Жизненный путь исканий григория мелехова. Этапы жизни Григория

Михаил Шолохов... Он знает самые за-

таенные движения человеческих душ и с

большим мастерством умеет показывать

это. Даже самые случайные его герои,

жизнь которых началась и закончилась на

одной и той же странице, надолго остают-

ся в вашей памяти.

В.Я. Шишков

М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, ее исследователем, ее певцом. Он создал целую галерею образов, которые по силе своей выразительности и художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами передовой литературы.

«Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и Гражданскую войну. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелихова, главного героя романа, складываются у Шолохова в единство исторической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив тернистую тропу жизненных исканий Григория, можно понять, как самому Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя.

В начале повествования молодой Григорий- настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик- вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствительность ко всякому проявлению жестокости. К любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий - еще и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь й с отвращением обнаруживая, как весь его талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.

В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, - в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы подогреться всякий, и до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, - как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...»

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели и рыдает: «Лучше убей, но не бросай опять!» Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.

Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено...»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить бы... по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать...». Он возвращается в родной хутор.

Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.

Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался (поступать правильно, а если нет- что ж, каждый человек имеет право на ошибку Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствался своими собственными принципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни, и это его стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов.

Тема урока : Путь исканий Григория Мелехова.

(по роману М.Шолохова «Тихий Дон»)

Тип урока – конференция (урок обобщения и систематизации знаний).

Технология: коммуникативная (на этапе подготовки урока – исследовательская).

Цели:

Образовательная: рассмотреть панораму жизни донского народа в трагические моменты истории и отметить, как исторические события отразились на жизни людей на примере героя Григория Мелехова.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с текстом и дополнительной литературой и умение высказывать свои мысли о прочитанном.

Воспитательная : воспитывать любовь к Родине, родному краю и историческому наследию своего народа.

Оборудование: художественные тексты, портреты писателя и главного героя, карта Ростовской области, схема «Путь исканий Григория Мелехова», мультимедийные средства.

Этапы урока :

    Организационный момент: Приветствие, представление специалистов (литературоведы, историки, географы, творческая группа),

    Вступление:

Слово учителя о путешествии;

Стих. «Человеку надо мало» Р. Рождественского.

    Основная часть:

Слово о писателе;

Х. Татарский - собирательный населённый пункт;

О мелеховской семье;

О главном герое;

Воинская служба;

В Первую мировую войну;

В революцию;

Гражданская война;

Участие в Верхнедонском восстании;

У Красных;

В банде Фомина;

Душевная пустота, возвращение домой;

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проводим необычный урок – урок - путешествие. Любите ли вы путешествовать? А что происходит с человеком во время путешествия?

Ответ : Встречи интересные, незабываемые; узнавание чего-либо нового, полезного; испытание чувств радости, удивления, восхищения.

Мы совершим виртуальное путешествие, и будут его проводить специалисты. Вы, ребята, попробуете себя в новой роли, в роли историков, литературоведов, географов. Есть у нас и творческая группа: Кабаргин Сергей, Чеботарев Евгений, которые подготовили слайды, видео. Всё для работы начинающих специалистов у нас есть.

Необычность путешествия заключается в том, что это путешествие по замечательной книге и литературным местам. Мы совершим его по жизненному пути и судьбе не только главного героя, но и всего донского казачества, потомками которого мы и являемся.

У нас есть тайный вопрос, на который мы должны будем ответить в конце путешествия: что скрывается под этим кругом? Может, кто-то уже догадался?(ответы учащихся) Этот вопрос будет загадкой, на которую мы ответим в конце урока.

Итак, ребята, а что самое главное в путешествии?

Ответ : Возвращение домой.

Учитель : Конечно же, главное – это дорога домой.

Начинаем работу: слово – литературоведам.

Стихотворение «Человеку надо мало» Р.Рождественский .

Человеку надо мало:

Чтоб искал и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг один и враг один…

Человеку надо мало…

Чтоб тропинка вдоль вела.

Чтоб жила на свете мама.

Сколько нужно ей – жила…

Человеку надо мало:

После грома – тишину,

Голубой клочок тумана,

Жизнь одну. И смерть одну…

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто – то ждал.

Учитель : Ребята вы уже поняли, что путешествие мы совершим с главным героем романа «Тихий Дон» Григорием Мелеховым, а написал это гениальное произведение М.А.Шолохов. И мы отправляемся в путь из родного дома Михаила Александровича, замечательного донского казака, известного писателя и просто человека, влюбленного в свой край! И чем талантливее писатель, тем правдивее его путь.

