Кустодиев борис михайлович. Борис михайлович кустодиев Сообщение на тему творчество кустодиева

Имя: Борис Кустодиев (Boris Kustodiev)

Возраст: 49 лет

Место рождения: Астрахань

Место смерти: Санкт-Петербург

Деятельность: художник, портретист

Семейное положение: был женат

Борис Кустодиев - биография

Выдающийся русский художник Борис Кустодиев, чье 140-летие отмечается 23 февраля, сумел создать на своих полотнах удивительный мир, где живут красивые добрые люди, где вкусно пьют и едят, где ярко светит солнце, искрится ослепительно-белый снег. И чем художнику становилось хуже - в тридцать лет он оказался прикован к инвалидному креслу, - тем радостнее и красочнее была жизнь на его полотнах.

Борис Кустодиев отца почти не помнил - кандидат богословия, преподаватель Астраханской духовной семинарии Михаил Лукич Кустодиев умер через год после рождения сына. В семье помимо Бориса подрастали еще две девочки, Саша и Катя, денег не хватало, и Михаил Лукич подрабатывал уроками. Холодной осенью простудился и умер в 37 лет, оставив вдову, Екатерину Прохоровну, которой не было еще и тридцати, с четырьмя детьми - младший, названный в честь отца Михаилом, родился через несколько месяцев после смерти отца - и 50 рублями пенсии на потерю кормильца.

На учебу детей денег у матери не было, но Борису повезло - как сына умершего преподавателя его в девять лет приняли в Астраханское духовное училище, а потом в семинарию. Учился он посредственно, но по рисованию бы лучшим в классе. С пяти лет не выпускал карандаш из рук, любил изображать на бумаге все, что видел. Художником Борис решил стать в 11 лет, когда сестра Катя, увлекавшаяся искусством, взяла его на выставку картин столичных художников из Товарищества передвижных выставок.

Картины заворожили мальчика. Второй раз он испытал это чувство, когда на каникулах отправился в гости к дядюшке в Петербург и попал в Эрмитаж. И каково же было его счастье, когда Катя посоветовала ему брать уроки рисования и познакомила с выпускником Петербургской академии художеств Павлом Власовым.

Власов, больший, сильный, с зычным голосом, происходил из казаков. Несмотря на некоторую грубоватость, он отличался необыкновенной добротой, а главное, у него был особый дар - он умел распознать в ученике талант и помочь этому таланту развиться. Власов научил Бориса всюду носить альбом и карандаш и зарисовывать все интересное. Способный ученик быстро осваивал и акварель, и масляные краски. И однажды Павел Алексеевич сказал ученику: «Хватит терять время. Подавай документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А не получится в Москве - езжай в Петербург, в Академию художеств».

Власов умел уговаривать, вот и Екатерину Прохоровну он убедил, что из семинарии Борису нужно уходить, в живописи его ждет блестящее будущее. Жаль, поздно это сделал. В Московское училище принимали учащихся только до 18 лет, а Борису уже исполнилось 18. Путь был один - в Петербург, в Высшее художественное училище при Академии художеств.


В столице Борис поселился у дяди, который был недоволен, что племянник бросил семинарию. Борис с горечью пишет матери после очередного скандала: «Мне думается, что я долго не проживу с ним, если это будет повторяться. Я... вчера весь день ходил... ошалелый от дядиных попреков и ругани. Осталось твоих денег у меня 20 р. 60 к. Хорошо, если поступлю в Академию.

Там ученики все избавлены от платы, да еще пользуются казенными альбомами и др.». Екатерина Прохоровна уговаривала сына: «...уйти тебе сейчас от него нет резону, уж ты потерпи немножко» - и верила в его будущее: «...нам тебя недостает, но я утешаюсь той мыслью, что когда-нибудь я увижу тебя большим и честным человеком, а может быть, и известным -чего на свете не бывает!»

В октябре 1896 года Кустодиев был принят в Академию. Сначала обучался в мастерской исторического живописца Василия Савинского, а на втором курсе был переведен в мастерскую Репина . О Репине студенты говорили разное. Часто бывало так, что сегодня ему нравилось то, что вчера он называл бездарным. Но студенты Репину все прощали - ведь он был настоящим, большим художником.

Жизнь закрутила Бориса. Провинциальный юноша оказался в самом центре бурной артистической жизни столицы - театры, выставки, новые идеи, интересные люди. Но все-таки в Петербурге ему не очень нравилось. «Кругом все серо, все какое-то скучное, холодное - не то что река какая-нибудь с зелеными берегами да с белыми крыльями парусов, с пароходами -как Волга...» - писал он матери.

Летом 1900 года Борис предложил своему другу Дмитрию Стеллецкому поехать вместе с ним в Астрахань. Там к ним присоединился старый его приятель, тоже ученик Власова Константин Мазин, и трое художников отправились в плавание вверх по Волге - писать на пленэре. В Кинешме они сошли на берег, Мазин остановился у родни в селе Семеновском, а Кустодиев со Стеллецким - недалеко, в деревне Калганово.

Как-то молодым художникам знакомые посоветовали наведаться в усадьбу Высоково - там под опекой почтенных сестер Грек жили две очаровательные барышни, сестры Прошинские. Их родители рано умерли, и Мария и Юлия Грек, их близкие друзья, не имевшие своих детей, взяли девочек на воспитание.

Поехали без приглашения, а потому самая отважная обитательница Высокова Зоя Прошинская встретила их поначалу как незваных гостей. Поняв, что это отнюдь не какие-то там разбойники, а даже и вовсе художники, да еще из Петербурга, сестры Грек разрешили им войти в дом. Старинная мебель, посуда наполеоновских времен, пейзажи и портреты на стенах, фортепиано - все свидетельствовало о хорошем вкусе хозяев. А тут еще во время разговоров за чаем выяснилось, что Юленька, сестра Зои, занимается живописью в Школе поощрения художеств.

Прощаясь, молодые люди получили приглашение навестить Высоково вновь, чем они вполне воспользовались. Инициатором этих визитов был Борис - уж очень ему понравилась Юлия Прошинская. Ему было с ней как-то удивительно просто, весело. У них обнаружилось много общих интересов. А какие у нее были чудесные глаза. И как хорошо она смотрела на него.

Видно, и он произвел на нее благоприятное впечатление - легко краснеющий от смущения, но при этом веселый, с юмором, легким характером, он ей явно нравился. Расставаясь, Борис и Юлия договорились писать друг другу - и встретиться в Петербурге. Юлия бывала в Высокове только летом. Зимой она жила в столице, подрабатывала машинисткой в Комитете министров, занималась живописью.

