Что такое психологическая глубина изображения героев. §2

Психологизм (англ. psychologism) - термин «Психологизм» многозначен. В литературоведении так именуется стилевая характеристика художественных произведений, в которых подробно и глубоко изображается внутренний мир персонажей (их ощущения, мысли, чувства и т.д.), дается тонкий и убедительный психологический анализ душевных явлений и поведения. Выделяют 3 основные формы психологического изображения: суммарно-обозначающую, прямую и косвенную (А.Б. Есин). В 1-м случае явления внутреннего мира лишь называются (как в плохих учебниках по психологии), во 2-м - они детально описываются, в 3-м - изображение осуществляется через описание поведенческих признаков. В особую, вспомогательную форму следует выделить лишь намеки на душевные состояния и свойства героев с помощью описания окружающей их обстановки, как это мастерски делал И. Тургенев посредством изображения картин природы.

За пределами психологии литературоведческий анализ является, пожалуй, единственной сферой, где психологизм имеет положительную репутацию и коннотацию. Во всех др. контекстах он понимается как нечто достойное осуждения и искоренения (с позиций антипсихологизма).

Согласно Н.О. Лосскому: «Психологизм есть направление, рассматривающее все явления, входящие в круг к.-л. науки, как психические процессы, и соответственно этому утверждающее, что законы, которым они подчинены, суть законы психологические». Однако в реальной практике борьбы за или против П. порою происходят загадочные явления, которые вынужден был признать и Лосский: «Так, нередко два гносеолога, одинаково отрицательно относящиеся к П., вступая в спор, обвиняют друг друга в безотчетном П. Наоборот, иногда гносеолог, открыто признающий себя сторонником П., безотчетно развивает свои теории в духе антипсихологизма».

Подобные недоразумения являются следствием игнорирования квантора общности, входящего в определение П. Кроме того, представители разных направлений могут не соглашаться друг с другом относительно роли, которую играют психические процессы в исследуемой ими области явлений. Наконец, от крайнего П. необходимо отличать его умеренный вариант - психоцентризм, свойственный, прежде всего, самим психологам, и выражающийся в таком, несколько наивном, представлении о системе научного знания (особенно человекознания), в котором психология занимает центральное, ведущее или ключевое положение (Ж. Пиаже , Б.Г. Ананьев).

Приведем краткие формулировки некоторых концепций, в которых усматривается П.: психология должна стать основой (фундаментом) для всей философии или некоторых ее дисциплин (Д.С. Милль, Э. Бенеке, Ф. Брентано , Т. Липпс); психология служит основанием для др. наук (напр., В. Дильтей и В. Вундт видели в психологии основу для наук о духе, Л.И. Петражицкий - для общественных наук); к психической реальности «сводится» к.-л. др. реальность (к ней пытался свести социальную действительность Г. Тард, а языковую - Бодуэн де Куртенэ).

В П. нередко обвиняются плодотворные психологические подходы, направления и школы за пределами психологии, которые активно используют психологические теории и эмпирические методы психологии, выдвигают психологические (в т.ч. психоаналитические) объяснения исторических, этнографических, лингвистических, филологических, демографических, социологических, криминологических, экономических и т.п. фактов. Единственным законным основанием для негативно-оценочного суждения о П. к.-л. «психологизированной» концепции должно быть обнаружение ее внутренних и притом достаточно существенных ошибок, а вовсе не сам факт использования психологических методов, понятий и объяснений при изучении социальных явлений. Свидетельством оздоровления морального климата в постсоветской философии и социальных науках явилось снятие ярлыка П. с многих зарубежных социально-психологических концепций. Одновременно более позитивной стала коннотация самого термина «П.». Но старая привычка иногда дает о себе знать в смене значения: то, что раньше с осуждением называлось П., теперь может именоваться «обыденным» представлением (тем самым допускается элементарная логическая ошибка: тот факт, что П. свойственен обыденным представлениям, используется для отождествления всякого П. с ними).

Антипатия к наивно-психологическим объяснениям возникла задолго до общепринятой даты рождения психологической науки. В исторической науке против них резко выступал, напр., Гегель, писавший: «Еще недавно, согласно имевшей широкое распространение психологической т. зр. на историю, наибольшее значение придавалось т.н. тайным пружинам и намерениям отдельных индивидов, анекдотам, субъективным влияниям. Однако в настоящее время... история вновь стремится обрести свое достоинство в изображении природы и хода развития субстанционального целого, в понимании характера исторических личностей на основании того, что они делают».

Впечатляющая по глубине и тщательности критика психологизма в логике и гносеологии содержится в 1-м томе «Логических исследований» Э. Гуссерля. Логический психологизм состоит в понимании логики как науки, связанной с психологией мышления примерно тем же способом, как связаны между собой теоретическая и экспериментальная физика. Говоря иначе, психологисты полагали, что законы логики должны проходить эмпирическую проверку в психологическом исследовании мышления или же выводиться из человеческого опыта чисто индуктивным путем (Милль). К такому пониманию располагает традиционное определение логики как науки о законах мышления. (В то же время вопрос о возможности использования логики в качестве источника объяснительных гипотез для психологии мышления решается вполне положительно. В частности, Пиаже предлагал развивать психо-логику, задачей которой было бы «построение средствами алгебры логики дедуктивной теории, объясняющей некоторые экспериментальные открытия психологии, а не обоснование логики на основе психологии».)

Несмотря на титанические усилия антипсихологистов, вырвать «П.» с корнем не удается. Лучше всего о его живучести свидетельствует тот факт, что в упомянутых «Логических исследованиях» Гуссерль на месте разгромленного им П. построил феноменологическую теорию сознания человека, которую вопреки стратегической интенции автора вскоре зачислили в разряд «П.». Между прочим, эту теорию взяли на вооружение психологи-экспериментаторы Вюрцбургской школы. В качестве крупной уступки П. расценивается и более поздняя идея Гуссерля о «жизненном мире» как основе всякого объективного знания.

В общекультурном плане заслуживает внимания вывод Г.П. Федотова («Ecce homo»), рассмотревшего причины и мотивы гонений на «П.» (а также на близкие к нему эмоционализм, сентиментализм, рационализм), о том, что подобные гонения являются частным случаем гонений на гуманизм и «на то, без чего человек перестает быть человеком». (Б. М.)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Психологизм

  1. обозначение точки зрения, согласно которой психология является фундаментальной наукой и тенденция объяснять события, происходящие в мировом сообществе, в соответствии с такой точкой зрения. Данная точка зрения имеет веские основания, особенно если принять, что человек – действительно разумное существо, способное подниматься своим разумом, сознанием над случайными обстоятельствами и над самим собою. Массы людей, погруженные в сиюминутные ситуации и желания, просто погибают, потому, что не нашлось людей, которые были бы способны вырвать их рефлекторного образа жизни. Кроме того, люди создают или некоторое время терпят то или иное общественное устройство в соответствии со своими потребностями, стремлениями, целями, ожиданиями и надеждами, то есть в согласии со своей психологией, а не слепыми и примитивными экономическими законами, которыми пропитались материалисты, и законами социологии, которые лишь описывают взаимоотношения людей, групп, классов, но не объясняют причин таких взаимоотношений;
  2. тенденция объяснять природу психопатологических феноменов с позиций обыденной психологии, свойственная и некоторым психологам с университетскими дипломами.

