Средства создания образа-персонажа. Средства создания образа-персонажа Как называется средство описания внешности

Приемы создания образов – персонажей :

Внешние черты портрета персонажа

Портрет персонажа – внутренний, психологический

Характер персонажа – описание черт характера, особенностей личности, привязанностей, симпатий и антипатий, убеждений, идеалов персонажа

В системе сюжета – через поступки персонажа

Изображение природы в жизни персонажа

Изображение социальной среды, общества, эпохи, в которых живет персонаж

Описание тесного окружения персонажа, условий его жизни, его комната, дом, улица и т.п.

Психологический анализ жизни персонажа, его мыслей, чувств, переживаний и поступков

Языковая характеристика персонажа – его собственная художественная речь

Характеристика персонажа другими персонажами

Художественная деталь как символическая характеристика сущности персонажа, его внутреннего состояния в данный момент или постоянно

Приемы создания портрета персонажа:

Портрет – описание (внешние черты) (Ленский в «Евгении Онегине»)

Портрет – сравнение (сравнение с другими персонажами или с литературными стереотипами) (Татьяна и Ольга в «Евгении Онегине»)

Портрет лаконичный, краткий (Феб в «Соборе парижской богоматери»)

Портрет подробный и детализированный (Дон-Кихот и Санчо Панса)

Портрет психологический (Печорин в «Герое нашего времени»)

Портрет статический – без развития и изменений, с постоянными статичными деталями (портеры помещиков в «Мертвых душах»)

Портрет динамический – изображение персонажа в развитии, во всех его изменениях со временем (образ Наташи Ростовой)

Виды образов – персонажей:

    Образ – персонаж или действующее лицо - эти образы нейтральны, равноправны, они как все, как любой из нас

    Литературный характер – это совокупность умственных, эмоциональных, действенно-практических и физических качеств человека, собранных в одном образе личности в литературном произведении

    Тип, или типический характер – это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.

    Герой – это только положительный типический характер

Приемы создания интерьера и его функции:

Интерьер как способ характеристики персонажа (мебель в доме Собакевича)

Интерьер как место действия («Оливер твист» Диккенса)

Интерьер как способ влияния на события (комната Раскольникова)

Интерьер как характеристика социального статуса персонажа (богатство, бедность, аристократизм, плебейство, образованность, невежество и т.п.) - образ Раскольникова

Интерьер как характеристика черт характера персонажа (самостоятельность, подражательность, притворство, вкус, безвкусица, практичность, аккуратность, непрактичность, лень и. т.п.) - образ Обломова, Журдена

Интерьер как характеристика сферы интересов, профессии и занятий персонажа (профессия, любовь к чтению, работоспособность и т.п.) - образ врача Ионыча

Приемы создания пейзажа и его функции:

Пейзаж – это картина природы, которая имеет разнообразное художественное значение в зависимости от задач автора, его стиля и творческого метода.

Виды пейзажей:

Лирический пейзаж настроения – выражает состояние души персонажей или автора (Гоголь, Толстой)

Самоценный пейзаж – выражает подробное описание природы, в которой происходят действия (Фенимор Купер, Стивенсон, Жуль Верн)

Вымышленный пейзаж – подчеркивает фантастичность повествования и событий (Станислав Лем, Толкиен)

Символический пейзаж – выражает подтекст и подспудные ассоциации (туман во снах Скарлет О-Хары)

Пейзаж, необходимый для развития событий и играющий в них важную роль («Робинзон Крузо», небо Аустерлица в «Войне и мире»)

Найти и выписать примеры разных видов внесюжетных элементов - NB композиции в литературе - из любых литературных произведений школьной программы.

Выписать примеры разных типов создания интерьера и пейзажа - NB в литературе – из любых литературных произведений школьной программы.

Вывод лекции: сюжет и композиция являются важнейшими элементами построения и наполнения содержания литературного произведения, разные формы взаимосвязанности сюжета и композиции определяют разные концепции целостности литературного произведения.

Способы изображения персонажа

Для того, что бы проанализировать приёмы изображения персонажа в конкретных произведениях, необходимо ознакомиться со способами его изображения.

Рассмотрим способы изображения персонажа. Л.А. Козыро, в своём учебном пособии для студентов «Теория литературы и практика читательской деятельности», обозначает две характеристики, из которых складывается образ персонажа. Это внешняя и внутренняя характеристики.

