Истинные и ложные патриоты война мир. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир

Патриотическая тема в романе Л. Толстого «Война и мир»

«Война и мир» - заглавие вечной книги, великого романа-эпопеи Л. Н. Толстого. Война... Это слово ужа­сает любого человека, потому что война - «страшное дело». Участие в этом деле может быть чудовищным преступлением, а может быть вынужденной самоза­щитой, делом тяжким и кровавым, но необходимым, а значит, героическим и благородным.

Во время войны 1812 года, описанию которой посвя­щены многие страницы «Войны и мира», произошло удивительное объединение русского народа, независи­мо от сословной принадлежности, пола, возраста, по­тому что Россия оказалась в смертельной опасности. Все были охвачены единым чувством, Толстой назвал его «скрытой теплотой патриотизма», проявлявшимся не в громких словах и высокопарных лозунгах, а в по­истине героических поступках, каждый из которых по-своему приближал победу. Это нравственное чувст­во, безусловно, давно жило в душе каждого русского человека, таилось где-то в глубине его души, но настал момент - тяжелая для родины пора - и оно вырва­лось наружу, достигло наивысшего своего проявле­ния. Русский народ благодаря ему предстал в войне 1812 года настоящим героем-богатырем.

«Когда «силы двунадесяти языков Европы ворва­лись в Россию»»,- отмечает исследователь К. Лому-нов,- наш народ поднялся на священную освободи­тельную войну». Сам Толстой говорил, что «цель на­рода была одна: очистить свою землю от нашествия». Эта цель была ясна всем: от полководца до простого солдата, крестьянина, партизана.

Осознавая весь ужас положения, в котором оказа­лась родина, люди шли на смерть, проявляли истин­ный героизм, до конца выполняли свой долг. Именно в России Наполеон столкнулся с необыкновенной ду­ховной стойкостью, мужеством, непоколебимостью и любовью к отечеству.

Рисуя эпизоды различных сражений, Толстой по­казывает, что не численное превосходство, не военное мастерство и стратегические планы мудрых полко­водцев, а воодушевление воюющих влияет на ход боя, обеспечивая победу. Воодушевившись сам, заражает этим чувством своих подчиненных Тимохин, человек, которого никто не считает героем и который сам абсо­лютно не думает о собственном героизме. «Что себя жалеть теперь!» - восклицает он.

Мужественно сражается и решает исход сражения и Тушин со своей батареей, про которую все забыли. Он не говорит громких слов, он молча делает великое дело. Тушин показал себя настоящим храбрецом. Внешне этот человек ничем не примечателен, но сила духа его и внутренний стержень очевидны.

Центральная, вершинная часть романа - Боро­динская битва. Именно здесь с наибольшей силой и яркостью проявились народный патриотизм и геро­изм, потому что именно здесь каждый осознал и по­нял весь смысл и все значение этой войны как священ­ной, освободительной войны. У русских участников Бородино не было сомнения в исходе сражения. Для каждого из них он мог быть только один: победа лю­бой ценой. Русский народ вел бой за свою землю, за родину. Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба отечества. «...Считаю,- говорит Андрей Бол­конский,- что от нас действительно будет зависеть завтрашний день... От того чувства, которое есть во мне, в нем,- он указал на Тимохина,- в каждом сол­дате». Воины надевали перед сражением чистое белье торжественно, как к важнейшему в жизни делу, гото­вясь к исполнению своего долга - умереть, но не до­пустить победы врага.

Внутренний огонь все сильнее разгорался во всех, кто сражался: в людях батареи Раевского, в Пьере Безухове, Андрее Болконском, героически пожертво­вавшем собой, и в других. Благодаря этому огню, рус­ская армия одержала величайшую победу над своими противниками.

В романе «Война и мир» Толстой говорит и о дубине «народной войны», внесшей немалый вклад в общую победу. Эта война велась без знания правил военного искусства. Восхищают своим подвигом партизанские отряды Денисова и Долохова, которые благословляет сам Кутузов. Удивляет старостиха Василиса, «побив­шая сотни французов», и безымянный дьячок, «взяв­ший в месяц несколько сот пленных». Партизанские отряды, вооруженные всего лишь топорами и вилами, по частям уничтожали великую наполеоновскую ар­мию. Эти отряды были хорошим подспорьем в делах действующей армии. Их сила состояла в ярости, во внезапности, в непредсказуемости, с которой они на­падали на врага, и в неуловимости. Наполеон «не пе­реставал жаловаться Кутузову и императору Алек­сандру на то, что война велась противно всем правилам...».