Географ: Итак, хутор Кружилин. (показ на карте)

Историки: Родился М.А. Шолохов в 1905г. в х. Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа (теперь это Шолоховский район Ростовской области). Детство его прошло в ст. Каргинской: здесь он учился, здесь начал писать свои первые литературные произведения. Отсюда ушел добровольцем на Гражданскую войну.

Потом в мирное время была работа в Москве. В 1926г. Михаил Александрович начинает работать над романом « Тихий Дон», часто приезжая в родные места: х. Кружилин, ст. Базковскую, Вешенскую. В Базках он порою ночи напролет беседовал с Харлампием Ермаковым – прототипом Григория Мелехова, нашего проводника в сегодняшнем путешествии.

Как много общего в судьбе реального казака, Харлампия Ермакова, и литературного героя, Григория Мелехова. Даже в происхождении: у Ермакова бабушка - турчанка, привезенная из Турции дедом - участником войны 1877-1878гг. И поэтому внук – Харлампий был по-восточному смугл, горбонос, станичники прозвали его «цыганом». Это описание в романе соответствует и нашему герою.

Учитель: Следующая остановка нашего путешествия в литературном месте.

Литературоведы: Действие романа начинается в х.Татарском. Это чисто литературный хутор, но он существует в произведении среди реальных хуторов и станиц. Попробуем определить его местонахождение. По Шолохову, х. Татарский – у самого Дона, на берегу «воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону». Дон находится к северу только по отношению к правобережным хуторам. Значит, х. Татарский на правом берегу. Жители старинных хуторов давно спорят о том, какой хутор описан в романе М.А. Шолоховым. Одни говорят, что х. Татарский – это х. Калининский, другие утверждают, что это х. Базковский. И всё же х. Татарский – это собирательный населенный пункт.

Учитель: очень поэтично начало книги.

Литературоведы: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки, и дальше – перекипающее под ветрами воронёной рябью стремя Дона» - вот запевные строки великого романа. Мелеховский курень, стоявший на краю хутора Татарского оказался в самом центре событий мировой и русской истории, так как волны жизни широко расходятся от него и отовсюду сходятся к нему.

Литературоведы : Среди волн бушующего моря народной жизни писатель выбрал семью Мелеховых. Она не лучше других, но она - из самой глубины, подлинная наследница того, что накоплено было веками, она заключает в себе человеческие духовные богатства. Оттого хорошо в кругу Мелеховской семьи: с ними просто, надёжно, уверенно и интересно, хотя и работать надо с утра до ночи, и неожиданностей немало, и взрывы обжигающие бывают. И в то же время, какое отрадное чувство защищённости, чувство дома!

Литературоведы: Здесь прошли детство и юность главного героя романа. Здесь он рос, мужал, научился растить хлеб, косить сено, стал добрым казаком. Здесь встретил свою первую любовь – замужнюю Аксинью. В этом хуторе завел свою семью, по воле отца, Пантелея Прокофьевича, женился на доброй и порядочной Наталье Коршуновой. Уже перед свадьбой Григорий осознал, что судьба его – Аксинья, и понял, что Наталья – нелюбимая. Поэтому немного прожив с женой, он уходит с Аксиньей в имение Ягодное, что недалеко от х. Татарского. Здесь они нанимаются в работники к богатому помещику Листницкому.

Учитель: А помогите, пожалуйста, историки-географы.

Географы : Имение Ягодное – это тоже вымышленное литературное название, но историки нам говорят, что под этим вымышленным названием подразумевается х. Ясеновка.

Географы: Путешествуем дальше: самое яркое и любимое место казаков – станица Вешенская .

Историки: Ст. Вешенская по праву считается одной из самых старейших и красивых казачьих станиц, берега которой омываются чистыми водами батюшки – Дона. Перенесена она с места разорённой при Петре 1 Чигонацкой станицы и переименована в Вешенскую. Здесь перед службой на верность царю и Отечеству давал присягу Григорий Мелехов.

А перед этим старый казак даёт наставления (заповеди казака): « Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти – надо человеческую правду блюсти. Чужого на войне не бери – раз. Женщин упаси Бог трогать, и ещё молитву такую знать».

