Слепой пианист олег аккуратов биография. Интервью с Олегом Аккуратовым: «Музыкой я живу, дышу и дорожу

Пианист, уроженец Ейска и выпускник армавирской школы для слепых и слабовидящих детей Олег Аккуратов сейчас готовится к презентации своего нового альбома. Музыку он записал еще в конце прошлого года и только сейчас готова сама пластинка.

В альбом вошли записи сонат Бетховена в интерпретации Олега Аккуратова , - рассказал сайту «КП »-Кубань » директор музыканта Антон Сергеев . - Три знаменитые сонаты - № 8 «Патетическая», № 14 «Лунная» и № 23 «Аппассионата».

Сам Олег Аккуратов считает, что именно эти произведения актуальны вечно.

Бетховен - мой любимый композитор, его сонаты - гениальны. Поэтому для своего нового альбома я и выбрал три самые известные, которые являются базовыми для обучения искусству игры на фортепиано на высшем уровне, - говорит Олег.

Пианист, партнер главы Московского джазового оркестра Игоря Бутмана Олег Аккуратов записал музыку за два дня.

Когда мы только ехали в Московскую консерваторию для записи музыки, звукорежиссер был уверен, что за первую сессию запишем только половину одной из сонат. А Олег сыграл все с первого дубля и в первый день записали сразу две сонаты, - рассказывает о том, как пианист работал над альбомом Антон Сергеев . - Пластинку Олег представит уже 22 сентября в Театральном зале Московского международного Дома музыки. На концерте исполнит одну из сонат. Сыграет еще классику Моцарта и Рахманинова , а также джаз. Кстати, в концерте еще примет участие и скрипачка Анастасия Видякова. Олег сыграет с ней несколько музыкальных композиций.

Олег Аккуратов, композиция "Душа обязана трудиться".

Эта пластинка - не первая в копилке Олега Аккуратова. Два года назад он вместе с Игорем Бутманом записал свой дебютный джазовый диск.

Олег Аккуратов - уникальный музыкант мирового класса, лауреат многочисленных международных конкурсов, блестяще исполняющий как академическую, так и джазовую музыку. Его музыку слышали сотни миллионов людей по всему миру – он играл на закрытии Паралимпиадые в Сочи в 2014 году , сотрудничает с Игорем Бутманом.


Но к всемирной известности пришел через тернии. Мама родила мальчика в 15 лет в Ейске. Олег появился на свет слепым. Родителям был не нужен, поэтому воспитывали его бабушка с дедушкой. Они и привели внука к учителям музыки в интернат для слепых детей в Армавире . Свою первую премию Олег получил в шесть лет, к 17 годам он уже выступал на одной сцене с Монтсеррат Кабалье . В 19 лет победил на Международном конкурсе пианистов - обошел своих зрячих сверстников. С мальчиком занимался известный джазмен Михаил Окунь. Когда Олег окончил Московское эстрадно-джазовое училище, педагог познакомил его с Людмилой Гурченко . Актриса была так очарована мальчиком, что решила снять фильм о его нелегкой судьбе.

Долгое время Олег жил в родном Ейске, где подрабатывал в ресторанчике игрой на фортепиано. А потом перебрался в Москву . Сейчас Аккуратов живет в столице, полностью посвятил себя музыке. У него по минутам расписан каждый день. Но 29-летний пианист находит время, чтобы съездить в родной Ейск к бабушке с дедушкой. И старается приезжать к ним каждый год.

«Пестрые сумерки» - так назвала Людмила Гурченко свой фильм, который вышел недавно в прокат. За основу актриса взяла историю кубанского самородка - от рождения слепого пианиста из города Ейска Олега Аккуратова.

Его имя прогремело на всю страну, когда мальчику было всего пять лет. Своим родителям он был не нужен - его 15-летняя мать заботилась только о себе. Мальчика воспитывали дедушка с бабушкой, они и показали внука учителям музыки в интернате для слепых. Педагоги рассмотрели в ребенке талант, возили на разные конкурсы. Свою первую премию Аккуратов получил в шесть лет, став дипломантом II Международного конкурса имени Луи Брайля.

К 17 годам Олег не только феноменально играл, но и прекрасно пел, выступал с Монтсеррат Кабалье. А в 19 лет победил на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске - обошел своих зрячих сверстников.