Психологический словарь. И. Кондаков

Психологизм

  • Словообразование - происходит от греч. psyche - душа logos - учение.
  • Категория - система мировоззренческих представлений.
  • Специфика - в соответствии с ним в основу анализа картины мира ставятся данные психологии. Этой позиции придерживались: Д.С. Милль, Э. Бенеке, Ф. Брентано , Т. Липпс, В. Дильтей , В. Вундт, Г. Тард, И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Психологизм - наиболее общее значение относится к точке зрения, согласно которой психология - фундаментальная наука, и события, происходящие в мире, трактуются, исходя из этого. Значение этого термина зависит, конечно, кто его использует. Многие не-психологи употребляют как форму упрека, психологи обычно этого не делают.

предметная область термина

Введение ………………………………………………………………... С. 4-9

І глава: Психологизм таинственных повестей В.Ф. Одоевского и Э.А. По: теоретико-методологические основы исследования ……………… С.10-18

I.1. Основные точки зрения ученых по поводу развития психологизма в литературе………………………………………………………………... С. 10-11

I.2. История развития психологизма в литературе…………………….. С. 11-17

I.3. Методика исследования психологизма в произведениях В.Ф. Одоевского и Э.А. По …………………………………………………………………. С. 17-18

II глава: Сознательное и бессознательное в поведении

геро ев В.Ф. Одоевского и Э.А. По …………………………………… С. 19-33

II.2. Сознательное и бессознательное в поведении героев Э.А. По…………………………………………………………………… С. 23-28

II.3. Сознательное и бессознательное в поведении героев В.Ф. Одоевского………………………………………………………... С. 28-33

III глава: Внешнее и внутреннее в структуре личности В.Ф. Одоевского и Э.А. По ………..………………………………………………………… С.34-45

III.1. Теория вопроса …………………………………………………… С.34-37

III.2. Внешнее и внутреннее в структуре личности В.Ф. Одоевского и Э.А. По …………………………………………………………………… С. 37-45

Заключение …………………………………………………………… С.46-48

Список использованной литературы ……………………………... С.49-53

Психологизм в литературе всегда вызывал интерес у исследователей. С момента появления в художественных текстах этой тенденции – описания психологических причин поступков героя – и до наших дней психология личности остается до конца не изученной, в психике человека содержится множество тайн, сокрытых от науки.

Наиболее полно впервые психологизм был выявлен в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, которые обратили особое внимание на динамику чувств и мыслей своих героев, на «диалектику души». В их произведениях конкретно и полно воспроизведены процессы формирования мыслей, чувств, переживаний героев, их сплетение и влияние друг на друга.

При описании динамики чувств героев используется большое количество художественных средств. Характерны внутренние монологи персонажей, рефлексия, описание сновидений и видений. Особое внимание отныне уделяется не только сознанию, но и подсознанию, которое часто движет человеком, изменяет его поведение и ход мыслей. О взаимодействии сознательного и бессознательного в поведении человека писали еще З. Фрейд и К.Г. Юнг, но споры и гипотезы по данной теме выдвигаются до сих пор.

Тема данной бакалаврской работы – психологизм «таинственных» повестей В.Ф. Одоевского и Э.А. По. Князя Одоевского всегда интересовал внутренний мир человека со всеми его тайнами, а Э.А. По по праву признан мастером «страшных» рассказов, в которых гениально раскрывается «диалектика души».

Актуальность данного исследования обусловлена возросшим интересом к психологизму как эстетической категории, его проявлениям в литературе.. Пристальное внимание к трем составляющим психики человека, а именно к «оно», «я» и «сверх-я», помогает раскрыть и объяснить причины того или иного поведения человека. В любой момент работы сознания в нем присутствует нечто осознаваемое и непознаваемое. Осознание всего не представляется возможным, неосознаваемое переплетается с осознаваемым. Процесс мышления неразделимо связан с синтезом составляющих сознания. Термин «индивидуальность» впервые приобретает особую значимость именно в эпоху романтизма, в то время, когда творили По и Одоевский. В произведениях этих авторов видно повышенное внимание к личности, ее действиям, изменениям и душевным порывам, что не было характерно для литературы до тех пор.

Русская литература не была распространена в Америке, и не вся американская литература доходила до России, однако в произведениях указанных авторов прослеживается большое количество схожих черт при раскрытии характеров героев. Существуют труды, в которых рассматривается психологизм повестей Одоевского, различные исследователи писали и о динамике характеров героев По, однако психологизм в творчестве этих писателей не сопоставлялся, и в этом заключается новизна данной бакалаврской работы.

Объектом исследования являются «страшные» новеллы «Падение дома Ашеров» и «Вильям Вильсон» Э. По и повести «Сильфида» и «Косморама» В.Ф. Одоевского, которые традиционно относятся к «таинственным». В рассматриваемых произведениях наиболее явно чувствуется сходство тенденций американской и русской романтической прозы, а использование одинаковых мотивов и других художественных приемов позволяет сопоставить творчество данных писателей и выявить общие закономерности литературного процесса. Также сближает По и Одоевского повышенный интерес к непознаваемому до конца явлению – психике человека и скрытых в ней тайнах.

Предмет курсовой работы – специфические особенности новелл По и повестей Одоевского, в которых на первый план выдвигается рассмотрение индивидуального своеобразия героев и попытка пояснения процесса мышления, раздвоения личности персонажей, причины их неадекватного поведения.

Целью нашей работы является анализ ряда психологических явлений, замеченных В.Ф. Одоевским и Э.А. По в человеке и воплощенных ими в характерах своих героев. Также мы рассмотрим в поведении героев черты сознательного и бессознательного, то есть, действия, контролируемые ими и действия, совершаемые на подсознательном уровне. В соответствии с этим перед нами поставлены следующие задачи :

Рассмотреть понятия «психологизм», «индивидуальное своеобразие», «характер», «сознание», «сознательное», «бессознательное», «внешнее», «внутреннее»;

Разобрать, как через внешнее проявляется внутреннее в характерах героев;

Обратить внимание на индивидуальное своеобразие героев;

Рассмотреть состояние героев и причины разрушения цельности их сознания;

Доказать, что «сознательное» и «бессознательное» в синтезе двигают героями по ходу повествования;

Выяснить результат работы мысли героев;

Сопоставить героев произведений Э. По и В.Ф. Одоевского.

Степень изученности. Понятие психологизма в литературе начиная с XIX века играет одну из центральных ролей. Психологизм можно охарактеризовать как принцип организации художественной формы, при котором средства изобразительности имеют целью рассмотрение и описание душевной жизни человека во всем ее многообразии. Эта тенденция требует от писателя отражения в своих произведениях подробностей, которые выражают внутренний мир персонажа (мыслительные процессы, сны, неосознанные действия, эмоции, реакции и т.д.). Буквально каждый поступок героя является реакцией на какой-либо внешний раздражитель, это причина определенного душевного состояния. Любое внешнее проявление эмоций связано с процессами, имеющими место в психике человека, оно служит целям психологического изображения.

На сегодняшний день нет четкой модели эволюции психологизма. Психологизмом занимались многие ученые, в частности, А.Б. Есин, В.В. Фащенко, И.В Страхов, Л.С. Выготский, А.А. Слюсарь, З. Фрейд и другие. Однако примечательно, что проявления психологизма в творчестве В.Ф. Одоевского и Э.А. По фактически не исследовались, попытки проанализировать эту тенденцию были, но фундаментального труда по данной теме не существует до сих пор.

Первоначальное философское представление о человеке заключается в признании его разумным, или сознательным существом. Человек разумен, как и мир, в котором он обитает. Отличительной чертой человека от других живущих с ним в одном мире существ является сознание, или мышление. В конце XIX века было высказано предположение, что человек неразумен, и разум не играет особой роли в его жизни. Из психологов первым усомнился в ценности разума для человека ученый Зигмунд Фрейд. Фрейд объяснял поступки человека через инстинкты и воспоминания из детства, то есть, бессознательное выступает в качестве основной причины тех или иных действий человека.

