Ложные патриоты в романе война и. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» (Толстой Лев Н.)

Муниципальная средняя школа N 1

Реферат по литературе на тему

Истинный и ложный патриотизм в романе

«Война и мир»

Выполнила ученица 10 «В» класса

Зиновьева Ирина

Проверила учитель литературы

Чинина Ольга Юрьевна

Воронеж 2006год.

Вступление

Героически патриотическая и антивоенная темы - определяющие, ведущие темы романа-эпопеи Толстого. Это произведение на века запечатлело подвиг русского народа, с оружием в руках отстоявшего свою национальную независимость. «Война и мир» будет и в будущем сохранять это значение, воодушевляя народы на борьбу против иноземных захватчиков.

Автор «Войны и мира» был убежденным и страстным поборником мира. Он хорошо знал, что такое война, близко видел ее своими глазами. Пять лет молодой Толстой носил военный мундир, служа офицером-артиллеристом в действующей армии сначала на Кавказе, затем на Дунае и, наконец, в Крыму, где участвовал в героической обороне Севастополя.

Великому произведению предшествовала робота над романом о декабристе. В1856 году был объявлен манифест об амнистии людям 14 декабря, и их возвращение на родину вызвало обострение русского общества. Проявил внимание к этому событию и Л. Н.Толстой. Он вспоминал: “В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которого должен был быть декабрист, возвращающейся с семьей в Россию…” Писатель не намерен был давать читателю апофеоз декабристского движения: в его планы входило пересмотреть эту страницу русской истории в свете поражения декабризма и предложить свое понимание борьбы с ним, осуществляя мирными средствами и путем ненасилия. Поэтому герой задумано повествованию должен был, вернувшись из ссылки, осудить свое революционное прошлое и стать сторонником другого решения проблемы - нравственного улучшения как рецепта оздоровления всего общества. Однако замысел Толстого претерпел существенные изменения. Послушаем самого писателя: “ Невольно от настоящего (то есть 1856 год) я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но в 1825 году мой герой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славой для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времен 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам”. Так главной темой нового романа стала героическая эпопея борьбы с наполеоновским нашествием. Л.Толстой, однако, продолжает: “В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войск, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1825 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Это важное авторское свидетельство передает и грандиозный масштаб запечатленного в романе, и перерастание последнего в эпопею, и многогеройность произведения, и значимость осмысления в нем национального характера, и его глубокий историзм. Важным предшествующим сочинением Толстого стали “Севастопольские рассказы”, а импульсом в освещении исторических событий стала Крымская война с ее неудачами, нуждавшимися в осмыслении.

Работе над “Войной и миром” сопутствовал огромный творческий подъем писателя. Никогда до этого он не чувствовал свои умственные и нравственные силы столь свободными и предназначенными для творческой работы.

Л. Н. Толстой приступает к тщательному изучению исторических источников, документальной литературы, воспоминаний участников давних событий. Он штудирует работы А. И. Михайловского- Данилевского о войнах 1805- 1814 годов, “Очерки Бородинского сражения” Ф. Н. Глинки, “Дневник партизанских действий 1812 года” Д. В. Давыдова, книгу “Россия и русские” Н. И. Тургенева, “Записки о 1812 годе” С. Н. Глинки, мемуары А. П. Ермолова, воспоминания А. Д. Бестужева- Рюмина, “Походные записки артиллериста” И. Т. Радожицкого и многие другие сочинения этого типа. В библиотеке Ясной Поляны сохранилось 46 книг и журналов, которыми пользовался Толстой на протяжении всего времени работы над романом Война и мир. А всего писатель воспользовался трудами, список которых включает 74 названия.

Важной стала поездка в сентябре 1867 года на Бородинское поле, где когда-то произошла великая битва. Писатель обошел пешком прославленное поле, изучая местоположение русских и французских войск, размещение Шевардинского редута, Багратионовых флешей, батареи Раевского. Не менее существенными стали расспросы оставшихся в живых современников великих сражений, изучение быта отдаленной эпохи.

