Как повел себя герой и почему. Характеристика мечтателя из повести "белые ночи" достоевского

Это повесть Федора Достоевского, которая была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1848 году. Писатель посвятил свое произведение А.Н. Плещееву, другу молодости. Возможно, именно этот человек является прототипом главного персонажа, так как известно, что в данное время он думал над собственным вариантом повести, герой которой витает в облаках. Характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" будет рассмотрена в нашей статье.

Все мы мечтатели

"Белые ночи", по мнению многих исследователей творчества писателя, является одним из самых поэтических и светлых его произведений. Сам Достоевский, кроме того, писал о том, что все мы являемся в некоторой степени мечтателями. То есть повесть в каком-то смысле можно назвать автобиографичной. Ведь Федор Михайлович, как и главный герой произведения, часто вспоминал о своих грезах. Он писал о том, что в юношеской фантазии любил представлять себя иногда то Марием, то Периклом, то рыцарем на турнире, то христианином периода правления Нерона и т.д. Атмосфера этого произведения романтична, как и образы главных его героев - юной девушки и чиновника-разночинца. Оба они обладают чистой душой.

Встреча с Настенькой

Повесть состоит из пяти частей. При этом в четырех из них описываются ночи, а в заключительной - утро. Молодой человек, главный герой, - это мечтатель, который прожил уже восемь лет в Петербурге, но не смог найти в этом городе друзей. Он вышел в один из летних дней на прогулку. Но вдруг герою показалось, что на дачу выехал весь город. Являясь одиноким человеком, мечтатель ощутил с большой силой свою оторванность от остальных. Он решил отправиться пешком за город. Возвращаясь с прогулки, главный герой заметил молодую девушку (Настеньку), рыдающую у перил канала.

Они разговорились. Этими событиями начинает повесть "Белые ночи" Достоевский.

Характер главного героя

Выбрав форму повествования от первого лица, автор произведения придал ему черты исповеди, размышлений, имеющих автобиографический характер. Характерно, что своего героя Достоевский не назвал. Этот прием усиливает ассоциацию с близким другом писателя или самим автором. Всю жизнь образ мечтателя волновал Федора Михайловича. Он хотел даже написать одноименный роман.

Характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" следующая. В произведении главный герой - это полный сил, образованный молодой человек. Однако он называет себя одиноким и робким мечтателем. Этот персонаж живет романтическими грезами, заменившими ему действительность. Повседневные заботы и дела ему неинтересны. Выполняет он их лишь по необходимости и ощущает себя в этом мире чужим. Бедный мечтатель прячется в темных углах Петербурга, куда солнце никогда не заглядывает. Этот человек всегда сконфужен, он постоянно чувствует себя виноватым. У героя нелепые манеры, бестолковая речь.

Внешняя характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" очень скудная. Акцент делается автором на его Так, мы не можем сказать, чем он занимается, где служит. Это обезличивает его еще больше. Мечтатель живет без друзей, а также никогда не встречался он с девушками. Из-за этого герой становится объектом неприязни и насмешек окружающих. Сам он себя сравнивает с грязным, помятым котенком, с враждой и обидой смотрящим на мир.

Все время складывается такое ощущение, что главный персонаж является маленьким мальчиком или же снедаемым лихорадкой подростком. Путанные признания и чрезмерные эмоции, которые он выплескивает сумбурно, кажутся не имеющими совершенно никакого отношения к ситуации. Он совсем не знает мира, как показывает характеристика мечтателя из повести "Белые ночи". Если девушка решит связать свою жизнь с этим героем, ее ждут нежные вздохи, однако ни в гости, ни в театр такой человек ее не пригласит - только запрет дома и сделает заложницей сентиментальности. Характеристика мечтателя позволяет сделать такой вывод.

Греховность жизни мечтателя, его творческие силы

Федор Михайлович считает, что такая призрачная жизнь является греховной, поскольку уводит человека из мира реальности. Он превращается в "странное существо" какого-то "среднего рода". Мечтания главного героя в то же время имеют и творческую ценность. Ведь этот человек, как замечает Достоевский, является художником собственной жизни. Он творит ее по своему произволу каждый час.

"Лишний человек"

Мечтатель представляет собой тип так называемого лишнего человека. Однако лишь внутрь себя обращена его критика. Общество он не презирает, подобно Печорину или Онегину. Герой этот испытывает к незнакомым людям искреннюю симпатию. Мечтатель-альтруист способен служить другому человеку, прийти ему на помощь.