С критикой анализа Фрейда выступил Карл Густав Юнг, предполагая, что бессознательное вырабатывает определенные идеи, являющиеся единственной основой мировоззрения человека.

Позже теории и Фрейда и Юнга оспаривались, дополнялись, перерабатывались, однако первоисточники наиболее полно и точно дают представление о сознании и его составляющих.

В нашей курсовой работе мы опирались на труды З. Фрейда, К.Г. Юнга, Ю.В. Ковалева, А.Б. Есина, И.В. Страхова, А.Н. Николюкина, М.А. Турьян, Т.Ю. Моревой, В.Б. Мусий, М.О. Маттисена и других исследователей.

Наиболее значимыми в нашем исследовании являются работы З. Фрейда, А.Б. Есина, К.Г. Юнга, Ю.В. Ковалева. Фрейд в собрании статей «Психология бессознательного» показывает, доказывает и поясняет неразделимость сознания от глубинных уровней психической активности. Особое место занимают статьи Фрейда «Психопатология обыденной жизни», «Я и оно», «Психология сна», «Анализ фобии пятилетнего мальчика» и другие, где психолог показал влияние бессознательного на мотивы поведения человека.

А.Б. Есин в своем фундаментальном исследовании «Психологизм русской классической литературы» рассматривает психологизм как свойство художественной литературы, обращает особое внимание на собенности его проявления, опираясь на произведения русских писателей XIX века. Именно он указывает на то, что психологизм произведений эпического жанра отличается от психологизма в лирическом или драматическом жанрах.

В труде «Инстинкт и бессознательное» К.Г. Юнг описывает инстинктивную деятельность, связывает инстинкты с концепцией бессознательного, а также указывает на иррациональность мотиваций инстинктивных поступков. В работе «Отношения между эго и бессознательным» психолог раскрывает зависимость «я» от «оно», то есть, от поведения, не поддающегося контролю, основанного на инстинктах. А работа «Становление личности» рассматривает формирование человеческой личности как своего рода эволюцию разума.

Монография Ю.В. Ковалева «Эдгар Аллан По» интересна тем, что в ней подробно рассмотрена биография и творчество американского писателя. Внимание уделено и журналистской деятельности, и поэтическому творчеству, и новеллистике, что имеет для данной работы особую ценность.

Книга М.А. Турьян «Странная моя судьба» является подробным описанием жизни и творчества русского автора В.Ф. Одоевского, личность и писательская деятельность которого также важна при написании работы и рассмотрении произведений данного писателя.

В нашей работе мы использовали сравнительно-сопоставительный и описательный методы для изучения психических процессов в поведении героев американского и русского писателей-романтиков.

Структура работы : бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Так как главной задачей психологизма является выявление особенностей внутреннего мира героев, то в работе особую значимость приобретает анализ их индивидуальных особенностей.

Первая глава имеет название «Психологизм таинственных повестей В.Ф. Одоевского и Э.А. По: теоретико-методологические основы исследования», в которой будет рассмотрена история изучения психологизма в зарубежном и советском литературоведении.

Вторая глава – «Сознательное и бессознательное в поведении героев Э.А. По и В.Ф. Одоевского», в которой рассматривается влияние осознаваемых и непознаваемых установок на динамику характеров персонажей.

Третья глава называется «Внешнее и внутреннее в структуре личности Э.А. По и В.Ф. Одоевского», где будут рассмотрено соответствие внутренних переживаний героев с их внешним выражением.

Объем работы – 53 страницы.

Глава І. Психологизм таинственных повестей В.Ф. Одоевского и Э.А. По: теоретико-методологические основы исследования.

Вопрос о теории психологизма поднимался достаточно активно в русском и зарубежном литературоведении. И сегодня интерес к психологизму и его проявлениям не угасает в теории литературы. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует большое количество работ по этой проблеме, всё еще отсутствует единое определение феномена художественного психологизма, его элементах и важности в структуре художественного текста. Понятие психологизма до сих пор терминологически точно не определено, отсутствуют инструментальный анализ и методология этого явления. В литературоведческих работах психологизм характеризуется как явление, тенденция, стиль, жанр, метод. При рассмотрении произведений различных эпох говорят о лирическом, синтетическом, абстрактном психологизме. Интересен психологизм как рассмотрение психики человека в художественном произведении не только теоретикам литературы, но и лингвистам, психологам и философам.

Несмотря на отсутствие четкого определения психологизма, этот вопрос активно рассматривается при изучении творчества русских и зарубежных писателей. Таким образом, можно говорить о том, что понимание сущности данного явления является неотъемлемой частью анализа художественных произведений.

Понятие «художественный психологизм» остается на сегодняшний день одним из самых сложных и неоднородных, поскольку отсутствует его четкая дефиниция. Тем не менее, теоретики литературы часто используют этот термин в своих трудах. Иногда взгляды на сущность психологизма у разных исследователей противоречат друг другу. Однако, художественный психологизм является одним из самых значительных явлений в литературе, и он привлекает к себе внимание многих ученых. Этот интерес обусловлен, во-первых, спецификой понятия, его многоаспектностью и наукоемкостью (поскольку особенности психологизма – это также сфера интересов лингвистов, психологов, философов), а во-вторых, прямым отношением к другим фундаментальным проблемам литературоведения.

Впервые интерес к художественному психологизму появился более полутораста лет назад. Основы были заложены русским писателем и литературным критиком Н.Г. Чернышевским, который занимался исследованием творчеством писателя Л.Н. Толстого. Описывая методы, используемые писателями-современниками Толстого при описании своих героев, Чернышевский в статье «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого» указал: «Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всё более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей» 1 , у Толстого же – «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…» 2 . Параллельно критик рассматривает особенности психологизма Пушкина, Тургенева, Лермонтова.

Чернышевский характеризует психологический анализ как «едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту» 3 , поскольку рассмотрение психики человека предполагает самоуглубление личности, рефлексию и анализ собственных действий. Идея Чернышевского о важности этого явления остается актуальной и по сегодняшний день.

Позднее исследования психологизма в литературе были продолжены в научной сфере психологического направления культурно-исторической школы в литературоведении, которая сложилась в русском литературоведении в конце XIX – начале ХХ веков. Психологическое направление стало значительной частью этой школы, так как в конце XIX века художественная литература стала оказывать существенное влияние на образ мыслей и общественно-значимые события. Основателем этого направления явился А.А. Потебня.

Представители психологического направления опирались на психологию как точную науку и во всем искали стимулы, определяющие художественное творчество. Литература понималась как результат душевной деятельности писателя, и, по мнению последователей этой школы, именно психология может помочь в психологическом анализе литературных персонажей, а также самих писателей. Индивидуальный психический акт понимался как центр всех психологических теорий искусства. Герой рассматривался как создающий или воспринимающий субъект, предметом же анализа и пристального внимания становились психические процессы, происходящие в сознании.

С конца ХIХ в. психологическое содержание литературы становится предметом многоаспектного изучения, объектом интереса не только филологии, но и других наук (в частности, психологии). Небывалый расцвет психологизма связан также с резким возрастанием интереса к идейно-нравственной проблематике, что связано с социально-историческим развитием России.

Поднятые русскими исследователями проблемы соотношения литературы и психологии, языка и мышления, творчества и восприятия были рассмотрены и переосмыслены исследователем Л.С. Выготским. Основной его труд «Психология искусства» представляет большой интерес, поскольку в ней ученый изложил собственное видение отражения психологизма в художественной литературе. Интересна идея Выготского о катарсисе, который является, по его мнению, «центральной и определяющей частью эстетической реакции» 1 .

