Вышеславцев николай николаевич. Принадлежащая людям: Ольга Вышеславцева

К 95-летию Козьмдемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева


В 2014 году в сентябре месяце Козьмодемьянскому художественно-историческому музею им. А.В. Григорьева исполняется 95 лет. В рамках «Года культуры в РФ» и юбилея музея его сотрудники проводят разнообразную научно-исследовательскую работу. В том числе ведется работа и по атрибуции рисунков художника Вышеславцева Н.Н.

Вышеславцев Николай Николаевич родился в 1890 году умер в 1952. Это был человек высокой культуры, интеллектуал, отличный собеседник. Учился в Москве, Париже,знал французский язык, были у него поездки в Италию. Когда началась 1-ая мировая война вернулся на родину в Россию. Надеялся, что война быстро закончится все работы оставил в Париже в мастерской. В России закончил школу прапорщиков и ушел на фронт 1-ой мировой войны. На фронте был ранен, контужен, награжден Орденом Святого Георгия. После тяжелого ранения в голову его демобилизовали. В 1918 году начал работать в Москве в Народном комиссариате просвещения в отделе изобразительного искусства. В 1920 году в Москве во Дворце искусств была устроена выставка его работ. Вскоре он познакомился с русской известной поэтессой Мариной Ивановной Цветаевой. В момент знакомства ей было 27 лет а ему - 32 года.

27 своих стихотворений она посвятила Николаю Николаевичу. В них она упоминает его буквами НН. Конечно, и Вышеславцев Николай Николаевич, думаем, рисовал портреты Марины Ивановны.

В коллекции Козьмодемьянской картинной галереи имеется коллекция рисунков Вышеславцева Н.Н. Некоторые из них датируются 1921 годом. От куда поступили данные рисунки в коллекцию музея информация не обнаружена. Сотрудники проводят их атрибуцию. К данной работе привлекают искусствоведов.

Оказал помочь в работе Андрей Дмитриевич Сарабьянов (искусствовед.эксперт живописи,издатель г. Москва) Вот содержание его письма:«Я получил ответ из Парижа от Вероники Лосской, которая занимается М. Цветаевой и которой я отправлял портретН. Вышеславцева. Она ничего определенного, к сожалению, не смогла сказать. Ни отрицательно, ни положительно. Сейчас отправляю портрет одному московскому цветаеведу. Может быть что-то узнаем новое».

Вскоре от искусствоведа пришел ответ и вот что он пишет: «Только мне кажется, это не может быть М. Цветаева - рисунок носа и рта совсем другой. Я бы сказал, что Коллонтай, но в Мураново есть похожий портрет, правда стилизованный числится там портретом Варвары Туркестановой 22 года. Я нашел только маленькую фотографию,видимо, это одно и тоже лицо. Туркестанова- только кажется не Варвара? Надо это проверить, по-моему ее Ольга звали, она из тех Варвар Туркестановых, фрейлин павловских».

Воспользовавшись советом, сотрудники музея обратились за помощью к директору Музея заповедника «Усадьба «Мураново» им. Ф.И.Тютчева Игорю Александровичу Комарову. К работе по атрибуции рисунков Вышеславцева Н.Н. он подключил Долгополову Светлану Андреевну, которая вскоре прислала письмо следующего содержания: «Я работаю в музее с 1971 года, много лет дружила с О.Н. Вышеславцевой, вдовой художника Н.Н. Вышеславцева,любившего наш музей. Вся проблематика, изложенная Вами в письме мне знакома. Напишите, пожалуйста, каким образом Вы хотите осуществить данную работу. Может быть Вам имеет смысл прислать изображение работ Н.Н. Вышеславцева из Вашего музея».

В итоге нами изображения работ Н.Н. Вышеславцева были посланы. В обмен получили изображение портрета Турчениновой. Также Светлана Андреевна Долгополова подарила нашему музею книгу « Николай Николаевич Вышеславцев - художник «Серебряного века». Москва 2005

года. Эта книга посвящена жизни и творчеству художника Н.Н. Вышеславцева. Она знакомит с творчеством самобытного русского графика, искусствоведа, педагога Н.Н. Вышеславцева.

Наследие его представляет немалый интерес -художественный и историко-культурный. В ней в частности отмечается, что в 20-е годы Н.Н. Вышеславцев создает большой цикл портретов деятелей русской советской культуры. В творческой жизни Н.Н. Вышеславцева много места занимают женские портреты. Женский портрет очень типичен для периода расцвета творчества художника. Прежде чем создавать портрет он вживался в творчество портретируемого, что способствовало ему раскрытию его внутреннего облика.

Вопрос о том: кто изображен на рисунках? остается открытым.

Любители творчества художника Н.Н. Вышеславцева и ценители творчества «Серебряного века» могут приобщиться к данной работе по атрибуции ниже представленных рисунков.

