Философия любви в произведениях И. Тургенева

Любовь… Как много в этом слове! Наверное, сложно найти писателя или поэта, который не писал бы об этом чувстве. Попробуем разобраться, какой предстает любовь в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева.

Как известно, любовь бывает разной. Существует множество ее оттенков. У Тургенева любовь присутствует в двух формах: любовь-страсть и спокойная семейная любовь. Примеров первого типа любви можно привести множество: любовь Базарова и Павла Петровича из «Отцов и детей», Литвинова из «Дыма», Лизы и Лаврецкого из «Дворянского гнезда», любовь Аси из одноименной повести. Это страсть, поражающая человека целиком, появляющаяся внезапно, часто несчастная. Пример второго типа любви - это чувства Аркадия и Кати из «Отцов и детей». Это спокойная, «дружеская» любовь, логическим завершением которой является крепкая счастливая семья.

Первый закон любви-страсти (по Тургеневу) - это то, что она может овладеть любым человеком, как благородным, так и не очень. Ей покорны все люди в одинаковой степени. Это можно увидеть, проследив за влюбленными героями Тургенева. Все они совершенно разные как по уровню своего развития, так и по душевным качествам.

Кроме того, любовь-страсть у Тургенева всегда предстает как некая опасность, как что-то грозовое. Порой это чувство разрушительно. Оно, словно злой рок, играет судьбами людей и разрушает их.

Любовь в произведениях Тургенева - это рабство. Один из влюбленных всегда зависит от другого. Один всегда господин, другой - раб. Как правило, в произведениях Тургенева господином бывает женщина.

Любовь - это нечто иррациональное. Она будит силы хаоса, вносит беспорядок в мир. Пробудившаяся сила играет судьбами людей, выбивая их из привычной колеи.

Чувство любви открывает в женщине личностное начало. Не случайно появляется символика птицы, полета. Любовь словно утверждение человеком права на счастье. Но счастье и любовь всегда временны - в этом и заключается их прелесть. Счастье и любовь - миг, который и запоминается именно потому, что это миг. Вспомним «Асю». «Только временное прекрасно», - говорит главный герой. Любовь Аси осталась светлым пятном в его молодости, его прошлом. Знакомство с Асей не длилось долго. Возможно, именно поэтому оно запомнилось ему на всю жизнь, именно поэтому он до сих пор хранит цветок, подаренный ею.

У Тургенева присутствует мотив «любовного треугольника». Когда двое счастливы, их счастье часто «зацепляет» кто-то третий, принося несчастье. Яркий пример - «Дворянское гнездо», где Лаврецкому приходится выбирать между Варварой и Лизой. В итоге сделанный выбор не приносит ему счастья. «Любовный треугольник» разрушил его судьбу, как и судьбу Лизы.

В завершение следует сказать, что любовь всегда играет роль проверки героя. Именно в любви герой показывает свою истинную натуру. Вспомним, как трусливо повел себя Рудин, получив письмо от Натальи, как самоотверженно раскрыла свою чувство Ася…Любовь также испытывает убеждения человека. Как переменила Базарова любовь к Одинцовой! Любовь заставила его переосмыслить свою позицию по отношению к жизни и ее ценностям - нигилизм.

Итак, любовь в произведениях Тургенева всегда предстает как испытание. Любовь делает человека зрелым, воспитывает в нем способность противостоять ударам судьбы. Любовь - это испытание души.

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в повести “Ася”, которая была напечатана в первом номере “Современника" за 1858 год. Тургенев говорил, что писал эту вещь “горячо, чуть не со слезами”.

“Ася” - это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

На момент создания повести "Ася" (1859 год) И.С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести "Ася". Повесть "Ася" писалась около пяти месяцев.

Сюжет "Аси" крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в неё, грезит о счастье, но сразу не решается предложить ей руку, а, решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Описанная в "Асе" история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н.Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе "без всякой цели, без плана", и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: "Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая". Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них "много жизни и правды") - Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, "проклятой славянской распущенностью". Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом - в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами.

Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало "цепкости и внутреннего жара", у нее ни одно чувство не было "вполовину". Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной.

После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н.Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки "славянского" внутреннего хаоса.

Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него "пленительным светом". Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: "Но. ведь вы не женитесь на ней?". Героя пугает "неизбежность решения", к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.

Кульминационный момент в повествовании - сцена свидания Н.Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н.Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым.

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти "куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг". Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения "Аси" написал Тургеневу: "…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте".

"Ася" могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Итак, повесть И.С. Тургенева "Ася" затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

В повести Тургенева "Ася" писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и читатель поневоле проникается его великолепием.

Сам городок 3. показан удивительно прекрасным, в нем царит праздничная атмосфера, Рейн кажется серебристо-золотым. Тургенев создает в своей повести удивительно яркий, насыщенный колорит. Какое великолепное изобилие красок представлено в повести - "блестящий пурпуром воздух", "девушка Ася, облитая солнечным лучом".

Повесть внушает оптимизм и радостную надежду. Но развязка оказывается на удивление суровой. Влюбленные друг в друга господин Н.Н. и Ася молоды, свободны, но, как оказалось, судьба не может их соединить. Судьба Аси очень сложна, и во многом причиной того является ее происхождение. Также характер девушки нельзя назвать заурядным, она, безусловно, очень сильная личность. И вместе с тем Ася - девушка довольно странная.

