Война и мир семья курагиных характеристика героев. Семья Курагиных – характеристика

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные черты этого семейства. Среди персонажей " Войны и мира " Курагины живут, зная во всем мире только личный свой интерес и

энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли - князь Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

Курагины лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи - Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Василий Курагин

Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер. Он был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица". Говорил князь на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы".

В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся" . На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.

Излюбленный прием Толстого - противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

Эпизод борьбы за наследство старого графа Безухова наиболее точно раскрывает двуличную сущность Василия Курагина.

Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер " женить блудного сына Анатоля " на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

Элен Курагина

Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее " однообразную " , " неизменяющуюся " улыбку и " античную красоту тела " , она напоминает прекрасную, бездушную статую.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность, вступает в брак только ради своего собственного обогащения.

Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной.

Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

Элен Безухова - не женщина, она скорее, животное. Ни у одного романиста не встречался еще этот тип развратницы большого света, которая ничего не любит в жизни, за исключением своего тела. Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов.

Как и говорила Элен, в свете после дуэли и отъезда все считали Пьера наивным дураком. Она вновь стала жить с мужем и создала свой салон.

"Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума". Это несказанно удивляло Пьера, который знал, что Элен была очень глупа. Но она так умела преподать себя, что никто об этом не задумывался.

Негативную роль сыграла она и в судьбе Наташи Ростовой. Ради забавы, пустой прихоти Элен испортила жизнь молодой девушке, подтолкнув ее к измене, и даже не задумалась об этом.

Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и ели простую еду"), в кружке Элен, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению". Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском дворе. Но вот двор возвращается в Петербург. "Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.

В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем".

Ради собственного блага она предает самое святое - веру, принимает католичество. Этим, как ей казалось, она освобождает себя от нравственных обязательств, данных Пьеру, став его супругой. Элен решает связать свою судьбу с одним из двух ее поклонников. В начале августа все совершенно определилось, и она написала мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она просит исполнить все необходимые для развода формальности. Но Пьер не получил письма, он был на войне.

В ожидании ответа от Пьера, Элен праздно проводила время. Она по-прежнему блистала в свете, принимала ухаживания молодых людей, несмотря на то, что уже собиралась выйти замуж за одного из влиятельнейших вельмож, но, к несчастью, старика.

В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг.

Ипполит Курагин

"… Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой … лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение ".

Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

На приеме у Шерер он предстает нам " в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках ". И такая нелепость наряда нисколько его не смущала.

Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником. Так в конце вечера в гостиной Шерер, Ипполит, как бы невинно ухаживая за маленькой княгиней, женой Болконского, вызывает ревность князя.

Отец Князь Василий называет Ипполита " покойным дураком " . Толстой в романе - " вялым и ломающимся " .

Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин, по мнению Толстого, " простой и с плотскими наклонностями " . Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.

"Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка". Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.

Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело.

Женитьба на " богатой уродливой наследнице " - Марии Болконской ему представляется очередным увеселением.

Он вместе с отцом приезжает в Лысые Горы, чтобы посвататься.

Марья, и отец ее чувствуют себя оскорбленными тем волнением, которое вызвал в них приезд предполагаемого жениха, и которое они не могут в себе победить.

Прекрасные большие глаза дурака Анатоля " притягивают к себе, и княжна Марья, и маленькая княгиня, и m-lle Bourienne не остаются равнодушными к красоте Курагина. Все желают предстать перед ним в лучшем свете. Но для княжны Марьи кажется оскорбительным то, что она вынуждена наряжаться и вести себя не сообразно со своими привычками. Чем дольше подруги подбирали наряды, тем меньше княжне хотелось встречи с Анатолем. Она понимала, что сейчас ее выставляют на показ, что своей внешностью она не сможет никого заинтересовать, и тем неуместнее казались ей хлопоты подруг. Так ничего и не добившись, подруги оставили княжну одну. Она ни только не переменила наряда, но даже не взглянула на себя в зеркало.

Анатоль обратив внимание на хорошенькую m-lle Bourienne , решил, что и в Лысых горах будет не скучно.

