Сочинение - рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку по тексту Д.Лихачёва "Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра". Сочинение по тексту Д.С

Автор поднимает такую важную проблему, как добро и зло. В маленьком по объему, но богатом по содержанию тексте Д. С. Лихачев пишет о том, что доброта, в отличии от зла, вечна. Добро объединяет людей, добро: …живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.”. О зле же автор пишет: “Зло дробит общество.”, “Злое дело забывается быстрее, чем доброе.” Так же он делает акцент на такой важной черте сферы добра, как внимание к истории, к культурным и гуманитарным ценностям.

Позиция Д. С. Лихачева однозначна и выражена добровольно четко. Как мудрый учитель он беседует с нами о ценности добра: “Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.” Он призывает нас быть добрыми, знать и уважать историю человечества. Он пишет: “Следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.”

Я полностью согласна с Д. С. Лихачевым. Действительно, важно быть добрым, нравственным и культурно воспитанным человеком. Доброта вечна, она делает человека

лучше, когда как зло убивает все хорошее в человеке. Свою позицию я могу подтвердить примерами из художественной литературы. Во-первых, рассказ В. Распутина “Уроки французского”. Учительница Лидия Михайловна была истинно добрым человеком. Когда ее ученик, главный герой, признался что играл на деньги, Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, а наоборот, видя что мальчик беден и голоден, она стала приглашать его к себе и предлагала остаться на ужин, но видя что мальчик против этого, тайно послала ему посылку с макаронами, на то время редкой едой, и другими лакомствами. Она пыталась всячески помочь мальчику. Не боялась ни директора, ни увольнения. Вот истинная доброта. Второй мой пример – это повесть швейцарской писательницы Йоханны Спири “Хайди, или Волшебная Долина”. Главную героиню, Хайди, привезли из Альп, где она провела все свое детство, в город жить компаньонкой к больной девочке Кларе, которая не могла ходить. Клара очень привязалась к Хайди, подружилась с ней и Хайди любила свою новую подругу, но несмотря на это Хайди тосковала по дому, по дедушке, по альпийскому воздуху. Она потухала на глазах. Хайди умоляла отпустить ее домой, но Клара, несмотря на то, что была доброй девочкой, противилась этому, ей не хотелось терять Хайди. В конце концов, когда Клара узнала от Хайди, что там, в Альпах, живут ее родные и любимые люди, она несмотря на боль опустила Хайди. Добро, огромное и вечное победило в ней. Она даже собрала множество нужных вещей и еды для Хайди, для бабули и для Горного Дяди, в дорогу. Клара тоже добрая и добро это вечно.

В заключении я хочу сказать, давайте, как призывает нас Д. С. Лихачев, будем следовать путям добра и доброты.


Другие работы по этой теме:

  1. Что значит жить в сфере добра? Быть благородным в делах и поступках? Тогда какую же роль оно играет в жизни человека? Почему именно это качество...
  2. В предложенном тексте Дмитрием Сергеевичем Лихачевым поднимается такая проблема, как интеллигентность человека. Она продолжает оставаться актуальной в современное время. Раскрытие проблемы проводится в тексте на...
  3. Проблемы, которые автор поднимает в этом тексте таковы. Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность вообще? Именно эти проблемы поднимает Д....
  4. Мои размышления по поводу статьи Д. С. Лихачёва “Человек должен быть интеллигентен” Прочитав статью Дмитрия Сергеевича Ли­хачёва, я понял наконец, что значит быть ин­теллигентным и...
  5. Интеллигентным можно назвать человека образованного, культурного. Об этом пишет Дмитрий Лихачев в рецензируемой работе: “Человек должен быть интеллигентен”. В работе автора все предложения связаны между...
  6. Довольно часто современными гражданами употребляется словосочетание “интеллигентный человек”, но мало кто озадачивается вопросом, связанным с истинным значением данного понятия. Нам свойственно путать “интеллигентность” с “образованностью”,...
  7. Каждый человек наделен способностью чувствовать. Он может чувствовать радость, злость, опасение, страх, зависть и другие чувства, в том числе любовь. Способность чувствовать — это отличительная...

Д.С. Лихачёв рассматривает проблему добра и зла. После прочтения данного текста возникает вопрос: что человеку необходимо ценить - добро или зло?