Л. Н. Толстой, рисуя образы партизан и солдат та­ких, например, как Тихон Щербатый и Платон Кара­таев, сосредоточил в них основные качества русского народа. Щербатый - яркий образ народного мстите­ля. Он активен, бесстрашен, жесток. Он оказался «са­мым нужным человеком» в отряде Денисова. В нем сочетаются находчивость и удаль русского крестьян­ства. Тихон, так же как и многие другие, восстает про­тив врага не потому, что его кто-то принуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.

Переполнено патриотизмом и сердце Платона Ка­ратаева, хотя в романе он противопоставлен Щербато­му. «...Червь капусту гложет,- замечает Платон,- а сам прежде того пропадает». «Москва, она всем горо­дам мать»,- также справедливо говорит Каратаев. Он олицетворяет собой мудрость, долготерпение и доброту русского человека. Попав в плен и познако­мившись там с Пьером Безуховым, Каратаев учит его терпеливости и всепрощению.

Общенародное единство выразилось и в отношении к собственному имуществу, тому, что наживалось многолетним трудом, было по-настоящему дорого, в умении пожертвовать им. Смоленский купец Фера­понтов, проникшись стихийным патриотическим чувством, призывает солдат грабить его же лавку, хотя поначалу в его душе заговорил хозяин. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!» - все-таки про­кричал он, и в итоге сам поджег свой двор. Семья Рос­товых по настоянию Наташи, которой владело гуман­ное и патриотическое чувство, оставляет в Москве все имущество и отдает подводы раненым.

Смоленские сцены романа, по словам К. Ломунова, замечательны тем, что «в них наглядно показано, как в русском народе родились чувства оскорбления и не­годования, вызванные вражескими действиями, пе­решедшие вскоре в прямую ненависть к захватчи­кам».

Народному патриотизму писатель противопоста­вил лжепатриотизм отдельных представителей свет­ской знати, проявившийся только лишь в высокопар­ных фразах о любви к родине и ничтожных деяниях. К таким персонажам относятся князь Василий Курагин и его дети Ипполит, Элен, Анатоль; гости салона Анны Павловны Шерер; Борис Друбецкой, главная цель которого не постоять за родную землю, а сделать собственную карьеру; Долохов, ищущий наград и чи­нов; Жюли Курагина, введшая штраф за разговор на французском языке; Берг, старающийся извлечь из войны как можно больше выгод для себя. К счастью, подобных им все же было немного.

Толстой рисует величие подвига русского народа и вместе с тем бичует войну, приносящую тяготы, бед­ствия, муки. Многие разорены. В огне пожарищ гиб­нут города и села. Русская армия терпит огромные по­тери. Но все это писатель называет «страшной необхо­димостью» и с любовью, с гордостью и восторгом говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания во имя ос­вобождения родной земли. Он вкладывает в уста Ку­тузова справедливые, замечательные слова о русском народе: «Чудесный, бесподобный народ!»

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа — победителя в войне 1812 года. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе (уход населения из Смоленска и Москвы, голод) , смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов) . Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1805-1807 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм — это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным . Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения “одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера”, широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. “Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться”, - сказал он смеясь”. Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил.

Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин , оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо.

Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов . Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: “Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек”. Кутузов живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат , прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе - подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России. После того как Наполеона вытеснили за русские границы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь .

Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

Андрей Болконский. Кадр из фильма «Война и мир» (1965 год)

Лев Николаевич показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны — Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек, по мысли Толстого, не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)

Большое значение писатель придает партизанскому движению . Вот как Толстой описывает его стихийный рост: ”Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку” . Толстой характеризует партизанскую “войну не по правилам” как стихийную, сравнивая ее с дубиной, “поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил … гвоздившей французов … пока не погибло все нашествие” .

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина , карьеристов вроде Бориса Друбецкого . Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и просто так получать награды.

Таких людей, как лжепатриоты будет много до тех пор, пока люди не осознают, что каждый должен защищать свою страну, и что кроме них этому сделать будет некому. Именно это хотел передать Лев Николаевич Толстой посредством антитезы, противопоставления истинных и ложных патриотов. Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему более точно донести до нас всю важность проблемы лжепатриотизма.