В разговоре с отцом княжны Марьи Анатоль снова проявляет себя полным дураком, бесшабашным повесой.

Анатоль казался княжне Марье добрым, храбрым, решительным, мужественным и великодушным. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни, возникали в ее воображении. Анатоль же думал: "Бедняга! Чертовски дурна".

M-lle Bourienne думала о том, что этот русский князь увезет ее и женится на ней.

Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное.

В то время как княжна Марья пошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne и Анатоль встретились в зимнем саду.

После разговора с отцом княжна пошла к себе через зимний сад и увидела Анатоля, страстно обнимающего m-lle Bourienne.

Когда отец с князем Василием пригласили княжну Марью дать ответ, она сказала: "Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына".

Князь Василий благодаря опрометчивому поведению Анатоля остался ни с чем.

В Петербурге Анатоль вел жизнь разгульного повесы. В его доме собиралось игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. Он сбивает с пути добродушного, доверчивого Пьера своей наигранной простотой.

Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой. Его низменное, порочное желание сиюминутно иметь то, что хочется, не считаясь с интересами других, привело к разрыву Наташи с князем Андреем, принесло душевные страдания семьям Ростовых и Болконских.

Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его, либо он умрет. И, если Наташа скажет " да " , он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма, Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удался, записка Наташи попала в чужие руки, и план похищения провалился.

На следующий день в разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания - обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы. На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.

«Война и мир» - одно из самых монументальных произведений русской литературы и, без сомнения, лучшее творение Л.Н. Толстого. Роман охватывает промежуток времени почти в десятилетие, показывает судьбы целых поколений, и особое внимание в нём уделяется портретам семей. Крайне интересным представляется сравнение Болконских и Курагиных .

Несмотря на то, что оба семейства выходцы из дворянского рода, понятия о том, что есть семья и истинные ценности у Болконских и Курагиных сильно разнятся. Однако сначала о сходствах - помимо очевидного благородного происхождения их объединяет тот факт, что главы семейства остались без своих жён. И Василий Курагин, и Николай Болконский были вынуждены заботиться о детях самостоятельно. Всё бремя родительской опеки легло на их плечи, и они изо всех сил старались сделать так, чтобы их отпрыски были счастливы. Правда, представления о благах у них абсолютно разные.

Семья Болконских в романе представлена Николаем Болконским, его сыном Андреем и дочерью Марьей. Николай - человек военный, строгих нравов и жёсткой дисциплины, что проявляется во всём. Он искренне любит своих детей, но часто просто не умеет показывать эту любовь. Потому хоть его слова порой глубоко ранят их, и Марья, и Андрей знают, что на самом деле отец готов жизнь за них отдать, так же как отдал бы и за Родину.

Отношение к России занимает особое место. Несмотря на то, что Николай Болконский давно отошёл от военной службы, он не перестаёт переживать за судьбу государства и народа. Для него истинные ценности - это долг Родине, отвага, честь, следование традициям и сохранение чувства собственного достоинства.

Очень похож на отца князь Андрей. Он не искал лёгкой славы и денег, поэтому хоть у него и была возможность пойти в армию в более высоком звании, чем адъютант, он ею не воспользовался. Привык, как и отец, всего добиваться своим трудом. Чувство патриотизма Болконского было так велико, что он попросил Кутузова направить его в отряд, получивший смертельно опасно задание. Не мог князь Андрей находиться в стороне, хотел быть на передовой и вершить судьбу своей страны самостоятельно.

Всего себя отдавая России, Болконский был несколько скуп в проявлении чувств с родными. Перед «маленькой княгиней», как часто называл в романе Л.Н. Толстой Лизу Болконскую - жену князя, Андрей чувствует вину. Она подарила жизнь его сыну и умерла при этом. Однако встреча с Наташей Ростовой будто возродила в князе погасший огонь жизнелюбия, правда, именно в отношениях с ней ещё больше подчёркивалась натура Болконского. Они были совершенно разными.

