Кто в вишневом саде живет настоящим. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад

Пьеса "Вишневый сад", написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.

В последней пьесе Чехова - один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые и трагические. Для нее и ее брата Гаева - это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он ее владелец. "Ведь я родилась здесь, - говорит она, - здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…" Но для Раневской и Гаева вишневый сад - символ прошлого.

Другой герой, Ермолай Лопахин, смотрит на сад с точки зрения "циркуляции дела". Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская - сад в прошлом, Лопахин - сад в настоящем.

Сад в будущем олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов - сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизни. Живется ему тяжело. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении живет народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: "Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!" Его речь ораторская, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. "Вся Россия наш сад!" - восклицает он.

Аня - это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование мировоззрения Ани оказал Трофимов. Душевный облик Ани характеризует непосредственность, искренность и красота чувств и настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: "А я в Париже на воздушном шаре летала!" Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым.

Девушка порывает связи с прошлым. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани нежная, душевная, наполненная верой в будущее.

Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, вера в светлое будущее своей Родины.

Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно в их уста вкладывает он слова надежды, свои собственные мысли. Поэтому эти герои могут восприниматься и как резонеры - выразители идей и мыслей самого автора.

Так, Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверена в том, что, несмотря на то, что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних. Вместе с ней в это верит и сам Чехов.

Пьесу «Вишневый сад», последнее драматическое произведение Антона Павловича Чехова, можно считать своеобразным завещанием писателя, в котором нашли свое отражение заветные мысли Чехова, его раздумья о прошлом, настоящем и будущем России.

В основе сюжета пьесы лежит история дворянского поместья. В результате происходящих в русском обществе перемен прежние владельцы поместья вынуждены уступить место новым. Эта сюжетная канва очень символична, она отражает важные этапы общественно-исторического развития России. Судьбы чеховских персонажей оказываются связаны с вишневым садом, в образе которого пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Герои вспоминают о прошлом усадьбы, о тех временах, когда вишневый сад, обрабатывающийся крепостными, еще приносил доход. Этот период совпал с детством и юностью Раневской и Гаева, и об этих счастливых, беззаботных годах они вспоминают с невольной ностальгией. Но крепостное право давно отменено, усадьба постепенно приходит в упадок, вишневый сад перестает быть рентабельным. Наступает время телеграфов и железных дорог, эпоха деловых людей и предпринимателей.

Представителем этой новой формации выступает в чеховской пьесе Лопахин, ведущий свое происхождение из семьи бывших крепостных Раневской. Его воспоминания о прошлом носят совсем другой характер, его предки были рабами в том самом поместье, хозяином которого он теперь становится.

Разговоры, воспоминания, споры, конфликты - все внешнее действие чеховской пьесы сосредоточено вокруг судьбы поместья и вишневого сада. Сразу после приезда Раневской начинаются разговоры о том, как можно спасти заложенное и перезаложенное имение от торгов. По ходу действия пьесы эта проблема будет приобретать все большую остроту.

Но, как это чаще всего и бывает у Чехова, настоящей борьбы, настоящего столкновения бывших и будущих хозяев вишневого сада в пьесе нет. Как раз наоборот. Лопахин делает все возможное, чтобы помочь Раневской спасти поместье от продажи, однако полное отсутствие деловых навыков мешает незадачливым хозяевам усадьбы воспользоваться полезными советами; их хватает только на сетования и пустые разглагольствования. Вовсе не борьба между нарождающейся буржуазией и уступающим ей свое место дворянством интересует Чехова, гораздо важнее для него судьбы конкретных людей, судьба всей России.