На протяжении всего ХХ века проблема психологизма особенно интересовала теоретиков литературы. Однако если в начале века психологизм рассматривался как художественный метод, то в 70-ые годы и далее наметился переход к историческому осмыслению этого явления.

Недостаточная разработанность понятия психологизма и его особенностей не позволяла исследователям теории литературы найти решения этой проблемы. Долгое время особое внимание литературоведов уделялось творчеству писателей-реалистов (Достоевский, Толстой, Чехов), так как именно в литературе эпохи реализма особенно тщательно рассматривается личность человека, его внутренний мир и динамичность его мыслей и чувств.

Интересный подход к проблеме художественного психологизма наметился в исследованиях историко-типологического характера, прежде всего в монографии Л.Я. Гинзбург «О психологической прозе». Здесь зволюция психологического изображения человека в художественных текстах рассматривается в исторически определенных стилевых воплощениях. Так, исследователь рассматривает творчество Толстого, Достоевского и других русских писателей, сравнивая использованные ими в произведениях приемы с приемами зарубежных авторов, в частности, в текстах Стендаля, Гюго. Гинзбург определяет психологизм как «исследование душевной жизни в ее противоречиях и глубинах» 2 , говорит о важности психологического анализа, о способах его изображения, делая акцент на том, что среди всех средств анализа «особое место принадлежит внешней и внутренней речи персонажей» 1 . Но не только этот фактор влияет на развитие героя, важную роль играет также содержание социальной жизни: наука, общественная деятельность, искусство – все эти моменты обогащают душу.

Также особое внимание на внутренние монологи при психологическом анализе обратил советский психолог и исследователь Страхов И.В., который в сборнике «Психологический анализ в литературном творчестве» рассматривал используемые методы различных писателей. На основании исследования творчества А.П. Чехова в 5-ой части «Психологического анализа…» Страхов выделил 5 видов внутренней речи: вербальный, логически упорядоченный внутренний монолог; расчлененный на две-три части монолог; монолог с двумя тематическими линиями из-за влияния внешних впечатлений; монолог с застойностью мыслительного процесса и слабостью динамизма в развитии мысли и монолог с нарушенной логикой мышления и фантастичностью 2 . Также исследователь обращает внимание на большую значимость изображения характера как такового. Особое место, по мнению исследователя, занимает психологический портрет.

Украинский исследователь и теоретик литературы В.В. Фащенко в своем монументальном труде «Характеры и ситуации» также рассматривает принцип художественного анализа. Он рассматривает различительные особенности человека, индивида, индивидуальности, личности и характера и дает определение последнего термина: «характер в художественном произведении – это изображенные в свете авторского идеала относительно постоянные свойства и изменчивые отношения, образующие закономерно своеобразное социально-психологическое единство, которое формируется и выявляется во внешней и внутренне деятельности человека» 1 . Автор указывает на то, что человек и его характер, раскрытый во всем своем многообразии и динамичности, является центром художественного текста, а также на то, что пристальное внимание к внутреннему миру человека позволяет использовать при описании так называемую внутреннюю речь.

О характере писал и известный советский литературовед М.М. Бахтин, выделивший в монографии «Эстетика словесного творчества» два основнополагающих направления при построении характера: классический и романтический 2 . Под классическим характером Бахтин понимает преобладание в индивидуальности общечеловеческого начала, романтический же характер – средоточие неисчерпаемых индивидуальных возможностей личности.

Однако эволюция психологизма в литературе еще не определилась как научная проблема. Как правило, суждения о психологизме не выходили за рамки изучения творчества конкретных писателей. Не сих пор не была выявлена система объективных факторов, определяющих развитие психологизма (чаще всего к таковым относят влияние литературных традиции).

В ХХ веке происходит особая психологизация литературы. Психологизм стал рассматриваться как неотъемлемая составляющая движения историко-литературного процесса. Интерес к означенной проблеме не ослабевает, открываются новые горизонты исследований.

Русские исследователи занимались также рассмотрением психологизма и в зарубежной литературе. Так, интересны наблюдения Н.В. Забабуровой (работа «Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм)»), А.В. Карельского (статья «От героя к человеку (Развитие реалистического психологизма в европейском романе 30–60-х годов XIX в.)») и других.

Н.В. Забабурова предложила в своих исследованиях комплексный подход к изучению психологизма, при котором произведение анализируется на различных уровнях: тип психологической проблематики, концепция личности данной эпохи и уровень поэтики 1 . Следует отметить, что рассмотрение психологизма в тексте возможно лишь при целостном анализе, в совокупности всех его компонентов.

Исследователь европейского романа А.В. Карельский предложил различать несколько типов психологизма: типизирующий и индивидуализирующий, а также дедуктивный и индуктивный. Исследователь также говорит о концепции «неисключительного героя» 2 .

Примечателен тот факт, что именно исследователи зарубежной литературы обратили внимание на многоаспектность психологизма в художественных произведениях и на то, что при исследовании этого явления необходимо руководствоваться синхроническим и диахроническим подходами.

Особого внимания заслуживают исследования советского исследователя А.Б. Есина, в частности, монография «Психологизм русской классической литературы». Исследователь рассматривает понятие психологизма в широком и узком планах, где в широком плане психологизм представляет собой «всеобщее свойство искусства, заключающееся в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров» 1 , а в узком плане – это свойство характерно лишь для отдельной части искусства. Писатель-психолог должен, по Есину, особенно ярко изображать характер и внутренний мир героя. Немного иное, но, в целом, равнозначное определение дает исследователь в статье «Психологизм», определяя данный метод как «стилевое единство, систему средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев» 2 . Для Есина психологизм является способом эмоционально-образного воздействия на читателя, реализацией освоения внутреннего мира человека.

Профессор А.А. Слюсарь понимал под психологизмом «единство психологического анализа и психологического синтеза, их «диалектику» 3 , где психологический анализ понимается как обособление отдельных сторон психики и их дальнейший подробный разбор, а психологический синтез – соотношение этих сторон для того, чтобы представить структуру личности в ее целостности. Ученый говорит также о трех этапах развития этого явления: пробуждение самосознания, рефлексия и осмысление характера как цельного явления.

Безусловно, интерес к внутренней жизни человека, диалектике души, динамике чувств и переживаний присутствовал не только у советских, но и зарубежных исследователей. Советские литературоведы занимались рассмотрением психологизма, опираясь на реалистическую концепцию личности и не учитывая новейших разработок по данному вопросу. Особое внимание зарубежных исследователей было приковано к «внутреннему» человеку, отсюда повышенный интерес к теории психоанализа З. Фрейда, рассмотренного в ряде работ («Введение в психоанализ», «Толкование сновидений», «Я и Оно» и др.), а также к трудам создателя аналитической психологии К.Г. Юнга («Психологические типы», «Архетип и символ», «Очерки по психологии бессознательного» и т.д.). Оба исследователя обращают особое внимание на внутренний мир человека, ими разрабатываются основы глубинной психологии личности.

В статье «О психологии восточных религий и философий» Юнг дает свое определение психологизма: «Психологизм – это просто зеркальная противоположность метафизической крайности, столь же детски наивный, как и она» 1 . Таким образом, ученый полагает, что есть моменты в душе человека, которые не поддаются логическому объяснению, нечто находящееся за пределами сознания.

На современном этапе литературного процесса изображение динамики человеческих чувств стремится стать единственной стихией повествования. Параллельно увеличивается изощренность используемых технических средств, однако, несмотря на грациозность формы, нарушается основной эстетический закон – художественное единство произведения.