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царяткорыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин , который расклеивает по Москве глупые «афишки» , призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху» .

Показательна для понимания авторского отношения к происходящему и реакция участников сцены на поведение Берга — как прямая, так и не имеющая прямой связи с монологами героя. Прямая реакция заключена в действиях графа: “Граф сморщился и заперхал…”; “Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!..” Еще более определенна реакция Наташи Ростовой: “…это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?..” Восклицание Наташи Ростовой несколько оторвано от монологов Берга, фабульно оно связано с рассказом Пети о ссоре родителей из-за подвод. Но очевидно, что Толстой вкладывает эти слова в уста Наташи в том числе и с целью дать окончательную оценку лицемерному бесстыдству Берга (неслучайно упоминание о немцах).

Таков, наконец, Друбецкой , который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии» . Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье — слияние с простым народом. (“Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель — русский народ.

Муниципальная средняя школа N 1

Реферат по литературе на тему

Истинный и ложный патриотизм в романе

«Война и мир»

Выполнила ученица 10 «В» класса

Зиновьева Ирина

Проверила учитель литературы

Чинина Ольга Юрьевна

Воронеж 2006год.

Вступление

Героически патриотическая и антивоенная темы - определяющие, ведущие темы романа-эпопеи Толстого. Это произведение на века запечатлело подвиг русского народа, с оружием в руках отстоявшего свою национальную независимость. «Война и мир» будет и в будущем сохранять это значение, воодушевляя народы на борьбу против иноземных захватчиков.

Автор «Войны и мира» был убежденным и страстным поборником мира. Он хорошо знал, что такое война, близко видел ее своими глазами. Пять лет молодой Толстой носил военный мундир, служа офицером-артиллеристом в действующей армии сначала на Кавказе, затем на Дунае и, наконец, в Крыму, где участвовал в героической обороне Севастополя.

Великому произведению предшествовала робота над романом о декабристе. В1856 году был объявлен манифест об амнистии людям 14 декабря, и их возвращение на родину вызвало обострение русского общества. Проявил внимание к этому событию и Л. Н.Толстой. Он вспоминал: “В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которого должен был быть декабрист, возвращающейся с семьей в Россию…” Писатель не намерен был давать читателю апофеоз декабристского движения: в его планы входило пересмотреть эту страницу русской истории в свете поражения декабризма и предложить свое понимание борьбы с ним, осуществляя мирными средствами и путем ненасилия. Поэтому герой задумано повествованию должен был, вернувшись из ссылки, осудить свое революционное прошлое и стать сторонником другого решения проблемы - нравственного улучшения как рецепта оздоровления всего общества. Однако замысел Толстого претерпел существенные изменения. Послушаем самого писателя: “ Невольно от настоящего (то есть 1856 год) я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но в 1825 году мой герой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славой для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времен 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам”. Так главной темой нового романа стала героическая эпопея борьбы с наполеоновским нашествием. Л.Толстой, однако, продолжает: “В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войск, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1825 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Это важное авторское свидетельство передает и грандиозный масштаб запечатленного в романе, и перерастание последнего в эпопею, и многогеройность произведения, и значимость осмысления в нем национального характера, и его глубокий историзм. Важным предшествующим сочинением Толстого стали “Севастопольские рассказы”, а импульсом в освещении исторических событий стала Крымская война с ее неудачами, нуждавшимися в осмыслении.

Работе над “Войной и миром” сопутствовал огромный творческий подъем писателя. Никогда до этого он не чувствовал свои умственные и нравственные силы столь свободными и предназначенными для творческой работы.

Л. Н. Толстой приступает к тщательному изучению исторических источников, документальной литературы, воспоминаний участников давних событий. Он штудирует работы А. И. Михайловского- Данилевского о войнах 1805- 1814 годов, “Очерки Бородинского сражения” Ф. Н. Глинки, “Дневник партизанских действий 1812 года” Д. В. Давыдова, книгу “Россия и русские” Н. И. Тургенева, “Записки о 1812 годе” С. Н. Глинки, мемуары А. П. Ермолова, воспоминания А. Д. Бестужева- Рюмина, “Походные записки артиллериста” И. Т. Радожицкого и многие другие сочинения этого типа. В библиотеке Ясной Поляны сохранилось 46 книг и журналов, которыми пользовался Толстой на протяжении всего времени работы над романом Война и мир. А всего писатель воспользовался трудами, список которых включает 74 названия.

