Что является основными функциями политики. Функции политики в государстве и обществе

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться:

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, государства, в том случае, в случае если она способна интегрировать социально неоднородные группы.

2. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целœей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя возможности для удовлетворения индивида его потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.

3.Управленческая и регулятивная функция политики.

Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.

4. Функция рационализации.

Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

5. Функция политической социализации.

Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6.Гуманитарная функция.

Эта функция выражается в создании прав и свобод личности, обеспечение общественного порядка, гражданского мира и организованности.

Функции политики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции политики" 2017, 2018.

  • - Сущность и функции политики распределения

    Пoлитикa pacпpeдeлeния - этo кoмплeкc мepoпpиятий, нaпpaвлeнныx; нa opгaнизaцию и coвepшeнcтвoвaниe тaкиx нaпpaвлeний cиcтeмы pacпpeдeлeния, кaк: pacпpeдeлeниe c цeлью пpиoбpeтeния пoкyпaтeлeй (мeтoды: и кaнaлы cбытa); физичecкaя диcтpибyция, или тoвapoдвижeниe (лoгиcтикa мapкeтингa). Пpинимaeмыe в этoй cфepe peшeния имeют,... .


  • - Функции политики

    Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы. В современных... .


  • - Структура и функции политики.

  • - Структура и функции политики.

    Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, сторону политики и ее взаимоотношение с обществом. Как считает немецкий ученый П. Ноак, политическая наука... .


  • - Природа политики. Субъекты и функции политики.

    Понятие “политика” известно с давних времен. В современные языки оно вошло как заимствование с древнегреческого (politikа) и традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными...

  • Функции политики в обществе обусловливают ее роль и значение как Количество их нестабильно. Чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована. Потребности по каждой сфере реализуются посредством методов, присущих только ей. Например, экономическая система, используя материальную заинтересованность производителя, удовлетворяет потребность населения в товарах широкого производства, в продуктах питания. Однако в обществах переходных или в традиционных все сферы подчиняются политической. Таким образом она компенсирует неразвитость остальных областей жизни. Социальные функции политики, которые она выполняет в данном случае, не совсем ей свойственны. Она чересчур вмешивается во все сферы вплоть до его подмены. Благодаря такому воздействию, резко ограничиваются возможности для самореализации личности. Такое явление характерно для обществ, которые развиваются с помощью политико-идеологических методов. Они могут достичь больших успехов, несмотря на ограниченный круг ресурсов. В таких обществах применением насилия и внушением страха формируется внешняя мотивация работы. А (потребности, интересы) не учитываются совсем.

    Функции политики в современном социуме тоже многочисленны. Но можно выделить лишь несколько основных, без которых общество не способно развиваться нормально.

    1. Функция обеспечения его стабильности и целостности. Суть ее состоит в том, что политика определяет на будущее проекты, ориентиры и вектор Также она обеспечивает ресурсами для выполнения запланированного.
    2. Функция мобилизации совместной деятельности и ее эффективности. Политика формулирует цели постепенного развития, которые имеют цену и значимость. Чтобы обеспечить их реализацию, она мотивирует индивида, предоставляя ему возможности для того, чтобы он с помощью власти мог удовлетворить свои социальные потребности или изменить статус в обществе.
    3. Регулятивная и управленческая функции политики. Это значит, что она выражает касающиеся власти и имеющие значимость потребности и интересы разных общественных групп. Тем самым политика с помощью принятия решений в своей сфере влияет на них и гарантирует их взаимодействие. Также воздействуя на заинтересованность отдельных групп, она посредством социального насилия и принуждения управляет процессами в обществе, регулирует их.
    4. Функция рационализации. Выражается в том, что политика создает общие механизмы и правила для представления и реализации интересов конкретного индивида или групп. Тем самым она цивилизованно предупреждает или улаживает возможные противоречия и конфликты, то есть рационализирует их.
    5. Функция Она проявляется во включении личности в в наделении ее опытом, способностями к преобразовательным действиям, к эффективному выполнению своих ролей. При этом для реализации интересов групп и индивидов открываются огромные возможности.
    6. Гуманитарная функция. Она выражается в том, что личность приобретает гарантии своих прав и свобод. Кроме того, в обществе обеспечивается мир, порядок и организованность.

    Конечно, это не все функции политики. Они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Так, например, политики, как части финансовой, заключаются в централизации некоторой части ВВП в бюджете государства и во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков


    Функции политики - это основные направления ее влияния на общество

    В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

    1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества . Она осуществляется благодаря тому, что политика опре деляет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

    2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности . Формулируя ценностно-значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

    3) управленческую и регулятивную функции . Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

    4) функцию рационализации . Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

    5) функцию политической социализации . Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отно шения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

    6) гуманитарная функция . Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общест венного порядка, гражданского мира и организованности.

    Выделим основные функции политики в обществе . К ним относятся:

    Управленческая (политическое руководство обществом);
    интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
    регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
    теоретико-прогностическая, цель которой - выработка концепции, курса развития общества;
    артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;
    нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
    социализации личности - функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

    38.Партии в Украине: партийный спектр Украины.

    Итак, на сегодня партийная система Украины характеризуется как переходная от атомизированы со значительным количеством начисленных маловлиятельных партий в стабильной системы поляризованного плюрализма.

    Современный правый политическое движение в Украине активизировался в ноябре 1990 года, когда министерством юстиции Украины было зарегистрировано Украинскую республиканскую партию. На заре независимости, в 1991 -1992 годах казалось, что политическое господство перейдет от коммунистов к политическим партиям национальной ориентации, а сегодня они даже не представлены в парламенте самостоятельной силой.