В литературном произведении психологизм представляет собой совокупность средств, используемых для отображения внутреннего мира героя - для детального анализа его мыслей, чувств и переживаний.

Этот способ изображения персонажа означает, что автор ставит перед собой задачу показать характер и личность героя непосредственно с психологической стороны, и сделать такой способ осознания героя основным. Зачастую способы изображения внутреннего мира героя делят на "изнутри" и на "извне".

Внутренний мир персонажа "изнутри" изображается с помощью внутренних диалогов, его воображения и воспоминаний, монологов и диалогов с самим собой, порой - через сны, письма и личные дневники. Изображение "извне" состоит в описании внутреннего мира персонажа через симптомы его психологического состояния, которые проявляются внешне.

Чаще всего это портретное описание героя - его мимика и жесты, речевые обороты и манера разговора, также это включается в себя деталь и описание пейзажа, как внешнего элемента, отображающего внутреннее состояние человека. Многие писатели используют для такого вида психологизма описание быта, одежды, поведения и жилья .

Психологизм -- совокупность средств, используемых для изображения внутреннего мира персонажа, его психологии, душевного состояния, мыслей, переживаний .

Эпические и драматические произведения обладают широкими возможностями освоения внутренней жизни человека. Тщательно индивидуализированное воспроизведение переживаний персонажей в их взаимосвязи и динамике обозначают термином психологизм .

Внешняя характеристика служит средством: а) объективации образа-персонажа и б) выражением субъективного авторского отношения к нему .

Сорокин В.И. в Тории литературы перечисляет двенадцать разнообразных средств изображения персонажа.

Если читатель не представляет себе внешность персонажа, воспринимать персонаж как живое существо становиться очень сложно. Поэтому знакомство читателя с персонажем начинается, как правило, с описания его лица, фигуры, рук, походки, манеры себя держать, одеваться и т. д., то есть с портретной характеристики персонажа.

У каждого талантливого писателя своя манера изображения портретов героев. Портрет зависит не только от авторской манеры, но и от среды, которую изображает писатель, то есть, указывает на социальную принадлежность персонажа. Так, в рассказе А. П. Чехова «Детвора» портрет «кухаркина сына» Андрея контрастирует с образами сытых, ухоженных дворянских детей: «Пятый партнер, кухаркин сын Андрей, черномазый, болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры».

Портрет помогает раскрыть интеллектуальные возможности, нравственные качества, психологическое состояние персонажа .

Портретная характеристика используется в создании не только образа человека, но и образа животного. Но нас интересует именно способы изображения образа человека.

Портрет как средство создания образа персонажа присутствует не в каждом произведении. Но даже отдельная портретная деталь помогает создать образ.

Под литературным портретом понимается изображение в художественном произведении всей внешности человека, включающая сюда и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику .

Создавая, образ-персонаж, многие писатели описывают его наружность. Делают они это по-разному: одни детально изображают портрет героя в одном месте, собранно; другие в разных местах произведения отмечают отдельные черточки портрета, в результате чего читатель в конце концов получает четкое представление о его наружности. Одни писатели используют этот прием почти всегда, другие - редко, это связанно и с особенностью индивидуальной манеры художника, и с жанром произведения, и со многими другими условиями творчества, но всегда писатель описывая наружность действующего лица, стремится подчеркнуть такие детали, которые позволяют живее представить и внешний и внутренний облик героя - создать живой зрительно-осязаемый образ и выявить наиболее существенные черты характера данного действующего лица, и выражают авторское к нему отношение .

Отмечается, что всякий портрет в той или иной степени характерологичен - это значит, что по внешним чертам мы можем хотя бы бегло и приблизительно судить о характере человека. При этом портрет может быть снабжен авторским комментарием, раскрывающим связи портрета и характера.

Соответствие черт портрета чертам характера - вещь довольно условная и относительная; она зависит от принятых в данной культуре взглядов и убеждений, от характера художественной условности. На ранних стадиях развития культуры предполагалось, что красивому внешнему облику соответствует и душевная красота; отрицательные персонажи изображались уродливыми и отвратительными. В дальнейшем связи внешнего и внутреннего в литературном портрете существенно усложняются. В частности, уже в 19 веке становится возможным обратное соотношение между портретом и характером: положительный герой может быть уродливым, а отрицательный - прекрасным .

