Основные ценности коренных народов ямала сообщение. Традиционная культура янао, обычаи и нравы


-86995121285
Традиции
народов
ЯМАЛА
Ямал – суровый северный край, который славится не только своими полезными ископаемыми, но и богат разными традициями, которые передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней. Ямал – это моя Родина. Меня зовут Иван Сухоносов, мне 14 лет. Я родился в городе Лабытнанги. Моя мама родом из села Мужи Шурышкарского района. Летом 2014 года я со своими родителями ездил в село Мужи, там живёт моя бабушка. В селе Мужи мы побывали в Шурышкарском районном музейном комплексе.
395605153670
Там мы узнали много интересного о жизни коренных малочисленных народов севера. Мамина бывшая одноклассница, а ныне заведующая сектором общих вопросов и информационного обеспечения Савельева Надежда Семёновна провела для нас целую экскурсию. Рассказала нам о проводимых праздниках и традициях северных народов и предоставила используемые мной фотографии. Из рассказа Надежды Семёновны мы узнали, что все традиционные праздники обычно проводятся в деревне Ханты-Мужи. Раньше это была обычная небольшая деревушка, в которой проживали несколько семей рыбаков. Расположена эта деревушка в трёх километрах от Мужей. В деревне Ханты - Мужи всего семь домов. Это бывшие хантыйские жилища. Сейчас там находится природно-этнографический парк-музей "Живун".
В своей работе я использовал материал с сайта Википедии - свободной энциклопедии, с сайтов: http://vesti-yamal и телерадиокомпании «Ямал регион», а также из книги «По обе стороны двуобья», которая была выпущена к 80-ти летию Шурышкарского района. Авторский коллектив: Т.В. Ануфриева, А.Г. Брусницына, П.М. Гудков.

308610662940Ворна Хатл - праздник пробуждения

Вороний день – один из главных народных праздников. Он символизирует приход северной весны. Но прежде, чем встретить тепло, нужно как следует попрощаться с холодной зимой. Каждую весну приходят люди на одно и тоже место. На своем особом празднике они будят от зимнего сна древних духов этой земли. Все это называется Днем вороны, по-хантыйски – Ворна Хатл. Именно в этот день по древним легендам на земле зародилось человечество. Чтобы ступить на священную землю, гости проходят обряд очищения. После этого нужно обязательно съесть сушку. Хлебными сушками украшают все. Съедобное колечко вешают даже на клюв символической вороне. Считается, что именно ворона своим криком пробуждает спящую под снегом природу. С этого дня начинается весеннее обновление жизни. Обские ханты считали эту птицу покровительницей женщин и детей. Чем больше веточек, щепок и стружек в День вороны приносили дети домой, тем больше удачи сулил им этот год. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга на холодный Ямал, греет в собранном хворосте лапы и зазывает в дом еще больше детей. «Если человек очень рано встал в этот день, именно седьмого апреля, собрал много щепок и принес домой, то настолько будет тебе удача до следующего периода праздника Ворна Хатл.
Детей в этот день будят рано утром. Родители говорят им: «Вставай, а то ворона глаз выколет», чтобы дети просыпались и помогали матерям по хозяйству. Основным местом празднования Ворна Хатл считается место, где растут священные деревья. Им ханты поклоняются веками. Сюда приходят исключительно женщины. Они приносят с собой лоскутки ткани, вкладывают туда свои дары, обычно это монетки, и повязывают на дерево. При этом, принято мысленно разговаривать с деревом и просить у него, например семейного благополучия.