    Сегодня к этим партиям можно отнести к 30 политических партий, которые с политическими партиями начала XX века объединяет идейный и духовный связь - борьба за независимую, соборную, независимую Украину. Эти партии заявляют, что стоят на страже украинской национальной идеи, украинской государственности, национальной демократии. Национализм для них - совокупность идей, взглядов, политической практики национально-освободительных движений, соперничающих за право коренной нации на создание собственного национального государства, как Всеукраинское объединение "Батькивщина", ВО "Свобода", Конгресс украинских националистов, Народный Рух Украины, Народный Рух Украины за единство, Партия Христианско-Демократический Союз.

    Современный левое движение в Украине восстановился 1991 года, когда Министерство юстиции зарегистрировало Коммунистическую партию Украины. Однако 30 августа 1991 года, после провала путча Государственного комитета по чрезвычайному положению. Президиум Верховной Рады Украины запретила деятельность КПУ. Но уже в октябре 1991г. на обломках КПУ возникла Социалистическая партия Украины. Наиболее системно вопросы общей политики выражены в 12 партий левого направления: Прогрессивная социалистическая партия Украины; Коммунистическая партия Украины; Демократическая партия Украины; Социал-демократическая партия Украины; Республиканская партия Украины; Партия регионов; СДПУ (О); Всеукраинская политическая партия "Братство"; Социалистическая партия Украины (СПУ); Партия защитников Отечества; Партия пенсионеров Украины; Коммунистическая партия рабочих и крестьян.

    В многопартийной системе современной Украины в центристских партий можно отнести к 50 партий. Большинство партий этого направления считают себя сторонниками либерализма - идеологии свободы предпринимательства и торговли, парламентского строя, плюралистической демократии, широких свобод в политической, экономической и других сферах жизни общества.


    39.Политическая элита Украины, политическое лидерство в Украине: состояние и особенности развития.

    Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

    Полити́ческое лидерство - процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.

    Постепенное расслоение номенклатуры, формирования зародышей предпринимательского класса, освобождение массового сознания от патерналистских, эгалитарных и национально-романтических иллюзий создает благоприятную почву для появления предпринимательской и современной политической и административной элиты. Общенациональным лидером считается президент как высшее должностное лицо в государстве.

    В Украине всегда существовала проблема национальной политической элиты, способной решать сложные государственно задачи в конкретной исторической ситуации.

    Коммунистический режим уничтожил не только национальные слои, но и социальную почву для воспроизведения национальной элиты, способной по-современному мыслить и действовать. Роль элиты в тоталитарном обществе выполняла номенклатура, черты которой в значительной степени не соответствовали современной элитарной модели, существовавшей в демократических цивилизованных странах.

    Исключительно бюрократический механизм формирования номенклатурных кадров не предусматривал спроса на профессиональных политиков с высокими интеллектуальными качествами, а в основном был ориентирован на лиц, преданных системе, определенном номенклатурном клановые и способных к тонким аппаратных манипуляций.

    Правящая элита в Украине на этом этапе общественного и государственного развития оказалась несостоятельного к быстрым комплексных реформ из-за того, что:

    1) состояла в основном из выходцев социально-классовых групп, которые объективно боялись потерять власть;

    2) не обладала кадрами, которые отличались высокой активностью, решительностью и современной управленческой компетентностью;

    3) испытывала сильного сопротивления со стороны антигосударственных и антиреформистських сил;

    4) расстройство механизмов общественного контроля привел к углублению моральной деградации части ее представителей, оказалось в распространении таких явлений, как клептократия, коррупция и нарциссизм;

    5) определяющим в политическом курсе был принцип «главное не реформы, а сохранение государственности и национально-культурное возрождение».

    Элиту этого периода можно назвать идеологической том, что ее деятельность в основном направлялась на разъяснение необходимости реформ, а не на их решительно осуществления. Этой элите не удалось осуществить основных реформистских приоритетов: принять новую конституцию, вывести страну из экономического кризиса, провести административную реформу.

    На смену идеологической элите пришла технократическая элита, представители которой рекрутированы из промышленно-предпринимательских кругов центральных и южных регионов Украины, а также прагматическое ориентированных политиков разных политических сил. Доминантой политического курса технократической элиты стала реализация национальной идеи в государственно-политическом и экономическом аспектах.

    40.Политическая этика: определение и содержание.

    Политическая этика - это область, аспект общей этики, исследует моральные принципы политики и власти (в широком смысле), профессиональной этике субъектов политической деятельности (в узком смысле).

    Этика ответственности - это когда главным является не процедура, а последствия.

    Юридическая этика в целом исследует юридический процесс, который включает даже те моменты, когда отсутствуют действия юриста. То есть на основе законов логики, особенно юридической логики, можно вывести закономерности юридической этики, дойти ожидаемого результата. Иными словами, юридическая этика обосновывает существование и вне сознания, чувствами и профессиональной деятельностью юриста, хотя основой является эффективность реализации юристом норм права.

    Правовая этика свойственна не только специалистам в области права, но и тем лицам, которые находятся в определенных правовых отношениях. Например, гражданин Украины, пересекая границу в качестве туриста, следовательно, Этика права выполняет своеобразную функцию. Она рассматривает не право, я. человека в праве, анализирует ценностное отношение человека к праву. Это отношение предполагает такую ​​оценку человеком правовых реалий, которая всегда индивидуально выбрана и внутренне свободный, оценку, которая имеет нравственный характер и связана с представлением человека о свободе, справедливости, добре и зле, о долге перед другими и перед собой.