Таким образом, мы видим, что портрет в литературе всегда выполнял не только изображающую, но и оценочную функцию.

Козыро Л.А. в своей работе называет три вида портрета - это портретное описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление.

Портретное описание является наиболее простой и часто применяющейся формой портретной характеристики. В нём последовательно, с разной степенью полноты, дается своего рода перечень портретных деталей.

Козыро Л.А. приводит пример: «Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына» (А. П. Чехов. «Мальчики») .

Иногда описание снабжено обобщающим выводом или авторским комментарием относительно характера персонажа, проявившегося в портрете. Иногда в описании особо подчёркиваются одна-две ведущие детали.

Портрет-сравнение является более сложным видом портретной характеристики. В нём важно не только помочь читателю более ясно представить себе внешность героя, но и создать у него определенное впечатление от человека, его внешности.

Портрет-впечатление - самая сложная разновидность портрета. Особенностью является то, что портретных черт и деталей здесь как таковых нет вообще или крайне мало, остаётся только впечатление, производимое внешностью героя на стороннего наблюдателя или на кого-нибудь из персонажей произведения.

Часто портрет дается через восприятие другого персонажа, что расширяет функции портрета в произведении, поскольку характеризует и этого другого.

Следует различать статический (остающийся неизменным на протяжении всего произведения) и динамический (меняющийся на протяжении текста) портреты.

Портрет может быть подробным и эскизным, представленным лишь одной или несколькими наиболее выразительными деталями.

Согласимся с выводом Козыро Л.А., о том, что портрет в литературном произведении выполняет две основные функции: изобразительную (дает возможность представить изображаемого человека) и характерологическую (служит средством выражения содержания образа и авторского отношения к нему).

Следующая характеристика, которую отмечают ученые - это предметная (вещная) обстановка, которая окружает действующее лицо. Она также помогает охарактеризовать персонаж извне.

Характер выявляется не только в его наружности, но и то какими вещами он себя окружает, как к ним относится. Это и используют писатели для художественной характеристики персонажа…Посредством предметной характеристики автор также создает и индивидуальный характер, и социальный тип, и выражает идею .

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов - это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных - речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.

Следует предостеречь от смешения понятий при анализе речи героев. Зачастую под речевой характеристикой персонажа понимают содержание его высказываний, то есть, что персонаж говорит, какие мысли и суждения высказывает. На самом деле речевая характеристика - нечто иное .

Нужно смотреть не на то «что» говорят герои, а на то «как» они это говорят. Смотреть на манеру речи, её стилистической окрашенностью, характером лексики, построением интонационно-синтаксических конструкций и т. д.

Речь - важнейший показатель национальной, социальной принадлежности человека, свидетельство его темперамента, ума, одаренности, степени и характера образованности и т. д. .

Ярко так же характер человека проявляется и в его речи, в том, что и как он говорит. Писатель создавая типический характер, всегда наделяет своих героев характерной для них индивидуализированной речью .

Козыро Л.А. говорит, что поступки и действия являются самыми важными показателями характера персонажа, его мировоззрения, всего духовного мира. Мы судим о людях, прежде всего, по их делам.

Сорокин В.И. называет это средство «поведением героя».

Особенно ярко характер человека проявляется, конечно, в его поступках…Характер человека особенно ярко проявляется в затруднительных случаях жизни, когда он попадает в необычное, сложное положение, но для характеристики важно и повседневное поведение человека, - писатель использует и те и другие случаи .

Автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо поступков, слов, переживаний, мыслей персонажа, но и на манеру совершения действий, т. е. на формы поведения. Под термином поведение персонажа понимается воплощение его внутренней жизни в совокупности внешних черт: в жестах, мимике, манере говорить, интонации, в положениях тела (позах), а также -- в одежде и прическе (в этом раду -- и косметика). Форма поведения -- это не просто набор внешних подробностей совершения поступка, но некое единство, совокупность, целостность.

Формы поведения придают внутреннему существу человека (установкам, мироотношению, переживаниям) отчетливость, определенность, законченность .

Иногда писатель при создании образа персонажа раскрывает его характер не только косвенно, путем изображения его портрета, поступков, переживаний и т.д., но и в прямой форме: сам от своего имени говорит о существенных чертах его характера .

Самохарактеристика когда сам персонаж говорит о себе, о своих качествах.

