Отличие специальности от специализации. Что такое профессия и специальность?

В детстве у мальчиков и девочек часто спрашивают, кем они хотят стать: учителем, космонавтом или министром. Очень жаль, что ребёнка учат казаться, а не быть, и такое восприятие мира становится причиной неудач и стрессов. Отличия профессии от должности очень важны для тех, кому реально хочется понимать своё место в обществе. Чем раньше это будет понято человеком, тем легче ему будет добиться успеха в жизни.

Определение

Профессия – род социально-трудовой деятельности человека, предполагающий наличие определённого образования, знаний и умений, а также опыта работы. Подтвердить наличие нужной квалификации можно не только с помощью дипломов и сертификатов, но и выписками из трудовой книжки, а также на практике. Так, профессия официанта не требует обучения, однако для устройства в хорошее заведение обязательно нужен опыт работы.

Должность – комплекс трудовых прав и обязанностей, формально закреплённый приказом или распоряжением и определяющий статус работника в организации. Соответствие заявленным требованиям рассматривается на основе общепринятых правил. Для большинства должностей требуется наличие образования, формально подтверждённое документом.

Сравнение

Таким образом, представленные категории существенно отличаются друг от друга. Если должность – положение лица на предприятии, то профессия – всего лишь род трудовой деятельности. Это легко понять на конкретных примерах. Так, Рональд Рейган по профессии был актёром, однако занимал должность президента. Генри Форд изначально был всего лишь сельхоз рабочим, но в дальнейшем получил должность руководителя огромной компании.

В трудовом договоре указывается не профессия, а должность. Именно в соответствии с ней начисляется зарплата, без поправки на то, что написано в дипломе. Чтобы получить профессию, нужно не только отучиться, но и сдать экзамен. Занять должность можно лишь при соответствии всем требованиям, успешном прохождении собеседования или курса стажировки.

Выводы сайт

  1. Сущность. Профессия – это род социально-значимой деятельности, а должность – служебное положение лица.
  2. Формализация. Должность всегда закреплена приказом или распоряжением, профессия же подтверждается документом о высшем или средне-специальном образовании.
  3. Официальное закрепление. В трудовой книжке указывается именно должность лица, а не его профессия.
  4. Требования. Для получения профессии чаще всего требуется получить образование и выдержать экзамен, для оформления на должность – пройти собеседование, стажировку или выдержать испытательный срок.

2.2. Понятия «профессия» и «специальность»

Профессия - это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Профессия - определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности.
Специальность - вид занятий в рамках данной профессии.
Например, профессия - токарь, специальности в рамках данной профессии - токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик, токарь-револьверщик. Профессия - учитель, специальности в рамках данной профессии - учитель физики и информатики, учитель физики и иностранного языка, учитель русского языка и литературы, учитель русского и иностранного языков, учитель русского языка как иностранного, учитель иностранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель технологии и предпринимательства и т. д.
Необходимо отметить, что в настоящее время в обыденной и научной речи используются два понятия - учитель и педагог. Однако традиционно сложилось представление, что последнее гораздо шире. Сравните определения: "Учитель - лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле - должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе" .
"Педагог - общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других" .
На основании полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация. Так, в соответствии с системой подготовки кадров в РГПУ им. А. И. Герцена выпускникам могут быть присвоены следующие квалификации (степени, если иметь в виду ступенчатую систему образования в вузе): квалификация (степень) бакалавр может быть получена студентом при освоении им основной образовательной программы (ОП) высшего профессионального образования, рассчитанной на четырехлетний срок обучения; квалификация дипломированный специалист (по педагогическим специальностям - это и есть учитель) может быть получена при освоении студентом непрерывной основной образовательной программы высшего профессионального образования, рассчитанной на пятилетний срок обучения или, при освоении ступенчатой основной ОП предыдущей ступени и получении квалификации (степени), - бакалавр (программа также рассчитана на пятилетний срок обучения, включая бакалавриат); квалификация (степень) магистр может быть получена при освоении ступенчатой основной ОП высшего профессионального образования при условии успешного выполнения основной ОП предыдущей ступени и получения квалификации (степени) бакалавр (программа рассчитана на шестилетний срок обучения, включая бакалавриат).
Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека?
2. Всегда ли родители отдавали детей в школы? Если нет, почему? Кто обучал и воспитывал детей?
3. Какие типы школ произвели на вас наибольшее впечатление, почему?
4. Кто такие педагоги, жрецы, дидаскалы, педономы, педотрибы, грамматики (литераты)? Что между ними общего, что различного? Представьте себя на месте педагога (жреца, педонома, педотриба и пр.), представьте себе то образовательное учреждение, в котором он работал, опишите предполагаемую вами деятельность педагога.
5. Напишите небольшое сочинение на тему "Один день дидаскала".
6. Когда в России стали сознательно подходить к подготовке педагогов?
7. Какие современные педагогические профессии вам известны?