Любовь к странной, но очень привлекательной девушке немного пугает молодого человека. К тому же "ложное" положение Аси в обществе, ее воспитание и образование также кажутся ему слишком необычными. Переживания героев в повести показаны очень правдиво и ярко: "Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня. мне предстояло. исполнить трудную обязанность. мысль, что я безнравственный обманщик. так и звенела у меня в голове". Юноша стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза.

Тургенев показывает чувство любви во всей красоте и силе, и человеческое чувство у него кажется похожим на природную стихию. Он говорит о любви: "Она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться". Действительно, любовь переворачивает всю жизнь. И человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.

В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно, "у счастья нет завтрашнего дня".

(375 слов) Тема любви – одна из ключевых в произведениях И.С. Тургенева. Романы автора охватывают одновременно несколько актуальных проблем, но любовная тематика занимает особое место в творчестве писателя.

Один из самых популярных романов «Отцы и дети» — не исключение. Тема любви поднимается автором на протяжении всего произведения. Главная его идея заключается в том, что любовь существует, и ни один человек не сможет скрыться, избежать или противостоять этому сильному чувству. Яркий пример – нигилист Базаров, который отрицал любовь, внезапно даже для самого себя влюбился. Евгений в начале книги доказывал окружающим, что страсть – всего лишь выдумки романтиков, но в финале он погибает от разлуки с Анной Одинцовой, которая отвергла его. Герой не может противостоять влечению и сохраняет его в своей душе до самой смерти. Последним желанием Базарова было увидеть возлюбленную, несмотря на то, что она не разделяет его чувств.

Тему любви Тургенев поднимает и в романе «Накануне». Елена – образец верной, любящей жены, которая готова на все ради своего возлюбленного. Даже после смерти Инсарова девушка остается верной своему мужу и его убеждениям. Она готова бросить все, что у нее было до этого, пренебрегать своими желаниями ради любимого человека и его идеи. Героиня присоединилась к болгарскому революционному движению и стала бороться за свободу чужого народа, то есть продолжила дело Инсарова. Автор часто наделяет женщину способностью сильно любить, это, по мнению писателя, главная добродетель слабого пола. Ту же картину мы видим в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо», повестях «Ася» и «Первая любовь». Героини самоотверженно отдаются страсти, не боясь обжечься о пламя эмоций. Но, как правило, их порыв трагический, словно полет мотылька на огонь свечи. Ася увидела трусость и нерешительность своего избранника, поэтому навсегда покинула его с разбитым сердцем. Александра тоже разочаровалась в том, ради кого была готова разорвать отношения с друзьями и братом. Зинаида скомпрометировала себя в обществе, исковеркала жизнь ради связи с женатым мужчиной. Но она ни разу не упрекнула его, а лишь покорно целовала рану от хлыста на запястье. Лиза не смогла смириться с крушением надежд на брак с Лаврецким и ушла в монастырь.

Тургенев представляет любовь как то чувство, которое заставляет человека жить, двигаться вперед и чувствовать себя счастливым. Без нее он не может быть счастлив – такова главная идея, которую И.С. Тургенев красной нитью проводит через свои произведения. Однако то же чувство способно обжечь душу и перевернуть жизнь того, кто искренне любит.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Портрет И. С. Тургенева в 20 лет

В творчестве великого
русского писателя
Ивана Сергеевича
Тургенева тема любви
занимает особое
место. Любовь к
женщине, к природе, к
человеку, к самой
жизни пронизывает
все произведения
писателя и, конечно,
неизменно затрагивает
самые тонкие струнки
в нашей читательской
душе. И говорить о
любви в
произведениях Ивана
Сергеевича Тургенева
можно бесконечно.
Портрет И. С. Тургенева в 20 лет

Константин Георгиевич Паустовский
говорил: «У любви тысячи аспектов,
и в каждом из них свой свет, своя
печаль, своё счастье и своё
благоухание». И такова любовь,
которую описывает Иван Сергеевич
Тургенев: такая разная у каждого
героя, и такая похожая у всех на
свете. Ведь люди любили, любят и
будут любить всегда.

Роман «Накануне»

Роман «Накануне» написан Иваном Сергеевичем Тургеневым в
1859 году. Действие разворачивается летом 1853 года. Главный
герой романа - болгарин Дмитрий Никанорович Инсаров,
революционер, страстно влюблённый в свою Родину. Однако в
России он влюбляется в двадцатилетнюю Елену Стахову,
необычную, чувствительную девушку, которая отвечает ему
взаимностью и соглашается следовать за ним всюду, разделяя
и судьбу его, и горькую долю.
В Елену влюблён Андрей Петрович Берсенев, друг Инсарова,
но, зная о чувствах Елены и Дмитрия, он старается отступиться
от своей любви и всячески помочь им. Андрей Петрович
истинно благородный человек: он желает влюблённым счастья,
несмотря на то, что сам глубоко несчастлив. Елену любит и
молодой скульптор Шубин, однако его любовь, в отличие от
любви Берсенева, не мучительна и похожа на увлечение.
Елена и Дмитрий венчаются и отправляются на Родину
Инсарова, в Болгарию. Однако Инсаров смертельно болен и
добраться до дома ему не суждено: он умирает в Венеции, так и
не исполнив своего долга перед столь горячо любимой
Родиной. Елена после смерти мужа не вернулась домой, а
решила похоронить Инсарова в Болгарии. Её судьба нам не
известна, но, скорее всего, она добралась до Болгарии, где уже
развернулась война, и стала сестрой милосердия, навсегда
оставшись верной Инсарову.