Взаимная характеристика - это оценка одного персонажа от имени других персонажей.

Характеризующее имя когда в имени персонажа отражены его качества, особенности.

В работе Сорокина В.И. это средство обозначено как «характеризующая фамилия».

Всё это относилось к внешним характеристикам. Посмотрим на способы внутренней характеристики.

Приёмом раскрытия образа-персонажа является непосредственное изображение его внутреннего мира. Воссоздание духовной жизни персонажа называется психологическим анализом. У каждого писателя и в каждом произведении психологический анализ принимает свои неповторимые формы .

Одним из таких приёмов является внутренний монолог, в котором фиксируется поток мыслей, чувств, впечатлений, владеющих в настоящий момент душой героя.

Важнейшим приемом психологической характеристики персонажа у многих писателей является описание изображаемого с точки зрения этого персонажа.

Чехов «Гриша»: «Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, гуляет с нянькой по бульвару…. До сих пор Гриша знал оин только четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом - нянькин сундук, в третьем - стул, а в четвертом - горит лампадка. Если взглянуть под кровать, то увидишь куклу с отломанной рукой и барабан, а за нянькиным сундуком очень много разных вещей: катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц. В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка. Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай. Тут стоит Гришин стул на высоких ножках и висят часы, существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить. Из столовой можно пройти в комнату, где стоят красные кресла. Тут на ковре темнеет пятно, за которое Грише до сих пор грозят пальцами. За этой комнатой есть ещё другая, куда не пускают и где мелькает папа - личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа - неизвестно» .

Очень большое значение для изображения живого человека имеет показ того, что в разные моменты думает и чувствует он, -умение писателя «переселиться в душу» своего героя .

Мировоззрение персонажа - одно из средств характеристики персонажа .

Изображение взглядов и убеждений действующих лиц - одно из важнейших средств художественной характеристики в литературе, особенно если писатель изображает идейную борьбу в обществе .

Существует скрытый анализ духовной жизни героев, когда раскрывается не непосредственно их психика, а то, как она выражается в поступках, жестах, мимике людей.

Ф. Энгельс отмечал, что «…личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем как она делает». Для характеристики персонажей писатель и пользуется изображением характерных особенностей ее действий .

Выделяют биографию героя. Она может быть оформлена, например как предыстория.

В целях художественной характеристики некоторые авторы излагают историю жизни действующих лиц или рассказывают отдельные моменты из этой истории .

Важно не только то, какие именно художественные средства использует автор для создания образа-персонажа, но и порядок их включения в текст. Все названные художественные средства позволяют читателю сделать выводы об отношении автора к герою .

Творчески работающие художники находят много разнообразных приемов для того, чтобы показать внешность и внутренний мир человека. Они используют все разнообразные для этого средства, но каждый по-своему, в зависимости от индивидуальной манеры творчества, от жанра произведений, от господствующего в момент его деятельности литературного направления и от многих других условий .

Образ персонажа складывается из внешней и внутренней характеристики.

К основным внешним характеристикам относятся:

· Портретная характеристика

· Описание предметной обстановки

· Речевая характеристика

· Самохарактеристика

· Взаимная характеристика

· Характеризующее имя

К основным внутренним характеристикам относятся:

· Внутренний монолог описание изображаемого с точки зрения этого персонажа

· Мировоззрение персонажа

· Воображения и воспоминания персонажа

· Сны персонажа

· Письма и личные дневники

Этот перечень не исчерпывает всего обилия средств, которые используют писатели для художественной характеристики.

Вывод к 1 главе

Таким образом, после рассмотрения научной литературы по теме исследования были сделаны следующие выводы.

1. Художественный образ - часть реальности, воссозданная в произведении при помощи авторского воображения, он является итоговым результатом эстетической деятельности.

2. Художественный образ имеет свои специфические черты это целостность, экспрессивность, самодостаточность, ассоциативность, конкретность, наглядность, метафоричность, максимальная емкость и многозначность, типическое значение.

3. В литературе различают образы-персонажи, образы-пейзажи, образы-вещи. На уровне происхождения различают две большие группы художественных образов: авторские и традиционные.

4. Персонаж - действующее лицо художесвенного произведения с присущими ему поведением, наружностью, миропониманием.

