.

При анализе образа Катерины Кабановой, безусловно, в центре внимания окажутся монологи героини, раскрывающие ее чувства, богатый и сложный душевный мир.

Анализ первых сцен приоткрывает некоторые черты характера Катерины: порывистость, откровенность, гордость. Стремление поддержать мужа заставило её нарушить «этикет» и вмешаться в разговор старших членов семьи. Важно понимать, что вызывает недовольство Кабанихи. Поведение Катерины, которое нам кажется совершенно естественным, на самом деле противоречит общепринятым нормам той эпохи: Катерина, по всем традициям младшая в семейной иерархии, обращается к свекрови на ты, возражает ей, демонстрирует свою обиду. Всё это расценивается Марфой Игнатьевной как дерзость и просто невоспитанность. Упрёки Кабанихи Тихону действительно необоснованны, а вот раздражение против Катерины вполне закономерно и естественно с точки зрения той системы правил, по которой живёт Кабаниха.

По-настоящему раскрывается героиня в своём монологе (действие 1, явление 7). Читая его, мы можем ощутить лирическую приподнятость, выразительность речей Катерины, их поэтическую образность и эмоциональную напряжённость.

Наблюдая, как развиваются мысли героини (микротемы монолога) мы увидим, что главная тема, развёрнутая в нём, — это изменения в душевной жизни героини. Они лишь отчасти связаны с изменениями внешних обстоятельств.

«Отчего люди не летают!»

«...Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем...»

«...Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле...»

«...Да здесь всё как будто из-под неволи...»

«...И до смерти я любила в церковь ходить!..»

«...А какие сны мне снились. ...какие сны!., будто я летаю, так и летаю по воздуху...»

«...И теперь иногда снится, да редко, да и не то».

«...И что-то со мной недоброе делается... быть греху какому-нибудь!.. Такой-то на меня страх!.. Перед бедой перед какой-нибудь это!..»

Катерина с удивлением вглядывается в собственную душу, в которой открылись новые, неведомые ей самой и страшные для неё самой глубины. Она ищет прежнюю себя и потому стремится памятью в светлую безмятежную юность. На минуту становится прежней: резвой и своевольной — и снова возвращается в тревожное «теперь». Задумаемся, что означает хрестоматийная фраза: «Почему люди не летают?», отчего повторяется в монологе Катерины образ птицы, мотив полёта? Нетрудно понять, что в этих словах и образах воплощается мечта о свободе, о душевной ясности, о гармонии с миром. Всего этого лишилась теперь героиня. Вместо полёта ей снится падение, пропасть. Вместо счастья светлой молитвы — лукавый шёпот соблазна.

Жажда полёта и страх греха — вот два полюса душевной жизни героини, одинаково могучие. Полюбив «другого», Катерина обречена на трудную нравственную борьбу. Она знает, как должна поступить, но уже почти уверена, что не сможет. Ей не за что удержаться, она уже решила, что, увидевшись хоть раз с любимым, не пойдёт домой ни за что на свете.

Не менее важна в монологе тема неволи. Только одной фразой объясняет Катерина, чем образ жизни в доме мужа отличается от прежнего. «Да здесь всё как будто из-под неволи». Думается, на этих словах стоит остановиться, чтобы прочувствовать всю силу и значение этой короткой реплики. Да, в доме Кабановых «всё то же», что было в родительском: молитвы, рукоделье, беседы странниц, гулянье в саду. Быт всё тот же, и всякий, кто воспринимает его только как внешний распорядок жизни, не заметит никакой разницы. Почему же Катерине так тяжело и душно в этом доме? Именно потому, что для неё этот быт — не форма, а сама жизнь. Она так искренне и глубоко любила всё это, так была счастлива всем этим. И что же? Теперь это всё вменено ей в обязанность, регламентировано и подчинено строгому контролю. Попробуем представить, что подобное происходит с нами; какое любимое, наилюбимейшее дело не опротивеет нам на другой же день?

Беда не только в вечных придирках и попрёках Кабанихи, свекровь отняла у Катерины всё пространство её душевной жизни, отравила всё, что та любила прежде, и не дала ничего взамен. Свекровь фактически не позволяет Катерине любить мужа, поскольку не любить должна жена, а бояться. И самой ей не нужна дочерняя любовь Катерины, требуется только почтительность и послушание. Детей Кабановым не дал Бог. Что же остаётся этой душе — такой сильной, деятельной, богатой, душе с такой жаждой полёта?