Любовь Елены самоотверженная, даже героическая, эта
любовь сильнее предрассудков общества, страха, сильнее
самой смерти, ведь даже после кончины Инсарова Елена
продолжала любить его, продолжила главное дело жизни
своего любимого, тем самым доказав верность и
преданность ему.
Дмитрий Никанорович Инсаров боится, что любовь к
женщине помешает ему любить Родину, но, найдя в Елене
опору и союзницу, он отказывается от этого убеждения.
Инсаров революционер, новый человек. Однако, как мы
уже знаем, в конце романа он умирает. Этой смертью
писатель показывает нам, что время для таких людей ещё
не настало. Однако люди такие есть, а значит что-то да
будет, недаром ведь и роман называется «Накануне».
Любовь Берсенева к Елене – это истинное, сильное и
благородное чувство. Он во всём помогает Елене и
Инсарову, помогает своему сопернику! Говорят, любовь –
это когда делаешь всё для блага любимого человека. И
именно так любит Андрей Петрович Берсенев. Он
несчастлив в любви, однако может смириться с этим,
радуясь счастью Елены и своего друга Дмитрия. Берсенев
– мой любимый герой в романе «Накануне»: он самый
сильный из всех героев, способный послужить примером
для многих.

Роман «Накануне»
был хорошо принят
и обществом, и
критиками. И,
конечно, проблема
любви в романе не
единственная, но
именно она до сих
пор заставляет
людей читать и
перечитывать его.
Самому Тургеневу,
конечно, близок
Берсенев, ведь сам
писатель так же, как
он и благороден, и
добр, и несчастен.

Роман «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» написан в 1862 году.
В этом произведении автор затрагивает
обострение социальных противоречий в
обществе и проблему поколений. Как и в
романе «Накануне», Иван Сергеевич
Тургенев проводит героев через
испытание любовью. Нигилист Базаров,
отрицающий любовь и всякие чувства,
влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову,
которая не отвечает ему взаимностью во
многом потому, что она боится и не готова
изменить привычное течение своей жизни.
Базаров до последнего борется с
любовью, до последнего не хочет
признать власть Анны Сергеевны над
своим сердцем. Но Базарову хватает
мужества сказать Одинцовой о своём
чувстве. Перед смертью он зовёт к себе
любимую женщину, чтоб попрощаться с
нею, последний раз взглянуть на неё. Весь
нигилизм, все воззрения Базарова
рухнули, словно карточный домик, под
влиянием одного лишь священного
чувства, которое Евгений Васильевич так
долго отрицал. Испытание любовью не
проходят ни Базаров, ни его хвалёный
нигилизм.

Главный противник Базарова во взглядах
Павел Петрович Кирсанов тоже в своё
время испытание любовью не прошёл.
Он погубил себя, не получив ответа на
своё чувство к княгине Р. Княгиню
напоминала ему Фенечка и иногда
читателю может показаться, что Павел
Петрович любит её, но нет. Фенечка лишь
отголосок прошлого для Павла
Петровича, лишь нежный образ, любимое
воспоминание.
Узнав печальную историю Павла
Петровича, базаров говорил Аркадию:
«Человек, который всю свою жизнь
поставил на карту женской любви и, когда
ему эту карту убили, раскис и опустился
до того, что ни на что не стал способен,
этакой человек – не мужчина, не самец».
Как опрометчив был такой вывод, как
ошибся Базаров в своём суждении и как
жестоко он поплатился за свою ошибку,
ведь с ним, по сути, произошло то же
самое. Это ещё раз подтверждает то, что
Павел Петрович и Евгений Базаров очень
похожи, несмотря на различие во
взглядах и обоюдную ненависть.

Но не только Базарову и Павлу Петровичу
суждено было влюбиться. Любил и Николай
Петрович Кирсанов, и его сын Аркадий. В отличие
от других героев, они счастливы в любви.
Фенечка родила Николаю Петровичу сына Митю,
они счастливы. А Аркадий влюбляется в сестру
Анны Сергеевны Одинцовой Катю. Катя –
наивное, нежное создание, под стать Аркадию. Их
история любви развивается ровно и спокойно. В
финале романа Николай Петрович женится на
Фенечке, а Аркадий – на Кате.
Сегодня в романе «Отцы и дети» нас, читателей,
интересуют уже не столько социальные
разногласия, сколько судьбы героев, развитие их
любовных историй. Когда-то очень давно я
спросила маму: «О чём роман «Отцы и дети?», а
она не задумываясь ответила: «О любви, конечно.
Ну и о разных взглядах на жизнь».