5. В том же значении, что и «персонаж» в современном литературоведении часто используются словосочетания «действующее лицо» и «литературный герой». Но понятие «персонаж» является нейтральным и не содержит в себе оценивающей функции.

6. По степени обобщенности художественные образы разделяют на индивидуальные, характерные, типические.

7. В художественных произведениях между персонажами образуется особая система. Система персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру. Система персонажей - это определенное соотношение характеров.

8. Различают три вида персонажей: главные, второстепенные, эпизодические.

· по степени участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится

· по степени важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания.

10. Образ персонажа складывается из внешней и внутренней характеристики.

11. К основным внешним характеристикам относятся: портретная характеристика, описание предметной обстановки, речевая характеристика, описание «поведения героя», авторская характеристика, самохарактеристика, взаимная характеристика, характеризующее имя.

12. К основным внутренним характеристикам относятся: внутренний монолог описание изображаемого с точки зрения этого персонажа, мировоззрение персонажа, воображения и воспоминания персонажа, сны персонажа, письма и личные дневники.

13. Выделяют биографию героя. Она может быть оформлена, например как предыстория.

Как на­зы­ва­ет­ся сред­ство ха­рак­те­ри­сти­ки персонажа, стро­я­ще­е­ся на опи­са­нии его внеш­но­сти («На вид ему было лет сорок пять…»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.

Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.

Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?

Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, в русле ко­то­ро­го раз­ви­ва­лось твор­че­ство И. С. Тур­ге­не­ва и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в «Отцах и детях».

Пояснение.

Реализм - от ла­тин­ско­го realis - вещественный. Ос­нов­ной чер­той ре­а­лиз­ма при­ня­то счи­тать прав­ди­вое изоб­ра­же­ние действительности. Определение, дан­ное Ф. Энгельсом: «...реализм предполагает, по­ми­мо прав­ди­во­сти деталей, прав­ди­вое вос­про­из­ве­де­ние ти­пич­ных ха­рак­те­ров в ти­пич­ных обстоятельствах».

Ответ: реализм.

Ответ: реализм|критическийреализм

К ка­ко­му жанру от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние И. С. Тур­ге­не­ва «Отцы и дети»?

Пояснение.

Роман - жанр по­вест­во­ва­тель­ной литературы, рас­кры­ва­ю­щий ис­то­рию нескольких, ино­гда мно­гих че­ло­ве­че­ских судеб на про­тя­же­нии дли­тель­но­го времени, порою - целых поколений.

Ответ: роман.

Ответ: роман

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2014 по литературе.

Установите со­от­вет­ствие между персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и их даль­ней­шей судьбой. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

Евгений Ба­за­ров в конце ро­ма­на уми­ра­ет от тя­же­лой болезни.

Николай Кир­са­нов же­нит­ся на Фенечке, т. е. де­ла­ет ее за­кон­ной женой.

Павел Кир­са­нов по­лу­ча­ет ра­не­ние на дуэли с Базаровым.

1. Портрет - изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. В литературе существует два вида портрета - развернутый и разорванный. Первый -обстоятельное описание внешности героя (Гоголь. Тургенев, Гончаров и др.), второй - по ходу развития характера выделяются характерные детали портрета (Л. Толстой и др.). Л. Толстой категорически возражал против детального описания, считая его статичным и незапоминаюшимся. Между тем творческая практика подтверждает эффективность и такой формы портретирования. Иногда представление о внешнем облике героя создается без портретных зарисовок, а с помощью глубокого раскрытия внутреннего мира героя, когда читатель как бы дорисовывает его сам. "Гак, в романс Пушкина «Евгений Онегин» ничего не говорится о цвете глаз или полос Онегина и Татьяны, но читатель представляет их как живых.

2. Поступки . Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что он делает, в поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь событий, в которых раскрываются характеры героев. О человеке судят не потому, что он говорит о себе, а по его поведению.

3. Индивидуализация речи . Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя. В древности бытовал такой афоризм: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Речь дает представление о социальном статусе героя, о его характере, образованности, профессии, темпераменте и многом другом. Талант писателя-прозаика определяется умением раскрыть героя через его речь. Искусством индивидуализации речи персонажей отличаются все русские писатели-классики.