Важной стала поездка в сентябре 1867 года на Бородинское поле, где когда-то произошла великая битва. Писатель обошел пешком прославленное поле, изучая местоположение русских и французских войск, размещение Шевардинского редута, Багратионовых флешей, батареи Раевского. Не менее существенными стали расспросы оставшихся в живых современников великих сражений, изучение быта отдаленной эпохи.

По мере работы над романом усиливается и обогащается его народное начало. “Я старался писать историю народа”,- такое признание оставил Толстой в черновике четвертого тома. Постепенно “мысль народная” стала определяющей в “Войне и мире”, любимой темой эпопеи стало изображение подвига народа в ходе событий русской истории. В роман вошло 569 персонажей, среди которых было200 исторических лиц. Но в их ряду отнюдь не затерялись главные герои произведения, судьбы которых писатель прослеживает тщательно, со всей необходимой психологической убедительностью. При этом автор связывает их самыми различными узами родства, любви, дружбы, женитьбы, деловыми отношениями, общим участием в грандиозных исторических событиях. В романе есть не мало лиц, отдельные черты жизни и характера которых отражают свойства предков и ближайших родственников Л. Н. Толстого. Так, в графе Ростове угадываются особенности графа Ильи Андреевича Толстого, деда писателя, а в старом князе Болконском - черты другого деда; графиня Ростова напоминает бабку Толстого - Пелагею Николаевну Толстую, княжна Марья впитала в себя черты матери Писателя- Марии Николаевны Волконской, а Николай Ростов - свойства отца, Николая Ильича Толстого. Князь Андрей вобрал особенности Сергея Николаевича, брата писателя, а в Наташе Ростовой запечатлелся образ Татьяны Андреевны Берс, свояченицы писателя. Все это свидетельствует о значительном автобиографизме романа и о глубокой жизненности его характеров. Но к автобиографизму “Война и мир” отнюдь не сводится: это широчайшее полотно, отразившее русскую историю. Ее героев и многоликий народный мир.

Работа над великой книгой потребовала титанического труда. Общее количество сохранившихся рукописей романа – свыше десяти тысяч чернового текста. Некоторые из частей эпопеи переписывались много раз, отдельные сцены переделывались, по словам Толстого, “до бесконечности”. Но в итоге неутомимой и напряженной роботы автора явился роман, составивший целую эпоху в истории русской культуры.

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество.

В романе “Война и мир” Толстой создал объёмную и многогранную картину войны. Но в этом произведении читатель видит не скачущих воинов с развернутыми полотнищами знамён, не парад и блеск побед, а обычные военные будни. На страницах романа мы встречаемся с рядовыми солдатами, видим их нелёгкий, тяжелый труд.

Писатель вводит нас во внутренний мир обыкновенного на первый взгляд человека. Но он показывает нам, что и такие неприметные люди могут быть интересны и привлекательны своей душевной красотой. Автор раскрывает нам, читателям, поэзию духовной жизни героя. Часто трудно разглядеть истинное лицо человека под наслоениями суеты повседневной жизни. Писатель показывает, что нужно уметь видеть в каждом человеческое достоинство, ту божественную искру, которая не позволит совершить человеку по-настоящему подлый поступок. В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой - кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими и отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие и выдвиженчество.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким как Растопчин в романе показан Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет выгоду и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о покупках, которые не являются необходимыми. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеется, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в батарее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Из описания дворника Ферапонтова мы видим, что этот человек, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, бьет свою жену за то, что она просит его уехать, он мелочно торгуется с извозчиком, но, поняв суть происходящего, сам сжигает собственный дом и уезжает. Он тоже, безусловно, патриот. Для него нет смысла в нажитом добре, когда решается судьба его родины. «Тащи все, ребята, не оставляй французам!» - кричит он русским солдатам.

А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк. И что заставляет его, богатого аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь русскому народу.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Идет война в Австрии. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода главнокомандующего. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения.

В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость он проявляется в бою, где “он в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих “трофеях”: “Прошу запомнить, ваше превосходительство!” Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: “Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство”. Везде и всегда Долохов беспокоится о себе, только о себе, все, что он делает, делает для себя.

Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал “искать” генерала в стороне от боя. Из-за не переданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров.

Героизм в романе выглядит буднично и естественно. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. При описании этого сражения автор показывает, как растерянность охватывала пехотные полки при известии об окружении. “Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха ”. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого “дела”, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. “Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: “Солдаты говорят, что, разувшись ловчее”, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась. Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: “Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой”.

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Битва казалась проиграна. Но в эту минуту наступавшие французы, вдруг побежали назад... и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Его действия происходят по велению сердца. Не численное превосходство, не сложные планы полководцев, а воодушевление ротного, поведшего за собой солдат, решает исход сражения, именно его решимость и воинственность заставили отступить неприятеля. “…С такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой…” Только благодаря Тимохину оборонявшиеся имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Русскими была одержана “победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”.

Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

Автор приводит нас к мысли, что не только исход военного сражения, но направление развития истории определяется именно деятельностью людских масс, связанных единством чувств и стремлений. Все зависит от духа солдат, который может превратиться в панический страх - и тогда сражение проиграно, или возвыситься до геройства – и тогда сражение будет выиграно. Полководцы становятся сильны лишь при условии, что они управляют не только действиями солдат, но и духом своего войска. А для выполнения этой задачи полководец должен быть не только военным главнокомандующим, но и ее духовным руководителем. Таким перед нами предстает Кутузов. Во время Бородинского сражения он сосредоточил в себе весь патриотизм русской армии. Бородинская битва – «народное сражение». «Скрытая теплота патриотизма», разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий «дух войска» предопределили победу. В этой битве раскрывается подлинная красота русского человека. Русскими была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии. На наполеоновскую армию в этом сражении «была наложена рука сильнейшего духом противника».

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем глубже продвигался Наполеон в глубь России, тем больше росли силы русского войска, тем больше слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Этот вывод следует из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Список литературы

1. Л.Н. Толстой “Война и мир”.

2. Ю. В. Лебедев “Русская литература XIX века”.

3. К. Н. Ломунова “Великая книга жизни”.

Патриотизм в романе "Война и мир".

Роман "Война и мир" - величайшее произведение мировой литературы.
Создавался он с 1863 по 1869 гг. В романе более 600 действующих лиц.
Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны.
И хотя Толстой именно мирную жизнь считает настоящей жизнью людей, в центре повествования - рассказ об Отечественной войне. Толстой ненавидел войны, но эта война со стороны России была освободительной, Россия отстаивала свою независимость, русские люди защищали свое отечество. Естественно, поэтому автор затрагивает в своем романе проблему патриотизма, но рассматривает ее неоднозначно. Он доказывает, что в дни, тяжелые для России, большинство русских людей проявляли подлинный патриотизм и мужество, защищая родину. Но были и такие - их меньшинство, - кто только играли в патриотизм и мужество. Это ненавистное Толстому светское общество, завсегдатаи салонов Шерер, Курагиной, Безуховой. Их так называемый патриотизм выразился в том, что они перестали говорить по-французски, на стол у них не подавались французские блюда, а в салоне Элен и от этого не отказались и сочувствовали Наполеону. Были люди, подобные Борису Трубецкому, которые делали карьеру в дни страданий отечества. Толстой противопоставляет этой кучке лжепатриотов истинных сынов отечества, для который в годину испытаний главным была родина. Народ и лучшая часть дворянства, в понимании Толстого, составляли нацию. В дни войны свою истинную любовь к родинепроявили дворяне Болконские, Ростовы и многие другие. На свои средства снаряжали ополчение, сын Болконского, Андрей, отправился в действующую армию, не желая быть адъютантом. Пьер Безухов остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Но этого ему не удается. На батарее Раевского он помогает батарейцам. Жители Москвы покидают и сжигают город. Когда старик Болконский провожает сына, он говорит, что если Андрей поведет себя подло, ему будет горько и стыдно. Наташа отдает подводы для раненых. Княжна Болконская не может оставаться в имении, захваченном врагами.
Толстой рассказывает о настроении, которое владело солдатами. Накануне Бородинского сражения солдаты надели чистые рубахи, потому что шли на священный смертный бой за Россию. Они отказались от лишней порции водки, так как не хотели быть одурманенными. Они говорили: "Всем миром навалиться хотят, один конец сделать хотят. Писатель показывает, как сражались солдаты батареи Раевского. Пьера поражала будничность, с которой они в этих страшных условиях выполняют свой долг. Толстой считает, что Бородинское сражение было нравственной победой русской армии. Русские не уступили. Стойкость и мужество, проявленные защитниками Москвы в Бородинском сражении, питались именно чувством патриотизма.
Пьер беседует с князем Андреем. Князь Андрей настроен чрезвычайно зло: "Французы - враги твои и мои. Они пришли, чтобы уничтожить Россию. Война - это мерзость, но русские вынуждены вести эту войну, а Наполеон пришел, как захватчик, врага нужно уничтожить, тогда уничтожится и война".
Толстой прекрасно рисует партизанскую войну. Восхищается тем, что десятки Карпов и Власов, вооружившись вилами и топорами, шли на захватчиков. Иронизирует по поводу того, что Наполеон возмущен войной не по правилам. Дубина народной войны поднялась и гвоздила французов, пока не изгнала последнего захватчика. Партизанское движение было самым ярким проявлением патриотизма всего народа.
Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: "Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли... Когда Россия больна, ей нужен свой человек".
Кутузов был подлинно народным полководцем, он понимал солдат, их нужды, настроение, потому что любил свой народ.
Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе - подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России.
После того как Наполеона вытеснили за русские границы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь.