Эту работу они могут совместно с музейными сотрудниками приурочить к 125-летию со дня рождения художника Николая Николаевича. Юбилей которого будет отмечаться общественностью в 2015 году.

Зав. историческим отделом
В.Л.Шерстнев

К 95-летию Козьмдемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева


В 2014 году в сентябре месяце Козьмодемьянскому художественно-историческому музею им. А.В. Григорьева исполняется 95 лет. В рамках «Года культуры в РФ» и юбилея музея его сотрудники проводят разнообразную научно-исследовательскую работу. В том числе ведется работа и по атрибуции рисунков художника Вышеславцева Н.Н.

Вышеславцев Николай Николаевич родился в 1890 году умер в 1952. Это был человек высокой культуры, интеллектуал, отличный собеседник. Учился в Москве, Париже,знал французский язык, были у него поездки в Италию. Когда началась 1-ая мировая война вернулся на родину в Россию. Надеялся, что война быстро закончится все работы оставил в Париже в мастерской. В России закончил школу прапорщиков и ушел на фронт 1-ой мировой войны. На фронте был ранен, контужен, награжден Орденом Святого Георгия. После тяжелого ранения в голову его демобилизовали. В 1918 году начал работать в Москве в Народном комиссариате просвещения в отделе изобразительного искусства. В 1920 году в Москве во Дворце искусств была устроена выставка его работ. Вскоре он познакомился с русской известной поэтессой Мариной Ивановной Цветаевой. В момент знакомства ей было 27 лет а ему - 32 года.

27 своих стихотворений она посвятила Николаю Николаевичу. В них она упоминает его буквами НН. Конечно, и Вышеславцев Николай Николаевич, думаем, рисовал портреты Марины Ивановны.

В коллекции Козьмодемьянской картинной галереи имеется коллекция рисунков Вышеславцева Н.Н. Некоторые из них датируются 1921 годом. От куда поступили данные рисунки в коллекцию музея информация не обнаружена. Сотрудники проводят их атрибуцию. К данной работе привлекают искусствоведов.

Оказал помочь в работе Андрей Дмитриевич Сарабьянов (искусствовед.эксперт живописи,издатель г. Москва) Вот содержание его письма:«Я получил ответ из Парижа от Вероники Лосской, которая занимается М. Цветаевой и которой я отправлял портретН. Вышеславцева. Она ничего определенного, к сожалению, не смогла сказать. Ни отрицательно, ни положительно. Сейчас отправляю портрет одному московскому цветаеведу. Может быть что-то узнаем новое».

Вскоре от искусствоведа пришел ответ и вот что он пишет: «Только мне кажется, это не может быть М. Цветаева - рисунок носа и рта совсем другой. Я бы сказал, что Коллонтай, но в Мураново есть похожий портрет, правда стилизованный числится там портретом Варвары Туркестановой 22 года. Я нашел только маленькую фотографию,видимо, это одно и тоже лицо. Туркестанова- только кажется не Варвара? Надо это проверить, по-моему ее Ольга звали, она из тех Варвар Туркестановых, фрейлин павловских».

Воспользовавшись советом, сотрудники музея обратились за помощью к директору Музея заповедника «Усадьба «Мураново» им. Ф.И.Тютчева Игорю Александровичу Комарову. К работе по атрибуции рисунков Вышеславцева Н.Н. он подключил Долгополову Светлану Андреевну, которая вскоре прислала письмо следующего содержания: «Я работаю в музее с 1971 года, много лет дружила с О.Н. Вышеславцевой, вдовой художника Н.Н. Вышеславцева,любившего наш музей. Вся проблематика, изложенная Вами в письме мне знакома. Напишите, пожалуйста, каким образом Вы хотите осуществить данную работу. Может быть Вам имеет смысл прислать изображение работ Н.Н. Вышеславцева из Вашего музея».

В итоге нами изображения работ Н.Н. Вышеславцева были посланы. В обмен получили изображение портрета Турчениновой. Также Светлана Андреевна Долгополова подарила нашему музею книгу « Николай Николаевич Вышеславцев - художник «Серебряного века». Москва 2005

года. Эта книга посвящена жизни и творчеству художника Н.Н. Вышеславцева. Она знакомит с творчеством самобытного русского графика, искусствоведа, педагога Н.Н. Вышеславцева.

Наследие его представляет немалый интерес -художественный и историко-культурный. В ней в частности отмечается, что в 20-е годы Н.Н. Вышеславцев создает большой цикл портретов деятелей русской советской культуры. В творческой жизни Н.Н. Вышеславцева много места занимают женские портреты. Женский портрет очень типичен для периода расцвета творчества художника. Прежде чем создавать портрет он вживался в творчество портретируемого, что способствовало ему раскрытию его внутреннего облика.

Вопрос о том: кто изображен на рисунках? остается открытым.

Любители творчества художника Н.Н. Вышеславцева и ценители творчества «Серебряного века» могут приобщиться к данной работе по атрибуции ниже представленных рисунков.