Они встретились. В письмах старушкам Грек Юля рассказывала, что Кустодиев написал ее портрет, что они вместе ходили в театр, а еще в газете «Новое время» ее друга очень хвалили за портрет Билибина, который имел большой успех на выставке в Мюнхене, где его отметили золотой медалью.

Это вообще был очень хороший год, ведь весной именно этого года Репин привлек его к работе над правительственным заказом - грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного совета». Работая рядом с Репиным, Борис многому научился. Из сотни портретов главных сановников страны на полотне 20 написаны Кустодиевым. Тогда эти люди обладали огромной властью. Сегодня мало кто помнит их имена, а вот имена художников, запечатлевших их лица, вошли в историю российской культуры.

В июне Борис снова отправился в Костромскую губернию. Поселившись недалеко от Высокова, он мог каждый день встречаться с Юлией. А вернувшись в Петербург, писал ей каждый день письма. Сестры-опекунши не приветствовали их дружбу. Начинающий, без всякого состояния художник им совсем не нравился в качестве кандидата в мужья их обожаемой Юленьки. Ведь у нее были и другие, более обещающие претенденты.

Юлия изо всех сил старалась заставить сестер Грек переменить мнение о Борисе. «Видимся мы почти каждый день», «вчера ходили с Б. М. на большой каток вечером», «в воскресенье... была у Кустодиевых. Борис Мих. угощал чаем и конфектами», - писала она в Высоково. Ей очень хотелось показать, что ее избранник достоин уважения: «У Бор. Мих. дела недурны. Сейчас имеет два заказа портретов. Один начал сегодня, а когда кончит, будет писать даму - жену одного чиновника из Государственного совета»; «Завтра отправляемся на выставку, где выставлены 2 портрета, писанные Бор. Мих.», «Бор. Мих. очень в «Петербургской газете» хвалили...»


Они стали мужем и женой 8 января 1903 года. Об этом свидетельствует запись в метрической книге астраханской церкви Рождества Христова, той самой, где Бориса крестили: «Борис Михайлович Кустодиев сего 1903 года января 8 дня вступил в законный брак с дочерью надворного советника Юлиею Евстафьевной Прошинской, 22 лет, римско-католического вероисповедания...» Сестры Грек не дожили до этой свадьбы. Теперь у Юлии в жизни остался только ее любимый Борис.

Все складывалось замечательно. За картину «Базар в деревне» Кустодиеву присудили золотую медаль и право годичной поездки за границу, на международной выставке в Мюнхене он снова был удостоен награды - за «Портрет Варфоломеева»; корреспондент уважаемой газеты «Биржевые ведомости» взял у него интервью, в котором писал: «Молодому художнику всего 25 лет. Какая громадная жизнь впереди, и сколько он может сделать при его любви к делу и способности много работать», но главное - 11 октября у Кустодиева родился сын. Мальчика назвали Кириллом.


С ним в январе следующего года они все вместе и отправились в заграничное путешествие, пригласив в поездку и Екатерину Прохоровну помогать молодой матери. Первая остановка - Париж, который потряс Кустодиева. Борис занимался в студии знаменитого художника Рене Менара, а в остальное время с блокнотом в руках зачарованно бродил по улицам и делал зарисовки. Только в Париже могла появиться такая лиричная кустодиевская картина, как «Утро»: молодая мать купает маленького сынишку. Настоящий гимн материнству и любви...


А потом Кустодиев отправился в Испанию, а Юлия осталась в Париже, - всплакнув, она утешилась его обещанием часто писать. Обещание это было исполнено, и Борис рассказывал жене в письмах о полотнах Веласкеса, о поездке в Севилью, о боях быков, о Кордове и удивительном соборе-мечети...

Летом 1904 года Кустодиевы вернулись на родину. Купив небольшой участок земли под Кинешмой, они стали строить свой собственный дом - «Терем». Дом и правда был похож на терем из русских сказок. Кустодиев с удовольствием занимался хозяйством, плотничал, вырезал наличники для окон. Юлия и Борис были так счастливы, так полны любовью друг к другу и жизни, что, когда весной 1905 года у них родилась дочь, Ирина, друзья подарили им картину-пародию на «Утро» - там в ванночке уже 12 детишек, и мамаша в ужасе смотрит на них, всплеснув руками.

Когда-то Юлия написала Борису: «...ведь такое счастье, что ты любишь меня, у нас есть на что жить, мы здоровы... я даже боюсь...» И вот несчастье пришло в их дом. В 1907-м в январе у них родился еще один сын, Игорь, который умер, не прожив и года. «С его смертью в черных волосах мамы появилась первая седая прядь», -вспоминала Ирина Кустодиева. В том же году Борис Кустодиев испытал первые боли в руке - симптомы грядущей тяжелой болезни.

Но он старался ничего не замечать и работать, работать, чтобы не уронить репутацию одного из лучших русских портретистов, ведь именно ему, а не Серову были заказаны портреты Александра II и Николая I. И именно его «Портрет семьи Поленовых», показанный на выставке в Вене, куплен музеем Бельведер. Возможно, он подозревал, что болезнь его серьезна, и старался не терять времени.

Юлия, тяжело переживавшая смерть сына, жила с детьми в основном в «Тереме», но Борис не спешил ехать к ним -он был полон своими замыслами, работой. В том же году он снова путешествовал по Европе - на сей раз это были Австрия, Италия, Германия. И новые впечатления отвлекали его от семьи, особенно очаровательные дамы, которые позировали ему в венецианских гондолах. Рассказывали, что одна русская госпожа была так усердна в позировании, что ее ревнивец-муж во время сеансов нервно бегал по суше. Но и вернувшись в Петербург, Кустодиев не спешил увидеть жену и детей.

Похоже, возмущенно писала Юлия мужу, тебе очень нравится проводить время с обнаженными натурщицами. В ответном письме Борис, в общем нисколько не чувствуя себя виноватым, сформулировал свое жизненное кредо: «Получил твое «страшное» письмо сегодня, но... что-то не очень его испугался. Как-то не верится, что ты можешь мне «задать»! Да и за что, собственно? За то, что я работаю и потому не еду? Если это так, то это очень странно, и я, значит, очень обманывался в тебе, в твоем понимании моей работы и меня самого... Работа моя - это моя жизнь...