Повесть «Ася»

Повесть написана в 1858 году. Немолодой
господин Н. Н. вспоминает историю,
случившуюся с ним в юности в городе N, когда
он путешествовал по Германии. Там он
познакомился с молодым русским художником
Гагиным и его сестрой Асей. Ася была девушкой
странной и загадочной. Между Н. Н. и Асей
вспыхнуло чувство. Они танцевали, гуляли,
много времени проводили вместе… Наконец
произошло объяснение, Ася призналась в любви
Н. Н., она ждала, что и он скажет ей о своём
чувстве, но он так и не решился. Однако,
расставшись с Асей, Н. Н. решил пойти и сделать
ей предложение на другой же день. Но Ася и
Гагин неожиданно уехали из N. Герой долго
ездил по миру, пытаясь догнать их, но так и не
сумел больше встретиться с Гагиными. Это
приключение так и осталось для него горьким и в
то же время приятным воспоминанием.

Любовь Аси и Н. Н. не состоялась. Н. Н. не решился
сказать ей всего одно слово, которого она так ждала,
которое заставило бы Асю остаться. Но их пути
разошлись. Впрочем, может, это и к лучшему, ведь ни
один из них не был готов к сознательной супружеской
жизни. Иногда лучше расстаться сразу, чем потом
разочаровываться друг в друге. Н. Н. узнал много
женщин, но никогда уже не повторилось это чувство,
вызванное Асей. Он до сих пор хранит засушенный
цветок, когда-то подаренный девушкой. И этот цветок
воскрешает в душе его все события юных лет и
напоминает об этой маленькой трагедии молодости.
Печаль героя по Асе светлая, с высоты своих лет он
даже внутренне рад тому, что всё так обернулось…
В произведении показана любовь двух незрелых,
неопытных, неокрепших сердец, неожиданно
встретившихся и ещё более неожиданно расставшихся.
Самому И. С. Тургеневу Н. Н. близок по духу и характеру.
Однако, несмотря на это, повесть «Ася» не является
автобиографической, в отличие от другой не менее
известной повести И. С. Тургенева «Первая любовь».

Повесть «Первая любовь»

Это автобиографическое
произведение, написанное в
1860 году. В произведении
говорится о том, как
шестнадцатилетний юноша
влюбляется в соседку по даче
Зинаиду, но его главным
соперником оказывается
собственный отец.
Действительно, в биографии
И. С. Тургенева был подобный
случай. Его отец был ветреным
человеком, не любившим свою
жену. Это событие было очень
тяжело воспринято будущим
писателем, он никак не ожидал
такого от своего отца.
Первая любовь – это то, что
случается с каждым, однако
история Тургенева поистине
необычайна.

Прототипом молодого героя повести, как говорил
Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш
покорный слуга". Прототипом Зинаиды стала
поэтесса Екатерина Шаховская. Она была соседкой
по даче пятнадцатилетнего Тургенева и именно она
открыла в его жизни полосу неразделенной любви.
В повести "Первая любовь " писатель очень
поэтично описывает это чувство, приносящее ему и
радость и горе, но всегда делающее его чище,
возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Главное
в нем - это искренность, взволнованность и лиризм
в выражении чувств. Сам писатель говорил о
повести так: "Это единственная вещь, которая мне
до сих пор доставляет удовольствие, потому что это
сама жизнь, это не сочинено..."
Повесть делится на главы. Это определяется
авторским замыслом - рассказать о чреде событий
юности героя, которые запомнились ему. Каждая
глава имеет свой микросюжет.

Проходит ли юный герой повести Володя
испытание любовью? Если бы прошёл,
нам было бы не так интересно читать
повесть. Конечно, у Володи и Зинаиды
вряд ли бы могло что-то получиться, ведь
у них была огромная разница в возрасте,
разница во взглядах на жизнь…
Как и во всех повестях И. С. Тургенева, всё
обернулось к лучшему, герои просто
расстались. Володина влюблённость
забылась, Зинаида вышла замуж. Каждый
из них зажил собственной жизнью, где не
было и не могло быть места другому.

Стихотворения в прозе

Стихотворения в прозе написаны уже в
конце жизни писателя. Во многих из них
Тургенев затрагивает любовную тему.
Например, в таких, как «Любовь», «Как
хороши, как свежи были розы», «Маша»,
«Последнее свидание», «Когда меня не
будет», «Чья вина?» и во многих других.
Любовь для писателя – это особое чувство,
на котором весь мир держится, чувство,
когда «чужое я внедрилось в твоё: ты
расширен – и ты нарушен; ты только теперь
зажил, и твоё я умерщвлено». И как много
воспоминаний связано у писателя с
любовью! «Как хороши, как свежи были
розы!» - восклицает он, вспоминая всех тех,
кого любил он в жизни.

Сам Иван Сергеевич Тургенев не был счастлив в любви и
всю жизнь жил, как он сам говорил, «на краешке чужого
гнезда», ведь главная любовь всей его жизни Полина
Виардо была замужем, имела детей и, конечно, не могла
уйти из семьи. Она не прекращала общение с писателем,
была ему и подругой, и опорой. Существует версия, что
один из сыновей Полины Виардо был сыном Тургенева,
однако доподлинных доказательств этого факта не
существует.
Несомненно, Иван Сергеевич Тургенев умел любить
бескорыстно, безнадежно, нежно и трепетно. И, читая его
произведения, мы ещё раз убеждаемся в этом, потому что
человек, никогда не испытавший любви, вряд ли смог бы
написать что-то подобное. На это способен лишь тот, кто
действительно влюблён в мир.
Позже Дмитрий Сергеевич Мережковский скажет:
«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти».
А раз так, то благословенна да будет тургеневская любовь,
та, что сильнее и смерти, и страха, и времени.

