Педразвитие. Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С

Урок внеклассного чтения


Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин « Моцарт и Сальери»

Проблема « гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.
Ход урока I. Орг.момент II. Тема и цель урока сообщение темы урока; проблемный вопрос; постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты). III. Объяснение нового материала 1. Из истории создания «Маленьких трагедий» (лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией) В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий». Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» – такие названия хотел дать своим пьесам А. С. Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных. Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами. В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:
гордость
, презирающая всех;
жадность
, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
зависть
, доводящая до злодеяния;
чревоугодие
, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
гнев
, вызывающий страшные разрушительные действия. В
«Скупом рыцаре»
отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «
Каменном госте
» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями. «
Пир во время чумы
» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти. 2.
Тема трагедии « Моцарт и Сальери»
– Какая же тема раскрыта в трагедии « Моцарт и Сальери»? (В « Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.) Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.
3
. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.
Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825). Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери. Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др. «Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным. Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой фрагмент) С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та- рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др. Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта. – Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.) Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра? (Маленькие - потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии - потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.) Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги - искусство - любовь - смерть.) С каких позиций автор решает эти вопросы? Как связать конкретно-исторические реалии времени, изображенного в трагедиях, с эпохой Пушкина и с проблемами наших дней?
Вопросы и задания для обсуждения трагедии « Моцарт и Сальери»

К сцене I:
1. Прочитайте первый монолог Сальери. Прав ли он, считая, что гениальность - награда за длительный и упорный труд? Взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
2. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача? 3. Каково отношение Моцарта и Сальери к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни? Как каждый из них представляет гармонию жизни? 4. Почему Сальери отделяет в своем сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека? Как это характеризует его самого? 5. Прочитайте второй монолог Сальери в конце I сцены. Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте свое мнение.
К сцене II:
1. Каков душевный настрой Моцарта в сцене в трактире? Какие образы-символы связаны с его внутренним состоянием? (Человек, одетый в черном - мой черный человек - как тень - он с нами сам-третей сидит.) 2. В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство - две вещи несовместные»? 3. Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: «За твое здоровье, друг...» - и реплику Сальери: «Ты выпил!.. без меня?..» 4. Прочитайте последний монолог Моцарта. Почему он считает, что если бы все чувствовали «силу гармонии», как Сальери, то «перестал бы мир существовать»? 5. В чем, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира? Как его мысль о гениях, избранниках, «пренебрегающих презренной пользой», можно связать с эстетической позицией творчества Пушкина? 6. Почему трагедия заканчивается вопросом Сальери о якобы злодействе Микеланджело?
Выводы урока.
Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность - дар свыше, гениальность - спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Никакой смертный человек не может карать и миловать по своему усмотрению даже во имя искусства, т. е. негуманно осмелиться взять на себя функции высшего разума, пытаться переделать созданное Всевышним, потому что мир изначально устроен гармонично и разумно. Финал трагедии утверждает правду Моцарта и замыкает ее содержание в логическое и композиционное кольцо. Трагедия начинается с утверждения о том, что «нет правды на земле, но нет ее и выше», и заканчивается словом «неправда». Главный довод Сальери в свою пользу о том, что создатель Ватикана был убийцей, уже не утверждение, а вопрос. Сальери уже не оплот ортодоксальности и незыблемости в своих суждениях. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть символом. Он изменился, что для него равносильно смерти. Поэтому в финале гибнет не только Моцарт, но и Сальери, который жил только осознанием своей непререкаемой праавоты. Это еще более усиливает трагедийность финала и сближает пьесу по накалу страстей с античными трагедиями
Дом задание:
Зависть- явление крайне страшное. Как с ней бороться. Попробуйте поразмышлять над этой проблемой. Напишите свои рецепты.

