Наш конкурент лувра или как разыскать шедевры в эрмитаже. Бриллиантовая кладовая: расписание и экскурсии Эрмитаж украшения

Золотая кладовая является одной из двух экспозиций Галереи драгоценностей в Государственном Эрмитаже. Она включает в себя несколько собраний золотых изделий VII - XIX веков. Среди них Сибирская коллекция Петра I, предметы эллинского искусства, а также творения восточных мастеров.

Сибирская коллекция Петра I

Золотая кладовая включает в себя несколько ценных коллекций, среди которых центральное место по праву занимают экземпляры, собранные Петром I. Особый интерес они вызовут у ценителей ювелирного искусства, а также желающих ознакомиться с его историей.

В XVIII веке по приказу царя на территории Сибири начали проводиться раскопки. Их целью служило пополнить казну государства и изучить древнейшую историю российских земель. Предметом раскопок стали татарские могилы, называемые буграми. Особенно ценны были захоронения знатных особ. По религиозному обычаю в могилу племенной знати клали много золота и драгоценностей.

Руководил раскопками губернатор сибирской области князь Матвей Гагарин. Он был доверенным лицом Петра I и выкупал для него лучшие экземпляры. Но князь оказался нечист на руку и был повешен.

Благодаря проницательности Петра I и его стремления к изучению истории родных земель вышел указ о прекращении разрушения и расхищения могил. Это было первой предпосылкой для создания законов об охране исторических памятников. С тех пор государь лично выкупал найденные ценности.

Все экспонаты отправлялись в Летний дворец. К 1714 году коллекция насчитывала уже около 240 предметов. Специально для нее царь Петр открыл первый в истории России музей и назвал его Кунсткамерой, что в переводе означало "кабинет редкостей". Теперь галерея имеет название Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук.

Даже после смерти царя коллекция продолжала пополняться его последователями. Спустя полтора столетия, в 1859 году, приказом Александра II уникальные экспонаты были перемещены в Зимний дворец и получили название Сибирской коллекции Петра I.

Особенности и символика экспонатов

Среди экземпляров присутствуют украшения, оружие, парадное снаряжение для лошадей и ритуальный инвентарь. Большинство из них украшены звериными мотивами. Это связано с религиозными убеждениями древних племён - изображение головы животного служило защитой от злых сил. Также часто встречается сюжет борьбы между человеком и зверем, символизирующий силу.

Представления кочевых народов о мире также нашли отображение на ювелирных изделиях. Птицы были символом верхней небесной части мироздания. Люди и животные (чаще других изображались копытные) были представителями среднего смертного мира. Водоплавающие и рыбы из нижнего мира отображали смерть и рождение новой жизни в одном лице. Это хорошо видно в сценах борьбы животного и хищника - среднего и нижнего мира.

Мастера любили украшать свои творения драгоценными камнями. Иногда встречаются стеклянные или коралловые вставки. Реже использовали агат или сердолик.

Многие находки служили предметами для проведения ритуалов и были хранителями магической силы, в которую верили кочевники. Сегодня с их помощью мы можем иметь представление о мировоззрении и быте древних скифов.

Ювелирное искусство Древней Греции

В золотой кладовой можно ознакомиться с драгоценными экспонатами Древней Греции. Её жители были особыми почитателями золота, и наделяли его магической силой, способной защищать хозяев при жизни и после смерти. Именно поэтому все ювелирные изделия погребались вместе с покойным. Эллины не знали меры в количестве украшений. Поэтому в силу вступил закон, ограничивающий это пристрастие.

Греки были талантливыми мастерами и умели выполнять тончайшие узоры из золотых нитей. Они всегда использовали мелкие детали. Чаще других на изделиях встречается растительный узор в виде переплетения листьев и цветов. Также золотыми нитями украшалась одежда древних греков.

Носили золото женщины и мужчины в равной степени. Помимо украшений они использовали золотые аксессуары. Это были разнообразные веера, жезлы. Воображение эллинских ювелиров не знало границ и отражалось в причудливых формах и узорах.

Среди женских украшений большой популярностью пользовались предметы для волос. Это были диадемы, шпильки и сетки. На свадьбу голову невесты украшали короной с лиственным узором и изображением богини Ники.

Технологии изготовления

Большинство изделий выковывалось из цельного куска металла. Чтобы придать нужную форму использовали штампы. Для получения изящных линий и мелких деталей применялись методы резьбы или гравировки. Цепочки плели из тонкой проволоки.

Для соединения нескольких крупных частей использовали популярную в то время диффузионную пайку, сплавляющую детали под высокой температурой. В результате появлялась характерная зернистость, почитаемая греками. На ювелирное искусство эллинов повлияли многие страны. Это отразилось на стиле изделий и их сюжетах.

Восточная коллекция золотых изделий

Любителей восточных мотивов не оставит равнодушными ювелирная коллекция Древнего Востока. Многообразие народов, населявших Ближний Восток и Азию, породили огромное количество стилей и технологий изготовления драгоценных украшений и предметов быта. Но все они имеют общие черты, навеянные единой исламской религией.

Как и в европейских странах, на Востоке изделия из золота наделяли магическими свойствами и украшали камнями. Это были рубин, бирюза, коралл и янтарь. Также изделия декорировали цветной эмалью красного и синего цвета. Первый символизировал жизнь, а второй - небо и воду. Популярностью пользовались и другие цвета - зелёный, жёлтый и чёрный.

Особое значение имела форма предмета. Круг олицетворял солнце, фигура животного была символом плодородия. Многие изделия были украшены изображением глаза. Этот символ должен был охранять хозяина от проклятий и сглазов. Таким же свойством обладала "хАмса" - ладонь с голубым камнем в центре.

Птица на Востоке считалась священным существом и приравнивалась к божеству. Её образ был неразделимо связан с плодородием и могуществом. Ирано-тюркские народы украшали изображением женщины-птицы Умай (богини-матери) предметы быта и ювелирные изделия.

Страны Ближнего Востока использовали изображения рыб и небесных светил. Известный символ ислама - полумесяц со звездой, пришёл из язычества. Он принадлежал богине Гекате и символизировал плодородие.

Оформление украшений у разных народов отличалось некоторыми чертами. Для Северной Африки характерны крупный размер и четкая геометрическая форма. Мастера Марокко, наоборот, стремились создавать причудливые фигуры и узоры. На территории Магриба широко использовалась филигрань, инкрустация и раскраска цветной эмалью. Египет же славился поклонением солнцу, символ которого присутствовал на большинстве изделий.

Посетителям Золотой кладовой откроются тайны ювелирного искусства, взявшего начало с античных времён. Будьте готовы оценить творения древних мастеров, вложивших магическую силу в каждую деталь своего произведения.

Хожу на абонементные экскурсии в Золотую кладовую в Эрмитаж. Всего три экскурсии по субботам. Экспозиция в Золотой кладовой выстроена хронологически - сразу от входа помещение-коридор, справа Сибирская коллекция Петра I (Южная Сибирь), слева золотые экспонаты из курганов, начиная с самых древних (с VII в.до н.э.). Курган Литой, Келермесские курганы. Первый большой зал - Царские скифы - Солоха, Чертомлык. Cарматы.

Не ставила задачи пересказывать - специально добавила много ссылок на источники, где можно почитать или посмотреть историю скифов и их искусства. Просто для собственного удовольствия хожу, чтобы подробно порассматривать всю эту красоту и послушать сами экспонаты. В очередной раз удивляет уровень мастерства ювелиров, создающих шедевры для того, чтобы тут же закопать их в землю)) Красота символики, которая говорит о едином мировоззрении, царившем в течение многих веков на большой территории)) Одним словом, в очередной раз иду на поводу собственного сегодняшнего настроения и вопросов. Поэтому сегодня нет мечей и горитов - главных экспонатов ввоинственного скифского мира. Ужасно жестокие и страшные) варвары...