По мере работы над романом усиливается и обогащается его народное начало. “Я старался писать историю народа”,- такое признание оставил Толстой в черновике четвертого тома. Постепенно “мысль народная” стала определяющей в “Войне и мире”, любимой темой эпопеи стало изображение подвига народа в ходе событий русской истории. В роман вошло 569 персонажей, среди которых было200 исторических лиц. Но в их ряду отнюдь не затерялись главные герои произведения, судьбы которых писатель прослеживает тщательно, со всей необходимой психологической убедительностью. При этом автор связывает их самыми различными узами родства, любви, дружбы, женитьбы, деловыми отношениями, общим участием в грандиозных исторических событиях. В романе есть не мало лиц, отдельные черты жизни и характера которых отражают свойства предков и ближайших родственников Л. Н. Толстого. Так, в графе Ростове угадываются особенности графа Ильи Андреевича Толстого, деда писателя, а в старом князе Болконском - черты другого деда; графиня Ростова напоминает бабку Толстого - Пелагею Николаевну Толстую, княжна Марья впитала в себя черты матери Писателя- Марии Николаевны Волконской, а Николай Ростов - свойства отца, Николая Ильича Толстого. Князь Андрей вобрал особенности Сергея Николаевича, брата писателя, а в Наташе Ростовой запечатлелся образ Татьяны Андреевны Берс, свояченицы писателя. Все это свидетельствует о значительном автобиографизме романа и о глубокой жизненности его характеров. Но к автобиографизму “Война и мир” отнюдь не сводится: это широчайшее полотно, отразившее русскую историю. Ее героев и многоликий народный мир.

Работа над великой книгой потребовала титанического труда. Общее количество сохранившихся рукописей романа – свыше десяти тысяч чернового текста. Некоторые из частей эпопеи переписывались много раз, отдельные сцены переделывались, по словам Толстого, “до бесконечности”. Но в итоге неутомимой и напряженной роботы автора явился роман, составивший целую эпоху в истории русской культуры.

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество.

В романе “Война и мир” Толстой создал объёмную и многогранную картину войны. Но в этом произведении читатель видит не скачущих воинов с развернутыми полотнищами знамён, не парад и блеск побед, а обычные военные будни. На страницах романа мы встречаемся с рядовыми солдатами, видим их нелёгкий, тяжелый труд.

Писатель вводит нас во внутренний мир обыкновенного на первый взгляд человека. Но он показывает нам, что и такие неприметные люди могут быть интересны и привлекательны своей душевной красотой. Автор раскрывает нам, читателям, поэзию духовной жизни героя. Часто трудно разглядеть истинное лицо человека под наслоениями суеты повседневной жизни. Писатель показывает, что нужно уметь видеть в каждом человеческое достоинство, ту божественную искру, которая не позволит совершить человеку по-настоящему подлый поступок. В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой - кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими и отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие и выдвиженчество.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким как Растопчин в романе показан Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет выгоду и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о покупках, которые не являются необходимыми. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеется, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в батарее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Из описания дворника Ферапонтова мы видим, что этот человек, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, бьет свою жену за то, что она просит его уехать, он мелочно торгуется с извозчиком, но, поняв суть происходящего, сам сжигает собственный дом и уезжает. Он тоже, безусловно, патриот. Для него нет смысла в нажитом добре, когда решается судьба его родины. «Тащи все, ребята, не оставляй французам!» - кричит он русским солдатам.

А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк. И что заставляет его, богатого аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь русскому народу.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Идет война в Австрии. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода главнокомандующего. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения.

В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость он проявляется в бою, где “он в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих “трофеях”: “Прошу запомнить, ваше превосходительство!” Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: “Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство”. Везде и всегда Долохов беспокоится о себе, только о себе, все, что он делает, делает для себя.

Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал “искать” генерала в стороне от боя. Из-за не переданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров.

Героизм в романе выглядит буднично и естественно. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. При описании этого сражения автор показывает, как растерянность охватывала пехотные полки при известии об окружении. “Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха ”. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого “дела”, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. “Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: “Солдаты говорят, что, разувшись ловчее”, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась. Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: “Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой”.

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Битва казалась проиграна. Но в эту минуту наступавшие французы, вдруг побежали назад... и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Его действия происходят по велению сердца. Не численное превосходство, не сложные планы полководцев, а воодушевление ротного, поведшего за собой солдат, решает исход сражения, именно его решимость и воинственность заставили отступить неприятеля. “…С такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой…” Только благодаря Тимохину оборонявшиеся имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Русскими была одержана “победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”.

Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

Автор приводит нас к мысли, что не только исход военного сражения, но направление развития истории определяется именно деятельностью людских масс, связанных единством чувств и стремлений. Все зависит от духа солдат, который может превратиться в панический страх - и тогда сражение проиграно, или возвыситься до геройства – и тогда сражение будет выиграно. Полководцы становятся сильны лишь при условии, что они управляют не только действиями солдат, но и духом своего войска. А для выполнения этой задачи полководец должен быть не только военным главнокомандующим, но и ее духовным руководителем. Таким перед нами предстает Кутузов. Во время Бородинского сражения он сосредоточил в себе весь патриотизм русской армии. Бородинская битва – «народное сражение». «Скрытая теплота патриотизма», разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий «дух войска» предопределили победу. В этой битве раскрывается подлинная красота русского человека. Русскими была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии. На наполеоновскую армию в этом сражении «была наложена рука сильнейшего духом противника».

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем глубже продвигался Наполеон в глубь России, тем больше росли силы русского войска, тем больше слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Этот вывод следует из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Список литературы

1. Л.Н. Толстой “Война и мир”.

2. Ю. В. Лебедев “Русская литература XIX века”.

3. К. Н. Ломунова “Великая книга жизни”.

Камышева Анастасия, 10 класс

после прочтения и изучения романа Толстого "Война и мир" дети выполняли итоговую работу (реферат, презентация, видеоролик) Вот что получилось..

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческая работа: «Истинный и ложный патриотизм в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Выполнила ученица 10 класса Камышева Анастасия.

Предыстория К созданию «Войны и мира» Толстой пришел от замысла начатой в 1860 году повести «Декабристы». Декабристская тема определяла на раннем этапе работы композицию задуманного монументального произведения о почти полувековой истории русского общества(от 1812 до 1856.)

Предыстория Толстовское стремление исследовать глубины исторического и личного бытия замечательно сказалось в работе над великой эпопеей. Уже в процессе поисков начала, составления конспектов и работы над первыми частями будущего большого произведения определились его главные черты как романа-эпопеи, в котором рассказ об отдельных семьях и лицах, вымышленных и действительных, сочетается с раскрытием «характера русского народа и войска».

Раскрыть характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в моменты наивысшей славы, - такова важнейшая художественная задача «Войны и мира».

Почему роман-эпопея? 1)Основа содержания романа – жизнь общая, а не частная, события большого исторического масштаба. 2) В произведении раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях. 3)Более 600 персонажей.

Русский национальный быт и история народа, а также путь лучших представителей дворянского класса к народу являются идейно-художественным стержнем произведения. Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев «Войны и мира», как всегда у Толстого, к сближению с народом.

Истинный патриотизм Настоящий патриотизм - это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Истинный патриотизм Скрытый огонь народного патриотического чувства возникает в душах Андрея Болконского и его сестры, Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Именно в крестьянской России Пьер видит «необычайно могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживает жизнь этого целого, особенного и единого народа».

Черты патриотизма в Наташе Ростовой мы видим в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненных.

Истинный патриотизм Точно так же скромная, необщительная, замкнутая в своем душевном мире Марья Болконская преображается и неизменно вырастает в наших глазах, проявляя свой патриотизм. Это происходит в тот момент, когда Марья гневно отвергает предложение француженки Бурьен остаться во власти Наполеона, покориться ему.

Истинный патриотизм Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного.

В строю противников все иначе… Дух патриотизма отсутствует, каждый хочет выслужиться перед Наполеоном.

Истинный патриотизм Михаил Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: “Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли... Когда Россия больна, ей нужен свой человек”. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Образ Наполеона в романе. Наполеон -единственный образ в эпопее, обрисованный сатирически. Открытое возмущение автора не щадит самообожаемого, лживого, дерзкого Бонапарта. Толстой сравнивает Наполеона с русским царем Александром 1 и подчеркивает, что оба они рабы своего тщеславия, личных амбиций. Автор пишет о Бонапарте: «Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу». Ослепленный победами, французский император не видит и не хочет видеть многочисленных жертв войны, морально и физически калечащей людей.

Персонажи «Войны и мира» Изменяющиеся Застывшие Придворная и светская среда. Эти люди живут «призраками, отражениями жизни, подражанием», они неизменны.

«Застывшие» персонажи Всегда и всем одинаково улыбается Элен. При первом появлении ее «неизменная улыбка» упомянута трижды. Князь Василий Курагин, как и Элен, способен лишь на «одинаковое волнение» ленивого актера. Он всегда безжизнен. Та же безжизненность проявляется и в государственном деятеле Сперанском.

Ложный патриотизм Анна Павловна Шерер и Жюли Карагина также являются холодными и лживыми людьми. Воодушевиться они могут лишь фальшивой игрой в патриотизм. Они не способны сознать опасность и трудное положение, в каком находится русский народ, переживающий нашествие Наполеона, не способны проникнуться «мыслью народной».