Раневская и Гаев обречены потерять поместье, которое им так дорого и с которым связано

столько воспоминаний, и причина этого заключается не только в их неспособности внять дельным советам Лопахина. Наступает время платить по старым счетам, а долг их предков, долг их рода, историческая вина всего их сословия еще не искуплены. Настоящее проистекает из прошлого, их связь очевидна, не зря же снится Любови Андреевне в цветущем саду покойная мать в белом платье. Это напоминает о себе само прошлое. Очень символично, что Раневская и Гаев, отцы и деды которых не пускали тех, за счет которых они кормились и жили, даже на кухню, теперь сами всецело зависят от выбившегося в богачи Лопахина. В этом Чехов видит возмездие и показывает, что барский уклад жизни, хоть он и овеян поэтической дымкой прекрасного, растлевает людей, губит души тех, кто к нему причастен. Таков, например, Фирс. Для него отмена крепостного права - страшное несчастье, в результате которого он, никому не нужный и всеми забытый, останется один в опустевшем доме... Этим же барским укладом порожден и лакей Яша. В нем уже нет преданности господам, отличающей старика Фирса, зато он без зазрения совести пользуется всеми благами и удобствами, которые может извлечь из своего житья под крылышком добрейшей Раневской.

Лопахин же - человек другого склада и другой формации. Он деловит, имеет крепкую хватку и твердо знает, что и как нужно сегодня делать. Именно он дает конкретные советы о том, как спасти имение. Однако, будучи человеком деловым и практическим и выгодно отличаясь этим от Раневской и Гаева, Лопахин начисто лишен духовности, способности воспринимать прекрасное. Великолепный вишневый сад интересен для него лишь как вложение капитала, он замечателен лишь тем, что «очень большой»; и исходя из чисто практических соображений, Лопахин предлагает вырубить его, чтобы отдать землю в аренду под дачные участки, - это выгоднее. Не считаясь с чувствами Раневской и Гаева (не по злобе, нет, а просто из-за отсутствия душевной тонкости), он приказывает начинать вырубать сад, не дожидаясь отъезда бывших хозяев.

Примечательно, что в пьесе Чехова нет ни одного счастливого человека. Раневская, приехавшая из Парижа, чтобы покаяться в совершенных грехах и найти покой в родовом поместье, вынуждена возвращаться обратно со старыми грехами и проблемами, так как поместье продают с молотка, а сад вырубают. Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме, где прослужил всю свою жизнь. Будущее Шарлотты неизвестно; годы проходят, не принося радости, а мечты о любви и материнстве так и не реализуются. Варя, не дождавшаяся предложения Лопахина, нанимается к каким-то Рагулиным. Быть может, чуть лучше складывается судьба Гаева - он получает место в банке, но едва ли из него получится преуспевающий финансист.

С вишневым садом, в котором так причудливо скрестились прошлое и настоящее, связаны и размышления о будущем.

Завтрашний день, который, по мысли Чехова, должен быть лучше дня сегодняшнего, олицетворяют в пьесе Аня и Петя Трофимов. Правда, Петя, этот тридцатилетний «вечный студент», едва ли способен на реальные дела и поступки; он лишь умеет много и красиво говорить. Другое дело - Аня. Осознавая красоту вишневого сада, она в тоже время понимает, что сад обречен, как обречена и прошлая рабская жизнь, как обречено и настоящее, полное бездуховного практицизма. Но в будущем, уверена Аня, должно наступить торжество справедливости и красоты. В ее словах: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого» не только желание утешить мать, но и попытка представить новую, будущую жизнь. Наследуя от Раневской душевную чуткость и восприимчивость к прекрасному, Аня в то же время полна искреннего желания изменить, переделать жизнь. Она устремлена в будущее, готова трудиться и даже жертвовать во имя его; она мечтает о том времени, когда переменится весь уклад жизни, когда она превратится в цветущий сад, дарящий людям радость и счастье.

Как устроить такую жизнь? Рецептов на этот счет Чехов не дает. Да их и не может быть, ведь важно, чтобы каждый человек, испытав неудовлетворенность тем, что есть, загорелся мечтой о прекрасном, чтоб он сам искал пути к новой жизни.

«Вся Россия - наш сад» - эти знаменательные слова неоднократно звучат в пьесе, превращая историю разорения поместья и гибели сада в емкий символ. Пьеса полна мыслей о жизни, ее ценностях, подлинных и мнимых, об ответственности каждого человека за мир, в котором он живет и в котором будут жить его потомки.