"Зло дробит общество... сепаратно по своей природе". Д.С. Лихачёв утверждает: "Злые объединения недолговечны", приводя пример жестокой волчьей стаи. А добро, в отличие от зла, крепко и надёжно, "ближе к вечности". " Оно...объединяет, роднит... вызывает симпатию, дружбу, любовь". Добро основано на гуманитарных, нравственных ценностях и не имеет практической нужды.

Не могу не согласиться с мнением Д.С. Лихачёва. Ведь добро - это светлое чувство, благодаря которому человек способен любить, стремится оказывать поддержку другим людям. Оно приносит огромную пользу. А зло и отсутствие добра, наоборот, вредят обществу, поскольку приносят только несчастья.

Аргументирую собственную точку зрения примерами из художественной литературы.

В пьесе А.Н. Островского "Гроза" показано, как злое и жестокое отношение к человеку привело к трагедии. Мать Тихона Кабаниха - злая и деспотичная женщина, которая не давала спуску его жене Катерине. Кабанова командовала ею, упрекала в неправильных поступках. А Тихон был хоть и добр, но глуп: он подчинялся приказам своей матери и бил свою жену. Катерина была несчастлива в браке, в доме Кабановой не жизнь, а каторга. Выходом её тяжёлого была любовь к Борису, племяннику Дикого. Но последняя надежда на счастье покинула Катерину: в ответ на её просьбу взять с собой в Сибирь Борис трусливо отказывает и бросает в самый тяжёлый момент. Злое отношение и отсутствие милосердия довели Катю до самоубийства.

Ярким примером добра является храбрый герой Данко из эпизода "Легенда о Данко" рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". Когда его племя попало в беду, он решил помочь людям и повёл их через лес. Но слабые истощились в пути и стали падать духом. Неблагодарность сначала разозлила его, но Данко, человек добрейшей души, чувствовал любовь к людям и искренне желал их спасти. И юноша пошёл на подвиг. Он вырвал сердце из груди, которое от большой любви к людям горело и осветило путь им. Данко совершил добрый поступок, благодаря которому люди обрели долгожданную свободу, а сам он погиб.

Каждому из нас необходимо ценить добро и искоренять зло. Жизнь на основе добра становится лучше, прекраснее. Ведь добро - источник любви. А любовь, как известно, объединяет, согревает сердца людей.

Человек должен жить в сфере добра.

Д.С. Лихачев

30 сентября Церковь Христова прославляет святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и их родительницу Софию. Двадцать лет тому назад, 30 сентября 1999 года, закончил свой земной путь академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Родился он в 1906 году и стал свидетелем XX века: свидетелем того, как граждане России учились и жили до революции 1917 года, как грянула революция и началась братоубийственная гражданская война, как ссылали людей на Соловки, как переименованный в Ленинград Санкт-Петербург выдержал страшнейшую блокаду в годы Великой Отечественной войны, как восстанавливалась жизнь после войны…

Невозможно даже кратко изложить, что сделал Д.С. Лихачев для изучения древнерусской литературы, для сохранения памятников культуры России, для возрождения отечественной культуры в целом.

Двадцатилетие со дня кончины Дмитрия Сергеевича Лихачева дает хороший повод вспомнить о его литературном наследии, о его прекрасных книгах для юношества. Начинается новый учебный год, и книги замечательного ученого, мыслителя могут помочь в воспитательной деятельности школы.

Читая книги, статьи, письма и воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева, невозможно не заметить, какое важное место в его размышлениях, в многочисленных журнальных и газетных статьях занимает тема «Добро и зло». Причем, говоря о добре и зле, Лихачев никогда не пишет отвлеченные от жизни философские сентенции. Все его думы и рассуждения о добре и зле связаны с его научными интересами, собственными жизненными принципами или событиями, происходящими в мире. Он всегда верил в животворящую силу добра, верил даже тогда, когда окружающая его действительность говорила и, можно сказать, кричала о торжестве зла.

«Добро выше практической нужды!» - утверждал Дмитрий Сергеевич.

Добро, по его мнению, неразрывно связано с традициями родной культуры, поэтому в изучении древнерусской литературы он черпал силы для своего творчества. В добре он находил незыблемые основы и для повседневной жизни. Проще сказать – Дмитрий Сергеевич был всем сердцем предан добру. Лицо его светилось добром. И самое ценное то, что даже перед лицом воинствующего зла он не переставал преданно служить добру!