Для Э.А. По и В.Ф. Одоевского описание внутреннего состояния своих героев имеет первостепенное значение. Внутренний мир изображается в динамике, как постоянно изменяющийся процесс. И По, и Одоевский стремятся изобразить не только характеры своих героев, но и моменты возникновения тех или иных мыслей, чувств и переживаний.

Для Одоевского фактически нет тайн в душах героев – он старается объяснить все изменения в их поведении и способе мышления. Для По же в о внутренних переживаниях героев всегда остается некая тайна, и вокруг этой тайны, а также постоянного страха в душе строится повествование произведений.


Понятие «психологизм в художественной литературе» было детально изучено А.Б. Есиным. Рассмотрим основные положения его концепции психологизма в литературе. В литературоведении «психологизм» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под психологизмом подразумевается всеобщее свойство искусства воспроизводить человеческую жизнь, человеческие характеры, социальные и психологические типы. В узком смысле под психологизмом понимается свойство, характерное не для всей литературы, а лишь для определенной ее части. Писатели-психологи изображают внутренний мир человека особенно ярко и живо, подробно, достигая особенной глубины в его художественном освоении. Мы будем говорить о психологизме в узком смысле. Сразу же оговоримся, что отсутствие в произведении психологизма в этом узком смысле не недостаток и не достоинство, а объективное свойство. Просто в литературе существуют психологический и непсихологический способы художественного освоения реальности, и они равноценны с эстетической точки зрения.

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы. Это такой принцип организации элементов художественной формы, при которой изобразительные средства направлены в основном на раскрытие душевной жизни человека в ее многообразных проявлениях.

Как любое явление культуры, психологизм не остается неизменным во все века, его формы исторически подвижны. Более того, психологизм существовал в литературе не с первых дней ее жизни – он возник в определенный исторический момент. Внутренний мир человека в литературе не сразу стал полноценным и самостоятельным объектом изображения. На ранних стадиях культура и литература еще не нуждалась в психологизме, т.к. первоначально объектом литературного изображения становилось то, что прежде всего бросалось в глаза и казалось наиболее важным; видимые, внешние процессы и события, ясные сами по себе и не требующие осмысления и истолкования. Кроме того, ценность совершаемого события была неизмеримо выше, чем ценность переживания по его поводу (В. Кожинов. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: В 3 т. – М., 1964) отмечает: «Сказка передает только определенные сочетания фактов, сообщает о самых основных событиях и поступках персонажа, не углубляясь в его особенные внутренние и внешние жесты… Все это в конечном счете объясняется неразвитостью, простотой психического мира индивида, а также отсутствием подлинного интереса к этому объекту». Нельзя сказать, что литература на этой стадии вовсе не касалась чувств, переживаний. Они изображались постольку, поскольку проявлялись во внешних действиях, речах, изменениях в мимике и жестах. Для этого использовались традиционные, повторяющиеся формулы, обозначающие эмоциональное состояние героя. Они указывают на однозначную связь переживания с его внешним выражением. Для обозначения печали в русских сказках и былинах повсеместно употребляется формула «Стал он невесел, буйну голову повесил». Сама суть человеческих переживаний была одномерна – это одно состояние горя, одно состояние радости и т.д. По внешнему выражению и по содержанию эмоции одного персонажа ничем не отличаются от эмоций другого (Приам испытывает точно такое же горе, как и Агамемнон, Добрыня торжествует победу точно так же, как и Вольга).

Итак, в художественной культуре ранних эпох психологизма не просто не было, а не могло быть, и это закономерно. В общественном сознании еще не возник специфический идейный и художественный интерес к человеческой личности, индивидуальности, к ее неповторимой жизненной позиции.

Психологизм в литературе возникает тогда, когда в культуре неповторимая человеческая личность осознается как ценность. Это невозможно в тех условиях, когда ценность человека полностью обусловлена его социальным, общественным, профессиональным положением, а личная точка зрения на мир не принимается в расчет и предполагается как бы даже несуществующей. Потому что идейной и нравственной жизнью общества полностью управляет система безусловных и непогрешимых норм (религия, церковь). Иными словами, психологизма нет в культурах, основанных на принципах авторитарности.

В европейской литературе психологизм возник в эпоху поздней античности (романы Гелиодора «Эфиопика», Лонга «Дафнис и Хлоя»). Рассказ о чувствах и мыслях героев составляет уже необходимую часть повествования, временами персонажи пытаются анализировать свой внутренний мир. Подлинной глубины психологического изображения еще нет: простые душевные состояния, слабая индивидуализация, узкий диапазон чувств (в основном душевные переживания). Основной прием психологизма – внутренняя речь, построенная по законам внешней речи, без учета специфики психологических процессов. Античный психологизм не получил своего развития: в 4 – 6 века античная культура погибла. Художественной культуре Европы пришлось развиваться как бы заново, начиная с более низкой ступени, чем античность. Культура европейского средневековья была типичной авторитарной культурой, ее идеологической и нравственной основой были жесткие нормы монотеистической религии. Поэтому в литературе этого периода мы практически не встречаем психологизма.

Положение принципиально меняется в эпоху Возрождения, когда активно осваивается внутренний мир человека (Боккаччо, Шекспир). Ценность личности в системе культуры особенно высокой становится с середины 18 века, остро ставится вопрос о ее индивидуальном самоопределении (Руссо, Ричардсон, Стерн, Гете). Воспроизведение чувств и мыслей героев становится подробным и разветвленным, внутренняя жизнь героев оказывается насыщенной именно нравственно-философскими поисками. Обогащается и техническая сторона психологизма: появляется авторское психологическое повествование, психологическая деталь, композиционные формы снов и видений, психологический пейзаж, внутренний монолог с попытками построить его по законам внутренней речи. С использованием этих форм литературе становятся доступны сложные психологические состояния, появляется возможность анализировать область подсознательного, художественно воплощать сложные душевные противоречия, т.е. сделать первый шаг к художественному освоению «диалектики души».

Однако сентиментальный и романтический психологизм, при всей своей разработанности и даже изощренности, имел и свой предел, связанный с абстрактным, недостаточно историчным пониманием личности, Сентименталисты и романтики мыслили человека вне его многообразных и сложных связей с окружающей действительностью. Подлинного расцвета психологизм достигает в литературе реализма.

Рассмотрим приемы в литературе. Основными психологическими приемами являются:

Система повествовательно-композиционных форм

Внутренний монолог;

Психологическая деталь;

Психологический портрет;

Психологический пейзаж;

Сны и видения,

Персонажи-двойники;

Умолчание.

Система повествовательно-композиционных форм. К таким формам относятся авторское психологическое повествование, психологический анализ, рассказ от первого лица и письма.

Авторское психологическое повествование – это повествование от третьего лица, которое ведется «нейтральным», «посторонним» рассказчиком. Эта форма повествования, которая позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Для автора нет тайн в душе героя – он знает о нем все, может проследить детально внутренние процессы, прокомментировать самоанализ героя, рассказать о тех душевных движениях, которые сам герой не может заметить или в которых не хочет себе признаться.

«Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» («Отцы и дети» Тургенева).

Одновременно повествователь может психологически интерпретировать внешнее поведение героя, его мимику и пластику. Повествование от третьего лица дает небывалые возможности для включение в произведение самых разных форм психологического изображения: внутренних монологов, публичных исповедей, отрывков из дневников, письма, сны, видения и т.п. Такая форма повествования дает возможность изобразить психологически многих героев, что при любом другом способе повествования сделать практически невозможно. Рассказ от первого лица или роман в письмах, построенный как имитация интимного документа, дают гораздо меньше возможностей разнообразить психологическое изображение, делать его более глубоким и всеохватывающим.