Пантера, свернувшаяся в кольцо. Идея вечного движения мироздания. Сибирская коллекция

Этот символ имеет много общего с Уробороом. Уробо́рос (в переводе с древнегреческого = хвост - еда— свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Один из древнейших символов со множеством значений. Вечность и бесконечность, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Символ использовался в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Еще один его аналогов - свастика, который также означает движение космоса.

Считается, что в западную культуру он пришел из Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н.э., где они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти перерождения. Оттуда уроборос перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца)) Его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции. Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается у ацтеков.

Также этот символ играет большую роль в учении гностиков, у алхимиков - символизирует преображение элементов в философский камень для превращения металлов в золото. В аналитической асихологии Юнга о символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Эрих Нойманн, последователь Юнга, обозначает уроборос в качестве ранней стадии развития личности.

Д. Бопри, описывая появление изображений уробороса в Дрнвнем Египте, утверждает, что этот символ наносился на стены гробниц и обозначал стражника загробного мира, а также пороговый момент между смертью и перерождением.Первое появление знака уробороса в Древнем Египте датируется примерно 1600 годом до н. э. (по другим данным — 1100 годом

Р.Робертсон и А.Крибс отмечают в Древнем Китае уробором называпся « Zhulong » и изображался в виде создания, совмещающего в себе свинью и дракона, кусающего себя за хвост. Со временем образ трансформировался в традиционного китайского дракона, символизирующего удачу. Одни из первых упоминаний об уроборосе как символе датированы 4200 годом до н.э. Первые находки фигурок свернувшихся в кольцо драконов относят к культуре Хуншань. (4700—2900 до н. э.). Одна из них, в форме полного круга, находилась на груди покойника. Это отрывок из Википедии, дальше еще много)) Про китайский символ писала


На ногах и хвосте пантеры много раз повторяется символ свернувшейся в кольцо пантеры, усиливая символ пантеры отсюда Келермесский курган

Фотографировать в Золотой кладовой нельзя, что очень жаль, поэтому фотографии взяла на сайте Эрмитажа.


Украшение горита. "Костромской олень" - олень с поджатыми ногами (клювы) из кургана близ станицы Костромской. Раньше его трактовали как бегущего оленя, сейчас как жертву.

Тело оленя - символический зооморфный образ модели мира, близкий к образу Мирового древа. В скифской традиции обычно олень (или иное травоядное) изображался лежащим, поджав под себя ноги, что символизировало в мировой модели основные космогонические процессы - динамику верха (жизнь), при статике низа (смерть). Иногда тело травоядного изображалось перекрученным, при этом сохранялись те же фазы: передняя часть животного - жизнь (лето); задняя часть - смерть (зима)

Основным динамическим сюжетом звериного стиля долгие столетия оставалась сцена терзания травоядного хищником. В противопоставлении этих двух видов животных и насилии одного над другим проявляется целый ряд основных космогонических мифологем скифского сознания. В священных сценах терзания сходятся два мира - хищник, как олицетворение хтонической силы смерти, преисподней, темноты, и травоядное - как образ силы жизни, Мирового древа, света. Символика терзания в определенном контексте перерастает в сцену эротического акта. В этой ситуации хищник олицетворяет собой мужское начало мира - «верх», Отца-небо, а травоядное - женское начало, землю, ее материнскую, порождающую функцию.

Древние верили в то, что каждая смерть вызывает новое рождение, оплодотворяя его. Образ хищника идеологически связывался со скифским мечом-акинаком, что привносило в его символику кровавый окрас осеменяющей смерти, без которой не породить новую жизнь. По сути, эта идеология знакома всем народам в традиционных обрядах инициации. Именно поэтому скифский меч - акинак - в структуре скифских каменных изваяний идентифицировался с фаллосом, символизируя сексуальную, порождающую силу мужчины - главы рода и воина. Терзание хищником травоядного - это одновременно и акт космического жертвоприношения, и акт изначального порождения космоса из хаоса и, по сути, образ Священного брака, через который Мать-земля порождает новую жизнь, молодую энергию мира. Отсюда же проистекает жесткая канонизация образной знаковости, предписывавшей сознанию древнего человека определенное, адекватное мифологической идее, сакральное прочтение.

Многовитковая гривна - символ знатности. Сибирская коллекция Петра I

Диадема, курган Литой, Мельгуновский клад. 3 плетеные цепочки-шнура, хотя отверстия для 4-х.

Бляшка в виде хищной птицы, курган Литой. Всего таких круглых золотых орлов было 17, но 16 орлов были переданы в Харьковский музей, где они погибли во время эвакуации. Вероятнее всего украшения кожаного пояса.

Зеркало из Келермесского кургана, использовалось, вероятно, также и по назначению, но обладало вошебными свойствами. С одной стороны кромка, с другой - петелька или небольшая ручка в центре. Главный персонаж зеркала в верхнем левом сегменте - малоазиатская богиня Кибела, здесь тождественная скифской богине плодордия Аргимпасе. У многих народов зеркало ассоциировалось с солнцем, плодородием и жизнью. Оно отражало сущее, угадывало прошлое, предвидело будущее. Волшебные свойства зеркала усиливали нанесенные на его обороте изображения. Считалось, что зеркала имеют защитную силу, видели истинную сущность злых демонов, когда те принимали другое обличье. Зеркала имели все члены семьи, они служили при жизни и после смерти. В течении жизни с ними совершалось много ритуалов, большую роль они играли во время свадебной церемонии. Отсюда

Бляшка из кургана Куль-Оба с изображением богини с зеркалом

Котел из Келермесских курганов.

Мясо животных варили в больших бронзовых котлах. Такой котел на ножке прочно стоит в костре. Собираясь вокруг него большой семьей, племенем, скифы ощущали свое единство. Любой котел имел сакральный характер и напоминал о котле, который легендарный царь Ариант изготовил из наконечников стрел, принесенных каждым скифом

Гребень из мужского погребения, курган Солоха. Символизирует трехчастное деление мира, сцена боя - воин, лишившийся коня, обречен. Почти круглая скульптура - проработанный рельеф с двух сторон.

Конский налобник и уздечные украшения. Курган большая Цимбалка. Конская сбруя во всем скифском мире была одинаковой, отличалась только декором. Здесь изображение скифской змееногой богини

В различные периоды скифскре искусство испытывало влияние других культур. После разгрома Ассирии в VII в., например, скифы забрали с собой ассирийских ювелиров. Позже в Северном Причерноморье царит скифо-греческое искусства. Греческие ювелиры, создавая ювелирные изделия для скифов, используют скифскую мифологию и эпос. Центром торговых связей между греками и скифами находился в Каменском городище, появившемся в V веке до н.э (недалеко от современного Никополя). Поселение было металлургическим центром, снабжавшим скифов оружием. Там же, по-видимому, находились резиденции скифских царей, о богатстве и могуществе которых говорят знаменитые царские курганы V-IV вв до.э.

Серьга с подвеской в виде головы негра. Чертомлык


В этом документальном фильме "Скифы" интересна интерпретация образов скифского искусства с точки зрения мифологии

Призраки далеких эпох. Хакасско-Минусинская котловина. Сибирские скифы

Эрмитаж - это государственный музей, который многие специалисты и посетители называют не иначе, как Короной российского музейного убранства. Его залы украшены множеством уникальных произведений искусства.

Но не только сюда стремятся попасть ценители прекрасного, приходя в Эрмитаж. Золотая и бриллиантовая кладовая буквально затмевают все, что находится в других залах. Ведь в этих отделах размещены самые ценные сокровища. Но особенно поражает воображение простого обывателя Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. О ней и пойдет речь в данной статье.

