Структура личности в психологии. Основные теории

Личность в психологии - центральная тема для изучения в психологической науке, поскольку составляет главный раздел общей психологии, называемый «психологией личности».

Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей - ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.

Поэтому с давних времен учёные стремились изучать человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня - это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.

Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:

Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид - «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.

Личность в психологии

Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности - сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным - это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.

К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.

Определение личности

На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:

  • Личность - отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
  • Личность - сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать . Автор этого определения - Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности - в социальном чувстве.
  • Личность - культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам - Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.

Важно! Признаки личности - это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.

Психологическая структура личности

Это набор психологических, биологических и социальных свойств. Подобное «выстраивание» позволяет объективно анализировать личность, рассматривая отдельно каждую группу.

Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:

Психические свойства

Здесь стоит рассмотреть:

Темперамент

Темперамент - это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя

Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:

  1. Меланхолический. Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
  2. Холерический. Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
  3. Флегматический. Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
  4. Сангвинический. Сангвиники - наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.

В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.

Характер

Характер - единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.

Группы черт характера:

  1. Первооснова личности. Например, искренность, скрытность,
  2. Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
  3. Черты, определяющие отношение к самому себе, - заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
  4. Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.

Также выделяют нормальные свойства - это все вышеперечисленные свойства, которые являются естественными, и аномальные - характерны для психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, переходящая в паранойю. Или ревность, приводящая к возникновению «синдрома Отелло».

Направленность

Направленность - это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.

Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).

Направленность определяет поведение личности.

Способности

Способности - это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.

Одарённость - наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.

Талант - потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение способностью.

Способности делятся на:

  1. Элементарные - например, способность различать цвета, слышать звуки.
  2. Сложные - связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.

Также способности делятся по следующим признакам:

  1. Общие - двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
  2. Специальные - для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.

Психические процессы

Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.

Делятся на:

  1. Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
  2. Эмоциональные. Эмоции - это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.

Виды эмоций:

  1. Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
  2. Ещё одно понятие - чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
  3. Аффекты - бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
  4. Страсть - яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
  5. Простые эмоции - вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи.
  6. - сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.

Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций - их непостоянство и частая смена.

Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.

Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.

Под этим подразумевается умение ограничить себя для достижения определенной цели, в результате чего человек получает не эмоциональное, но моральное удовлетворение (в конечном итоге) от проявления свойства.

Сила воли помогает управлять своими слабостями и избавляться от них. Но для обладания данным свойством сначала требуется выработать его путём тренировок: постановки целей и их достижения.

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.

Мотивация - совокупность физиологических либо психологических позывов, которые определяют поведение индивида.

Это свойство побудительного характера, отвечающее за активность и направленность поведения. Сильное значение здесь имеют социальные установки, поскольку в первую очередь воспринимаются социумом.

На мотивацию влияют следующие факторы:

  • потребность - состояние, в котором человек нуждается в том, что может обеспечить существование и развитие;
  • стимул - фактор (внешний или внутренний), программирующий на достижение цели;
  • намерение - решение, которое принимается осознанно, с желанием достичь намеченной цели;
  • побуждение - неосознанное стремление, побуждающее человека к срочным действиям.

Психические образования

Это психические явления, с помощью которых происходит формирование жизненного и профессионального опыта.

  1. Знания - полученная в результате исторического опыта информация. Знания имеют практическое и теоретическое значения. Знания также делятся на «донаучные» - неточные, построенные на предположениях, «вненаучные» - те, которые наукой необоснованы, и «научные» - доказанные и подтверждённые наукой. Также различаются теоретические знания, состоящие из сведений о состоянии окружающего мира, и практические - сведения о способах использования объектов окружающего мира.
  2. Навыки - действия, сформировавшиеся в процессе повторения и являющиеся результатом освоения. Как правило, может вырабатываться при отсутствии сознательной регуляции процесса в результате К примеру, выработка навыка быстрого чтения.

Существуют перцептивные (ощущения), интеллектуальные (анализ ощущений) и двигательные навыки.

  • Умения. Отработанные и эффективные способы выполнения действий, основанные на приобретенных навыках и знаниях. Для формирования умений необязательно выполнение упражнений и тренировок.
  • Привычки. Устоявшийся способ поведения, заученное действие, приобретающее характер потребности.

Рассмотрев психическую сторону структуры, перейдём к изучению её социальной стороны.

Социальная структура личности

Это социальные свойства при общении и жизнедеятельности.

Направления, характеризующие данную структуру:

  1. Составляющие структуры по 1-му подходу :
    • Память - совокупность приобретаемых знаний.
    • Культура - единство социальных норм. А также - социальные ценности.
    • Деятельность - влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
  2. Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
    • Объективный подход - «статус + социальная роль».
    • Субъективный - следование правовым, культурным нормам.
  3. 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
    • возможность целенаправленной деятельности;
    • мышления и анализа;
    • регуляции потребностей; проявления способностей;
    • обладания определенной социальной ролью, статусом;
    • обладания ценностными ориентациями;
    • обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.

Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.

Следовательно, социальное развитие личности невозможно в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом называется социофобией:

Личность в основных психологических теориях

С середины двадцатого века появляются основные исследовательские направления. Для более четкого понимания представлены в виде таблицы.

После краткого обзора распространённых психических теорий можно рассмотрим версии советских психологов.

Структура личности по Рубинштейну

По теории является необходимым наличие 3-х составляющих личности:

  1. Направленность. В неё входят потребности человека, а также убеждения, интересы и мироощущение. В направленности заключена концепция «Я» и социальная сущность индивида.
  2. Психические образования. Благодаря приобретаемым знаниям, умениям и навыкам человек соориентирован во внешнем мире, и достигает хороших результатов в разных видах деятельности.
  3. Индивидуальные свойства типологического характера - проявления характера, темперамента и способностей. Благодаря этим факторам формируется индивидуальность.

Таким образом, психология личности формируется благодаря взаимоотношениям с окружающим миром и социумом.

Важно! Рубинштейн выделяет жизненный, личностный и психический уровень организации человека. Жизненный появляется в процессе накопления опыта, личностный уровень состоит из индивидуальных особенностей, а психический - из активности психических процессов.

