Образ Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо. Характеристика Савелия (богатыря святорусского) Где провел последние годы жизни дед савелий

(372 слова) Герои поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на пути своем повстречали «богатыря святорусского» Савелия, образ которого имеет огромное значение в произведении. Он воплощает в себе основные качества русского народа, которые отличают его от всех прочих. С одной стороны эти свойства – залог счастья, а с другой – проклятие простого человека.

На момент действия поэмы Савелий — уже столетний старик. Он прожил бурную жизнь, которая привела его, гордого и смелого, к смирению и покаянию. Будучи обыкновенным крестьянином, он был полностью подвластен немецкому приказчику. Барин прислал его управлять своими землями. Фогель за 17 лет деятельности полностью разорил подопечных. Изнурительный труд и черная неблагодарность начальника побудили Савелия и других мужиков расправиться с угнетателем. В этой ситуации проявляется феноменальное терпение русского народа – они почти два десятка лет терпели ужасное отношение! Но здесь же появляется и другая, темная сторона души русского человека – бессмысленность и беспощадность бунта, о которых говорил еще А. Пушкин. Они закопали живого приказчика в яму, которую он приказал вырыть. Тогда героя и его друзей отправили на каторгу, которая при всей своей мучительности не сломила духа этих людей. Савелий ни в грош не ставит телесные наказания: «Плохое там дранье» — сетует он. Известно также, что он несколько раз бежал, и наказание его тоже не смущало. Это говорит о смелости, выдержке и силе духа простого русского мужика. Его тяга к свободе и внутренняя независимость поражают и заставляют восхищаться им, как народным героем. Но после каторги, жизни на поселении и всех драматических событий он приходит к тяжелейшему испытанию – мукам совести. Их пробудила смерть его правнука. Савелий не досмотрел, и Дему съели свиньи. Тогда силач и гроза поселения начинает таить на глазах и постоянно пропадает на могилке мальчика. Он осознает вину не только перед Матреной, но и перед всем христианским миром за ту кровь, что обагрила его сильные руки. Непоколебимая нравственная основа его характера дает о себе знать, когда мы видим масштабы его покаяния: он уходит из мира в монастырь, дабы полностью отдаться скорби и сожалению.

Потенциал Савелия огромен: он и грамоте выучился в остроге, и силу имел недюжинную. Но таким героем необходимо задавать верное направление, ведь сами они не могут довершить свой бунт до конца, не могут произвести его честно и без лишней жестокости. Потому народным заступником является Гриша Добросклонов, который должен склонить народ к добру, что следует из его фамилии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Следующая написанная Некрасовым глава - «Крестьянка» - также кажется явным отступлением от намеченной в «Прологе» схемы: странники вновь пытаются найти счастливого среди крестьян. Как и в других главах, важную роль играет зачин. Он, как и в «Последыше», становится антитезой дальнейшему повествованию, позволяет обнаружить все новые противоречия «загадочной Руси». Глава начинается описанием разоряемой помещичьей усадьбы: после реформы хозяева бросили усадьбу и дворовых на произвол судьбы, и дворовые разоряют и ломают красивый дом, некогда ухоженный сад и парк. Смешные и трагические стороны жизни брошенной дворни тесно переплетены в описании. Дворовые - особый крестьянский тип. Вырванные из привычной среды, они утрачивают навыки крестьянской жизни и главную среди них - «привычку к труду благородную». Забытые помещиком и не способные прокормить себя трудом, они живут тем, что разворовывают и продают вещи хозяина, обогревают дом, ломая беседки и точеные балконные столбики. Но есть и подлинно драматические моменты в этом описании: например, история певца с редкостно красивым голосом. Помещики вывезли его из Малороссии, собирались отправить в Италию, да позабыли, занятые своими бедами.

На фоне трагикомической толпы оборванных и голодных дворовых, «дворни ноющей», еще более «красивой» кажется «здоровая, поющая толпа жнецов и жниц», возвращающихся с поля. Но даже среди этих статных и красивых людей выделяется Матрена Тимофеевна , «ославленная» «губернаторшей» и «счастливицей». История ее жизни, рассказанная ею самой, и занимает центральное место в повествовании. Посвящая эту главу женщине-крестьянке, Некрасов, думается, не только хотел открыть читателю душу и сердце русской женщины. Мир женщины - семья, и рассказывая о себе, Матрена Тимофеевна повествует о тех сторонах народной жизни, что пока только косвенно затрагивались в поэме. Но именно они и определяют счастье и несчастье женщины: любовь, семья, быт.