    41.Политическая идеология: понятие и типология.

    Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённогообщественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка.

    Политическая идеология - сложное и противоречивое духовное образование. Она призвана раскрыть специфику двух видов развития - политического и идеологического - и одновременно показать их взаимодействие, влияние политики на идеологию и идеологии на политический процесс. Научное осмысление сущности идеологии началось тогда, когда получили развитие идеологии либерализма, консерватизма, а впоследствии и марксизма. Никогда политика без идеологии не существовавшую (и не будет существовать), ибо идеология необходимым структурным элементом политики. В

    1) Возникновение политической идеологии связывается с необходимостью легитимации власти (Г. Моска, Р. Михельс, В. Парето). То есть с помощью идеологии чиновники обосновывают законность и справедливость существующих социальных институтов, общественного строя и своей власти в обществе. Благодаря идеологии уже на уровне идей возникает взаимном элиты и масс.

    2) К. Маркс и Ф. Энгельс в своей совместной работе "Немецкая идеология" отмечали, что идеология - это: а) идеалистическая концепция, согласно которой мир предстает как воплощение мыслей, принципов; б) тип мышления, когда осознается зависимость личных идей от материальных идей (интересов) классов; в) ложное, иллюзорное отражение действительности в политических, философских, религиозных, нравственных и других формах. Итак, согласно тезису Маркса, идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих и оценивают социальную действительность с позиций интересов конкретных классов, скрывая отношения господства и подчинения.

    3) К. Мангейм (1893-1947) в своем труде "Идеология и утопия" не разделял марксистскую ортодоксии и отмечал, что общественное бытие не сводится к экономическим отношениям в сфере материального производства. Поэтому идеология - это не обязательно сознательное надувательство. Идеология - это обоснование, апология (защита) существующего строя. Она способна соединять людей, аккумулировать их политическую энергию, и, при определенных условиях, возможные идеологические диверсии.

    4) Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет во второй половине XX в. требовали отказа от "идеологии", поскольку идеология не может содержать объективных реальных знаний. Такие знания дает только наука, а идеология выражает субъективные социально-классовые интересы

    5) Р. Арон отмечал, что идеология выражает историческую перспективу, стремление будущего. Поэтому идеология не может быть истинной или ложной. Это проект будущего, в который постоянно вносятся коррективы. Поэтому идеология скорее непрерывный диалог, чем-то окончательно доказано, утверждено.

    9) Идеология - результат массового сознания (неоанархисты).

    В науке существует множество политических идеологий.

    Традиционно выделяют 5 основных идеологий:

    консерватизм,

    либерализм,

    социал-демократия,

    коммунизм,

    национализм.

    Консервати́зм (от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

    Либерали́зм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека . Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка.

    Социал-демократия - социальная политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы .

    Коммуни́зм (коммуна от лат. commūnis - «общий») - в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства .Коммунизм - общее название учений, провозглашающих целью отмену частной собственности и освобождение человека и общества от экономического и социального гнёта.

    Национали́зм (фр. nationalisme ) - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях сгосударственной властью.

    Политика

    Государство

    С 26. Укажите три особенности государства как главного института политической системы .

    Ответ:


    1) верховная власть;

    2) независимость (суверенитет);

    3) исключительное право издавать законы;

    4) осуществлять правосудие;

    5) устанавливать и взимать налоги и сборы.


    С 26. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.

    Ответ:

    1. Поддержание достаточного уровня обороноспособности страны;
    2. защита независимости и территориальной целостности государства;
    3. разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности;
    4. участие в регулировании межнациональных и межэтнических конфликтов и др.

    С 26. Назовите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

    Ответ:

    Внешняя политика, межгосударственная (пример: деятельность в ООН); экономическая политика (пример: принятие антимонопольных законов); социальная политика (пример: проведение пенсионной реформы)

    С 26. Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.

    Ответ:

    1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета);

    2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы);

    3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса);

    4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев);

    5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины);

    6)функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН).

    С 6. На­зо­ви­те любые три функ­ции го­су­дар­ства в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.

    Ответ:

    1) Со­дей­ствие раз­ви­тию об­ра­зо­ва­ния (уча­стие в раз­ра­бот­ке новых учеб­ных про­грамм, новых стан­дар­тов сред­не­го об­ра­зо­ва­ния);

    2) Кон­троль за ка­че­ством об­ра­зо­ва­ния (про­вер­ки школ, про­ве­де­ние еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния);

    3) Ока­за­ние по­мо­щи учре­жде­ни­ям куль­ту­ры (фи­нан­си­ро­ва­ние двор­цов куль­ту­ры, биб­лио­тек и т.д.)

    С 26. Назовите любые три функции политики в государстве.

    Ответ:


    Обеспечение стабильности государства;

    Мобилизационная;

    Управленческая;

    Предотвращения и регулирования социальных конфликтов;

    Гуманитарная


    С 26. Ука­жи­те три осо­бен­но­сти го­су­дар­ства, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие его как цен­траль­ный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, и кон­кре­ти­зи­руй­те каж­дую на­зван­ную осо­бен­ность.



    Ответ:

    1) Толь­ко го­су­дар­ство об­ла­да­ет ор­га­на­ми при­нуж­де­ния (армия, тюрь­ма и др.)

    2) Власть го­су­дар­ства обя­за­тель­на для всех на­хо­дя­щих­ся на его тер­ри­то­рии. (Все люди на­хо­дя­щи­е­ся на тер­ри­то­рии РФ обя­за­ны со­блю­дать за­ко­ны РФ.)