По Рубинштейну, соотношение всех уровней создает психически здорового, социально адаптированного человека.

Структура личности по Платонову

Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.

По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:

  1. Подструктура биопсихической обусловленности - является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
  2. Подструктура индивидуальных особенностей. Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
  3. Подструктура опыта - социальные особенности человека. То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
  4. Подструктура направленности - определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.

Структура личности по А. Н. Леонтьеву

Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.

А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе - не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта,

Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:

  1. Фундамент структуры - деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
  2. Второй уровень, характеризующий личность - это установление иерархии мотивов.
  3. Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.

Следовательно, главное качество данной структуры - это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.

Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:

  • то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
  • то, насколько эти отношения иерархизированы;
  • и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.

Важно! По А. Н. Леонтьеву личностная структура не зависит от структуры индивида.

В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.

Теория личности Уильяма Джемса

Уильям Джемс является представителем такого философского течения, как прагматизм. Также является основателем экспериментального подхода в психологии - фукционализма.

Американский философ и психолог одним из первых создал теорию личности, которая имеет 2 стороны:

  1. Эмпирическое Я. Это то, что можно познать и определить.

Структура:

  • физическая личность. Сюда входит материальное состояние, телесная самоорганизация, ;
  • социальная личность. Здесь имеется в виду признание человека как личности социумом;
  • духовная личность. Подразумевается единство духовных свойств и состояний.

Здесь большую роль играет чувство активности, побуждающее к желанию, мышлению, эмоциям.

  1. Чистое Я. Это то, что познаёт внешний и внутренний мир.

Также психолог выделяет самооценку, как важный структурный феномен. Она подвержена внешним влияниям, соответствует определенному уровню самоуважения, именно благодаря ей те или иные притязания человека могут быть более успешными, или менее успешными.

Существует формула «успех/уровень притязаний», позволяющая рассчитать уровень самоуважения. Если человек испытывает проблемы с самооценкой, он не находится в гармонии и равновесии с реальностью, не может адекватно оценивать действия. Для устранения психологических неполадок такого рода может потребоваться специалист по работе с психосоматикой, такой как

Термин “личность” имеет несколько различных значений. Слово личность (“personality”) в английском языке происходит от латинского “persona”. Первоначально это слово обозначало ритуальные маски у этрусков. В Риме этим словом стали обозначать сначала роль, изображаемую маской, затем саму роль («персона отца»). По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие “личность” был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли. Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. В понимании большинства психологов термин “личность” не предполагает оценки характера человека или его социальных навыков. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. По мнению Б.Г.Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается единством таких макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Индивид – человек как единичный представитель биологического вида homo sapiens и отдельного типа, выделяемого в его рамках. Система индивидных признаков человека: темперамент, задатки, конституция, половые особенности, биогенные потребности, сенсомоторная координация, метаболизм, нейродинамика.

Личность – человек как представитель какого-либо типа социальной общности. Система личностных признаков человека: направленность, склонности, социогенные потребности, структура общения, социальный статус, притязания, социальные роли, этнические особенности.

Субъект – человек как субъект определенного вида деятельности; характеристика человека через структуру различных типов человеческой активности (труд, общение, познание, игра, спорт). Система субъектных признаков человека: характер, способности, структура деятельности, психогенные потребности, конативные, креативные, когнитивные, эмотивные процессы.

Индивидуальность – человек как единичный вариант реализации тех возможностей, которые встречались на его жизненном пути; неповторимое, уникальное сочетание черт как индивида, личности и субъекта. Система индивидуальных признаков человека: совесть, самосознание, самореализация, самоопределение, саморегуляция, самоидентификация, самочувствие, самооценка.


Человек как целостность – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством в нем биологического и социального.

Существуют разные подходы к структуре личности.

С.Л. Рубинштейн предложил следующую структуру личности:

1) направленность); 2) знания, навыки умения; 3) индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.

Концепция динамической функциональной структуры личности, разработанная К.К. Платоновым, объясняет многообразие свойств и особенностей личности шестью подструктурами, четыре из них – основные, две – налагаемые. Четвертая биологически обусловленная подструктура включает темперамент, свойства высшей нервной деятельности, возрастные и половые особенности, патологии. Третья подструктура ответственна за психические процессы: гностические – ощущение, восприятие, внимание, память, представления, воображение, мышление, речь; эмоциональные и волевые процессы. Вторая подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки поведения, т. е. социальный опыт личности. Первая подструктура – направленность – наиболее социально обусловлена, она охватывает потребности, влечения, мотивы, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, определяющие социальное поведение человека, основные его ценностные ориентации. Подструктуры «Способности» и «Характер» интегрируют содержание четырех вышеперечисленных подструктур, которые в разной мере характеризуют черты характера, как совокупности наиболее устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении, и определяющих способы поведения. А также способности, как индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность обучения или деятельности. Выделение подструктур относительно условно, ибо все элементы структуры личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Четвертая подструктуры формируются тренировкой (многократным повторением), третья – упражнением (тренировкой с обратной связью), вторая – обучением, первая – воспитанием.

В процессе формирования личности развивается ее самосознание, выделяются три его этапа:

I этап (от рождения до трех лет) – осознание границ своего тела. До определенного момента малыш может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Позже у ребенка появляется способность к самостоятельным действиям с предметами, и он воспринимает себя как активного субъекта. К трем годам использует местоимение «Я», что окончательно закрепляет осознание себя.

II этап (дошкольный возраст) – длительный период развития самооценки, основывающейся первоначально на мнении значимых взрослых (родителей и воспитателей). Представления дошкольника о себе ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены.

III этап (школьный возраст) – развивается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Подросток сопоставляет разные мнения о себе и на их основе вырабатывается собственное мнение. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами поведения появляются рациональные, на этой основе формируется моральная самооценка.

В результате развития самосознания у человека складывается «Я»-концепция.

«Я»-концепция – система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. «Я»-концепцияформируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Способы самопознания, ведущие к формированию «Я»-концепции, разнообразны: самовосприятие и самоанализ, сравнение себя с другими (идентификация), восприятие и интерпретация реакций на ceбя другими (рефлексия) и т.д. Следует отметить, что представления человека о себе кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Под влиянием различных внешних или внутренних факторов «Я»-концепцияизменяется, т.е. «Я»-концепция является динамическим образованием.