Эту работу они могут совместно с музейными сотрудниками приурочить к 125-летию со дня рождения художника Николая Николаевича. Юбилей которого будет отмечаться общественностью в 2015 году.

Зав. историческим отделом
В.Л.Шерстнев

Ольга Николаевна Баратова родилась в самом конце XIX века в Москве. Отец служил главным бухгалтером в магазине «Мюр и Мерилиз» – теперешнем ЦУМе. Большая семья (у Ольги было 6 братьев и сестер) жила на Воздвиженке, поближе к месту работы отца, и Ольга впоследствии всегда любила этот уголок Москвы.

Здесь же произошло для маленькой Оли первое знакомство с Православием, церковными службами – старый швейцар их дома брал девочку с собой в церковь Илии Обыденного, и эти походы она запомнила на всю жизнь. Тогда же, в детстве, Оля во время прогулок познакомилась с Димой Шаховским – будущим известным проповедником архиепископом Иоанном. Воспоминания об этой детской дружбе Ольга Николаевна пронесла через всю жизнь.

Еще в детстве у Оли проявилось редкое качество – умение отдавать последнее. Учась в младших классах, она обычно брала с собой в гимназию завтрак. Однажды, возвращаясь домой, она увидела нищую старушку, просящую милостыню. На следующий день Оля отдала ей свой завтрак и потом делала так каждый день в течение нескольких месяцев. Когда у девочки начались голодные обмороки, родители не могли понять причину – Оля так и не рассказала им о своей тайной милостыне.

Окончив гимназию, после революции, Ольга работала в канцелярии Московского военкомата, а для души училась в театральной студии Ермоловой и была одной из любимых ее учениц (любовь к театру Ольга Николаевна сохранила до старости). Уже тогда ее душевная и внешняя красота удивляли окружающих. Николай Дружинин (впоследствии известный ученый-историк) писал ей: «…Вы действительно прекрасны в своем обаянии вечно-женственного, со своим богатым запасом душевного чувства, которое разливает вокруг себя свет и тепло». Казалось, впереди Ольгу ждет если и не безоблачная, то, по крайней мере, спокойная благополучная жизнь, но… Еще маленькой девочкой Оля просила Бога: «Сделай мою жизнь трудной, чтобы мне не было стыдно смотреть в глаза людям». Господь исполнил ее молитву.

В 1922 году Ольга вышла замуж. Внешне брак складывался благополучно – достаток, богемная творческая среда, многочисленные гости и литературные вечера. Но очень скоро Ольга поняла, что подобная жизнь и круг общения не для нее, общих интересов с мужем было мало, а его друзья все чаще казались сомнительными. Даже беременность еще больше укрепила в ней мысль о разводе. Но и оставлять ребенка она не хотела, понимая, что одна вырастить его не сможет, тем более что муж против аборта не возражал. Тогда и произошла судьбоносная для Ольги встреча, изменившая не только ее решение, но и всю жизнь.

Однажды муж привел в гости новых знакомых, среди которых был видный обаятельный мужчина, известный в Москве художник Николай Вышеславцев. Возможно, мы ничего не знали бы о нем, если бы не еще одна женщина, которую он когда-то покорил. Марина Цветаева посвятила ему цикл стихотворений «Н. Н. В.». Мучаясь в разоренной Москве от одиночества и нищеты и ничего не зная о судьбе пропавшего без вести мужа, Марина пыталась найти в этом сильном и спокойном человеке опору. Но даже, казалось бы, самые сильные мужчины часто сами нуждаются в поддержке. А Цветаева была слишком сложной личностью и не могла стать для Николая Николаевича тем, что сегодня принято называть «надежным тылом». Свою «опору» на всю жизнь он немного позже нашел в изящной грустной молодой женщине с огромными голубыми глазами – в Ольге.

Сами Ольга и Марина не знали друг друга лично, но, Бог знает почему, их пути оказались связаны. Удивительно, но даже на портрете работы Вышеславцева Марина невероятно напоминает Ольгу Николаевну, хотя во время его написания Николай Николаевич еще не был с ней знаком. Может быть, это было предчувствие встречи?.. Марина посвятила ему одни из лучших своих стихотворений, но гениальные и страшные в своем величии слова «… за тебя, который делом занят, не умереть хочу, а умирать» воплотила в жизнь уже Ольга.

Познакомившись с Николаем Николаевичем в тот тяжелый период сомнений и размышлений о будущем, Ольга постепенно очень сблизилась с ним и однажды рассказала о своих переживаниях. В ответ она совершенно неожиданно для себя услышала то, что мечтает услышать в подобной ситуации любая женщина: «Я обещаю Вам свою помощь. Как только я увидел Вас, я понял, что Вы – именно та женщина, которая мне нужна. Но кроме помощи, любви и верности я не могу предложить ничего другого…» И Ольга ответила согласием. Она разошлась с мужем, сохранив с ним дружеские отношения, а вскоре родился сын Вадим – любящий, нежный, очень талантливый ребенок.

