Почему опытный городничий поверил хлестакову. Почему городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому? В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чём эти произведения можно сравнить с гоголевским

Почему го­род­ни­чий с такой лег­ко­стью по­ве­рил бол­ту­нам Боб­чин­ско­му и Добчинскому?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Бобчинский <...> Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек...

Добчинский (перебивая). Недурной наружности, в партикулярном платье...

:Бобчинский. Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки, и здесь (вертит рукою около лба) . много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспроста-с». Да. А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек? » — а Влас и отвечает на это: «Это», — говорит... Э, не перебивайте, Петр Иванович, пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей-богу не расскажете: вы пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом... «Это, говорит, молодой человек, чиновник, — да-с, — едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить». Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. «Э! » — говорю я Петру Ивановичу...

Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал: «э! »

Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! — сказали мы с Петром Ивановичем. — А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию? » Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.

Городничий. Кто, какой чиновник?

Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотацию, — ревизор.

Городничий (в страхе) . Что вы, господь с вами! это не он.

Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов.

Бобчинский. Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, — больше потому, что Петр Иванович насчет своего желудка... да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет?

Добчинский. В пятом номере, под лестницей.

Бобчинский. В том самом номере, где прошлого года подрались приезжие офицеры.

Городничий. И давно он здесь?

Добчинский. А недели две уж. Приехал на Василья Египтянина.

Городничий. Две недели! (В сторону.) Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! (Хватается за голову.)

Артемий Филиппович. Что ж, Антон Антонович? — ехать парадом в гостиницу.

Аммос Федорович. Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге «Деяния Иоанна Масона»...

Городничий. Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек?

Бобчинский. Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.

Городничий. Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей...

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса Н. В. Го­го­ля «Ревизор».

Пояснение.

Пьеса Н. В. Го­го­ля «Ревизор» от­но­сит­ся к жанру комедия. Дадим определение.

Комедия дра­ма­ти­че­ское произведение, сред­ства­ми са­ти­ры и юмора вы­сме­и­ва­ю­щее по­ро­ки об­ще­ства и человека.

В ко­ме­дии Го­голь об­ли­ча­ет ле­ни­вых и не­ра­ди­вых чиновников, ко­то­рые ме­чут­ся из-за при­ез­да «ревизора». Ма­лень­кий го­ро­диш­ко яв­ля­ет­ся ми­ни­а­тюр­ной ко­пи­ей государства.

Ответ: комедия.

Ответ: комедия

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, ко­то­рое до­стиг­ло рас­цве­та во вто­рой по­ло­ви­не XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли свое во­пло­ще­ние в го­го­лев­ской пьесе.

Пояснение.

Это ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся реализм. Дадим определение.

Реализм - прав­ди­вое изоб­ра­же­ние ре­аль­ной действительности.

Реализм в «Ревизоре» по­ка­зан ти­пич­ны­ми ха­рак­те­ра­ми того времени: не­ра­ди­вы­ми чиновниками.

Ответ: реализм.

Ответ: Реализм

Приведенный фраг­мент пе­ре­да­ет ожив­лен­ную бе­се­ду героев. Как на­зы­ва­ет­ся дан­ная форма об­ще­ния пер­со­на­жей в ху­до­же­ствен­ном произведении?

Пояснение.

Такая форма об­ще­ния на­зы­ва­ет­ся диалогом. Дадим определение.

Диалог - раз­го­вор между двумя или не­сколь­ки­ми ли­ца­ми в ху­до­же­ствен­ном произведении. В дра­ма­тур­ги­че­ском про­из­ве­де­нии диа­лог дей­ству­ю­щих лиц - одно из ос­нов­ных ху­до­же­ствен­ных средств для со­зда­ния образа, характера.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог|полилог

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют­ся ав­тор­ские за­ме­ча­ния и по­яс­не­ния по ходу дей­ствия пьесы («перебивая», «в страхе» и т.п.)

Пояснение.

Такие ав­тор­ские за­ме­ча­ния на­зы­ва­ют­ся ремарками. Дадим определение. Ремарка — это ком­мен­та­рий автора, до­пол­ня­ю­щий со­дер­жа­ние произведения.

Ответ: ремарка.

Ответ: ремарка|ремарки

В ос­но­ве дей­ствия пьесы - про­ти­во­сто­я­ние чи­нов­ни­ков го­ро­да N и мни­мо­го ревизора. Как на­зы­ва­ет­ся противостояние, противоборство, слу­жа­щее сти­му­лом к раз­ви­тию действия?

Пояснение.

Такое про­ти­во­сто­я­ние на­зы­ва­ет­ся конфликт. Дадим определение.

Конфликт — это столк­но­ве­ние про­ти­во­по­лож­ных взгля­дов дей­ству­ю­щих лиц в эпосе, драме, в про­из­ве­де­ни­ях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней при­сут­ству­ет сюжет. Кон­фликт ре­а­ли­зу­ет­ся в сло­вес­ных и фи­зи­че­ских дей­стви­ях дей­ству­ю­щих лиц. Кон­фликт раз­во­ра­чи­ва­ет­ся бла­го­да­ря сюжету.