Спасибо за внимание!

Выполнила ученица 10 «А»
класса
Пахомова Дарья
Учитель ГОУ СОШ № 1200
Бурлова Н.И.

Тема любви в русской прозе XIX века (По роману Тургенева «Отцы и дети»)

Написано в Тургенев Иван

Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с особой остротой ощущений как водоворот немыслимых происшествий.

Каждый человек в своей жизни рано или поздно испытывает чувство любви, и тогда его жизнь наполняется новыми впечатлениями и переживаниями. Для кого-то этот период становится одним из самых счастливых, но случается и так, что любовь приводит к разочарованию и роковым ошибкам. Однако в любом случае любовь – это всегда испытание души, проверка жизненных убеждений человека.

Я думаю, что каждому дарована возможность испытать это удивительное чувство, именно поэтому меня поразили утверждения главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» о том, что любовь – это лишь физиологическая реакция организма. Но даже с таким умным и образованным человеком, как Базаров, любовь сотворила чудо и изменила в корне его мировоззрение.

Почему же на протяжении долгого времени Евгений Базаров отвергал любовь?

Базаров – сын отставного полкового лекаря. Он приезжает погостить со своим другом Аркадием в имение его отца, помещика Николая Петровича Кирсанова. Базаров изучает естественные науки в университете, собирается стать врачом. Вместе с тем, он человек новых взглядов, «нигилист», как представляет его Аркадий своему дяде Павлу Петровичу Кирсанову.

Аристократ Павел Петрович, долго служивший в Петербурге и не утративший даже в деревенской глуши столичного лоска, становится главным идейным противником Базарова. Споры между этими героями затрагивают все основные темы, волновавшие русское общество в тот период: отношение к народу, аристократии, естественным наукам, литературе, искусству и таким традиционным ценностям, как любовь и брак.

Тема любви обсуждает в их спорах неоднократно, и каждый раз Базаров определяет любовь как не более чем «белиберда». В его словах мы видим презрительное отношение к идеальным романтическим чувствам и принятие любви только в физиологическом смысле: «Нравится тебе женщина, так возьми ее!»

Между трепетным отношением к любви Павла Петровича и иронически-циничным Базарова существует огромная пропасть, что подтверждает также слова Базарова в разговоре о любви со своим учеником и подражателем, мягкосердечным Аркадием: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец». Пожалуй, именно в этих словах героя раскрывается его полное отрицание такого волшебного и романтического чувства, как любовь.

Однако любовь не единственное, отрицаемое им. Базаров, называя духовность «романтизмом» и «вздором», презирает людей – ее носителей: «Порядочный химик раз в двадцать важнее высокого поэта». Он смеется над отцом Аркадия, играющим на виолончели и читающим Пушкина; иронизирует над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим жизнь к ногам любимой женщины.

Базаров отрицает музыку, поэзию, красоту, любовь по инерции, не разбираясь толком в этих понятиях. Его полное непонимание романтических чувств между мужчиной и женщиной он демонстрирует и в разговоре с Аркадием об Одинцовой: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «у нее такие плечи, каких я не видывал давно»; «что за фигура!»; «на других баб не похожа». Какой цинизм, какая ирония слышатся в этих суждениях! В них выражается все впечатление героя об Одинцовой, такова она в представлении Базарова, но мы видим ее совершенно другой.

Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умно и спокойно глядящими глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Анны Сергеевны.

Остается ли Базаров в Никольском таким же, как и до приезда? В доме Одинцовой с ним происходят удивительные метаморфозы.

Сначала Аркадий обнаруживает, что Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат. Эта женщина отличалась ото всех независимостью своих суждений, образованностью, проникновенностью, умом и благородством. Даже такой противник «романтической» красоты. Как Базаров, смог увидеть и оценить все эти качества в героине. Мы замечаем его тревогу, беспокойство. Он легко раздражается, говорит нехотя, глядит сердито. Герой пытается побороть в себе новое чувство, начинающее зарождаться в его сердце.

Базаров отправляется в лес, чтобы остудить разум; упрямо закрывает глаза, заставляя себя спать. Что же послужило причиной «новизны» в поведении Базарова?

Настоящей причиной было чувство, возникшее у Базарова к Одинцовой. Он вдруг понял, что не может избавиться от мысли об этой женщине, так привлекавшей его и своей красотой, и умом, и достоинством. Базаров, утверждавший, что анатомия глаза не оставляет места для нежных взглядов, мечтает именно о нежных взглядах. Пытаясь бороться с новыми чувствами, он постепенно понимает, что не может исторгнуть из сердца Одинцову.

Таким образом, теория Базарова не выдерживает испытания любовью и терпит поражение. Полюбив, он становится лучше, сердечнее, человечнее. Мы видим, что наш герой полюбил первый раз в жизни в идеальном смысле.