Брак с Вышеславцевым был удивительно гармоничным. Муж помог сохранить Ольге сына, она – хранила его самого всю жизнь (а вместе они прожили 30 лет). Они действительно друг друга стоили – оба с широкой душой, способные на настоящие поступки и большие чувства. И при этом сочетали в себе совершенно противоположные качества. Например, с одной стороны, умели выживать и обустраивать быт даже в тяжелых условиях, с другой – были немного «не от мира сего»: например, могли запросто потратить последние сбережения на редкие книги для библиотеки Николая Николаевича (к слову, одной из лучших не только в Москве, но и в стране).

Кроме того, со временем оказалось, что Ольга Николаевна принадлежит к редкому типу женщин – «жен гениев» — тех, кто способен не только вдохновлять мужей и разделять их творческие интересы, но и полностью ограждать их от бытовых забот, что очень трудно, и справиться с этим можно, только действительно сильно любя.

Связав жизнь с Вышеславцевым, Ольга Николаевна вновь оказалась в творческой среде. Николай Николаевич был знаком с о. Павлом Флоренским, А. Белым, Ф. Сологубом, М. Пришвиным. Кроме того, когда он впоследствии преподавал живопись, дом Вышеславцевых всегда был открыт для его учеников. Женщины, подобные Ольге Николаевне, по праву могли бы считать себя культурной элитой – по образованию, воспитанию, редким душевным качествам. Но именно их простота и отсутствие самомнения и надменности всегда были отличительной чертой настоящей интеллигенции. «В их превосходстве не было ничуть плебейского сознанья превосходства», — эти слова очень точно характеризуют Ольгу Николаевну и ее окружение. Именно поэтому к ней всегда тянулись люди за советом, помощью и просто – чтобы насладиться общением с ней.

С годами постепенно крепла вера Ольги. Когда однажды ей предложили повышение в должности, если она вступит в партию, она отказалась и ушла с работы. К ее большому огорчению, муж не был таким же верующим, к Богу он пришел гораздо позднее, уже в старости. Но, независимо от религиозных убеждений, его жизнь тоже всегда была направлена на помощь окружающим. Таким же супруги вырастили и сына Ольги Николаевны Вадима.

Когда началась война и сын ушел на фронт, Ольга Николаевна поехала к нему в часть под Москву, набрав с собой целый мешок теплых вещей и гостинцев и для его сослуживцев. Она вспоминала, как эти 18-летние мальчики, узнав, откуда она приехала, обступили ее и, перебивая друг друга, расспрашивали: «Москва-то цела? Не вся сгорела? Цел дом такой-то? А войне же скоро конец, ведь так?» Ольга Николаевна раздавала им вещи, утешала, как могла. С сыном тогда ей встретиться так и не удалось – его уже отправили на другое место службы. А дома, на Арбате, она организовывала дежурства, устроила пункт помощи отправляющимся на фронт, рыла окопы, утешала тех, кто получал похоронки…

Часто люди, много и искренне помогающие другим, сами гораздо несчастнее своих подопечных. Так было и с Ольгой Николаевной. В 1943 году в танковом сражении погиб Вадим. Какое-то время родители еще надеялись, ждали. Потом наступило отчаяние. Сама Ольга Николаевна вспоминала: «Беды, скорби вокруг смягчали боль, молитва успокаивала, я старалась не оставаться одной и не могла одновременно с этим быть в толпе, метро, троллейбусе и видеть знак танкиста». Однажды во сне она увидела сына. Он спросил:

— Мама, что с тобой?
— Вадим, я больше не могу…
— А ты моги, ты можешь, поняла?

После этого отчаяние постепенно отступило, хотя боль осталась в семье навсегда. По всему дому стояли и висели фотографии и портреты Вадима, а приходящие друзья и гости старались не расспрашивать о нем.

Если раньше главным для Ольги Николаевны была семья, то теперь она нашла себя в помощи всем приходившим за поддержкой или советом. Но в первую очередь она, конечно, заботилась о муже. Особенно трудно ей пришлось, когда с Николаем Николаевичем случился инсульт. Накануне в их квартире был обыск, конфисковали всю огромную библиотеку, это было для Вышеславцева тяжелым ударом. Врачи говорили, что его положение критическое, но любовь и забота жены буквально вытащили его с того света. Но трудности на этом не закончились. Ольга Николаевна, сама часто мучаясь от сильных головных болей, ухаживала за прикованным к постели мужем 4 года. Кому доводилось ухаживать за лежачими больными, представляет, что это значит. Нужно было переворачивать с боку на бок, переодевать, приподнимать, чтобы покормить, а ведь Николай Николаевич был крупным грузным мужчиной. Один раз из-за физического перенапряжения Ольге Николаевне самой стало очень плохо. Она добралась до больницы, где ей оказали первую помощь, и сразу же вернулась домой – к мужу. Она находила силы беседовать с ним о Боге, Православии, и благодаря ей Николай Николаевич умер глубоко верующим человеком.