Матрена Тимофеевна не признает себя счастливой, как не признает счастливой ни одну из женщин. Но недолгое счастье она знала в своей жизни. Счастье Матрены Тимофеевны - это девичья воля, родительская любовь и забота. Ее девичья жизнь не была беззаботной и легкой: с детства, уже с семи лет она исполняла крестьянскую работу:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы. <...>
А на седьмом за бурушкой
Сама я в стадо бегала,
Отцу носила завтракать,
Утяточек пасла.
Потом грибы да ягоды,
Потом: «Бери-ка грабельки
Да сено вороши!»
Так к делу приобвыкла я...
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

«Счастьем» она называет и последние дни девичьей жизни, когда решалась ее судьба, когда она «торговалась» с будущим мужем - спорила с ним, «выторговывала» себе волю и в замужней жизни:

- Ты стань-ка, добрый молодец,
Против меня прямехонько <...>
Подумывай, смекай:
Чтоб жить со мной - не каяться,
А мне с тобой не плакаться... <...>
Пока мы торговалися,
Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице.
А больше вряд когда!

Ее замужняя жизнь, действительно, исполнена трагических событий: смерть ребенка, жестокая порка, добровольно ею принятое наказание, чтобы спасти сына, угроза остаться солдаткой. При этом Некрасов показывает, что источник несчастий Матрены Тимофеевны не только «крепь», бесправное положение крепостной женщины, но и бесправное положение младшей снохи в большой крестьянской семье. Несправедливость, торжествующая в больших крестьянских семьях, восприятие человека прежде всего как работника, непризнание его желаний, его «воли» - все эти проблемы открывает рассказ-исповедь Матрены Тимофеевны. Любящая жена и мать, она обречена на жизнь несчастливую и бесправную: на угождение семье мужа и несправедливые попреки старших в семье. Вот почему, даже освободившись от крепостной зависимости, став свободной, она будет горевать об отсутствии «волюшки», а значит - и счастья: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого». И говорит она при этом не только о себе, но о всех женщинах.

Это неверие в возможность счастья женщины разделяет и автор. Не случайно Некрасов исключает из окончательного текста главы строки о том, как счастливо изменилось тяжелое положение Матрены Тимофеевны в семье мужа после возвращения от губернаторши: в тексте нет рассказа ни о том, что она стала «большухой» в доме, ни о том, что она «покорила» «сварливую, бранчивую» семью мужа. Остались лишь строки о том, что семья мужа, признав ее участие в спасении Филиппа от солдатчины, «поклонилась» ей и «повинилась» перед ней. Но заканчивается глава «Бабьей притчей», утверждающей неизбежность неволи-несчастья для женщины и после отмены крепостного права: «А к нашей женской волюшке / Все нет и нет ключей! <...> /Да вряд они и сыщутся...»

Исследователи отметили замысел Некрасова: создавая образ Матрены Тимофеевн ы, он стремился к широчайшему обобщению : ее судьба становится символом судьбы каждой русской женщины. Тщательно, продуманно выбирает эпизоды ее жизни автор, «проводя» свою героиню по пути, по которому проходит любая русская женщина: недолгое беззаботное детство, привитые с детства трудовые навыки, девичья воля и долгое бесправное положение замужней женщины, работницы в поле и в доме. Матрена Тимофеевна переживает все возможные драматические и трагические ситуации, выпадающие на долю крестьянки: унижения в семье мужа, побои мужа, смерть ребенка, приставания управляющего, порку и даже - пусть и ненадолго - долю солдатки. «Образ Матрены Тимофеевны создан так, - пишет Н.Н. Скатов, - что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина». Включенные в рассказ Матрены Тимофеевны народные песни, плачи, чаще всего «замещающие» ее собственные слова, ее собственный рассказ, - еще более расширяют повествование, позволяя осмыслить и счастье, и несчастье одной крестьянки как рассказ о судьбе крепостной женщины.

В целом история этой женщины рисует жизнь по Божьим законам, «по-божески», как говорят некрасовские герои:

<...> Терплю и не ропщу!
Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!