С мальчиком занимался известный джазмен Михаил Окунь. Когда Олег окончил Московское эстрадно-джазовое училище, педагог познакомил его с Людмилой Гурченко. Актриса была так очарована мальчиком, что решила снять фильм о его нелегкой судьбе. Но если на экране - история со счастливым концом, то в жизни 21-летний Олег Аккуратов, которому аплодировал сам Папа Римский, зарабатывает на жизнь игрой на фортепиано в ресторанчике родного поселка.

ВМЕСТО БОЛЬШОЙ СЦЕНЫ - ПОДРАБОТКИ В ДОМЕ КУЛЬТУРЫ

Олег был непростым ребенком, - говорит Александра Куценко, директор музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей в Армавире, где учился Аккуратов. - Но вместе с тем самым одаренным за всю историю школы. От героя фильма он сильно отличается. Тот пробивной, а наш Олег мягкий.

У него абсолютный слух и фантастическая память, - так отзывается о своем подопечном Людмила Гурченко. - Такие талантливые люди, как он, рождаются раз в сто лет.

Когда Аккуратову исполнилось 18 лет, о нем неожиданно вспомнили собственные родители (к тому времени они уже были в разводе и отец женился во второй раз). Хотя чему удивляться - у ребенка был такой успех! Сначала мать захотела увидеться с Олегом, но бывший муж опередил ее, забрав мальчика из интерната.

Я уже год не могу дозвониться до Олега, - вздыхает Александра Куценко. - Люди, окружающие его, не хотят, чтобы он, как раньше, побеждал на конкурсах. Оно и понятно: достаточно просто давать концерты и собирать дивиденды. Сейчас парень играет в местном ДК и никуда не стремится.

Однако знакомые семьи Аккуратова не соглашаются:

Олегу помогает один меценат, который организовал фонд в поддержку слепого музыканта. И не думайте, что он загнивает в болоте провинции! Да, Ейск не Москва, но сюда тоже приезжают звезды мирового масштаба.

«ЕСЛИ ПАРЕНЬ НЕ ВЫСТУПАЕТ, ЗАЧЕМ ЕМУ КВАРТИРА?»

Когда мы дозвонились мачехе Олега, оказалось, что история более закрученная, чем казалось вначале.

Все, что говорит директор школы, - ерунда! - повысила голос Марина Аккуратова. - Мы скоро едем на международный конкурс в Ростов! Пусть она лучше расскажет о квартире, ключи от которой Олегу вручили в 2007 году (после благотворительной акции от неравнодушных армавирцев Олегу подарили трешку. - Прим. авт.). Он не мог в нее попасть аж три года! Нам говорили: ну если парень не живет в Армавире и не выступает, зачем ему квартира? Потом мы написали заявление в прокуратуру, и через десять дней вопрос решился в нашу пользу.

Однако с тем, что говорит мачеха музыканта, не согласна его бывшая наставница.

Олег не воспользовался квартирой только потому, что ему удобнее было жить в интернате: в квартире не было мебели, - объясняет Александра Кирилловна. - Он отдал ключи от своего жилья мне, чтобы я и сотрудники отдела культуры следили там за порядком. А в 2009 году, когда купили мебель, мы отметили новоселье.

А что же сам пианист? Доволен ли он тем, как сложилась его судьба?

Мне обидно, что так получилось, но, похоже, у нас с Александрой Кирилловной уже не будет прежних отношений, - говорит Олег. - Она всегда была слишком строга ко мне. Сейчас у меня новая жизнь, новый репертуар.

Похоже, Олег действительно доволен тем, что имеет. Может быть, исполнитель перерос свою гениальность и стал таким, как тысячи других ловко перебирающих клавиши музыкантов? Мальчик вырос, а мы и не заметили...

Олег Аккуратов - уникальный пианист. Он выиграл огромное количество конкурсов, он аккомпанировал выдающейся оперной певице Монтсеррат Кабалье, у него абсолютный слух и музыкальная память. «Ничего удивительного, в мире много талантливых музыкантов», - скажете вы. Да только дело в том, что Олег ничего не видит.
Его увлечение музыкой началось ещё в раннем детстве: уже в возрасте 4 лет состоялось прослушивание Олега в Ейской музыкальной школе, где он проявил незаурядные музыкальные способности.
Мальчика, слепого от рождения, специалисты уже тогда называли "гением, рождающимся раз в сто лет".
"Он не видит нашего мира, но верит, что этот мир прекрасен и, главное, добр. Возможно ли его разочаровать?!" - этими словами заканчивалась публикация 1998 года в "Российской газете"