    3) Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на право­твор­че­ство (из­да­ние за­ко­нов)

    С 26. Одна из функций политики в странах современного мира заключается в сохранении целостности и устойчивости общества. Приведите любые три примера проявления этой функции.

    Ответ:

    1) государство гарантирует минимальный размер заработной платы для смягчения социальной напряженности;

    2) гражданские институты аккумулируют и представляют общественные интересы, вступают в диалог с государством, добиваясь принятия компромиссных решений, смягчения конфликтов;

    3) государство участвует в создании системы социального партнерства, призванной регулировать конфликты между работодателями и работниками.

    27. Эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Сформулируйте три причины убеждения граждан в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять.

    Правовое государство

    С 27. Случайно ли у разных народов появились различные формы правления и территориально-государственного устройства? Какие факторы способствуют формированию определенной формы государства? Приведите не менее трех факторов.



    Ответ:


    1. Исторические традиции;

    2. культура народа, его цивилизованность;

    3. религия;

    4. социальный и национальный состав населения;

    5. географические и природно-климатические условия;

    6. экономические потребности и др.


    Политический режим

    С 26. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные только для демократического государства .

    Ответ:


    1) обеспечение прав и свобод граждан;

    2) развитие парламентаризма;

    3) согласование интересов социальных групп.


    С 26. Подтвердите тремя конкретными примерами наличие в современной России политического плюрализма .

    Ответ:

    Согласно Конституции в РФ действуют различные политические партии и объединения; многопартийность – один из важнейших элементов плюрализма; в стране отсутствует единая государственная идеология, ведутся дискуссии, разрабатываются политические программы, основанные на разных идеологических принципах; наличие независимых СМИ, выражающих различные взгляды на происходящие в обществе события.

    С 27. Английский писатель Дж. Оруэлл обратил внимание на то, что заповеди старых деспотий начинались словами: «Не смей». В отличие от деспотий, тоталитарные режимы говорят человеку: «Ты должен». Что общего в этих требованиях деспотий и тоталитарных режимов? Почему с позиций теории ценностей они не могут быть отнесены к явлениям культуры?

    Ответ:

    Общее в требованиях деспотий и тоталитарных режимов состоит в том, что они принудительно навязывают человеку внешнюю волю (государства, партии, группы лиц, других людей). Между тем ценности, как и культура, не могут быть внешними и принудительными: они – дело внутренней свободы человеческого самоопределения.

    С 27. Прокомментируйте высказывание короля Генриха V из одной шекспировской пьес: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность». Сущность какого политического режима выражена данным высказыванием? Почему? Приведите не мете четырех признаков этого политического режима.

    Ответ:

    Ø Концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы

    Ø Наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов воздействия на общественную жизнь

    Ø Отказ от вмешательства в частную жизнь

    Ø Отсутствие всепроникающего характера государственного воздействия на общество

    Ø Большая автономия политической системы по отношению к экономической

    Ø Главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила.

    С 27. Оценивая возможности развития информационного общества, академик Н.Н.Моисеев отмечал, что это будет «тотальный порядок, но он будет поддерживаться не штыками и даже без применения современного сверхточного оружия, а средствами массовой информацию. Я не думаю, что подобный порядок в состоянии долго просуществовать на планете. Более того, режим «тотального демократизма» будет естественным шагом к концу истории…концом истории биологического вида «homo sapiens». Объясните представленную академиком Н.Н.Моисеевым взаимосвязь информационного общества и его тоталитарности. Почему, по мысли ученого, «тотальный демократизм» связывается с гибелью вида «homo sapiens»?

    Ответ:

    Академик Н.Н.Моисеев предупреждает о той опасной силе, которая сосредоточилась практически бесконтрольно в сфере так называемой «четвертой власти» - средств массовой информации. Человек разумный начинает теряться в потоке информации, перестает ее осмысливать, творчески перерабатывать, потребляя ее в готовом виде, становится легко управляемым.

    С 27. Известный американский политолог 3. Бжезинский утверждал: «Демократия, быть может, главное завоевание Запада. Но демократия - это лишь сосуд, ко­торый еще должен быть наполнен содержанием... Демократия сама по себе еще не дает ответа на дилеммы общественного бытия и в особенности не определяет «ка­чества жизни...».

    Почему, по вашему мнению, автор называет демокра­тию «главным завоеванием»? Можно ли согласиться с позицией автора, что демократия не влияет на «качество жизни», а следовательно, является привилегией богатых стран? Свой ответ аргументируйте.

    Ответ:

    Автор называет демократию главным за­воеванием Запада, поскольку ее становле­ние прошло через длительный этап борьбы: от эпохи Просвещения и идей естествен­ного права через революции и граждан­ские войны, тоталитарные режимы и вой­ны мирового масштаба шло становление демократических институтов стран Евро­пы и Америки.

    Само по себе провозглашение демократии не изменит качество жизни, будь то в политической, экономической или социальной областях. Необходимо длительное станов­ление демократических институтов, кото­рые во многом должны опираться на де­мократические традиции страны. При этом ее богатство отнюдь не означает автоматического приближения к демократическим нормам. В то же самое время укрепление демократии напрямую зависит от полити­ки государства по преодолению бедности населения.

    С 27. Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) пи­сал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой приро­ды вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяют­ся в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель­ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характе­ру, станет осуществлять все три вида власти».

    Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескье? В чем заключается ее сущность? Приведите три примера, подтверждающих вывод автора о том, что всему наступит конец, «если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характе­ру, станет осуществлять все три вида власти».