И тем страшнее и несправедливее представляются несчастья и унижения, выпавшие на ее долю. «<...> Во мне / Нет косточки неломаной, / Нет жилочки нетянутой, / Кровинки нет непорченой <...>» - это не жалоба, а подлинный итог пережитого Матреной Тимофеевной. Глубокий смысл этой жизни - любовь к детям - Некрасовым утверждается и с помощью параллелей из природного мира: рассказу о смерти Дёмушки предшествует плач о соловьихе, чьи птенчики сгорели на дереве, зажженном грозой. Глава, повествующая о наказании, принятом во спасение другого сына - Филиппа от порки, называется «Волчица». И здесь голодная волчиха, готовая жизнью пожертвовать ради волчат, предстает как параллель к судьбе крестьянской женщины, легшей под розги, чтобы освободить от наказания сына.

Центральное место в главе «Крестьянка» занимает рассказ о Савелии, богатыре святорусском . Почему Матрене Тимофеевне доверен рассказ о судьбе русского мужика, «богатыря святорусского», его жизни и смерти? Думается, во многом потому, что Некрасову важно показать «богатыря» Савелия Корчагина не только в его противостоянии Шалашникову и управляющему Фогелю, но и в семье, в быту. Своей большой семье «дедушка» Савелий - чистый и святой человек, нужен был, пока у него были деньги: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!» Внутреннее одиночество Савелия в семье усиливает драматизм его судьбы и одновременно, как и судьба Матрены Тимофеевны, дает возможность читателю узнать о бытовой жизни народа.

Но не менее важно, что «рассказ в рассказе», соединяя две судьбы, показывает взаимоотношения двух незаурядных людей, для самого автора явившихся воплощением идеального народного типа. Именно рассказ Матрены Тимофеевны о Савелии позволяет подчеркнуть то, что сблизило в общем-то разных людей: не только бесправное положение в семье Корчагиных, но и общность характеров. Матрена Тимофеевна, вся жизнь которой исполнена только любви, и Савелий Корчагин, кого тяжелая жизнь сделала «каменным», «лютее зверя», - похожи в главном: своим «гневным сердцем», своим пониманием счастья как «волюшки», как духовной независимости.

Матрена Тимофеевна не случайно считает Савелия счастливцем. Ее слова о «дедушке»: «Счастливец тоже был...» - не горькая ирония, ибо в жизни Савелия, полной страданий и испытаний, было то, что сама Матрена Тимофеевна ценит выше всего, - нравственное достоинство, духовная свобода. Будучи «рабом» помещика по закону, Савелий не знал духовного рабства.

Свою молодость Савелий, по словам Матрены Тимофеевны, называл «благоденствием», хотя пережил он немало и обид, и унижений, и наказаний. Почему же прошлое он считает «благодатными временами»? Да потому, что, огражденные «топкими болотами» и «лесами дремучими» от своего помещика Шалашникова, жители Корежины чувствовали себя свободными:

Нас только и тревожили
Медведи...да с медведями
Справлялись мы легко.
С ножищем да с рогатиной
Я сам страшней сохатого,
По заповедным тропочкам
Иду: «Мой лес!» - кричу.

«Благоденствие» не омрачала и ежегодная порка, которую устраивал своим крестьянам Шалашников, выколачивающий розгами оброк. Но крестьяне - «люди гордые», вытерпев порку и притворяясь нищими, они умели сохранить свои деньги и, в свою очередь, «тешились» над барином, не сумевшим отнять деньги:

Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал,
Помалчивал, подумывал:
«Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь,
Оставишь что-нибудь» <...>
Зато купцами жили мы...

«Счастье», о котором говорит Савелий, - конечно, иллюзорное, - это год вольной жизни без помещика и умение «дотерпеть», выстоять во время порки и сохранить заработанные деньги. Но иного «счастья» крестьянину и не могло быть отпущено. И все же даже такого «счастья» скоро лишилась Корёжина: началась для мужиков «каторга», когда управляющим был назначен Фогель: «До нитки разорил! / А драл... как сам Шалашников!/ <...> / У немца - хватка мертвая: / Пока не пустит по миру, / Не отойдя, сосет!»

Савелий прославляет не терпение как таковое. Не все может и должен вытерпеть крестьянин. Савелий четко разделяет способность «недотерпеть» и «перетерпеть». Недотерпеть - значит поддаться боли, не вынести боль и нравственно подчиниться помещику. Перетерпеть - значит потерять достоинство и согласиться с унижением и несправедливостью. И то и другое - делает человека «рабом».