Произведение «Моцарт и Сальери», жанр которого - маленькая трагедия, принадлежит перу известного русского поэта, писателя и драматурга А. С. Пушкина. Автор задумал написание новой пьесы в 1826 году, но создал ее в наиболее плодотворный период своего творчества - во время так называемой Болдинской осени. Пьеса была опубликована в 1831 году, сразу породив один из наиболее прочно устоявшихся мифов о том, что композитор Сальери убил своего друга Моцарта. Текст драмы стал основой для либретто одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова, а также для сценариев фильмов.

Задумка

Пьеса «Моцарт и Сальери», жанр которой отличается некоторой специфичностью по сравнению с другими сочинениями автора, была готова за пять лет до ее публикации, о чем имеются письменные свидетельства друзей поэта и некоторых его современников. Но поэт опасался официальной критики, поэтому не спешил с ее публикацией. Он даже пытался издать свои новые произведения анонимно или скрыть свое авторство, указав на то, что осуществил перевод иностранных произведений. Произведение написано под сильным влиянием его предыдущей крупной исторической драмы «Борис Годунов».

Во время работы над ней Пушкин захотел написать ряд пьес, посвященных историческим эпизодам других стран. И если в первом случае он вдохновлялся творчеством У. Шекспира, то в этот раз он взял за образец драматургию французского автора которому отдавал предпочтение в плане стройности сюжета и слога.

Особенности сюжета

Одно из самых известных произведений Пушкина стала пьеса «Моцарт и Сальери». Жанр данной драмы весьма специфичен, так как она входит в цикл так называемых маленьких трагедий, которые как таковые не существуют в литературе, но были разработаны самим автор исключительно для новых произведений, которых было всего четыре. Одна из главных отличительных жанровых черт произведения - намеренная упрощенность сюжета. В данной пьесе - всего два действующих лица (не считая слепого скрипача, который появляется в одном эпизоде).

Вся композиция пьесы - это монологи и диалоги, в которых тем не менее в полной мере раскрываются их характеры. Тщательно прописанной психологией персонажей отличается сочинение «Моцарт и Сальери». Жанр пьесы определил ее камерность: действие разворачивается в замкнутом пространстве, которое как бы еще ярче оттеняет и подчеркивает драматичность истории. Финал произведения довольно предсказуем: интрига в плане сюжета практически отсутствует. Главное завязка - это демонстрация внутреннего мира героев, попытка объяснить их поведение и мотивы.

Язык

Очень простой, но вместе с тем насыщенной лексикой отличается драма «Моцарт и Сальери». Пушкин отказался от сложных литературных оборотов, к которым прибегал при написании своей предыдущей трагедии, когда подражал Шекспиру. Теперь его заинтересовал легкий, изящный язык Расина. Он добивался того, чтобы читатель (или зритель театральной постановки) не отвлекался от сути конфликта и противостояния персонажей.

Поэтому он намеренно сузил рамки повествования и добивался максимальной лаконичности в диалогах и монологах. И в самом деле, оба героя сразу становятся очень понятными, так как с первого же своего появления ясно, четко и точно излагают свои мотивы и цели жизни. Пожалуй, именно в маленьких трагедиях особенно ярко проявился талант автора к подкупающей простоте в лексике. Этим и привлекает читателя драма «Моцарт и Сальери». Пушкин хотел сделать смысл конфликта максимально доступным, поэтому избегал всего, что могло бы отвлечь читателя. Вместе с тем речь героев не лишена некоторой изящности: приближенная к разговорной, она тем не менее звучит очень мелодично и стройно. В рассматриваемом произведении указанная особенность проявляется особенно выпукло, поскольку два его героя - композитора, люди умственного труда, которые обладают утонченным вкусом.

Вступление

Одним из самых известных писателей и поэтов является Пушкин. «Моцарт и Сальери» (краткое содержание пьесы отличается видимой простотой и доступностью для понимания) - это драма, которая интересна своей драматичностью и сложным психологическим сюжетом. Начало открывается монологом Сальери, который говорит о своей преданности и любви музыке, а также вспоминает те усилия, которые он приложил для ее изучения.