Профессия - это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Профессия - определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности.

Специальность - вид занятий в рамках данной профессии.

Например, профессия - токарь, специальности в рамках данной профессии - токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик, токарь-револьверщик. Профессия - учитель, специальности в рамках данной профессии - учитель физики и информатики, учитель физики и иностранного языка, учитель русского языка и литературы, учитель русского и иностранного языков, учитель русского языка как иностранного, учитель иностранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель технологии и предпринимательства и т. д.

Необходимо отметить, что в настоящее время в обыденной и научной речи используются два понятия - учитель и педагог. Однако традиционно сложилось представление, что последнее гораздо шире. Сравните определения: «Учитель - лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле - должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе» .

«Педагог - общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других» .

На основании полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация. Так, в соответствии с системой подготовки кадров в РГПУ им. А. И. Герцена выпускникам могут быть присвоены следующие квалификации (степени, если иметь в виду ступенчатую систему образования в вузе): квалификация (степень) бакалавр может быть получена студентом при освоении им основной образовательной программы (ОП) высшего профессионального образования, рассчитанной на четырехлетний срок обучения; квалификация дипломированный специалист (по педагогическим специальностям - это и есть учитель) может быть получена при освоении студентом непрерывной основной образовательной программы высшего профессионального образования, рассчитанной на пятилетний срок обучения или, при освоении ступенчатой основной ОП предыдущей ступени и получении квалификации (степени), - бакалавр (программа также рассчитана на пятилетний срок обучения, включая бакалавриат); квалификация (степень) магистр может быть получена при освоении ступенчатой основной ОП высшего профессионального образования при условии успешного выполнения основной ОП предыдущей ступени и получения квалификации (степени) бакалавр (программа рассчитана на шестилетний срок обучения, включая бакалавриат).

Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека?

2. Всегда ли родители отдавали детей в школы? Если нет, почему? Кто обучал и воспитывал детей?

3. Какие типы школ произвели на вас наибольшее впечатление, почему?

4. Кто такие педагоги, жрецы, дидаскалы, педономы, педотрибы, грамматики (литераты)? Что между ними общего, что различного? Представьте себя на месте педагога (жреца, педонома, педотриба и пр.), представьте себе то образовательное учреждение, в котором он работал, опишите предполагаемую вами деятельность педагога.

5. Напишите небольшое сочинение на тему «Один день дидаскала».

6. Когда в России стали сознательно подходить к подготовке педагогов?

7. Какие современные педагогические профессии вам известны?

| В НАЧАЛО документа |

| ▲ Содержание книги | Введение в педагогическую деятельность / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000.

| ▲ Содержание книги | Введение в педагогическую деятельность / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000.

Быть или не быть, работать или не работать – этот вопрос занимает человека много веков подряд. Мы можем получить перспективную специальность, но впоследствии освоить совершенно иную профессию. Чем же отличаются эти категории и почему так важно понимать разницу?

Определение

Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике. Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.

Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.