Традиционно выделяются три модальности «Я»-концепции: «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «Я»-зеркальное.

«Я»-реальное представления, связанные с тем, как человек воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности способности, социальные роли, статус и т. д.; то есть его представления о том, каков он есть на самом деле.

«Я»-идеальное представления, связанные с тем, каким человек хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые личность связывает со своим будущим.

«Я»-зеркальное связано с представлениями о том, каким его видят и что о нем думают другие.

«Я»-концепция, понимаемая как система установок (аттитюдов) относительно своей личности, имеет сложную структуру, в которой выделяют, как и в установке, три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент, составляющими которого являются: «Я»-физическое, «Я» -психическое, «Я» -социалъное , часто называют Образом «Я»,.

«Я»-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом («очкарик», «красавица», «толстяк», «дохляк» и т.д.). Причем, важнейшим источником формирования физического Образа «Я» наряду с половым отождествлением (а оно, как отмечают психологи, сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я»-концепции) служат размеры тела и его форма. Положительная оценка своего внешнего облика может существенно повлиять на позитивность «Я»-концепции в целом. Важность внешнего облика определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и часто становится предметом обсуждений.

«Я»-психическое представление человека об особенностях своей познавательной деятельности: памяти, мышлении, воображении, внимании и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях и т. д.); о своих возможностях в целом («Я все могу», «Я многое могу», «Я ничего не могу»).

«Я»-социальное представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях.

Эмоционально-оценочный компонент самооценка Образа «Я», которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими. Даже такие объективные характеристики, как рост, возраст, телосложение, могут иметь разное значение не только для различных людей, но и для одного человека в различных ситуациях. Например, сорокалетний человек может чувствовать себя в расцвете сил или стариком. Известно, что чрезмерная полнота нежелательна, и полные люди нередко ощущают себя неполноценными, так как человеку свойственна тенденция экстраполировать даже легкие внешние недостатки своего Я на личность в целом. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношение человека ко всему, что входит в Образ «Я».

Уровень притязаний личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В классической концепции У.Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний.

Самооценка = успех / уровень притязаний.

Самооценка может быть низкой (заниженной) или высокой (завышенной), адекватной инеадекватной.

Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению).

Высокая самооценка демонстрирует уверенность человека в себе, своих возможностях, силах. Важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной.

Адекватная самооценка свидетельствует о соответствии самооценки реальным возможностям субъекта и оценки его другими субъектами.

Неадекватная самооценка – нереально высокая/низкая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Поведенческий компонент «Я»-концепции – актуальное или потенциальное поведение человека, которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Как отмечает К.Роджерс, «Я»-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.

Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое «Я» от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т.е. любой опасности. Цель защитных механизмов – срочное ослабление напряжения, тревоги. Теорию защитных механизмов впервые разработал 3.Фрейд. Выделяют основные механизмы защиты:

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы (непринятие, отрицание критики в свой адрес, утверждение, что этого не существует и т. д.).

Рационализация – способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство. Это и оправдание своей неспособности что-то сделать нежеланием, оправдание нежелательных действий объективными обстоятельствами. Примером неконструктивного поведения может быть рационализация, псевдопереосмысление ситуации. Если нет возможости достичь целей, человек успокаивает себя, «усматривая» в недостигаемых целях массу недостатков, которые раньше игнорировались, или отказывается от них как недостойных столь больших трат («зеленый виноград»). Рационализация по типу «сладкий лимон» направлена не столько на дискредитацию недосягаемого объекта, сколько на преувеличении ценности имеющегося.

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т. е. трансформация влечений. В качестве основных форм сублимации обычно описывают интеллектуальную деятельность, художественное творчество.

Интеллектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

Знание основ психологии может пригодиться в жизни каждому из нас. Они позволят максимально продуктивно достигать поставленных целей. Понимание психологической структуры личности при этом даст возможность эффективно взаимодействовать с людьми. Понадобится для этого и представление о том, как происходит развитие каждого индивидуума, и какими особенностями обладает данный процесс. Сделать жизнь более гармоничной, комфортной и продуктивной позволят и знания о составляющих элементах, а также типах личности. Попробуем освоить эти столь важные для каждого из нас основы.

Что такое личность?

Та реальность, которая описывается данным понятием, находит свое проявление в самой этиологии термина. Первоначально словом «личность», или persona, называли актерские маски, закрепленные за теми или иными типами действующих лиц. В римском театре название было несколько иным. Там актерские маски называли «личинами», то есть лицами, обращенными к аудитории.

Позже слово «личность» стало означать роль, а также самого актера. А вот у римлян термин persona приобрел более глубокий смысл. Это слово употреблялось с обязательным указанием той социальной функции, которая была присуща роли. Например, личность судьи, личность отца и т. д. Какой из этого может быть сделан вывод? По своему первоначальному значению понятие «личность» указывало на определенную функцию человека или его социальную роль.

Сегодня психология трактует этот термин несколько иначе. Она указывает на личность как на социально-психологическое образование, сформировавшееся благодаря жизни индивида в обществе. Человек, являясь существом коллективным, при вступлении в отношения с окружающими его людьми непременно приобретает новые качества, которые прежде у него отсутствовали.

Стоит отметить, что феномен личности является уникальным. В связи с этим у этого понятия на сегодняшний день нет однозначного определения. Так, обладающего некоторым набором психологических свойств, являющихся основанием для его поступков, значимых для общества. Этот же термин означает и внутреннее отличие человека от всех остальных.

Также под личностью понимают социальный субъект в совокупности с его социальными и индивидуальными ролями, привычками и предпочтениями, имеющимся у него опытом и знаниями.

Означает это понятие и человека, самостоятельно выстраивающего и контролирующего свою жизнь, полностью отвечающего за нее.

Сопутствующие понятия

Термин «личность» часто употребляют с такими словами, как «человек» и «индивид». По своему содержанию все эти термины не являются тождественными, но при этом отделить их друг от друга просто невозможно. Дело в том, что анализ каждого из этих понятий позволяет более полно раскрыть значение личности.