При этом он выражает свою зависть (кстати, именно это таким было одно из черновых названий пьесы) к Моцарту, который с легкостью и виртуозностью сочиняет гениальные произведения. Вторая часть монолога посвящена раскрытию его замысла: композитор решил отравить своего друга, руководствуясь тем, что он понапрасну расточает свой талант и не умеет найти ему достойное применение.

Первый разговор героев

Как никто другой в коротком произведении умел передать всю глубину психологических переживаний Пушкин. «Моцарт и Сальери» (краткое содержание пьесы является лучшим тому доказательством) - это словесный поединок двух персонажей, в котором сталкиваются их интересы и жизненные цели. Впрочем, внешне они общаются очень дружелюбно, однако автор построил их речи так, что каждая фраза доказывает, насколько они разные люди и насколько непримиримы противоречия между ними. Это обнаруживается уже в их первой беседе.

Тема «Моцарт и Сальери», пожалуй, лучше всего раскрывается в появлении первого на сцене, которое сразу демонстрирует его легкий и непринужденный нрав. Он приводит с собой слепого скрипача, который плохо играет его композицию, и ошибки бедного музыканта его забавляют. Сальери же негодует из-за того, что его друг насмехается над собственной гениальной музыкой.

Вторая встреча персонажей

Этот разговор окончательно укрепил решение композитора отравить своего приятеля. Он берет яд и направляется в ресторан, где они договорились вместе поужинать. Между обоими вновь происходит диалог, который окончательно расставляет все точки над і. Таким лаконизмом действия отличаются все маленькие трагедии Пушкина. «Моцарт и Сальери» - это драма, которая не стала исключением. Эта вторая беседа композиторов занимает центральное место в повествовании. Во время этого вечера прямо сталкиваются их интересы и жизненные мотивы.

Моцарт считает, что истинный гений не может творить зло, а его собеседник, хотя и поражен этой мыслью, все же доводит свой замысел до конца. В данном случае читатель видит, что Моцарт обречен. Пушкин так строит свое произведение, что в этом не остается никаких сомнений. Его интересует в первую очередь то, что привело к этой драме.

Образ главного героя

Трагедия «Моцарт и Сальери» интересна в плане психологического противостояния этих людей. Первый герой очень прост и непосредственен. Ему и в голову не приходит мысль о том, что его друг завидует ему. Но как настоящий гений искусства он обладает необычным чутьем, которое подсказывает ему скорый конец, о чем ему же и сообщает. Моцарт рассказывает Сальери историю про странного заказчика, который заказал ему реквием и с тех пор больше не появлялся.

С тех пор композитору казалось, что он пишет заупокойную мессу самому себе. В этом коротеньком рассказе ощущается предчувствие им надвигающегося конца, хотя он не отдает себе отчета в том, как именно это случится.

Образ Сальери

Это композитор, напротив, еще больше полон решимости осуществить свой коварный план. Особенно ярко это проявляется в сцене, когда Моцарт играет ему отрывки из реквиема. Данный момент является одним из самых сильных в пьесе. В этом эпизоде Моцарт снова предстает перед читателем как гений музыки, а Сальери - как олицетворенное зло. Таким образом, автор наглядно продемонстрировал свою мысль о том, что эти два понятия несовместимы друг с другом.

Идея

Произведение «Моцарт и Сальери» - это наиболее философское произведение в цикле маленьких трагедий, так как в нем полнее всего выражена проблема противостояния добра и зла, воплощенных в великом композиторе и его завистнике. Пушкин идеально подобрал героев для воплощения своей задумки: ведь именно настоящее, истинное творчество становится ареной борьбы этих двух противоположных начал. Поэтому данная драма имеет экзистенциальное значение. И если другие произведения рассматриваемого цикла имеют достаточно динамичный сюжет, который двигает основную идею, то в этой пьесе все наоборот: на первый план автор выдвинул философскую мысль о том, что настоящее творчество составляет смысл жизни, а сюжет играет вспомогательную роль, оттеняя задумку писателя.