Жизнь нашла решение. «Беззаконная» страсть оказалась выходом для души, ограниченной во всех законных стремлениях. Так, уже в первом монологе героини Островский обозначает двойственность конфликта, в который она втягивается. Внешний конфликт — её противостояние жестокому укладу жизни, убивающему всё свободное, искреннее, индивидуальное в чувствах и отношениях людей. В этом конфликте Катерина, подобно другим «горячим сердцам» Островского, готова на непримиримую борьбу. Но другое противоречие разрывает её собственную душу: требования совести и потребности сердца сталкиваются в неразрешимом конфликте, предопределяя гибель героини.

Движение действия на первых порах способствует сердечным стремлениям Катерины. Каждый сюжетный поворот приближает её к пугающей и желанной пропасти: обещание Варвары, отъезд мужа, получение ключа от садовой калитки, устроенное Варварой свидание — и голос совести на время умолкает, заглушённый торжеством любви.

Обращаясь к этим эпизодам, можно проследить за тем, как пытается Катерина побороть себя, как цепляется за каждую соломинку: гонит от себя Варвару, ластится к мужу, просит взять её с собой, умоляет взять с неё страшную клятву, хочет забыться в труде и молитве и, даже взяв ключ, всё ещё уговаривает себя: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть...»

Предлагаем подумать и над тем, почему никто из близких не захотел помочь Катерине в её борьбе. Легко убедиться в том, что в действиях Варвары и Тихона эгоизм и равнодушие преобладают над всеми другими чувствами. Катерине действительно не за кого ухватиться.

Не станет опорой для неё и любимый человек. Читая сцену первого свидания, мы убеждаемся в том, насколько Катерина нравственно сильнее своего избранника. Она мужественно и прямо глядит в глаза роковой судьбе; до конца понимая, что ее ждёт, она принимает всю ответственность на себя. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — восклицает Катерина в ответ на трусливые обещания Бориса сохранить в тайне их связь.

Катерина переступила черту страха, пошла вопреки своей совести. Обрела ли она свободу? Похожа ли её любовь на тот полёт души, о котором она мечтала в первой сцене?

Островский подсказывает нам ответ. Приземлённая сцена привычного свидания Вари и Кудряша не только служит контрастом предшествующему лирическому объяснению, но и заставляет взглянуть на это объяснение «по-житейски». Простой вопрос: «Ну что, сладили?» — обдаёт героев духом пошлости и заставляет Катерину спрятать лицо. Зевая, прощается Варвара со своим дружком, и мы понимаем, что к такому итогу придут и Борис с Катериной, если научатся жить в согласии с общим законом города Калинова: делай что хочешь, лишь бы всё шито-крыто было. Не случайно встреча влюблённых происходит не на высоком волжском берегу, а в заросшем овраге.

Но, к несчастью или к счастью, подталкивая Катерину на свою дорожку, Варвара не рассчитала её характера, не поверила словам невестки: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Подчинившись всеобщей лжи внешне, Катерина тем сильнее страдает от душевной муки. Голос больной совести снова берёт верх над любовью и требует выхода, эта борьба достигает кульминации и разрешается публичным покаянием.

Если вы правильно оценили характер героини, для вас не составит труда ответить, было ли покаяние Катерины спровоцировано случайными обстоятельствами (гроза, появление старой барыни, встреча с Борисом), или оно было неизбежной развязкой любовной истории.

Конечно, такой исход закономерен. Для горячего сердца Катерины невыносимее всего притворство и ложь. Лучше терпеть позор, побои мужа, попрёки свекрови, чем носить в себе грех неисповеданный, ненаказанный, неотмоленный. Обратившись к последнему монологу Катерины, мы видим, что покаяние не принесло ей облегчения. Страх и муки совести теперь сменяются отчаянием. Внешний гнёт стал ещё невыносимее, любовь к Борису ещё сильнее и безнадёжнее — он уезжает и не берёт её с собой. Заметим, что и в момент последнего прощания Катерина ни в чём не винит Бориса, ничего не требует от него, себя обвиняет в том, что его сгубила. Совесть Катерины спокойна: за свой грех героиня расплатилась достаточно. Но ей нечем и незачем жить. Последний отчаянный порыв к воле задохнулся в беспросветной калиновской жизни.