Но Савелию Корчагину, как никому другому, ясен и весь трагизм вековечного терпения. С ним в повествование входит чрезвычайно важная мысль: о напрасно потраченной силе крестьянина-богатыря. Савелий не только прославляет богатырство русское, но и скорбит об этом богатыре, униженном и изувеченном:

А потому терпели мы,
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!

Крестьянство в его размышлениях предстает как сказочный богатырь, скованный и униженный. Этот богатырь - больше неба и земли. Поистине космический образ предстает в его словах:

Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной...
Все терпит богатырь!

Небо держит богатырь, но великих мук ему стоит этот труд: «Покамест тягу страшную / Поднять-то поднял он, / Да в землю сам ушел по грудь / С натуги! По лицу его / Не слезы - кровь течет!» Однако есть ли смысл в этом великом терпении? Не случайно Савелия тревожит мысль о напрасно ушедшей жизни, даром растраченной силе: «Лежал я на печи; / Полеживал, подумывал: / Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? / - Под розгами, под палками / По мелочам ушла!» И эти горькие слова - не только итог собственной жизни: это скорбь по загубленной народной силе.

Но авторская задача - не только показать трагедию русского богатыря, чья сила и гордость «по мелочам ушла». Не случайно в завершении рассказа о Савелии появляется имя Сусанина - героя-крестьянина: памятник Сусанину в центре Костромы напомнил Матрене Тимофеевне «дедушку». Умение Савелия и в рабстве сохранить свободу духа, духовную независимость, не покориться душой - это тоже героизм. Важно подчеркнуть такую особенность сравнения. Как отмечает Н.Н. Скатов, памятник Сусанину в рассказе Матрены Тимофеевны не похож на реальный. «Реальный памятник, созданный скульптором В.М. Демут-Малиновским, - пишет исследователь, - оказался скорее памятником царю, чем Ивану Сусанину, который был изображен коленопреклоненным возле колонны с бюстом царя. Некрасов не только умолчал, что стоит-то мужик на коленях. В сравнении с бунтарем Савелием образ костромского мужика Сусанина получал впервые в русском искусстве своеобразное, по сути антимонархическое осмысление. В то же время сравнение с героем русской истории Иваном Сусаниным наложило последний штрих на монументальную фигуру корежского богатыря, святорусского крестьянина Савелия».

Н. Некрасов создал немало замечательных крестьянских образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Из их числа выделяется столетний старик, немало тягот переживший на своем веку. Но, несмотря на возраст, он сохранил еще силу и крепость духа. «Богатырь святорусский» - такое определение получает в произведении дедушка Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание глав 3,4 части 3

Мужики-странники, решившие непременно найти ответ на поставленный в названии поэмы вопрос, узнали об этом герое от молодой женщины, Матрены Тимофеевны. «Тоже счастливец был», - отмечает она во время рассказа о своей жизни.

Матрена познакомилась с дедом Савелием, когда ему исполнилось уж около ста лет. Он жил отдельно от семьи сына, в своей горнице, и единственный ласково и заботливо относился к молодой жене внука. Герой всегда любил лес, где и в пору глубокой старости любил собирать грибы и ягоды, ставить силки на птиц. Такова первая характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма о жизни крестьян до и после рубежного 1861 года. История жизни старика, которую он поведал невестке, знакомит с временами, когда и мужики считались повыносливее да порешительнее, и кабала ощущалась не так сильно: "Раз в три года что-нибудь дадим помещику и достаточно", - говорил герой. И хотя немало трудностей выпало на его долю: и крепостная жизнь, и долгая каторга, и поселение - однако главное испытание ждало Савелия впереди. В старости он недоглядел за правнуком, которого загрызли свиньи. После этого ушел из дома, а вскоре поселился в монастыре, где до последних дней на этом свете молился за грехи: свои и чужие.

Чем же привлекателен образ Савелия в произведении «Кому на Руси жить хорошо»?

Внешность героя

По словам Матрены, старик и в сто лет выглядел рослым и крепким, так что больше смахивал на огромного медведя. С большой, давно не стриженной сивой гривой. Согнувшийся, но все еще поражавший своим величием - в молодости, по его рассказам, он в одиночку выступил против медведицы и поднял ее на рогатине. Теперь, конечно, мощь была уж не та: герой часто задавал вопрос: «Куда силушка былая делась?» Тем не менее Матрене казалось, коль распрямится дедушка во весь рост, непременно пробьет головой дыру в светелке. Таким описанием дополняется характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» повествует о молодых годах героя, включая рассказ о том, как он оказался на каторге.

