Актуальность собачьего сердца в наше время. Актуальность повести собачье сердце булгакова сочинение

Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска. «Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть писателя.

Все, что именовалось строительством социализма, вос­принималось писателем Булгаковым как эксперимент. Автор повести скептично относится к попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами и к методам вос­питания нового человека. Для него это было вмешатель­ством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Именно об этом автор своим про­изведением и предупреждает читателей.

В основе повести лежит рискованный эксперимент. Когда профессор Преображенский в ходе своих научных опытов неожиданно для себя самого получает из собаки человека и затем пытается воспитывать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Как-никак он крупнейший ученый, человек высокой культуры и вы­соких нравственных правил. Но он терпит поражение. Почему? Отчасти потому, что в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице преддомкома Швондера, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента в сознательного строи­теля социализма. Лозунгами его «напичкивает». Энгель­са дает почитать. Это вчерашнему Шарику-то. А наслед­ственность?..

Задатки бездомного, вечно голодного и униженного пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков - существо, по природе своей агрессивное, наглое и жестокое. Только одного ему и не­доставало: известного революционного лозунга: «Кто был ничем, тот станет всем».

Швондер вооружил Шарикова идейной фразой, то есть, он - его идеолог, его «духовный пастырь». Па­радокс же в том, что, помогая утвердиться существу с «собачьим сердцем», он и себе копает яму. Натравливая Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать на любого, сказать, что он враг, и Шариков его унизит, уничтожит. Как это напоминает советское вре­мя и особенно тридцатые годы... Да и в наши дни такое встречается.

Финал истории с профессорским экспериментом поч­ти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в его исходное состояние, и с тех пор каждый занимает­ся своим делом: профессор - наукой, Шарик - собачьей службой профессору.

Такие люди, как Шариков, гордятся своим низким происхождением, «усредненным» образованием, потому что это отличает их от тех, кто духом и разумом высок, а потому должен, по их разумению, быть втоптан в грязь. Только так над ними возвысится Шариков. Невольно за­даешь себе вопрос: сколько их было и сколько их есть среди нас сейчас? Тысячи, десятки, сотни тысяч? Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас.

Это, например, народный судья, который, в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступле­ний, осуждает невинного. Это может быть врач, который отворачивается от больного, или чиновник, у которого взятки стали уже в порядке вещей. Это известный депу­тат, который при первой же возможности ухватить ла­комый кусок сбрасывает маску, и, показывая свою ис­тинную сущность, готов предать своих избирателей. Все самое высокое и святое превращается в свою противопо­ложность, потому что в таких людях всегда живет жи­вотное.

Шариковы со своей поистине собачьей живучестью не смотрят ни на что, пройдут везде по головам других. Со­бачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому эта повесть, на­писанная в начале века, остается актуальной и в наши дни и служит предупреждением грядущим поколениям.

    М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. В московский...

    В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе. Результаты непродуманных...

    Повесть «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений М. Булгакова. Речь в ней идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, об опасности вторжения в естественный ход жизни. После чтения повести становится ясно, что самое страшное...

    Сатирические повести М. Булгакова занимают особое место как в его творчестве, так и во всей русской литературе. Если бы они были широко напечатаны и оценены в свое время, то, возможно, смогли бы послужить предостережением от многих ошибок – но, увы,...

    Стать бесстрастно над красными и белыми. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков - мистический писатель, как он сам себя называл. Как-то очень чутко он сумел услышать свое время и понять грядущее, поэтому во всех своих произведениях Булгаков...

  1. Новое!

    1. Литература в качестве отражения действительности. 2. Символы эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце». 3. Столкновение новой и старой жизни в произведении. 4. Опасность, исходящая от шариковых. Каждое литературное произведение является отражением...

Легендарное произведение Булгакова “Собачье сердце” изучается на уроках литературы в 9 классе. Его фантастическое содержание отражает вполне реальные исторические события. В “Собачье сердце” анализ по плану предполагает подробный разбор всех художественных аспектов произведения. Именно эта информация представлена в нашей статье, включая анализ произведения, критику, проблематику, композиционную структуру и историю создания.

Краткий анализ

Год написания – повесть написана в 1925 году.

История создания – произведение создаётся быстро – за три месяца, расходится в самиздате, однако опубликовано на родине только в 1986 году в период перестройки.

Тема – неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.