4. Биография героя . В художественном произведении жизнь героя изображается, как правило, на протяжении определенною периода. Дня того, чтобы раскрыть истоки тех или иных черт характера, писатель нередко приводи) биографические сведения, относящиеся к его прошлому. Так, в романе И.Гончарова «Обломов» есть глава «Сон Обломова», в которой рассказывается о детстве героя, и читателю становится ясным, почему Илья Ильич вырос ленивым и совершенно неприспособленным к жизни. Важные для понимания характера Чичикова биографические сведения приводит Н. Гоголь в романе «Мертвые души».

5. Авторская характеристика . Автор произведения выступает в качестве всезнающего комментатора. Он комментирует не только события, но и то, что происходит в душевном мире героев. Этим средством не может воспользоваться автор драматического произведения, поскольку его прямое присутствие не соответствует особенностям драматургии (частично выполняют его ремарки).


6. Характеристика героя другими действующими лицами . Это средство широко используется писателями.

7. Мировоззрение героя . У каждого человека есть свой взгляд на мир, свое отношение к жизни и людям, поэтому писатель для полноты характеристики героя освещает его мировоззрение. Характерный пример -Базаров в романе И.Тургенева «Отцы и дети», выражающий свои нигилистические взгляды.

8. Привычки, манеры . У каждого человека есть свои привычки и манеры, которые проливают свет на его личностные качества. Привычка учителя Беликова из рассказа А.Чехова «Человек в футляре» в любую погоду носить зонт и галоши, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», характеризует его как заскорузлого консерватора.

9. Отношение героя к природе . По тому, как человек относится к природе, к «братьям нашим меньшим» животным, можно судить о его характере, о его гуманистической сущности. Для Базарова природа- «не храм, а мастерская, а человек в пей работник». Иное отношение к природе у крестьянина Калиныча («Хорь и Калиныч» И.Тургенева).

10. Вещная характеристика . Пещи, окружающие человека, дают представление о его материальном достатке, профессии, эстетическом вкусе и многом другом. Поэтому писатели широко пользуются этим средством, придавая важное значение так называемым художественным деталям. Так, в гостиной помещика Манилова («Мертвые души» Н.Гоголя), мебель стоит несколько лет нераспакованной, а на столе лежит книга, раскрытая столько же лет на 14-ой странице.

11.Средства психологического анализа : сны, письма, дневники, раскрывающие внутренний мир героя. Сон Татьяны, письма Татьяны и Онегина в романе A.С.Пушкина «Евгений Онегин» помогают читателю понять внутреннее состояние героев.

12. Значащая (творящая) фамилия . Нередко для характеристики героев писатели используют фамилии или имена, которые соответствуют сущности их характеров. Большими мастерами создания таких фамилий были в русской литературе Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, А. Чехов. Многие из этих фамилий стали нарицательными: Держиморда, Пришибеев, Дерунов и др.

Рецензенты: Степанова Т.М. – доктор филологических наук, профессор

Кузнецова Л.Н. – учитель русского языка и литературы,

Учебное пособие адресовано старшеклассникам для подготовки к ЕГЭ

и содержит материал, проверяемый экзаменом.

Учебные материалы могут найти применение также при организации

дополнительных занятий во внеурочное время, ориентированных на углуб-

ленное изучение литературы.

Раздел 1.

Данное учебное пособие предназначено для формирования круга знаний и для развития умений и навыков учащихся. Школьники должны иметь представление об основных теоретико-литературных и эстетических категориях и понятиях, необходимых для анализа литературного произведения.

Цель пособия – развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в основной школе и расширяемых в старших классах.

Надеемся, что такая форма работы, как анализ портрета и его роли, поможет овладеть навыками анализа произведения под определённым углом зрения.

Сведения по теории и истории литературы и искусства

1.1 Портрет – лексическое значение, роль в литературе

Портрет (фр. Portrait ) – живописное, скульптурное, фотографическое или какое-либо другое изображение определённого человека. (Словарь иностранных слов, 1988).

Портрет - 1.Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. 2. перен. Художественное изображение, образ литературного героя. (С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка, 1995).

Портрет (от фр. Portrait – портрет, изображение) в литературном

произведении - изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

Характер портрета и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. (Словарь литературоведческих терминов, 1974).

Слово «портрет» применительно к литературному произведению имеет два значения.

Портрет – изображение внешнего облика человека (его физических признаков, манеры поведения, одежды, мимики, пантомимики), с целью раскрытия характера, психологического состояния героя, с целью создания его

образа.