Марья Болконская всегда видела смысл жизни в том, чтобы устроить чужое счастье. На протяжении романа она совершает много поступков во благо других, в чём-то жертвуя собственными интересами. Однако в конце её чрезвычайная доброта, кротость и добрый нрав были вознаграждены, и она обрела истинное женское счастье с Николаем - братом Наташи Ростовой. Ещё Марья очень религиозна, она верит в Бога и живёт по его заповедям.

Если в семье Болконских сосредоточены лучшие человеческие качества, то Курагины совсем другие. Василий - чиновник, а потому высокомерное отношение для него является поведенческой нормой. Он любит интриги, искусно их плетёт, чему обучил и всех детей. Пороки сопровождают Василия Курагина и всю его семью.

Поучая детей, он делает их себе подобными - завистливыми, алчными и готовыми на всё ради достижения своей цели. Лишь один из его детей, а именно Ипполит не слишком сведущ в светском обществе. Он, так же как и другие родственники горд и самоуверен, но это сочетается с глупостью, поэтому Ипполит часто становится предметом насмешек.

Другие дети Василия - Элен и Анатоль имели гораздо больший успех в свете. Элен - настоящая красавица, но душа её крайне уродлива. Обманом она завлекает Пьера Безухова в сети брака, а после изменяет ему с его же товарищем. Единственное, что интересует её - это деньги и любование собственной персоной.

Элен - настоящая распутница и хотя об этом знает весь свет, её охотно принимали на раутах. Анатоль под стать сестре производил настоящий фурор своим появлением. Дамский угодник, нарцисс, видящий жизнь лишь как череду сплошных удовольствий - вот те слова, которые точно характеризуют его. Для него нет понятия чести, оно просто пустой звук.

Сначала он разбивает сердце княжне Марье, когда обещав жениться, заводит интрижку с её же горничной, а после увлекает Наташу Ростову, прекрасно зная о том, что она обещана другому. В той ситуации, где Андрей Болконский проявил бы уважение и сохранил не только свои честь и достоинство, но других причастных к ней, Анатоль поступает иначе. Он идёт на поводу у собственных желаний, не задумываясь о последствиях.

В романе «Война и мир» не существует двух более разных семей, чем Курагины и Болконские. Одни ратуют за честь, справедливость, помощь ближнему, олицетворяя всё самое лучшее, что есть в России и русских людях, другие же есть воплощение порока, всего самого дурного. Л.Н. Толстой чётко даёт понять, что есть истинные ценности и как он относится к ним.

Это прослеживает по судьбам героев. Ни один из семьи Курагиных никогда не был счастлив по-настоящему, и Элен, и Анатоль постигла весьма трагичная участь, в то время как семья Болконских обрела счастье. Некоторые познали его уже на пороге смерти, но даже это великая честь.

Писатель не зря так ярко обозначил черты самого доброго и светлого и противопоставил их всему плохому, Л.Н. Толстой будто хотел показать, что и представил семьи Курагиных, и представитель семьи Болконских есть в каждом из нас. Однако кем быть решать только самому человеку. Стоит только помнить о том, что всякое зло наказуемо, а добро - вознаграждено.

Официальный постер мини-сериала BBC One "Война и мир", 2016 г

Лев Толстой явно никому не даёт покоя. Оно и понятно – яркий представитель литературной классики, звезда своего времени, мощь, сила, глубокая философия – что, спрашивается, ещё нужно для полного счастья? Именно поэтому зарубежные режиссёры нет-нет да и берутся, засучив рукава, за то или иное произведение в попытках постигнуть широкую русскую душу. Правда, пока выходит то..., что выходит. То красочная лента Кинга Виндора «Война и мир» с Одри Хёпбёрн в роли Наташи Ростовой, которая хоть и считается культурным наследием, в своё время не избежала громкого провала. То «Анна Каренина» Джо Райта, где дела обстоят ещё хуже, потому что вместо роковой красавицы зрителю является худосочная Кира Найтли с сугубо нерусским лицом. Не то чтобы наша публика имела что-то против заграничных черт, но всё-таки Каренину мы привыкли представлять как-то иначе. По крайней мере, в нашем понимании толстовская героиня, как минимум, должна быть одета, а не сверкать направо и налево обнажёнными частями тела.