(402 слова) Рассказывая читателям об Отечественной войне против Наполеона в своём романе-эпопее «Война и мир», Толстой затронул тему патриотической борьбы русского народа. Но автор, воздерживаясь от слепой героизации той борьбы, прежде всего интересовался вопросом о том, что такое настоящий патриотизм и как отличить его от обычного популизма.

Уже в самом начале писатель во всей красе демонстрирует нам понятие ложного патриотизма. Мы видим погрязшее в пошлости и лицемерии дворянское общество, обсуждающее войну в Европе. Слышны громкие патетические речи, проклинающие Наполеона, пафосные пожелания победы России. Но за этими громкими словами нет реальных дел, дворянство, оторванное от реальной действительности, не имеет никакого реального понятия о войне и просто следует официальной позиции правительства. Подавляющая часть дворянского общества стремится лишь к достижению своих личных целей и укреплению своих позиций на социальной лестнице. Картина лжи и лицемерия становится ещё ярче, когда нас переносят в Австрию, где мы видим деморализованных солдат, которые даже не понимают, с кем они воюют. Толстой показывает, как элита Российской империи, прикрываясь модными лозунгами о спасении отечества, посылает солдат в бессмысленную мясорубку ради интересов правителей и генералов.

Характерно и то, что после Тильзитского мира антинаполеоновская риторика дворянского сословия мгновенно меняется на строго противоположную. Провозглашаются тосты за французского императора, превозносится русско-французская дружба. Толстой в очередной раз подчёркивает беспринципность дворянского сословия, подстраивающихся под сильных мира сего.

Уже в двенадцатом году войска Наполеона вторгаются на территорию России. Толстой вновь клеймит дворянское общество, которое даже в самый критический для страны час оказывается не способным видеть дальше своего носа. Князь Курагин, который пытается лавировать между двумя противоположными мнениями о Кутузове, Елена Курагина, которая в самый разгар войны принимает католичество и увлечена только разводом с мужем, штабные офицеры, которые озабочены исключительно повышением по службе. Только те дворяне, которые отошли от высшего света, проявляют настоящий патриотизм и действительно заботятся о стране и народе. Однако даже такие выдающиеся личности, как Николай и Пётр Ростовы, Андрей Болконский, Федор Долохов, являются всего лишь песчинками на фоне народного подъёма, охватившего страну. По мнению Толстого, именно всеобщая, даже не всегда осознанная сила простого русского народа смогла сломить до этого непобедимую армию Наполеона. При этом Толстой остаётся верным себе: война, по его мнению, — это чудовищное злодеяние, покрытое грязью и кровью. Люди, защищая свою страну, способны на самые зверские и бесчеловечные поступки.

Толстой показывает нам, что настоящее патриотическое чувство пробуждается в часы самых тяжёлых испытаний. Именно его спонтанность и искренность, лишённая стремления к собственной выгоде и пустого бахвальства, отличают его от ложного патриотизма, который используют для своих целей мерзавцы и мошенники.

Чего не хватает этому краткому сочинению-рассуждению? Ответьте Многомудрому Литрекону в комментариях.