Свою первую премию Олег Аккуратов получил в неполные шесть лет, став дипломантом II Международного конкурса имени Луи Брайля. Потом была победа на конкурсе "Филантроп" и выступление в резиденции Папы Римского в составе Всемирного хора ЮНЕСКО. Благодаря поддержке фонда "Мир искусства" выступал с Монтсеррат Кабалье и другими мировыми звездами на лучших сценах Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона. Олег поехал в Новосибирск на Международный конкурс пианистов. И - победил зрячих. :
Мир признал выдающийся талант 20-летнего юноши, мир открылся для него...
Олег закончил единственную в стране Армавирскую специальную музыкальную школу для незрячих и слабовидящих детей и впоследствии неоднократно становился сенсацией джазовых фестивалей.

Олег Аккуратов - победитель (гран-при) на джазовом фестивале "Рояль в джазе" 2009 года.

С Людмилой Гурченко талантливого мальчика познакомил пианист Михаил Окунь. Она не только прониклась судьбой талантливого парня, но и сняла фильм о его судьбе, который назвала "Пестрые сумерки".

Это был её дебют в качестве режиссера. Вместе с оператором Дмитрием Коробкиным они сняли картину о талантливом слепом мальчике-пианисте. Прообразом главного героя и стал незрячий музыкант Олег Аккуратов, с которым Гурченко неоднократно выступала на гастролях.

"Меня очень поразило, что такой молодой мальчик любит джаз, а не рок и "металл". Когда мы сели рядом бок о бок к роялю, мне казалось, что это взрослый мужчина. У него космическая память, он настоящий профи", - говорила Людмила Гурченко.

Картина "Пестрые сумерки" - это рассказ и о судьбе самой Людмилы Гурченко. Актриса сыграла в фильме одну из главных ролей. Кроме того, она написала к фильму музыку на стихи молодых неизвестных поэтов, которые дарили ей свои самиздатовские сборники.


Читая о судьбе Олега, так и вспоминаешь замечательную повесть Короленко «Слепой музыкант» (я её прочла ещё в детстве, она мне не просто понравилась - поразила)

Игру Олега мне посчастливилось слышать вживую. Он выступал в Ейске на празднике города (это город его детства) а мы там как раз отдыхали, концерт был бесплатный, собрались все желающие. Вечер был просто чудесным. Джазовый оркестр - Ейский МИЧ-биг-бэнд играл замечательно, люди слушали, некоторые танцевали тут же на площадке. Когда вдарили ча-ча-ча, я тоже не удержалась, пустилась в пляс с каким –то подвернувшимся и тоже умеющим её танцевать парнем. Ну, а игра Олега просто выше всяких похвал. Так что у меня остались самые положительные эмоции и впечатления. И уверена, у всех присутствующих - тоже. А это – самое главное.

Сейчас Олега не увидишь ни на ТВ, ни на столичный сценах. В комментариях, на сайтах, люди задают один и тот же вопрос: где Олег Аккуратов? Куда он пропал? Задалась эти вопросом и я. И вот что нашла.
Малышом Олег жил с дедушкой и бабушкой в поселке Моревка в Ейском районе. Когда мальчику не было и пяти лет, бабушка привезла его в Армавир и отдала учиться в музыкальную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. С тех пор эта школа-интернат стала для него вторым домом
Параллельно с учебой в школе, в которой он отучился в общей сложности 14 лет, Олег заочно окончил эстрадно-джазовое училище и поступил на музыкальное отделение Московского университета культуры и искусств. Планировалось, что после окончания школы он будет работать здесь же концертмейстером сводного хора "Жаворонок", продолжая заниматься по индивидуальной программе. В Москве его ждали мастер-классы по композиции, вокалу, роялю с лучшими педагогами. От учебы в Московской консерватории пришлось отказаться, ибо без посторонней помощи юноша обходиться не может. Поэтому решили, что патронировать его дальнейшее творческое развитие будет по-прежнему Армавирская музыкальная школа. Но жить юноша должен уже не в интернате, как раньше, а в собственной хорошей квартире, купленной на собранные кубанцами деньги.

Когда Олег вырос, стал знаменитым, начал получать различные премии, объявились его родные, те, что отдав почти пятнадцать лет назад ребенка в школу-интернат, практически полностью переложили заботу о нем на плечи государства.

Картина "Пестрые сумерки" заканчивается хеппи-эндом. Начинающую звезду увозит продолжать обучение за границей именитый музыкант.
В жизни получилось иначе. Приехал родной отец и увез сына в Моревку.