Мотив полёта сменяется в последних монологах ключевым образом могилы. Дом для неё настоящая могила, где её похоронили заживо и на веки вечные. Катерина уверена, что душа её погибла, она замучена, нравственно истощена, она видит себя уже мёртвой, отпеваемой и не хочет лгать, притворяясь живой. Под деревцом могилушка отраднее, чем опостылевшие стены дома-склепа. Можно по-разному относиться к её последнему роковому выбору, но нельзя не увидеть в нём ту же правдивость, которая свойственна всем поступкам Катерины. Драматург до конца выдерживает правду её характера, в этом его мастерство. И как бы мы ни сочувствовали героине, как бы ни осуждали её, мы со всей ясностью понимаем: другой финал для Катерины невозможен.

Сравнение Катерины с Варварой позволяет оттенить искренность, чистоту, глубину души главной героини, сознательность её бунта против удушающих законов «тёмного царства».

Вполне допустимо и даже закономерно и сопоставление Катерины с Кабанихой. Сила натуры отличает их от всех окружающих. Умная и властная купчиха Кабанова легко может «прекратить» даже ругателя Дикого. Она способна сказать нелестную правду в глаза и «разговорить» — утешить, успокоить душевным словом. Лютость ее с домашними не от скверного характера идёт, а закономерно следует из житейской премудрости, впитанной с самого детства. Задача старших — поучать, а младших — слушать и набираться ума-разума. Упреки родных, по её мнению, спасают молодых от чужих насмешек, от нелепых и опасных поступков. В её жизненной философии есть своя правота, но вся она основана на недоверии к человеку, на подавлении живых чувств, свободных проявлений души. Новая эпоха теснит Марфу Игнатьевну. Даже её собственный сын не считает нужным запугивать жену, довольствуясь любовью, а не страхом. Провозглашаемые Кабанихой ценности во многом близки и Катерине. Обе они видят в грозе Божий суд. Только Марфа Игнатьевна, в отличие от Катерины, считает себя безгрешной, она не сомневается в своих правах и в правоте. Но при всём своем уме Кабанова не понимает, что, загоняя в угол своих домашних, ужесточая давление, она сама готовит взрыв протеста, бунт против её власти.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

А уже коли очень мне здесь опостынет,

так не удержат меня никакой силой.

А. Островский

На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал са-мобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом «самодурной» Силе и предвещала наступление конца «темного царства». Добролюбов назвал Ка-терину, главную героиню драмы «Гроза», характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве».

Светлой, но глубоко страдающей предстает перед нами Катерина. Счастливым и безоблачным было ее детство. Мать в ней «души не чаяла». Окруженная лаской и заботой, привольно жила она в родительском доме. «Таково хорошо было», — вспо-минает она. Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли: «Я жила... точно птичка на воле». Она любила посещать церковные богослужения: там как будто ангелы летают и поют. «Рано утром в сад уйду... упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу», — рассказывает Катерина. Она не терпит обид и отвечает на них пылко и решительно: «Такая уж я зароди-лась, горячая! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбе-жала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время реши-тельная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина оказывается в обстановке, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Грубая и властная свекровь точит ее своей мелкой придирчивостью на каждом шагу: «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны». Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока терпится», или: «Я уйду, да и была такова». И совсем завяла бы Катерина, если бы в ней не родилось чувство протеста против такой жизни: «В окно выброшусь, в Волгу ки-нусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

У Катерины растет чувство оскорбленного достоинства. Весь разговор с Тихо-ном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаян-ная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять ее с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Кате-рина в отчаянии.

Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встретился человек, не похожий на всех остальных. Она готова на все для любимого человека. Не может она лгать, обманывать: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Недолго продолжались радость и счастье любви. Катерина не хочет и не может таить своего «греха» и кается перед мужем. Но не о слабости Катерины говорит это признание. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась; она увидела Бориса; потом услышала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза да-ром не пройдет»; затем пророчество барыни. И, наконец, самое страшное для Кате-рины, когда она видит изображение геенны огненной. Материал с сайта

Катерина с надеждой обращается к Борису, но он не может ей помочь и отступа-ет от нее. Смириться, терпеть постоянные истязания и издевательства Кабанихи она не может: «Куда теперь? Мне что домой, что в могилу — все равно».