Твое душевное состояние я вполне понимаю, но бросать из-за этого то, что я должен сделать, этого я не сделаю ни теперь и никогда в будущем. Ты это должна знать, или иначе я не тот, что ты себе представляла, и ты не та, что я думал до сих пор...» А в конце письма снова обещал, что скоро приедет в «Терем». И он приехал, привез подарки, рисовал свою подросшую дочь, а потом через полтора месяца снова оставил их одних - его жизнь была в Петербурге.

Вскоре туда, по-видимому, по настоянию Юлии, которая боялась потерять мужа, перебралось и все его семейство. Они поселились на Мясной улице. Привезли мебель из проданного Высокова - она напоминала Юлии о детстве, о старушках Грек. Оборудовали мастерскую, где работал Борис, а рядом по коридору Ирина и Кирилл носились на роликах, бегали и играли в прятки.

Снова они были рядом, Юлия и Борис, и снова она делила все его радости, успехи и неудачи. И боли. У него теперь часто руки болели, так, что пальцы не могли держать кисть, а потом стала невыносимо болеть и голова. Нужно было идти к врачам. Известный доктор Эрнест Августович Гизе осматривал художника целый час, нашел невралгию правой руки и посоветовал сделать рентгеновский снимок плеча и шеи. И поменьше работать. Да только вот без работы он совсем не мог. Заказы были один ответственнее другого.

В 1911 году Александровский лицей должен был праздновать свое столетие, и комиссия из бывших выпускников решила установить в здании мраморные бюсты царей Николая II и основателя лицея Александра I. Бюсты заказали Кустодиеву. О том, как Николай II позировал ему, Кустодиев рассказывал с явной иронией: «Был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления... Много беседовали - конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше - но просветить мне его не удалось -безнадежен, увы... Что еще хорошо - стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так - «из-за жеста».

Враг новшества, и импрессионизм смешивает с революцией: «импрессионизм и я - две вещи несовместимые» - его фраза. Расстались по-хорошему, но, видимо, сеансы ему надоели...» Весной 1911 года боли стали настолько сильными, что Борис поехал в Швейцарию, в городок Лезен недалеко от Лозанны, лечиться в частной клинике доктора Огюс-та Ролье, почетного члена всяческих европейских медицинских обществ. Ролье поставил диагноз «костный туберкулез» и заставил его приехать и осенью, прописав носить специальный корсет «неудачный, особенно при сидении... Хорошо только ходить в нем».

В этом страшном корсете, твердом, как панцирь, от шеи до талии, он и работал, снимая только на ночь. В общей сложности он пробыл в клинике более 9 месяцев, но боли, несмотря на заверения Ролье, не исчезали. В Петербурге Юлия беспокоилась за него, жаловалась на одиночество, с детьми без мужа было непросто. Все это она изливала в своих письмах. Но что он мог ей сказать? Он и сам мучился сомнениями, сам не знал, как дальше жить с этими болями, с этой растущей немощью.

«...Ты вот пишешь про чувство одиночества, и я вполне это понимаю -оно у меня еще усиливается... сознанием, что я нездоров, что все, чем другие живут, для меня почти уже невозможно... В жизни, которая катится так быстро рядом и где нужно себя всего отдать, участвовать я уже не могу - нет сил. И еще больше это сознание усиливается, когда я думаю о связанных со мной жизнях - твоей и детей. И если бы я был один - мне было бы легче переносить это чувство инвалидности». И добавлял: «Такие дивные дни и так все красиво кругом, что забываешь, что ты болен... И никогда я, кажется, не чувствовал так сильно желания жить и чувствовать себя живущим».

Рука ныть не переставала, петербургские эскулапы советовали море и солнце, и Кустодиевы, все вместе, отправились за солнцем и морем во Францию, в местечко Жуан-ле-Пэн, недалеко от Антиба. Затем они уехали в Италию, а потом отправились в Берлин - Кустодиеву многие советовали показаться знаменитому нейрохирургу профессору Оппенгейму. Герр профессор внимательно обследовал художника и сделал удивившее всех заключение: «У вас никогда никакого костного туберкулеза не было. Снимите корсет. У вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, срочно нужна операция...» Лечение в Швейцарии у Ролье, кстати, весьма недешевое, было напрасно.

В ноябре Кустодиев с женой снова были в Берлине. Операция состоялась 12 ноября. Профессор нашел опухоль и удалил ее, однако предупредил, что возможен рецидив и, скорее всего, операцию придется повторить. Но пока все надеялись, что болезнь удалось победить.

И снова Кустодиев был весь в работе, и все у него получалось - и живопись, и дела в театре, которым он очень увлекся. Во время работы над спектаклем «Смерть Пазухина» в Московском художественном театре Кустодиев познакомился с актрисой Фаиной Шевченко и загорелся написать ее портрет, причем в обнаженном виде. Фаина была молода и хороша собой. В МХТ она попала в 1909 году, еще совсем юной, в 16 лет. В 1914-м, когда Кустодиев с ней познакомился, она уже играла почти все ведущие роли.

Уж как он уговорил ее, серьезную актрису серьезного театра, позировать обнаженной, никто не знает, но это случилось! И он был счастлив, ведь в ней, этой милой молодой женщине, он увидел образ настоящей русской красавицы, обладательницы пышного, аппетитного тела. Эта картина, «Красавица», яркая, чуть-чуть ироничная, дерзкая, произвела настоящий фурор. Газеты писали: «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев... Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону.

То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке... Нарочитое и выдуманное безвкусие». Но многим она нравилась, эта кустодиевская красавица, от картины было трудно отойти - она завораживала, а один митрополит, увидев ее, сказал: «Сам дьявол водил его рукой, очевидно, потому что она смутила мой покой».

Кустодиев очень много работал в то время - и был счастлив, что востребован, нужен. И, наверное, говорил он, слегка переусердствовал - снова появились боли, трудно стало ходить. Все чаще он вспоминал берлинского профессора и его слова о повторной операции, но как это сделать теперь, когда началась война и немцы - враги? Он снова лечился, ездил в Ялту за солнцем и морем, однако ничто не помогало, настроение было прескверное, и даже новые картины, имевшие успех и нравившиеся ему самому, существенно не меняли ситуацию. Стало ясно, что тянуть с операцией больше нельзя.

Кустодиева положи-ли в клинику Кауфманской общины сестер Красного креста, которую возглавлял Г.Ф. Цейдлер. Оперировал блестящий российский нейрохирург Лев Стуккей. «Дали общий наркоз на 5 часов, - рассказывала об операции Ирина Кустодиева. - Мама ждет в коридоре... Наконец профессор Цейдлер вышел сам и сказал, что обнаружен темный кусочек чего-то в самом веществе спинного мозга ближе к груди, возможно, придется перерезать нервы, чтобы добраться до опухоли, нужно решать, что сохранить больному - руки или ноги. «Руки оставьте, руки! - умоляла мама. -Художник - без рук! Он жить не сможет!» И Стуккей сохранил Кустодиеву подвижность рук. Но - только рук!