Отражение настроений в обществе в произведении

Многим современникам Достоевского была присуща склонность к мечтам о чем-то необычном и ярком. В обществе царили разочарование и отчаяние, которые были вызваны поражением декабристов. Ведь не созрел пока подъем освободительного движения, приходящийся на 60-е годы. Федор Михайлович смог сам отказаться в пользу идеалов демократии от пустых мечтаний. Однако главному герою "Белых ночей" так и не удалось вырваться из плена грез, хотя он и понял всю пагубность собственного мироощущения.

Настенька

Противопоставлена этому герою-мечтателю Настенька - активная девушка. Достоевским был создан образ романтичной и утонченной красавицы, которая является героя, хотя и немного наивной и ребячливой. Вызывает уважение этой девушки, ее желание бороться за собственное счастье. Однако Настенька и сама нуждается в поддержке.

Любовь, которую пережил мечтатель

Достоевский ("Белые ночи") в своем произведении описывает чистое, искреннее чувство мечтателя. Герою эгоистические побуждения неведомы. Он готов для другого пожертвовать всем, поэтому стремится устроить счастье этой девушки, не задумываясь ни на минуту о том, что любовь Настеньки - это единственное, что у него есть в этой жизни. Чувство мечтателя доверчиво, бескорыстно. Оно так же чисто, как белые ночи. Любовь спасает героя от его "греха" (то есть мечтательности), позволяет утолить жажду полноты жизни. Однако печальна его участь. Он снова является одиноким человеком. Ф. Достоевский ("Белые ночи"), однако, не оставляет в финале повести безысходного трагизма. Вновь благословляет мечтатель свою возлюбленную.

Повесть эта является своеобразной идиллией. Это авторская утопия о том, какими люди могли бы быть, если бы проявляли лучшие чувства. Произведение "Белые ночи", мечтатель в котором - персонаж обобщенный, типичный, - это скорее греза о красивой, другой жизни, чем отражение Достоевским действительности.

Мечтатели у Толстого и Достоевского

На представления главного героя о счастье (идеал сострадания и братства) интересно взглянуть через призму произведения Толстого "После бала". Характеристика мечтателя ("Белые ночи") в свете этого рассказа становится особенно рельефной. Бесконечная оторванность от жизни и сентиментальность героя Достоевского резко контрастируют с глубокими переживаниями, присущими молодому романтику из произведения Толстого. Он в отличие от первого принимает серьезные решения. Совершенно погружен в свои переживания герой Федора Михайловича. Для него где-то в стороне существует внешний мир. Собственные грезы - единственный мотив для совершения того или иного действия, как показывает мечтателя ("Белые ночи") и его "двойника" из рассказа "После бала". Любая сентиментальность - показатель непонимания насущных потребностей, духовного одиночества, следствие чувства отчужденности от мира, владеющего человеком. Ф. Достоевский ("Белые ночи") тем не менее сочувствует герою и не осуждает его.

Cлайд 1

Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи» Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей. Учитель литературы Алиева Светлана Викторовна, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №883 г. Москвы

Cлайд 2

ЦЕЛЬ: выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя

Cлайд 3

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский

Cлайд 4

Блиц-опрос Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? Тургенев Сколько слов содержит полное название данного произведения? семь Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? Настенька Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? четыре Как называется город, в котором происходят описанные героем события? Петербург

Cлайд 5

Впервые опубликовано в журнале "Отечественные записки" (1848. N 12) с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. «Белые ночи»

Cлайд 6

Ночь первая. В какой обстановке разворачивается сюжет произведения? Какие события изображены на страницах повести? Как чувствует себя герой в Петербурге? Какая обстановка его окружала? При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой? Как повел себя герой и почему?

Cлайд 7

«Сентиментальный роман» Роман1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Роман2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. По словарю Ожегова С.И. В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”?

Cлайд 8

«Сентиментальный роман» СЕНТИМЕНТАЛИЗМ: 1)Литературное направление (в России в конце 18 и начале 19 вв.), отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы; 2) Сентиментальное (во втором значении) отношение к чему-нибудь (книжн.) Что означает прибавка “сентиментальный”?

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Мечта – мечтательность – мечтатель Мечтать что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном. Мечта вообще всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара. Мечтатель -охотник мечтать, задумываться или играть воображением; кто сам о себе высокого мнения. Толковый словарь В.Даля Словарь:

Cлайд 12

Проблемный вопрос Надо ли человеку иметь мечту? Нужно ли человеку мечтать? Быть мечтателем это хорошо? Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Cлайд 13

Как герой объясняет, почему он не занимается делами? Как он оценивает такую жизнь?