Ответ: конфликт.

Ответ: Конфликт

Юля Милач 02.03.2017 16:26

В тренировочных сборниках в ответах на подобные задания пишется "антитеза/контраст", что подразумевает верность обоих вариантов. Даже среди заданий на вашем сайте, в которых спрашивается одно и то же, где-то правильным ответом признаётся антитеза, а где-то контраст.

Татьяна Стаценко

Конфликт не то же, что контраст. При чём в этом задании контраст?

Сцены чте­ния пись­ма и по­яв­ле­ния Боб­чин­ско­го и Доб­чин­ско­го с из­ве­сти­ем о ре­ви­зо­ре дают ход ос­нов­ным со­бы­ти­ям пьесы. Ука­жи­те термин, обо­зна­ча­ю­щий этот этап раз­ви­тия действия.

Пояснение.

Этот этап раз­ви­тия на­зы­ва­ет­ся завязка. Дадим определение.

Завязка — событие, ко­то­рым на­чи­на­ет­ся раз­ви­тие дей­ствия в литературно-художественном произведении.

Городничий. Я при­гла­сил вас, господа, с тем чтобы со­об­щить вам пре­не­при­ят­ное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович. Как ревизор?

Артемий Филиппович. Как ревизор?

Городничий. Ре­ви­зор из Петербурга, инкогнито. И еще с сек­рет­ным предписаньем.

Аммос Федорович. Вот те на! «…»

Ответ: завязка.

Ответ: Завязка

· Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки изоб­ра­же­ны нравы чи­нов­ни­че­ства и в чем эти про­из­ве­де­ния пе­ре­кли­ка­ют­ся с го­го­лев­ским «Ревизором»?

Пояснение.

Нравы чи­нов­ни­че­ства - тема ак­ту­аль­ная для рус­ской клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры XIX века. Тема, под­ня­тая Го­го­лем в «Ревизоре», «Шинели», бле­стя­ще раз­ви­тая им в «Мертвых душах», нашла свое от­ра­же­ние в рас­ска­зах А. П. Чехова: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и другие. От­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми чи­нов­ни­ков в твор­че­стве Го­го­ля и Че­хо­ва яв­ля­ет­ся взяточничество, глупость, стяжательство, не­спо­соб­ность к раз­ви­тию и вы­пол­не­нию глав­ной воз­ло­жен­ной на них функ­ции - управ­ле­нию городом, губернией, государством. Вспом­ним чи­нов­ни­ков уезд­но­го го­ро­да из «Мертвых душ». Их ин­те­ре­сы огра­ни­чи­ва­ют­ся соб­ствен­ным кар­ма­ном и развлечениями, они смысл жизни видят в чинопочитании, та­ко­вы­ми пре­ред нами пред­ста­ют и чи­нов­ни­ки в при­ве­ден­ном от­рыв­ке «Ревизора». Боб­чин­ский и Добчинский, Аммос Федорович, даже го­род­ни­чий - каж­до­му из них есть чего бояться, этот страх и не дает им рас­смот­реть ис­тин­ное лицо Хлестакова, но они су­до­рож­но пы­та­ют­ся вы­пу­тать­ся лю­бы­ми пу­тя­ми из не­при­ят­ной ситуации. В рас­ска­зах же Че­хо­ва чи­нов­ник на­столь­ко ничтожен, что готов уме­реть от бо­яз­ни перед чином по­вы­ше («Смерть чиновника»), это путь от чи­нов­ни­ка Го­го­ля к чи­нов­ни­ку Че­хо­ва - пол­ная деградация.

Пояснение.

Городничему есть чего бо­ять­ся и что скрывать. Он на­пу­ган из­ве­сти­ем от ста­ро­го при­я­те­ля о при­ез­де ревизора. Имен­но по­это­му го­род­ни­чий легко под­да­ет­ся на «провокацию» Добчинского-Бобчинского о при­ез­де ре­ви­зо­ра и верит им. Вот уж по­и­сти­не «у стра­ха глаза велики», по­это­му го­род­ни­чий и не видит оче­вид­ных вещей.