Форма повествования от третьего лица не сразу стала использоваться в литературе для воспроизведения внутреннего мира человека. Первоначально существовал как бы некий запрет на вторжение в интимный мир чужой личности, даже во внутренний мир выдуманного самим автором персонажа. Возможно, литература не сразу освоила и закрепила эту художественную условность – способность автора читать в душах своих героев так же легко, как в своей собственной. Не существовало еще задачи для автора изобразить в полном смысле чужое сознание.

Вплоть до конца 18 в. для психологического изображения использовались по большей части неавторские субъектные формы повествования: письма и записки путешественника («Опасные связи» Лакло, «Памела» Ричардсона, «Новая Элоиза» Руссо, «Письма русского путешественника» Карамзина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева) и рассказ от первого лица («Сентиментальное путешествие» Стерна, «Исповедь» Руссо). Это так называемые неавторские субъектные формы повествования. Эти формы позволяли наиболее естественно сообщать о внутреннем состоянии героев, сочетать правдоподобие с достаточной полнотой и глубиной раскрытия внутреннего мира (человек сам говорит о своих мыслях и переживаниях – ситуация, вполне возможная в реальной жизни).

С точки зрения психологизма повествование от первого лица сохраняет два ограничения: невозможность одинаково полно и глубоко показать внутренний мир многих героев и однообразие психологического изображения. Даже внутренний монолог не вписывается в повествование от первого лица, ибо настоящий внутренний монолог – это когда автор «подслушивает» мысли героя во всей их ествественности, непреднамеренности и необработанности, а рассказ от первого лица предполагает известный самоконтроль, самоотчет.

Психологический анализ обобщает картину внутреннего мира, выделяет в ней главное. Герой знает про себя меньше, чем повествователь, не умеет так четко и точно выразить сцепление ощущений и мыслей. Основная функция психологического анализа – это анализ достаточно сложных психологических состояний. В ином произведении переживание может быть обозначено суммарно. И это характерно для непсихологического письма, которое не следует путать с психологическим анализом.

Вот, например, изображение нравственных сдвигов в сознании Пьера Безухова, которые произошли во время плена. «Он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою… он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, - и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве».

Внутренний монолог героя передает мысли и эмоциональную сферу. В произведении чаще всего представлена внешняя речь персонажей, но существует и внутренняя в форме внутреннего монолога. Это как бы подслушанные автором мысли и переживания. Выделяются такие разновидности внутреннего монолога, как рефлектированная внутренняя речь (психологический самоанализ) и поток сознания. «Поток сознания» создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний. Первооткрывателем в мировой литературе этой разновидности внутреннего монолога был Л. Толстой (мысли Анны Карениной по пути на вокзал до самоубийства). Активно поток сознания стал использоваться только в литературе 20 века.

Психологическая деталь. При непсихологическом принципе письма внешние детали совершенно самостоятельны, они непосредственно воплощают особенности данного художественного содержания. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» картины быта даны в воспоминаниях Савелия и Матрены. Процесс воспоминания – это психологическое состояние, и у писателя-психолога оно раскрывается всегда именно как таковое – подробно и с присущими ему закономерностями. У Некрасова же совсем по-другому: в поэме эти фрагменты психологичны только по форме (воспоминания), по сути перед нами ряд внешних картин, почти никак не соотнесенных с процессами внутреннего мира.

Психологизм же, наоборот, заставляет внешние детали работать на изображение внутреннего мира. Внешние детали сопровождают и обрамляют психологические процессы. Предметы и события входят в поток размышлений героев, стимулируют мысль, воспринимаются и эмоционально переживаются. Один из ярких примеров – старый дуб, о котором думает Андрей Болконский в разные периоды календарного времени и своей жизни. Дуб становится психологической деталью только тогда, когда он является впечатлением князя Андрея. Психологическими деталями могут быть не только предметы внешнего мира, но и события, поступки, внешняя речь. Психологическая деталь мотивирует внутреннее состояние героя, формирует его настроение, влияет на особенности мышления.

К внешним психологическим деталям можно отнести психологический портрет и пейзаж.

Всякий портрет характеристичен, но не всякий психологичен. Необходимо отличать собственно психологический портрет от других разновидностей портретного описания. В портретах чиновников и помещиков в «Мертвых душах» Гоголя ничего от психологизма нет. Эти портретные описания косвенно указывают на устойчивые, постоянные свойства характера,- но не дают представления о внутреннем мире, о чувствах и переживаниях героя в данный момент, в портрете проявлены устойчивые, черты личности, не зависящие от смены психологических состояний. Портрет же Печорина в лермонтовском романе можно назвать психологическим: «я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера»; глаза его не смеялись, когда он смеялся: «это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти» и т.д.

Пейзаж в психологическом повествовании косвенно воссоздает движение душевной жизни персонажа, пейзаж становится его впечатлением. В русской прозе 19 века признанным мастером психологического пейзажа является И.С. Тургенев, Самые тонкие и поэтические внутренние состояния передаются именно через описание картин природы. В этих описаниях создается определенное настроение, которое воспринимается читателем как настроение персонажа.

Тургенев в использовании пейзажа для целей психологического изображения достиг высочайшего мастерства. Самые тонкие и поэтические внутренние состояния передаются Тургеневым именно через описание картин природы. В этих описаниях создается определенное настроение, которое воспринимается читателем как настроение персонажа.

«Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми, звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам… Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».

Сны и видения. Такие сюжетные формы, как сны, видения, галлюцинации, могут использоваться в литературе с самыми различными целями. Первоначальная их функция – это введение в повествование фантастических мотивов (сны героев древнегреческого эпоса, вещие сны в фольклоре). В целом формы снов и видений здесь нужны только как сюжетные эпизоды, влияющие на ход событий, предвосхищающие их, они связаны с другими эпизодами, но не с другими формами изображения мыслей и переживаний. В системе же психологического письма эти традиционные формы имеют другую функцию, вследствие чего они и организованы по-другому. Бессознательные и полубессознательные формы внутренней жизни человека начинают рассматриваться и изображаться именно как психологические состояния. Эти психологические фрагменты повествования начинают соотноситься уже не с эпизодами внешнего, сюжетного действия, а с другими психологическими состояниями героя. Сон, например, мотивируется не предшествующими событиями сюжета, а предшествующим эмоциональным состоянием героя. Почему Телемак в «Одиссее» видит во сне Афину, повелевающую ему вернуться на Итаку? Потому что предшествующие события сделали возможным и необходимым его появление там. А почему Дмитрий Карамазов видит во сне плачущее дитя? Потому что он постоянно ищет свою нравственную «правду», мучительно пытается сформулировать «идею мира», и она является ему во сне, как Менделееву его таблица элементов.

Персонажи-двойники. Психологизм меняет функцию персонажей-двойников. В системе непсихологического стиля они были нужны для сюжета, для развития внешнего действия. Так, появление своеобразного двойника майора Ковалева в гоголевском «Носе» – произведении нравописательном по проблематике и непсихологичном по стилю – составляет основную пружину сюжетного действия. Иначе используются двойники в повествовании психологическом. Двойник-черт Ивана Карамазова уже никак не связан с сюжетным действием. Он используется исключительно как форма психологического изображения и анализа крайне противоречивого сознания Ивана, крайней напряженности его идейно-нравственных исканий. Черт существует только в сознании Ивана, он появляется при обострении душевной болезни героя и исчезает при появлении Алеши. Черт наделен собственной идейно-нравственной позицией, своим образом мышления. Вследствие чего между Иваном и ним возможен диалог, причем не бытовой, а на уровне философской и нравственной проблематики. Черт – воплощение какой-то стороны сознания Ивана, их внутренний диалог – это его внутренний спор с самим собой.