После смерти мужа Ольга Николаевна приняла тайный постриг с именем Мария, но осталась жить «в миру» по совету духовников, которые сказали: «Ты принадлежишь людям, это твое послушание». Дома она постоянно принимала посетителей, кому-то помогала, кого-то знакомила, что-то советовала. При этом она была живым примером не только духовной жизни, по и настоящей женственности – всегда спокойная, внимательная, следящая за собой. Говорила, что внешней вид очень важен – пусть будет бедно, заштопано, перешито, но всегда должно быть чисто и выглажено: «Когда с Богом, все должно быть красиво…»

Прекрасно зная о репрессиях и ужасах политического строя, Ольга Николаевна умела разделять понятие Родины и государства и всегда очень любила Россию. Она часто повторяла слова о том, что человек не может стать гражданином Небесного Отечества, если не полюбит Отечество земное. Не допускала она и осуждения церковной политики, не любила так называемые «кухонные беседы».

Данный ей талант – умение выслушивать и искренне пожалеть – Ольга Николаевна преумножила, не смотря на собственные беды и болезни. Она дожила до глубокой старости и последнее время провела в больнице, где ее постоянно навещали близкие люди и опекавшие ее священники. В то время жизненный путь Ольги Николаевны снова пересекся с семьей Цветаевых: не зная друг друга лично, она и сестра Марины Анастасия оказались духовными сестрами – их окормлял один священник. Тогда же, прочитав биографию Цветаевой, Ольга Николаевна написала: «Я испытала глубокую простую человеческую жалость до слез, а порою досаду оттого, сколько страданий Марина набрала сама на себя и, невольно, этим причинила их близким!» Кто знает, если бы этим удивительным женщинам довелось встретиться, может, и смогла бы Ольга Николаевна утешить Марину и спасти ее…

Умерла Ольга Николаевна Вышеславцева, прожив почти 100 лет по-настоящему насыщенной жизнью. Ушла еще одна удивительная, неповторимая женщина, Женщина с большой буквы. А всем, кто ее знал, она завещала: «Помните, каждая встреча – это Промысел Божий. Ведь Господь вас свел, нужно молиться и помогать друг другу…»

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

9 Comment threads

1 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать


Вышеславцев Николай Николаевич (1890 - 1952)

Николай Николаевич Вышеславцев известен в основном как адресат стихов Марины Цветаевой (посвященных ему стихотворений – двадцать семь). О Вышеславцеве-художнике мы знаем меньше, хотя его критическое наследие весьма значительно.

У Вышеславцева особая, нередко вызывающая горькое сожаление судьба: отличный рисовальщик, одаренный тонким вкусом и художественным тактом, влюбленный в книги, неутомимый собиратель их – в тридцатых годах почти все букинисты знали этого художника-книголюба, – Вышеславцев прошел в нашем искусстве как бы стороной, и редко можно встретить упоминание его имени…
В. Лидин. Люди и встречи.



01. Н. Н. Вышеславцев. Портрет о. Павла Флоренского. 9 сентября 1920 года. Бумага, карандаш. Мемориальная библиотека МДМД
02. Борис Пастернак (рис. Н. Вышеславцева)

Занимающимся культурой Серебряного века имя Н. Н. Вышеславцева, двоюродного брата философа Б. П. Вышеславцева, довольно хорошо известно. Его работы куплены многими музеями. Он автор знаменитых прижизненных портретов деятелей серебряного века. Портреты поэтов Андрея Белого, Владислава Ходасевича, Вячеслава Иванова, Сергея Соловьева, Федора Сологуба, философа Густава Шпета и богослова и ученого, «русского Леонардо» Павла Флоренского, музыкантов Николая Метнера и Александра Гольденвейзера, актера Михаила Чехова и многих других были выполнены им во Дворце искусств, где художник жил и работал с 1918 года. Дворец искусств находился в Москве, на Поварской, 52, в известном доме Ростовых. Здесь благодаря хлопотам Анатолия Васильевича Луначарского нашли пристанище многие деятели культуры. Во Дворце искусств какое-то время жила дочь Льва Николаевича Толстого, Александра Львовна. Она познакомила Николая Николаевича с известным пианистом и педагогом Александром Борисовичем Гольденвейзером, оставившим интересные воспоминания о Льве Николаевиче Толстом и дневниковые записи о событиях эпохи. Дружбу художник и композитор пронесли через всю жизнь.




Портрет Павла Флоренского. Карандаш.