И вот Тургенев оставляет наедине Базарова и Одинцову. О чем они беседуют? О том, как живет Анна Сергеевна, о счастье и, наконец, о любви. Базаров очень откровенен с Одинцовой, а ведь свои сокровенные мысли мы можем доверить только человеку, которого любим. «Раздражительная свежесть ночи, ее таинственное шептание» взволновало героев. Базаров «почувствовал себя наедине с молодою и прекрасною женщиной…» Он признает ее умной и красивой, говорит с ней о любви.

Герой видит несчастье Анны Сергеевны в том, что она не может полюбить. А ведь он сам уже влюблен! И вот кульминация этой сцены… Мы ждем решительного объяснения героя.

Базаров вдруг приблизился к Одинцовой, стиснул ее руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Через два часа он вернулся к себе с мокрыми от росы сапогами, взъерошенными волосами и угрюмый. Нет, не допустил Евгений Базаров своего признания в любви к Одинцовой. Но, читая эти строки, мы видим, как глубоко чувствует и переживает герой.

На следующий день Базаров не смог сдержать своих эмоций: «Знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Эти слова главного героя выражают полноту и искренность его чувств. Мы видим его «пожирающий» взор, бьющуюся в нем страсть, похожую на злобу. Это состояние вполне объяснимо, ведь Базаров увидел в себе нового человека, способного любить и страдать.

Через полчаса Анна Сергеевна получила записку от Базарова, состоящую всего из одной строчки: «Должен ли я сегодня уехать – или могу остаться до завтра?» Евгений вверяет свое чувство этой женщине. Но Анна Сергеевна не смогла по достоинству оценить чувство Базарова. Она добивалась его откровенности только из интереса. И сейчас, после объяснения с Базаровым, она решает, что «спокойствие – лучше всего на свете».

Итак, любовь или спокойствие? Перед таким выбором стоит героиня. Она не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы ее жизнь спокойной.

А что же Базаров? Мы видим его преобразившимся. Испытание любовью сделало его терпимее, сердечнее, мягче. Не случайно в композиции романа после объяснения с Одинцовой следует «второй цикл странствий» героя. И в отношениях с родителями и с Аркадием, и с аристократами Кирсановыми он уже другой. Исчезла категоричность суждений, полное отрицание «романтизма».

Значит, любовь, по мнению Тургенева, способна изменить каждого. И победа Человека в Базарове есть великая победа любви

«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Достоевский)

Написано в Сочинения на свободную тему

Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Оно сильнее смерти, прекраснее жизни, оно может все, но порой совершенно бессильно. Что это? Конечно же, любовь. Любовь во всех своих проявлениях удивительна, мистична и так проста. Мы любим наших родителей и родных, друзей и близких, Родину и даже себя. Но наиболее непонятной и возвышенной оставалась всегда любовь романтическая, которая толкает нас на такие подвиги, что о них потом слагают баллады и легенды.

В силе любви не сомневается никто. На мой взгляд, лишь это чувство способно на столь отчаянные шаги, что, анализируя их после, даже невозможно представить, как подобное можно было совершить. Во имя любви творили, созидали, улучшали, делали все самое прекрасное. К сожалению, любовь может быть еще и разрушающей, и тоскливой, и безответной. Такое чувство уничтожает, убивает. В любом случае любовь изменяет человека, она делает нас другими.

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что не единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства», - признается Дубровский Марье Кирилловне в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Всем известна трагическая судьба благородного разбойника. Ненависть и несправедливость ожесточили его. Любовь предотвратила убийство. «Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству - в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное ведение, и сердце мое смирилось», - продолжает Дубровский свое признание.

Он был прекрасным молодым человеком, благородным и немного романтичным, но жизнь предложила жестокую партию, которую он проиграл. Дубровский избрал путь мщения, раз невозможно было добиться справедливости законным путем. Разбойные нападения, грабежи - все это стало его жизнью, но целью всегда оставался Кирилл Петрович Троекуров. И Дубровский был близок к его убийству; искалеченное сердце, душа, жаждущая мщения, не были моральной преградой. Но любовь переродила его.

Именно такие сильные чувства, как ненависть и любовь, которые, как известно, очень близки, могут изменить человека, его жизнь, его убеждения. Но ненависть губит человека, съедает его изнутри, угнетает и уничтожает. Любовь же чаще всего возвращает к жизни, хотя порой дорога эта приносит очень много боли и страданий:

Как походил он на поэта,

Когда в углу сидел один,

И перед ним пылал камин,

И он мурлыкал:Benedetta

Иль Idol Mio и ронял

В огонь то туфлю, то журнал.

Таким вот «почти поэтом» стал известный повеса Евгений Онегин в одноименной поэме А. С. Пушкина, когда влюбился в Татьяну. Не таким он был прежде:

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

Огнем нежданных эпиграмм.

Повеса и дамский угодник, циник и в сущности жесткий, хотя и достаточно благородный человек. Он снисходителен к романтике и не считает достойной своего внимания простую деревенскую девушку, думая, что «вольность и покой замена счастью».

«Боже мой!

Как я ошибся! как наказан!»

Ведь милая Татьяна уже «другому отдана и будет век ему верна». Неужели ее успех в свете, ее богатство и модный дом так привлекли Онегина, что он увлекся ею? Нет, увлечения так далеки от того сильного чувства, которое презирает любые законы природы. Онегин действительно полюбил. И нет объяснения, нет ответа на вопрос «Почему?» Любовь будет хранить упорное молчание, истощая душевные силы и нарушая покой. Она ворвется в жизнь, не постучавшись, и вряд ли уйдет по вашему желанию.