Вольная жизнь

Во времена дедовой юности его родные корежские места являлись глухими и непроезжими. Леса да болота, раскинувшиеся вокруг, были хорошо знакомы местным крестьянам, но наводили страх на чужаков, включая барина. Некрасов не просто так вводит в поэму - с этого, по сути, начинается характеристика Савелия - «Кому на Руси жить хорошо» сочетание «корежский» край. Оно само по себе уже символизирует неимоверную физическую силу и выносливость.

Итак, помещик Шалашников к мужикам не заглядывал вовсе, а полицейские приезжали раз в год для сбора дани. Крепостные приравнивали себя к вольным: платили мало и жили в достатке, как купцы. Поначалу еще давали оброк медом, рыбой, звериными шкурами. Со временем, как подходил час выплаты, рядились нищими. И хотя Шалашников порол их так, что «шкуру» на целый век закалил, крестьяне, которые за вотчину стояли, оказывались непреклонны. «Как ни дери, а всей души не вытрясешь», - так думал и Савелий. «Кому на Руси жить хорошо» показывает, что характер героя закалялся и креп в условиях, когда он и его товарищи чувствовали свою свободу. И потому уже до конца жизни нельзя было изменить ни этого убеждения, ни гордого нрава. В сто лет Савелий также выступал за право быть независимым, в том числе и от родственников.

В своем рассказе дедушка обратил внимание еще на один момент - не всегда терпел издевательства мужик русский. Помнил он время, когда народ хотел и мог за себя постоять.

Протест против самоуправства

После смерти Шалашникова крестьяне надеялись, что теперь совсем свобода настанет. Но наследники прислали управляющего-немца. Тот сначала прикинулся тихим и спокойным, оброка не требовал. А сам хитростью заставил крестьян высушить болото и прорубить просеку. Когда опомнились, было поздно: по глупости сами дорогу к себе проложили. Вот тут-то их купеческое житье закончилось - отмечает в своем рассказе Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» - произведение, в котором представлены лучшие В случае с немцем автор показывает то единение народа, о котором всегда мечтал. Оказалось, что сломить привыкших к вольной жизни мужиков было непросто. Восемнадцать лет они кое-как сносили власть управляющего, но пришел предел и их терпению. Однажды Христиан Христьяныч заставил их рыть яму, а к концу дня возмутился, что ничего не сделано. В уставших людях - работали не покладая рук - вскипела накопившаяся за годы злоба, и неожиданно пришло решение. Савелий легонько, плечом, подтолкнул немца к яме. Стоявшие рядом девять его товарищей тут же все поняли - и через несколько минут ненавистного Фогеля живьем закопали в той самой яме. Конечно, за такой поступок последовало наказание, но в душе каждого осталось удовлетворение от того, что не покорился. Не случайно старик на слово «каторжник», адресованное ему сыном, всякий раз отвечал: «Клейменный, да не раб». И это одно из главных качеств героя, которым он всегда гордился.

Каторга

Двадцать лет каторги и столько же поселений - таков был приговор бунтовщикам. Но он не мог изменить у людей, к которым принадлежал Савелий. Образ героя из произведения «Кому на Руси жить хорошо» в новых испытаниях закалился еще больше. Порка в остроге, а потом в Сибири после неудавшихся побегов в сравнении с наказаниями Шалашникова казалась ему лишь ничего не стоящим мазаньем. Тяжелый труд тоже был не в новинку. Савелий даже сумел скопить денег, на которые, вернувшись в родные места, построил дом. Прежним осталось стремление к независимости и свободе. Вероятно, поэтому из всей семьи старик выделял только жену внука, Матрену. Она была такой же, как он: непокорной, целеустремленной, готовой к борьбе за собственное счастье.

Отношения с домочадцами

Это еще одна важная составляющая рассказа о герое - в итоге именно из мелких деталей складывается в небольшой главе характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма о «счастливцах». Но можно ли отнести к ним человека, который чувствовал себя одиноким в своей семье? Матрена отметила, что дедушка не любил общаться с родней и потому поселился в горнице. Причины были просты: чистый душой и добрый по натуре Савелий не мог принять злобы и зависти, царивших в семье. Сын старика не обладал ни одним из качеств, свойственных его отцу. В нем не было ни доброты, ни искренности, ни тяги к труду. Зато отмечались безразличие ко всему, склонность к праздности и выпивке. Мало отличались от него жена и оставшаяся в старых девках дочь. Чтобы как-то проучить родственников, Савелий порой начинал шутить. Например, подбрасывал сыну оловянную «монету», сделанную из пуговицы. В результате последний возвращался из кабака побитый. А герой только посмеивался.