    Ответ:

    Монтескье является одним из разработ­чиков теории разделения властей как необ­ходимого условия поступательного разви­тия государственной власти. Принцип раз­деления властей означает распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали. Равенство законодательной, исполнитель­ной и судебной властей проявляется в том, что ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой.

    В качестве примеров опасного сосредото­чения власти в руках одного органа или од­ного человека могут быть приведены: Узур­пация власти Наполеоном I во Франции привела к забвению демократических задач, обозначенных революцией, и гибели импе­рии. До этого безраздельная власть якобин­цев поставила Францию на грань нацио­нальной катастрофы. В XX веке диктатура пролетариата в СССР привела к деспотиз­му власти и трагедии миллионов людей.

    С 27. Кардинал Ришелье (1585-1642) - всесильный пер­вый министр Франции, является автором небольшого трактата - «Политическое завещание». В нем он поды­тоживает свой опыт в управлении делами государства и, в частности, приходит к таким выводам:

    «Все политики согласны с тем, что если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей.

    Разум не позволяет освободить его от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчи­нения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобож­ден от податей, вообразил бы, что он свободен и от повин­ностей...

    Я знаю, кроме того, что многие государи потеряли свои государства и своих подданных потому, что они не держали войск, необходимых для их сохранения, из боязни излишне обременить налогами своих подданных и что некоторые подданные попали в рабство к врагам по­тому, что излишне желали свободы под властью их при­рожденного монарха».

    Согласны ли вы с точкой зрения кардинала Ришелье на проблему управления государством? Свой ответ аргу­ментируйте. Может ли государство, управляемое так, как советует Ришелье, выполнять все свои функции? Свое мнение обоснуйте.

    ОТВЕТ:

    Ришелье яро отстаивает тоталитарный режим, как эффективный способ манипуляции населением, способ мобилизации при решении государственных проблем, источник пополнения казны. Форму правления, которую отстаивает Ришелье – абсолютная монархия. Данная форма правления имеет свою многовековую историю, но не способна выполнить такие функции государства как: социальную –защиту интересов всех слоев населения; правовую – законы ориентируются только на правящий класс; внешнеполитическую – преследуются цели на международной арене правящего класса.

    С 27. В стра­не Z су­ще­ству­ет един­ствен­ная по­ли­ти­че­ская пар­тия, ко­то­рую на­зы­ва­ют «го­су­дар­ствен­ной», ибо она дей­ству­ет как ин­стру­мент для все­о­хва­ты­ва­ю­ще­го кон­тро­ля вла­сти над об­ще­ством, по­ве­де­ни­ем граж­дан. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся по­ли­ти­че­ская си­сте­ма стра­ны Z? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го от­ве­та.

    Ответ:

    тип по­ли­ти­че­ской си­сте­мы - то­та­ли­тар­ная.

    ар­гу­мен­ты:

    В стра­не дей­ству­ет толь­ко одна по­ли­ти­че­ская пар­тия;

    Пар­тия кон­тро­ли­ру­ет го­су­дар­ствен­ную власть:

    Го­су­дар­ство кон­тро­ли­ру­ет все сферы об­ще­ства.

    Формы правления

    С 26. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

    Ответ:

    В президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием;

    В президентской республике членов правительства назначат президент, в парламентской – лидер партии парламентского большинства;

    В президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.

    С 27. Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье положительно оценивал республику и монархию, противопоставляя их деспотии. Одновременно мыслитель не закрывал глаза на пороки данных форм правления. Укажите, какие положительные и какие отрицательные черты содержат монархическая и республиканская формы правления?

    Ответ:

    В качестве положительных черт монархической формы правления могут быть указаны: стабильность, уважение к власти; в качестве отрицательных – концентрация власти в одних руках; отсутствие общественного контроля над властью.

    В качестве положительных черт республиканской формы правления могут быть указаны: наличие общественного контроля за властью, разделение властей; в качестве отрицательных – столкновение интересов социальных групп, порождающие конфликты.

    С 27. Статья № 47 Основных государственных законов Российской империи (1906г) гласила: «Российская империя управляется на твердом основании законов, уставов и учреждений, от смодержавной власти исходящих». Какая форма правления закреплена в приведенном фрагменте законов? Приведите два характерных признака этой формы правления.

    Ответ:

    Форма правления, в приведенном фрагменте законов: абсолютная (неограниченная) монархия.

    Признаки:

    ü верховная власть не ограничена законом;

    ü Верховная власть сама является источником закона;

    ü Монарх обладает всей полнотой как законодательной, так и распределительной и судебной власти.

    Власть

    С 27. Эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Сформулируйте три причины убеждения граждан в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять.

    ОТВЕТ:

    1. решения, которые граждане должны выполнять, формируются через соответствие этих решений ценностям, которые разделяет большинство общества;
    2. убеждённость в необходимости выполнять решения зависит от политического режима в государстве (для авторитарных и тоталитарных режимов проблема легитимности не является актуальной);
    3. признание власти гражданами основывается на традиционной легитимации, граждане привыкают к методам власти и содержанию её деятельности на протяжении длительного времени.

    Идеологии

    С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составь­те два предложения, содержащие информацию о политической идеологии .

    Ответ:

    Политическая идеология - это определенная сово­купность взглядов и идей, отражающих понимание вла­сти, государственного устройства, способов управления обществом»;

    - «Основными политическими идеологиями выступают кон­серватизм, либерализм, социал-демократия и коммунизм».