По-иному сложились отношения у Вышеславцева с Мариной Цветаевой. Их познакомил также живший на Поварской художник Василий Дмитриевич Милиоти в марте 1920 года. Зимой у Марины от голода умерла младшая дочь Ирина, и у Вышеславцева она ищет опоры и защиты. Она пишет в своем дневнике: «Н.Н. <Николай Николаевич>, я в первый раз прошу – защиты!» И добавляет: «Я люблю Ваш тихий голос…»

Из цикла «Н.Н.В.»

В мешок и в воду - подвиг доблестный!
Любить немножко - грех большой.
Ты, ласковый с малейшим волосом,
Неласковый с моей душой.

Червонным куполом прельщаются
И вороны, и голубки.
Кудрям - все прихоти прощаются,
Как гиацинту-завитки.

Грех над церковкой златоглавою
Кружить - и не молиться в ней.
Под этой шапкою кудрявою
Не хочешь ты души моей!

Вникая в прядки золотистые,
Не слышишь жалобы смешной:
О, если б ты - вот так же истово
Клонился над моей душой!
Марина Цветаева
14 мая 1920

Цветаева тоже интересна Вышеславцеву, правда, прежде всего как яркая личность. В одной из бесед с поэтессой он замечает: «Ваша внешность настолько меньше Вашего внутреннего, хотя у Вас внешность отнюдь не второстепенная…» В увиденной им Цветаевой есть что-то от женщин Достоевского, тревожный, требовательный взгляд, взлетевшие брови, сомкнутые энергичные губы, напряженная шея.



Н. Н. Вышеславцев. Женский портрет. 1921 (Марина Цветаева?)
Бумага, тушь. Третьяковская галерея.

Их отношения стремительно развиваются, Цветаева посвящает художнику стихи и откровенно признается: «Н. Н. Если бы я познакомилась с Вами раньше, Ирина бы не умерла…» Но Цветаева так же быстро разочаровывается в Вышеславцеве, как очаровывается им, мимолетное увлечение проходит, остаются стихи. В своем прощальном письме к Николаю Николаевичу она пишет: «У Вас не было матери – думаю об этом – и, подумав, прощаю Вам все грехи».




Портрет Андрея Белого. Карандаш.

Вышеславцев действительно никогда не видел и не знал своей матери. Он родился 26 апреля 1890 года в селе Анна Полтавской губернии. По семейному преданию его матерью была графиня Кочубей. Все заботы о сыне взял на себя отец, Николай Вышеславцев-старший, служивший управляющим в имении Кочубеев на Полтавщине.

Мальчик рос замкнутым, очень рано начал рисовать, отец поддерживал его художественные наклонности. Позже они переезжают в Тамбов. Николай Николаевич учится в гимназии, Николай Александрович становится председателем агрономического общества. В 1906 году младший Вышеславцев поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс художника Ильи Машкова, а два года спустя уезжает во Францию, в Париж, и учится в частной академии Колларосси. Занятия в этой академии посещали многие, например, русский импрессионист, поэт и художник Максимилиан Волошин.




Женский портрет 1922
Бумага, сангина, карандаш
43 х 30,5 см

Живя в Париже, Николай Николаевич часто ездит в Италию, в города Тосканы и Ломбардии. Он стремится постичь технику старых мастеров и особенно высоко ценит искусство Леонардо да Винчи. Позже, в России, создавая портреты известных деятелей cеребряного века, Вышеславцев использует «сфумато», цветную светотень, прием, характерный для Леонардо.

В течение всей жизни Николай Николаевич вынашивал замысел книги о Леонардо да Винчи, собирал картотеку литературы о великом художнике. (К сожалению, после ареста архива и библиотеки Вышеславцева в 1948 году все материалы были погребены в недрах Лубянки. Это событие, а также арест двух его студенток из Полиграфического института спровоцировали инсульт у художника. Позднейшие поиски архива оказались безрезультатны.)


01. Портрет Владислава Ходасевича. 1922. Б. на картоне, цвет. карандаш, уголь. 42,3 х 31 Государственный литературный музей. Москва
02. Портрет Вячеслава Иванова. 1924. 39 х 29. Б., карандаш. Государственный Литературный музей. Москва

В 1914 году Николай Николаевич возвращается в Россию. Началась война, и он едет защищать родину. Покидая Париж, художник надеялся, что война не затянется надолго, и оставил все работы в мастерской. Но вернуться ему было не суждено. В России Вышеславцев поступает в школу прапорщиков, а по окончании отправляется на фронт, в Ардагано-Михайловский полк. Он мужественно сражается, и его награждают офицерским георгиевским крестом. После тяжелого ранения в голову Николая Николаевича демобилизуют.



Удивительная культурная среда, которая сложилась во Дворце искусств и которая стала родной художнику, способствовала его возрождению, физическому и духовному. Он пишет портреты людей, живущих рядом с ним, с ним общающихся. Главным образом, это небольшие, камерные, графические портреты, выполненные карандашом, тушью, пером, цветными карандашами, сангиной.