Вот репортаж из 2009 года. "
Съемочная бригада ТВ побывала в поселке Моревка, где юноша сейчас живет вместе с его новой семьей. Вот Марина, вторая жена отца. Корреспондент спрашивает: "Правда ли Олег играет в ресторанах?" Марина признается, что действительно это было, но только, по ее словам, один раз. Здесь же сам Борис, отец Олега, его сводные братья и сестра, бабушка и дедушка.
Людмила Гурченко в студии сквозь слезы смотрит отснятое в Моревке. Скотный двор, убогая обстановка, Олежка за стареньким пианино, купленным по случаю за тысячу рублей, как призналась Марина, аккомпанирует своим сводным братьям и двухлетней сестричке. А следом на экране появляются другие эпизоды из его жизни. Вот он в Ватикане перед Папой Римским, здесь с Монтсеррат Кабалье, на творческом вечере Эльдара Рязанова, а тут репетирует дома у Гурченко.

Итак, гений вернулся в семью. Печалит лишь то, что взрослые люди пытаются приватизировать юный и еще очень хрупкий и не слишком разбирающийся в жизненных хитросплетениях талант, который, в сущности, является национальным достоянием.
Как стало известно, его армавирская квартира уже выставлена на продажу. "
http://www.rg.ru/2009/11/20/akkuratov.html
http://www.rg.ru/2009/11/18/akkuratov.html

Несколько иначе пишет "Комсомолка" в статье со спорным заголовком "Вундеркинд-пианист, покоривший весь мир, вырос и стал никому не нужен"
http://kp.ua/daily/071210/256820/

Подзаголовок статьи 2010 года "Сейчас Олег Аккуратов работает в ресторанах и ДК."
В ней дает интервью бывшая наставница чудо-вундеркинда. У неё своя версия, у родных Олега - своя. Кто прав, где правда? Неизвестно.


А что же сам пианист? Доволен ли он тем, как сложилась его судьба?

Сейчас у меня новая жизнь, новый репертуар - говорит Олег.
Похоже, он действительно доволен тем, что имеет. "Может быть, исполнитель перерос свою гениальность и стал таким, как тысячи других ловко перебирающих клавиши музыкантов? Мальчик вырос, а мы и не заметили..." - заканчивает статью автор.

Но мне на такой грустной ноте останавливаться не хотелось. Несмотря на то, что все статьи об Олеге в СМИ и интернете датировались 2009-2010 годами, я все же отыскала небольшую заметку от мая 2013. Вот она.
"22 мая в Концертном зале им. П.И.Чайковского в рамках XIII открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» народный артист РФ Игорь Бутман представляет программу «Будущее джаза».


В этом концерте вместе с Московским джазовым оркестром п/у Игоря Бутмана на сцену выйдут восемь молодых музыкантов из США, России и Италии, каждый из которых - уже сложившийся мастер и виртуоз своего инструмента. Россию представляют пианист Олег Аккуратов, тромбонистка Алевтина Полякова, трубач Александр Сахаров, саксофонист Илья Морозов и виртуоз хроматической губной гармоники Михаил Гейфман. " http://journal.jazz.ru/2013/04/16/future-jazz-tchaikovski-hall/

Олег Аккуратов и Джаз клуб Игоря Бутмана

Успехов тебе, Олег!

Синкопа

"Но, чтоб знать красу вселенной,..
Чтобы Бога славить вечно,
Рыцарь, мне не нужен свет".

П. Чайковский, "Иоланта"

Синкопа в музыке - смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.