В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства — страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают да вернут домой «насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.

Протестуя, но не сдаваясь, уходит она из жизни. «Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет», — пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». В Катерине он видел «русский, сильный характер», который выдерживает себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • конфликт катери с темным царством
  • сочинение на тему конфликт катерины с темным царством
  • конфликт катерины с темным царством сочинение
  • когфликт татьяны с темным царством
  • гроза конфликт катерины с темным царством

Урок 34. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?

Цели:

  1. воспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.
  2. развивать навыки связного монологического высказывания.
  3. обучать анализировать образ персонажа, выделять особенности речевой характеристики.

Такая уж я зародилась, горячая!

(Катерина. Из пьесы А.Н.Островского «Гроза»)

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

Постановка цели урока: на этом уроке мы поговорим об образе главной героини драмы Островского, выясним в чём заключалась её трагедия и подумаем, случайна ли её смерть?

II. БЕСЕДА С КЛАССОМ

А) Дома вы должны были охарактеризовать Катерину. Каковы же черты её характера?

Катерина не умеет врать, лицемерить, не склонная к обману кого бы то ни было, к притворству, ей свойственны кротость, верность. Но при всей своей кротости она является борцом: не может и не хочет покориться обитателям «тёмного царства», не хочет приспосабливаться к жизни путём лжи. Все её чувства и побуждения искренни, открыты.

Также следует учитывать и значение имени «Катерина».

Екатерина - имя имеет древнегреческие корни и происходит от слова «катариос», которое означает «чистая», «чистокровная», «непорочная», «безупречная», «простая», «чистейшая». Все значения имени реализованы в характере персонажа.

Читая, вы обратили внимание на отношение Катерины к труду, к религии, к семейной жизни. Что можно сказать об этом?

Живя в доме родителей Катерина любила трудиться, заниматься рукоделием, но этот труд был «не из-под палки». Отношение к вере, религиозность Катерины по большому счёту сводятся к чувству религиозного экстаза в церкви, когда на героиню производит впечатление внешняя сторона христианской религии: обрядовость.

В семейной жизни хотела найти любовь и гармонию, но этого не получается. Мужа не любит (хоть и старается), так как «любить его не за что», но жалеет. Следует учесть и тот факт, что Катерина выходила замуж не по любви, а, как и большинство девушек того времени, потому что Тихон был достаточно выгодной партией.

Итак, мы выделили и записали главные черты характера Катерины: кротость, не способность лгать, проявление чувства собственного достоинства; поговорили о её отношении к труду, религии и семье, теперь поговорим о том, какова была жизнь Катерины в доме родителей, до замужества? (д. 1, явл. 7)

«точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала», занималась рукоделием, ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала рассказы странниц и богомолок, гуляла в саду.

Катерина не раз говорит о полёте, сравнивает себя с птицей. О чём может это говорить?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле – это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая.

Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог (д. 1, явл.7)? Мечтательность, поэтичность.

Б) Почему можем назвать Катерину поэтической натурой? Она рассказывает о посещениях церкви, о своих снах, рассказывает с воодушевлением, используя выразительные средства народно-поэтического языка, просторечия; её речь оживляют различный интонации, что является проявлением эмоций, впечатлений от увиденного, Катерина не стремится скрыть всё в себе, она открыта этому миру, также в речи много риторических вопросов и восклицаний, часто предложения незакончены, речь похожа на песню по своей мелодичности, на произведение народного творчества.

В) Жизнь в доме мужа (д. 2, явл. 3, явл. 10). Как живётся Катерине в доме Кабановых?

«я у вас завяла совсем», «да здесь всё как будто из-под неволи», «душно». Атмосфера, царящая в доме Кабановых, - страх. Всё основывается на приказаниях свекрови, которой свойственны ханжество, лицемерие.

Мы видим, как резко меняется жизнь девушки. Как пагубно воздействует на нее атмосфера дома мужа и всего города Калинова.

Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

Катерина чувствует потребность любить – быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях.

На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает? Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.

Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.

Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.

