп, что он жалчайшее созданье. Молчалин принял себе за правило: умеренность и аккуратность. Давайте спросим: что же тут глупого и смешного?»

«Горе от ума»

Сюжет комедии Александра Грибоедова развивается на территории имения помещика . Хозяйство пожилого человека давно налажено, в рабочих моментах мужчине помогает секретарь, полное имя которого Алексей Степанович Молчалин.


Мужчина живет в доме работодателя, поэтому с легкостью завязывает отношения с Софьей Фамусовой. Молодые люди много времени проводят наедине, общаясь на личные темы. Биография Молчалина подвергается крутым переменам, когда на родину возвращается Чацкий.

Мужчины с первых минут невзлюбили друг друга. Чацкий намерен разобраться в причинах странного поведения возлюбленной. Молчалин напуган, что тайный роман раскроется. Секретарь не желает терять выгодное место, но возможность стать зятем обеспеченного аристократа слишком соблазнительна.


Сама же девушка давно потеряла интерес к Чацкому и с трудом сдерживается, чтобы не раскрыть свою тайну. Когда Молчалин падает с лошади, младшая Фамусова не справляется с эмоциями. Окружающие начинают подозревать, что между героями существует тайная связь.

Высмеяв взгляды секретаря на жизнь, Чацкий навлекает на себя гнев девушки. Взаимоотношения людей окружают сплетни, интриги и классовые предрассудки. Сытая жизнь Молчалина заканчивается в момент, когда поддавшись чувству, секретарь распускает руки и признается в коварных планах служанке Лизе.


Интимный разговор и неприятные высказывания слышат сама Софья и рассерженный Чацкий. В этот момент социальные проблемы российских чиновников и любовная драма смешиваются воедино. Молчалин изгнан из богатого дома, а его соперник с горечью заключает:

«Молчалины блаженствуют на свете!»

Образ и характер

Споры о том, жалок или страшен Молчалин, не утихают среди ценителей классической литературы. Цитатная характеристика персонажа расставит все на свои места, ведь Грибоедов выразил отношение к персонажу через реплики самого Молчалина и людей, его окружающих.


Герой комедии вырос в Твери и перебрался в Москву уже в зрелом возрасте. Молодой человек беден, вырос в семье мещан. Его отец тоже работал в услужении, поэтому Молчалин с детства привык пресмыкаться перед сильными мира сего:

«Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить».

Секретарь следует заветам отца, поэтому с легкостью и комфортом устраивается в доме Фамусова. Официально молодой человек числится в «архивах», но на самом деле, выполняет обязанности личного помощника помещика. За время службы мужчина успел получить три награды, которыми Молчалин хвастливо гордится.


Иллюстрация к комедии "Горе от ума"

Частично характеристика секретаря раскрывается через внешность персонажа. Привлекательный молодой человек обладает стройной фигурой. Мужчина опрятно одевается и следит за собственными манерами:

«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть...»

Костюм является для Алексея Степановича своеобразным способом добиться собственных целей в жизни. Скромный сюртук, цветной жилет и светлые панталоны помогает Молчалину продвинуться по карьерной лестнице. Ведь статус пресмыкающегося слуги позволяет добиться повышения быстрее. Да и тихому молодому человеку проще достичь благосклонности дочери начальника.


Образ скромного и замкнутого человека эксплуатируется Грибоедовым даже через фамилию героя. Так думает о неприятном герое Чацкий:

«Еще ли не сломил безмолвия печати? <...> А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Новые стороны характера Молчалина открываются в разрезе взаимоотношений секретаря с женщинами. Честолюбие заставляет мужчину ухаживать за Софьей, при этом интерес Алексей испытывает к служанке Лизе. Героя не смущает, что подобные поступки – признак лицемерия и двуличия. Ведь в борьбе аристократии и чиновничества хороши любые методы.


Недостойное поведение имеет последствия для жидкого и изворотливого человека. Алексей Степанович пойман с поличным, и различные увертки не спасут чинушу. Впрочем, даже после отлучения от богатого дома Молчалин с легкостью устроит собственную жизнь, ведь, как написал :

«Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды».

Экранизации

В 2000 году вышла видеоверсия «Горе от ума», режиссером которой выступил . Пьеса вошла в 5 самых дорогих сценических проектов Москвы. Образ Молчалина воплотил актер .

Цитаты

«Частенько там мы покровительство находим, где не метим».
«Не повредила бы нам откровенность эта».
«Чего не сделаешь в угоду дочери такого человека».
«Ах, злые языки страшнее пистолета!»
«Не смею моего сужденья произнесть».