Внешним сюжетом пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” служит продажа за долги имения Раневской, конец сложившегося жизненного уклада дворянской семьи. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, не понимающие происходящих вещей или понимающие их очень неправильно, связан с судьбами нескольких поколений – прошлого, настоящего и будущего России.
Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей. Можно сказать, что вся пьеса “Вишневый сад” устремлена к будущему родины.

/> Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи “Вишневого сада”. Каждый из них живет в настоящем, но для одних это – завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия). Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом.

Для других (Аня, Петя Трофимов) это – только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.
В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход… Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т. д.
От настоящего в будущее в “Вишневом саде” открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. “Да, время идет”, – замечает сам Лопахин.
Итак, “Вишневый сад” – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. “Вся Россия наш сад”, – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого…”
Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, мертвой дворянской культуры. “Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…” – произносит в своем монологе Петя Трофимов.
Мне кажется, что именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в “Вишневом саде” связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: “Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…

Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!”
А вот Гаевы, Раневские, кажется, не задумываются о жизни, жизни уходящей и будущей. Для них не оказывается бедой даже та ужасная драма, которая разыгрывается в связи с продажей их родного имения. Мне кажется, все это происходит по той причине, что у таких героев, как Раневская и Гаев, вообще не может быть ничего серьезного, ничего драматического в жизни.

Именно поэтому, на мой взгляд, с Раневской и, конечно, Гаевым связана комедийная, сатирическая основа “Вишневого сада”.
И потому эти представители прошлого не заслуживают красоты будущего, о которой говорит Петя Трофимов. Раневскую и Гаева и представителями-то можно назвать лишь с натяжкой. Они лишь призраки, которые не смогут оставить после себя даже долговечной памяти.
Потому, что герои в “Вишневом саде” четко делятся на две группы, они как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их…
На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение.

Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе.