Урок литературы в 9 классе

Тема : Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. Ознакомить учащихся с «Маленькой трагедией» Пушкина «Моцарт и Сальери». Развивать умение анализировать драматическое произведение.

Задачи:

Образовательные - п ознакомить с историей создания трагедии, ее композиционными особенностями историей жизни прототипов художественного мировидения, двумя типами мировосприятия, олицетворенных в персонажей пьесы.

Развивающие - р азвивать представление о жанре трагедии, навыки анализа содержания художественного произведения, выстраивать устное высказывание на заданную тему с использованием элементов технологии критического мышления.

Воспитательные - осознание нравственных ценностей как основы человеческих взаимоотношений и человеческой жизни; осознание ценности человеческой жизни, радости творчества труда как его основы, веры в человеческие возможности, приобщение к классической музыке.

Тип урока : Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема : Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. Ознакомить учащихся с «Маленькой трагедией» Пушкина «Моцарт и Сальери». Развивать умение анализировать драматическое произведение.

Задачи:

Образовательные - п ознакомить с историей создания трагедии, ее композиционными особенностями историей жизни прототипов художественного мировидения, двумя типами мировосприятия, олицетворенных в персонажей пьесы.

Развивающие - р азвивать представление о жанре трагедии, навыки анализа содержания художественного произведения, выстраивать устное высказывание на заданную тему с использованием элементов технологии критического мышления.

Воспитательные - осознание нравственных ценностей как основы человеческих взаимоотношений и человеческой жизни; осознание ценности человеческой жизни, радости творчества труда как его основы, веры в человеческие возможности, приобщение к классической музыке.

Тип урока : Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Оборудование:

Репродукция портрета А.С.Пушкина

Видеофрагмент из х/ф «Амадей» Милоша Формана

Видеофрагменты из рок-оперы «Моцарт» Дова Аттья и Альбера Барона Коэна

Аудиозапись композиций Моцарта «Реквием» и «Соната №6»

Аудиозапись композиции Сальери «Armonia per in templo della notte»

Ход урока

I. Организационный этап

II. Объявление темы и задач урока

III. Мотивация учебной деятельности:

Слово учителя:

Моцарт и Пушкин – 2 гения: Моцарт – гений музыкального искусства, а Пушкин - художественного.

«Солнце русской поэзии» - писал Белинский о Пушкине. «Вечный солнечный свет»- называл Рубинштейн Моцарта.

IV. Этап усвоения новых знаний:

1. Из истории создания «Маленьких трагедий»

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается презентацией – Приложение 2)

В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», которые составляли отдельный цикл «Маленькие трагедии».

Запись в тетрадях: Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжете, системе образов, идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

Гордость;

Жадность;

Зависть;

Чревоугодие;

Гнев.

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

2. Определение темы трагедии «Моцарт и Сальери»

Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти).

Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

3. История создания и основа сюжета трагедии

Трагедия была написана в 1830 году, но замысел относился ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году.

В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

Смерть Моцарта окутана тайной. Моцарт умер в 1791 году, в тридцатипятилетнем возрасте, и многие современники были уверены, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние годы мучился душевными расстройствами и не раз каялся в том, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно. Гаушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.Антонио Сальери в свое время был известным композитором, написавшим довольно много произведений, при этом есть исторические свидетельства, что гениальному Моцарту он завидовал достаточно сильно. Но НЕ ДОКАЗАНО, что Сальери отравил Моцарта, или хотя бы что он имел такой замысел. Достоверно известно только, что Моцарт умер от какой-то странной болезни, давшей осложнения на мозг, перед смертью много бредил и все время повторял "Черный человек" (человек, подошедший к нему на улице и заказавший "Реквием"). Главным аргументом является признание самого Сальери осенью 1823 года в том, что он отравил Моцарта, после чего Сальери пытался перерезать себе бритвой горло. Однако признания Сальери можно истолковать и как доказательства его невиновности. По мнению многих, Сальери был болен психически и сделал свое признание в бреду. Будь он в здравом рассудке, для чего ему было делать роковое признание? Совесть замучила? Почему же она заговорила в нем спустя тридцать с лишним лет? Да и сама попытка самоубийства свидетельствует о помраченном состоянии рассудка композитора. Однако некоторые исследователи утверждают, что замысел самоубийства созрел у него давно, и «помутнения рассудка», как пытались заверить общественность газеты, у него, конечно же, не было.