Характер модели, ее душевный строй диктует технику рисунка. Портрет Павла Флоренского (1922) построен на тончайших цветовых и световых сочетаниях. Мерцающая цветная светотень подчеркивает молитвенную погруженность в себя о. Павла. Это один из лучших прижизненных портретов Флоренского. (Сохранившаяся записка о. Павла к Вышеславцеву свидетельствует о дружеском характере их отношений.)



Н. Н. Вышеславцев
Портрет Павла Флоренского 1922
Б. на картоне, цвет. карандаш, уголь
42,3 х 31
Музей о. Павла Флоренского, Москва

Многие годы продолжались дружба Вышеславцева с поэтом Андреем Белым. Их объединял интерес к антропософии. На первом известном портрете поэта, выполненном Николаем Николаевичем в 1920 году, лицо А. Белого виртуозно «вылеплено», эффект основывается на тончайшей цветовой и световой нюансировке. Притягивает взгляд пронзительных, прозрачных глаз. Дополняет характеристику и нервная, «дребезжащая» линия, очерчивающая силуэт, прием, часто используемый Вышеславцевым. Портрет отмечен проникновением во внутренний, «астральный» мир поэта. Художник как бы соприкасается с глубинными истоками позирующей личности.


01. Н. Н. Вышеславцев. Портрет Андрея Белого. 1920. Б. на картоне, карандаш, санг. 24 х 21,5. Государственный Литературный музей. Москва
02. Портрет Андрея Белого. Конец 1920-х − начало 1930-х гг. Смешанная техника. 34,8 х 25. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Не менее интересен портрет Андрея Белого, выполненный Николаем Николаевичем на рубеже 1920־х − 1930-х годов. Он особенно любил рисунки пером и считал, что они «являются почерком художника». Это изображение Белого отличается по настроению от предыдущего, в нем нет прежней «окрыленности», в глазах поэта − усталость и безнадежность.


01. Фёдор Сологуб. Работа художника Н. Н. Вышеславцева.
02. Портрет Сергея Соловьева. 1924. Б., уголь, итал. карандаш, сангина. 43х29,5. Государственный Литературный музей. Москва

Эта трагическая линия наметилась еще раньше в портрете Федора Сологуба, выполненного художником в 1927 году, за год до смерти замечательного писателя. На лице Сологуба − печать «опаленности»; это облик поэта, ставшего чужим на родине и не нашедшего в себе силы покинуть ее.

В сохранившихся записях Вышеславцева есть следующие размышления: «Чувствительность пера и эмоциональное состояние художника и окончательность его графического результата требуют от художника в процессе работы того «духовного напряжения», которое Рейнольдс считал непременным условием качественного рисунка и которое в перовом рисунке ощущается с особой силой, равно и его отсутствие».


01. ???
02. Портрет С. П. Боброва. 1920. Бумага, графитный карандаш. РГАЛИ

Об этом же «духовном напряжении» говорит и портрет философа Густава Шпета из музея «Мураново» (1920), свидетельствующий, кроме того, об изощренном владении формой. В этой работе достигается некая скульптурность. При лаконизме и скупости выразительных средств художнику удалось передать поразительную силу и глубину образа. Этому проникновению в личность модели способствовало и бытовое общение (Вышеславцев бывал в доме Густава Густавовича, писал портреты его дочерей).

Сильной стороной художника была мерцающая светотень, создающая объемность, лепящая форму (портрет поэта Сергея Соловьева, 1924).

Живые, подвижные блики создают сложную гамму настроений. Впервые портрет Г. Г. Шпета, как и портрет Флоренского, был показан на выставке «Жар־цвет» и вызвал восхищение друга Вышеславцева, А. Б. Гольденвейзера. Посетив выставку 8 марта 1926 года, пианист сделал следующую запись в своем дневнике: «…Какой он большой художник, тонкий мастер, а его никто не знает и не замечает…»

Николай Николаевич выполнил несколько портретов самого Александра Борисовича и его жены Анны Алексеевны, урожденной Софиано (по линии матери − тетки Андрея Дмитриевича Сахарова). Особенно художнику удались парные портреты четы Гольденвейзеров (1920), выполненные с высокой графической культурой. Портрет Анны Алексеевны стоит в ряду женских изображений, характерных для Вышеславцева в 1920־е годы. В них воплощены не только женственность и обаяние, но прежде всего духовная глубина.


01. Портрет А. А. Гольденвейзер (Софиано). 1920. Б., карандаш, граф. карандаш, сангина. 23,4 х 19,5. Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера. Москва
02. ???

Прекрасная пианистка (закончила московскую консерваторию с большой серебряной медалью) и педагог (ее учениками были Яков и Георгий Гинзбурги), Анна Алексеевна пользовалась большим уважением у многих известных музыкантов. Ее дружбу ценили Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер. Она первая перевела письма Фредерика Шопена на русский язык (издание оформлял Вышеславцев). После смерти Анны Алексеевны Николай Николаевич сделал рисунок, о котором Александр Борисович 4 ноября 1930 года написал в своем дневнике: «В нем вся ее душа».