Очевидна, поскольку сам А. П. Чехов осознавал, что “все давно состарилось, отжило” и только ждет “начала чего-то молодого, свежего”. И писатель с радостью прощался с ненавистным ему прошлым. “Прощай, старая жизнь!” – звенит в финале “Вишневого сада” молодой голос Ани, голос новой России, голос Чехова.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад” I. Вступление “Вишневый сад” был написан в 1903 году, в эпоху, во многом переломную для России, когда кризис старых поряд­ков уже обозначился, а будущее еще не определилось. II. Главная часть 1. Прошлое представлено в пьесе персонажами старшего поколения: Гаевым, Раневской, Фирсом, но о прошлом гово­рят […]...
  2. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова. В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой […]...
  3. В произведениях Чехова ярко отразилось русское искание веры, тоска о высшем смысле жизни, мятущееся беспокойство русской души, ее большая совесть. М. А. Булгаков Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя – пьесе “Вишневый сад “. Чехов видел рост революционного сознания народа, его […]...
  4. Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя – пьесе “Вишневый сад”. Чехов видел рост революционного сознания народа, его недовольство самодержавным режимом. Общедемократическая позиция Чехова сказалась в “Вишневом саде”: персонажи пьесы, находясь в больших идейных столкновениях и противоречиях, до открытой вражды не доходят. […]...
  5. Вся Россия – наш сад. А. Чехов. Вишневый сад. “Вишневый сад”, написанный в 1903 г., – последнее произведение Чехова, в котором он в очередной раз продемонстрировал нам чуткость к изменениям духа времени, подчас неуловимым, незамечаемым простым глазом. Вишневый сад – это сложный и неоднозначный образ – символ, который объединяет вокруг себя разновозрастных героев пьесы, связанных […]...
  6. Своей последней пьесе Чехов дал подза- головок – комедия. Но в первой постановке Московского художественного академическо- го театра еще при жизни автора пьеса пред- стала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно иметь в виду, что драма – это литературное произведение, рассчитан- ное на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное существование, выявит […]...
  7. Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о […]...
  8. Настоящее, прошлое, будущее в пьесе “Вишневый сад” Конец девятнадцатого – начало двадцатого – время из­менений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошло­го. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и Дети“. У него это яркий конфликт, […]...
  9. План Особенности драматургии Чехова Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы “Вишневый сад” Связь времен сегодня Особенности драматургии Чехова До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли […]...
  10. Драматические произведения Антона Павловича Чехова сложны и неоднозначны. По собственному признанию автора, написанные “вопреки всем правилам драматического искусства”, между тем на протяжении многих десятилетий не сходят со сцен театров мира. Чем же так привлекательна драматургия Чехова? Автор гениально сумел увидеть и отразить современное ему время, изменившиеся человеческие отношения. Ведь в чеховских пьесах мало динамики. Герои […]...
  11. Есть только миг между прошлым и будущим… Л. Дербенев Действительно, миг – между прошлым, которое не­возможно изменить, и будущим, к сюрпризам которого нельзя быть готовым заранее, – вот что такое наше настоящее. Время, данное нам, чтобы остановиться, за­думаться над своими ошибками, решить, что делать дальше, попытаться повлиять на свою дальнейшую судьбу. Но всегда ли мы […]...
  12. В преддверии революции у русских писателей не раз возникал вопрос о прошлом, настоящем и будущем России, о современниках, их реальных возможностях изменить жизнь к лучшему. В пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехов показал проблемы дворянства на примере дворянской усадьбы Раневской и Гаева. Их характеры во многом определяют дальнейшую судьбу их родового гнезда, объясняют причины их […]...
  13. Пьеса “Вишневый сад”, написанная А. П. Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблемы деятеля, отцов и детей, любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в одной теме – прошлое, настоящее и будущее России. В последней пьесе Чехова – один […]...
  14. Пьесу “Вишневый сад”, последнее драматическое произведение Антона Павловича Чехова, можно считать своеобразным завещанием писателя, в котором нашли свое отражение заветные мысли Чехова, его раздумья о прошлом, настоящем и будущем России. В основе сюжета пьесы лежит история дворянского поместья. В результате происходящих в русском обществе перемен прежние владельцы поместья вынуждены уступить место новым. Эта сюжетная канва […]...
  15. Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России. В последней пьесе Чехова – один центральный образ, определяющий всю […]...
  16. Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу рассказами, пьесами, повестями. Чехов создал множество рассказов, огромную коллекцию произведений, посвященных одной теме – теме России. Автор был поразительно щедро наделен талантом человечности. Он умел чувствовать чужую боль, умел сопереживать. Но для этого необходимо было видеть боль своего ближнего. Горький писал: “Он освещает скуку, нелепости, стремления, весь хаос […]...
  17. Джордж Бернард Шоу – крупнейший английский драматург конца XIX – начала XX века. Ему удалось вывести английскую драму из идейного и художественного тупика, характерного для 60-70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту, проблемный характер и блестящую сатирически-парадоксальную форму. Среди многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1914 гг., выделяется “Пигмалион” (1913). Эта […]...
  18. Тема России подспудно вызревала в лирике Блока на протяжении всего его творчества. Наиболее полно свое отношение к судьбе России поэт выразил в цикле “Родина” (1907-1916). Эта тема росла в поэте по мере вызревания в нем человека, смело глядящего “в лицо миру”, все духовные силы которого были устремлены к свету – основе будущей жизни. Сам Блок […]...
  19. “Вишневый сад” – предсмертное гениальное создание Чехова – представляет собой смелое сочетание комедии с нежной и тонкой лирикой. Смех, свободный и веселый, пронизывает всю пьесу. Но не менее значительно в ней и лирическое начало. Чехов выступает творцом оригинальнейшего, новаторского жанра лирической комедии. Смеясь, человечество прощается со своим прошлым, с отжившими формами существования. Ушел в прошлое […]...