На похороны Моцарта Сальери не пошел. И жены Моцарта тоже не было - она в тот момент очень сильно болела и не могла встать. Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по "третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками; при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию. На эти доводы тоже есть возражения. Судебная токсикология как наука реально возникла лишь в середине XIX века, а во времена Моцарта отравителям (если таковые были) и в голову не приходило опасаться эксгумации. Ну, а причина того, что участники похоронной процессии повернули с половины пути, возможно, заключается в том, что они не желали присутствовать при позорном погребении гения. Заметим кстати, что жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после похорон. Сейчас местонахождение могилы Моцарта неизвестно, и тайна его смерти, скорее всего, никогда не будет раскрыта.

4. Постановка проблемного вопроса:

Что же послужило причиной возникновения споров о смерти Моцарта?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, следует проанализировать образы композиторов и сравнить их с историческими прототипами.

5. Сообщение подготовленного ученика об А.Сальери

Сальери был учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях».

6. Историческая справка:

1) Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ - знаменитый французский драматург и публицист.

Мария-Мадлена Франке, 30-летняя красавица, жена дряхлого контролера отчетности на кухне французского короля, увлеклась юным часовщиком. В итоге контролер уступил Пьеру Карону свою должность. Старик Франке умирает, и молодой Карон женится на его вдове. С этой поры сын часовщика получает дворянский титул и увеличивает свою фамилию прославленной им прибавкой - Бомарше. Менее чем через год после свадьбы - 29 сентября 1757 года супруга умирает. Враги утверждают, что Бомарше отравил ее. Однако вряд ли это так, ибо все имущество переходит к родственникам, и Бомарше опять почти нищ.


2) Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни - итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

Слова Сальери о Микеланджело Буонаротти напоминают нам о довольно известной легенде, согласно которой Микеланджело, расписывая один из соборов Ватикана, умертвил натурщика, чтобы правдоподобнее изобразить муки умирающего Христа.

7. Проверка д/з: цитатный план-характеристика образа Сальери

8. Сообщение подготовленного ученика о В.А.Моцарте

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.


9. Проверка д/з: цитатный план-характеристика образа Моцарта

10. Составление сравнительной таблицы «Моцарт - Сальери»

11. Просмотр и анализ видеофрагмента:

Предлагаю вашему вниманию фрагмент из х/ф «Амадей» чешско-американского кинорежиссера Милоша Формана. Ваше задание – ответить на вопрос: «В чем главное отличие героев фильма от персонажей трагедии?» (Моцарт, герой фильма, насмехается над Сальери, чего не скажешь о персонаже трагедии).

Итак, А.С.Пушкин наделяет своих героев уважением друг к другу, исключает насмешки и иронию, а значит, они не однозначны.

12. Приём перекрёстной дискуссии :

Учащиеся делятся на две группы: 1 – находит положительные и отрицательные черты Моцарта, 2 – Сальери.

13. Подведение промежуточного итога:

Чем отличается талант от гениальности? (Талант – выдающиеся способности; Гениальность - высшая творческая способность, вдохновение)

Какой образ является воплощением таланта, а какой – гениальности? (Сальери – талант, Моцарт - гениальность)

14. Проблемный вопрос:

Почему же так труден его путь к совершенству?