В этих заветах старины есть и гуманные слова об отношении к женщине, и о том, что армия не должна заниматься грабежами и насилием.

Литературоведы : Достойно проводить служивого в армию было делом чести всей семьи, поэтому Пантелей Прокофьевич, проглотив обиду, приезжает в Ягодное к Григорию и привозит справу: две шинели, седло, шаровары, а Григорий очень волнуется: «подходит Рождество, а у него ничего не было готово».

Историки-географы : В канун Первой Мировой войны призвали Григория в императорскую армию. «Со станции Чертково (это старинная станция названа в честь Войскового атамана Михаила Ивановича Черткова и находится на границе Ростовской области и Украины) казаков срочной службы вёз состав, груженный казаками, лошадьми и фуражом на Воронеж, а дальше Западная Украина, где и началась его военная служба. А в скором времени здесь же застала главного героя и начавшаяся Первая мировая война.

(чтение эпизода романа)

Литературоведы : В небольшом западноукраинском городке – Лешнёве суждено было Григорию участвовать в первом бою и впервые убить человека, солдата-австрийца: «Вдоль железной решетки сада, качаясь, обеспамятев, бежал австриец без винтовки…Григорий встретился с австрийцем взглядом - на него мёртво глядели залитые смертельным ужасом глаза. Австриец, медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки. Конь прыгнул, всхрапнув, вынес Григория на середину улицы».

Это была первая боевая атака, в которой принял участие Мелехов, первый бой и первый убитый им человек – безымянный австрийский солдат.

Литературоведы: Впервые Григорий ощутил всей душой дикую, ужасную нелепость бойни, необходимость убивать людей, которые не принесли ему ни малейшего зла, таких же, как он, вчерашних земледельцев или рабочих. Нелегко было забыть ему тот августовский день…Григорий Мелехов…тяжело перемалывал в себе внутреннюю боль, часто в походах и на отдыхе, во сне и в дрёме чудился ему австриец, тот, которого срубил у решётки.

Это была «тяжелая наука войны», после которой герой мужает и становится храбрым воином, защитником Отечества.

Литературоведы : Война продолжается. В одном из боев раненый Григорий спасает жизнь офицера-командира, за что и был он представлен к награде – Георгиевскому Кресту.

Историки:

Здесь же, на войне, впервые он услышал о несправедливости существующего строя. Всё чаще звучала мысль о свержении царского правительства. И хотя Область Войска Донского жила автономно, а казаки были свободными людьми, но у Григория появились первые сомнения. Вспомнил он и беседу с пулеметчиком Гаранжой, который говорил о неизвестных «доселе истинах, разоблачая подлинные причины возникновения войны, едко высмеивая самодержавную власть».

Литературовед - географ : После второго ранения Григория отправляют на лечение в станицу Каменскую. Сейчас это современный город Каменск – Шахтинский. После госпиталя – короткий отпуск домой в х. Татарский. Здесь его с любовью и уважением встречают не только родные и близкие, но и казаки-станичники. И мысли о новой власти большевиков, о новой жизни рассеиваются в голове Григория. Он возвращается снова на фронт. В конце 1916 года Григорий Мелехов за боевые отличия был произведён в хорунжие и назначен взводным офицером.

Историки: Но вот наступает трагический, для нашего героя да и для всего донского казачества, 1917 год. Свершился октябрьский переворот (именуемый ранее как Великая Октябрьская социалистическая революция).

Географ: Город Новочеркасск был центром Области Войска Донского, а в 1918 году стал и центром притяжения всех бежавших от большевистской революции. Сюда, на Дон, где главнокомандующим был Алексей Максимович Каледин, приезжают оставшиеся в живых белогвардейские генералы и офицеры. Они решают, что необходимо защитить свободолюбивый и независимый Дон от новой власти большевиков. И казачество разделилось надвое. Началась Гражданская братоубийственная война. Своим пламенем она охватила всю Область Войска Донского. Особенно ожесточенные бои были под Каменском, в районе пос. Глубокого, Чертково, Миллерово, под Ростовом, Новочеркасском и, конечно же, на Верхнем Дону. (показать по карте)

Историки : Вернувшись с войны «крестовым кавалером», Григорий после революции принимает сторону красных, участвует в свержении Областного правительства генерала А.М. Каледина. И только безвинная кровь убитых Подтёлковым пленных офицеров-чернецовцев заставила Григория отойти от активной борьбы за Советскую власть на Дону. Весной 1919 года вспыхнуло Верхнедонское восстание, Григорий с неохотой принимает в нем участие, но постепенно эта борьба превращается для него в жестокую борьбу за Родину, за Дон. Безжалостно Григорий расправляется с красноармейцами, мстит за убитого брата. Страшное потрясение переживает герой после одной из атак, где зарубил четырех матросов. В истерике кричит он: «Братцы, нет мне прощения! Кого же рубил!» Не находит Григорий оправдания себе за слепую ненависть к красным.