3. Почему опытный городничий поверил в " значительность " Хлестакова? (по комедии Гоголя "Ревизор").
Для уездных чиновников петербургский ревизор – это прежде всего высокий чин. Документы свидетельствуют: ревизии осуществляли, как правило, сенаторы и флигель-адъютанты. Отсюда двойная власть ревизора: его собственного высокого чина и еще более высокого у тех, кто посылает ревизовать. Если прибавить к этому местное, уездное чинопочитание, можно представить, в какой атмосфере формировалась психология провинциального обывателя, служилый он человек или нет. "Электричества чин" в таких условиях и рождал "силу всеобщего страха" в уездном городке.
Но не только в нем. Хлестаков ведь тоже имеет звание, и поскольку оно невысокое – коллежский регистратор ("елистратишка"), оно не может вырвать человека из плена вечного состояния испуга (да и какое звание, кроме царского, могло вырвать?).
Это и объединяет Хлестакова с городничим и другими уездными чиновниками, и их общий страх становится основой всего драматургического действия в "Ревизоре". Городничий боится Хлестакова, но и Иван Александрович в таком же страхе перед уездным градоначальником. Надо понять глубину мысли Гоголя о странном внутреннем сходстве людей, рожденном неестественным чувством, чтобы оценить сатирический гротеск писателя, с комическими подробностями воссоздающего, в сущности, нелепую, анекдотическую историю.
В чем оправданность гротеска? Мотивирован ли реалистически анекдотический сюжет? Суетливость городничего перед Хлестаковым, его затянувшееся заблуждение насчет истинной сановной ценности "елистратишки", а с другой стороны, поразительные метаморфозы Ивана Александровича – от униженной просительности тона до наглого, беззастенчивого фанфаронства – все истинная человеческая и художественная правда. Гоголь гениально угадал те, пользуясь выражением Щедрина, "готовности", которые есть или могут быть в человеческой натуре. Готовность к слепой вере, готовность к мимикрии, ко всему, что хочет среда.
Уездная среда требует (такова ее собственная психологическая "готовность"), чтобы столичная "штука" возвышалась над нею, и Хлестаков, при всем своем легкомыслии знающий правила этой социальной "игры", радостно идет навстречу подобному желанию. И чисто хлестаковская бесшабашность, безудержное вранье – все сходит с рук герою, ибо среда уже покорена мимикрией Ивана Александровича, быстро сумевшего ей "соответствовать" в деталях бытового поведения, а с другой стороны – исступленно жаждет фантастического сочинительства (в нем – и вера и мечта маленького уездного человека).
Гоголь именно так характеризовал Хлестакова: "Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор".
Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной. Течение могло быть иным, и ему подчинился бы Иван Александрович. Он готов ко всему: собственная духовная стертость, обезличенность могут сотворить в его сознании как вполне реальную и картину предельного унижения. В словах об унтер-офицерской вдове, которую высекли, он способен услышать намек на подобную экзекуцию его, Хлестакова. Несоразмерность вины (задолженность за гостиницу) и наказания не приходят в голову, тут – опять всесилие чувства некоей постоянной вины и постоянного страха "елистратишки".
Но воля среды иная, и замысел драматурга иной: дать художественный портрет целого города, большого объединения охваченных страхом людей – и судьба Хлестакова такова, какой ее знают читатели и зрители почти полтора столетия.
Внутренний мотив основного действия в "Ревизоре", "оправдывающий" все внешне неправдоподобные сюжетные эпизоды – безудержное стремление городничего и Хлестакова стать выше чином. Сквозник-Дмухановский прямо выражает свою мечту, и Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, "сыграть роль чином выше своего собственного". Разница лишь в формах поведения. И также только внешне отличаются их конкретные идеалы и различна читательская реакция на них. Генеральское будущее городничего просто устрашает, "государственная" деятельность Хлестакова вызывает лишь улыбку. Но Гоголь предупреждает: различия эти несущественны, нельзя заблуждаться насчет комической хлестаковщины – она вовсе не безобидна. Недаром городничий с восторгом слушает речи Ивана Александровича – в них он видит собственную реализованную мечту.
И это единство Хлестакова и городничего рождает трагикомический гротеск пьесы, делает понятной маловероятную ситуацию, когда молодого пустомелю принимают за государственного сановника.
Есть и другой художественный мотив, сходный с тем, что мы видели в "Носе": сюжетная гротескность должна передать нелепость общественного правопорядка, когда владение большим чином достигается не по разумному человеческому закону, не по истинной духовной ценности личности, а, в сущности, по случайной прихоти судьбы.
Гоголь комедийно заостряет эту мысль. Хлестаков, по словам автора, "будучи сам неоднократно распекаем, он это должен мастерски изобразить в речах", быстро входит в роль, искусно и даже с блеском (по провинциальным нормам) представляет грозного вельможу. Этот игровой, гротескный момент очень содержателен: здесь – прозрачный намек на случайность, полную необоснованность, психологическую, интеллектуальную, появления значительных лиц.
Мы знаем – и Гоголю это было прекрасно известно, – что в таком появлении была социальная логика, но ему, гуманисту и просветителю, было важно сказать: истинный разум признает ее нелогичность, невероятность ее результатов.
Противоречие между сущим и должным и зафиксировано в "Ревизоре". Разве не странно, что в "сборном городе" вместе с Сквозник-Дмухановским истинными хозяевами чувствуют себя такие монстры, как судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и смотритель училищ Хлопов? Нелепо и безумно их существование в этой роли, как жестоко-нелепа организация жизни, созданная такими "отцами города". Их власть реальна, но, с точки зрения Гоголя, и призрачна.
Гротеск в "Ревизоре" прекрасно выражает идею "призрачности", но он реалистичен в своей основе и в каждой подробности. Своеобразие его в том, что его главный, комический элемент постоянно "соседствует" с пафосом трагического. Читая пьесу, мы все время представляем, что вполне реален настоящий ревизор, и даже почти с той полнотой власти, какая рисуется в разгоряченном воображении Ивана Александровича, только без буффонадного хвастовства, но зато с мрачной суровостью, еще более устрашающей. И вовсе не пустым прожектерством кажутся иногда мечтания Антона Антоновича о генеральстве с естественной придачей в виде одного из "первых домов в столице" и с единственной возможной формой использования этого генеральства: безграничной, тяжкой властью над слабыми мира сего.
Такая многослойность содержания "Ревизора" удивительна. Хотя перед нами типичный уездный город России, бытие которого протекает в какой-то странной изолированности от государства, постоянно думаешь о последнем: его образ рисуется в комедии. Это чиновничий мир всей страны крутится в страшном и шутовском хороводе, управляемом самодержавным ревизором. Такое предельное обобщение нельзя было не заметить сразу, и оно было замечено, как известно, самим царем, побывавшим на первом представлении комедии 19 апреля 1836 года на сцене Александрийского театра ("Всем досталось, а мне – больше всех", – будто бы произнес Николай I).
Где скрыта столь обобщающая сила "Ревизора"? И в сюжете конечно, и в конкретном смысле речей, произносимых персонажами, но прежде всего – в структуре характеров. Поверхностный взгляд может констатировать их однолинейность, внимательный читатель заметит психологическое богатство, динамизм. Они не выступают в пьесе простыми иллюстрациями данного уклада или авторского представления о нем, как это могло бы быть в драматургии классицизма.
"Ревизор" – подлинная комедия характеров. Знаменитая "немая сцена" в конце пьесы – это конец психологических функций персонажей, исчерпанность их динамизма. Здесь уже звучит итоговая авторская мысль, предупреждение об устрашающем возмездии. Так и трактовал сам Гоголь эту сцену. В "Развязке "Ревизора" он писал: "Самое это появленье жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях, это окамененье, которое наводят на всех его слова, возвещающие о приезде настоящего ревизора, который должен всех их истребить, стереть с лица земли, уничтожить вконец, – все это как-то необъяснимо страшно".