  20. За окном мелькают судьбы Жизней прожитых года… Викорук Д. Г. Вряд ли в средней полосе России найдется человек, который ни разу не пользовался услугами железной дороги, будь то простая поездка на дачу или путешествие к морю. Каждый раз, оказываясь на вокзале, ощущаешь благоговейный трепет перед поездкой. Российские железные дороги имеют длинную историю и славные традиции. […]...
  21. А. П. Чехов написал пьесу “Вишневый сад” в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность. Описание прислуги вызывает жалость, их неустроенность и бедность показывают беспросветность бытия простого народа. В центр всего произведения вынесен образ вишневого сада. Сад не живой герой, он […]...
  22. В “Вишневом саде” одной из затрагиваемых автором тем является тема прошлого, настоящего и будущего. Последний из этих временных пластов тесно связан с темой молодежи. В произведении это, прежде всего, образы Пети Трофимова и Ани. Петя Трофимов, пожалуй, единственный человек в пьесе, для которого будущее существует как осознанная реальность, как то, для чего он живет. Этот […]...
  23. ­Настоящее и будущее Тема будущего занимает важное место в творчества В. В. Маяковского, в особенности в произведениях, написанных в 1920-х годах. Не зря его называли художником-новатором и футуристом. Как в дореволюционный, так и в постреволюционный период писатель стремился высказать свои восторженные идеи и веру в светлое будущее. Ему, как футуристу, представлялось, что во второй половине […]...
  24. Каждого поэта, вошедшего в русскую классическую литературу, хочет он того или нет, последующие поколения критиков причисляют к определенному литературному течению. Так легче рассматривать творческое наследие, легче понимать произведения. Вот и мы не будем игнорировать принятую систему, чтобы проанализировать стихотворения Блока. Александр Блок остался в памяти потомков как выдающийся поэт-символист. Но не многие помнят тот факт, […]...
  25. Тема “Вишневого сада” – тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизни России новой социальной силы – передовой интеллигенции. В пьесе показана неизбежность ухода с исторической сцены дворянства – уже отжившего, неприспособленного класса. Центральное место в пьесе занимают образы помещиков-дворян Раневской и […]...
  26. И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в […]...
  27. Сравнение “Вся Россия – наш сад!” в пьесе Чехова “Вишневый сад” очень символично, ибо с той красотой вишневого сада, которая гибнет от стука топора, умирает и вся Россия. Образ сада – образ самой родины. Именно тема родины – внутренняя поэтическая тема “Вишневого сада”, этой глубоко патриотической пьесы, проникнутой от первой до последней строки страстной и […]...
  28. Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России. В последней пьесе Чехова один центральный образ, определяющий всю жизнь […]...
  29. Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: “Мы – дети страшных лет России”. Предчувствие “неслыханных перемен” и “невиданных мятежей” отбрасывало особый отблеск на […]...
  30. Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! А. Блок Цикл “На поле Куликовом” создан Блоком в период безвременья после поражения первой русской революции 1905 года. Он связан с осмыслением событий 8 сентября 1380 года – сражения на Куликовом поле между войсками хана Мамая и ратью Дмитрия […]...
  31. В центре пьесы Чехова “Вишневый сад” стоит вопрос о спасении вишневого сада – имения помещицы Раневской. Важно, что сад олицетворяет всю Россию. Таким образом, драматург ставит в своем произведении вопрос о том, возможно ли спасти “старую” Россию – дворянскую страну, с ее многовековым укладом, культурой, философией, мировоззрением. Можно сказать, что на протяжении всей комедии роль […]...
  32. В пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” многие персонажи в чем-то противостоят друг другу. Поэтому можно выделить контрастные пары героев с их контрастными убеждениями. Во-первых, “я выше любви” Раневской и “мы выше любви” Пети Трофимова. Для Фирса – все лучшее безвозвратно ушло в прошлое, Аня – безоглядно устремлена в будущее. Варя живет для родных, отрекаясь […]...
  33. В пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков – тему гибели “дворянских гнезд”. В этом произведении отчетливо показано прощания новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, обреченным. “Старое” и “новое” время в пьесе символизируют герои: представители старой, патриархальной России – Раневская, ее брат Гаев, Симеонов-Пищик, человек нового времени – […]...
  34. Ход времени в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” – шаг в развитии Чехова-дра­матурга и писателя. Написана она в 1903 году. Это время вошло в историю как предреволюционное. В этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить суще­ствующее состояние страны, найти выход из многочислен­ных противоречий, охвативших Россию начала XX столе­тия. По-своему пытался решить […]...
  35. Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив. А. П. Чехов Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в […]...
  36. Название пьесы символично. “Вся Россия – наш сад”,- сказано у Чехова. Эта последняя пьеса была написана Чеховым ценой огромного напряжения физических сил, и простое переписывание пьесы было актом величайшей трудности. Чехов закончил “Вишневый сад” накануне первой русской революции, в год своей ранней смерти (1904). Думая о гибели вишневого сада, о судьбе обитателей разоряющегося имения, он […]...
  37. “Вишневый сад” – последняя пьеса гениального Чехова. В ней нашли свое выражение философские размышления драматурга: о судьбе России – ее прошлом, настоящем и будущем; о современниках и потомках, о быстротечном времени, о предназначении человека. В центре пьесы находится судьба имения помещиков Гаевых. “Душой” этого имения является вишневый сад, с которым связаны воспоминания трех поколений героев: […]...
  38. Основными темами пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню России – в этом заключается содержание “Вишневого сада”. Россия […]...
  39. Пьеса начинается с того, что помещица Раневская приезжает в свое имение, которое давно заложено и в случае неуплаты долгов будет продано с аукциона. Но Раневская, как и ее брат Гаев, ничего не предпринимает для спасения имения, прекрасного вишневого сада. Купец Лопахин предлагает разбить сад под участки, отдав их в аренду дачникам. Но Раневская и Гаев […]...
  40. Антон Павлович Чехов был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его глазами. Прежде, чем перейти к теме своего сочинения, я хотела бы рассказать о том, каким человеком был Антон Павлович. Главными своими врагами он называл ложь, лицемерие и произвол. Вся жизнь писателя была заполнена упорным, систематическим трудом. Прожив сорок четыре […]...
Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