Литературоведы: Почему такое потрясение переживает герой? Может, потому, что «со своими ли работаешь аль с чужими – одинаково тяжело, ежели работа не в совесть». А братоубийственная война – это и есть «работа не в совесть». Много думал Григорий о несправедливости, с которой сталкивался в это время, о бессмысленности и безнадежности этой вооруженной борьбы, в которую был втянут. И то, что зрело, что постепенно накапливалось в сознании, в его душе – прорвалось в решение: добровольно сдаться Красной армии и перейти в её ряды. Он стал бойцом 14-й дивизии, входившей в состав конной армии под командованием Будённого. Они рейдом прошли по Украине, воевали в Крыму, освобождали Симферополь и Севастополь.

Литературоведы : Последняя часть романа – осень двадцатого года. Григорий, демобилизованный красный командир, приехал в х. Татарский. Здесь суждено было Григорию Мелехову до дна испить горькую чашу страданий (из всей большой мелеховской семьи остались только Дуняшка, сестра, и дети, Полюшка и Мишатка, так ласково называет их Григорий), горькую чашу трагических заблуждений и ошибок. Он бежал из родного хутора, вступил в банду Фомина, рыскал с ней по придонским землям, спасаясь от отрядов Красной конницы. Здесь, на Дону, герой осознаёт: навоевался, устал, не страшна смерть, никого не боится, а мысль одна: домой. Он понимает, что самое ценное - дом, семья, любовь. Григорий оставил остатки разгромленной банды, тайно пробрался в х. Татарский, чтобы бежать с Аксиньей, хоть на край света.

Учитель: Последуем мысленно за двумя беглецами.

Литературоведы: На привале Аксинья спрашивает Григория:

Куда ж мы поедем отсюда?

На Морозовскую,- отвечает Григорий.- Доедем до Платова, а оттуда пойдем пеши.

Географы : Морозовская – это наша железнодорожная станция, а х. Платов существует и сейчас, сохранив своё старинное название.

Литературоведы: Первой же ночью Григорий и Аксинья добрались до Сухого Лога: вёрст восемь от Татарского. Провели день в лесу и, когда наступила ночь, снова в путь.

Через два часа пути спустились с бугра к Чиру. (Географ показывает реку Чир).

Здесь и разыгралась последняя трагедия: ночные путники натолкнулись на заставу продотряда, пытались скрыться, но шальная пуля нашла во тьме Аксинью. Хоронил он её при ярком утреннем свете. Григорий попрощался с нею, твёрдо веря, что расстаются они ненадолго… Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь ему незачем было торопиться. Всё кончено.

Учитель: Начало и конец книги перекликаются .

Литературоведы:

«Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветрами вороненой рябью стремя Дона».

На этом самом спуске к Дону через десять лет (а нам кажется – спустя целую жизнь) встречает Григорий своего сына Мишатку. «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома и держал на руках сына…

Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал.

Учитель : Ребята, перед вами помимо географической карты висит ещё и схема. Читая роман, мы составляли её на предыдущих уроках. А теперь давайте внимательно на неё посмотрим и попытаемся её озаглавить, определить тему нашей схемы да и тему нашего урока .

- Путь исканий Григория Мелехова. (отвечают дети).

В заключении хочется сказать, что все чувства, все переживания, испытанные нами при знакомстве с романом отражены в стихотворении Н. Скрёбова:

По дороге от Базков до Вёшек

Я услышал журавлиный крик.

И сказал меня к парому вёзший

На совхозном газике старик:

Журавлиха делится печалью,

Чует беспокойный перелёт:

Слышишь, точно при смерти Наталья

Деток на прощание зовёт…-

Больше мы не говорим ни слова,

И нужны ли здесь ещё слова,

Если вдруг припоминаешь снова

Эту боль, что с детских лет жива,

Это неприкаянное горе,

Этой жизни скомканный конец…

И молчишь ты, как молчал Григорий,

Вспомнив скорбь обиженных сердец.