01. Портрет Варвары Туркестановой. 1922. Б., карандаш. 47,5 х 33. Музей-усадьба «Мураново»
02. Татьяна Федоровна Скрябина. Портрет работы Н. Н. Вышеславцева. 1921

Известная московская красавица Варвара Туркестанова покоряла сердца многих современников. Не мог пройти мимо этой красоты и художник Вышеславцев. Удивительный ее портрет выполнен в традициях русского графического портрета XIX века. В нем отразилось чуткое отношение художника к своей модели, поклонение ее красоте. Карандашный рисунок передает тонкие черты лица Туркестановой, прелесть темных, густых шелковых волос. Белизну кожи оттеняет темная ленточка на лбу – символ траура. В больших светло-серых глазах, устремленных на зрителя, как будто застыл немой вопрос: «За что?» Вышеславцев словно предвидел трагическую судьбу Туркестановой, ставшей жертвой сталинского террора.



Портрет В. Г. Лидина 1923
Бумага на картоне, литография, карандаш
Размер 28,7 х 21,8

В ином образном ключе и художественной манере решен портрет «японочки Инамэ» (1920-е годы). В Японии она известна как поэтесса Инамэ Ямагата. Каким образом Инамэ попала в круг поэтов серебряного века, неизвестно, но ее там приняли и полюбили. 14 мая 1920 года она выступала с приветствием на вечере, посвященном Константину Бальмонту; ее словесный портрет оставила в своих дневниках Марина Цветаева: «Голос был глуховатый, ясно слышалось биение сердца, сдерживаемое задыхание… Говор гортанный, немножко цыганский, личико желто-бледное. И эти ручки крохотные». А Бальмонт посвятил ей такие стихи:

Пять легких звуков Инамэ
Во мне поют светло и звонко,
Махровой вишни, в полутьме,
Мне лепесток дала Японка,
И расцвела весна в зиме.

В портрете «японочки Инамэ» Вышеславцев проявил себя как непревзойденный колорист. Он всецело поглощен красотой японского национального костюма, даже образ самой поэтессы отступает на второй план. Художник любуется фактурой светло־розовой ткани кимоно, с помощью бликов светотени передает изгиб складок шелковой материи.



Портрет девушки 1924
Бумага, карандаш
20 х 16 см

Технику пастели Николай Николаевич изучал во Франции, и с ее помощью в 1920־е годы им были выполнены так называемые «Воображаемые портреты». Эта серия изображений известных исторических деятелей была заказана Вышеславцеву Госиздатом для Большой Советской энциклопедии в рамках программы «монументальной пропаганды». Создавая эту интереснейшую серию, художник пользуется документальным историческим материалом, исследует характер, среду, окружение портретируемого. Он пишет Бонапарта, Микеланджело, Марка Аврелия, Гете, Маккиавелли, Леонардо да Винчи, Робеспьера, Ницше. Основную задачу при работе над воображаемым портретом Н. Н. Вышеславцев видел в том, чтобы разглядеть облик живой личности в его бытовом, реальном обрамлении и найти для него адекватное воплощение.



Балерина на стуле 1920-е
Бумага, черный карандаш
19,7 х 14,5 см

И все же наиболее ценную часть художественного наследия Вышеславцева составляют портреты современников, ярких творческих личностей, запечатленных в порыве вдохновения. К ним относятся прежде всего портреты актера Михаила Чехова в роли Гамлета (1927) и американской певицы Мариан Андерсен (1935). В портрете Андерсен, первой негритянской певицы, выступившей на сцене Метрополитен-опера, ощущается особая музыкальность, звучание негритянской мелодии, словно бы застывшее на губах исполнительницы. Живые, выразительные рисунки, сделанные художником во время концерта выдающегося немецкого дирижера Отто Клемперера (1920-е годы) в Москве, передают точно схваченный жест, характер движений музыканта. Сохраняется ощущение присутствия на концерте и сопричастности к рождению чуда. В 1927 году Николай Николаевич по просьбе А. Б. Гольденвейзера выполнил портрет талантливого композитора и пианиста Николая Метнера, личности яркой и неординарной. В дневнике Александр Борисович 10 мая 1927 год записывает: «Пока Николай Николаевич рисовал, я беседовал с Метнером по разным вопросам музыкального искусства. Мне было очень радостно слышать от него многое такое, о чем я так часто думаю и что часто говорю своим ученикам…» Это же ощущение человеческой общности присутствует и в портрете.
Бумага, графитный карандаш
Н. Н. Вышеславцев


Н. Н. Вышеславцев со студентами Московского Полиграфического института


ВАГАНЬКОВО. АРМЯНСКОЕ КЛАДБИЩЕ, НА КОТОРОМ ПОХОРОНЕНЫ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА И НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЫШЕСЛАВЦЕВЫ


russiskusstvo.ru