Каждый день в палату приходил Стуккей и ощупывал ноги. Нет, Кустодиев ничего не чувствовал. Да, конечно, нервы повреждены, говорил доктор, но, возможно, способность к движению появится. Нужно верить. И Борис верил, а что еще ему оставалось. И к счастью, он в этой вере, в этой борьбе за жизнь был не один - рядом с ним была его Юлия, преданная, верная жена, мать его детей, а теперь еще и сиделка. Через месяц после операции боли прошли, но теперь он страдал от неподвижности и безделья.

Он страстно хотел работать! Однако хирург строго запрещал даже малейшее напряжение. И Кустодиев стал создавать картины в уме. Только очень скоро этого ему стало мало, и он упросил жену принести ему альбом и акварельные краски. Поначалу он рисовал тайком от врачей, а когда его застали за этим занятием, заявил: «Если не позволите мне писать, я умру!» И он рисовал героев своих ночных видений.


А снилась ему раздольная русская Масленица - яркая, радостная, счастливая... Это большое полотно было показано на выставке «Мира искусства» осенью 1916 года. Среди посетителей выставки был и хирург Стуккей. Он не очень-то разбирался в живописи, но эта картина потрясла его до глубины души. «Откуда в этом прикованном к креслу человеке такая жажда жизни? Откуда такой праздник? Откуда эта невероятная сила творчества? - пытался понять врач. - Может, его искусство -это его лучшее лекарство

1917 год начинался и тревожно и радостно. Всем казалось, что пришла настоящая свобода и теперь все в России будет замечательно. Кустодиев в те дни сидел у окна с биноклем и без устали следил за жизнью улицы. Возбужденный происходившим, он писал в Москву другу: «Поздравляю с великой радостью! Вот Вам и Питер! ... взял да и устроил такую штуку в 3-4 дня, что весь мир ахнул. Все сдвинулось, перевернулось... - взять хотя бы вчерашних вершителей наших судеб, сидящих теперь в Петропавловке!

«Из князи да в грязи...» 27 февраля всеобщая забастовка переросла во всеобщее восстание, в марте Россия перестала быть монархией - царь отрекся от трона. А потом произошла Октябрьская революция, власть перешла в руки народа - грубых людей в бескозырках, в кожаных куртках, с маузерами в руках. Все это было невероятно, все это нужно было понять, как-то осмыслить, научиться жить в новой стране, где по ночам на улицах частенько грабили и убивали, в магазинах -пусто. И только благодаря Юлии у них в доме тепло, уютно и всегда есть чем угостить гостей - она была замечательной хозяйкой.

В 1920 году руководство Мариинского оперного театра решило поставить оперу «Вражья сила» Александра Серова, отца художника, о жизни русского купечества. Режиссером спектакля стал Федор Шаляпин, а оформлять его было решено поручить Кустодиеву, ведь кто лучше чувствовал купеческую Русь, ее характеры и нравы. И певец отправился к художнику договариваться. «Жалко было смотреть на обездоленность человечью (ноги Кустодиева были парализованы), а вот ему как будто она была незаметна: лет сорока, русый, бледный, он поразил меня своей бодростью...» - рассказывал Шаляпин.


Он приезжал к Кустодиеву каждый день, рассматривал эскизы декораций и костюмов. Они, эти двое, талантливые, сильные, подружились. С удовольствием вспоминали юность, родные места - ведь оба родились на Волге. Однажды Шаляпин пришел к Борису Михайловичу в роскошной шубе. «Пожалуйста, попозируйте мне в этой шубе, - попросил художник. - Шуба у вас больно богатая. Приятно ее писать». «А ловко ли? Шуба-то хорошая, да, возможно, краденая», - заметил Шаляпин. «Как это краденая? Шутите, Федор Михайлович!»

«Да так. Недели три назад получил ее за концерт от какого-то государственного учреждения. А вы ведь знаете лозунг: «Грабь награбленное». Кустодиев решил, что это просто замечательно - на его картине певец будет запечатлен в шубе столь сомнительного происхождения. «И актер, и певец, а шубу свистнул», - шутил он. Премьера «Вражьей силы» состоялась 7 ноября 1920 года и прошла блестяще. Актерам устроили овацию, а потом бурно аплодировали художнику - и его искусству, и его мужеству. «Домой отец вернулся возбужденный, говорил, что Шаляпин - гений и что для истории необходимо написать его портрет», - вспоминал сын художника Кирилл.

Кустодиеву эта работа давалась особенно трудно. Он задумал написать певца в полный рост, то есть высота картины должна была быть не менее двух метров. На потолке комнаты брат Михаил укрепил блок с грузом, полотно с подрамником было подвешено, и Кустодиев мог сам приближать его, отдалять, передвигать влево-вправо. Огромная картина писалась по частям - подготовительные рисунки Кустодиев переносил на картину по клеткам. Так, ценой невероятных усилий, рождалось это удивительно радостное, наполненное солнцем полотно.

Шаляпин был в восторге от портрета и купил его, как и эскизы к «Вражьей силе». Уезжая в 1922 году за границу, он взял портрет с собой. Спустя годы он писал: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве... Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной».

Несмотря на тяжкие боли, Кустодиев работал вдохновенно, с радостью - писал картины, делал гравюры, литографии, занимался сценографией, иллюстрировал книги. На его полотнах очаровательные купчихи, любительницы чая, лихие извозчики, шальная Масленица, веселая ярмарка. Тут же герои прошлых лет - Степан Разин, и нового времени - например, Большевик с одноименной картины. Странная, неоднозначная эта картина -«Большевик». Казалось бы, художник воспевает революцию. Но изображенный им огромный человек, этот Большевик с бездумными глазами, безжалостно шагает по головам простых людей, по их жизням, судьбам, которые для него, похоже, совсем не важны.

Все, что делал Кустодиев, было ярко, свежо, интересно. Невозможно было поверить, что создатель этих мощных образов - тяжело больной человек, инвалид, передвигающийся в кресле-каталке. В1923 году Кустодиева снова прооперировали - в третий раз. Оперировал известный немецкий нейрохирург Отфрид Ферстер, приглашенный для лечения Ленина.