Позже одиночество Савелия скрасят Матрена и Демушка. Уже после смерти ребенка старик признается, что рядом с внуком его ожесточившиеся сердце и душа оттаяли, и он вновь почувствовал себя полным сил и надежд.

История с Демушкой

Гибель мальчика стала для старика настоящей трагедией, хотя истоки случившегося нужно искать в самом укладе русской жизни того времени. Свекровь запретила Матрене брать с собой в поле сына, якобы мешавшего работать, и за ребенком стал приглядывать столетний Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» - характеристика ее героев не всегда получается веселой - это поэма о тяжелых испытаниях, справиться с которыми не каждому по плечу. Вот и в данном случае повидавший многое на своем веку герой вдруг по-настоящему ощутил себя преступником. Он так и не смог простить себя за то, что уснул и не доглядел за дитятей. Неделю не покидал Савелий своей каморки, а потом ушел в лес, где всегда чувствовал себя свободнее и увереннее. Осенью же поселился в монастыре, чтобы покаяться и молиться. Он просил у Бога, чтобы сжалилось сердце матери-страдалицы и чтобы она простила его, неразумного. А еще душа старца болела за все крестьянство русское, страдное, с нелегкой судьбой - об этом он расскажет при встрече, случившейся спустя несколько лет после трагедии, Матрене.

Мысли о народе

Характеристика Савелия из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» будет неполной, если не упомянуть об отношении героя к русскому крестьянству. Страдным и вместе с тем мужественным называет он народ, способный вынести в этой жизни любое испытание. Руки и ноги вечно скованы, по спине словно прошли, а в груди - «Илья-пророк … гремит … на колеснице огненной». Так описывает мужика герой. Затем добавляет: истинный богатырь. И завершает свою речь словами о том, что и после смерти человеческие страдания не заканчиваются - в этом, к сожалению, слышатся мотивы смирения старца-послушника. Ибо на том свете ждут несчастных те же «муки адские», - считает Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо»: характеристика «богатыря святогорского» (выводы)