184785779145День оленевода
День оленевода - традиционный праздник тундрового населения. Проводится с начала марта и до середины апреля. Праздник День оленевода проводится в первую очередь, кончено, для тундрового населения ведущего традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре, в своих чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое вместе со своими семьями и оленьими стадами. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.
На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике.
В праздник День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, проводятся культурные и спортивные мероприятия.
Культурная часть праздника включает в себя следующие виды: конкурс женской одежды, конкурс детской одежды, конкурс мужских поясов, конкурс на лучшую оленью упряжку.
Спортивная часть праздника включает в себя метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест), прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, гонки на оленьих упряжках, гонки на снегоходах.
История Дня оленевода началась еще в 30-х годах в период коллективизации, когда объединялись частные оленеводческие хозяйства. Два самых крупных из них – Казымское и Саранпаульское – начали проводить на своих территориях специальные олимпиады, на которые приезжали лучшие
оленеводы. Впоследствии эти олимпиады стали ежегодными и превратились в замечательный национальный праздник – День оленевода. С тех пор прошло много времени. Сегодня дети оленеводов, бывших участников олимпиад, приезжают на праздник, выигрывают в гонках и получают ценные призы. День оленевода – это, в первую очередь, профессиональный праздник. Однако на мероприятие приезжают целыми семьями как из соседних поселений и районов, так и с самых отдаленных территорий. Часто на празднике возникают интересные знакомства и даже зарождаются новые семьи. Например, молодые победители соревнований сразу же становятся реальными кандидатами в женихи. У девушек также проходят свои «отборы», например, в конкурсе на лучшее блюдо. Получается, День оленевода помогает создавать новые этнические семьи.
Медвежьи игрища

Праздник Медвежьи игрища воспроизводит образ хантыйской деревни начала XX века. Целью древнего обряда, чудом дошедшего до наших дней, является примирение души охотника с душой убитого им медведя. Праздник может продолжаться от трех до семи дней. Произносить слова «медведь», «убил» на месте проведения праздника не принято, используются иносказательные выражения, например, «пригласил в гости младшего брата».
На месте проведения игрищ мужчины устанавливают огромный чум, где приветствуют принесенного «брата», дарят ему подарки. Вечером в чуме начинается главная церемония, включающая песни, танцы, которая продолжается до трех часов ночи. Смысл обряда, состоит в том, что медведя, встреченного в лесу, приглашают в дом, где его встречают как дорогого гостя: с него снимают шубу, одаривают подарками. Утром медведя пробуждают и поют ему утреннюю песню, вечером укладывают спать. В гости также приглашаются родственники, духи медведя. Обряд по возможности скрыт от посторонних глаз, в Медвежьих игрищах есть сакральные, тайные для женщин и тележурналистов ритуалы. Самым трудным в организации этого мероприятия является поиск человека, способного провести обряд.

Праздник проводится в окрестностях природно-этнографического комплекса «Живун», который воспроизводит образ хантыйской деревни начала XX века.

40123611638Лун кутоп хатл - День середины лета

Лун кутоп хатл, или День середины лета считается ещё и языческим праздником. В Шурышкарском районе этот праздник можно смело назвать одним из почитаемых коренными жителями.
Праздник Лун кутоп хатл ямальские ханты отмечают, когда на севере заканчивается период круглосуточного солнцестояния, или время белых ночей. Поэтому праздник ханты связывают со старинным ритуалом перехода жизни на темную сторону, то есть к зиме длиною в девять месяцев.
Оленеводы в преддверии студеной поры просят верховного бога Нум-Торума быть благосклонным к их главному источнику жизни - северному оленю, который дает людям кров, пропитание и одежду.
Отмечают ханты Лун кутоп хатл так же, как и их предки, по языческим канонам. Приносят в жертву оленя, пьют кровь и едят свежее парное мясо или рыбу.
В День середины лета у ханты принято подводить итоги уходящего урожайного лета. Рыбаки взвешивают сети с живым серебром, оленеводы подсчитывают рогатый скот. В этот день согласно языческим традициям забивают самого красивого оленя. Готовят из него угощение, а потом за круглым столом
угощают гостей, прибывших из поселений и дальних оленеводческих бригад. Из шкуры жертвенного оленя хозяйка сошьет малицу для самой красивой дочери. Всех гостей на празднике традиционно кормят ухой из свежей рыбы. На празднике проходят обзорные экскурсии, традиционные обряды, исполнение национальных песен и танцев фольклорных коллективов, игры и состязания: «кусы», метание тынзяна на хорей, национальная борьба, стрельба из лука, гребля на калданках.
108393297141
97790672465День рыбака
День рыбака, изначально задумывался как профессиональный праздник, а затем полюбился даже тем людям, которые и удочку в руках толком держать не умеют. Это отличный отдых для всей семьи в разгар лета.
Когда же появился на календаре День рыбака? Тут сведения можно найти самые противоречивые. Некоторые убеждены, что отмечают его с 1980 года, а кто-то уверен, что впервые торжества в честь профессиональных рыбаков проходили еще в 1965 году. Скорей всего, самой достоверной можно считать дату 1968 год. Именно в этом году, в ноябре, был подписан указ о том, что второе воскресенье июля отныне считается профессиональным праздником рыбаков. Рыболовство в те времена, наряду с сельским хозяйством, уже являлось одной из лидирующих отраслей.
В первые годы День рыбака действительно можно было считать праздником исключительно работников рыбной промышленности. На берегах озер и рек собирались трудовые бригады, устраивались соревнования по ловле самой большой или маленькой рыбы, конкурсы на самую вкусную уху или на самую забавную частушку, посвященную празднику. И в то время, когда рыбаки добывают свой улов, местные хозяйки показывают свое мастерство. Из привычных нам инструментов в ход идет только нож, а вот вместо доски и салфеток используется самая настоящая трава. Производство почти безотходное – скелет и голова станут основой для ухи, а из мякоти получится малосол. Готовится он, кстати, за считанное время, поэтому дегустацию проводили сразу.
Не прочь посостязаться в рыбной ловле и юные жители. Правда, вместо сетей у них удочки. Несмотря на свой возраст, местные мальчишки относятся к рыбалке
весьма серьезно.