«Наркоз, - рассказывала дочь художника, - дали местный, общего не выдержало бы сердце. Четыре с половиной часа нечеловеческих страданий... Врачи говорили, что каждую минуту может быть шок и тогда - конец...» Как и предыдущие, существенного облегчения эта операция не принесла.

Последней большой картиной художника стала великолепная «Русская Венера». «Она не будет лежать обнаженной на бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне, - говорил Борис Михайлович позировавшей ему для этой картины дочери Ирине. - Я помещу свою Венеру в баню. Тут обнаженность русской женщины естественна». Ночью ему снились кошмары - «черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки», а днем он творил свою Венеру. Позируя, Ирина вместо веника держала в руках линейку, а ее брат Кирилл взбивал в деревянной бадье пену. Его дети вместе с ним создавали этот шедевр...


Предчувствуя конец, в свой последний год Кустодиев жил так, как мало кто способен, даже будучи совершенно здоровым: написал 8 портретов, несколько пейзажей, плакаты, создал десятки гравюр, иллюстраций к книгам, декорации к трем спектаклям... В 1927 году, когда стало ясно, что болезнь его обострилась, он обратился в Наркомпрос с просьбой разрешить уехать в Германию на лечение. Правительство выделило 1000 долларов, началось оформление документов. В ожидании Кустодиев попросил отвезти его в Эрмитаж, он хотел снова увидеть работы Рембрандта и Тициана.

Это натолкнуло брата художника Михаила на мысль собрать автомобиль, на котором родственники будут вывозить художника в мир здоровых людей. Квартира стала похожа на ремонтную мастерскую, но все домочадцы, и бедная Юлия, мирились с этим ужасом, зная, во имя чего это все делается. И машина была собрана. Теперь Кустодиев мог даже ездить в гости. 5 мая 1927 года, когда они с Юлией вернулись домой из Детского Села, где были у Алексея Толстого, у него поднялась температура. Решили, что простуда, машина была открытая.

Температура держалась, но 15 мая, когда праздновали его именины, Кустодиев, сидевший перед гостями в белой рубашке с бабочкой, острил и веселил всех. На следующий день ему стало плохо. Вечером 26 мая 1927 года Ирина спросила отца, можно ли ей пойти в театр - давал спектакль приехавший на гастроли в Петербург московский Камерный театр, в главной роли Алиса Коонен. «Конечно, - ответил он. - Потом расскажешь». Вернувшись домой, она уже не застала его в живых. Кустодиеву было всего 49 лет. Похоронили его на питерском Никольском кладбище. Столько нереализованных замыслов ушло вместе с ним, но и столько прекрасных картин осталось после его смерти...

Его вдова Юлия Евстафьевна прожила одна, без своего мужа, еще 15 лет, посвятив все эти годы служению его памяти, сохранению его наследия. Она умерла в блокаду, в 1942 году.

Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград) - русский художник.

Биография Бориса Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893-1896 годах.

Родился в 1878 г. Брал уроки рисования у П.А. Власова, окончившего Московское училище живописи.

После двухлетнего пребывания в общих классах Академии Художеств поступил в мастерскую И.Е. Репина, которому помогал в писании картины «Заседание Государственного совета» (Кустодиевым написана вся правая сторона картины, с этюдами к ней).

Получил заграничную командировку за картину «Деревенская ярмарка».

Выставлял свои работы последовательно на «Весенних Выставках» в Академии Художеств, на выставках «Нового Общества», на выставках «Союза», в «Салоне», а с 1910 г. на выставках «Мира Искусства», за границей — в Париже, Вене, Мюнхене, Будапеште, Брюсселе, Риме, Венеции, Мальме и других городах.

Творчество Кустодиева

Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову.

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером.

Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения.

Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).

В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен.

Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918-20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А.Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921).

Работы художника

  • «Вступление. Москва» рисунок
  • «Утро», (1904, ГРМ)
  • «Балаганы»
  • «Ярмарки»
  • «Масленицы»


  • «Сирень» (1906)
  • автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
  • «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
  • портрет А. И. Анисимова (1915, ГРМ)
  • «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
  • «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
  • «Большевик» (1919-20, Третьяковская галерея)
  • «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, ГРМ)
  • «Московский трактир» (1919)
  • «Портрет А.Н.Протасовой» (1900)
  • «Монахиня» (1901)
  • «Портрет Ивана Билибина» (1901)
  • «Портрет С.А.Никольского» (1901)
  • «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
  • «Автопортрет» (1904)
  • «Портрет женщины в голубом» (1906)
  • «Портрет писательницы А.В.Шварц» (1906)
  • «Ярмарка» (1906)
  • «Земская школа в Московской Руси» (1907)
  • «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
  • «Монахиня» (1908)
  • «Портрет Н.И.Зеленской» (1912)
  • «Морозный день» (1913)

Революционные перемены Б.М. Кустодиев принял с энтузиазмом, быть может потому, что в них виделась возможность осуществления мечты о радостной и свободной жизни народа. В живописных работах послереволюционных лет художник стремится к обобщению, способному передать грандиозность и величие перемен в стране. Он создал новый образ народного героя («Большевик», 1919-1920), в 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета написал большие красочные полотна, посвященные народным торжествам («Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве»).

В эти же годы Кустодиев активно работает и в других областях, таких как книжная иллюстрация, плакат, скульптура для фарфора, гравюра, декоративное панно, театральная сценография. В отличие от многих современников, он не покинул родину, хотя больному, прикованному к креслу художнику в те нелегкие годы было особенно тяжело. Он писал свои жизнерадостные полотна в темной петроградской квартире, в холодной, почти не прогревающейся железной печуркой мастерской. Смерть застала Бориса Кустодиева 26 мая 1927 года за работой над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха»...

Коллекция произведений Б.М. Кустодиева, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее, позволяет составить достаточно полное представление об этапах его творчества. Анализируя эти очень разные по содержанию и исполнению работы, мы как бы заглядываем в творческую лабораторию художника, раскрываем для себя его мировоззрение, отношение к проблемам художественной формы и техники живописи.

Кустодиев сумел соединить в своем творчестве национально-романтический идеал народного искусства с классической традицией, не пренебрегал и тем новым, что несли в себе импрессионизм и модерн. Его картины наполнены светоносностью, яркостью цветовых контрастов и изысканной декоративной стилизацией форм, они погружают зрителя в творческую стихию народной жизни. Художник как бы любуется ярмарочной, купеческой Русью, неумолимо уходящей в прошлое. Как и у других художников «Мира искусства», это любование порой неотделимо у Кустодиева от тонкой иронии, вызванной невозможностью вернуть былое, однако своеобразием национально-романтической тематики своих произведений он все-таки ближе мастерам Союза русских художников.