Андрей Болконский (Джеймс Нортон)

Наташа Ростова (Лили Джеймс)

Как показывает опыт последних лет, британцы вообще тяготеют к эротике... и к русской литературе. Думаете, несовместимые понятия? Вы недооцениваете английских кинематографистов! «Анна Каренина», можно сказать, была только пробным камнем, впереди нас ждало настоящее откровение.

Подходит к концу трансляция шестисерийного фильма «Война и мир» (War and Peace), снятого режиссером Томом Харпером по сценарию Эндрю Дэвиса для канала BBC One. Мы уже практически у победного финала, а катарсиса так и не случилось, в отличие, скажем, от «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Хотя сравнивать английский «шедевр» с нашей киноэпопеей как-то даже неловко. Если в 1967-м Бондарчук задумывался о концепции, которая будет очевидна человеку начитанному, или, по крайней мере, осведомленному, что «Война и мир» - это для начала литературное произведение, а не сразу кино, то англичане пошли по простому пути.

Пьер Безухов (Пол Дано)

Княгиня Анна Павловна (Джиллиан Андерсон)

Толстовский непередаваемый подтекст, рефлексия персонажей (надо заметить, не только центральных) и, в конце концов, какая-то телесность, осязаемость героев, всё это оказалось в английской версии лишним. Англичане создавали свою экранизацию в расчёте на тех, кто, скорее всего, романа не читал, а готов довольствоваться только историей сценариста Эндрю Дэвиса, которая куда больше напоминает краткое перечисление событий монументального труда Льва Толстого. Когда-то Дэвис уже имел честь поработать с текстом романа – первый 20-серийный фильм с Энтони Хопкинсом в роли Пьера Безухова вышел еще в 1972 году и даже принес актеру премию BAFTA.

К чести создателя нового произведения по мотивам Толстого, стоит отметить, что все события соблюдены в строгом соответствии с первоисточником, правда, слегка приукрашены. И то верно, кому интересно будет смотреть на душевные терзания тюфяка Пьера Безухова (который в английской версии, увы, другого звания никак не заслуживает), лучше будет показать, как его жена Элен (кстати, в телесериале она куда больше напоминает развратную нимфоманку, нежели представительницу высшего общества) совокупляется с любовником и по совместительству родным братом Анатолем Курагиным. Как показывает многолетний опыт, для человека, далёкого от кинодраматургии да и от искусства в целом, обнажённые тела видеть как-то спокойнее, дескать, и у них, у персонажей то есть, всё как у людей.

Анатоль Курагин (Каллум Тернер)

Элен Курагина (Таппенс Мидлтон)

Толстой при написании оригинального текста, вероятно, сцену плотской любви брата и сестры Курагиных просто забыл расписать, зато Дэвис досадную несправедливость исправил. Кстати, опытные литературоведы считают, что Лев Николаевич на инцест всё-таки намекал, но тонко, мол, кто поймёт, тот поймёт. Создатели же фильма намёками предпочли не ограничиваться и показать загадочную русскую душу во всей красе: тут и сцены грязной любви, и батальоны голых мужчин во главе с Болконским, и практически наглядное руководство по принятию родов, и кишки, торчащие из трупов на поле боя, короче говоря, всё, чтобы у зрителей точно не возникло желания читать непосредственно сам роман.

Режиссёр и сценарист своих намерений не скрывают, мол, фильм для тех и задумывался, кто Толстого не собирается изучать прицельно. Да что там, сами актёры заветных четырех томов не держали в руках – говорят, такой объём мало кому по зубам, и времени, если честно, совсем нет.

Сцена купания русских солдат, кадр из 5-й серии, на переднем плане - персонаж актера Оскара Пирса

Так что совсем не удивительно, что, благодаря такому своеобразному продвижению классики в массы, в твиттере очень скоро образовалось сообщество, посвящённое новому хиту, в частности, на обсуждение выдвинуты вопросы: «Кого предпочтёт Наташа – Анатоля или Андрея?» (в финале зрителей ждёт невероятный сюрприз) и «Легально ли демонстрировать на экране мужские половые органы в праймтайм?» Вторая тема, кстати, затмила все иные обсуждения после показа пятой серии (в минувшие выходные). Твиттер взорвался комментариями один другого краше. Сериал тут же предложили переименовать в War and Penis.