Цели урока:

A) познакомить учащихся с терминами Культура и культура Ямала.

Б) Рассказать о полуострове Ямал.

Оборудование: оформление стенда, карта ЯНАО, открытки, оформлние доски.

Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Рассказ учителя.

Каждый человек обязан знать историю того края, в котором он живет. Мы с вами на этой земле гости. Какие же мы? Знаем ли мы историю этой земли, нравы… Но прежде нам необходимо узнать, что же обозначают такие понятия, как Культура, Культура Ямала.

3.Работа со словарем,с тетрадками.

Культура (в переводе с лат.- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически развивающаяся мировая система созданных человеком материальных и духовных ценностей. (Ребята записывают определение в словарь.)

Вопрос: что мы подразумеваем под понятиями материальная и духовная ценность? Ответы учащихся или работа с толковым словарем.

Художественная культура понимается как часть культуры, она охватывает все отрасли художественной деятельности - словесную, музыкальную, театральную, изобразительную.

Культура коренных народов – это самобытные языки, разнообразный фольклор, представляющие интерес произведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, материальная культура.

При знакомстве с этим материалом, многие вспомнят такую загадку: какой из полуостровов Северного Ледовитого океана жалуется на свой маленький рост?

Ответ: Ямал.

Вопрос: а где он находится? Кто покажет на карте.

Слово учителя: но его размерам могут позавидовать многие государства мира. (работа с картой) Полуостров занимает площадь 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом, Краем Земли (перевод с ненецкого) часто называют не только полуостров, но и весь ЯНАО, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга.

Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни.

С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах.

ЯНАО образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов ненцев, ханты, селькупов имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи(работа со словарем).

В летописи Нестора 1095 года, говорится: “Югра же есть, людье язык нем и сидят с самоядью в ношных странах…” Большое количество сведений о ханты дает известное новгородское сказание “О человецах незнаемых в Восточной стране”15век: “над морем, живут люди самоядь… Ядь их мясо оленье да рыба… ездят на оленях и на собаках, а платье носят соболье и оленьи…”. Достоверные сведения о ненцах часто сочетается с фантастическим вымыслом. Якобы эти люди один месяц живут в море: “У них вверху рты, рот на темени, а не говорят. А коли говорят, и они крошат мясо или рыбу да кладут под колпак или шапку”. Встречаются и другие описания: “РТЫ У НИХ МЕЖ ПЛЕЧАМИ, а очи в грудях, а яд их головы сырые оленьи, а не говорят” – в этом рукописном свитке неизвестного автора мы находим первый связный рассказ о народах по нижнему течению реки Оби и реки Таз. В нем одновременно упоминаются каменные наконечники копий и средневековые кольчуги. Дореволюционная литература, посвященная коренным народам округа, довольна обширна. К ней относятся путевые заметки, публикации. Они интересны обычно своим фантастическим материалом. Труды авторов XVIII - XIXвеков, начала XX века являются незаменимыми источниками о прошлом аборигенов. Иностранные мореплаватели в разное время также оставили некоторые сведения о ненцах. В частности, капитан Барроу 1556 году прибыл на о.Вайгач и нашел множество самоедских идолов, имевших сходство с человеческими фигурами, со “ ртами, измазанными кровью…”, что было следами недавних жертвоприношений. Некоторые сведения по этнографии ненцев имеются в трудах голландского ученного 17 века Исаака Массы. Участник экспедиции, историк Г.Ф.Миллер в 1733-1743 годы собрал большой материал о народах Северо-Западной Сибири, используя личные наблюдения, архивы городов, фольклор. В 1750 году вышел 1 том его “Описания Сибирского царства” Другой участник экспедиции И.Э.Фишер пытался составить словарь самоедских языков. Много сделал для изучения Обского Севера В.Ф.Зуев - “Описание живущих в сибирской губернии в Березовском уезде инородческих народов остяков и самоедов”.