Что такое человек? Понятие это относят к родовым. Оно указывает на нахождение существа на самой высшей ступеньке развития природы. Данное понятие утверждает собой генетическую предопределенность в развитии человеческих качеств и признаков.

Под индивидом понимают отдельного члена общества, рассматриваемого в качестве уникальной совокупности имеющихся у него врожденных и приобретенных качеств. Те специфические свойства и способности, имеющиеся у людей (сознание и речь, трудовая деятельность и т. д.), не передаются им по биологической наследственности. Они формируются в течение всей жизни при усвоении той культуры, которая создана предшествующими поколениями. Ни один человек не способен самостоятельно выработать у себя систему понятий и логическое мышление. Для этого он должен участвовать в труде и в различных видах общественной деятельности. Результатом этого является развитие специфических особенностей, которые уже были ранее сформированы человечеством. Будучи живыми существами, люди подчиняются основным физиологическим и биологическим законам. Если рассматривать их жизнь с социальной точки зрения, то здесь они находятся в полной зависимости от развития общественных отношений.

Еще одним понятием, тесно связанным с «личностью», является «индивид». Данный термин указывает на единичного представителя homo sapiens. В этом качестве все люди имеют отличия не только по своим морфологическим признакам (цвету глаз, росту, телесной конституции), но и по психологическим свойствам, выражающимся в эмоциональности, темпераменте и способностях.

Под термином «индивидуальность» понимают единство имеющихся у человека уникальных личностных свойств. Данное понятие означает своеобразие психофизической структуры каждого из нас, в которое входит тип темперамента, интеллект, психические и физические особенности, жизненный опыт и мировоззрение. Эту многогранность понятия «индивидуальность» сводят к обозначению духовных качеств человека, а его сущность связана со способностью человека быть самим собой, проявляя самостоятельность и независимость.

Этапы исследования личности

Проблема понимания сущности человека как социально-психологического образования не решена и до настоящего времени. Она продолжает оставаться в списке самых интригующих тайн и трудных задач.

В целом в понимание личности и путей ее формирования вносят свою лепту различные социально-психологические теории. Каждая из них дает свое объяснение тому, почему имеют место индивидуальные различия между людьми и как происходит развитие и изменение индивида на протяжение всей его жизни. Однако ученые утверждают, что адекватной теории личности создать пока еще никому не удалось.

Теоретические исследования в этом направлении велись с древнейших времен. Их исторический период можно разбить на три этапа. Это философско-литературный и клинический, а также экспериментальный.

Истоки первого из них можно найти в трудах древних мыслителей. Причем длился философско-литературный этап вплоть до начала 19-го в. Основными проблемами, которые рассматривались в данный период, являлись вопросы, касающиеся социальной и нравственной природы человека, его поведения и поступков. Первые данные мыслителями определения личности были весьма широкими, включая в себя все то, что имеется в человеке, и все то, что он считает своим.

В начале 19-го в. проблемы психологии личности стали предметом интереса врачей-психиатров. Они занялись систематическими наблюдениями за личностью пациентов в клинических условиях. При этом исследователи изучали жизнь больного. Это позволяло им более точно объяснить его поведение. Результатами таких наблюдений стали не только профессиональные заключения, непосредственно связанные с диагностикой душевных заболеваний и их лечением. Свет увидели и общенаучные выводы, касающиеся природы человеческой личности. При этом принимались во внимание различные факторы (биологический, психологический). Структура личности на данном этапе стала проявляться более полно.

Клинический период продолжался до начала 20-го в. После этого проблемы личности попали в поле зрения профессиональных психологов, которые ранее обращали свое внимание только на изучение состояний и познавательных процессов человека. Эти специалисты придали исследованиям в описываемой области экспериментальный характер. При этом для точной проверки выдвигаемых гипотез и получения максимально достоверных фактов проводилась математико-статистическая обработка данных. На основе полученных результатов и строились теории личности. Они включали в себя уже не умозрительные, а экспериментально проверенные данные.

Теории личности

Под этим термином понимают совокупность предположений или гипотез о механизмах и природе развития человека как социально-психологического образования. Причем каждая из существующих теорий личности делает попытки не только объяснить поведение индивида, но и предсказать его. На сегодняшний день их существует несколько.

В их числе:

  1. Психодинамическая теория личности. Ее вторым, более известным названием является «классический психоанализ». Автор этой теории - ученый из Австрии З. Фрейд. В своих трудах он рассматривал личность как систему агрессивных и сексуальных мотивов. При этом он разъяснял, что эти факторы уравновешиваются защитными механизмами. Чем является психологическая структура личности по Фрейду? Она выражается в индивидуальной совокупности отдельных защитных механизмов, свойств и блоков (инстанций).
  2. Аналитическая. Эта теория личности по своей сути близка к выводам З. Фрейда и имеет с ними большое количество общих корней. Самым ярким представителем аналитического подхода к этой проблеме можно назвать швейцарского исследователя К. Юнга. Согласно высказанной им теории, личность является совокупностью врожденных, а также реализованных ею архетипов. При этом психологическая структура личности определена индивидуальным своеобразием соотношений. Они касаются определенных блоков сознательного и бессознательного, свойств архетипов, а также интровертированной и экстравертированной установки индивида.
  3. Гуманистическая. Основными представителями этой теории личности являются А. Маслоу и К. Роджерс. По их мнению, главным источником в развитии индивидуальных качеств человека являются врожденные тенденции, предполагающие самоактуализацию. А что означает понятие «личность»? В рамках гуманистической теории данный термин отражает тот внутренний мир, который характерен для человеческого «Я». Что при этом можно назвать психологической структурой личности? Это не что иное, как индивидуальное соотношение между реальным и идеальным «Я». При этом в понятие психологической структуры личности этой теории включается и тот индивидуальный уровень развития, которым обладает потребность к самоактуализации.
  4. Когнитивная. Суть этой теории личности близка к рассмотренной выше гуманистической. Но при этом у нее все же имеется ряд довольно существенных отличий. Основоположником данного подхода, американским психологом Дж. Келли, было высказано мнение о том, что каждый человек в своей жизни хочет знать лишь то, что с ним уже произошло, и какие события ждут его в будущем. Согласно данной теории, под личностью понимают систему индивидуальных организованных конструкторов. В них и происходит переработка, восприятие и интерпретация полученного человеком опыта. Если рассматривать кратко психологическую структуру личности, то, согласно мнению, высказанному Дж. Келли, ее можно выразить в качестве индивидуальной и своеобразной иерархии конструкторов.
  5. Поведенческая. Эту теорию личности называют еще и «наученческой». Данный термин имеет свои объяснения. Дело в том, что главным тезисом поведенческой теории является утверждение о том, что личность человека представляет собой продукт научения. Она является системой, в которую входят, с одной стороны, социальные навыки и условные рефлексы, а с другой - совокупность внутренних факторов, в числе которых самоэффективность, субъективная значимость и доступность. Если изложить кратко психологическую структуру личности согласно поведенческой теории, то, по мнению ее автора, она представляет собой сложно организованную иерархию социальных навыков или рефлексов. Ведущая роль в ней отдана внутренним блокам доступности, субъективной значимости и самоэффективности.
  6. Деятельностная. Эта теория личности наиболее популярна в отечественной психологии. Наибольший вклад в развитие деятельностной гипотезы внесли А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и С. Л. Рубинштейн. В рамках данной теории личность представляет собой сознательный объект, который занимает некоторое положение в обществе. При этом она выполняет определенную социально-полезную функцию. Что представляет собой при этом психологическая структура Она является сложно организованной иерархией определенных блоков, состоящих из направленности, самоконтроля, характера и способностей, отдельных свойств, а также системных бытийных и экзистециональных качеств индивида.
  7. Диспозициональная. Сторонники этой теории полагают, что личность в качестве своих главных источников для развития, использует факторы, характерные для генно-средового взаимодействия. Причем у этой гипотезы существуют различные направления. Представители некоторых из них полагают, что основное влияние на личность оказывает генетика. Существует и явно противоположное мнение. Представители несколько иных направлений диспозиционной теории утверждают, что основное влияние на индивида оказывает все же среда. Но тем не менее диспозициональное рассмотрение проблемы указывает на личность как на сложную систему темперамента или формально-динамических качеств. Сюда же входят основные черты человека и его социально-обусловленные свойства. Психологическая характеристика структуры личности, данная представителями диспозициональной теории, выражается в организованной иерархии определенных биологически детерминированных качеств. Причем все они включены в некие соотношения, что позволяет образовывать определенные типы черт и темперамента. Кроме того, одним из элементов структуры психологических свойств личности является совокупность, включающая в себя содержательные свойства. Они также оказывают влияние на индивидуальность человека.

Структура личности

Данное понятие в психологии никоим образом не затрагивает отношения индивида с окружающим миром и социумом. Оно рассматривает их только с сточки зрения определенных свойств.

Понятие и психологическая структура личности наиболее детально стали изучаться во второй половине 20-го в. В этот период каждого человека исследователи стали представлять эпицентром социального и индивидуального. Все большее количество отечественных психологов стало склоняться к мысли о том, что личность представляет собой сложный узел, в который вплетены общественные отношения. Это позволило сделать вывод, что данное понятие является определенной мерой самовыражения, индивидуальной активности, творчества, самоутверждения. Кроме этого, личность стала рассматриваться как субъект истории, способный существовать лишь в социальной целостности.

Главной предпосылкой для ее становления при этом является деятельность. Этот факт окончательно признан отечественными исследователями. Каковы взаимоотношения деятельности и личности? Психологическая структура деятельности позволяет судить о ней как о субъективном факторе. При этом ее основным продуктом и условием существования является сам человек, определенным образом относящийся к окружающему миру. Сознание людей формируется исходя из структуры деятельности, основная цель которой состоит в удовлетворении потребностей. Те блага, которые человек получает в результате своего труда, прежде всего имеют место в его представлении. Сюда же заложено и то, что определяет структуру личности каждого из нас.

Так что же означает данное понятие? Психологическая структура личности в психологии - это системное целостное образование. Оно представляет собой совокупность определенных социально значимых качеств, отношений, позиций, поступков и алгоритмов действий человека, которые сложились у него прижизненно и которые определяют его деятельность и поведение.

Важнейшими элементами психологической структуры личности являются такие ее свойства, как характер и направленность, способности и темперамент, жизненный опыт, персональные особенности происходящих в индивиде психологических процессов, психические состояния, характерные для конкретного человека, самосознание и проч. Причем все эти черты приобретаются людьми постепенно, параллельно с процессом обучения социальным навыкам.

Развитие психологической структуры личности является продуктом жизненного пути, пройденного человеком. Каким образом функционирует данное образование? Это становится возможным при взаимодействии всех компонентов психологической структуры личности. Они представляют собой индивидуальные качества человека. Рассмотрим их подробнее.

Направленность

Это один из основных элементов психологической структуры личности. Что же представляет собой направленность?

Это первый компонент в психологической структуре личности. Направленность личности олицетворяет собой ее интересы, установки и потребности. Один из этих компонентов и определяет всю деятельность человека. Он играет ведущую роль. Все же другие элементы психологической структуры личности в области направленности лишь подстраиваются к нему и на него опираются. Так, у человека может быть потребность в чем-то. Однако никакого интереса к определенной вещи он не проявляет.

Способности

Это второй из существующих элементов психологической структуры личности. Способности предоставляют человеку возможность самореализации в определенной сфере деятельности. Они представляют собой индивидуально-психологические качества личности, обеспечивающие успех человека в общении и работе. При этом способности нельзя сводить к навыкам, умениям и знаниям, которые есть у человека.

Ведь этот элемент в социально-психологической структуре личности лишь обеспечивает их более легкое приобретение, дальнейшую фиксацию, а также эффективное применение на практике.

Способности классифицируют на:

  1. Естественные (природные). Такие способности связаны с врожденными задатками человека и обусловлены его биологическими особенностями. Их формирование происходит при имеющемся у индивида жизненном опыте и при использовании механизмов научения, представляющих собой условно-рефлекторные связи.
  2. Специфические. Эти способности бывают общими, т. е. определяющими успехи человека в различных направлениях деятельности (память, речь и т. д.), а также специальными, характерными для определенной области (математики, спорта и т. д.).
  3. Теоретические. Эти способности в психологической структуре личности определяют склонность индивида к абстрактному и логическому мышлению. Они лежат в основе успехов человека к осуществлению конкретных практических действий.
  4. Учебные. Эти способности оказывают непосредственное влияние на успех педагогического воздействия на человека, усвоение им навыков, умений и знаний, приходящих к формированию основных жизненных качеств.