История

При возникновении Эрмитажа никто не ставил вопрос о принадлежности имеющихся в нем сокровищ. Конечно, собственниками и собирателями всех ценностей были российские самодержцы. Но ситуация постепенно менялась. И уже Николай I стал разграничивать произведения, выделяя из них «личные» и «государственные». В период правления этого царя Эрмитаж принимал посетителей, которые должны были узреть роскошь и красоту всех представленных в экспозиции вещей. Когда же возникла Бриллиантовая кладовая ее появления вполне логична. Ведь все существующие императорские регалии, а также коронные бриллианты должны были где-то находиться на хранении. При этом их следовало содержать таким образом, чтобы гарантировать неприкосновенность и избежать любых случайностей.

Для того чтобы хранить императорские регалии, коронные бриллианты, а также ценные ювелирные изделия и меховые вещи, Николай I создал специальную структуру. Он назвал ее Камеральным отделением Кабинета Е.И.В.

Разумеется, все эти ценные предметы находились под неусыпным присмотром и до 19 в. История созданного Николаем I Кабинета берет свои истоки в 1704 г. Изначально подобная структура занималась управлением хозяйственными, административными, а также финансовыми делами правящих императоров. Ее создали согласно изданному царем Алексеем Михайловичем. До конца 18 века такой Кабинет был в ответе за хранение всех императорских регалий, а также коронных бриллиантов. Но некоторые изменения в такую деятельность были внесены 16.07.1786 г. Тогда, по указу Екатерины II , была четко определена работа Кабинета. В одном из пунктов данного документа было дано описание некоторых положений, непосредственно относящихся к хранению державных ценностей, которыми и являлись ювелирные украшения.

К концу 19 века появилось условное разделение Зимнего дворца. Считалось, что в нем находится несколько зон. Они включали в себя жилые помещения, а также комнаты, отведенные для приближенного к императору окружения. Была в Зимнем дворце и особенная зона. Она представляла собой помещения, в которой находились художественные ценности, принадлежащие царской семье. Эта зона называлась Императорским Новым Эрмитажем. Здесь хранились предметы, ранее находившиеся в Кунсткамере и Московской Оружейной палате. Перенесли сюда и произведения искусства из Старого Эрмитажа.

В декабре 1856 года официально открыли для посещений уникальную коллекцию экспонатов. Помещение, в котором они находились, стало называться Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Изначально в нее было помещено сто шестьдесят пять вещей.

Коллекция ювелирных творений

Что сегодня хранит в себе Бриллиантовая кладовая Эрмитажа? В ней находится множество вещей, показывающих посетителям музея поэтапное развитие ювелирного дела, которое совершенствовалось на протяжении всей многовековой истории человечества. Но именно предметами искусства 18 века наиболее гордится Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Экспонаты, выполненные руками прекрасных умельцев этой эпохи, находятся здесь не случайно. Ведь именно 18 столетие называют веком бриллиантов. Каких только вещей ни делали ювелиры из Европы для самых взыскательных покупателей!

Это шкатулки и табакерки, несессеры и мушечницы, веера и часы, украшения для платьев, шляп и волос. Есть среди этих предметов флакончики для духов, браслеты и перстни.

Драгоценные табакерки

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа представляет посетителям большое количество предметов. Многие из них были приобретены императрицей Елизаветой Петровной. Например, по ее распоряжению приобретались различные табакерки. Такую вещь сегодня найти сложно. А в те далекие времена это были специальные коробочки, предназначенные для хранения табака. То, что попало в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа, было в свое время драгоценной наградой императрице за ее услуги.

Использовались табакерки, выполненные ювелирами и в качестве дипломатических, а также интимных подарков. Есть в этой уникальной кладовой и овальная коробочка, украшенная вензелями Екатерины II и Семена Зорича (одного из множества ее фаворитов). Хранятся в Эрмитаже и две инкрустированные золотом черепаховые табакерки, которые принадлежали царю Петру. Одна из них украшена миниатюрой с изображением кораблей в гавани Санкт-Петербурга. Вторая выполнена в весьма оригинальной форме. Она изготовлена в виде корабля и имеет даже стеклянные окошки. Сделаны эти две работы неизвестным мастером.

Часы

Механизм, показывающий время, был весьма популярен в те далекие времена, когда Россией правили царские династии. Однако только знать могла позволить себе приобрести часы. Их прикрепляли при помощи специальной цепи - шатлена к поясу. Однако этим все не заканчивалось. К поясу крепилось еще несколько цепочек. На одной из них находился ключик. Он был необходим для завода часов. Другую цепочку украшала подвеска, выполненная ювелирами, а на третьей могла находиться любая изысканная мелочь. И весь такой комплект обильно украшался различными драгоценными камнями. Очень много подобных предметов показывает своим посетителям Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая).

Часы работы швейцарских, французских и английских мастеров представлены здесь и в настольном варианте.

Солонки

Всем нам знакома русская традиция, заключенная в предложении гостям «хлеба-соли». Важна подобная церемония была и для августейших особ. Именно поэтому среди экспонатов Бриллиантовой комнаты Эрмитажа находятся солонки. Они представляют собой чаши, выполненные из серебра или из чистого золота. Солонки украшены чеканкой, а также драгоценными камнями.

Творения Ивана Кулибина

Во времена правления императрицы Екатерины Великой радовал выполненными собственноручно вещами хорошо известный ныне механик-самоучка. Одна из его бесценных вещей - часы, заключенные в яйцеобразный золоченый ажурный корпус.

Через фаворита императрицы графа Кулибин преподнес этот уникальный предмет Екатерине. В те времена он вызывал неподдельное восхищение. Ведь до этого мастера на Руси никогда не делали часовые механизмы. Ювелиры изготавливали только предназначенный для них драгоценный корпус.

Часы Ивана Кулибина помимо обычного хода радовали владелицу музыкальным механизмом и двигающимися под мелодию фигурками.

Работы Иеремия Позье

Этот прекрасный ювелир создавал свои творения для трех русских императриц. Экскурсия в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа познакомит вас с его табакерками из золота, украшением которых являются ветви из бриллиантов, а также драгоценные букеты, которые в прежние времена знатные дамы носили на плече, на поясе или на лифе платья. Все камни были закреплены в серебряной оправе, благодаря чему были лишены желтого оттенка. Золото служило только для соединения отдельных цветочков в букет. Из-за такого закрепления все детали были подвижны. Это создавало удивительный эффект. Во время движения дамы цветочки шевелились и сверкали.

Для того чтобы демонстрировать подобные букеты, в конце 19 в. сделали даже специальные вазочки. Они изготавливались из горного хрусталя, который создавал впечатление их наполненности водой

Чьи еще работы хранятся в Бриллиантовой комнате?

Мастера ювелирного дела, творящие в Санкт-Петербурге, были, как правило, иностранного происхождения. Именно поэтому посетители Бриллиантовой комнаты могут полюбоваться на работы Ж.Ф.К. Бурде, И. Позье, И.Г. Шарфа, братьев Дювалей и Теремен, а также Ж.П. Адора.

Спрос на украшения в 18 в. был чрезвычайно велик. Не упал интерес к ювелирным изделиям и в следующем веке. В этот период особенно популярными были предметы, изготовленные Карлом Фаберже. Самое знаковое произведение известного мастера - копия таких императорских регалий, как Большая и Малая корона, а также держава и скипетр. Все эти предметы выполнил в десятикратном уменьшении.

Сегодня все копии предоставляет для обзора своим посетителям Эрмитаж (Санкт-Петербург), Бриллиантовая кладовая. Уменьшенные императорские регалии размещены на подушечках, сшитых из белого бархата и украшенных серебряными кисточками. В свою очередь, подушечки укреплены на специально созданных для этой цели серебряных постаментах. Все это великолепие размещено на возвышении, похожем на римскую колонну. Изготовлен такой постамент из розового кварцита и украшен серебряной гирляндой.

Для того чтобы приступить к работе, Фаберже понадобилось получить особое разрешение Дворца. За этот шедевр, который участвовал в 1900 г. во Всемирной промышленно-художественной выставке в Париже, автор получил Золотую медаль и Орден почетного легиона. При этом его признали лучшим ювелиром мира. После этой выставки царем Николаем II изделия были приобретены для Эрмитажа.