Несмотря на то что помещики Бобчинский и Добчинский славились в городе N как сплетники и болтуны, городничий с легкостью поверил их словам о том, что гость, проживающий уже неделю в трактире и ведущий себя “престранно”, и есть тот самый ревизор, о котором “изволили получить нотицию”. Поверил, во-первых, потому, что посланник из столицы, с ужасом ожидаемый чиновниками города N, должен прибыть инкогнито. Во-вторых, по словам помещиков, незнакомец подозрительно наблюдателен: заглядывает в тарелки посетителей трактира, а сам “забирает все на счет и ни копейки не хочет платить”.

Градоначальник “хватается за голову”: ревизор уже две недели наблюдает за беспорядками, творящимися в городе. За этот период высекли унтер-офицерскую жену, “арестантам не выдавали провизии”, а на улицах “нечистота”, “позор”, “поношенье”.

Панический страх городничего берет верх над его здравомыслием, заставляет “сосульку, тряпку” принять за “важного человека”, поверить сплетникам и болтунам.


Другие работы по этой теме:

  1. Кульминационным моментом комедии Николая Василь­евича Гоголя “Ревизор” становится эпизод, в котором почт­мейстер Шпекин читает всем чиновникам задержанное им письмо Хлестакова. Именно тогда у городничего и...
  2. Городничий – характеристика персонажа ГОРОДНИЧИЙ – центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” . В перечне действующих лиц: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Согласно “Замечаниям для господ...
  3. Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, ослабляющими государство, все же главным...
  4. События комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” происходят в 1831 году в некотором уездном городе. Как сказал о нем городничий “Да, отсюда, хоть три года скачи,...
  5. Комедия “Ревизор” была написана в 1835 году. Она писалась два месяца. Сюжет комедии подсказал А. С. Пушкин. В 1836 году комедия была поставлена в Александрийском...
  6. “Ревизор” – комедия, таящая в себе глубокие пороки российского общества ХIХ века. Чтобы акцентировать внимание читателей на изъянах высшего сословия, Гоголь обращается к новаторским идеям...
  7. Один из главных персонажей комедии “Ревизор”, так ярко нарисованный Н. В. Гоголем, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это “неглупый по-своему человек”. В его речи много точных...
  8. В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию “Горе от ума”. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах...

Николай Васильевич Гоголь

(1809–1852)

Комедия «Ревизор» (1835)

История создания

В8. второстепенный

В9.сатира

Городничий . Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит!

Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...