Типы провинциального города

Особыми темами в творчестве Кустодиева стали «ярмарки», «праздники», «купчихи», «русские венеры», изображенные с юмором и добродушием, а также театрализованно-романтические живописные полотна, представляющие идеализированную, «придуманную» русскую жизнь. «Меня называют натуралистом, - сказал однажды художник, - какая глупость! Ведь все мои картины сплошная иллюзия!.. Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии.

Их называют "натуралистическими" только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала». Кустодиев смело «мешал все стили и жанры»: портрет и волжские пейзажи, сказочные фантазии, гротеск, истинную монументальность и карикатуру, широту декоративного чувства и педантичную «этнографию», о нем часто говорят - щедрый, счастливый талант, искренний, темпераментный, любвеобильный.

Еще в 1900-е годы художник увлекся темой провинции. Главная линия жанровой живописи этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Наиболее ярко особенности его таланта раскрываются в череде картин-изображений «красавиц», представляющих собой обобщенный, собирательный образ женской красоты. Это «Купчихи» (1912), «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге» (все - 1915). Также привлекали его ярмарки и народные гуляния, где творческие возможности народа выражались особенно ярко, концентрированно, как бы демонстрируя «на что способны». Герой произведений Кустодиева - масса, праздничная толпа, живущая и действующая на улицах и площадях.

В монументальных изображениях «праздников» прихотливо и остроумно соединены традиции лубка и высокой музейной классики, главным образом любимых художником венецианцев эпохи Возрождения. Отмеченные развитым повествовательным началом, увлекательные для глаза, эмоциональные, они представляли своего рода сны о провинциальной Руси уходящего времени - сытой и ухоженной, яркой и щедрой, самодовольной и несколько ограниченной, о ее красавицах, о никогда не скучных праздниках с балаганами, каруселями, со звонкими бубенцами троек, со степенной беседой стариков и веселым говором молодежи.

Решающее, «стилеобразующее» влияние на творчество художника оказал мир русской деревни - особый, исконный, простой и здоровый уклад жизни, незатронутый болезнями современной «городской» цивилизации. Народные преставления о том, что «хорошо» - мирная жизнь, свободный труд, богатство в устроении быта, изобилие, рождаемое землей, веселье и радость, физическое здоровье, - нашли отражение в богатой декоративной орнаментальности, красочности прикладного искусства, в фольклорных сюжетах и образах.

Именно эти, исключительно положительные образы заимствует Кустодиев для своих полотен. Он отражает поэтическое начало в народной жизни, обходя все мрачное и трагическое, чему посвятили себя художники-передвижники, а также Некрасов, Писемский и другие «печальники народные». Кустодиев не допускал в свое искусство «дождь и грязь, слякоть, пьяное мужичье, ужасающие мостовые...» - он видел это в жизни, но творить предпочиталобраз радости.

В качестве изобразительного материала Б.М. Кустодиев использовал множество бытовых вещей: расписные сани, дуги, сундуки, детские игрушки, ковры, шали. Ни одна вещь не повторяется и каждая создана и украшена руками народных умельцев - всем этим восхищался Кустодиев и широко вводил в свои полотна.

Даже вывески лавок на картинах Кустодиева - это изобразительные знаки, символы российского изобилия. Их красочные симфонии рождают ощущение благополучия, выражая народные представления о довольстве. Из народного декоративно-прикладного искусства пришли в его работы орнаментальная изукрашенность и декоративное понимание пространства и формы, сочная насыщенность колорита, смелость сочетаний локальных цветов, широта и свобода живописного мазка.

Однако черпая вдохновение и образы из народного источника, Кустодиев оставлял за собой право на творческий вымысел, на вольную перефразировку. Ему удалось воссоздать в своей живописи не букву, но дух народного искусства. Не случайно Репин называл Кустодиева «богатырем русской живописи».

Праздник, воплощенный в красках

Кустодиевская живопись и музыкальна, и литературна. Словно песня, льется рассказ о жизни красивой и сказочно изобильной. Его герои с наивной откровенностью демонстрируют зрителям себя, свой дом, свои привычки и вкусы; бесхитростно повествуют о своей незамысловатой жизни: что они едят и покупают на ярмарке, как пьют чай, спят, ходят в баню, торгуют в лавочках, катаются на тройках, веселятся в балаганах, ухаживают, женятся, умирают, каковы, наконец, их взаимоотношения с богом.

«Масленица» (1916) - картина, воплотившая всю красоту и многоцветье русской жизни. Созданная по воображению и памяти, она поражает удивительной стереоскопичностю, панорамным охватом пространства и почти ювелирной проработкой деталей, что порождает чарующую двойственность восприятия - как проносящегося вдали видения и, одновременно, драгоценной крышки лаковой шкатулки. Для воплощения красочности праздника мастер находит форму, близкую народному искусству.

В этой околдованной чарами инея и заходящего солнца стране все пронизано движением: мчатся тройки, мелькают пятна ярких красок, переливается множеством оттенков снег. Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы. Закатные лучи, растворяясь в морозном мареве, приобретают эмалевое свечение. Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей. Для него это - олицетворение единой стихии народной жизни, наиболее ярко выразившейся в праздновании масленицы. Кустодиев говорил: «Церковь в моей картине - моя подпись, ведь это так характерно для России».

Особый «кустодиевский» взгляд на деревню отчетливо сказался в «Ярмарке» (1906), где прихотливо сочетаются приемы народного искусства и увлечение стилистикой модерна. Темпера «Ярмарка», создана по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг как картина-лубок для запланированной серии «Народных изданий». В этом произведении, похожем на искусную аппликацию, автор достиг такой остроты характеристик и жизненности целого, о которых некогда только грезил, работая над дипломной работой «Базар в деревне».

Неизменно привлекает симпатии зрителя и образ кустодиевской «Красавицы». Есть неповторимая прелесть и своеобразная грация в изображении сидящей на сундуке полной белокурой женщины с лукавым и безмятежным лицом. В неуклюжей и смешной позе - наивность и целомудренная чистота, в лице - доброта и мягкость. Кустодиеву удалось сочетать лучшие традиции мировой живописи в изображении обнаженной модели с очень «своим», очень русским идеалом красоты.