Каждый, кто пытался научиться играть на каком-либо инструменте, прекрасно знает, как это трудно, а освоение сложнейшей музыкальной литературы на слух, на ощупь, на память представляется подлинным подвигом, почти невозможным.
Олег Аккуратов - уникальный слепой пианист. Он выиграл огромное количество конкурсов, он аккомпанировал выдающейся оперной певице Монтсеррат Кабалье, у него абсолютный слух и музыкальная память.
Напомню материалы "Слепая музыка". В них я рассказывала о неожиданном повороте в жизни нашего героя, о судьбоносных встречах - таких как Владислав Тетерин, . Она сразу поверила в его талант и прочила слепому музыканту славу Рэя Чарльза.
- - - - -
Олег в 13 лет записал свою первую классическую пластинку в Германии. Он лауреат многих конкурсов. У него такой слух, что просто когда играют фальшиво, у парня такая мука на лице... Олег и классику играет, и джаз, причем он - поющий джазовый музыкант. Когда привезли его в консерваторию, профессор сказал: "Это Моцарт! Такие рождаются раз в сто лет!" Это было сказано, когда ему было двенадцать.
Очень много вложили в парня изумительные армавирские педагоги, но, как всегда в России, не обойтись без тех, кто может и хочет помочь. Раньше таких людей называли меценатами, которые скромно, без пиара, как бы сейчас выразились, помогли многим талантам встать на ноги. Ведь нужны просто деньги на сопровождающего… Даже чтобы элементарно подвести к инструменту, не говоря уже о прочем.
Владислав Тетерин:
Он жил в музыкальном интернате под Армавиром. Когда я познакомился с ним, ему не было семи лет. Слепой и отстающий в развитии мальчик, брошенный родителями (сейчас они вернулись к нему), Олег стал заниматься с лучшими педагогами. И что теперь? Он победил в Германии как классический пианист, выиграл конкурс в России как джазовый пианист. Выступал с концертами в Санкт-Петербурге, Москве. В Лондоне с великим музыкантом Д. Дорелли. Где это видано? Мировая премьера для мировой звезды с четырнадцатилетним слепым мальчиком! Сейчас планируем вместе с Элтоном Джоном записать компакт-диск. Это огромный труд..."
Слепому мальчику из Армавира Олегу Аккуратову нашли хороших педагогов в его родном городе, он много раз приезжал брать мастер-классы в Москву и дважды ездил в Лондон учиться в Королевской академии музыки. К 17 годам Олег не только феноменально играл, но и прекрасно пел, выступал с Монтсеррат Кабалье. А в 19 лет победил на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске - обошел своих зрячих сверстников.


занятия с дирижером С.Н. Проскуриным
Параллельно с учебой в школе, в которой он отучился в общей сложности 14 лет, Олег заочно окончил эстрадно-джазовое училище и поступил на музыкальное отделение Московского университета культуры и искусств. Планировалось, что после окончания школы он будет работать здесь же концертмейстером сводного хора "Жаворонок", продолжая заниматься по индивидуальной программе. Поэтому решили, что патронировать его дальнейшее творческое развитие будет по-прежнему Армавирская музыкальная школа. Но жить юноша должен уже не в интернате, как раньше, а в собственной квартире, купленной на собранные кубанцами деньги.
Безусловно, куда лучше, чтобы рядом находился близкий человек, но его родные, отдав почти пятнадцать лет назад ребенка в школу-интернат, практически полностью переложили заботу о нем на плечи государства.
Президент фонда "Мир искусства" Владислав Тетерин специально для слепого гения из кубанской глубинки придумал нечто поистине грандиозное: 14 октября 2009 в Большом зале Московской консерватории вместе с оркестром Юрия Башмета и сводным хором в составе 815 человек он должен был исполнять фантазию Бетховена для фортепиано, шести солистов, хора и оркестра... Однако задуманный триумф не состоялся.
- Олег просто исчез, не выходил на связь, - поясняет Владислав Михайлович. - Много раз пытался ему дозвониться, но его родственники отвечали: мол, Олега нет дома. Как-то взяла трубку его мачеха, начала требовать каких-то денег. Так и заявила: "Платите, тогда он к вам приедет". Мы все были в шоке.
Правда, поговорить наедине нам так и не удалось: родня постоянно была рядом, контролируя каждое слово юноши. Похоже, взрослые все за него уже решили. Они наперебой высказывали накопившиеся обиды и делились планами. Теперь он принадлежит отцу, который существует на его пенсию. Олег живет в деревне под Ейском. Родственник понял, что мальчик сулит хорошие доходы, понял спустя много лет, ни капли не вложив в развитие его таланта. Сейчас Олег лишен культурного общения, которое ему так необходимо. Сейчас для Аккуратова сколотили джаз-банд в деревне для заработка на семью в 8 человек."
. . . . . .
папа Борис и мачеха:
- В Армавире, наверное, забыли, что у Олега есть семья. - Надо было не там квартиру покупать, а в Ейске, рядом с нами. Будем менять его жилье, если потребуется, и в Москву за ним поедем, - подхватывает мачеха Марина, мать 3-х детей. Нашлись добрые люди, обещают помочь. Так что теперь, куда Олег - туда и мы.
- Нечего его сиротой казанской выставлять, Я буду сам по концертам ездить, если надо и за границу поеду, - заявляет Борис. - Зачем ему чужие люди, если есть семья?
. . . . . . .
Владислав Тетерин, президент фонда "Мир искусства":
- За 10 лет обучения этого гениального ребенка я ни разу не слышал голоса отца. И узнать, что теперь он импресарио Олега, было просто дико. Хотел сказать прямым текстом, так, чтобы Олег обязательно услышал: "Чтобы папа был твоим импресарио, нужно владеть языками, разбираться в музыке, знать дирижеров и директоров концертных залов". Я рад, что у мальчика появилась семья, но, боюсь, через полгода он поймет, что остался ни с чем. Деньги от продажи квартиры быстро закончатся, и Олег будет вынужден играть в ресторане, хотя прокормить такую большую семью он вряд ли сумеет. Ну а вернуться на высокий уровень классической музыки будет просто невозможно.
- - - - - - - - - - - -