Блестящие экспонаты

Одна из самых ярких коллекций Бриллиантовой комнаты включает в себя украшения, выполненные в эпоху Возрождения. Все эти вещи имеют морскую тематику и украшены «неправильным» барочным жемчугом. Одним из таких изделий является подвеска-каравелла. Она изготовлена из цельного изумруда, а служит корпусом корабля.

Среди изделий морской тематики находится и подвеска корсара Елизаветы Данная вещь представляет собой полупрозрачный округлый кварц розового цвета, имеющий золотое крепление для цепочки. На креплении находится изображение корабля, рассекающего волны. Здесь же указано и имя владельца подвески, а также дата - 1590 г.

Есть в Бриллиантовой комнате Эрмитажа и уникальные изделия из сицилийского города Трапани, датируемые 17 веком. Специалисты оценивают их как неординарные и редкие. Это предметы из кораллов, серебра и золоченой меди. Их красота буквально завораживает взоры посетителей. Одно из таких изделий - кувшин-рукомой. Из стенок этого сосуда словно вырастают кристаллы.

Просмотр уникальных коллекций

Как попасть в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа? Для этого необходимо приобрести билеты на одну из экскурсий, которые проводятся только по расписанию.

Всех желающих приглашает к себе Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая). Билеты, которые понадобятся для этого, следующие:

1. На вход в Эрмитаж. Для граждан России и Беларуси стоимость такого билета составляет 400 руб. Все остальные могут приобрести его за 600 руб. Бесплатно музей могут посетить дети и студенты любой страны, а также пенсионеры РФ.

2. На экскурсию, проводимую в Бриллиантовой кладовой. Стоимость такого билета составляет 300 руб. для всех категорий граждан.

И тот, и другой билет реализуется кассами Эрмитажа, находящимися непосредственно на входе. В период высокого туристического сезона необходимо приходить за ними как можно раньше. Ведь количество билетов ограничено. Высоким туристическим сезоном считается время белых ночей, майские и новогодние праздники.

На сегодняшний день существует возможность приобретения билетов по интернету. Для этого достаточно зайти на официальный сайт музея. Правда, стоимость билетов при таком варианте покупки будет несколько выше. Она составит 580 руб. для входа в Эрмитаж, а для участия в экскурсии по Бриллиантовой комнате - 430 руб.

Также в интернете можно наткнуться на многочисленные сайты туристических фирм, которые предлагают билеты по завышенным ценам. Следует иметь в виду, что никакой необходимости в посредниках нет. Любой человек может организовать посещение Эрмитажа и Бриллиантовой комнаты самостоятельно. Тем более что экскурсии проводятся только сотрудниками музея. Работа посредников заключается лишь в покупке билетов, за что и берется внушительная комиссия.

В какое время открыт для посещения Эрмитаж (Бриллиантовая кладовая)? Часы работы музея несколько меняются в зависимости от дня недели. Так, во вторник, четверг, субботу и воскресение Эрмитаж приглашает посетителей с 10.30 до 18.00. Кассы при этом работают лишь до 17.00. В среду и в пятницу музей принимает гостей с 10.30 до 21.00. Попасть в кассы при этом можно до 20.00. Понедельник в Эрмитаже является выходным днем.

В субботу и в воскресенье, а также в летний сезон рекомендуется приходить в музей либо за полчаса до открытия, либо непосредственно к нему. Это связано с большим наплывом посетителей. Тот, кто пришел позже, будет стоять в очереди в течение нескольких часов или просто не попадет в музей.

Как же работает Бриллиантовая кладовая Эрмитажа? Расписание ее экскурсий можно узнать, обратившись к администратору информационного центра в день посещения. Вывешиваются они и на специальных стендах.

Экскурсии в Бриллиантовую комнату отличаются хорошей организацией. После покупки билета посетители раздеваются в гардеробе и проходят в музей. Группу собирают за тридцать минут до посещения кладовой в фойе музея. Это место обозначено большой табличкой. Найти его помогут и работники музея. Они охотно укажут на нужное место.
Полтора часа длится экскурсия, знакомящая с экспонатами, которые хранит Бриллиантовая кладовая Эрмитажа. Фото ювелирных изделий посетителям делать запрещается.

С полной ответственностью можно назвать Короной музейного убранства России. Как и любая корона, Эрмитаж украшен множеством неповторимых произведений искусства. Но есть одно место, которое затмевает все остальные. То, что не дает покоя воображению простого обывателя – это Бриллиантовая кладовая.

Возникновение Бриллиантовой кладовой

В начала существования Эрмитажа ни у кого не возникало вопроса о принадлежности всех его сокровищ. Естественно, что собирателями и собственниками являлись российские самодержцы. Однако, со временем ситуация стала меняться, и уже при Николае І появилось четкое разграничение на «личные» произведения и «государственные». Во время его правления в Эрмитаж пускались посетители, дабы узреть всю красоту и роскошь экспозиций.

Возникновение Галереи драгоценностей вполне логично – в конце 19 века Зимний дворец был разделен на насколько зон. Это были жилые помещения, комнаты для приближенного окружения, а также часть помещений, которую стали называть Императорский Новый Эрмитаж. Именно в ней стали хранились художественные ценности царской семьи. В нее попали редкие художественные ценности ранее хранимые в Кунсткамере, Старом Эрмитаже и Московской Оружейной палате. Из бриллиантовой комнаты в Галерею было перемещено 165 вещей. В декабре 1856 года она официально была открыта для посещений.

«Блестящие» экспонаты

Одной из наиболее ярких коллекций являются украшения эпохи Возрождения, а именно ее морская тематика. Для украшений использовали барОчный «неправильный» жемчуг. Одно из таких изделий – подвеска-каравелла из цельного изумруда. Барочная жемчужина выполняет «роль» корпуса корабля.

Морскую тематику продолжает подвеска «пса Елизаветы» знаменитого корсара Френсиса Дрейка. Это полупрозрачный розовый кварц округлой формы с золотым креплением для цепочки. На креплении изображен корабль, рассекающий волны, указаны имя владельца и дата «1590», а также нарисован корабль бороздящий бескрайние морские просторы.

Уникальные изделия 17 века из города Трапани (Сицилия) поистине достойны кунсткамеры, как редкие и неординарные. Это изделия из золоченой меди, серебра и кораллов, которые в магическом сочетании завораживали взоры посетителей. Одним из таких изделий стал кувшин-рукомой, из стенок которого будто вырастали кораллы.

Творение механика-самоучки Ивана Кулибина в очередной раз доказывает, что на Руси всегда были умельцы, которые могли «заткнуть за пояс» любого «фаберже». Так, Иван Петрович смастерил уникальные часы в яйцеобразном золотом корпусе. Особенность изделия состояла в том, что кроме часового механизма в них еще были маленькие фигурки, которые танцевали под чудесную музыку издаваемую часами.

Слезы богов - бриллианты

Однако, несмотря на все эти уникальные предметы, основную часть коллекции занимают именно бриллианты. И это не удивительно, ведь век 17-ый по праву называют «веком бриллиантов». Эти удивительные камни использовались буквально во всех предметах обихода изысканных «клиентов» - это могли быль часы и браслеты, мушечницы и веера, табакерки и просто украшения.

В Бриллиантовой комнате представлены табакерки всяческих форм и размеров. В обиходе императрицы они выполняли не только свои непосредственные функции, но и роль презентов для фаворитов.

Часы, хранящиеся в музее, украшены бриллиантами и являлся признаком хорошего тона. Тем более, что к ним шел элегантный ключик на золотой цепочке, и «простенькая безделушка», как и все перечисленные предметы – украшенная бриллиантами, рубинами и сапфирами.