Cлайд 14

Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? Оцените богатство речи героя. Как этот монолог его характеризует?

Cлайд 15

Ночь третья Почему герой так легко увлекся Настенькой? Легко ли понять, что думает автор по поводу переживаний своего героя?

Cлайд 16

Cлайд 17

Утро Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний) Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.) Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день– проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”.Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)

Cлайд 18

Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Счастлив или несчастлив герой? У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках? Утро Вывод. Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Cлайд 21

Домашнее задание Мини-сочинение. Чем интересна повесть «Белые ночи» вам, современным школьникам? Прочитав повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи», о чем бы ты хотел рассказать своим одноклассникам?

Cлайд 22

Список источников Петербург Достоевского http://www.pereplet.ru/portfel/glazunov/klassika_pic/dostoev/7.jpg «Белые ночи» http://img1.nnm.ru/d/9/0/b/a/d90ba6f2812632f4e2f0a2bca6f84805_full.jpg Мечтатель http://www.artlib.ru/objects/gallery_642/artlib_gallery-321236-b.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/74/788/74788342_beluye_nochi.jpg Петербург http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/1/scripwriter.0/0_11fd_129b99c8_XL Ф.М.Достоевский «Белые ночи» http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0230.shtml На мосту http://www.3rm.info/uploads/posts/2012-12/1355855415_3.jpg Утро http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2007/11/29/996239.jpg Словари http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC/ Методические пособия и разработки Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи» http://festival.1september.ru/articles/533052/ И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных «Поурочные разработки по литературе 9 класс» - Москва:ВАКО,2011 Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. «Уроки литературы в 9 классе»- Москва: Просвещение, 2011

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображено множество ярких и самобытных персонажей - мужественных,

решительных, справедливых. Однако мое внимание больше всего привлекла Маша Миронова - главная героиня произведения, дочь капитана Миронова.

Жизнь Маши проходит в Белогорской крепости, комендантом которой является ее отец. Портрет девушки ничем не примечателен: ей около восемнадцати лет, она «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши» . Мать считает ее «трусихой» , а злобный Швабрин характеризует девушку как «совершенную дурочку» .

Однако дальнейшее знакомство показывает, что Маша имеет множество достоинств: она радушная, искренняя, милая, «благоразумная и чувствительная» девушка. Ее ровный характер и приветливость не могут оставить окружающих равнодушными.

Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы, она готова скорее умереть, чем согласиться выйти замуж за нелюбимого человека. Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье.

Узнав об аресте Петра Гринева и об обвинении его в измене и предательстве, она едет в Петербург с намерением подать прошение государыне. Уверенная в невиновности любимого, она так просто и искренне рассказывает о его отношениях с предводителем бунтовщиков Пугачевым, что склоняет на свою сторону Екатерину П. «По именному приказу» Гринева освобождают из заключения, кроме того, императрица берется устроить состояние осиротевшей Маши.

Я считаю, что Маша Миронова - одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение. Мне очень хочется стать похожей на Машу, потому что я считаю ее идеалом женщины.

В повести «Капитанская дочка» Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление об их характерах, то есть об их внутренних качествах.

Одним из персонажей произведения является Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Во время первой встречи с ней мы видим обыкновенную русскую девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши» . Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег.. . с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою» . Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться.. . Ни за что! ни за какие благополучия! » Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью» . Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья.

Цели урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя.

Оборудование: доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки - задания, карточки – информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске.

Эпиграфы к уроку:

“Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”.

“Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.”

Ф. М. Достоевский

Вступительное слово учителя

С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”. Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – “Бедные люди”. Это было целостное произведение в жанре романа, в котором был заострен вопрос о сословном неравенстве, в показе поистине “парий общества” – людей обреченных, придавленных гнетом зависимости и унижений, не сложных, полных внутренний душевной деликатности, преисполненных чувства собственного достоинства.

Сообщение учащегося о повести Ф. М. Достоевского “Бедные люди”.
Сопоставлением Макара Девушкина с Самсоном Выриным из “Станционного смотрителя” А. С. Пушкина и Акакием Акакиевичем Башмачкиным из “Шинели” Н. В. Гоголя.