    - «В политической идеологии отображены интересы опреде­ленных групп населения».

    С 6. Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в плане­тарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособ­ных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обос­нуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жиз­ни и знания обществоведческого курса.

    Ответ:

    2) три аргумента: - в современном мире сосуществуют как общества с рыноч­ной экономикой, так и общества с традиционной и смешан­ной экономическими системами; - применимость модели либеральной демократии в конкрет­ной стране ограничивается, например, менталитетом нации; - в современном мире существуют как общества, основан­ные на ценностях либеральной демократии, так и авторитарные, тоталитарные общества.

    С6. Раскройте на трех примерах особенности правления партии консервативного толка.

    Ответ:

    Ø Консервативное правительство стремится сохранить существующее положение в политической сфере

    (форму гос. правления, административный аппарат, судебную систему, существующие полит. партии);

    Ø консервативная власть часто ограничивает свободу действий политиков-реформаторов;

    Ø сужается свобода низовых структур путем передачи части их функций вышестоящим органам власти.

    С7. Оплотом и визитной карточкой этого идеологического течения является Великобритания с её бережным отношением к традициям, чопорностью и джентльменством, согласно которым каждый «лорд Баскервиль и слуга Беримор» - в первую очередь представители своих фамилий, веками живущих под крышей одного дома. О каком идеологическом течении идёт речь? Укажите четыре признака, по которым вы это определили.

    Ответ:

    Речь идет об идеологическом течении консерватизма. В качестве признаков консерватизма могут быть указаны: бережное отношение к традициям (традиционализм), чопорность и джентльменство (аристократизм), веками живущие под крышей одного дома (преемственность), «лорд Баскервиль и слуга Беримор» (иерархичность)

    С 7. Сущность какого идеологического направления раскрывает следующее утверждение: «Человек – единственное существо Вселенной, способное осознавать свою свободу, поэтому только он может её измерить и оценить»? Свою точку зрения аргументируйте. Приведите четыре характерные черты данного идеологического направления.

    Ответ:

    Приведенное утверждение раскрывает сущность либерализма, поскольку корень его воззрений заложен в представлениях о самодостаточности личности, естественно присущей ей свободе как качеству бытия. Свобода в рамках либеральной идеи – категория безусловная, являющаяся исходной ценностью сама по себе. В качестве характерных черт данного идеологического направления могут быть приведены: приверженность парламентскому строю; негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства; необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона; обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности; компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем и др.

    Партии.

    В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральный офис и региональные отделения. Партия выступает за сохранение традиционных ценностей, отстаивает необходимость приспособления любых изменений в обществе к традиционным институтам. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте.

    Определите тип политической партии в зависимости от её идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод. Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.

    ОТВЕТ:

    1) тип - консервативная:

    2) Факт - партия выступает за сохранение традиционных ценностей, отстаивает необходимость приспособления любых изменений в обществе к традиционным институтам;

    3) другие типы партий:

    Либеральные (провозглашают священность и неотчуждаемость естественных прав личности,их приоритет над интересами общества и государства);

    Социалистические (выступают за функционирование государства и общества в интересах наёмных работников; реализацию принципов свободы, равноправия, социальной справедливости);

    Коммунистические (провозглашают общественную собственность на средства производства; ликвидацию всех форм социального неравенства) и др.

    С 27. Познакомитесь с описанием партии: «партия возникла в процессе эволюции с середины XIX в. из парламентской группы. Она немногочисленна по своему составу, в который входят профессиональные политики». О каком виде партии идет речь? Приведите не менее трех характерных черт (в дополнение к указанным) данной партии? Какая партия является антиподом рассматриваемому виду?

    Ответ:

    Речь идет о кадровой партии.

    Черты данной партии: имеет свободное членство; функционирует исключительно для целей избирательных компаний; отсутствует процедура вступления в партию; не является централизованной; опирается на финансовую поддержку привилегированных слоев общества.

    Антиподом рассматриваемому виду является массовая партия.

    С 25. Назовите основные особенности политической систе­мы современного российского общества.

    Ответ:

    В качестве основных особенностей поли­тической системы современного россий­ского общества могут быть названы: Рос­сийская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с рес­публиканской формой правления; наличие трех ветвей власти; наличие у Президента РФ большого количества полномочий; на­чальный этап формирования гражданско­го общества и становления партий; недоста­точно высокая политическая активность граждан и др.

    С 26. Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером .

    Ответ:

    1)выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса);

    2)разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества);

    3)политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодеежь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).

    С 27. Раскройте на примере(-ах) общественной жизни современной России любые три функции политических партий в политической системе общества.

    Ответ:

    1) политические партии современной России проводят активные кампании по выборам Президента, депутатов Государственной Думы, в результате чего по итогам подсчета голосов формируются партийные фракции (это является примером воплощения притязаний политических партий на власть);

    2) лидеры политических партий через СМИ регулярно обращаются к потенциальным избирателям, проводят встречи с населением, разъясняя свои подходы к решению насущных социальных проблем (мобилизуют определенный сектор электората);

    3) участвуя в деятельности партий, граждане выражают свое отношение к существующему политическому строю, проводимой государством политике (партии осуществляют посредническую функцию);

    4) многие партии создают молодежные организации, пополняя ряды своих сторонников, приобщая молодежь к политике (осуществляют политическую социализацию молодежи).

    Выборы

    С 26. Во многих государствах введен возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

    Ответ:

    1. возрастной ценз не противоречит ценностями демократического общества;

    2. :-возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е, принцип равноправия не нарушается;

    Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни общества;

    Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

    Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи.