Но, к сожалению, как уже говорилось, не всегда любовь - это чувство созидательное.

«Он все молчит; ведь я знаю, что он до того меня любит, что уже не мог не возненавидеть меня», - пишет Настасья Филипповна к Аглае Епанчиной о своем злом гении, о своем проклятии, о человеке, который поклоняется ей, - Парфене Рогожине.

В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» история страстной любви к Настасье Филипповне Барашковой двух людей становится трагедией, заканчивающейся ее смертью. Все чувства и эмоции на грани безумства, любовь превращается в навязчивую идею, в болезнь, от которой нет спасения. Безусловно, это дикое чувство многое меняет и в князе Мышкине, и в Рогожине, но обратимся к последнему: «Один из них был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами».

Любовь Рогожина довела его до безумия, она сама стала наваждением. Мог ли бороться он с этой страстью? Вряд ли, да и не желал отказываться от счастья. Ведь был уверен, что купив Настасью Филипповну, будет счастлив.

«Я бы убила его со страху… Но он меня убьет прежде… он засмеялся сейчас и говорит, что я брежу; он знает, что я к вам пишу», - продолжает свою исповедь Настасья Филипповна все в том же письме.

Она знала, что, соглашаясь жить с Рогожиным, на смерть идет, что убьет он ее скоро. И не смогла отказаться от него. А Рогожин уже сошел с ума. Любовь привела Настасью Филипповну в могилу, Рогожина в тюрьму, а князя Мышкина вновь лечиться от идиотизма в Швейцарию. Ведь любовь может быть и такой.

Странное чувство, которое меняет не только нас, но и близких нам людей, чувство, которое так неоднозначно в своем проявлении и в то же время так просто и прекрасно. Любовь ему имя. Она столь всесильна, что перерождает нас самих… Хуже или лучше становится человек, зависит от него самого, а любовь лишь то, что помогает нам жить и становиться счастливыми.

Трагедия и торжество любви

Написано в Шекспир Уильям

От времени создания трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» прошел не один век, но до сих пор зрители волнуются, следя за судьбой влюбленных из Вероны, а актеры, которые получили роль в трагедии, воспринимают это как самое яркое событие в своей творческой жизни.

«Ромео и Джульетта» (1595) принадлежит к первому этапу творчества выдающегося драматурга, когда писатель создает в основном лирические комедии. В двух же трагедиях (вторая, кроме названной, - «Юлий Цезарь»), невзирая на большое количество мрачных сцен, побеждает все же светлая основа, победу празднуют честь и справедливость.

Главные герои «Ромео и Джульетта» молодые, чистые сердцем, живут ощущением огромной радости бытия, а затем - безграничного счастливого чувства. Оптимизм автора в этот период его творчества оказывается сильнее человеконенавистничества и корыстолюбия.

Основной лейтмотив трагедии - развенчивание мира феодальных отношений, враждебных человеку, таких, которые искажают ее естественные чувства. Вражда вельможных семей Монтекки и Капулетти, от которой страдает вся Верона, потому что она разъяряет жителей города, делает общую жизнь нестерпимой. Кроме того, эта вражда являет собой фикцию защиты семейной чести, которую словно защищают оба лагеря. Возможно, когда-то этот конфликт и имел реальное основание, но в настоящий момент даже память о нем исчезла. Эта вражда - пережиток прошлого, однако она еще имеет силу и способное мешать утверждению новой морали, нового порядка.

Таким образом, в трагедии сталкиваются две общественно моральные силы: дух феодальной жестокости и мести и принципы любви, гармонии грядущей эпохи Возрождения. Но прежде всего «Ромео и Джульетта» - самый выдающийся гимн любви. Юноша и девушка из враждующих семей полюбили друг друга. Их любовь - не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и чувство, которое бесконечно обогащает душу. Шекспир очень поэтически показывает рождение и развитие этого высокого чувства. Вот Ромео видит Джульетту на балу, и ее красота поразила юношу.

Ночная сцена в саду, когда Джульетта, сидя у окна, мечтает о Ромео, а он, стоя внизу, слышит ее признание, и их следующая беседа, во время которой они достигли взаимопонимания, - трудно найти в мировой литературе эпизоды, которые равняются этому за силой выявления чувств.

Любовь превращает героев. Любящий Ромео становится терпеливым. Только когда Тибальд набрасывается на добродушного Меркуцио, Ромео берется за оружие. Джульетта по-детски непосредственная и откровенная. Ее чувства еще дремлют. Полюбив Ромео, она начинает лучше разбираться в человеческих взаимоотношениях - лучше, чем ее родители, которые желают видеть Джульетту невестой Париса. Ведь еще некоторое время тому назад она была готова присмотреться к Парису. И, возможно, если бы не случилась встреча с Ромео на балу, состоялся бы еще один брак, достаточно счастливый, на основании дочериной послушности перед желанием родителей. Но Джульетта признает лучшим умереть, чем вступить в брак с нелюбимым. Девушка первой начинает разговор о бракосочетании, в ее словах, обращенных к избраннику, чувствуется душевная зрелость и достоинство любящей женщины

То, что Джульетте лишь тринадцать лет, еще раз доказывает: большие чувства доступны и юным душам. «Любви все возрасты покорны», - скажет об этом позже гениальный русский поэт. Преданность любимому, вера в Ромео, решительность, гордое осознание собственной правоты - все это делает Джульетту самым ярким символом самого прекрасного человеческого чувства.