Золотисто-розоватые тона, в которых написано тело, спорят по свежести и сиянию красок с богатым атласным одеялом красавицы. В окружении розанов, изображенных на сундуке и на обоях, молодая женщина во всей красе свежести и здоровья сама напоминает пышно расцветший цветок. Каждая деталь обстановки, включая фарфоровые фигурки перед зеркалом, рассказывает внимательному зрителю о немудреных вкусах хозяйки, о типическом, «мещанском» быте. Полотно очень нравилось A.M. Горькому, и художник подарил ему один из вариантов картины. Кустодиев - художник бытового жанра, но в каждодневность он вносит монументальное, эпическое начало.

В его картинах сцены жатвы, сенокоса и выпаса лошадей в ночном воспринимаются как некий ритуал, исполненный высокого «бытийного» смысла. Жизнь трактуется как непрерывный цикл, где все взаимосвязано - новое и старое, труд и отдых, заботы и веселье. К героям Кустодиева применимы самые красивые слова русского фольклора, любая его купчиха, как в сказке, и «лебедушка», и «княгинюшка», и «писаная красавица». Они очищены от всего негативного, добры, поэтичны, никого не поучают, полны уважения к зрителю и изображаемой жизни - спокойной, самодостаточной, устроенной по «от века» чтимым законам и традициям, хотя и несколько ограниченной, что вызывает легкую улыбку автора.

Ещё в молодые годы Борис Кустодиев прославился, как талантливый портретист. Однако, портреты писать было скучно и он придумал свой уникальный стиль.

Автопортрет

Ему посчастливилось стать учеником самого Ильи Репина, но он отверг каноны своего учителя. Публика отказывалась признавать его художником и называла чудаком, тяжёлая болезнь усадила в инвалидное кресло, а он продолжал писать.

Астраханское детство Бориса Кустодиева

Художник Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в марте 1878 году, в семье преподавателя духовной семинарии. А через год после рождения Бориса отца не стало и мать художника, которая стала вдовой в 25 лет, одна воспитывала и содержала четверых детей.

Борис учился в церковно-приходской школе, потом поступил в гимназию. В 1887 году, Борису тогда было 9 лет, в Астрахань приехала выставка художников-передвижников. Картины передвижников настолько впечатлили мальчишку, что он твёрдо решил научиться рисовать и рисовать по-настоящему искусно. Мать пошла навстречу желаниям сына, нашла деньги на то, чтобы сын мог посещать уроки у известного в Астрахани художника, выпускника Петербургской Академии художеств, П.А. Власова.

Пётр Власов наставлял:

Научился немного рисовать - все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь - не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

В письме своей сестре Борис писал:

Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся - я ли нарисовал или другой?

Художник Борис Кустодиев. Начало творческого пути

Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка

В 1896 году, после окончания гимназии, Борис Кустодиев едет в Москву с желанием поступить в художественную школу. Однако, в школу Бориса Михайловича не берут из-за возраста – будущему художнику на тот момент уже исполнилось 18 лет, а в школу брали только несовершеннолетних. Кустодиев едет в Петербург и подаёт документы в Высшее художественное училище при Академии художеств.

Ура, ура, ура! Добродетель наказана, порок торжествует! Я принят! Да! Сегодня, после десятидневных мытарств, наконец отпустили. В три часа отворились двери и все хлынули в залу, в которой стояли наши работы. Я нашёл свою, на ней было написано мелом «принят».

Кустодиев учится с большим прилежанием, много и с душой работает, особенно увлекается портретной живописью. «Самый главный» учитель Бориса Илья Репин написал:

На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…

В 1900 году студент Кустодиев выезжает в Костромскую губернию, где пишет этюды и знакомится с Юленькой Прошенской, которая в 1903 году станет его женой.

Портрет жены художника

В 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна.

Торжественное заседание Государственного совета

В 1903 году Кустодиев выпускается из Академии с золотой медалью и как пенсионер академии, с женой и трехмесячной дочерью, выезжает в Париж, путешествует по Франции и Испании, посещает Германию, много работает в европейских музеях и даже поступает в студию Рене Менара.

Борис Кустодиев. Поиск своего пути

Шесть месяцев художник живёт и работает в Европе, потом возвращается в Россию, покупает под Кинешмой земельный участок и строит, своими руками, дом, которому даёт имя «Терем».

На террасе

Имя у дома не случайное, поскольку, занимаясь строительством дома, Кустодиев, в это самое время, мучительно ищет свой собственный стиль – он не хочет быть подражателем своего учителя Репина. Борис Михайлович не хочет вскрывать язвы общества, ему не нравится писать «реализм».

Художника больше привлекает «русская красота», о которой у художника уже сформировалось своё представление. Ему, например, ужасно нравятся народные гуляния и ярмарки:

Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара - и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую - хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют.

Морозный день

Деревенский праздник

В 1904 году кустодиев учреждает «Новое общество художников», увлекается графикой и пишет карикатуры для журналов «Жупел», «Адская почта» и «Искры», иллюстрирует Гоголевскую «Шинель», создаёт декорации в Мариинском театре.

В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев становится академиком – его кандидатуру на Совете Академии художеств поддержали Архип Куинджи, Василий Матэ и «самый главный учитель» Илья Репин. В эту пору Кустодиев увлечённо работает над картинами для серии «Ярмарки».

Кустодиев чудит

Кустодиева беспокоят приступы боли в руке. В 1911 году эти боли становятся невыносимыми, но медицина оказывается бессильной. Художник выезжает в Швейцарию, где лечится в клинике, а потом выезжает в Германию, где ему делают операцию.

Вернувшись в Россию Борис Михайлович снова окунается в работу – пишет жанровые зарисовки и портреты: «Купчихи», «Купчиха», «Красавица» и другие.

Красавица

Это всё не законченные картины, а эксперименты, поиск темы и оформление своего стиля. Однако, «эксперименты» публика не приняла, а газеты писали:

Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие.

Совсем иначе относились к Кустодиеву-театральному художнику – заказов было огромное количество. Теперь художник создаёт не только декорации, но и костюмы, пишет портреты великих русских режиссеров и актёров МХТ.

Болезнь, революция и «Русская Венера»

В 1916 году художника снова начали беспокоить боли в руке. Однако, в германскую клинику было не попасть – шла Первая мировая война. Оперироваться пришлось в Петербурге, где врачи вынесли страшный вердикт – можно сохранить подвижность или рук, или ног.

Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым.

Врачи запретили Кустодиеву работать, но он пренебрёг этим запретом – уж больно много идей и замыслов накопилось за время вынужденного безделья. Борис Михайлович пишет «Масленицу», которую очень хорошо принимает публика.