Герои, стоит отметить, в английской версии «Войны и мира» сказочно хороши собой: Наташа (Лили Джеймс) много и звонко смеётся, Пьер (Пол Дано) хоть и тюфяк, но тюфяк симпатичный, Болконский в исполнении Джеймса Нортона и вовсе похож на волшебного принца, так что пережить его безвременную кончину неподготовленному зрителю будет тяжело.

Судя по всему, в новое произведение кинематографического искусства вложено колоссальное количество сил и средств – костюмы, локации (ради достоверности съёмочная группа даже зафиксировала разные планы Санкт-Петербурга), правда, от Толстого в сериале ничего не осталось кроме, разве что, названия. Так что «Война и мир» Харпера может стать отличным примером того, как снимать не нужно, а по-русски говоря: не умеешь – не берись. Ну или назови эту эротическую фантазию по мотивам русской классики как-нибудь иначе.

Наташа Ростова и Князь Андрей, кадр из сериала BBC One

Во всех больших произведениях Л. Н. Толстого семейная тема проходит красной нитью, но, пожалуй, только семья Курагиных в романе «Война и мир» вызывает столько отрицательных эмоций у читателя.

Характеристика и описание семейства Курагиных в романе «Война и мир»

Рассмотрим по пунктам, что представляет собой эта семья, какие у них цели, занятия, интересы, отношения между собой и к окружающим.

Где живут Курагины

Князь Василий, отец семейства, появляется в первых строчках романа в салоне Анны Шерер. Это кружок высшего света, место, где встречаются аристократы, приближенные к императору сановники. Все они имеют огромное влияние на судьбы страны.

Немыслимо представить, чтобы они жили где-либо еще, как не в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Кроме Анатоля Курагина, который «отослан» отцом в Москву за то, что тот стоил ему слишком многих денег — сорок тысяч рублей в год. В Москве Анатоль жил скромнее, в конно-гвардейских казармах.

Отношения в семье Курагиных между детьми

Младшее поколение князей Курагиных представляет собой тип светских, испорченных богатством и знатностью молодых людей. Они веселы и легки в общении, ими можно увлечься, но даже между собой они не способны на высокие чувства.

Анатоля и Элен связывает притяжение двух красивых, здоровых животных. Они симпатизируют друг другу и порой помогают «по-братски» в достижении своих страстей, связанных с похотью и деньгами. Каждый из них по-своему успешен: Анатоль – знаменитый в высшем обществе повеса, Элен – красавица и светская львица.

Они любуются друг другом и чувствуют практическую пользу – роль одного усиливает роль другого. Их взаимная симпатия даже вызвала нелицеприятные толки в свете (возможно, не без оснований, как намекает автор), отчасти из-за этого Анатоля и отправили в Москву.

Старшему сыну Ипполиту в романе уделено меньше внимания. Он изображен дегенератом, не способным на какие-либо искренние чувства. Все в нем напоказ, с самым уверенным видом он произносит совершенные глупости. Впрочем, это не мешает ему занимать дипломатический пост.

Его брат и сестра вполне довольны Ипполитом просто потому, что он Курагин, один из них. Они готовы были бы и посодействовать ему в карьере, если бы это потребовалось, потому что все Курагины должны жить хорошо и иметь приличное положение в обществе, иначе просто не мыслимо. К тому же брат и сестра ценят его за то, что он безвредный дурак, он им не опасен, как конкурент.

Проблема отцов и детей Курагиных

Отношение князя Василия к своим детям подкупает своей открытой, беззлобной циничностью. Анатоля он хочет выгодно женить, потому что тот слишком дорого ему обходится. Элен выдает замуж за Пьера, так как надеется и сам поживиться миллионами Безуховых.