И встаёт – страница за страницей -

Эпопея давней той войны.

И притихшей кажется станица

С противоположной стороны.

И смолкают крики журавлихи.

И пересекает наш паром

Тихий Дон, давно уже не тихий

В переносном смысле и прямом.

Заключение. Мы много говорили о герое, его пути, сомнениях и страданиях. Какой же он? Григорий Мелехов - казак, человек.

Ребята, что же означает этот вопрос?

Перед вами напечатаны черты характера нашего героя, а, следовательно, и самого писателя – М.А.Шолохова. Выберите те, которые характерны для Григория Мелехова.

Добрый казак, отчаянная смелость, правдивость, заблуждение, жестокость, уважение к старшим, любовь к дому, детям, трудолюбие.

А теперь переворачиваем круг, и что мы видим? - Я

Как всё просто. Каким всё-таки буду Я ?

Ответы обучающихся…

Д.з. Написать мини-сочинение «Григорий Мелехов – добрый казак».

В заключение хочу поблагодарить всех специалистов, подготовивших наш урок. Всем отличные оценки. И особое спасибо географам, которые так точно обозначили исторические места на карте. Посмотрите, ребята, и как богат наш край литературными местами. Так это только по роману М.А.Шолохова.

Путешествие окончено. Доброго вам пути (путешествия) по жизни с заповедями настоящих казаков.

4. Заключение:

Впечатление о прочитанном романе;

Возвращение к теме;

Какими чертами характера обладал главный герой?

Используемые образовательные ресурсы:

    М.А. Шолохов. «Тихий Дон»

    В. Акимов. «На ветрах времени», 1981 г.

    Правда и ложь о М.А. Шолохове, Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2004 г.

    Шолохов в современном мире, изд. Ленинградского университета, 1977 г.

    Интернет-ресурсы: слайды, видео - сайт яндекс.

Разделы: Литература

План урока.

  1. История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория.
  2. Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода “турок” – Мелеховых.)
  3. Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность.
  4. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разрушение). Григорий никогда не воевал со своими казаками, ни разу не описывается участие Мелехова в междоусобной братоубийственной войне.
  5. Типичное и индивидуальное в образе Григория. (почему Мелехов возвращается домой, не дождавшись амнистии?)
  6. Точки зрения писателей и критиков на образ Григория Мелехова

I

В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.

Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.

Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.

Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.

Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.

Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории, нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))

Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.

Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.

1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:

  • На рыбалке
  • С конем у водопоя
  • В любви,
  • Сцены крестьянского труда

Ц: “Ноги его уверенно топтали землю”

Мелехов слит с миром, является его частью.

Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.

2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:

  • Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
  • Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
  • Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)

3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее , у него отзывчивое на впечатления жизни сердце . В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:

  • На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
  • Эпизод с Франей ч.2 гл.11
  • Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
  • Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)

4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру , Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.

  • Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
  • Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
  • Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
  • Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
  • Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
  • Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).

5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)

Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.

6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.

Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.

“Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.

7) Но слишком крепко в Григории народное начало , чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.

8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)

Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”

9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.

Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.

“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.

10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.

11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.

Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”

12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям . Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)

13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал , по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий ”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими , а находился на польском фронте.

В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”

Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой ( представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи .

15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.

Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.

16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.

“Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).

“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.

В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.

В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”

Мнение критиков о финале.

Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.

Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.

Вывод

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)

  1. Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
    Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10)
  2. Дуняша Мелехова (ч.1 гл.3,4,9)
  3. Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
  4. Материнская любовь Ильиничны.
  5. Трагедия Натальи.

В самом начале романа становится ясно, что Григорий любит Аксинью Астахову – замужнюю соседку Мелеховых. Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека, за связь с Аксиньей. Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью с нелюбой ему женой Натальей, которая после этого покушается на самоубийство – режет шею косой. Григорий и Аксинья становятся наёмными работниками у помещика Листницкого.

В 1914 году – первый бой Григория и первый убитый им человек. Тяжело переживает Григорий. На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт. События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве мира.

Казалось бы, революции совершаются для таких, как Григорий Мелехов. Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царят насилие, жестокость и бесправие.

Григорий уходит из Красной Армии и становится участником казачьего мятежа в качестве казачьего офицера. Но и здесь – жестокость и несправедливость.