Герои борятся за право свободного выбора в любви, однако они окружены слепой и ненавистной враждой. С той же решительностью, с какой Джульетта пьет снотворное зелье, что предложил ей монах Лоренцо, - берется она и за кинжал, потому что знала: любимый наложил на себя руки, потому что убедился в ее смерти. Разделить с ним его судьбу - в этом видела Джульетта свою обязанность. Девушка погибает, едва лишь испытав счастье любви, о котором мечтала и которое взлелеяла в своем сердце. Без Ромео жизнь теряет смысл, потому что дважды любить невозможно…

Любовь Ромео и Джульетты - безудержное, чистое и героическое - длится лишь несколько дней и противостоит старым взглядам и отношениям средневековой окоченелости, под властью которой находятся Капулетти и Монтекки. Это настоящий бой за свободную жизнь и права человека. Трагическая гибель детей примирила наконец враждующие семьи, но какой ценой! Своей смертью влюбленные словно покупают победу нового жизненного принципа - принципу мира, дружбы, любви. Горе потери принуждает Монтекки и Капулетти понять, что бессмысленной враждой они уничтожили собственно будущее. В гибели влюбленных рождается новая истина: человеческие чувства более святы и значительнее вековых сословных суеверий.

Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX века

Написано в Саган Франсуаза

(По творчеству Ф. Саган)

Одна из основных особенностей литературы XX века заключается в ее неразрывной связи с явлениями общественной жизни. Размышления о дружбе и любви проходят на фоне социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимы от размышлений о судьбах человечества в XX веке.

Но в творчестве Франсуазы Саган тема любви и дружбы обычно остается в рамках частной жизни человека. Писательница часто изображает жизнь парижской богемы, к которой принадлежат многие ее герои, показывает падение современных нравов, то есть обрисовывает широкий социальный фон, на котором развиваются коллизии ее романов. Она не включает индивидуальную душевную драму героев в контекст политической жизни страны. Это ей и не нужно. Каждый герой, являясь частью общества и существуя по его законам, исповедуя мораль легкого, бездумного отношения к любви и дружбе, к человеческим отношениям, остается духовно одинок и пожинает плоды своего легкомыслия, своего эгоизма и своей безнравственности.

Франсуаза Саган написала свой первый роман в 1954 году. Роман "Здравствуй, грусть" был воспринят современниками как знамение эпохи падения нравов. В художественном мире Саган нет места прочной и по-настоящему сильной человеческой привязанности: зародившись и окрепнув, это чувство непременно должно погибнуть. Ему на смену приходит иное чувство - чувство грусти и разочарования.

Благодаря стараниям героини романа Сесиль, верная и любящая Анна покидает ее отца и погибает от несчастного случая, а Сесиль вновь обретает отнятую у нее радость жизни, продолжает существование, полное легкомыслия и развлечений, но где-то глубоко в ее сознании навсегда затаилась грусть. Эта грусть свойственна всему тому поколению, которое изображает Саган, поколению, которое растрачивает свои силы в погоне за удовольствиями и оказывается неспособным к настоящему чувству.

Жиль Ланибье, молодой и преуспевающий журналист, герой романа "Немного солнца в холодной воде", впервые в жизни сталкивается с самоотверженной и искренней любовью, которую вносит в его жизнь Натали. И он теряет эту женщину, поддавшись ложному чувству защиты собственного достоинства и желанию быть независимым.

Франсуаза Саган пытается исследовать природу любви. Подобно писателям "потерянного поколения", она задает себе вопрос о ее духовной или материальной сущности. Она ищет ответы на вопрос, что же такое настоящая любовь, где ее истоки. Очень часто духовная близость героев держится на физическом влечении и уходит вместе в ним. Тот опыт, который постепенно накапливают герои, оборачивается для них преждевременным духовным старением, потерей веры в мечты своей юности. Герой Саган изначально не способен воспринять и оценить то, что писательница называет "настоящей любовью" (по-настоящему любит Анна в романе "Здравствуй, грусть", Натали - в романе "Немного солнца в холодной воде"), он должен пройти определенный жизненный путь, только тогда он сможет приблизиться к пониманию любви.

В ряде романов Франсуазы Саган звучит еще один мотив - мотив возвышенной любви молодого человека к немолодой женщине. В этом можно усмотреть вывод автора об опустошенности молодого поколения, о его тяге к любви, которая никогда не будет удовлетворена.

В XX веке произошло развитие внутренней драмы личности, которая и отобразилась в литературе. Трагедия человека, потерявшего смысл своей жизни, оказалась одной из основных художественных моделей литературы. Размышления о дружбе и любви поданы в контексте проблемы сохранения человека как личности. Писатели разных художественных направлений ищут смысл человеческого существования именно в этих моральных категориях, в понятиях дружбы и любви. Но возможность нравственной победы человека связана с его собственным выбором, его индивидуальным решением.