С одной стороны, она не хотела встретиться с Борисом, не хотела нарушить клятву, данную супругу. («Вот погибель-то!», «Бросить!»), но её жажда любви, свободы берёт верх («Видно сама судьба этого хочет.», «Да что я себя обманываю!») Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых и Диких .

Но обретает ли Катерина свободу?

С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность (« Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!»).

Таким образом, можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним она уже заявила свой протест против затхлых моральных устоев Калиновского общества, она уже говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней рабской, «душной» жизни?!

Г) Почему же кается Катерина? (д. 4, явл. 6)

Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». «Такая уж я зародилась, горячая» – что значит эта фраза?

Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».

В христианстве покаяние – очищение. Иногда некоторые из нас ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

А как ведёт себя Борис? Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства».

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. 5, явл. 3). Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» - полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!».

Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?

Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

Д) обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход? Обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Смерть героини – это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства – стать безвольным существом.

Таким образом, смерть Катерины – это протест против «тёмного царства», это утверждение силы свободы человека.

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке: в чём же трагедия Катерины, случайна ли её гибель?

Катерина не смогла смириться и подчиниться законам «тёмного царства». Вступив на путь измены она уже погибла. Такое положение вещей не для её чистой души. Самоубийство – и победа, и наказание. Мы можем осуждать героиню, можем ей сочувствовать, но иного выхода у неё не было.

ВЫВОД ПО УРОКУ

(под запись): трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, это утверждение силы свободы человека, его победа над предрассудками, это утверждение воли и чувства собственного достоинства. Трагедия Катерины не в том, что при живом муже она отдала своё сердце другому человеку, а в том, что ей некому больше было отдать сжигающее её чувство. Бориса полюбила на «безлюдье». Её губит не запретная любовь к Борису, а поиск её. Смерть Катерины – неизбежный исход для «горячего сердца».

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задания по группам:

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?


Разделы: Литература

Знать: содержание пьесы, жанровые особенности.

Уметь: производить анализ содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.

Особенности подготовки урока: Д/З выписать значения слов “конфликт”, “трагическая острота” из толкового словаря.

Формы работы: эвристическая беседа, работа в группах.

Урок 1

1. Работа с понятиями, разбор содержания темы (выяснить смысл названия темы).

Учитель: Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование (Д/З: выписать значения слов ).

Ученик: Кл. Слова:

  • “трагическая острота”,- исход со смертельным концом.
  • “конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях. (Записать на доске .)

Учитель: В чем смысл урока?

Ученик: Столкновение Катерины (ее характера, натуры, мировоззрения) с “темным царством” (его жизненными законами) достигает своего апогея, жизнь Катерины становится невыносимой и она гибнет.

2. Работа по теме.

А) Учитель: Сформулируйте вопросы, которые заключены в названии темы.

Ответ записать на доске (у доски работают 2 ученика, которые записывают, чтобы учитель не тратил на это время).

1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его избежать?
2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее выбор?

Учитель: Поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.

Б) Следует разбор текста, анализ сцен, диалогов, монологов, авторских ремарок. Анализируется характер Катерины, ее взгляды, отношение к мужу, ее родственникам, людям, ее роль в сопоставлении с характерами представителей “темного царства” и заполняется таблица в тетрадях.

3. Обобщение по произведенному анализу (запись в тетради).

Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.

Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа. Оскорбленная, униженная свекровью и покорным мужем, она чувствует, что жить в этом доме становится невыносимо. Муж не защитник. Он сломан сам. Поэтому конфликт становится неизбежен. Он заключается в том, что Катерина должна была в поисках выхода, переступить через законы, заведенные хозяевами жизни города.

Урок 2. Продолжение работы по теме.

Учитель: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?

  1. Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
  2. Бежать с любимым человеком- Борисом
  3. Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?

Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.

Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах кабы ночь поскорее!”

Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?

Работа в группах :

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Ученик (вывод ): Надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).

В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”

“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”

В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.

В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”. (Не все ребята согласятся с тем, что смерть Катерины – протест, поэтому была поставлена проблема следующего урока: Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?).


Конспект урока по предмету
«
Литература
» Преподаватель русского языка и литературы Макашова Н.В.
Тема урока
:
«Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».