Продолжая разговор о бриллиантах, хочется отдельно отметить работы Иеремии Позье, который всю свою жизнь «украшал» российских императриц и дворцовую знать. Среди прочих шедевров, в Бриллиантовой комнате хранится золотая шкатулка украшенная ветвями из бриллиантов; цветочные букеты, в которых роль цветов играли бриллианты закрепленные в серебряные оправы. Эти букеты дамы носили на поясе или крепили к лифу платья. Позднее, в 19 веке, возникла мода ставить их в вазочки из горного хрусталя. Этот удивительный минерал придавал вазам эффект наполненности водой.

Если вам выпадала честь отведать «хлеб-соль», то вы знаете насколько важна эта церемония. С еще большим вниманием к ней относились августейшие особы – их солонки представляли собой чаши из чистого золота или серебра, украшенные изысканной чеканкой и драгоценными каменьями.

Девятнадцатый век не сильно отличался от века восемнадцатого. Он был ознаменован знаковыми произведениями Карла Фаберже и его копиями императорских регалий. Среди них были большая и малая императорские короны, скипетр и держава. Копии уменьшены в десять раз, но именно это придает им ценность, как уникальных творений ювелирного искусства. Эта работа выполнялась для участия на всемирной ювелирной выставке в Париже в 1900 году. За свои труды Фаберже был награжден Золотой медалью выставки и орденом Почетного легиона. После окончания выставки император Николай ІІ выкупил эти удивительные изделия.

Занимательные факты

Кавалерами усыпанного бриллиантами ордена Андрея Первозванного становились наиболее достойные люди, сделавшие не мало для России.

Одним из кавалеров ордена стал Иван Мазепа, гетман запорожских казаков. Петр І лично возложил знаки ордена на гетмана «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Однако, в 1798 году его лишили этого ордена за переход на сторону шведов.

К ордену шла цепь, состоящая из 20 частей украшенных несколькими сотнями бриллиантов. Эту цепь оценивали в 77 233 рублей.

Президентом России Борисом Ельциным орден снова стал высшей государственной наградой. Последним из кавалеров ордена Св. Андрея Первозванного стал Михаил Горбачев, разваливший великую страну.

Составить стоимость экспонатов в рублях могут только эксперты и для посетителей эта информация может быть закрытой. Однако доподлинно известно, что Большая императорская корона в 1865 году оценивалась в 823 976 рублей, Держава – 190 353 рубля.

Наши дни

В наши дни музей не утратил своего интереса к прекрасным украшениям. Одними из приобретений 20 века стали работы французского ювелира Рене Лалика - подвеска «Клубок змей» и пряжка «Жуки».

Своим блеском, экспонаты Бриллиантовой комнаты способны разжечь огонь интереса в глазах любого посетителя. И это не только из-за того, что стоимость экспонатов Кладовой исчисляется многими «нулями», но и потому, что истинные ценности проникают глубоко в душу и не оставляют равнодушным никого.

Во второй половине XVIII века в Зимнем дворце рядом с тронным залом находилась так называемая «бриллиантовая» комната. Вместе с символами царской власти - короной, державой, скипетром - там хранилось множество предметов, служивших украшениями или подарками.

Наиболее распространенным украшением в XVI - XVII веках были подвески . Мужчины и женщины носили их на специальной цепи на груди. Иногда на старинных портретах мы видим персонажей, которые имеют несколько украшений одновременно. Они различались по назначению: среди них были подвески-амулеты, талисманы, предохраняющие от дурного глаза и другие. В XVI - XVII веках, в эпоху географических открытий, появляются подвески в виде кораблей. Одна из эрмитажных каравелл, выполненная в Испании около 1590 года, сделана из изумрудов: большие, глубокого зеленого цвета камни составляют основу корабля, мачты и верхний крест, остальные части украшены белой эмалью по золотому фону.

Подвеска «каравелла».
Испания. 1580 - 1590.
Изумруды, золото, эмаль.

К этому же времени относится подвеска, принадлежавшая легендарному Френсису Дрейку - пирату и адмиралу флота английской королевы Елизаветы Она сделана из белого кварца, но кажется розовой. Будучи помещенным в специальный красящий раствор, камень, имеющий множество микротрещин, впитал в себя его цвет.

Жемчуг использовался ювелирами с древнейших времен. В XVI веке появляется так называемый барочный жемчуг, отличающийся причудливой формой. Задачей художника было найти в его «неправильном» контуре идею будущего произведения. В подвесках «Лебедь», «Сирена», «Дракон» такая жемчужина составляет основу изделия, диктует смысл. Не уступали по популярности изделия из резного поделочного камня. Чаши, вазы, кувшины, кубки и шкатулки предназначались не для каждодневного употребления, а для украшения парадных залов, дипломатических подарков. Примером тому является кубок из горного хрусталя с рубинами, подаренный Петру Первому.

Кстати, многообразная деятельность Петра I имела большое значение и для развития ювелирного ремесла. Путешествуя по Европе, совершая дипломатические поездки, император привозил множество подарков и в том числе ювелирных изделий. В России появляются статуэтки, исполненные в Саксонии в начале ХУIП века,- разнообразные, забавные подчас, фигурки, сделанные из серебра, жемчуга, драгоценных камней.

Перенеся столицу из Москвы в Петербург, Петр стремился создать город, равный европейским столицам. Сюда, на берега Невы, он направил из Москвы лучших умельцев, в том числе и ювелиров, пригласил иностранных мастеров. В 1714 году начал работать цех иностранных ювелиров , состоявший поначалу из пленных шведов. А в 1722 году по их примеру объединились русские мастера. Этим и объясняется возросшее количество и прекрасное качество ювелирных изделий XVIII века. Каждый мастер цеха, проходя период ученичества, обязан был сделать конкурсную работу. По ее итогам мастеру разрешалось работать самостоятельно, иметь подмастерьев и учеников, ставить клеймо на произведении.


И. Позье. Букет из драгоценных камней.
Петербург. 1740-е годы.

Придворный быт и особенности дворцового этикета требовали большего числа новых украшений. В XVIII столетии самым распространенным предметом ювелирного искусства стали табакерки , как настольные, предназначенные для украшения кабинетов вельмож, так и переносные - их подбирали к костюму и времени года. Лаковые, черепаховые употребляли зимой, каменные, металлические - летом. Иногда табакерки имели несколько отделений для разных сортов нюхательного табака. Кроме того, они служили подарками, которыми награждали за заслуги и отмечали помощь в щепетильных делах: будь то дворцовый переворот или любовная интрига. Известно, что в XVIII веке пожалование табакерки, если в нее был вмонтирован вензель или портрет монарха, ценилось наравне с орденом. Некоторые из них предназначались для хранения портрета. Такова коробочка с изображением Людовика XV и Марии Лещинской, сделанная в Париже в начале XVIII века придворным мастером французского короля Д. Гуэром. Ее подарили княгине Куракиной, супруге Б. И. Куракина, русского посла при парижском дворе.

Более чем столетие сохранялась мода на нюхание табака, поэтому табакерки отразили на себе изменения традиций, художественных стилей, требований заказчиков. Выполненные крупнейшими французскими ювелирами, великолепные рокайльные коробочки из золота и перламутра работы Гуэра, табакерки Дюкролея и Огюста привлекают внимание орнаментами из золота и эмалей. Памятники, изготовленные дрезденским мастером И. Х. Нейбером, получили название «кабинет камней». В этих изделиях декор прост, он сводится к мозаике, состоящей из полудрагоценных минералов Саксонии, расположенных тонкими пластинами по всей поверхности. Каждый участок мозаики имеет номер, выгравированный рядом, на золотом ободе. Внутрь табакерки вложена книжка, содержащая расшифровку и описание камня. Большой интерес представляют табакерки, принадлежавшие прусскому императору Фридриху П (их насчитывалось более сотни) . Они большой формы, яркие по цвету. Для большего колористического эффекта ювелиры помещали под бриллианты цветную фольгу.