На черно-белых клавишах жизни Олег Аккуратов играет свою яркую,
неповторимую и противоречивую судьбу.
...Эта "синкопа" продолжалась полтора года , и с радостью могу сообщить читателям, что юношу не забыли, не бросили, нашлись неравнодушные к его судьбе музыканты и меценаты поддержать талант музыканта.
Мой коротенький отчет:
С сентября 2011 года Олег – студент Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова (класс профессора заслуженного артиста РФ В.С. Дайча).
В июне 2011-го Аккуратов принял участие в международном фестивале "Времена года", который ежегодно проводится на Кубани. С камерным оркестром Москонцерта "Времена года" под управлением заслуженного артиста России Владислава Булахова Олег успешно исполнил концерт В.А.Моцарта №13, что послужило началом дальнейшего творческого сотрудничества с коллективом.
Еще одним знаменательным событием для Олега в 2013-м. Председатель жюри конкурса "Триумф джаза", которого народный артист России Игорь Бутман, пригласил Олега на свой фестиваль джаза.
Для справки: Международный фестиваль "Триумф джаза" – крупнейшее в России джазовое событие мирового уровня. В списке триумфаторов фестиваля за всю его историю - целый калейдоскоп имен тех, кого мировое джазовое сообщество называет живыми легендами: Ди Ди Бриджуотер, Гэри Бертон, Ларри Корриэлл, Тутс Тилеманс, Джо Ловано, Билли Кобэм, ... и еще сотни известных на весь мир музыкантов.




Олег Аккуратов и Адам Терацуян

Новым удивительным годом для музыканта стал 2014-й год.
18 мая 2014 года. Седьмой международный творческий фестиваль "Шаг навстречу!". В рамках фестиваля, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии Олег Аккуратов и Академический симфонический оркестр филармонии (дирижер Владимир Альтшулер).
Концерт для фортепиано с оркестром №1, си-бемоль минор,ор.23 П.И.Чайковского

2014 год. Паралимпийские игры.
Под аранжировку Паралимпийского гимна в исполнении слепого пианиста Олега Аккуратова Паралимпийский флаг спустился с флагштока.

"Играй, слепой, и музыкой своей
Неси добро сквозь зло и преткновение,
Даруй любовь для радости людей,
Не бойся слёз, они, как откровение.
Пусть жизнь твоя - ночная пелена,
Но свет внутри тебя всего дороже..."

(Яна Демиденко)


Олег Аккуратов - человек-сенсация и человек-праздник. Виртуозный академический пианист, вдохновенный джазовый импровизатор, певец, аранжировщик. Музыка - это его жизнь, его воздух и основное средство коммуникации с миром.

На сегодняшний день Олег Аккуратов уже одержал немало побед в в престижных музыкальных конкурсах (только Гран-При и первые места!). У него за плечами опыт выступления на лучших сценах России, Европы, Америки, Китая, творческие работы с такими знаменитыми музыкантами как Людмила Гурченко и Монсеррат Кабалье, концерты с джазовыми звездами: знаменитым трубачом Уинтоном Марсалисом, вокалисткой Деборой Браун, международные гастроли с Оркестром Игоря Бутмана .

1 февраля 2017 года состоялся первый Большой сольный концерт Олега Аккуратова на сцене Московского Международного Дома Музыки. Накануне выступления мы поговорили с Олегом о его судьбе и творчестве.

    Расскажи, пожалуйста, о годах обучения в Ростовской Консерватории. Ты попал туда после многих лет освоения музыкальных произведений с использованием системы Брайля. Сложно было адаптироваться к программе ВУЗа?