Прием умолчания. Этот прием появился в литературе второй половины 19 века, когда психологизм стал уже вполне привычным для читателя, который начал искать в произведении не внешнюю сюжетную занимательность, а изображение сложных душевных состояний. Писатель умалчивает о процессах внутренней жизни и эмоциональном состоянии героя, заставляя читателя самого производить психологический анализ. На письме умолчание обычно обозначается многоточием.

«С минуту они смотрели друг на друга молча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними… Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятное с обеих сторон… Разумихин побледнел как мертвец». Достоевский не договаривает, умалчивает о самом главном – что «произошло между ними»: то, что внезапно Разумихин понял, что Раскольников убийца, и Раскольников понял, что Разумихин это понял.

В произведениях, пронизанных психологизмом, могут быть взаимопроникновения, взаимопереходы разных форм речи – внутренней, внешней, повествовательной.

«И вдруг Раскольникову ясно припомнилась вся сцена третьего дня под воротами; он сообразил, что, кроме дворников, там стояло тогда еще несколько человек… Так вот, стало быть, чем разрешился весь этот вчерашний ужас. Всего ужаснее было подумать, что он действительно чуть не погиб, чуть не погубил себя из-за такого ничтожного обстоятельства».

«Мне грустно», «он сегодня не в духе», «она смутилась и покрас­нела» - любая подобная фраза в художественном произведении так или иначе информирует нас о чувствах и переживаниях вымышленной личности -литературного персонажа или лирического героя. Но это еще не психологизм. Особое изображение внутреннего мира человека средствами собственно художественными, глубина и острота проник­новения писателя в душевный мир героя, способность подробно описывать различные психологические состояния и процессы (чувства, мысли, желания и т. п.), подмечать нюансы переживаний -вот в общих чертах приметы психологизма в литературе.

Психологизм, таким образом, представляет собой стилевое един­ство, систему средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев. В этом смысле говорят о «психологическом романе», «психологической драме», «психологи­ческой литературе» и о «писателе-психологе».

Психологизм как способность проникать во внутренний мир чело­века в той или иной мере присущ любому искусству. Однако именно литература обладает уникальными возможностями осваивать душев­ные состояния и процессы благодаря характеру своей образности. Первоэлемент литературной образности - слово, а значительная часть душевных процессов (в частности, процессы мышления, пере­живания, осознанные чувства и даже во многом волевые импульсы и эмоции) протекают в вербальной форме, что и фиксирует литература. Другие же искусства либо вовсе не способны их воссоздать, либо пользуются для этого косвенными формами и приемами изображения. Наконец, природа литературы как временного искусства также позволяет ей осуществлять психологическое изображение в адекватной форме, поскольку внутренняя жизнь человека - это в большинстве случаев процесс, движение. Сочетание этих особенностей дает литературе поистине уни­кальные возможности в изображении внутреннего мира. Литература - наиболее психологичное из искусств, не считая, может быть, синтети­ческого искусства кино, которое, впрочем, тоже пользуется литератур­ным сценарием.

Каждый род литературы имеет свои возможности для раскрытия внутреннего мира человека. Так, в лирике психологизм носит экспрес­сивный характер ; в ней, как правило, невозможен «взгляд со стороны» на душевную жизнь человека. Лирический герой либо непосредственно выражает свои чувства и эмоции, либо занима­ется психологическим самоанализом, рефлексией (например, стихо­творение Н.А. Некрасова «Я за то глубоко презираю себя...»), либо, наконец, предается лирическому размышлению-медитации (напри­мер, в стихотворении А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»). Субъективность лирического психологизма делает его, с одной стороны, очень выразительным и глубоким, а с другой - ограничивает его возможности в познании внутреннего мира человека. Отчасти такие ограничения касаются и психологизма в драматургии, поскольку главным способом воспроизведения внутреннего мира в ней являются монологи действующих лиц, во многом сходные с лирически­ми высказываниями.

Наибольшие же возможности для изображения внутреннего мира человека имеет эпический род литературы , развивший в себе весьма совершенную структуру психологических форм и приемов, что мы и увидим в дальнейшем.

Однако эти возможности литературы в освоении и воссоздании внутреннего мира осуществляются не автоматически и далеко не всегда. Для того чтобы в литературе возник психологизм, необходим достаточно высокий уровень развития культуры общества в целом, но, главное, нужно, чтобы в этой культуре неповторимая человеческая личность осознавалась как ценность. Это невозможно в тех условиях, когда ценность человека полностью обусловлена его общественным, социальным, профессиональным положением, а личная точка зрения на мир не принимается в расчет, предполагается даже как бы несуще­ствующей, потому что идейной и нравственной жизнью общества полностью управляет система безусловных и непогрешимых нравст­венных и философских норм. Иными словами, психологизм не воз­никает в культурах, основанных на авторитарности. В авторитарных обществах (да и то не во всех, главным образом в XIX-XX вв.) психологизм возможен в основном в системе контркультуры.

В литературе выработалась система средств, форм и приемов психо­логического изображения, в известном смысле индивидуальная у каждого писателя, но в то же время и общая для всех писателей-психологов. Анализ этой системы имеетпервостепенное значение для понимания своеобразия психологизма в каждом конкретном произведении.

Существуют три основные формы психологического изображения , к которым сводятся в конечном счете все конкретные приемы воспро­изведения внутреннего мира. Назовем первую форму психологического изображения прямой , а вторую косвенной , поскольку она передает внутренний мир героя не непосредственно, а через внешние симптомы. О первой форме речь впереди, а пока приведем пример второй, косвенной формы психоло­гического изображения, которая особенно широко использовалась в литературе на ранних стадиях развития:

Но у писателя есть еще третья возможность, еще один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа: при помощи называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Будем называть такую форму суммар­но-обозначающей . А.П. Скафтымов писал об этом способе, сравнивая особенности психологического изображения у Стендаля и Л. Толстого: «Стендаль идет по преимуществу путями вербального обозначения чувства. Чувства названы, но не показаны» 1 . Толстой же прослеживает процесс протекания чувства во времени и тем самым воссоздает его с большей живостью и художественной силой.

Существует множество приемов психологического изображения: это и различная организация повествования, и использование художе­ственных деталей, и способы описания внутреннего мира, и др. Здесь рассматриваются лишь основные приемы.

Одним из приемов психологизма является и художественная де­таль. Внешние детали (портрет, пейзаж, мир вещей) издавна исполь­зовались для психологического изображения душевных состояний в системе косвенной формы психологизма. Так, портретные детали (типа «побледнел», «покраснел», «буйну голову повесил» и т. п.) передавали психологическое состояние «напрямую»; при этом, естественно, под­разумевалось, что та или иная портретная деталь однозначно соотне­сена с тем или иным душевным движением.

Детали пейзажа также очень часто имеют психологический смысл . С давних пор было подмечено, что определенные состояния природы так или иначе соотносятся с теми или иными человеческими чувствами и переживаниями: солнце -с радостью, дождик -с грустью и т. п. (ср. также метафоры типа «душевная буря»). В отличие от портрета и пейзажа, детали «вещного» мира стали использоваться для целей психологического изображения гораздо по­зже - в русской литературе, в частности, лишь к концу XIX в. Редкой психологической выразительности этого рода деталей достиг в своем творчестве Чехов. Он «обращает преимущественное внимание на те впечатления, которые его герои получают от окружающей их среды, от бытовой обстановки их собственной и чужой жизни, и изображает эти впечатления как симптомы тех изменений, которые происходят в сознании героев» 1 . Обостренное восприятие вещей обыкновенных свойственно лучшим героям рассказов Чехова, чей характер в основном и раскрывается психологически: «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шелковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой белой кости, дешевая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему казалось, что около него даже пахнет счастьем» («Три года»).