Табакерка.
Германия. Середина XVIII века.
Горный хрусталь, золото, драгоценные камни

Множество изделий, исполненных как русскими, так и иностранными ювелирами, связано с историей России. Среди них простые по форме табакерки, принадлежавшие Петру I. деревянная в форме галеры. золотая с вмонтированной в крышку черепаховой пластиной с видом Петербурга, кварцевая с вензелями. Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна заказывали коробочки, имеющие неправильную форму, украшенные множеством бриллиантов. Наибольшего размаха мода на эти изделия достигла во время тридцатилетнего правления Екатерины II. По ее заказам работали крупнейшие петербургские мастера, такие, как Адор, Шарф, Будде, Гасс.

Творчество Ж.-П. Адора, швейцарца по происхождению, проработавшего в России около 20 лет, тесно связано с историей русского двора . Чесменская табакерка выполнена по случаю первой годовщины победы русского флота над турецким в Чесменской бухте. Она украшена эмалевыми миниатюрами, прославляющими битву. Этим же мастером исполнены и тридцать табакерок, которые предназначались для подарков участникам дворцового переворота 1762 года. В них вмонтированы медали, где Екатерина П изображена в виде богини Минервы.

Другой мастер - И. Г. Шарф – тяготел к простым формам вроде круга или овала . Его изделия изысканны по цвету и отличаются любовью к мелким камням. Несколько лет проработали в Петербурге братья Теремены, которые в Эрмитаже представлены табакерками с микромозаикой – техникой, требующей большого мастерства. Кроме того, в моду вошли несессеры специальные коробочки, предназначенные для хранения различных предметов. Они также делились на переносные и настольные, мужские и женские. Женские несессеры имели иголку, расческу, ножницы и пр., мужские складную линейку, иногда циркуль. Как пример можно привести два изделия из эрмитажного собрания. Небольшой компактный несессер с 25 предметами сделан в Англии в середине XVIII века. Другое настольное украшение, из гелиотропа, могло быть использовано и как письменный прибор.


Несессер с брелоками
Англия. Середина XVIII века.
Золото, бриллианты.

Пожалуй, единственным, что не уступало в популярности табакеркам, были часы . Часовой механизм изобретен в XVII веке, и первые часы имели одну стрелку и, соответственно, точность хода в пределах получаса. Постепенно они становятся более точными. Их декор, а они принадлежали лишь знати, великолепен: драгоценные камни, разнообразные футляры и цепь-шатлен, прикреплявшаяся к поясу. Они также подбирались к костюму; иногда носили несколько часов одновременно.

Ж.Фази. Часы на шатлене
Петербург, 1770-е годы
Золото, бриллианты, эмаль

Обзор коллекции драгоценностей будет неполным, если хоть в нескольких словах не остановиться на собрании перстней, браслетов, а также великолепных букетах, составленных из драгоценных камней, предназначавшихся для ношения на плече или поясе. В них поражает изысканность подбора камней, тонкость огранки, изящество оправ. В специальных вазах, изготовленных позднее, «букеты» были выставлены в новом помещении - галерее драгоценных вещей, открытой для публики в середине XIX века. Это был первый музейный комплекс, предназначенный для показа предметов прикладного искусства.

В 1911 году открыли новый зал драгоценностей, одним из экспонатов которого стал золотой туалетный прибор, исполненный в 1730-х годах в Аугсбурге в мастерской Биллеров. Он состоит из 47 предметов, сделан для императрицы Анны Иоанновны, а затем хранился в кладовых Зимнего дворца и служил для одевания к венцу невест царского дома. Сочетание матовой и блестящей поверхностей золота выделяет рисунок предметов, и орнамент

После Октябрьской революции коллекции ювелирного искусства пополнялись за счет поступления национализированных частных собраний.

Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 1.

С 1925 года предметы, входившие в Галерею драгоценностей, выставлены в Особой кладовой Эрмитажа.

О. КОСТЮК

Следующая страница: Пётр Первый в Эрмитаже

Среди той обширной корреспонденции, что я стал получать со всех концов бывшего Союза и из-за границы после моих статей о «зарубежном русском золоте» и первого издания этой книги, типичным стало письмо от А.В. Киреева из Калужской области от 16 апреля 1993 г. А.В. Киреев сообщал: с 1957 г. он работал в г. Шевченко (ныне Актау), что на полуострове Мангышлак восточного побережья Каспийского моря. В те времена он случайно наткнулся на книгу «Чекисты Казахстана», где вычитал следующее: «…после разгрома остатки армии Колчака под командованием генерала Толстого отступали через форт Александровский (там отбывал в свое время ссылку великий украинский поэт Тарас Шевченко. - Авт.) на Мангышлаке, плато Усть-Юрт, с тем чтобы прорваться на юг и уйти за кордон. При подходе к полуострову Бузачи ими был спрятан остаток золотого запаса России». (Киреев уточнил у старожилов-казахов, они подтвердили: целых «семь подвод».) Гурьевские чекисты затем в течение 15 лет безуспешно искали это золото.

Такого рода письма я получаю десятками, меняется лишь география «кладов колчаковского золота». То это станция Тайга Транссибирской железной дороги, то бывший православный мужской монастырь в Приморье на границе с Китаем, то железнодорожный разъезд Раздольное Приморской железной дороги, то «золотой пароход на Оби в Западной Сибири».

Вот и весной 2003 г. мне сначала позвонил один «кавказец»-старатель из г. Зея Амурской области на Дальнем Востоке, а затем прислал целую папку вырезок-ксерокопий из местных газет и книг амурских краеведов о поиске очередной порции «сибирского золота», на этот раз - на севшей на мель на реке Зее большевистской речной канонерской лодке «Огорочанин» в сентябре 1918 г. с грузом золота, конфискованного «красными» в четырех коммерческих банках и трех страховых обществах Амурской губернии.

Судя по книге Ильи Безродного, участника Гражданской войны на Дальнем Востоке, «Амур в огне» (Владивосток, 1932), на борт канонерки было погружено несколько десятков ящиков с золотом.

На одном из перекатов р.

У вас отключен JavaScript.

Зеи лодка попала в колчаковскую или японскую засаду, была обстреляна и, маневрируя при уходе от огня, села на мель. Команда срочно покинула судно, причем якобы предварительно выкинула все ящики в воду, кроме трех, которые будто бы закопала на берегу.

С тех пор местные (газ. «Амурская правда», 1992 г.) и столичные («Комсомольская правда», 1993 г.) журналисты не раз призывали найти этот золотой клад с «красного галиона» (канонерки), но все розыски местных золотоискателей оказались безуспешными, как и предыдущие поиски японцев, колчаковцев, семеновцев, красных партизан и ОГПУ в 20-х - начале 30-х гг.

Интерес к золотому кладу с канонерки «Огорчанин» все эти 85 лет поддерживается еще и тем обстоятельством, что местные жители села Новоандреевска, напротив которого на реке Зея села на мель канонерка, время от времени при огородных работах или вспашке действительно находят в земле золотые слитки. Так, еще в 1979 г. колхозница Мария Ефимова на своем приусадебном огороде нашла золотой слиток, на котором было выбито - «Благовещенск, 1917».

Следующий слиток, найденный трактористом того же колхоза им. Ленина Николаем Василенко из того же села во время вспашки, удостоился чести попасть в 80-х гг. XX в. в Книгу рекордов Гиннесса. В традиционном разделе этого британского справочника «КРУПНЕЙШИЕ КЛАДЫ» читаем: «Золотой слиток весом 12 кг 285,3 грамма нашел летом 1987 года механизатор колхоза им. Ленина Амурской области Николай Василенко. В банке этот стандартный золотой брусок, отлитый в 1918 году, был оценен в 588 тысяч рублей. Н. Василенко получил за свою находку самую крупную в России сумму - 147 тысяч рублей, предусмотренные законом 25% от оцененной стоимости клада».