Большую роль в изучении этнографии/ работа со словарем/ самоедов сыграли работы финского ученого М.А.Кастрена. В начале XIX века изучение ненцев связано с именами П.И.Третьякова, Н.А.Кострова, Кушелевского…

После 1917 года развертывается деятельность по изучению быта и культуры Севера, преследующая как научные, так и практические цели скорого хозяйственного развития этих народов. В ЯНАО проживают представители более 80 народов, в том числе коренные малочисленные народы Севера: ненцы /около 21 тыс.чел./, ханты /около 12 тыс.чел./, селькупы /около 1600 чел./, коми /около 6 тыс.чел./.

Д/З.: подготовить сообщения об истории Тюменского края, о народах, проживающих на территории ЯНАО.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Описание слайда:

Песня Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

Слайд 22

Описание слайда:

Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...

Арнолд М.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…

Народные промыслы

Народные традиционные промыслы

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.
. Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога.
. Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные).

Резьба по дереву.

Художественная обработка бересты. Изделия из меха.

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Плетение из бисера.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 в.в. до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.

Художественная обработка кости.

Косторезное мастерство является одним из древнейших видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности промысла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций. Нерасторжимое единство человека с природой в большой мере обусловливает особую свежесть ямальского искусства. Сегодня мы являемся свидетелями рождения творчества целого ряда интересных художников. Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность.

Полярный гардероб

В своем историческом развитии ненцы создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям. Современная их культура продолжает сохранять элементы традиционной, имеющей большую практическую ценность. Этническая специфика ненцев проявляется не только в оленеводстве и промысловой деятельности, но и в одежде, жилище, пище, в транспортных средствах, в праздниках, спортивных играх, искусстве и т.д. Роль маркера прекрасно выполняют и особенности художественной отделки вещей. Богатство фактуры и цвета используемых материалов, кисточки, опушки, бисерные нити, цепочки, металлические подвески, простые полосы и сложнейшие узоры - это и многое другое призвано служить красоте и гармонии в рукотворном мире человека.

Наиболее полно и емко самобытное народное искусство ненцев отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Известный специалист в области материальной культуры Н. Ф. Прыткова в составе одежды ненцев различает три древних слоя: старосамодийский (одежда без конструктивных продольных швов, «обернутая»); угорский (туникообразный покрой); древнеарктический, аборигенный (глухой покрой).

Мужская и женская одежда - это малица без капюшона, с воротником и женская шуба без конструктивных вертикальных швов, из шкур лесных зверей, с опушкой из собачьего меха. Сейчас она бытует только в крайне западных районах расселения ненцев, хотя в XVII-XIXвеках и эпизодически в начале ХХ века была распространена во всех группах вплоть до Енисея. Позднее ее вытеснили малица с капюшоном и шуба из оленьего меха с конструктивными вертикальными швами.

У ненцев сохраняются пережитки мужской распашной одежды. Вплоть до настоящего времени мужчины носят в чуме одежду, по покрою аналогичную женской. В связи с необходимостью кормить детей грудью распашная одежда у женщин сохранилась дольше. Однако сейчас, когда меховые вещи стали одеждой для улицы, ненки в некоторых районах начинают носить малицы.