Цели урока:

Методические:
- внедрение информационных технологий на уроке литературы; - использование технологии критического мышления на уроке литературы; - распространение опыта.
Образовательные:
- анализ образа Катерины; - определение структурных элементов композиции драматического произведения.
Развивающие:
- совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения; - развитие внимания и памяти.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины; - воспитание интереса к предмету.
Тип урока:
комбинированный.
Техническое оснащение урока
: интерактивная доска;
Методическое оснащение урока
: презентация, опорный конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».
Ход урока.
Организационный момент
I. Повторение материала предыдущего урока.
-Дайте краткую характеристику Дикому и Кабанихе.
-
Что называется композицией пьесы?
II.Объяснение нового материала.
-Тема. Цель урока.
- Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос:
«Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем

из этого действия?

(Завязка
- на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает:
«Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю» Первое столкновение. (д. I, явл. 5). В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.
-Как вы считаете, это первое столкновение героев?
(Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает на Катерину.)
-Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах?
(Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства). Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
Беседа по тексту.

-Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине

рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Задание.

Сравните, какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составьте

таблицу.

-Обратимся к Д.I явл.7. Прочитайте, как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.
(Катерина жила счастливо, ее любили родители)
-Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д.I явл.7
(Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти» А еще она выходила молиться в сад) В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто светится. Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу...»
-А как живется Катерине в доме Кабановых?
(«Все как будто из-под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем»)

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины.
В детстве В семье Кабановых «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду. «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой). Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие. Для Катерины главное - жить в согласии со своими нравственными убеждениями. Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт. -
Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?
Д I, явл. 2 (В этом разговоре раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать – то я не умею, скрыть- то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»).
Этими словами

предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

-Что мы узнаем о чувствах Катерины?
Д I, явл. 7,9 (В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)
- Катерина рада этому чувству?
Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом. -
Д.II, явл.3
,4,5 «Проводы Тихона».
- Прочитайте Д.II, явл.3,4. Как ведут себя герои в этой сцене?
(Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанахи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней». Цель Кабанахи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.) -
Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
(В сцене проводов Тихона обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
(Ответы детей) Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы». В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много.
- Читаем Д. II , явл.10. «Монолог с ключом».

Задание

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?

Какие

чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково

значение сцены?
(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины. После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины. Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».) -
Д. IV, явл.3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?
(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)
-Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

- Что такое кульминация?

Задание.

состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия.
(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».) Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня; но в Д. 1 ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..). То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.
Задание.

- Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?
(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность, совесть героини восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, попытку нравственного очищения.)
Вывод.
Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты», - писал о Катерине- Стрепетовой В. М. Дорош.
Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V.
(Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять ее с собой, но тот ей отказывает.)
Беседа.
-
Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь

самоубийством?
(Нет. /Да)
- Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к

современному специалисту-психологу.
Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам
известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой - негативные последствия. Давайте по- пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты: Позитивные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молить- ся, замолю свои грехи...» «Не дают мне весь мир воспринимать сво- бодно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...» «Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...» «Мою любовь у меня никто не отнимет...» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...» «Сколько радости принесут мне дети...» Негативные стороны «Найдут, силой поволокут домой...» «Свекровь заест совсем...» «Никогда не быть мне свободной...» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...» Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.
- Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему

Катерина не смогла жить дальше?
(Ей не позволяет ее совестливость, сознание своей греховности и еще то, что никто не хочет ей помочь. Тихон боится мать. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» - просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.)
Д.5 явл.4

-Зачитаем последний монолог Катерины. Мы выяснили, что Катерина верит в

Бога, она набожна, а по христианским законам самоубийство – грех. Почему

Катерина решается на самоубийство?
(Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». «Смерть по грехам страшна», - говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини: «Под деревцем могилушка... Солнышко ее греет... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут... Ее смерть - это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам.)

Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью,

отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только

на виске маленькая такая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».

Гибель Катерины в народном восприятии - это смерть праведницы. «Вот вам ваша

Катерина, - говорит Кулигин. - делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите

его: а душа теперь не ваша: она теперь перед Тем Судией, который милосерднее

вас».

Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди,

за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.

Проблемный вопрос.

-Можем ли мы считать гибель Катерины протестом против «темного царства»?
1.Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Самоубийцы – люди слабые. 2.Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

III. Закрепление.
Обобщение материала по образу Катерины.
IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание.
Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?