15. Прослушивание и анализ композиций:

1) Прослушивание аудиозаписи композиции Сальери «Armonia per in templo della notte»;

2) Словесное рисование;

3) Прослушивание аудиозаписи композиции Моцарта «Соната №6»:

Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказали, что музыка австрийского композитора Моцарта оказывает на людей сильное оздоровительное воздействие: повышает умственные способности, увеличивает концентрацию внимания, оказывает благоприятное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, даже эпилепсии, помогает избавиться от душевных проблем, улучшает речь и слух. Известен случай, когда музыка подарила жизнь умирающему 78-летнему маршалу Ришелье Луи Франсуа де Виньро, который, прослушав на смертном одре любимый концерт, пошел на поправку и прожил еще 14 лет.

4) Словесное рисование.

5) Беседа (сравнительный анализ композиций).

Что же посеяло зависть в душе Сальери?

16. Составление аналитических схем:

1) «Путь Сальери-композитора»;

2) «Путь Моцарта-композитора»;

3) Подведение итога

(Моцарт наделен даром с самого рождения, а Сальери пришлось упорно трудиться, чтобы достичь славы)

17. Просмотр и анализ видеофрагмента рок-оперы «Моцарт»:

1) Слово учителя:

Это французский мюзикл производства Дова Аттья и Альбера Барона Коэна, посвященный истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Он считается одним из самых коммерчески успешных проектов среди вышедших в 2009-2010 гг., с числом проданных билетов более 800 000. Этот спектакль посмотрели не только во Франции, но и в Бельгии, Швейцарии, Украине, России, Японии и Корее.

2) Компаративный анализ персонажей трагедии и рок-оперы:

Как выглядят современные композиторы, по мнению режиссеров?

Меняет ли это суть конфликта между ними?

3)Проблемный вопрос:

Почему история взаимоотношений Моцарта и Сальери до сих пор остается актуальной?

V. Подведение итогов урока:

1. Ответ на проблемный вопрос урока:

- «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?

2. Рефлексия

Чему научила нас трагедия А.С.Пушкина сегодня? (Не нужно завидовать, не нужно бояться трудностей, нужно быть смелым, действовать по-человечески)

4. Оценивание деятельности учащихся

5. Д/з: написать эссе «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»).

6. Итоговое слово учителя:

Завершить наш урок я бы хотела так же, как и завершил свою трагедию А.С.Пушкин: композицией Моцарта «Реквием».

Реквием – 1. заупокойное богослужение у католиков; 2. многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром для такого богослужения.

(Звучит аудиозапись).

«Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием обществу, которое погрязло в зависти, сплетнях, стремлении к материальным благам.

«Нет правды на земле…» - приговор «ужасному веку» и « ужасным сердцам». Правда будет только тогда, когда человечество искоренит в себе данные пороки. Давайте стремиться к идеалу.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Окт 15 2015

Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). “Маленькие трагедии” цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”. Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования 2005 год). “Маленькие трагедии” не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание “маленькие трагедии” употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия цикла следующие: “Драматические сцены”, “Драматические очерки”, “Драматичес-кие изучения”, “Опыт драматических изучений”. Последние два названия подчеркивают экспериментальный харак-тер художественного замысла П-на. После “Бориса Годунова” (1825 год) с его монументальной формой и сложной композицией П-н создает короткие, камерные сцены с небольшим числом действующих лиц. Экспозиция сжата до нескольких стихов. Отсутствует сложная интрига и пространные диалоги.

Кульминация разрешается мгновенной развязкой. Первоначальный вариант названия тра-гедии “Моцарт и Сальери” “Зависть”, но драматург отказывается от этого назва-ния. Его интересует не нрав завистника, а философия художника-творца. “Моцарт и Сальери” это единствен-ная из “Маленьких трагедий” где созданы образы не вымышленных, а реальный исторических лиц. Однако пушкинский Моцарт так же далек от реального Моцарта, как и весь сюжет трагедии, основанный на легенде, ныне опровергнутой, будто бы Моцарт был отравлен Антонио Сальери, ненавидевшим и питавшим к нему жгучую ненависть. Но П-н все же использует эту легенду, вспоминая эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта “Дон Жуан”: “раздался свист, все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью”. Ненормальный с точки зрения здравого смысла поступок Сальери показывает, что его совершил не просто охваченный завистью, но в бешенстве снедаемый ею. А бешенство опасно, ведь корень слова указывает на то, что человек, поддавшийся этому чувству, себе не принадлежит, потому что им руководит бес. Что же привело Сальери к убийству?