Одна из самых замечательных книг академика Д.С. Лихачева так и называется: «Письма о добром». В этой книге 47 писем, и каждое из них – это мудрый и ненавязчивый урок добра. О тематике писем свидетельствуют их названия, например: «Что объединяет людей?», «О воспитанности», «В чем смысл жизни?».

Прочтем несколько отрывков о добре из книг Дмитрия Сергеевича.

«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло – дробит общество. Оно „сепаратно” по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

„Волчья стая” рано или поздно кончается дракой волков.

Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

Добро выше практической нужды!» .

Может быть, кому-то суждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся нерациональными и даже неприменимыми к современной жизни, где, кажется, так часто и причудливо «перемешиваются» добро и зло…

Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого. Он пишет: «Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.

Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. <…> А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

И в этом огромный практический результат „непрактического” по своей природе добра.

Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества» .

Дмитрий Сергеевич не скрывает, что сферы добра достигнуть труднее, чем очутиться в сфере зла. Но его размышления о добре и зле помогают, во-первых, стряхнуть со зла ореол «неизбежного» превосходства над добром, а во-вторых, они ясно показывают, что именно из-за «легкости» зла и «трудности» добра – добро требует от каждого из нас подвига.

В жизни, как на маскараде, – зло нередко принимает личину добра. Иногда зло действует как мошенник, обманом или подлогом стараясь прельстить человека, переманить на свою сторону. Но порой зло выступает и в своем собственном обличии, угрожая человеку самым страшным образом, если человек не желает склоняться ко злому делу или начинанию. В современном мире есть вполне сформировавшийся символ зла – это терроризм. По мере того как люди теряют свою преданность добру, зло усиливается и все больше проявляет свою террористическую сущность. Поэтому Дмитрий Сергеевич Лихачев учил даже в малом не допускать компромиссов со своей совестью и никогда не вставать на сторону зла.

Что же такое добро в понимании Д.С.Лихачева? Это, прежде всего, отсутствие эгоизма – во всем, в любых мелочах, и забота о другом человеке.

Забота о людях!

«В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях возможно» .

«Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение применить их» .

На вопрос: «Что объединяет людей?» – Лихачев отвечает: «этажи заботы», «забота – объединяет людей».

«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны» .

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль», – любил говорить Д.С.Лихачев.

Он также говорил и писал о скромности, о том, чтобы человек не стремился «занять собой слишком много места» – шла ли речь о хороших манерах или о научной деятельности. Сегодня, когда многие учат быть «нацеленным на успех», «быть амбициозным», слова академика и ученого с мировым именем о необходимости быть скромным могут удивить. Как же можно чего-то добиться, если быть скромным? Но может быть, стоит верить именно его жизненному опыту!

Добро неотделимо от нравственности, а нравственность – от милосердия и сострадания.

«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания , – пишет Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». – В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития» .

Свою книгу Д.С.Лихачев завершает письмом под названием «Путями доброты». А в письме «По велению совести» он призывает: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только „исходные данные” выбраны вами правильно».

Значит, чтобы следовать «путями доброты», нужно учиться. Навык «удерживаться на пути добра» необходимо в себе развивать. Д.С.Лихачев остроумно сравнивает это с ездой на велосипеде: чтобы научиться ездить на велосипеде, держать равновесие и пр., замечает ученый, нужно прежде всего… ездить на велосипеде! То есть упражняться, тренироваться. То же самое нужно и для того, чтобы идти по пути доброты… Навык добра приобретается – из соприкосновения с Добрым и Прекрасным, из маленьких добрых дел, которые развивают этот навык и делают человека «умеющим творить Добро».

Выражение «путь добра» – очень древнее. Лихачев, изучавший древнерусскую литературу, конечно же, постоянно встречал его в древнерусских и даже византийских сочинениях. И умел всегда и везде приложить эту мудрость к современной жизни.

Увидеть смысл жизни можно только «с высоты птичьего полета», то есть с высоты прожитых лет или высоты мудрости всего человеческого опыта, накопленного культурой, и поэтому так важно доверять хорошим «путеводителям».