Надо сказать, что подход к обучению в консерватории оказался для меня значительно легче, чем в музыкальной школе. Нотная система Брайля отличается от обычной плоскопечатной тем, что выпуклые шеститочия, обозначающие ноты, нужно “читать” руками. То есть в музыкальной школе мне приходилось одной рукой следить за нотами, а другой играть. Таким образом правую и левую руку нужно было учить отдельно, а потом соединять! В Консерватории я отошел от Брайля и переключился на компьютер - с помощью обычного плеера Nero ShowTime я замедлял темп и слушал каждый отрывок по 20 или по 200 раз, постепенно запоминая и воспроизводя музыкальное произведение.

Обучаться в ростовской консерватории мне было очень легко и приятно. С моим замечательным преподавателем, заслуженным артистом России Владимиром Самуиловичем Дайчем, я познакомился еще в 2002 году, то есть задолго до поступления в консерваторию. После перевода в Ростов из Московского института культуры, он стал моим профессором по классу фортепиано. Я с огромным удовольствием завершил у него курс классического фортепиано, а сейчас учусь в аспирантуре по специальности «камерный ансамбль».

    Каким же музыкантом ты сам себя считаешь - академическим или джазовым?

Да, я перешел на джаз, и больше известен публике, наверное, именно благодаря джазу, но я никогда не переставал играть классику. Можно даже сказать, что джаз - это мой второй предмет, в большей степени хобби. При этом джазом я занимаюсь неустанно, также как с детства занимался классикой. И все-таки моя база, основа - это академическое фортепиано. Даже, когда я обучался по джазовой специальности в Московском Колледже эстрадного и джа​зового искусства, я всегда играл при этом и классику.

Буквально в конце прошлого года, 2 декабря у меня был большой сольный концерт в Филармонии Ростова-на-Дону (прекрасная акустика в зале, недавно они заменили рояли, так что играть там одно удовольствие). Я исполнил два отделения классической программы: две сонаты Бетховена - «Аврора» и «Аппассионата», ноктюрн ми-бемоль мажор и полонез Шопена, и семь пьес из цикла Чайковского "Времена года". Только классика и никакого джаза! А на бис - ми-мажорную сонату Скарлатти. Публика в конце просто неистовствовала!

    Когда ты почувствовал себя уверенным джазовым исполнителем? Когда поверил в себя как в джазового пианиста?

После московского конкурса "Рояль в джазе". Я тогда учился у Михаила Моисеевича Окуня . Председателем жюри был Игорь Бриль , и Михаил Моисеевич также сидел среди судей. И тогда я почувствовал уверенность в выборе и стал отдавать джазу больше времени и сил, начал конкретно развиваться в этом направлении.

_______________

В ноябре 2006 года Олег Аккуратов получил Гран-при в номинации «Исполнитель джазовой музыки» и диплом I степени в номинации «Композиция, аранжировка и импровизация» на российском конкурсе молодых исполнителей джазовой музыки «Рояль в джазе» в Москве.

_______________

Но, наверное, еще важнее оказалась победа, которую я одержал два года спустя - на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске, моя первая весомая победа во “взрослом” музыкальном конкурсе. Там принимали участие и студенты, и выпускники, и состоявшиеся музыканты. Я сыграл три тура именно классической программы, выиграл и до сих пор помню название каждой пьесы, с которой выступал в конкурсе.

    Кто из джазовых мастеров тебе близок и интересен?

Мне ближе традиция, чем contemporary jazz. Я люблю старых пианистов - Арта Тейтума , Оскара Питерсона, Дени Уилсона, Эрла Гарднера, Файнаса Ньюборна (не все, конечно, его помнят, но многие). Потом, естественно, Чик Кориа и Хэрби Хэнкок. Это уже более современные музыканты, но в их музыке именно то, что мне близко. Потом Гонсало Рубалькаба , Винтон Келли (мне он очень нравится, потому что играл именно традицию). Если говорить про вокалистов, то мне очень нравится и Фрэнк Синатра , и Элла Фицджеральд, Нэт Кинг Коул , Джулия Лондон, Дина Вашингтон, Натали Коул. Они все совершенно разные и каждый по-своему уникален. Есть очень неплохие современные джазовые певицы. Например Дэбора Браун, я с ней выступал в Ейске как пианист и вокалист. И, конечно, Ди Ди Бриджуотер. И Дайан Шур с ее огромным диапазоном - от си-бемоль большой октавы до си-бемоль второй октавы.