Масленица

Купчиха за чаем

В этот период Кустодиев пишет так много, как он не писал в те времена, когда был здоров. Тут и целая серия портретов, включая знаменитый портрет Федора Шаляпина, и идеал русской красоты в «Руси ушедшей», и плакаты для революционной пропаганды, обложки для журнала «Коммунистического интернационала», и картина «Большевик».

Большевик

Портрет Фёдора Шаляпин

Художник как в старые времена занимается иллюстрированием книг и создаёт декорации для театров, эскизы костюмов. Впоследствии режиссёр Алексей Дикий вспоминал:

Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха». Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон.

Примерно за год до своей смерти Борис Кустодиев закончил работать над своей сокровенной картиной «Русская Венера» — художник сильно болел, мог работать всего несколько часов в день и потому писал картину целый год.

Русская Венера

В конце марта 1927 года из Народного комитета по просвещению было получено разрешение на выезд в Германию для лечения. Кроме того, была получена государственная субсидия на эту поездку. Однако, пока чиновники готовили заграничный паспорт, художник Борис Кустодиев умер. Это случилось 26 мая 1927 года.

Я уже рассказывал о том, что в молодые годы Кустодиев прославился, как художник-портретист.

Но, вот что говорит о творчестве художника А. Бенуа:

…настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое - скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему.

Ещё в начале своего творческого пути Борис Михайлович разработал свой жанр портрета – это портрет-картина, портрет-пейзаж в котором соединились обобщенный образ человека и неповторимая индивидуальность, которая раскрывается через окружающий мир.

Зрелищные работы раскрывают характер целой нации, через доступный и понятный бытовой жанр – это такая мечта, красивая сказка о провинциальной жизни, поэма в живописи, буйство красок и буйство плоти.

Масленичное гуляние

Дети художника Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев - художник редкого безграничного таланта, которому, в первую очередь, было присуще особое чувство и восприятие родной природы.

Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.

Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.

В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы».

Картина «Лошади во время грозы» — это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины.

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878-1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.


Гуляние на Волге, 1909

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901-1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Я. Билибин, 1901). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане -«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Портрет Федора Шаляпина, 1922, Русский Музей

Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.


Б.М. Кустодиев в своей мастерской. 1925 г.

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы - 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.


Купчиха за чаем, 1918 Русский музей

О дним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.

Купчиха с зеркалом, 1920, Русский музей

Молодость всегда привлекает своей яркостью, красотой, свежестью. Художник представляет нам обычную сцену из купеческой жизни. Молодая девушка примеряет новую шелковую шаль. Картина насыщена деталями, раскрывающими характер героини. На столике разложены украшения, девушка из прислуги перебирает меха, зеленый сундук у печки явно скрывает «богатства» героини. В дверях стоит улыбающийся купец, в богатой шубе. Любуется на свою дочь, увлеченную новым гардеробом.


Красавица, 1915, Третьяковская галерея

Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи. Вот и его знаменитая «Красавица» словно списана с лубка или с дымковской игрушки. Однако, известно, что художник писал с натуры, известно и то, что моделью стала известная актриса Художественного театра.

К пышным формам своей модели художник подходит деликатно, с добрым юмором. Сама красавица ничуть не смущена, она спокойно, с некоторым любопытством наблюдает за зрителем, весьма довольная производимым впечатлением. Поза ее целомудренна. Белое пышное тело, голубые глаза, золотые волосы, румянец, алые губы — перед нами действительно красивая женщина.


Провинция. 1919
Вид с Воробьевых гор. 1919
В старом Суздале, 1914

Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Красочно показанное чаепитие во дворе не может не радовать глаз всем тем жизнелюбием, которое царит на картине.

Статные спины, гордая осанка, явная неторопливость каждого движения, осознанное чувство собственного достоинства, которое ощущается у всех женских фигур - это и есть старый Суздаль, такой, каким его видит, ощущает, чувствует художник. И он весь перед нами как на ладони - живой и яркий, настоящий. Теплый. Точно за стол приглашает!


Утро, 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.


Русская Венера, 1925 год, Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
Купание, 1912, Русский музей

По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Голубое небо, зеленый косогор, зеркальный блеск воды, солнечно-желтая купальня — все вместе составляют теплое лето.

Купальщицы прописаны художником схематично, очень деликатно. Кустодиев словно сам отводит взгляд зрителя от купальни и привлекает внимание к окружающей природе, наполнив ее неестественными яркими красками.

На берегу идет обычная жизнь. Лодочники предлагают публике прокатиться по реке, в гору с трудом поднимается груженая телега. На пригорке — красная церковь.

Дважды художник изобразил российский триколор. Бело-сине-красное полотнище украшает купальню и борт большой лодки. Скорее всего, перед нами праздничный день. Лето и есть праздник для всех, кто способен его оценить.

Купальщицы ведут неспешную беседу, наслаждаясь теплом, солнцем, рекой. Неспешная, размеренная, счастливая жизнь.


Купчиха и домовой, 1922

Весьма пикантную сцену изобразил художник. Домовой, обходя свои владения, застыл в изумлении перед обнаженным телом спящей хозяйки дома. Но детали все-таки подсказывают зрителю, что героиня картины все подготовила для этой сцены. Жарко натопленная печь оставлена открытой, чтобы огонь давал свет. Поза тщательно продумана. Возникают ощущение, что и сон хозяйки театральный. Красавица словно сама заманивает домового, чтобы на него посмотреть. Сказка, рождественская история, чудо.

Изящная, белотелая, ослепительно-красивая купчиха — с одной стороны, жутковатый, поросший шерстью, пузатый домовой — с другой. Они как воплощение купеческой женской и мужской красоты. Два разных начала, противоположности.


Троицын день, 1920, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Портрет художника Ивана Билибина, 1901, Русский музей

Этот портрет — ранняя работа мастера. Создавался он в академической мастерской И. Репина. В этой работе манера Кустодиева едва проступает. Она еще просто не сформировалась. Билибин изображен очень реалистично. Перед нами изысканно одетый молодой человек: черный сюртук, белоснежная сорочка. Красный цветок в петлице — деталь, характеризующая модель. Герой франтоват, любитель женщин, развлечений. Взгляд ироничный, даже смешливый. Черты лица правильные. Перед нами красивый молодой человек.


Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920
Портрет великой княгини Марии Павловны.1911
Купчиха с покупками.1920
Московский трактир,1916, Третьяковская галерея

Московский трактир — место особое, непростое. Главное в нем — общение, отдых. Именно таким и предстает трактир на картине. Грациозны и изящны половые, обслуживающие посетителей. Красные потолки и своды придают работе радостную и праздничную атмосферу. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне пасхи.

В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.


Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Сирень.1906
Император Николай II. 1915