Подводя итоги, можно отметить, что облик героя воплощает лучшие качества русского человека. Само повествование о нем напоминает народную сказку или былину. Сильный, гордый, независимый, он возвышается над остальными героями поэмы и, по сути, становится первым бунтарем, вставшим на защиту народных интересов. Однако сравнение героя со Святогором не случайно. Именно этот богатырь считался на Руси одновременно самым сильным и самым бездеятельным. В своих размышлениях о дальнейшей судьбе народа Савелий приходит к мало радующему выводу: «Богу ведомо». Следовательно, этот образ из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма противоречив и не дает ответа на вопрос странников. А потому и повествование о поисках счастливого не заканчивается до той поры, пока не встретится мужикам молодой и деятельный Гриша.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является итогом всего творчества Н.А. Некрасова. Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, поэт отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого.
На своем пути странники встречают множество лиц, героев, судеб. Одним из встреченных ими становится Савелий. Его Некрасов называет «богатырем святорусским». Путники видят перед собой старца, «большущей сивой гривою, …с большущей бородой», «ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов». Но, несмотря на возраст, в этом человеке чувствовалась огромная сила и мощь: «…ну распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой!»
Эта сила и мощь, как позже узнали странники, проявилась не только во внешности Савелия. Они, прежде всего, в его характере, внутреннем стержне, нравственных качествах.
Сын часто называл Савелия каторжником и «клейменым». На что этот герой всегда отвечал: «Клейменый, да не раб!» Свободолюбие, стремление к внутренней независимости – вот что делало Савелия настоящим «святорусским» богатырем.
За что же этот герой попал на каторгу? В молодости он поднял бунт против немца-управляющего, присланного помещиком в их деревню. Фогель сделал так, чтобы «настала каторга Корежскому крестьянину - До нитки разорил!» Сначала вся деревня терпела. В этом Савелий видит богатырство русского мужика вообще. Но в чем заключается его богатырство? В терпении и выносливости – семнадцать лет терпели крестьяне иго Фогеля:
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужли не богатырь?
Но вскоре и мужицкому терпению пришел конец:
Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом,
Потом другой толкнул его,
И третий...
Народный гнев, получив толчок, подобно лавине, обрушился на изверга-управляющего. Мужики закопали его живьем в землю, в ту самую яму, которую он приказывал рыть крестьянам. Некрасов, таким образом, показывает здесь, что и терпению народному приходит конец. Более того, несмотря на то, что терпение - национальная черта характера, она должна иметь свои границы. Поэт призывает начать бороться за улучшение своей жизни, за свою судьбу.
За совершенное преступление Савелия и других крестьян сослали на каторгу. Но до этого держали в остроге, где герой выучился грамоте, пороли плетьми. Но Савелий это за наказание и не считает даже: «Не выдрали - помазали, Плохое там дранье!»
С каторги герой несколько раз сбегал, но его возвращали и наказывали. Двадцать лет провел Савелий на строгой каторге, двадцать лет – на поселениях. Возвратившись домой, построил свой дом. Казалось бы, теперь можно спокойно жить и работать. Но разве это возможно для русских крестьян? Некрасов показывает, что нет.
Уже дома с Савелием случилось, наверное, самое страшное событие, страшнее двадцати лет каторги. Старый герой не усмотрел за своим правнуком Демушкой, и мальчика сожрали свиньи. Этот грех Савелий не мог себе простить до конца жизни. Он чувствовал свою вину и перед матерью Демушки, и перед всеми людьми, и перед Богом.
После смерти мальчика герой почти поселился у него на могиле, а затем и вовсе ушел в монастырь замаливать свои грехи. Именно последней частью жизни Савелия и объясняется то определение, которое ему дает Некрасов, – «святорусский». Большую силу, непобедимость русского человека поэт видит именно в нравственности, внутреннем стержне простого мужика, во многом основанном на вере в Бога.
Но лучше самого Савелия никто, наверное, не скажет про его судьбу и участь. Вот как сам старик оценивает свою жизнь:
Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут.
Раздумается временем
О смерти - муки адские
В ту-светной жизни ждут.
В образе Савелия, богатыря святорусского, воплощены огромные силы русского народа, его мощный потенциал. Это выражается и в физическом облике героя, и в его внутренней чистоте, свободолюбии, гордости. Однако стоит заметить, что Савелий еще не решается на полный бунт, на революцию. В гневе он закапывает Фогеля, но в его словах, особенно в конце жизни, звучит смирение. Причем Савелий верит, что муки и страдания его будут ждать не только в этой жизни, но и на том свете.
Именно поэтому Некрасов возлагает свои революционные надежды на Гришу Добросколонова, который должен понять потенциал таких вот савелиев и поднять их на революцию, повести к лучшей жизни.

«Счастливец тоже был»… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны. Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства. Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает (вспомним историю силача на ярмарке, служащую предпосылкой к истории Савелия) и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.

Савелий – выходец из глухих лесных краев, куда даже «черт три года дорогу искал». Уже само название этого края дышит мощью: Корега, от «корежить», т.е. гнуть, ломать. Покорежить что-либо может медведь, да и сам Савелий «на медведя смахивал». Сравнивается он и с другими зверями, например, с сохатым, причем подчеркивается, что он куда опаснее хищника, когда ходит по лесу «с ножищем и рогатиной». Сила эта проистекает из глубокого знания своего края, полного единения с природой. Видна любовь Савелия к своей земле, его слова «Мой лес!

» звучат куда более убедительно, чем такое же заявление из уст помещика Оболта-Оболдуева.

Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего. Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса. Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.

«И тут настала каторга
Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!»

Долгое время крестьяне терпят издевательства немца – он бьет их и заставляет работать без меры. Многое может вытерпеть русский мужик, оттого-то он и богатырь, – так считает Савелий.
Так говорит он Матрене, на что женщина с иронией отвечает: такого богатыря и мыши заесть могут. В этом эпизоде Некрасов намечает важную проблему русского народа: его безответность, неготовность к решительным действиям. Недаром характеристика Савелия совпадает с образом самого неподвижного из былинных богатырей – Святогора, который в конце жизни врос в землю.

«Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть». Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту. Под придуманное им словцо «Наддай!» ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено. Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть «клейменый, да не раб!

Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу. И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика «как яблочко в вершине старой яблони». Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов. Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. «Сто семь годов» жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, «по мелочи ушла».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

Тест по произведению