Наконец, еще один прием психологизма, несколько парадоксаль­ный, на первый взгляд,- прием умолчания. Он состоит в том, что писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого проводить психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он прямо и не изображается, все-таки достаточно богат и заслуживает внимания. Общие формы и приемы психологизма, о которых шла речь, используются каждым писателем индивидуально. Поэтому нет како­го-то единого для всех психологизма. Его разные типы осваивают и раскрывают внутренний мир человека с разных сторон, обогащая читателя каждый раз новым психологическим и эстетическим опытом.

Что такое психологизм понятия не даст полного представления. Следует привести примеры из художественных произведений. Но, если сказать вкратце, то психологизм в литературе - это изображение внутреннего мира героя с помощью различных средств. Автор использует системы что позволяет ему глубоко и детально раскрыть душевное состояние персонажа.

Понятие

Психологизм в литературе - это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства. Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей. Автор, стремясь описать героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения. Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется такой прием, как пейзаж.

Поэзия

Психологизм в литературе - это раскрытие внутреннего мира героев, который может иметь различный характер. В поэзии он, как правило, обладает экспрессивным свойством. Лирический герой передает свои чувства или осуществляет психологический самоанализ. Объективное познание внутреннего мира человека в поэтическом произведении почти невозможно. передаются довольно субъективно. То же самое можно сказать и о драматургических произведениях, где внутренние переживания героя передаются посредством монологов.

Ярким примером психологизма в поэзии является поэма Есенина «Черный человек». В этом произведении автор хотя и передает собственные чувства и мысли, но делает это несколько отстраненно, как будто наблюдая за собой со стороны. Лирический герой в поэме ведет беседу с неким человеком. Но в конце произведения оказывается, что никакого собеседника нет. Черный человек символизирует больное сознание, муки совести, гнет совершенных ошибок.

Проза

Психологизм художественной литературы получил особое развитие в девятнадцатом веке. Проза обладает широким спектром возможностей для раскрытия внутреннего мира человека. Психологизм в русской литературе стал предметом изучения отечественных и западных исследователей. Приемы, которые использовали русские писатели девятнадцатого века, заимствовали в своем творчестве более поздние авторы.

Системы образов, которую можно встретить в романах Льва Толстого и Федора Достоевского, стали примером подражания для писателей во всем мире. Но следует знать, что психологизм в литературе - это особенность, которая может присутствовать лишь в том случае, если человеческая личность является великой ценностью. Он не способен развиваться в культуре, которой присуща авторитарность. В литературе, которая служит навязыванию каких-либо идей, нет и не может быть изображения психологического состояния отдельной личности.

Психологизм Достоевского

Каким образом художник раскрывает внутренний мир своего героя? В романе «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Для того чтобы раскрыть все то, что происходит в душе главного героя, Достоевский не ограничивается изложением его мыслей и высказываний.

Автор показывает обстановку, в которой пребывает Раскольников. Маленькая каморка, напоминающая шкаф, символизирует несостоятельность его идеи. Комната Сони, напротив, просторна и светла. Но главное, Достоевский особое внимание уделяет глазам. У Раскольникова они глубокие и темные. У Сони - кроткие и голубые. А, например, о глазах Свидригайлова ничего не сказано. Не оттого, что автор забыл дать описание внешности этого героя. Скорее дело все в том, что, по мнению Достоевского, у таких людей, как Свидригайлов, и вовсе никакой души нет.

Психологизм Толстого

Каждый герой в романах «Война и мир» и «Анна Каренина» - образец того, насколько тонко мастер художественного слова может передать не только терзания и переживания героя, но и жизнь, которую он вел до описываемых событий. Приемы психологизма в литературе можно встретить в произведениях немецкий, американских, французских авторов. Но романы Льва Толстого основаны на системе сложных образов, каждый из которых раскрывается посредством диалогов, мыслей, деталей. Что собой представляет психологизм в литературе? Примеры - сцены из романа «Анна Каренина». Самая знаменитая из них - сцена скачек. На примере гибели лошади автор раскрывает эгоизм Вронского, который впоследствии приводит к смерти героини.

Довольно сложными и неоднозначными являются мысли Анны Карениной после поездки в Москву. Встретив мужа, она вдруг замечает неправильную форму его ушей - деталь, на которую раньше не обращала внимания. Безусловно, не эта особенность внешности Каренина отталкивает его жену. Но с помощью мелкой детали читатель познает, насколько тягостной для героини становится семейная жизнь, наполненная лицемерием и лишенная взаимопонимания.

Психологизм Чехова

Психологизм русской литературы 19 века настолько ярко выражен, что в произведениях некоторых авторов этого периода сюжет уходит на задний план. Эту особенность можно наблюдать в рассказах Антона Чехова. События в этих произведениях играют не главную роль.

Формы психологического изображения

Психологизм в литературе 19 века выражен с помощью различных Все они могут иметь как прямое значение, так и косвенное значение. Если в тексте говорится о том, что герой покраснел и опустил голову, то речь идет о прямой форме психологического изображения. Но в произведениях классической литературы нередко встречаются и более сложные художественные детали. Для того чтобы понять и проанализировать косвенную форму психологического изображения, читателю необходимо обладать достаточно развитым воображением.

В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» внутренний мир героя передается посредством изображения пейзажа. Главный персонаж в этом произведении вообще ничего не говорит. Более того, у него даже нет имени. Но о том, что он собой представляет и каков его образ мыслей, читатель понимает с первых строк.

Психологизм в прозе зарубежных авторов

На написание рассказа о богатом и несчастном человеке из Сан-Франциско Бунина вдохновила новелла Томаса Манна. в одном из своих небольших произведений изобразил психологическое состояние человека, который ради страсти и похоти погибает в городе, охваченном эпидемией.

Новелла называется «Смерть в Венеции». В ней нет диалогов. Мысли героя изложены с помощью прямой речи. Но внутренние терзания главного персонажа автор передает с помощью множества символов. Герой встречает человека в устрашающей маске, которая как будто предупреждает его о смертельной опасности. Венеция - прекрасный старинный город - окутана зловонием. И в этом случае, пейзаж символизирует разрушающую силу похотливой страсти.

«Пролетая над гнездом кукушки»

Написал книгу, которая стала культовой. В романе о человеке, который оказался в психиатрической клинике с целью избежать тюремного заключения, основная идея заключается не в трагической судьбе героев. Лечебница для душевнобольных символизирует общество, в котором царит страх и безволие. Люди не способны что-либо изменить и смиряются с авторитарным режимом. Силу, решительность и бесстрашие символизирует Макмерфи. Этот человек способен если не изменить судьбу, то, по крайней мере, попытаться это сделать.

Психологическое состояние героев автор может передать всего в одной-двух репликах. Примером такого приема является фрагмент из романа Кизи, в котором Макмерфи заключает пари. Поскольку то, что ему не удастся одержать победу в споре, кажется окружающим очевидным, они с радостью делают ставки. Он проигрывает. Отдает деньги. А после произносит ключевую фразу: «Но я все-таки попытался, я хотя бы попробовал». С помощью этой небольшой детали Кен Кизи передает не только образ мыслей и характер Макмерфи, но и психологическое состояние других персонажей. Эти люди не способны сделать решительный шаг. Им проще находиться в невыносимых условиях, но не рисковать.