Тезисы выступления учащегося, заранее подготовленного учителем
В Вырине Девушкин узнает себя, переживания смотрителя близки и понятны ему, даже финал повести Пушкина он принимает без протеста против несправедливости судьбы.
Судьба Вырина в чем - то повторяется в судьбах других персонажей романа: Покровского – отца, чиновника Горшкова, Емели. Все они в глазах Девушкина обладают той или иной добродетелью, как и пушкинский герой.
Башмачкин вызывает чувство возмущения. В “Шинели” перед героем предстает тоже правда его жизни, правда, которую он не хочет признать, но которая проникает в самое его сердце и разрушает его представление о себе и своем месте в жизни. Состояние это пробуждает в Девушкине желание непременно высказаться, обостряет его самосознание.
Наряду с традиционными представлениями о мире и своем месте в нем, присущими и Вырину и Башмачкину, у Девушкина возникает понимание жизненных ценностей, пробужденное прежде всего любовью к Вареньке Доброселовой.

Слово учителя

Как видите, проблема соотношения “среды” и “личности” заявлена Достоевским уже в ранних произведениях, и в них же по новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение Достоевского, что “красота спасет мир”; он хотел заглянуть в область “предведений и предчувствий” того, чего нет, но что должно быть действительностью.
“Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?” - такой риторический вопрос задает героиня “Белых ночей” своему нечаянному знакомому.

Работа со вступительной статьей учебника.
Работа с иллюстрациями.
Слово учителя

Всмотритесь в иллюстрацию Г. Горнецова “Набережная Невы. Ночь” мы не будем анализировать ее; мы постараемся проникнуться настроением, заданным Достоевский в самом начале повести: “Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, токае светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?”.
Портрет молодого человека на фоне города Петербурга, отражающегося, как в зеркале, в спокойных водах канала, так и называется “Мечтатель. Ф. Достоевский. “Белые ночи”. Автор этого портрета Илья Глазунов.
На третьей мы видим идущих по ночным, безлюдным улицам города девушку и юношу, в которых несомненно узнаем героев повести Настеньку и Мечтателя.

Беседа (вопросы заранее написаны на доске)

Постарайтесь, опираясь на текст повести, дать характеристику ее главному герою:

  • Кто он?
  • Чем занимается?
  • Каков род его деятельности, отношение к ней?
  • Любимое занятие в свободное время?
  • Что можно сказать о его увлечениях, кругозоре?
  • Можно ли мечтателя отнести к типу “маленьких” людей.

Работа в группах
Карточки – задания

Первая группа
Ночь первая

    Как чувствует себя герой в Петербурге?

    Какая обстановка его окружала?

    Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города.

Вторая группа
Ночь первая

    При каких обстоятельствах произошла встреча мечтателя с Настенькой?

    Как повел себя герой и почему?

Третья группа
Ночь третья

    Почему герой так легко увлекся Настенькой?

    Что переживает герой во время встречи с ней?

Четвертая группа
Ночь четвертая

    Прочему герой решает связать свою судьбу с Настенькой?

    Насколько искренен его порыв?

Пятая группа
Утро

    Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему?

Группа шестая
Ночь третья.
Письмо Настеньки.

    Как воспринимает мир Настенька?

    О чем она мечтает?

    Как образ Настеньки помогает понять замысел автора, его идею?

Группа седьмая

Тебе случалось – в роще темной,
В траве весенней, молодой
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один в стране чужой.)
Он ждал тебя - в траве росистой,
Он одиноко расцветал…
И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал.
И ты срываешь стебель зыбкий,
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь с медленной улыбкой
Цветок, погубленный тобой.
И вот идешь дорогой пыльной,
Кругом все поле сожжено,
Струиться с неба жар обильный,
А твой цветок завял давно.
Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождем
И был заеден пылью знойной,
Спален полуденным лучом.
Так что ж? Напрасно сожаленье!
Знать он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

    Почему именно из него Достоевский взял несколько строк для эпиграфа?

    Почему слегка поправил взятые для эпиграфа три последние строки стихотворения?

    В чем изменился их смысл?

    Как он соотносится с общим тоном и событиями “Белых ночей”?

Итог работы в группах.

Почему так печальна судьба человека с добрым “слабым сердцем”. Как вы понимаете слова бескорыстие? альтруизм? (Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами, противоп. эгоизм.)

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР

Романтизм -

    Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию; к изображению идеальных героев и чувств.

    Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

    Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности.

Сентиментальный -

    Основанный на принципах сентиментализма.