Он вновь оказывается у красных – в коннице Будённого – и вновь испытывает разочарование. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Григорий стремится найти ту правду, которая ближе его душе и его народу.

По иронии судьбы, он оказывается в банде Фомина. Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи от случайной пули в степи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь. Именно в этот момент он видит перед собой чёрное небо и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Писатель изображает солнце – символ жизни – чёрным, подчёркивая неблагополучие мира. Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска вновь погнала его к родному дому.

В финале романа умирают Наталья, родители, погибает Аксинья. Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного. Григорий стоит у ворот родного дома и держит сына на руках. Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней»?

Женские образы в романе.

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыновей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два основных типа русских женщин: мать, хранительница очага (Ильинична и Наталья) и прекрасная грешница, неистово ищущая своё счастье (Аксинья и Дарья). Две женщины - Аксинья и Наталья - сопутствуют главному герою, они самозабвенно любят его, но во всём противоположны.



Любовь – необходимая потребность существования Аксиньи. Неистовство Аксиньи в любви подчёркнуто описанием её «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», поэтому она яростно защищает свою любовь к Гришке, которая стала смыслом её существования. Ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в её любви к Григорию появляется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ становится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь её оборвалась от случайной степной пули, когда она была счастлива. Она умерла на руках у Григория.

Наталья – воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нравственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная женщина. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой – это заставляет её наложить на себя руки. Тяжелее всего будет Григорию пережить то, что перед смертью она «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней минуты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.

Сочинение на тему «Образ Григория Мелехова» кратко: характеристика, история жизни и описание героя в поисках правды

В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов занимает центральное место. Он является самым сложным шолоховским героем. Это искатель правды. На его долю выпали такие жестокие испытания, какие человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Жизненный путь Григория Мелехова труден и извилист: сначала была Первая мировая война, потом гражданская, и, наконец, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

Трагедия Григория Мелехова — трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Отщепенство его становится трагическим, поскольку это запутавшийся человек. Он пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам.

От своего деда Прокофия Григорий он унаследовал вспыльчивый и независимый характер, а так же способность к нежной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась в его внешнем облике, в любви, на полях боев и в строю. А от отца он унаследовал крутой нрав, и именно из-за этого принципиальность и бунтарство уже с молодости Григорию не давали покоя. Он полюбил замужнюю женщину Аксинью (это переломный момент в его жизни) и вскоре решается уйти с ней, несмотря на все запреты своего отца и осуждение общества. Истоки трагедии Мелехова заложены в его бунтарском характере. Это и есть предопределенность трагической судьбы.

Григорий — добрый, смелый и мужественный герой, который всегда старается бороться за правду и справедливость. Но наступает война, и она рушит все его представления о правде и справедливости жизни. Война представляется писателю и его героям чередой потерь и ужасных смертей: калечит людей изнутри и уничтожает все самое родное и дорогое. Она заставляет всех героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном их враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость и жажду крови. Он не может понять, зачем все это? Ведь война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, она отнимает у людей последнее и убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не в силах уразуметь, почему происходит эта братоубийственная бойня? Ради кого и чего должны умирать люди, когда им предстоит еще долгая жизнь?

Судьба Григория Мелехова — это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев разворачиваются на фоне трагической истории страны. Григорий больше никогда не сможет забыть, как он убил первого врага, австрийского солдата. Он зарубил его саблей, для него это ужасно. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая и справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Но война идет, Мелехов понимает, что ему надо продолжать убивать. Вскоре его решение меняется: он осознает, что война убивает лучших людей своего времени, что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле и поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Путь исканий Мелехова оказался непроходимой чащей. Шолохов в своем произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Автор сочувствует своему герою Григорию Мелехову, жизнь которого уже изломана в такие молодые годы.

В результате своих поисков Мелехов остается один: Аксинью убивает его безрассудство, от детей он безнадежно далек хотя бы потому, что навлечет на них беду своей близостью. Пытаясь сохранить верность себе, он изменяет всем: и воюющим сторонам, и женщинам, и идеям. Значит, он изначально не там искал. Думая лишь о себе, о своей «правде», он недолюбил и недослужил. В час, когда от него потребовалось веское мужское слово, Григорий мог предоставить только сомнения и самокопание. Но войне не нужны были философы, а женщинам – любовь к мудрости. Таким образом, Мелехов – результат трансформации типа «лишнего человека» в условиях жесточайшего исторического конфликта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!