Традиционная плечевая мужская одежда ненцев (у тундровых - мальця, у лесных - муй), одновременно верхняя и нижняя, была широко известна на Севере не только ненцам, но и их соседям - коми и обским уграм. Малицу шили из оленьих шкур, мехом внутрь, в виде длинной рубахи с капюшоном. Характерными для нее были рукавицы, пришитые к рукавам, и так называемая панда - полоса меха шириной 17-20 сантиметров, идущая по подолу, причем рукавицы и панду делали всегда мехом наружу. Длина малицы - ниже колен, и подпоясывали ее с напуском. Существовали два типа покроя. У малицы первого типа стан шили из двух цельных больших шкур, хвостовой частью вниз. Соединяя края шкур, оставляли не сшитыми проймы для рукавов. Широкую панду всегда делали из белого пушистого собачьего меха. Капюшон (у тундровых ненцев - себя сава, у лесных - нюмя) состоял из двух частей меха: поперечной полосы, покрывающей темя, и полукруглой затылочной части. Делали его мехом наружу, вокруг лица шла широкая опушка из песцового или собачьего хвоста. Лицевую часть стягивали ровдужным ремешком. Между основанием капюшона и воротом малицы вшивали стоячий воротник луху, шириной пять сантиметров.

У второго типа малицы - туникообразного покроя - между передом и спинкой прямоугольной формы по бокам вшивали две небольшие шкуры, перегнутые по вертикали. В них делали широкие надрезы - проймы для рукава с большой ластовицей. Снизу малицы полосой, расширяющей подол, шда панда из короткошерстной оленьей шкуры. Капюшон делали двойным и пришивали к вороту малицы. На верх капюшона, состоящий из двух частей использовали олений мех разного сорта (пешку и неблюй). Рукавицы - ова- всегда делали из оленьих камусов мехом наружу и пришивали к рукавам. Против ладони оставляли отверстие, через которое рука легко освобождалась от рукавицы.

Украшением малицы первого типа служили цветные суконные кантики, пропущенные в швы, либо узкие полоски сукна, которые накладывали поверх основных швов. Второй тип малицы украшали узкими чередующимися полосками оленьего меха над пандой, иногда пришивали широкую орнаментирванную полосу из цветного сукна.

При небольших морозах поверх малицы надевали парку, глухую одежду мехом наружу. Делали ее из тонких шкурок оленьих телят. Псинку парки выкраивали вместе с затылочной частью капюшона из цельной шкуры, при этом на капюшон приходилась часть шкуры, снятая с головы оленя. Отверстия от глаз и рогов зашивали, вводя в швы светлый мех и красное сукно. В отверстия у оснований ушей прикрепляли кисточки из цветных суконных полосок. Между подолом и пандой шла широкая орнаментированная полоса, выполненная техникой меховой мозаики. Такие же полосы орнамента украшали лицевой край капюшона и края парки.

В сильные холода, при небольших снегопадах и в дальнюю дорогу поверх малицы надевали верхнюю глухую одежду с капюшоном, сшитую мехом наружу, - совик. Делали его из выростковых шкур, предпочитая мех белого цвета. Спинку совика шили из трех шкур, центральную шкуру кроили вместе с затылочной частью капюшона. Лицевую опушку капюшона из песцовых хвостов делали со вздержкой. На панду пускали собачий мех. Рукава шили широкие, на большой манжете мехом внутрь, по краю манжеты шла узкая опушка из белого меха. Украшали совик полоской меха, шириной в один сантиметр, между подолом и пандой и кистями - длинными полосками цветного сукна с нашитым оленьим мехом. Их крепили в продольные боковые швы. Осенью и весной поверх малицы надевали навершницу из сукна или хлопчатобумажной ткани, с чередующимися полосками цветного сукна над пандой. Из верхней мужской одежды подпоясывали только малицу.

Мужская обувь различалась по сезонам. Шили ее мехом наружу, с кантиками цветного сукна (красного, желтого, зеленого), проложенного в продольные швы. Обычно богато украшали перед и носок обуви. У лесных ненцев бытовала еще обувь, сплошь орнаментированная техникой меховой мозаики, заимствованной у хантов. Обувь под коленом подвязывали поясом, сплетенным из разноцветной шерсти.

Наиболее древние черты сохранила ненецкая женская шуба паны. Ее верхнюю часть шили из шкурок белки, выдры, бобра, лисицы, нижнюю образовывали широкие горизонтальные полосы из волчьего, лисьего, собачьего меха, а у богатых ненок даже из соболя и бобра. Между этими пушистыми полосами вставляли узкие суконные ленты. Их собирали из разноцветных кусочков, создавая яркую и разнообразную цветовую палитру. В швы шубы вставляли свободно свисающие кусочки меха и сукна. В убранстве паны использовали основной арсенал декоративных средств народа, прежде всего - умение подобрать материал с учетом его фактуры и цвета. Цветовое сочетание кусочков меха в верхней части во многом определяло настрой всего изделия: уравновешенный, спокойный при сдержанной тональности природных красок меха; импульсивный, динамичный при акценте на цветовую дисгармонию. Правило контраста или соответствия проявлялось и при выборе меха для нижней части паны.