Именно эти 25% от найденных золотых кладов вдохновляют нынешних «золотоискателей», один из которых - мой «кавказец» из г. Зея - и попытался соблазнить меня этой приманкой, предлагая возглавить новую экспедицию в Амурской области для поиска остальных слитков с канонерки «Огородчанин».

И тем не менее байки о спрятанных «кладах Колчака» в Сибири не сходят со страниц газет и журналов (см. например, статью журн. «Золото России», 1994, № 1-2, об очередном кладе, якобы спрятанном по приказу адмирала в районе «Черных озер» под Благовещенском зимой 1919 г.) Об участии ОГПУ-НКВД-КГБ СССР в поисках подобных «кладов» см. Приложение № 5 к этой книге.

Написаны десятки рассказов и повестей о якобы уже найденных «кладах Колчака» в Восточной Сибири и в Приморье. Типичный пример такой «развесистой клюквы» являет собой историческая повесть Юрия Сергеева «Берегиня», опубликованная в журнале «Молодая гвардия» (1992, № 5-6).

Тем ценнее редкие свидетельства доживших до наших времен очевидцев, например деда Луки Павлова из той же Новоандреевки, зафиксированные в 1992 г. репортером «Амурской правды». В 1918 г. будущему деду было всего лет семь-восемь, он стоял на берегу и видел, как канонерка села на мель. Никаких ящиков с золотом, выбрасываемых за борт, он не узрел. Но видел другое: команда в панике попрыгала за борт (боялись преследований то ли колчаковцев, то ли японцев), а брошенное судно через несколько часов просто разграбили окрестные мужики. Вот они-то, по свидетельству Луки, действительно, кряхтя и матерясь, перли на себе какие-то тяжеленные ящики.

Свидетельство знакомое: ведь именно так в ноябре 1812 г. на подходе к Березине казачки атамана Платова разграбили «золотой обоз» Наполеона из Кремля, а затем замолили грех тем, что построили на личные пожертвования в столице Войска Донского - г. Новочеркасске - огромный кафедральный православный собор, второй по размерам после Исаакиевского в Петербурге.

А клады-то следует искать совсем не там, где указывает на них народная молва. Вот один из точных адресов, к тому же указанный на официальном бланке колчаковского министра иностранных дел И.И. Сукина (шифровка из Омска российскому генеральному консулу в Шанхае Виктору Федоровичу Гроссе через посла царской России в Пекине князя Кудашева, 24 сентября 1919 г. № 688):

"Прошу сообщить Шанхай Гроссе. Министр финансов («омского правительства». - Авт.) просит передать: на Ваше имя высылается мною из Владивостока свыше 6000 пудов с пароходом, отбывающим из Владивостока около 26 сентября. Все подробные указания о дате прибытия и количестве имеющего быть выгруженного золота будут Вам сообщены директором Иностранного отделения Госбанка Владивостока. Русско-Азиатскому банку в Шанхае одновременно телеграфирую войти с Вами в соглашение о предоставлении в Ваше распоряжение кладовых банка для хранения.

Подпись: Сукин".

Это была далеко не первая «золотая посылка» из Владивостока на имя консула В.Ф. Гроссе. В мае того же года он уже получил коносамент в 600 пудов на русском сторожевом военном крейсере «Командор Беринг».

Так вот где надо искать «клады Колчака» - в Шанхае, Гонконге, Токио, Осаке и Йокогаме, далее за Тихим океаном - в Сан-Франциско, Ванкувере, Нью-Йорке и еще дальше, за океаном Атлантическим - в Лондоне, Стокгольме, Париже, Брюсселе и банках Швейцарии.

Тем более, что на все эти коносаменты с 1914 г. сохранились документы - от финансовых соглашений до дипломатической переписки и расписок в получении груза.

Экспозиция Бриллиантовой кладовой Эрмитажа

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Фотографировать в кладовой запрещается совсем, на любые устройства, включая телефон. Все следующие фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Экспозиция включает в себя золотые украшения, найденные в майкопском кургане. Это самые ранние экспонаты кладовой, датируются четвертым веком до нашей эры. Мастерство древних мастеров вызывает неподдельное восхищение. Все представленные украшения принадлежали ранее вождю кочевников и его женам, погребенным в майкопском кургане.

Бычок из майкопского кургана IV в. до н.э., около 10-15 см

Далее на выставке представлено множество произведений древнегреческих мастеров, найденных на юге России и в Крыму. Изделия скифов очень сложные и замысловатые, полные символизма, зря их считают варварами, варварами их назвали еще древние греки, посмотрите на амфору ниже, разве это варварское искусство?

Амфора из скифской коллекции

Амфора большая, наверное около 70 см в высоту, сверху очень живо и реалистично изображены этапы укрощения лошади, IV в. до н.э.

Произведения западноевропейского искусства в основном были подарены императорской семье в качестве дипломатических подарков, некоторые куплены для пополнения коллекции.

Реликварий, западная Европа, там хранили мощи святых

Мелкие ювелирные украшения, кольца и сережки не произвели на меня сильного впечатления, если не знать, что эти камни бриллианты, то трудно найти их сильно привлекательными. Не ограненный алмаз в 10 карат, вставленный в кольцо выглядит неважно.

Самая большая и шикарная витрина содержит две конские сбруи, включающие в себя попоны для коней, уздечки, украшения для хвоста, сабли. Все эти предметы обильно украшены драгоценными камнями, множеством алмазов, сверкают и переливаются на глазах удивленной публики.

Экскурсия в Золотую кладовую Эрмитажа

Именно за эту витрину и назвали кладовую Бриллиантовой. Ее фотографий в интернете нет, увидеть это впечатляющее зрелище можно только лично посетив экспозицию.

Кроме таких шикарных вещей, как эти попоны, есть еще вещи, которые представляют ценность, поскольку принадлежали известным людям. Мне запомнилось Евангелие, принадлежавшее Петру I. Оно совсем небольшое, обложка искусно расшита речным жемчугом разного размера, большинство жемчужинок больше напоминают бисер, на изготовление обложки для Евангелия наверное ушло просто очень много времени, ведь каждую жемчужинку надо сначала просверлить, а потом пришить, а это титанический труд.

Производит так же впечатление туалетный прибор Анны Иоанновны, императрицы российской. Фото прибора в интернете тоже нет. Императрица уделяла своему туалету по 6-8 часов. На изготовление всех предметов – зеркала в массивной раме, несесера, чайника, кофейника и т.д, всего около 60 предметов ушло более 65 кг золота. Самое удивительное, что в набор входила специальная палочка для чесания головы. В те годы носили очень пышные прически, а мыться не любили и вши были у всех, и у императрицы в том числе.

Экспозиция кладовой включает в себя множество несесеров – обильно украшенных драгоценными камнями, футляров для маникюрных наборов и духов – очень красивые штучки.

Карманных часов достаточно много, все эти часики выглядят роскошно и предназначались в основном, для того чтобы продемонстрировать статус обладателя, а не для того чтобы узнать время. Некоторые модники навешивали на себя по нескольку часов.

Начиная с эпохи Петра I, в моду входит нюханье табака и коллекция содержит множество табакерок, выполненных в разных стилях.

А вот яиц Фаберже в Бриллиантовой кладовой нет совсем, их всех продали в эпоху революции и гражданской войны. От Фаберже в коллекции есть только уменьшенные копии императорских корон, скипетров и держав. Совсем недавно в Санкт-Петербурге открылся музей Фаберже, там можно увидеть пасхальные яйца Фаберже и многие другие изделия ювелирного искусства. Музей Фаберже находится у Аничкова моста на набережной Фонтанки.

Уменшенные копии императорских корон, скипетров и держав.

Самые шикарные вещи не представлены на фотографиях, которые можно найти в интернете. На фотографиях невозможно оценить реальные размеры вещей, поэтому посещения музея просмотр фотографий заменить не может..