    С26. Назовите три способа политического участия граждан и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером

    Ответ:

    1. Участие в выборах (пример: гражданин может участвовать в выборах в качестве избирателя, используя свое активное избирательное право, гражданин может избираться в органы власти, на выборные должности в качестве кандидата);

    2. обращение с предложениями в органы власти (пример: гражданин может принять участие в обсуждении новых законодательных инициатив, направив свои предложения парламентариям, может обратиться с письмом или предложением в правительство);

    3. членство в политических организациях (пример: гражданин может быть членом политической партии, может входить в общественные движения или политические клубы)

    С26. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выбор. Некоторые страны вводят специальные санкции (например: штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

    Ответ:

    1)Низкая активность может быть связана с политической стабильностью.

    2)Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям.

    3)Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

    4) Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему.

    С 7. Общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора .

    Ответ:

    1)важным условием развития демократии являются выборы в органы власти. От активного участия граждан в избирательном процессе зависит то, насколько полно избранные депутаты будут отражать интересы общества;

    2)активность граждан, их участие в общественных объединениях позволяют создать контроль за властью, уберечь общество от личного своеволия, деспотизма политиков, пришедших во власти;

    3)активность граждан есть условие, обеспечивающее самостоятельность в вопросах местного самоуправления.

    С27. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведи­те два аргумента .

    Ответ:

    1) выборы осуществлялись по мажоритарной системе относи­тельного большинства ;

    2) два аргумента: 1) выборы по избирательным округам относятся к мажори­тарной избирательной системе;

    2) при мажоритарной системе относительного большинства победу может одержать кандидат, завоевавший менее половины голосов избирателей, но больше, чем каждый из его со­перников. Могут быть приведены другие аргументы.

    С 27. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Приведите два аргумента .

    Ответ:

    1) Дан правильный ответ: указано, что кандидат победил на выборах, т.е. его можно поздравить с избранием;

    2) приведены следующие аргументы:

    Сказано, что победил в одномандатном округе;

    Выборы осуществлялись по мажоритарной системе, системе относительного большинства.

    С 27. В государстве Н. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: «Победитель получает все». Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей. К какому типу можно отнести избирательную систему государства Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите достоинства и недостатки избирательной системы данного типа.

    Ответ:

    Тип избирательной системы государства Н.: мажоритарная система (абсолютного большинства).

    Отличительный признак при мажоритарной системе (один депутат – один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50% + 1 голос.

    С 27. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

    Ответ:

    1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями

    2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе

    3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс

    С 27. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

    Ответ

    1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

    2) приведены правила, например:

    Все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

    Одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

    Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

    С 27. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования в этой области.

    Ответ:

    1) положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям;

    2) многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали;

    3) кандидаты не учли интересы избирателей;

    4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

    С 7. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

    Ответ:

    1) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;

    2) у людей этой страны преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются

    общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;

    3) на политической арене данной страны нет ярких политических личностей, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включенность в политическую жизнь;

    видят тех сил на политической арене, которые помогут им улучшить свое положение.

    Одеваться, двигаться. Поясните можно ли назвать подобных лидеров «открытыми, публичными политиками»? Приведите одно объяснение того, как рядовой гражданин, избиратель может распознать истинный облик политика, чтобы убедиться в правильности своего выбора?

    С 27. В современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) и т. д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. Чем обусловлено превращение СМИ в один из важнейших инструментов реализации политического процесса? Приведите четыре со

    Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество.

    Но в любом обществе политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых оно не может нормально развиваться.

    1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества . Политика информирована о тенденциях общественного прогресса. В русле этих тенденций она формулирует общие цели; разрабатывает проекты на будущее; определяет социальные ориентиры; изыскивает для их осуществления необходимые ресурсы.

    2. Управленческая и регулятивная функции политики . Путем принятия политических решений оказывается воздействие на интересы социальных групп. И таким образом политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя при этом социальное принуждение и насилие.

    3. Функция рационализации . Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила их представительства и реализации. Тем самым политика предотвращает конфликты или же регулирует и цивилизованно их разрешает.

    4. Функция политической социализации . Политика включает личность в социальные отношения, передает ей опыт и навыки деятельности. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, а в случае необходимости – и для ее преобразования.

    5. Гуманитарная функция. Выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка.

    Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

    4.3. Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией

    Границы политики в обществе есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они то расширялись, (причем до такой степени, что иногда политика охватывала все общество), то сужались.

    Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные интимные области. Так, например, в начале 90-х годов в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противостояние вызвал вопрос по поводу запрета абортов.

    Наряду с политикой механизмами регулирования общественной жизни являются экономика, мораль, право, религия.

    Особо тесно политика переплетается с экономикой.



    Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии общества.

    Политическая деятельность в конечном счете определяется характером и направленностью развития экономических отношений, оказывая в свою очередь активное воздействие на экономике.

    Политическая власть имеет фундаментальный характер и может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно:

    · разработать различные экономические программы (приоритетного развития отдельных регионов или отраслей и т.п.);

    · создать законы, предоставляющие льготы отдельным социальным группам, предприятиям или регионам и т.п.;

    · застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы, старости и т.д.

    Политика может прямо или косвенно воздействовать на рынок, систему ценообразования. В то же время действие объективных экономических законов заставляет политиков разрабатывать научно-обоснованные программы экономического развития.

    Таким образом, политика и экономика находятся в диалектическом единстве.