Истинный и ложный патриотизм Таких людей как лжепатриоты будет много до тех пор, пока люди не осознают, что каждый должен защищать свою страну, и что кроме них этому сделать будет некому. Именно это хотел передать Лев Николаевич Толстой посредством антитезы, противопоставления истинных и ложных патриотов. Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему более точно донести до нас всю важность проблемы лжепатриотизма.

В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание мира - труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны – разобщение людей, народов, разрушение, смерть и горе.

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель - русский народ. Подлинные герои - простые русские люди, которые совершили великое дело - победили “непобедимого Наполеона”. ИТОГ

Урок 72. Роман «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм в изображении Л. Н. Толстого .

Цели:

- образовательные: - роман «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм в изображении Л. Н. Толстого;

Роль приема антитезы в изображении войны 1805-1807 гг., войны 1812 г., при изображении «трутней» и истинных патриотов ;

- развивающая: - развивать умение учащихся пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом; развивать умение исследовать литературный и справочный материал ;

- воспитательные: - воспитывать граждан своей страны на примере исторических и литературных событий и героев;

Воспитание чувства истинного патриотизма на примере героев Л.Н. Толстого .

Ход урока.

Патриотизм состоит не в пышных фразах…

В.Г. Белинский

    Проверка домашнего задания.

    Слово учителя.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере войны, которая ярко изображается на страницах романа, познакомимся с историческими событиями эпохи, увидим, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне. И снова мы встретимся с толстовским «срывание всех и всяческих масок» и контрастным сопоставлением разных групп героев.

    Беседа с элементами конспектирования.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Бранау. Идет смотр людям и снаряжению.

Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (Зачитать гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау.

Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Кратко охарактеризуйте план Кутузова.

Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны. Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. «Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

    «Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)

Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных».

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное (гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

    Оставление русскими своих земель. Смоленск (часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23) Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ (том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения.

Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

1.Настроение французского лагеря (гл.26-29)

2. Батарея Раевского (гл. 31-32)

3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).

    Ответить на вопросы:

1. Война 1805-1807гг. Дать характеристику.

2. Готова ли русская армия к войне?

3. Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении?

4. Почему русская армия потерпела поражение под Аустерлицем?

5. Кто из героев романа терпит свой « Аустерлиц»?

6. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.

7. Понятны ли русским солдатам ее цели?

8. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?

9. Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?

10. Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?

    Итог урока.

    Домашнее задание.

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество.

Один из основных вопросов, который волнует Толстого - это вопрос о патриотизме и героизме русского народа, он рассмотрен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о своем романе и о верных сынах Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях. Таким решением патриотической темы Лев Николаевич отразил подлинную историческую действительность. Она заключается в изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своём романе и о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях.

В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой -- кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими и отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие и выдвиженчество.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким как Растопчин в романе показан Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет выгоду и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о покупках, которые не являются необходимыми. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти». война мир патриотизм толстой

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины

Идет война в Австрии. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода главнокомандующего. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения.

В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость он проявляется в бою, где “он в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих “трофеях”: “Прошу запомнить, ваше превосходительство!” Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: “Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство”. Везде и всегда Долохов беспокоится о себе, только о себе, все, что он делает, делает для себя.

Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал “искать” генерала в стороне от боя. Из-за не переданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров.

Героизм в романе выглядит буднично и естественно. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. При описании этого сражения автор показывает, как растерянность охватывала пехотные полки при известии об окружении. “Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха ”. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого “дела”, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. “Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: “Солдаты говорят, что, разувшись ловчее”, -- и смущается, чувствуя, что шутка не удалась. Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: “Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой”.

Второй герой Шенграбенского сражения -- Тимохин. Битва казалась проиграна. Но в эту минуту наступавшие французы, вдруг побежали назад... и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Его действия происходят по велению сердца. Не численное превосходство, не сложные планы полководцев, а воодушевление ротного, поведшего за собой солдат, решает исход сражения, именно его решимость и воинственность заставили отступить неприятеля. “…С такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой…” Только благодаря Тимохину оборонявшиеся имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Русскими была одержана “победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”.

Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем глубже продвигался Наполеон в глубь России, тем больше росли силы русского войска, тем больше слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Этот вывод следует из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ: «ТЕМА ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

Выполнил: учащийся

Кириллов А.Ф.

Проверила: Федулова Е.А.

АСТРАХАНЬ 2005

ТЕМА ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ

«ВОЙНА И МИР»

Главная тема романа "Война и мир" - изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своей корысти.

Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом томе он рассказывает о войне с Наполеоном 1805-1807 гг., где Россия (союзница Австрии и Пруссии) потерпела поражение. Идет война. В Австрии генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так, автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где "он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера". Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих "трофеях": "Прошу запомнить, ваше превосходительство!" Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: "Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство". Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет и поведение Жерехова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Но русская армия состояла не только из таких офицеров. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого "дела", маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. "Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: "Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась".

Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: "Успехам дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой".

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Казалось, все потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, "не должны", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что "решилась Расея!". А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества "делом народным", всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

"Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят ", - вот и всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл " неясных " и тоже слишком кратких слов солдат: " Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят". Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину. В романе " Война и мир "Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Д. С. Лихачёв писал: " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части вся оканчивается в России, и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли. Нет в "Войне и мире" ни Лейпцигской битвы народов, ни взятия Парижа. Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова. Дальше этот народный герой "не нужен". Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны... Вторгающийся враг, захватчик не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим определён его образ".

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского народа, поднявшегося на борьбу с врагом.

Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза "со шпажонками", а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация "дубины народной войны".

В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать "языка", вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: "Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь".

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить " кресты, рубли, чины ". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи " высшему свету ", проявляются и в характере царя.

Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: "Старый комедиант". С. П. Бычков писал: "Нет, не Александр I был" спасителем отечества", как это тщились изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира".

Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства. Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко-философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это - другая сторона "мысли народной".

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами. "В полку его называли "наш князь", им гордились и его любили", - писал Толстой. Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям, народу. Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял, что будущее народа зависит не от воли правителей, а от самого народа. Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Уже поняв внутренние пружины войны, Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира. Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, "туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов". Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский, не Сперанский, не император Александр, а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории.

Простые русские солдаты сыграли также решающую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: "Пока есть жизнь, есть и счастье". Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова зарождается идея опрощения: "Солдатом быть, просто солдатом! " Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу, потрясли его сознание, возбудили желание переменить, перестроить всю свою жизнь. Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12 - го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает "ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатлелись у него в душе под названием они". "Солдатом быть, просто солдатом", - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали "наш барин", как Андрея "наш князь". Пьер не может стать "просто солдатом", капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны".

Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, одушевлённая патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в другую, счастливую и радостную минуту - русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней национального духа. От Наташи исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного, выводящая "на вольный божий свет".

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности "удесятерило" силы. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм, "дух войска" делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе-эпопее "Война и мир".

Список использованной литературы

1. Л.Н. Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.

2. А.А. Сабуров, "Война и мир" Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика", Изд-во МГУ, 1981г.

3. Л. Либединская, "Живые герои", М., "Детская литература" 1982г.

Подобные документы

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Отечественная война 1812 года. Обновление темы Отечественной войны. Принципиальное художественное открытие Пушкина. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над "Война и мир".

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    Первое точное свидетельство, датирующее начало работы Л.Н. Толстого над романом "Война и мир". Освободительная война, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Варианты начала романа. Описание событий Отечественной войны 1812 года.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Писатели о Великой войне. Трагическая судьба народа во Второй мировой войне. Юрий Бондарев и его произведения о войне. О человеке на войне, о его мужестве повествуют произведения Виктора Астафьева. Тема трагедии войны не исчерпаема в литературе.

    сочинение , добавлен 13.10.2008

    Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею "Тихий Дон". Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Знание и точное описание реалий войны, правды жизни. Ведь самая изначальная правда о войне не в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда в том, что они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага.

    реферат , добавлен 16.06.2004

    Традиция изображения в русской литературе войны и участвующего в ней человека. Интерес к его внутреннему миру, Л.Н. Толстой "Севастопольские рассказы", "Война и мир". Особенности изображения человека на войне в рассказах О.Н. Ермакова и В.С. Маканина.

    реферат , добавлен 18.02.2009

    Попытка создания панорамы войны в романе "Они сражались за Родину". Мироощущение человека на войне в романе "Они сражались за Родину". Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    дипломная работа , добавлен 25.09.2009

    Война длинною в жизнь. Юность поэтессы. Первые стихи. Стихотворения о Великой Отечественной войне: из-за парты в блиндаж; "основное дело" ее жизни; Юлия Друнина и Зинаида Самсонова. О войне после войны. Ю. Друнина - секретарь Союза писателей. О любви.

    реферат , добавлен 09.02.2008

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.