Воротить, воротить его! (Машет рукою. )

Куды воротить! Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую

тройку; черт угораздил дать и вперед предписание.

Жена Коробкина . Вот уж точно, беспримерная конфузия!

Аммос Федорович . Однако ж, черт возьми, господа! он у меня взял триста

рублей взаймы.

Артемий Филиппович . У меня тоже триста рублей.

Почтмейстер (вздыхает ). Ох! и у меня триста рублей.

Бобчинский. У нас с Петром Ивановичем шестьдесят пять-с на

ассигнации-с, да-с.

Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки ). Как же это, господа?

Как это, в самом деле, мы так оплошали?

Городничий (бьет себя по лбу ). Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил,

глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни

подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и

плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех

губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой ) нечего и говорить

про губернаторов...

Анна Андреевна . Но этого не может быть, Антоша: он обручился с

Машенькой...

Городничий (в сердцах ). Обручился! Кукиш с маслом - вот тебе обручился!

Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении. ) Вот смотрите, смотрите,

весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака

ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком. ) Эх ты,

толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по

всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало

того что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию

тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить

зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх вы!..

(Стучит со злости ногами об пол. ) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы,

либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер

вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет

каблуком в пол. После некоторого молчания. ) До сих пор не могу прийти в

себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну

что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто

на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто

первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!

Артемий Филиппович (расставляя руки ). Уж как это случилось, хоть убей,

не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал.

Аммос Федорович . Да кто выпустил - вот кто выпустил: эти молодцы!

(Показывает на Добчинского и Бобчинского. )

Бобчинский . Ей-ей, не я! и не думал...

Добчинский. Я ничего, совсем ничего...

Артемий Филиппович . Конечно, вы.

Лука Лукич . Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира:

"Приехал, приехал и денег не плотит..." Нашли важную птицу!

Городничий. Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!

Артемий Филиппович . Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором и

рассказами!

Городничий . Только рыскает по городу и смущаете всех, трещотки

проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!

Аммос Федорович . Пачкуны проклятые!

Лука Лукич . Колпаки!

Артемий Филиппович . Сморчки короткобрюхие!

Все обступают их.

Бобчинский. Ей-богу, это не я, это Петр Иванович.

Добчинский. Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того...

Бобчинский . А вот и нет; первые то были вы.

(«Ревизор»)

B1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

B2. Назовите фамилию героя, о котором упоминает Городничий.

ВЗ. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их чинами.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

B4 . Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и характеристикой, данной им в пьесе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

B5 . Речь Городничего в данной сцене сопровождается комментариями «машет рукою», «бьет себя по лбу», «грозит самому себе кулаком» и др. Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?

B6. Городничий произносит фразу: «Чему смеетесь? - Над собой смеетесь». Как называют изречение, отличающееся краткостью, емкостью мысли и выразительностью?

B7 . Жена Коробкина не участвует в основном действии, появляется только в приведенной сцене. Как называется такой персонаж?

С1. Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера?

С2. Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизоре» и в каких еще произведениях русской литературы обличаются эти недостатки?

В1. Комедия

В2. Хлестаков

В5. Ремарка

В6. Афоризм

В7. Второстепенный

Герой комедии «Ревизор» - Иван Александрович Хлестаков – не авантюрист, не корыстный обманщик; он вообще не ставит перед собою сколько-нибудь осознанной цели. Хлестаков весь в пределах данной минуты, действует и говорит почти рефлекторно, под влиянием обстоятельств. Хлестаков чистосердечен и тогда, когда говорит правду, и тогда, когда лжет, ибо ложь его сродни фантазиям ребенка.

Но именно это чистосердечие обмануло Городничего и компанию, ожидавших встретить настоящего ревизора, оказавшихся бессильными перед наивностью и непреднамеренностью.

Напуганный предстоящей ревизией, Городничий так охвачен страхом перед воображаемым начальством, выведывающим «прегрешения», что заискивающе лебезит перед Хлестаковым, унижается, будучи грузным и солидным, сгибается вперегиб перед «сильным», перед выше его стоящим по чину, «хотя это всего лишь тряпка». Грубый и жестокий со всеми, кто ниже его рангом или зависит от него, он льстиво и вкрадчиво, любезно и нежно обхаживает гостя, стараясь угодить, умилостивить и обворожить его. Он с «великим счастием» отдает ему в жены свою дочь, почти готов пожертвовать ему и свою жену.

Городничий приходит к своему высшему торжеству, но не замечает, как Хлестаков исчезает из-под носа окончательно и бесповоротно.

БИЛЕТ 14 вопрос 1

Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Татьяна сформировалась под влиянием народного начала и сентиментальной литературы, она глубоко чувствующая натура. Вспомним ночной разговор с няней. Ее чувства, их глубину мы видим в волнении Татьяны.

Обратимся к портрету Татьяны, изображенном в 8 главе. Пушкин отдает предпочтение Татьяне, отстаивая тем самым идеал женской красоты естественность, простоту, одухотворенность внешнего облика мыслью и чувством.