Сравнение

Итак, главное отличие – в объёме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объёмы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки. Профессия может быть освоена и без неё – на практике (певец, актёр).

Выводы сайт

  1. Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
  2. Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены. Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.
  3. Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
  4. Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.

Наверняка почти все студенты, которые получают сегодня высшее образование в Украине или за ее пределами, понимают, кем они станут после окончания ВУЗа. Я имею в виду не уровень профессиональных компетенций, а получаемую специальность. Хотя и тут могут возникать вопросы:

  • что такое "специальность"?
  • специальность и профессия - одно и то же?
  • что такое "направление подготовки", "специализация"?

Возможно, что ответы на эти простые, казалось бы, вопросы, приблизят Вас к ответу на другой, один из важнейших в трудовой деятельности любого человека, вопрос:

  • как выбрать профессию?

Business man (Flickr)

Немного о Болонском процессе

Национальный университет, в котором я прежде работал, в свое время одним из первых в Украине отреагировал на Болонский процесс и дополнил традиционную систему оценивания знаний кредитно-модульными показателями. Таким образом, по каждому предмету в зачетных книжках у студентов появлялось три характеристики:

  • национальная система (привычные "3", "4", "5" баллов);
  • внутренняя система (от 60 до 100 баллов);
  • единая кредитно-трансферная система (баллы ECTS "A", "BC", "DE", которые аналогичны нашим "5", "4", "3" баллам, соответственно).

Как правило, студенты приходили к нам на кафедру начиная с третьего курса, два года до этого готовясь к специализации. Так вот парадокс ситуации был в том, что за время моей работы в университете (10 лет) ни один из них так и не смог дать вразумительный ответ на вопрос:

а что это за кредиты ECTS у вас в зачетках?

То есть два года студент учится, сдает зачеты и экзамены, проходит разного рода практики, а десятки преподавателей вписывают в его документы какие-то неведомые ему цифры...

Приходилось, конечно, объяснять, что согласно Болонской системе, один кредит - это накопленные студентом в университете знания, численно равные 36 часам его работы. Если учебная дисциплина состоит, например, из 72 часов (48 часов лекций и 24 часа семинаров), то получаем 2 кредита (72 = 2 x 36). К слову, кредит может быть дробным.

Характерно, что в отличие от национальной (постсоветской) системы оценивания знаний, кредиты со временем могут изменяться. Эта парадигма образования выражает идею того, что человек на протяжении своей жизни может совершенствовать свои знания и навыки (как это принято сейчас называть, "прокачиваться"). Например, получив в базовом ВУЗе какую-то часть кредитов по определенной дисциплине, студент может продолжить обучение в другом ВУЗе, имеющим связь с Болонской системой, и все его кредиты будут суммироваться.

К чему я это?

Эта преамбула призвана донести простую мысль: мы путаемся в терминах и понятиях, и не знаем элементарных вещей, с которыми имеем дело. Стоит отметить, что большинство материалов для школьников, абитуриентов, студентов и других соискателей в Интернете написаны крайне "сухим" научным языком, малопонятным обывателю.

Данная статья - попытка исправить эту ситуацию. Давайте разбираться и становиться профессиональнее!


Bologna University Students (Flickr)

Общая иерархия понятий

В системах высшего образования большинства стран СНГ обычно используется такая структура:

  1. Отрасль знаний
  2. Направление подготовки
  3. Специальность
  4. Специализация

Знания, которые студенты получают в ВУЗах, подаются в строгом соответствии с этой структурой. В некоторых странах отдельные ступени иерархии могут отсутствовать или иметь другое название (например, Украина недавно отказалась от направлений подготовки), но принципиальной роли это не играет.

Ниже каждая ступень этой структуры рассмотрена более подробно.