    Политическая деятельность определяется характером и направленностью экономических отношений. Экономика под воздействием политических решений развивается более эффективно или находится в состоянии упадка.

    Наряду с политикой механизмом регуляции общественной жизни выступает и мораль. Мораль и политика имеют и сходные черты, и отличия. Обе эти сферы вырастают из единого источника – противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека – с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей – со стороны другой.

    Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у человека целый ряд искушений – получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу как отдельным личностям, так и всему обществу.

    Мораль удерживает человека от опасных для него искушений. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействия людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, а также таких институтов контроля как семья и община.

    С возникновением сложных социальных общностей традиционные нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства, обострение социальных конфликтов, усложнение общества – все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата ограничения и принуждения.

    Таким образом, главные общественные функции политики и морали совпадают: политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости (хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач).

    Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, но имеет и принципиальные отличия от морали.

    Различия между моралью и политикой:

    1. Конфликтность политики . Политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти.

    Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Политика опирается на силу, мораль осуждает насилие и опирается главным образом на "санкции совести".

    2. Нормы морали устанавливаются традициями, общественным мнением. Они носят характер идеалов. Их нарушение , как правило, не влечет за собой наказания .

    Отступление от морали – общераспространенное явление. "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень!" – обратился Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, не считая себя безгрешным.

    Требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

    3. Мораль всегда индивидуальна , ее субъект и ответчик – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор.

    Политика носит групповой, коллективный характер. В ней человек выступает как часть или представитель класса, партии, нации и т.д. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

    Политика неотделима от права , нормы которого регулируют политические отношения. Правовые нормы как бы устанавливают правила "политической игры". Основная правовая норма – это Конституция, где четко выписаны основные политические роли.

    Само же право является порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового общества и т.д. Нормы права утверждает законодательная власть, т.е. политики.

    Политика и право оказывают противоречивое влияние друг на друга. Так, право сужает поле политики, накладывая ограничения на деятельность политических субъектов: запрещает партии, ориентированные на антиконституционные способы захвата власти; ограничивает или запрещает деятельность экстремальных организаций, определяет границы власти и процедуры ее осуществления, определяет условия проведения акций протеста и т.д. В свою очередь, политика и политическая активность стимулируют изменения законодательства и правовых норм, вступающих в противоречие с тенденциями общественного развития, правящие круги стремятся активно использовать право для борьбы с политическими противниками.

    Регулятором общественной жизни наряду с политикой выступает и религия. Взаимодействие политики и религии обусловлено общностью многих сторон их существования и функционирования. Политика и религия имеют дело с большими массами людей; направлены на все общество, все социальные общности.

    Различия между политикой и религией проявляются, прежде всего, в следующем:

    · политика, как правило, наиболее близка к экономическому базису; религия наиболее отдалена от материальной жизни;

    · политика явление классовое и в каждой ситуации отражает интересы определенной социальной общности; религия – явление общечеловеческое, но в тех или иных социальных условиях может выражать интересы различных социальных общностей, на вооружении которых она находится;

    · в отличие от религии, политика занимает доминирующее место в общественной структуре. От политики зависит положение религии и церкви в обществе, возможности осуществления ею своей роли как формы общественного сознания. Религия, в зависимости от исторических условий, отвлекает верующих от борьбы за улучшение жизни либо активизирует их в такой борьбе, т.е. играет прогрессивную или негативную роль, опираясь на свои социальные принципы и нравственные нормы.

    Современная социально-политическая жизнь свидетельствует о параллельном существовании двух процессов:

    1) религизации политики;

    2) политизации религии.

    Религизация политики означает следующее:

    · политика учитывает состояние религиозности в обществе и отношение к религии разных общественных групп;

    · религиозность все чаще используется для достижения политических целей;

    · церковь использует государственные средства массовой информации для пропаганды своего вероучения;

    · государственные и партийные лидеры налаживают общение с церковными деятелями, заручаются их поддержкой;

    · создаются возможности для религиозного воспитания в учебных и воспитательных учреждениях.

    Политизация религии состоит в следующем:

    · служители культа, религиозных организаций включаются в политическую деятельность;

    · отдельные политические партии и религиозные организации включаются в политическую деятельность;

    · церковь привлекается к урегулированию политических и общественных конфликтов.

    Таким образом, политика – это явление, не изолированное от других сторон жизни общества. Она теснейшим образом связана с различными сферами общественной деятельности. Политика, испытывая влияние экономики, морали, права, религии и других сторон жизнедеятельности общества, сама, в свою очередь, оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.

    Вопросы и задания

    1. Каковы причины возникновения политики как самостоятельной сферы жизнедеятельности человека и общества?

    2. Дайте общую характеристику мира политического.

    3. Какова структура политики?

    4. Назовите уровни политики. Какой из них занимает центральное место и характеризует суть политики?

    5. Какие функции выполняет политика в обществе?

    6. В чем суть диалектического единства политики и экономики?

    7. Что общего и в чем различия между политикой и моралью?

    8. Чем обусловлено взаимодействие политики и религии?

    Литература

    1. Лузан А.О. Політика і суспільство // Політологічні читання. – 1993. – № 1.

    2. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001.

    3. Політологія. / За ред.. О.В. Бабкіної, В.П. Горбатенка. – К., 2001.

    4. Рябов С. Політика як соціальне явище // Політологічні читання. – 1994. – № 2.

    5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

    6. Шматко Н.А. Феномен публичной политики // Социс. – 2001. – № 3.

    Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

    1. Определение власти и особенности политической власти.

    2. Структура политической власти.

    З. Проблемы легитимности власти.