Существуют также способности к общению с людьми, предметной деятельности, связанные со взаимодействием людей с техникой, природой, художественными образами, знаковой информацией и т. д.

Стоит отметить, что способности являются образованиями не статичными. Они находятся в динамике, а их первоначальное формирование и дальнейшее развитие является следствием организованной определенным образом деятельности, а также общения.

Характер

Это третий по значимости из всех существующих компонентов психологической структуры личности. Характер проявляется через поведение человека. Именно поэтому определить его и наблюдать в дальнейшем является задачей несложной. Недаром человека чаще всего судят только по его характеру, не учитывая при этом способности, направленность и прочие качества.

При изучении особенностей психологической структуры личности характер выступает как довольно сложная категория. Ведь он включает в себя эмоциональную сферу, волевые и моральные качества, а также интеллектуальные способности. Все они в совокупности главным образом и определяют поступки.

Отдельные компоненты характера связаны друг с другом и находятся во взаимной зависимости. В целом они образуют единую организацию. Ее и называют структурой характера. Данное понятие включает в себя две группы черт, то есть тех или иных особенностей личности, которые регулярно проявляются в самых различных сферах деятельности человека. Именно по ним и можно давать предположение о возможных поступках индивида в определенных условиях.

В первую группу входят черты, которые выражают направленность личности, то есть ее цели и идеалы, склонности и интересы, установки и устойчивые потребности. Это целая система отношений между человеком и окружающей действительностью, представляющая собой характерные только для этого индивида методы осуществления подобных отношений. Во вторую группу входят волевые черты характера. Рассматриваются в ней и эмоциональные проявления.

Воля

Понятие и психологическая структура личности включают в себя и этот компонент. Что такое воля? Это способность человека сознательно регулировать свои поступки и действия, требующие определенного преодоления внешних и внутренних трудностей.

На сегодняшний день понятие воли начало терять научную ценность в области психологии. Вместо этого термина все чаще ставят мотив, сущность которого определена потребностями человека и теми явлениями, которые непосредственно с ними связаны.

Воля является одним из специфических и существенных свойств в поведении людей. При этом она имеет сознательный характер. Подобное обстоятельство позволяет человеку находиться на недоступном для животных уровне. Присутствие воли дает возможность людям осознавать поставленную цель, а также средства, необходимые для ее достижения, которые определяются еще до начала деятельности. Большинством психологов воля рассматривается в качестве сознательного характера поведения. Подобное мнение позволяет дать определение всякой активности человека. Ее можно считать одним из направлений волеизъявления, так как такая деятельность предполагает наличие осознанной цели. Причем основную природу данного компонента можно обнаружить в структуре всего поведения человека в целом, а для ее выяснения понадобится выявить особенность содержательной стороны поступков, их мотива и источника.

Темперамент

Данный элемент в психологической структуре личности представляет собой динамику и энергию поведения человека. Исходя из темперамента, проявляются скорость, сила и яркость эмоционального реагирования индивида.

Этот элемент психологической структуры личности является врожденным. Его физиологические основы были изучены академиком И. П. Павловым. В своих работах ученый обратил внимание на то, что темперамент зависит от типа нервной системы, которые были охарактеризованы им следующим образом:

  1. тип высшей нервной деятельности является неуравновешенным, подвижным и сильным. Он соответствует темпераменту холерика.
  2. Живой. Это уравновешенный, но в то же время подвижный и сильный тип нервной системы. Он характерен для сангвиников.
  3. Спокойный. Под ним понимают инертный, уравновешенный и сильный тип НС. Такой темперамент можно встретить у флегматиков.
  4. Слабый. Малоподвижный, неуравновешенный и слабый тип НС. Данный темперамент встречается у меланхоликов.

Те различия, которые имеют место между людьми, довольно многоплановы. Именно поэтому порой становится так сложно понять человека, избежать конфликтов с ним и принять правильную линию поведения. Для того чтобы глубже понять других людей, и нужны приведенные в этой статье психологические знания, которые стоит применять в сочетании с наблюдательностью.

Сознание и психика существуют в конкретном человеке, индивиде, личности. До сих пор мы употребляли эти слова как синонимы, однако в действительности за каждым из них стоит некое специфическое содержание. В их психологической трактовке нет общепризнанного мнения, поэтому приведем достаточно обобщенную позицию, разработанную в отечественной психологии.

Основная проблема заключается в том, что в современной науке не существует целостного, достаточно завершенного человекознания. Феномен человека изучается в самых различных аспектах (антропологическом, историческом, медицинском, социальном), но до сих нор представляется разрозненным, "не собранным" в системное и достойное целое.

Подобная сложность распространяется и на психологию, которая при изучении и описании человека вынуждена оперировать связкой терминов, каждый из которых ориентирован на некий собственный аспект единого предмета. Причем такая выборочная ориентация является достаточно условной, зачастую и неизбежно пересекающейся с другими.

Самым широким является понятие "человек". Это принятая классическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа на Земле – Человека разумного, или Homo sapiens. В этом понятии объединено все: природное, социальное, энергетическое, биохимическое, медицинское, космическое и др.

Личность – это человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка; это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя.

Сказанное вовсе не означает, что личность – существо исключительно социальное, напрочь лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социальное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. Не случайно С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия "человек" и "личность" не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от "диких детей"), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от глубоко больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецированный на плоскость социальности, одновременно является личностью, причем у каждого человека существует несколько взаимосвязанных личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, друзья, враги. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически организована.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для нее необходимыми атрибутами. Так, личностью предлагают считать лишь того, кто самостоятелен, ответствен, высокоразвит и т.д. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъективными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре излишне идеологизированных и политизированных гуманитарных конструкций. Проблема объективно заключается в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, по и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, "претендент" на роль Человека разумного, поскольку не обладает еще ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рассматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, систематизации, тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована.

Субъект – это указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения.