Верхняя женская одежда была распашной. В ней отсутствовали продольные конструктивные швы, она как бы обертывала торс женщины. Верхнюю ее часть, длиной ниже бедер, шили из отдельных полос оленьего меха черного и белого цвета, мехом наружу; ряд шкурок, расположенных вертикально, покрывал грудь и спину; в бока вставляли большие клинья (ластовицы). Нижняя часть шубы состояла из двух горизонтальных полос цветного сукна, внизу с широкой опушкой из меха, собачьего или песцового. К рукавам пришивали рукавицы из оленьего камуса. Длина такой шубы - ниже колен, полы соединялись с помощью завязок из ровдужных ремешков. Иногда к шубе пришивали воротник из песцового или собачьего хвоста. Украшали верхнюю одежду орнаментальными полосами, выполненными техникой мозаики из узких чередующихся по цвету полосок оленьих камусов. По большей части их располагали на рукавах, груди и спинке, к рукавам и верхней части прикрепляли многочисленные кисточки.

Женская одежда этого покроя в настоящее время имеет очень ограниченное распространение. Сведения об ее бытовании у ненцев Ямала относятся к началу ХХ века.

Второй тип одежды - туникообразный - встречается в двух вариантах. Первый имел швы на плечах и прямую спинку, у второго шкура со спинки перекидывалась через плечи и соединялась с полками спереди на груди; в спинке и боковых шкурах от пояса до подола (над пандой) делали разрезы и вставляли треугольные клинья, которые расширяли одежду книзу. Шили ее мехом наружу, она имела широкое спускное плечо и очень короткий рукав с ластовицей. Украшали шубу полосами из белого и черного оленьего камуса. В контурные швы пропускали канты из красного сукна. Если не было орнамента, отдельные части одежды выделяли с помощью кусчков меха разных оттенков, расположенных в шахматном порядке. Одежда первого варианта бытует у лесных, ямальских и тазовских ненцев. Второй вариант распространен в других группах. Характерна также верхняя женская одежда из сукна - для весны и осени. В оформлении плечевой части она совпадает с женской меховой одеждой первого типа.

Верхнюю одежду женщины подпоясывали ткаными поясами из разноцветных шерстяных ниток русской и коми-зырянской работы. К одному концу пояса пришивали медное кольцо, другой продевали через него и завязывали.

Женская обувь имела те же форму и покрой, что и мужская. Характерная особенность меховой обуви - украшение в виде поперечных полосок, расположенных спереди внизу голенища, и отсутствие полосок ниже колена, характерных для мужской обуви. В отличие от мужчин свою обувь женщины не подвязывали под коленом.

Женские головные уборы ненцев разнообразны. Наиболее распространен среди всех групп, за исключением канинских ненцев, двойной меховой капор. Кроили его из трех частей: широкой полосы из двух кусков камуса, проходящей поперек головы и опускающейся на шею, полукруглой вставки на макушке из лобной шкурки оленьего теленка, с прорезами от глаз, ушек и рожек, и прямой полосы, закрывающей затылок и спускающейся на спину. Внутрь пришивали подкладку. Вокруг лица делали опушку из песцового хвоста.

Все части капора соединяли с помощью вшитых орнаментированных полосок, выполненных техникой меховой мозаики. Прорезы от глаз, ушек и рожек зашивали кусочками цветного сукна, прикрепляя к ним кисточки, составленные из суконных полосок. На спинной части головного убора прикрепляли латунные трубочки или цветные бусы с ажурными латунными бляшками на концах. Искусство шитья капора до сих пор живо на Ямале.

У ненок Ямало-Ненецкого автономного округа широко распространены накосники - два жгута длиной ниже колен из полосок сукна, обвитых цветными шерстяными шнурками. Украшены накосники большим количеством колец, цепочек и бляшек. Волосы заплетают в две косы и вместе с верхней частью жгутов туго обматывают шерстяными шнурками. На затылке между накосниками - полоска из кожи, покрытая красным сукном - ниже накосники соединены цепочками и нитками крупных бус. Для того чтобы они не мешали во время работы, их пропускают за пояс.

Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы ямальцев. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко характеризует национальную культуру.

А. М. Сязи, «Узоры северного сияния», С-П, 2005

Традиции и быт

Ямало-Ненецкий автономный округ, по названию полуострова неофициально именуемый словом Ямал, один из самобытных регионов России. Поверх его богатейших недр всегда существовал культурный пласт со своим неповторимым набором ценностей.

Основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов, населяющих автономный округ. Суровая среда обитания на протяжении веков сформировала традиции быта и культуры коренных народов Севера, существующие и поныне.
В современных небольших поселках и городах округа нередко можно встретить людей, придерживающихся канонов родной культуры. Данный факт находит подтверждение в использовании в повседневной жизни национального костюма, соблюдении традиционных норм и правил, в том числе религиозных. Глубинка по-прежнему знакомит с традиционным укладом жизни коренных ямальцев, в основе которой лежат привычные для региона виды хозяйственной деятельности: рыболовство и оленеводство. Здесь можно по достоинству оценить поделки из меха, бисера, дерева, кожи и кости, которые являются не только произведениями народного искусства, но и необходимым атрибутом в бытовой культуре коренных жителей: ненцев, ханты, селькупов.

Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ обладает развитой сетью учреждений культуры и искусства, которой обеспечивается непрерывность культурного развития и ориентирована на обслуживание разновозрастной и разнохарактерной аудитории.
По состоянию на 1 июля 2009 года учреждений культуры и искусства в автономном округе насчитывается 238, из них: 87 муниципальных библиотек, 86 учреждений культурно-досугового типа, 38 учреждений дополнительного образования детей, 19 музеев, 4 государственных учреждения культуры, 4 прочих учреждения, куда входят парки отдыха, методические центры и др. Развитие отрасли поддерживает свыше 4 тыс. человек, обладают почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» - 55, из них, постоянно проживающих в автономном округе, - 40.
Функцию сохранения материальной культуры на территории автономного округа осуществляют 19 учреждений культуры музейного типа: историко-краеведческие, изобразительных искусств, мемориальный, экологической направленности. Совокупный музейный фонд округа составляет более 183 000 единиц хранения.
Одно из старейших музейных учреждений в округе - Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, основанный в 1906 году настоятелем Обдорской духовной миссии отцом Иринархом, насчитывает более 53 000 единиц хранения. Его структурным подразделением является единственный в округе литературный музей, посвященный творчеству выдающегося ненецкого поэта Леонида Лапцуя.

Среди самобытных музеев автономного округа большой интерес представляют: Природно-этнографический парк-музей «Живун» и Дом-музей «Коми-изба» в Шурышкарском районе, Эколого-краеведческий музей в г.Муравленко, Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Губкинский музей освоения Севера, Детский музей Музейного ресурсного центра в г.Ноябрьске и др.

Научные сотрудники ямальских музеев постоянно ведут исследовательскую работу, выезжают в историко-этнографические экспедиции по округу, создают новые экспозиции и выставки, являются организаторами научных конференций, фестивалей, национальных праздников. В настоящее время в практику работы музеев активно внедряются новые информационные технологии, интерактивные формы деятельности, активно развивается процесс сотрудничества с крупнейшими музеями России.
Большой интерес представляет декоративно-прикладное искусство мастеров художественного ремесла. В настоящее время в округе художников и мастеров более 890 человек, из них имеющих звание «Мастер декоративно-прикладного творчества Ямало-Ненецкого автономного округа» - 20. Членами Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» являются 12 человек, в 2008 году образовано Ямало-Ненецкое региональное отделение данной организации. Множество студий, кружков и мастерских декоративно-прикладного и изобразительного искусства созданы и работают в учреждениях клубного типа.

Художественные ремёсла получают активное развитие особенно в местах традиционного бытования. В оленеводческих районах: Ямальском, Тазовском, Надымском - распространены резьба по кости и дереву, художественная обработка меха и ровдуги (кожи), шитьё из сукна. В лесотундре, например, в Красноселькупском и других районах широкое применение в быту находит береста. Раньше из нее изготовляли покрытие для чума, нарт, предметов домашнего обихода, утвари для сбора и хранения дикоросов, рыбы и т.д. В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шкурок мелких пушных зверей (белки, горностая). В южных районах округа Приуральском и Шурышкарском преобладает бисерное искусство, художественная обработка бересты, резьба по дереву.