Композиция – кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.

Жанр – социально-философская сатирическая повесть.

Направление – сатира, фантастика (как способ подачи художественного текста).

История создания

Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье. Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.

Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”.

После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. “Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”. Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.

Тема

Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.

Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.

Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.

Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20-30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.

Смысл названия произведения в том, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.

Композиция

Повесть имеет кольцевую композицию, что можно проследить, следуя за содержанием произведения.

Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик довольного животного.

Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.

В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования. Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке – Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку. Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.

Главные герои

Жанр

Жанр “Собачье сердце” принято обозначать как повесть. По сути оно является социальной или политической сатирой. Переплетение острой сатиры с философскими размышлениями о будущем после революции даёт право называть произведение социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1746.

В Собачьем сердце автор всячески высмеивал пролетариат и, на мой взгляд, одна из наиболее очевидных и явных трактовок заключается в неспособности принять пролетариатом более высокие идеи. Различные светлые идеалы коммунизма, новые возможности для простых людей могут восприниматься как человеческое существование по сравнению с «собачьим» бытием угнетенного рабочего. Только вот, когда он оказывается вне этих угнетающих рамок, то не может ничего воспринять, он требует за собой контроля.

На самом деле Булгаков, вероятно, писал и в целом про человеческую природу и поэтому повесть актуальна и в настоящие дни, да и вообще практически всегда. Немного шовинистически Михаил Афанасьевич разделяет человеческих существ на достойных и воспитанных и недостойных, таких, которые по своей природе являются еще животными, собаками. Такие аналогии используются во многих традициях, к примеру в индуизме человека, который интересуется только животными делами и удовольствиями, называют чанчала или пашу, даже православные старцы писали о разных типах людей, в том числе и таких, которые суть – просто псы, обличенные человеческим телом.

Если посмотреть на настоящие дни, ситуация не особенно поменялась, да и, вероятно, не поменяется. Ведь, когда разумные люди размышляют зачем, животные – размножаются. Как пел известный панк-музыкант Игорь Летов: «В мире правят собаки, тела населяют собаки, в мозгах завывают собаки и здесь останутся только собаки». Весьма точный диагноз человечеству как процессу, подобный диагноз ставит и Преображенский, когда отчетливо заявляет: «Клим, Клим Чугункин» имея в виду даже не негативное воздействие собачьей природы, но суть забулдыги Чугункина, который влачил собачью жизнь, по сути.

Безусловно, все эти концепции с градациями, кто является животным и кто является аристократом несут нередко деструктивные элементы. К примеру, подобное миропонимание может выливаться в крайне непродуктивные формы, которые также могут наблюдаться в отмеченной выше Индии, хотя,в целом, кастовая система там весьма разумна.

Булгаков иронизировал не только над собако-людьми, он критически относился и к представителям интеллигенции, если разобраться, поэтому повесть и актуальна, она многогранно исследует человеческое общество и взаимоотношения между различными его представителями и пластами.

Сочинение 2

В произведении Булгакова «Собачье сердце» два главных героя: профессор Преображенский и Шариков – искусственный человек, созданный профессором и его помощником доктором Борменталем из уличной собаки Шарика. Сама задумка профессора была гениальна: очеловечить собаку путем пересадки ей важной железы внутренней секреции – гипофиза. Ожидания от операции были огромны: новый человек должен был быть гораздо лучше и развитее, чем все остальные. Но что-то пошло не так: хотя сердце у Шарикова осталось собачьим, мозги явно работали по-пролетарски. Видимо, сказывалось влияние пересаженного гипофиза, взятого у пьяницы Клима Чугункина.

Шариков превращался в человека очень быстро: быстро вылезла лишняя шерсть, отпал хвост, появились зачатки осмысленной речи. И поначалу ученых все радовало: стал курить и есть селедку, как человек. Разрешил надеть на себя брюки. Но положительные эмоции на этом и закончились. Очеловечившись, Шариков стал вести себя нагло и бесцеремонно, считая, что вокруг ему все должны: должны кормить, так как он где-то должен столоваться, должны прописать, так как у него самого нет жилья. Нищий Клим Чугункин ничего не нажил за свою недолгую жизнь и ничему не научился. Единственное, что он мог, это – играть на балалайке по трактирам. Но ему ничего больше и не было нужно! Зачем напрягаться, если можно отнять у богатых все и поделить между такими же бедными. Вот это будет справедливо! Все мастерство нетрезвого пролетария и его мировоззрение передается Шарикову. И он пытается «все поделить», тем более, что у него куча единомышленников – Швондер и его компания.