Субъект традиционно противопоставляется объекту, но сам по себе он, конечно, объективен. Понятие субъекта является одним из базовых для философии, однако в последнее время оно приобретает некое обновленное, расширительное толкование в отечественной психологии, где осуществляется разработка особого, субъектного подхода к анализу человеческой психики и поведения (А. В. Брушлинский ). Таким образом, в соответствии с обозначенной терминологией человеческая психика может быть исследована и описана в различающихся, но неизбежно объективно перекрещивающихся аспектах: личностном, индивидном, индивидуальном, субъектном.

В современной психологии не все названные подходы получили достаточно завершенное развитие и четкое использование, особенно на уровне практически ориентированных исследований. Например, в учебной и массовой литературе чаще других применяется понятие "психология личности" как нечто терминологически объединяющее, синтезирующее. Между тем объективная действительность намного сложнее. Все психологические особенности человека являются, разумеется, видовыми, но не все они носят личностный характер. Для последнего необходимо наличие специфики социального происхождения либо особых общественных проекций этих психологических свойств или качеств. Все замыкается на центральном методологическом вопросе о соотношении и взаимодействии биологического и социального в психике человека. Поэтому проблематичность, условность формулировки критериев человеческих, личностных, индивидных и индивидуальных градаций представляются очевидными.

Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, един и разрознен, переменчив и стабилен. И все это сосуществует одновременно: в телесной, социальной, психической и духовной организации. Для описания человека каждая наука использует собственные показатели: антропометрические, медицинские, экономические, социологические. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо прежде всего наличие соответствующей психологической схемы или модели подобных параметров, отличающих одну личность от другой.

Психологическая структура (психический облик) личности (человека, индивида, субъекта) – это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта).

Все психические процессы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. К последним относятся только некоторые наиболее значимые, связанные с другими, устойчивые свойства, имеющие специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми. Задача установления таких свойств усложнена тем, что в человеческой психике вряд ли возможно математически строгое выделение необходимого и достаточного количества соответствующих дифференцирующих качеств. Каждый из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож, в том числе иногда даже и на самого себя. Такая вариативность затрудняет, в частности, выделение пресловутого "самого главного" в личности, которую, конечно, гротескно, но не без доли справедливости называют порой "несуществующей сущностью".

Различные психические свойства условно могут быть представлены в иском пространстве по крайней мере четырех относительно независимых измерений .

Во-первых, это шкала временной и количественной изменчивости – стабильности качества или свойства личности. Положим, настроение человека более переменчиво, чем его характер, а направленность личности более устойчива, чем текущие заботы и увлечения.

Во-вторых, шкала уникальности-всеобщности исследуемого психического параметра в зависимости от его представленности, статистической распределенности в людях. Например, всем в разной мере присуще свойство эмпатии, но не все являются сочувствующими альтруистами или, напротив, убежденными эгоистами и мизантропами.

В-третьих, мера участия процессов осознания и осмысления в функционировании психического свойства. С этим связаны такие особенности, как уровень субъективной переживаемости, степень управляемости и возможности саморегуляции психики и поведения. Скажем, один человек понимает и принимает свою сопричастность к выполняемой работе, а другой делает это неосознанно, формально и бессмысленно. В-четвертых, степень внешнего проявления, поведенческого выхода того или иного качества. Это практическая, собственно жизненная значимость свойств личности. Например, оба родителя одинаково искренне любят своего ребенка, но один проявляет это в нежности и гиперопеке, а другой – в преднамеренной строгости и повышенной требовательности.

К названным параметрам психических качеств могут быть добавлены меры их врожденности либо приобретенности, анатомо-физиологической нормы либо отклонения, возрастной или профессиональной обусловленности.

Таким образом, мысленное пространство, в котором психические свойства личности получают свое представительство и описание, является многомерным, не вполне упорядоченным, и в этом плане психологии предстоит сделать еще многое для их научной систематизации. Один из ярких отечественных психологов В. Д. Небылицын , в частности, считал, что основная задача дифференциальной психологии заключается в том, чтобы понять, чем и почему каждый человек отличается от другого.

В психологии существует большое количество моделей психологической структуры личности, которые исходят из разных концепций психики и личности, различных параметров и задач личностных градаций. Аналитическому обзору таких построений посвящено множество монографических изданий. Для решения задач нашего учебника мы используем модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым (1904–1985).

Базовая психологическая модель личности исходит из методологии личностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостности и динамической сопряженности, системности структуры личности и психики, на допущении объективной измеримости и жизненной значимости выделенных личностных параметров. Исследовательская сверхзадача заключается в том, чтобы попять, чем и почему каждый человек отличается от другого с точки зрения психологии. Данная структура включает в себя семь взаимосвязанных подструктур, каждая из которых – лишь акцентировано выделенный аспект, условный ракурс рассмотрения многоликой человеческой психики. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры существуют в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопоставлении. Они условно выделяются лишь для получения некоторой аналитической схемы, модели психики реально целостной личности.

Личность динамична и одновременно самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. самоизменяется или развивается, реализуя целенаправленное поведение и само бытие в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве, и это определяет базовое направление научно-психологического изучения личности.

А. Н. Леонтьев сформулировал развернутую и перспективную методологическую триаду "деятельность – сознание – личность", конкретное психологическое наполнение которой посильно раскрывается в последующих главах учебника.

Итак, в психологии личности выделяют следующие психологические составляющие, или относительно "автономные" подструктуры:

  • направленность личности (см. гл. 5, 7);
  • сознание и самосознание (см. § 4.2, гл. 6);
  • способности и задатки (см. гл. 9);
  • темперамент (см. гл. 10);
  • характер (см. гл. 11);
  • особенности психических процессов и состояний (см. гл. 8, 12-18);
  • психический опыт личности (см. гл. 7).

Данные подструктуры могут быть разложены на более детальные составляющие: блоки, личностные образования, отдельные процессы, качества и свойства, описываемые различными категориями, понятиями, терминами. Описанию предметного содержания этих составляющих психического облика личности посвящен, по существу, весь учебник.