Многие современные мастера и художники широко используют местную традиционную символику в нетрадиционном исполнении. Например, Наталья Кошелева - известная ямальская художница, мастер декоративно-прикладного творчества работает в графике и в области мелкой пластики. Особое место орнаменты и узоры народов Ямала занимают в творчестве хантыйской художницы Александры Юхлымовой, члена Союза художников России, основой творчества которой стала живопись по ткани - батик.

Число профессиональных художников в округе невелико. По-разному складывалось их творчество, но созданное ими представляет явление значительное и неповторимое, являющееся составной частью культуры Ямала. Радион Бекшенев, Олеся Бондаренко, Владимир Ушаков, Леонид Лар, Сергей Лугинин, Надежда Талигина, Василий Самбуров и др. создают живописную летопись края. Особое место в ямальской культуре занимает косторезное искусство: Алексей Гриценко, Александр Куделин, Анатолий Сотруев, Виктор Ядне и др. - мастера, формирующие золотой фонд ямальского искусства.

Ямал - уникальный поликультурный регион, хранящий колоссальный опыт бытия, традиций, обычаев разных народов.

Таранова Елена Анатольевна
«Традиционный календарь ненцев». Презентация к уроку «Культура народов Ямала» в рамках ФГОС в 5 классе

Презентация к уроку Культура народов Ямала 5 класс в рамках ФГОС . Тема урока "Традиционный календарь народа ненцы "

С древних времен были свои календари .

Традиционные календари мало приспособлены к условиям жизни в современном обществе, но они приспособлены к природным условиям и традиционному хозяйству северных районов.

У ненцев еще сто лет назад не было привычного сегодня летоисчисления.

Люди не интересовались своим возрастом, а жизнь строили согласно временам года.

У них не принято было праздновать дни рождения. Возраст считали до пяти лет и зим.

Солнечный календарь (считали месяцы и недели по движению солнца, например как высоко оно поднимается над горизонтом)

Лунный календарь (по фазам луны) .Год в календаре ненцев (делится на 2 полугодия

зимнее и летнее. Недели считали по фазам луны

Месяцы ненцы объединяли по сезонам

Традиционный календарь ненцев смешанный (солнечно-лунный) .

Им тоже известны 12 месяцев, но их месяцы не равнялись друг другу, т. как на севере, в отличие от юга, солнце то почти не заходит за горизонт, то почти не восходит.

Зимние месяцы гораздо длиннее летних.

Раз в несколько лет добавляется 13 месяц.

Сезон нгэрей (начинается осенью) -

месяц хор,иры (октябрь)

Месяц оленя самца (забой оленей)

Брачные бои самцов (хоров,они ухаживали за самками (важенками, начинались оленьи свадьбы.

Публикации по теме:

Название проекта:«В ожидании Деда Мороза!» (в рамках работы по развитию у детей ориентировки во времени). Цель проекта: формировать представления.

Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства» Тема занятия: Как на Масляной неделе…. 2 класс Предмет: Культура добрососедства. Музыка Раздел: Традиционная и современная культура. Праздники.

Презентация «О моем классе!» Много классов в школе нашей, И любой из них хорош, Ну а дружнее нашего 2-А Во всем мире не найдешь. Мне хочется немного рассказать о своём.

Презентация «Педагогический проект «Культура и традиции народов Оренбуржья» Я и родители моих воспитанников – это две руки, которые неотделимы. Их нельзя противопоставить друг другу. Поэтому мы взаимодействуем по.

Педагогический проект «Культура и традиции народов Оренбуржья» Вид проекта: творческий Продолжительность проекта: долгосрочный Участники.

Презентация «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста» Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Овладение родным.

Презентация «Традиционные жилища народов мира» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию презентацию «Жилища народов мира». Цель данной презентации: - Знакомить детей с традиционными.

Презентация к уроку окружающего мира «Что растёт на подоконнике?» (1 класс) Тема урока: "Что растёт на подоконнике?" Цель урока: познакомить учащихся с различными комнатными растениями. Если в классе присутствую.