Дети считают практицизм и бездуховность родителей нормой , они с полуслова понимают отца и способствуют всем его начинаниям.

Как это ни парадоксально, проблемы отцов и детей в семействе Курагиных нет. Здесь царит почти полная гармония. Почти — потому что, хотя нет идеологических противоречий между ними, но есть противоречия интересов на уровне богатства, знатности, удовольствий.

Княгиня Курагина (редко появляющийся в романе персонаж) мучается завистью к дочери, когда Элен вступает в «блестящий» брак с Пьером Безуховым. Анатоль злится на отца, когда тот не дает ему денег.

Отношение к слугам Курагиных

Для князей Курагиных слуги – это просто слуги, почти неодушевленные существа, призванные обеспечивать их комфорт. Князья не вступают с ними в человеческое общение, это «не комильфо».

Тон отношений с ними барски-презрительный. Это утвержденная форма общения, переступать за которую – табу.

Отношение к войне и Наполеону у Курагиных

Любые политические или религиозные взгляды во вселенной Курагиных не столь важны в сравнении с их личными интересами. Князь Василий в силу своего общественного положения высказывает некоторые политические воззрения, всегда близкие к общему направлению мыслей его окружения. Даже во время войны он ищет только собственную выгоду.

Ипполит способен рассказать патриотический анекдот, возвышающий его Государя над другими европейскими владыками. Перед войной он презрительно отзывался о Бонопарте, считая его недостойным выскочкой. Анатоль и Элен, младшие дети Курагиных, совершенно не интересовались политикой.

Когда началась война 12-го года, это коснулось всех русских людей. Но Курагины в ней хотели только выжить, что не всем удалось. Анатоль был ранен в битве при Бородино, ему ампутировали ногу, после чего он скончался. Элен сбегает за границу и впоследствии умирает от постыдной болезни.

Авторское отношение к Курагиным

Лев Николаевич, как антитезу другим героям, вывел в образах Курагиных беспринципных индивидуалистов. В дни тяжелых испытаний они оказались бесполезным и даже вредным грузом для Отечества. Народ победил Наполеона вопреки таким людям.

По глубокому убеждению Толстого, в семье должно быть теплое, человеческое начало, основанное на взаимной любви, терпении, бескорыстной помощи ближнему. Только такой союз можно называть истинной семьей.

Анализируя судьбы своих героев, Толстой приходит к выводу, что жизненная философия Курагиных ведет к гибели их самих и несет вред окружающим.

Анатоль соблазняет юную наивную Наташу, будучи сам женат, тем самым разрушив ее будущий брак с Андреем Болконским. Распутное поведение Элен приводит Пьера на грань жизни и смерти, а затем — к глубокому духовному кризису.

Сравнительная характеристика семей Болконских, Ростовых, Курагиных

Драматично и трогательно описаны семейные отношения Болконских. Старый грозный князь, которого и боятся, и искренно любят его дети. Трепетная Мари, обожающая своего брата. Когда Андрей Болконский осознает, что желает славы, людского почитания, он, пройдя суровые испытания, раскаивается в этом, меняет свою жизнь. Анатолю рефлексия вообще не свойственна. Он не только о других людях, но и о себе не задумывается.

Семейство Ростовых Толстой описал с особенным вниманием. Здесь царит любовь. Пылкая, обаятельная Наташа – душа этой семьи. Ее обожают даже слуги, несмотря на ее капризы.

Когда Николай, старший из детей Ростовых, проигравшись в карты, небрежно просит отца оплатить его долг, тот, смутившись, быстро соглашается. Через минуты, устыдившись своего поступка, Николай со слезами просит прощения. Такая сцена немыслима в семействе Курагиных.

Цитатная характеристика семьи Курагиных

Об Элен он говорит: «Где вы - там разврат, зло».

Глава семьи, князь Василий, так говорит о своих отпрысках: «Мои дети - обуза моего существования. Это мой крест». Ипполита он характеризует «покойным дураком» , а Анатоля, младшего сына, - «беспокойным» .

Цитата Элен из романа говорит сама за себя: «Я не такая дура, чтобы иметь детей».