У путей добра – вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью. Пути добра – это не сиюминутная польза или выгода, а вечные и незыблемые принципы, которые стоит соблюдать всегда, даже если в какой-то момент кажется, что это и неудобно, и невыгодно, и даже бессмысленно. Да, в какой-то отдельной точке пути так может показаться. Но у каждого шага есть свой смысл – это движение дальше – дальше по пути Добра. И это движение всегда имеет смысл, оно всегда приносит благо человеку, делает его в итоге счастливее.

Протоиерей Борис Пивоваров

Д.С.Лихачев раскрывает проблему, рассуждая о “сферах” добра и зла. Во-первых, он подчеркивает, что “добро социально в широком смысле этого слова”. Оно объединяет и роднит людей, вызывает дружбу и любовь. Особый акцент автор делает на том, что добро вечно и несокрушимо. Во-вторых, Д.С.Лихачев противопоставляет сферу добра сфере зла. Он привлекает внимание читателей к тому, что зло, в отличие от добра, разобщает людей, дробит общество. Также заслуживает внимания высказывание о том, что “злые объединения недолговечны”. Таким образом, автор критикует зло и превозносит добро.

Позиция Д.С.Лихачева четко сформулирована и аргументирована: человек должен жить в сфере добра и сам творить добро. Это качество - самое ценное в человеке.

Для подтверждения мыслей Д.С.Лихачева обратимся к образу Наташи Ростовой, одной из главных героинь романа-эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир”. Наташа – отзывчивая и добрая девушка, способная к состраданию и готовая помочь. Ключевым в раскрытии образа героини является эпизод, когда она решает помочь раненым солдатам, которых перевозили через Москву после Бородинской битвы, жертвуя имуществом своей семьи. Наташа понимает, что у раненых не будет возможности выбраться из Москвы, в которую в скором времени прибудут французские войска, поэтому она предоставляет подводы, предназначенные для перевозки вещей семьи Ростовых, для перевозки раненых. Можно заключить, что Наташа проявляет доброту и милосердие, тем самым спасая жизни многих солдат.

Тема добра и бескорыстия также поднимается в рассказе А.И.Солженицына “Матренин двор”. Образ Матрены служит примером человека, способного проявлять эти важные качества души. Матрена – персонаж, у этой женщины тяжелая судьба, она пережила смерть шестерых детей, однако она не озлобилась и продолжила совершать добрые поступки. Героиня безвозмездно оказывает помощь любому жителю деревни. Мелкую картошку оставляет себе, а крупную варит своего постояльцу-рассказчику. По просьбе Фаддея Матрена отдает свою горницу Кире, приемной дочери, хотя от этого может разрушиться вся изба. А.И.Солженицын заканчивает свое произведение, говоря, что Матрена – тот самый праведник, без которого не стоит село, город и вся земля наша.

В заключение можно сделать вывод: добрые дела и поступки делают нас лучше, помогают пережить жизненные трудности и объединяют людей.

Сочинение по тексту Д.С. Лихачева обновлено: 19 августа, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Конечно, приятнее! Но дело и в другом. Зло - бродит общество. Оно "сепаратно" по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов."Волчья стая" рано или поздно кончается дракой волков.Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.Добро выше практической нужды!И вот тут обратим внимание на одну черту сферы добра. Она плотнее связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории - своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, с ценностями гуманитарными в первую очередь.Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, - изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества.А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.И в этом огромный практический результат "непрактического" по своей природе добра.Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе - приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества....(Д.С.Лихачёв)

Показать текст целиком

В данном тексте Дмитрий Сергеевич Лихачёв поднимает проблему добра.
Размышляя над этой проблемой,автор считает,что человек должен излучать добро и жить в сфере добра.Если люди вокруг будут обозленными друг на друга ,то в конечном итоге общество расколется на отдельные частицы,то есть каждый человек будет сам по себе.Добро же,наоборот,объединяет людей,роднит,вызывает симпатию,дружбу,любовь. Лихачёв считает,что умная,целенаправленная доброта ценнее всего."Умная доброта-самое ценное в человеке...самое верное по пути к личному счастью".Я согласна с автором и считаю,что если человек будет совершать добрые поступки во благо других,то он будет счастлив.
Дмитрий Лихачёв считает,что сфера добра плотно связана с традициями родной культуры,с культурой человечества, с его прошлым и будущем .Она несокрушимая.Сфера добра требует внимание к культурным ценностям,так как они повышают нравственность отдельного человека. "А без нравственности,в свою очередь,не действуют социальные и экономические,исторические и другие законы,которые создают благ