Сальери с самого раннего детства посвятил себя музыке, он не противник вдохновения, но считает, что право на вдохновение завоевывается длительным трудом, служением, открывающим доступ в круг посвященных творцов. С этого момента и начинается роковое движение Сальери к преступлению. Поставив искусство выше человека, Сальери убеждает себя в том, что человек и его может быть принесена в жертву этому фетишу. Первый шаг к убийству утверждение, что убийца лишь исполнитель чьей-то высшей воли и личной ответственности не несет. Затем делается самый решительный шаг: слово “убить” заменяется словом “остановить”: …

я избран, чтоб его Остановить… При этом Сальери агрессивной стороной считает Моцарта, это существенно в софистике убийства: жертва изображается как сильный и опасный атакующий враг, а убийца как обороняющаяся жертва. В этом произведении можно выделить еще одну каинову. Тема Каина и его жертвы одна из самых важных в “Моцарте и Сальери”. Ведь каинова тема это тема Сальери.

Сальери так же возмущен несправедливостью, как и Каин, он говорит: “Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше”. Его тяжелый труд не принят Богом. Труд земледельца Каина тяжелее труда Авеля, как труд Сальери, который “поверил…

алгеброй гармонию”, тяжелее труда “безумца” и “гуляки праздного” Моцарта. Сальери так же протестно и интеллектуально, как и преступление Каина. Не даром в древних сказаниях Каин предстает первым убийцей и первым интеллектуалом, задающим Богу непростые вопросы. Эти же вопросы задает и Сальери, интеллектуал, работяга, ремесленник.

Мораль ясна: Сальери работал в расчете на вознаграждение, Моцарт творил, потому что ему нравилась музыка, и поэтому его беззаботная жертва принята, а жертва Сальери отвергнута. Награда Моцарта уже в самой его работе, он может быть бесславным, нищим потому, что спасается своей музыкой. Сальери же в своем видит не цель, а средства. Однако для П-на все не так просто: в его интересует не мораль, а проблема художника-творца.

Сомнения Сальери, его зависть принадлежат не ему одному, но и П-ну. Осип писал: “В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери”. Многие критики отмечают парадоксальное братство этих героев: Моцарт это эхо Сальери, а Сальери эхо Моцарта. Особенно ярко это видно благодаря одной фразе, которую говорят оба , но с разной интонацией.

Моцарт спрашивает: “А гений и злодейство две вещи несовместные. Не правда ль?” Сальери утверждает: “Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда…

” Еще одна важная тема в пьесе тема смерти, тема “черного человека”, которая связана с темой судьбы. Все рассказы о “черном человеке”, о “Реквиеме” Сальери мог воспринимать как напоминание о принятом им решении, но он не отказывается от него. Сальери логик, экспериментатор, рационалист, ему не нужны земные царства, а нужна справедливость, он не понимает, почему вдохновение не дается ему без труда? Почему он не гений? А Моцарт отвечает, что гений не способен на злодейство.

После ухода Моцарта, Сальери спрашивает: “Но ужель он прав, и я не гений?” Сальери остается с неразрешен-ной проблемой справедливости. Таким образом, в своей трагедии создал архитипы художников: легкого, вдохновенного Моцарта и трудяги Сальери. Это помогло ему коснуться очень важных проблем творчества, задать очень актуальные для всего человечества вопросы, коснуться тем, которые волнуют нас в течение всей нашей жизни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). . Литературные сочинения!