Изменилась ли Татьяна, став светской красавицей? Нет, Татьяна внутри осталась такой же, лишь научилась «властвовать собой». Вместе с тем Татьяна-княгиня уже не робкая девочка-мечтательница, она женщина с чутким, любящим сердцем и с тонким, глубоким умом.

Татьяна продолжает и в обществе быть отчужденной от всех, как и в деревне. (прочитать письмо Татьяны к Онегину).

Последнее объяснение Татьяны с Онегиным... Хотя в словах Татьяны звучит чувство оскорбленной гордости и боль от несбывшихся мечтаний, но в них нет недоброжелательности, нет нравоучительности, нет торжества. Следующие за этими словами стихи дышат особой искренностью. Татьяна говорит печально о своей большой любви, о трагической своей судьбе, о том, что «счастье было так возможно». Она хочет объяснить свои чувства, свое решение и понять Онегина. Пушкин восхищается героиней в последней сцене. Его идеал – женщина верная, даже если она не любит своего мужа. Вот он – идеал женщины:



«Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Сколько боли и разочарования в этих строчках, но и сколько высокого чувства!

БИЛЕТ 14 вопрос 2

Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии как одна их кульминационных сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Хлестаков, по выражению городничего, пустейший человек, "сосулька", "тряпка".

Уже во внешнем облике Хлестакова Гоголь подчеркивает его незначительность – «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими».

Хлестаков не просто фантазер. Он сам не знает, что говорит и что скажет в следующий миг. Если при нем струсишь - тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет.

Появление Хлестакова в комедии не случайно. Уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию, его вранье сходит с рук. Персонажи сами «делают» Хлестакова. Есть такое выражение: «Короля делает свита». Темы для разговоров ему дают окружающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор. Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной.

Страх чиновников и петербургское платье Хлестакова превращают его удивительным образом в ревизора. Хотя сам он и не собирался выдавать себя за важное лицо. Лишь в четвертом действии он догадывается, что его приняли за «государственного человека», этому послужили его «петербургская физиономия» и костюм.



Однако Хлестаков быстро вошел в роль и, в конце концов, стал даже свысока разговаривать с чиновниками.

Да, Хлестаков врет, врет вдохновенно, не задумываясь над сказанным, «слова вылетают из уст его совершенно неожиданно», он говорит и действует без всякого соображения. Но ложь его только об одном: как он богат, знатен, знаменит и всемогущ. Чем больше трясутся чиновники от страха, тем больше распыляется Хлестаков, и наоборот, тем больший ужас испытывают чиновники.

Когда в провинции Хлестаков рассказывает о своем петербургском житье-бытье, он не просто фантазирует, а сочиняет небылицы. Лишь в первых словах хвастливой исповеди проскальзывает упоминание о настоящей роли героя в чиновничьем Петербурге: «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет». Он с все большей силой начинает врать: «И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткой: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, - говорит, - сапоги почищу».

Начав с простого привирания по поводу сочинения "стишков", слушатели узнают, что он автор многих водевилей и комедий, повестей и модных романов.

Кульминационный момент в комедии, когда Хлестаков дает полный простор своей фантазии. А что фантазия убога, об этом свидетельствуют его рассказы о петербургской жизни. Вспомним, как Хлестаков поражает воображение чиновников своими петербургскими обедами. Арбуз на его столе - «в семьсот рублей», а главное достоинство супа в огромном расстоянии - он «прямо на пароходе приехал из Парижа». Речь Хлестакова бедна и примитивна, что соответствует его внутренней пустоте и глупости. Со всеми он на «дружеской ноге», всех называет «братцами», и Пушкин «большой оригинал».

"Сцены вранья" являет собой грозное предупреждение Гоголя последующим поколениям, желая уберечь от страшной болезни - хлестаковщины.

БИЛЕТ 15 вопрос 1

Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Начало 19 века в литературе характеризуется поисками главного героя, героя времени. Его искал и Грибоедов, и Пушкин, не стал исключением и Лермонтов.

Печорин – человек вполне определенного времени и положения. Он дворянин-интеллигент, его душа «испорчена светом». По натуре Печорин – деятель, но так как он сын своего времени, то деятельность его пуста и бесплодна, а поступки мелки. Он ставит перед собой вопрос о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Например, в ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет, спрашивая себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно… было мне назначение высокое …».

Печорин так и не нашел главной цели в жизни и в этом трагизм его судьбы. Печорину свойственен индивидуализм. Портретное описание помогает понять противоречивость характера Печорина, его раздвоенность.

ослепительно чистое бельё и пыльный бархатный сюртучок, запачканные перчатки;

морщины и женская нежность кожи;

крепкое сложение и маленькая аристократическая рука;

Демонические черты: и 23 и 30 лет; белокурые волосы и чёрные усы и брови; глаза не менялись, когда он смеялся; фосфорический блеск глаз.

Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет, другой мыслит и судит; один стремиться к высоким идеалам, другой скептик. Сам Печорин видит и чувствует, что душа его испорчена.

Познакомившись с «героем нашего времени» можно сделать выводы:

1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он не имеет настоящей привязанности; каждую жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.

2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.

3. Его душа не способна сочувствовать другой душе. Свободный от дружбы, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.

4. Печорин разрушает любовь Мери, безжалостно убивает Грушницкого, завершая свое злодейство словами: "Finita la comedia!"

В романе Печорин – одинокий странник, который не может сидеть на месте. Печорин говорит о своей судьбе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не любил, я выучился ненавидеть». Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом. Лермонтов описывает в Печорине стремление к чему-то светлому, видимо, порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Просто созерцание красоты и гармонии природы ему недостаточно, ведь он натура активная, не может остановиться на этом.

Замысел Лермонтова – показать современного ему человека, его психологию, его характер, как сам автор отмечает, «… портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии». Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени». БИЛЕТ 15 вопрос 2

Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия»

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», писал Александр Александрович. Это Блок сказал о теме России, Родины в своем творчестве. Образ Родины появляется в его лирике постепенно, она будто открывает то один лик, то другой.

Одним из стихотворений Блока, посвященных теме России, родины, является стихотворение «Россия».

Облик России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути.

Едва Блок ощутил себя национальным поэтом, он полюбил слово «дикий». Россия была мила ему именно дикостью, дисгармонией, хаосом.

Ничего не поймут в стихах Блока о России те, кто искал в них благожелательных дум о благолепии России. Жалости к России он не знал:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!..

Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

«В сущности, он славил Россию за то, за что другие проклинали бы ее», - сказал Гуковский.

БИЛЕТ 15 вопрос 3

Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии «Горе от ума»?

Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным и прогрессивно мыслящим, Чацкий противостоит фамусовскому обществу. В тоже время драма обостряется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

По возвращению в Москву, Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен её холодным приёмом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то мере то, что происходит между Софьей и Молчалиным: он любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал.

Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит. Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчалина, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая её неприязнь. Оправдать Чацкого может егоослеплённость страстью, можно сказать, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Постепенно Чацкий начинает прозревать. Софья, недовольная его фразой в адрес Молчалина, говорит про Чацкого: «Не человек, змея». С её молчаливого согласия распространяется слух, что Чацкий не в своём уме. Это слух быстро разносится. Герой, смущённый холодностью Софьи и пытающийся понять, кого она любит, начинает вести себя неосмотрительно, он находится в растерянности. Но до финала пьесы он как слеп. Прозрение его наступает в последнем действии, когда он, скрывшись в лакейской, слышит любовный диалог Молчалина с Лизой, а потом Молчалина с Софьей.

Полное разочарование толкает его уехать из Москвы, и его знаменитое «Карету мне, карету» заканчивает действие комедии.

БИЛЕТ 16 вопрос 1

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман М.Ю. Лермонтова недаром назван "Герой нашего времени", ведь все произведение подчинено раскрытию образа Печорина. То же с полным правом можно сказать и о женских образах романа.

Первый женский персонаж, с которым знакомит нас автор - Бэла, дикарка, дочь горного народа. Что привлекает Печорина в этой женщине? Безусловно, она была хороша, автор создал романтический живописный портрет, в котором подчеркивается, что она была тоненькая, высокая, выделяются глаза - "черные, как у горной серны". Бэла горда и независима, в ней течет кровь ее народа.

И каково же отношение Печорина к этой любви? Мы с некоторым удивлением узнаем из его уст, что любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. Он готов отдать за Бэлу жизнь, но с нею скучно . Бела – это один из пленительных и трогательных образов романа.

Другой женщиной на пути Печорина была княжна Мери , та самая знатная барыня.

Образ княжны Мери нарисован наиболее полно. Она умна, чиста и наивна, увлечена романтизмом, любит рассуждать о чувствах и страстях. Ее чистота выявляет эгоизм Печорина . По его собственному признанию, Мери он не любит, хочет обольстить и никогда не женится. История обольщения княжны Мери является поводом для глубокого самоанализа Печорина и развернутых монологов в дневнике.

Единственной женщиной, которая способна была понять и почувствовать Печорина былаВера . Ее образ дан лишь намеками, что можно объяснить как раз схожестью с характером самого Печорина. Вера, любящая преданно и беззаветно, могла бы составить счастье Печорина. Понимая это, Печорин после отъезда Веры пытается догнать ее, загоняет коня, плачет и радуется, что может плакать. Но эта любовная история еще больше подчеркнула одиночество героя , его неспособность на истинное чувство .

Таким образом, женские образы романа "Герой нашего времени" выявляют черты характера Печорина. Однако мастерство Лермонтова-повествователя заключается в том, что даже не создавая развернутых, полных образов, иногда используя лишь характерные детали, автор создает яркие и запоминающиеся портреты.