    Излишне слащавый.

    Способный легко растрогать, расчувствоваться.

Сентиментализм -

    Литературное направление, отмечавшееся излишней чувственностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы

На основе словарных статей определите жанровое своеобразие произведения Ф. М. Достоевского “Белые ночи” и запишите его в тетрадь.
Запишите также ваше понимание смысла названия повести.

Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение: интересно ли вам, современному читателю, мысли и чувства Достоевского?

Список литературы

  1. Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
  2. В мире литературы. 9 кл.: учеб. – хрестомания для общеобразоват. учеб. завед / Авт. – сост А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С, Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
  3. Золотарева И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2002, 400 с.
  4. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк – М.: Дет. лит., 1984. – 208 с.
  5. Методические советы к учебнику – практикуму для 9 кл. Литература. Русская классика (избранные страницы) / Под. Ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1998. – 192 с.
  6. Кутузов А. Г., Киселев А. К., Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие / Под ред. А. Г. Кутузова - М.: Дрофа, 2001 . – 144 с.
28.03.2013 18852 2209

Урок 56 тема одиночества человека в СТРАННОМ мире белых НОЧЕЙ. ПЕТЕРБУРГ достоевского

Цел и: обучать аналитическому чтению; выявить особенности пейзажа в произведениях Достоевского.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

Беседа.

– Как чувствует себя герой в Петербурге?

– Какая обстановка его окружает?

– При каких обстоятельствах произошла его встреча с Настенькой? (Рассмотреть иллюстрацию художника М. Добужинского «Белые ночи», с. 383.)

– Как повел себя герой? Почему?

– Как характеризует героя его диалог с Настенькой?

Учитель. Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить читателя равнодушным: «Мне страшно стало оставаться одному… я бродил по городу в глубокой тоске», «Казалось, весь Петербург грозил обратиться в пустыню…» «Страшно, пусто, одиноко… И вдруг…» «Неужели же был грех почувствовать… братское сострадание?..» (с. 322, учебник). Сострадание, принесение своего «я» в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу – нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. Герой помышляет о братском участии, он сам охотно приходит на помощь несчастной девушке из чувства «братского сострадания»; его душа открыта навстречу возвышенным благородным стремлениям. Писатель сочувствует своему герою, но показывает его полную беспомощность перед лицом прозы жизни, пошлой действительности. Мечтателю судьба подарила «целую минуту блаженства» – так он оценивает свои чувства к Настеньке и свои короткие встречи с ней. Но этой минуты оказалось мало «на всю жизнь человеческую».

«Белые ночи» – произведение, овеянное поэзией, повествующее о благородных мечтателях, что подчеркнуто и подзаголовком: «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя», и эпиграфом – строкой из стихотворения И. Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего?..

Повесть построена в виде воспоминаний героя, речь которого романтически стилизована, насыщена литературными реминисценциями. Беспредельная грусть одинокого мечтателя, вспоминающего через 15 лет самое счастливое мгновение своей жизни, уже предвещает горькое разочарование героев 60-х гг.

II. Работа по теме урока.

1. Постановка круга рассматриваемых вопросов.

– Какую роль в понимании героев «Белых ночей» сыграл образ города? Какой он, Петербург Достоевского?

– В творчестве каких писателей создавался образ Петербурга? А чем отличается повествование Достоевского?

Для того чтобы выявить особенности пейзажа Достоевского, внимательно прочитаем еще раз первый абзац «Ночи первой».

2. Выразительное чтение текста (с. 380–381 учебника).

3.Работа в группах (с элементами лингвистического анализа).

1-я группа . Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придает тексту повествование от первого лица?

2-я группа . Проанализируйте построение предложений. С кем ведет диалог рассказчик? Чего добивается таким способом автор?

3-я группа . Какие детали помогают понять жизнь города? Попробуйте «расшифровать» символ – желтый цвет.

4-я группа . Эта часть текста – монолог героя. Оцените богатство его речи. Как этот монолог его характеризует?

5-я группа . Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему бесконечно одинок герой повести «Белые ночи»?

Вывод . Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). Но в отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детали, топографическая точность). Кроме того, Достоевский не только бытописатель, он изображает и некоторую духовно-мистическую сущность Петербурга, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург – символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в сконцентрированном виде.

III. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) домашнее сочинение «Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского»;

2) статья о Л. Н. Толстом (с. 3–6, II ч. учебника);

4) индивидуальные задания (см. следующий урок).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.