Действие происходит после революции в двадцатые годы прошлого века. Начинается «уплотнение» богатых и дележ их имущества: для начала в квартиры подселяют бездомных, которые начинают топить паркетом печки и гадить в туалетах. Это, к сожалению, долгое время считалось нормой и признавалось большинством. Ведь сколько храмов были просто загажены и разрушены. «Мир – хижинам, война – дворцам». Вот лозунг того времени. А почему все должны разрушить дворцы и жить в хижинах, сказать трудно.

Шариков со своим мировоззрением неожиданно для профессора и Борменталя «идет в гору»: он даже находит работу «по специальности» - очищает город от бродячих животных, ненавистных ему котов. За ним начинают присылать машину, он начинает носить «кожанку», так модную тогда среди руководящих работников. Но это еще полбеды: он пишет на профессора и доктора Борменталя кляузу. И их спокойный мир рушится: мало того, что нарушено спокойствие, возникает еще и куча физических неудобств, доставляемых Шариковым. Но Шариков нагло объясняет все происходящее: да, затопил ванную, так ведь хотел проучить кота! И проучил, несмотря ни на что. Все можно, все дозволено. И ничего за это не будет.

Пословица гласит: бойся гнева терпеливого человека. И терпеливый профессор Преображенский и не менее терпеливый Борменталь прогневались со всеми вытекающими отсюда последствиями: они превратили вредного Шарикова обратно в собаку. Причем, пес был добрый и ласковый, по словам профессора. Значит, всему виной не собачье сердце, а гены Клима Чугункина, как сейчас принято говорить.

Это сказка, а сказки всегда кончаются хорошо. Все получили по заслугам. И карета превратилась обратно в тыкву, а наглый Шариков – в доброго пса, благодарного, в отличие от Шарикова, за все сделанное ему профессором.

В СССР это произведение Булгакова длительно замалчивалось, потому что симпатию вызывал не пролетарий Шариков, как этого бы хотелось, а буржуазный Филипп Филиппович – умный, интеллигентный и образованный. Да и революционные деятели не вызывали доверия. А это в корне противоречило учению марксизма-ленинизма и верному курсу партии, которым наша страна шла долгие годы. С момента написания «Собачьего сердца» прошло почти сто лет, но этот шедевр Булгакова стал не менее, а более актуальным и востребованным: сюжет с налетом фантастики, чудесный язык и торжество справедливости делают это произведение одним из лучших произведений мировой классики. Как, впрочем, и все остальные произведения Булгакова.

  • Сочинение Алеко в произведении Цыганы (образ и характеристика)

    Алеко - главное действующее лицо поэмы Александра Пушкина «Цыганы». Он является образом цивилизованного человека. Юноша постоянно критикует жизнь в городе.

  • Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема раскрывается в двух сатирических повестях Булгакова: “Роковые яйца” и “Собачье сердце”.

    Повесть “Собачье

    Сердце” отличается оригинальностью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.

    В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести – профессор Филипп Филиппович Преображенский – задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

    И вот профессор свершает главное дело своей жизни – уникальную операцию-эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий

    Гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. “Профессия – игра на балалайке по трактирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной”. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавший “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первое произнесенное им слово было “буржуи”. А потом – ругань: “не толкайся!”, “Подлец”, “…слезай с подножки”. Это был омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка”.

    Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, его помощником доктором Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. “Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…”; “Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!” – негодует профессор. “Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?”

    Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника – управдома Швондера, который воспитывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

    Люмпен Шариков инстинктивно “учуял” главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип создавшегося так называемого социалистического общества: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело – общеизвестно. Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто.

    Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его “служба” в отделе чистки города от бродячих животных.

    Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.

    Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Преображенского, “строчит” донос на профессора.

    На страницах повести хирургу-чародею удается вернуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: природа не терпит насилия над собой.

    Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, “кто был никем”, стал “всем”, но и показал, что может получиться в результате такой метаморфозы. Писатель предупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но создать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.

    Сочинения по темам:

    1. Михаил Афанасьевич Булгаков – художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое...
    2. В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков поднимает ряд острых нравственных вопросов, во все времена тревоживших русских писателей: тему преступления...