    Сколько часов в день ты посвящаешь музыке? сколько времени занимаешься на иструменте?

Да, было время, когда в детстве я обязательно играл по два часа в день. Но я вырос и давно уже перешел на другой формат занятий - посвящаю музыке практически 24 часа в сутки. Утром я поднимаюсь, сажусь к роялю, что-нибудь учу, слушаю, занимаюсь, узнаю что-то новое и интересное в музыке. И это не только работа с инструментом, это еще и работа с голосом - я постоянно совершенствую вокал, расширяю свою академическую базу по методике Александра Ведерникова. Это и есть моя жизнь!

А помимо музыки я люблю слушать "говорящие книжки", люблю стихи Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, весь Серебряный век. И классику - Пушкина, Лермонтова, Тютчева...

    Насколько тебе сложно работать в плотнейшем гастрольном графике, на самых разных площадках и в разных форматах?

Мне не тяжело, а наоборот очень приятно много выступать с самыми разными программами. Потому что я крайне неравнодушен к музыке - и к классике и к джазу. Музыка - это мое все, это моя душа, это мой язык, это свет, это тепло, это трепетность, это все, чем я дорожу.

______________________________________________

Рассказывает папа Олега - Борис Игоревич Аккуратов

Наш Олег - это человек, рожденный в музыке. И об этом я могу судить объективно, а не только как его отец! Его талант оценили многие великие и уважаемые люди, музыканты. Олег учился в классе знаменитого джазового пианиста Михаила Окуня , близко общался с Людмилой Марковной Гурченко, выступал вместе с ней, участвовал в ее фильме.

Но и про свою семью и свои корни он никогда не забывал! Мы часто с Олегом поем дома, я беру в руки свою тульскую гармонь, играем ламбаду, поем казачьи песни... У нас ведь был свой казачий ансамбль "Курень" - мы выходили на курени, играли на выборах, выезжали в станицы.

Олег был с детства “зачарованным музыкой”. Вот помню - только принесли из роддома, совсем маленький, плакал в своей кроватке, но стоило включить музыку - затихал и слушал. Едва подрос, пошел, дотянулся до нашего старенького пианино "Кубань"… и начал повторять тему из Первого концерта Чайковского, который услышал по радио! Сначала одной рукой, а потом и вторую руку поставил на клавиатуру. Сам! И когда в пять лет он поехал в армавирский интернат, то один из старых, опытных преподавателей музыки сказал: "У этого мальчика руки от природы, с рождения поставлены правильно".

С пятилетнего возраста Олег учился в Армавирской специализированной музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей (мальчик родился незрячим, у него двусторонняя атрофия зрительного нерва). Закончил школу с отличием. Еще во время учебы, да и после нее Олег очень много ездил по разным конкурсам и концертам, за что огромное спасибо педагогам, придававшим большое значение его образованию и развитию.

Когда-то мне задали вопрос - не жалко ли было вам, отцу, маленького дитяку пятилетнего сдать в интернат. Да такого не может быть, чтобы я не переживал! Я же оторвал ребенка, первенца любимого от сердца. Но именно благодаря этому Олег стал жить и учиться в своей сфере, со своими ребятами, с прекрасными педагогами. Он был не просто равным среди равных, он чувствовал себя одним из лучших! Чего конечно не случилось бы в нашей простой соседской школе. В интернате он никогда не ощущал свой недостаток, прекрасно учился, развивал свой талант. И смог достичь многого! Олег не только талантливый музыкант, он владеет несколькими иностранными языками, по английски объясняется практически без акцента, о чем ему неоднократно говорили на гастролях в Америке. Понимает и может объясняться на немецком и итальянском! Олег - слухач, как и все в нашей семье, он легко воспринимает и воспроизводит чужую речь.

И еще я хочу сказать, что Олег - большой труженик, он трудился всегда, даже совсем маленьким. Буквально не отходил от рояля. И это для него была не просто игра или упражнение, музыка стала его духовной жизнью. И какие бы сложности у него не происходили, он никогда не переставал работать. А случалось очень разное... Однажды у него был травмирован палец на руке, лечили, разрабатывал руку заново. Но никогда не отступал.

VI международный фестиваль Будущее джаза в КЗ им. П.И.Чайковского


Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана, Олег Аккуратов и Энтони Стронг


Концерт А Бу и Олега Аккуратова


Московский джазовый оркестр. Концерт к 100-летию Телониуса Монка