Отрасли экономики

Говоря о работе и подготовке кадров для одной из глобальных отраслей, следует иметь в виду отрасли экономики конкретного государства. Например, экономика Украины опирается на такие основные отрасли:

  • Производство основных видов промышленной продукции
  • Химия и фармацевтика
  • Машиностроение
  • Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность
  • Товары легкой промышленности
  • Горно-металлургический комплекс
  • Энергоносители
  • Сельское хозяйство
  • Строительство
  • Пищевая промышленность
  • Транспорт, связь, информатизация
  • Туризм
  • Образование и наука

Приведенная классификация не претендует на полноту, но, в целом, отражает реальную картину. Таким образом, перед тем как заняться выстраиванием собственной карьеры, следует еще до поступления в ВУЗ (это важно!) располагать хотя бы минимальной информацией о положении дел в той или иной отрасли. Ведь некоторые из них являются трендовыми, а некоторые - откровенно убыточны .

Здесь Google в помощь, как говорится.


India Students (Flickr)

Высшее образование

Образовательно-квалификационный уровень

Государственные учебные заведения Украины готовят будущих специалистов в соответствии с так называемым ОКР (образовательно-квалификационным уровнем). Список доступных ОКР от года к году меняется, но общая тенденция такова:

  • бакалавр (4 года обучения)
  • специалист (+ 1 год к бакалаврату, итого 5 лет обучения)
  • магистр (+ 1 год к бакалаврату или специализации, итого 5 или 6 лет обучения)

Для некоторых отраслей предусмотрены дополнительные формы образования (например, интернатура в медицине). Научная деятельность оперирует своими циклами подготовки:

  • аспирантура (3 года обучения)
  • докторантура

Отрасли знаний

Каждый ОКР соответствует конкретной отрасли знаний. Например, Вы можете получить бакалавра в отрасли "право" или в отрасли "металлургия и материаловедение". Списки отраслей знаний и соответствующих им специальностей утверждаются на уровне министерства образования: вот одна из редакций этого закона в Украине (актуальность я не гарантирую).

Отрасли знаний тесно связаны с отраслями экономики страны, но могут затрагивать и специфические сферы человеческой жизни (например, богословие или военное дело). Каждая отрасль знаний состоит из набора определенных направлений подготовки и/или специальностей.

Направление подготовки

Если представить отрасль знаний в виде области на территории государства, то направление подготовки - город, принадлежащий этой области. В одной отрасли знаний может быть несколько направлений подготовки. Как правило, направление подготовки охватывает и бакалавров, и специалистов, и магистров.

Например, отрасль знаний "Машиностроение и обработка материалов" может содержать такие направления подготовки:

  • производство двигателей
  • тяжелое машиностроение
  • сварочное производство и т. д.

Специальность

Как правило, ни отрасль знаний, ни направление подготовки Вы не найдете в современном дипломе (возможно, только в приложении к нему). Зато там будет указана Ваша специальность.

Специальность может принадлежать либо определенному направлению подготовки, либо отрасли знаний, например:

  • специальность "Оптико-электронные приборы и системы" относится к направлению "Оптотехника" в РФ;
  • специальность "Компьютерная инженерия" принадлежит отрасли знаний "Информационные технологии" в Украине.

Сути это не меняет: специальность является главным вектором в системе высшего образования и подготовки профессиональных кадров на государственном уровне, поэтому и закрепляется в дипломах национального образца.

Специализация

Счет специальностей в наши дни идет на сотни, поэтому человечество придумало еще одну ступень в иерархии понятий - специализацию. Это понятие более "тонко" характеризует Вас как работника той или иной сферы. Например, Вы можете быть инженером-строителем по специальности, но специализироваться на строительстве искусственных сооружений (иметь специализацию "мосты и транспортные тоннели").

В идеале, именно специализация должна наиболее тесно перекликаться с Вашей будущей профессией и теми должностными обязанностями, которые Вам предстоит исполнять. Но на деле зачастую происходит так, что специализация остается "за бортом" внимания работодателей.

Хорошо это или плохо - сложно сказать. В любом случае, знать то, что записано в официальных документах о Вашем высшем (или другом) образовании, думаю, не будет лишним.