Для детей это достаточно утомительно, к концу экскурсии дети уже устали и не очень внимательно слушали экскурсовода, для дошкольного возраста наверное это было бы слишком тяжело. Осматривать за один раз и Золотую и Бриллиантовую кладовую, тоже наверное чрезмерно тяжело, лучше разнести во времени.

⇐ Предыдущая123

ТОП-10 экспонатов Эрмитажа, которые нужно увидеть

Шедевры Эрмитажа

Ювелирные изделия в Эрмитаже

Художественная обработка металла, или искусство торевтики - от греческого слова "torеuo" , что значит вырезаю, чеканю,- зародилась в глубокой древности. Уже в третьем - втором тысячелетиях до н. э. искусные мастера Египта, Передней Азии, эгейского мира изготовляли драгоценные украшения, разнообразные чаши и кубки, пышно декорированные рельефами и гравировкой.

Благородные металлы - золото, серебро и платина - являются прекрасным материалом для создания различного рода произведений прикладного искусства. Первым стало известно золото, нередко встречающееся в природе в чистом виде. Значительно позже, только в XVI веке, была открыта платина. Эти металлы, особенно золото, не окисляются на воздухе, поэтому изделия из них обладают красивым не тускнеющим блеском и веками сохраняют свою первозданную красоту. Замечательные природные свойства - ковкость, мягкость и плавкость - определили технические приемы их обработки. Так, например, удивительная ковкость золота лежит в основе чеканки, мягкость сделала возможной гравировку и резьбу, плавкость - литье. Различные технические приемы временами совершенствовались, иногда деградировали, одни применялись в определенный период и у разных народов больше, другие - меньше, но основа их оставалась и остается всегда одной и той же.

В Особой кладовой Эрмитажа (открыта в 1925 году), собраны воедино коллекции художественных изделий из благородных металлов и драгоценных камней, ранее рассредоточенные по отдельным выставкам и, главным образом, фондам музея.

В первом из разделов выставки представлены произведения искусства из золота и серебра древнейших эпох, во втором - ювелирные изделия западноевропейских и русских мастеров XVI-XIX веков. Эти коллекции насчитывают несколько тысяч художественных предметов, многие из которых являются шедеврами прикладного искусства, широко известными не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Собрание древних золотых и серебряных изделий Особой кладовой Эрмитажа уникально по своей художественной и исторической значимости и является самым крупным в мире. В его составе несколько тысяч памятников ювелирного искусства, происходящих, в основном, из курганов, некрополей или кладов, оставленных разными племенами и народами, некогда обитавшими на обширной территории нашей страны. Среди экспонатов имеются редчайшие образцы торевтики третьего тысячелетия до н. э. Наиболее же полно отражено искусство эпохи ранних кочевников и периода "великого переселения народов" (VI век до н. э. - VII век н. э.). Разнообразные изделия знакомят с изобразительным творчеством скифов, сарматов, а также других кочевых и оседлых племен южнорусских степей и Сибири. Большая группа предметов дает представление о мастерстве ювелиров античных городов-колоний на северном побережье Черного моря. Кроме того, собрание включает произведения иноземной торевтики, привезенные в Северное Причерноморье из Передней и Малой Азии, Греции, Византии.

Богатство собрания древнего золота, составленного трудами нескольких поколений археологов, дает возможность проследить длительный путь развития ювелирного дела - одного из древнейших видов художественного творчества человека. Не все предметы этой коллекции равнозначны по своим достоинствам. Одни из них - подлинные образцы высокого искусства, другие - массовая ремесленная продукция. В целом же они дают представление не только о художественной культуре и техническом мастерстве древних народов, но и помогают узнать их миропонимание и образ жизни.

Работы золотых дел мастеров и ювелиров XVI-XIX столетий, в свою очередь, отражают многогранность этого столь своеобразного вида прикладного искусства с исчерпывающей полнотой и последовательностью.

Сибирская коллекция Петра I

Древнейшие археологические находки в курганах Северного Причерноморья

Ювелирные изделия эпохи ранних кочевников.

Скифские ювелирные изделия в "зверином" стиле

Произведения боспорских ювелиров из скифских курганов

Золотые бляшки из кургана Куль-Оба

Чеканные сосуды греческих мастеров из скифских погребений

Ювелирные изделия из античных городов-колоний Северного Причерноморья

Античные серьги VI века до н.э.

Утраченные секреты техники зерни. Греческие серьги конца V века до н.э.

Серьги и подвески из кургана Куль-Оба

Античные ожерелья IV века до н.э.

Витые браслеты V-IV веков до н.э.

Уникальные чеканные изделия из скифских курганов — фиала и резной шлем

Золотые перстни-печати из скифских курганов

Золотые бляшки из скифских курганов

Ювелирные изделия эпохи эллинизма (конец IV - I в. до н.э.)

Сарматские ювелирные изделия (I в. до н. э. — I в. н.э.)

Украшения периода "великого переселения народов" (IV-VII вв. н.э.)

Произведения киевских ювелиров XII-XIII веков

Ювелирные изделия западноевропейских и русских мастеров XVI — начала XIX в.

Подвески эпохи Возрождения

Каравеллы — западноевропейские ювелирные украшения

Кубки и чаши из горного хрусталя

Финифтяные изделия русских мастеров XVII века

Ювелирные изделия из Западной Европы XVIII века

Драгоценные табакерки XVIII в.

Букеты из драгоценных камней

    Золотая застежка Львиный грифон, терзающий коня. V-IV вв. до н.э. Сибирь.

    Золотой браслет. V-IV вв. до н.э. Сибирь.

    Золотая застежка со сценой отдыха в пути. V-IV вв. до н.э. Сибирь.

    Фигурка быка. III тыс. до н.э. Майкопский курган.

    Фигурки золотого и серебряного бычков. III тыс. до н.э. Майкопский курган.

    Серебряный кубок с изображением животных и горного ландшафта. III тыс. до н.э. Майкопский курган.

    Ножны меча-акинака. Нач. VI в. до н. э. Келермесекий курган.

    Золотая пантера. VII в. до н.э. Келермесекий курган.

    Золотой олень. VI в. до н.э. Костромской курган.

    Поясной крючок. IV в. до н.э. Мастюгинский курган.

    Обкладка горита с изображением сцен из жизни Ахилла. IV в. до н.э. Чертомлыкский курган.

    Ножны парадного меча. Конец V — нач. IV века до н.э. Чертомлыкский курган.

    Рукоять парадного меча. V в. до н.э. Чертомлыкский курган.

    Амфора для вина. IV в. до н.э. Чертомлыкский курган.

    Ножны меча. Конец V — нач. IV вв. до н.э. Курган Солоха.

    Гребень с изображением схватки воинов. Конец V — нач. IV вв. до н.э. Курган Солоха.

    Золотая фиала со сценами терзания животных. Конец V — нач. IV века до н.э. до н.э. Курган Солоха.

    Сосуд со сценами охоты на львов.

    400-375 гг. до н.э. Курган Солоха.

    Серебряный сосуд со сценами охоты на львов. 400-375 гг. до н.э. Курган Солоха.

    Серебряный

    Сосуд с изображениями скифов. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Сосуд с изображениями сцен из скифской жизни. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Сосуд с изображениями сцен из скифской жизни. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Окончания гривны в виде скифских всадников. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба

    Окончание золотой гривны в виде скифского всадника. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба

    Золотая бляшка со сценой побратимства. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Золотая бляшка в виде скачущего всадника-скифа. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Золотая бляшка в виде двух скифов, стреляющих из луков. IV в. до н.э. Курган Куль-Оба.

    Золотая бляха в виде оленя. IV век до н.э. Курган Куль-Оба.

    Ушная подвеска с львиной головой. VI в. до н. э. Ольвия.

    Серьга виде Артемиды на олене. 325-300 гг. до н.э. Нимфей.

    Золотые подвески в виде летящих эротов. Ок. V в. до н.э. Пантикапей.

    Золотая подвеска в виде богини Ники. Ок. V в. до н.э. Пантикапей.