БИЛЕТ 16 вопрос 2

Философская тематика стихотворения С. А. Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу…»

Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора . В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает его мировоззрение. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви.

Тема произведения - размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, - проблему приятия или неприятия ухода юности. Автор выводит свое решение: основная идея стихотворения - необходимость смирения перед неизбежностью.

Все мы, все мы в этом мире тленны...

Философская идея смирения доминирует над всем остальным.

Тема неизбежности конца. Смирение лирического героя - это приятие мира целиком, во всем его многообразии.

Композиция стихотворения . Смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня.

Жанр стихотворения - размышление - наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.

Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина.

Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («дух бродяжий», «жизнь моя» и т.д.) Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов («Не жалею, не зову, не плачу»).

В произведении много метафор («увяданья золотом», «страна березового ситца», «пламень уст» и т.д.) и сравнений («словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»).

Необыкновенно ярка передача цвета в произведении - белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев.

Общий настрой произведения - умиротворение, неспешность, повествование спокойно и размеренно, способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать.

Отношение к есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.

БИЛЕТ 16 вопрос 3

к главному герою повествования?

Автор «Слова…» ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение – это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

Отношение автора «Слова» к своему герою двойственно. С одной стороны, он его осуждает, а с другой, - сочувствует ему. Ведь Игорь – человек своего смутного времени. Он видит в нем одного из представителей Руси, сочувствует ему, гордясь его успехами и скорбя о неудачах. Однако вместе с тем автор «Слова» с осуждением говорит о местной политике и раздорах.

Причины, заставившие князя Игоря выступить против половцев, трагически противоречивы. Им двигали и родовые интересы, и обостренное чувство воинской чести, и осознание своего патриотического долга. Храбрость воина, по словам автора, победила в нем трезвый политический расчет: кочевой Степи нельзя было противостоять в одиночку. Неразумные действия Игоря погубили войско, заставили князя изведать позор плена и бегство из него. Храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречён на неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные «знамения». Основным побуждением его при этом является стремление к личной славе. Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути.

БИЛЕТ 17 вопрос 1

Тема судьбы и ее развитие в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан в эпоху, которая вызвала в жизни целую галерею образов, долгие годы привычно называемых критиками «лишними людьми». Но был ли лишним Печорин?

Лермонтов изобразил судьбу Печорина очень трагичной; в его душе заключены «необъятные силы», но ведь на его совести много зла.

Его характер настолько противоречив, что сложно понять, о чем же в действительности мыслит, что чувствует Печорин.

У каждого человека есть своя судьба, свой рок. Но люди сильные и «живые» способны ее изменить, сделать лучше. Вот так и Печорин ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам».

Внутренний мир Печорина очень сложен: его не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч, который не понимает глубины страданий офицера после гибели Бэлы. И лишь потому, что Печорин был долго нездоров и исхудал, мы понимаем о подлинной силе переживаний Григория Александровича. Мы замечаем его глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. «Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти». Тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного применения своим незаурядным способностям.

В романе «Герой нашего времени» Печорин говорит о своей судьбе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не любил, я выучился ненавидеть». Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом. Лермонтов описывает в Печорине стремление к чему-то светлому, видимо, порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Просто созерцание красоты и гармонии природы ему недостаточно, ведь он натура активная, не может остановиться на этом.

Печорин не стоит на месте, он ищет себя, но безуспешно. На его жизненном пути появляются интересные личности (Бэла, Мери, Вера), которые помогли бы ему найти себя, спасти его душу. Печорин – одинокий странник. И, понимая, что создан для чего-то большого, идет дальше, но один. Печорин – скиталец по жизни. На всем протяжении романа жизнь героя ярка и разнообразна. А финал – тихая, не заметная для общества смерть, где-то далеко, в одном из уголков нашей Родины…

БИЛЕТ 17 вопрос 3

Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует?

(По комедии А.С. Грибоедова «горе от ума»)

Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Автор поставил ряд важнейших проблем своего времени.
Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Автор показывает её отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину.

От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга, она получила хорошее образование и воспитание.

Образ Софьи Павловны сложен, в ней живут две души:

Одна – сентиментальная девушка, которая черпала представление о людях из французских романов, и именно они развили в Софье мечтательность и чувствительность.

Она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически.

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,

Вот я за что его люблю.

Другая Софья - дитя фамусовского общества со всеми вытекающими последствиями.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять.

Но вдруг Софья становится невольным свидетелем разговора Молчалина с Лизой и видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника, Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца - угождать. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил ей на роль мужа-мальчика, мужа-слуги, она поражена в самое сердце, она уничтожена. Софья не понимает, что ей нужен другой человек, такой как Чацкий. И если бы она выросла в другой среде, то, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. («Лучше синица в руках, чем журавль в небе»)

Грибоедов представил нам героиню комедии как драматическое лицо. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.

БИЛЕТ №18 вопрос 1