  • Брушлинский Андрей Владимирович (1933–2002) – доктор психологических наук (1978), профессор (1991), действительный член РАО (1992), член-корреспондент АН СССР (1990), действительный член РАЕН (1996), академик Международной кадровой академии (1997). Ученик и последователь С. Л. Рубинштейна. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1956). Сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР (1956–1972); старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, руководитель группы по психологии мышления Института психологии АН СССР (1972–1989); директор Института психологии РАН (1989–2002), главный редактор "Психологического журнала" АН СССР (с 1988 г.). Автор концепции континуально-генетической психологии субъекта, создавший новый вариант диалектической логики, известный специалист в области психологии личности, мышления и педагогики. Основные труды : "Культурно-историческая теория мышления" (1968); "Психология мышления и кибернетика" (1970); "О природных предпосылках психического развития человека" (1977); "Мышление и прогнозирование" (1979); "Мышление и общение" (в соавторстве; 1990); "Субъект, мышление, учение, воображение" (1996); "Психология субъекта" (2003).
  • Небылицын Владимир Дмитриевич (1930–1972) – доктор педагогических наук (по психологии) (1966), профессор (1968), член- корреспондент АПН СССР (1970). Окончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ (1952). С 1965 по 1972 г. работал заместителем директора НИИОиПП АПН СССР и заведующим лабораторией дифференциальной психофизиологии. Зам. директора и зав. лабораторией психофизиологии Института психологии АН СССР, профессор кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии МГУ (1968–1970). Внес большой вклад в создание научной школы отечественной дифференциальной психофизиологии; доказал трехмерный характер (возбуждение, торможение, уравновешенность) свойств нервной системы и наличие связей силы нервной системы с чувствительностью, с индивидуальнопсихологическом своеобразием деятельности и поведения. Основные труды: "Основные свойства нервной системы" (1966); "Психофизиологические исследования индивидуальных различий" (1976).
В психологию слово " " пришло из общеупотребительной лексики. При этом, как часто бывает, в науке оно обрело несколько иной смысл. В широком обиходе слово "личность" используют для характеристики "социального лица" человека. Отсюда и происхождение слова "личность" (лик, личина). Когда говорят слова "Лейтенант, необходимо срочно разъяснить личность разыскиваемого преступника", то по большей мере интересуются поверхностными характеристиками человека: Ф.И.О., внешний вид, национальность, возраст, образование, профессия, социальные контакты, биография. Сюда можно отнести и те психологические характеристики, которые налицо: спокойный или раздражительный, молчаливый или разговорчивый и т.д. В общем-то сугубо личное человека или не интересует говорящего, или остается под вопросом. Редко можно услышать, например, такое: "Наш директор был замечательной личностью: на досуге много размышлял о смысле жизни, в тайне от всех мечтал построить домик в деревне..."

В психологии, по крайней мере отечественной, под личностью часто, если не чаще всего, подразумевают некое "смысловое ядро" или "ценностный стержень" человека. То есть как раз глубоко личные особенности человека, что-то самое важное в его душе, ее "мотор". Соответственно внешнее в человеке отходит на второй план, оно - либо следствие личностных особенностей, либо вообще случайный фактор, не связанный никак с личностью.

Из этого очевидного противоречия между исходным смыслом слова и сложившимся в науке (личность это внешнее или внутреннее) возникало и возникает много взаимонепонимания, неразберихи. На сегодняшний день многие ученые вообще избегают пользоваться термином "личность" для обозначения каких бы то ни было психических явлений. Если в их работах и встречается слово "личность", то лишь как синоним "человека". Те же ученые, которые продолжают изучать личность, под ней подразумевают именно "ядерные" свойства человека, основной источник его поведения.

Разными учеными разработаны очень разные структуры личности. В одних упор делается скорее на внешние, наглядные характеристики поведения человека, связанные с его социальной активность. В других упор на стержневые особенности, поиск основного источника поведения человека.

В широком обиходе понятие "личность" включает в себя все множество разнообразных характеристик человека (например, возраст или национальность). В психологии в структуру личности входят обычно лишь психические свойства:

Способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),

Темперамент (динамические характеристики поведения),

Характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),

Волевые качества (собранность, внутренняя свобода),

Эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),

Мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),

Направленность (интересы и склонности в определенных областях),

Ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.

С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими.

А. Г. Ковалев рассматривал личность как синтез:

Темперамента (структуры природных свойств),

Направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

Способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

К. К. Платонов предложил "динамическую структуру личности":

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества),

Личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек),

Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память),

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

В. А. Ганзен в структуру личности включил:

Темперамент (динамические особенности поведения человека),

Направленность (интересы и склонности),

Характер (отношение к тем или иным сторонам бытия),

Способности (готовность к выполнению той или иной деятельности).

С. Л. Рубинштейн увидел в структуре личности три связанных между собой плана:

Подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.),

Задатки и способности (интеллект, частные способности, уровень развития психических процессов (ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения, чувств и воли)),

Темперамент и характер.

Легко заметить, что в классической отечественной психологии в структуру личности включались исключительно психические явления , то есть то, что заметно в поведении другого человека не только компетентному специалисту (например психологу или психиатру), но и простому обывателю. Последнему для понимания наибольшую сложность представляет, очевидно, темперамент. Однако это слово употреблялось еще древнегреческими мыслителями, и сейчас очень многие знают, кто такие холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.

Иной подход у ряда западных авторов, которые совершенно не стесняются включать в структуру личности элементы, которые другим специалистам кажутся фантастическими. При этом не только в структуру личности включаются спорные элементы, но и эти элементы выстраиваются между собой в фантастические связи.

Наиболее известная такая структура - структура личности по З. Фрейду:

Ид (оно - инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),

Эго (я - сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),

Суперэго (сверх-я - мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается "убеждением" эго в приоритете идеалистических ценностей).

Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:

Эго (сфера сознания - мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),

Личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),

Коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества - в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

В свою очередь коллективное бессознательное состоит из архетипов - врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

Известна также структура личности по Г. Айзенку:

Интроверсия-экстраверсия (обращенность личности на внутренний или внешний мир),

Нейротизм-стабильность.

Сочетание этих двух измерений порождает четыре разных психологических типа.

Известный исследователь акцентуаций личности К. Леонгард в своих работах выделял акцентуации характера (демонстративный тип, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный). Таким образом, в его структуру личности входит два явления.