Введение
1. Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
3. Выразитель идей настоящего – Лопахин
4. Герои будущего – Петя и Аня
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и своеобразного тонкого мастерства, проявляющегося с равным блеском, как в его рассказах, так и в повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на все последующее их развитие.
Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей ее обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой.

Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекали их на положение жертвы. В «Вишневом саде» действительность изображается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они – настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколением принадлежит право очистить, изменить жизнь. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.

Воплощение прошлого – Раневская и Гаев

Выразитель идей настоящего – Лопахин

Герои будущего – Петя и Аня

Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным студентом».
Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, он не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого барина», которой ему самому так недостает.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие с нескрываемой любовью. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер».
В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью.
Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства. По складу характера она во многом близка к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы Аня беспечна, быстро переходит от озабоченности к оживлению. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах. Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.
Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Заключение

Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой человеческих чувств.
По силе своего непосредственного эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве критического реализма.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более прекрасной, более справедливой, более разумной.
Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы живем в новом XXI столетии, попрежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

Список используемой литературы

1. История русской литературы второй половины XIX века / под ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – Москва 1966.
2. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
3. А. A. Егорова. Как написать сочинение на «5». Учебное пособие. РостовнаДону, «Феникс», 2001.
4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998.

Введение
1. Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
3. Выразитель идей настоящего – Лопахин
4. Герои будущего – Петя и Аня
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и своеобразного тонкого мастерства, проявляющегося с равным блеском, как в его рассказах, так и в повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на все последующее их развитие.
Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей ее обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой.

Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекали их на положение жертвы. В «Вишневом саде» действительность изображается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они – настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколением принадлежит право очистить, изменить жизнь. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.

Воплощение прошлого – Раневская и Гаев

Выразитель идей настоящего – Лопахин

Герои будущего – Петя и Аня

Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным студентом».
Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, он не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого барина», которой ему самому так недостает.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие с нескрываемой любовью. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер».
В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью.
Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства. По складу характера она во многом близка к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы Аня беспечна, быстро переходит от озабоченности к оживлению. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах. Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.
Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Заключение

Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой человеческих чувств.
По силе своего непосредственного эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве критического реализма.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более прекрасной, более справедливой, более разумной.
Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы живем в новом XXI столетии, попрежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

Список используемой литературы

1. История русской литературы второй половины XIX века / под ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – Москва 1966.
2. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
3. А. A. Егорова. Как написать сочинение на «5». Учебное пособие. РостовнаДону, «Феникс», 2001.
4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998.