В другом значении литературный портрет – это один из жанров документально-художественной литературы, главная задача которого – создание образа интересной личности. Примером могут служить литературные портреты

1.2 Развитие понятия «портрет» в литературе

Внешность человека говорит о многом – о его возрасте, национальности, социальном положении, вкусах, привычках, даже о свойствах темперамента и характера. Одни черты – природные; другие характеризуют его как социальное явление (одежда и способ её носить, манера держаться, говорить). Третьи – выражение лица, особенно глаз, мимика, жесты, позы – свидетельствуют о переживаемых чувствах. Эволюцию изобразительности в литературе можно обозначить как постепенный переход от абстрактного к конкретному и неповторимому.

В античной и средневековой литературе преобладала условная форма портрета с характерным для него статическим описанием. Внешность персонажа изображалась в начале произведения, и автор к ней, как правило, больше не возвращался. Что бы ни пришлось пережить героям по ходу сюжета, внешне они оставались неизменны. Характерной чертой условного описания внешности является перечисление эмоций, которые персонажи вызывают у окружающих или повествователя. Портрет даётся на фоне природы. В литературе же сентиментализма фоном стали цветущий луг или поле, берег реки или пруда. Романтики будут предпочитать лугу – лес, горы, а спокойной реке – бурное море,

родной природе – экзотическую.

В литературе 19 века представлено разнообразие способов и форм рисовки внешности персонажей. Можно выделить два основных вида портрета: тяготеющий к статичности экспозиционный портрет и динамический. Экспозиционный портрет основан на подробнейшем перечислении деталей лица, фигуры, одежды, отдельных жестов. Более сложная модификация экспозиционного портрета – психологический портрет , в котором преобладают черты внешности, свидетельствующие о свойствах характера и внутреннего мира.

Другой тип реалистического портрета находим в произведениях писателей второй половины 19 века, герои которых вовлечены в динамический процесс жизни (герои Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского). Подробное перечисление черт персонажа уступает место краткой, выразительной детали, возникающей по ходу повествования. Лаконичный прообраз такого портрета даёт проза А.С.Пушкина.

Таким образом, общую эволюцию изображения «внешнего» человека в литературе можно представить как движение от условного портрета классицизма, через портрет-характеристику – к портрету как средству проникновения в мир чувств и сознания неповторимой личности.

    Портрет-картина

    Портрет – прогулка

    Портрет – тип

    Костюмированный портрет

    Аллегорический

    Мифологический

    Исторический

    Семейный

    Автопортрет

    Религиозный

По характеру изображения художественные портреты делятся на:

    Парадный портрет

    Полупарадный

    Коронационный (реже встречается тронный)

    Конный

    Военный (в образе полководца)

    Камерный

    Интимный

    Малоформатный и миниатюрный

В пространственных изобразительных искусствах – живописи, рисунке, скульптуре – изображение внешности персонажей – единственное средство построения художественного образа. Из изобразительного искусства название портрет перешло в теорию литературы.

В художественной литературе как искусстве словесном портрет является только одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими подобными же средствами. В отличие от живописного и скульптурного портрет в литературном произведении наиболее динамичный: он передаёт не общий устойчивый облик, а мимику, жесты, движения личности. Эти широкие возможности прекрасно используются русскими писателями.

Сравнение художественного и литературного портрета является одновременно сложным и увлекательным процессом. Сравнив своё собственное представление героев с представлением художников, читатель в сознании создаёт единый, заключительный, полный образ каждого из персонажей литературного произведения.

Раздел 2. Тренировочные тестовые задания

2.1. Экзаменационная работа по литературе состоит из трёх частей. В частях 1 и 2 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Часть 3 работы требует от участников ЕГЭ развёрнутого высказывания на литературную тему. Мы предлагаем выполнить задания части1, где необходимо дать краткий ответ (В), требующий написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр. Задания подобраны по теме «Литературный портрет».

2.1. 1 Определить средства выразительности

В2. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности (« На вид ему было лет сорок пять…»)?

Ответ:______________________________________

В3. Как называется средство характеристики персонажа, которое представляет собой описание внешности человека?

В4. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Петром Гринёвым незнакомцу)?

Ответ_______________________________________

В6. Как называется выразительная подробность, важная для характеристики героя или действия (например, «сухой грозящий палец» незнакомца)?

Ответ_______________________________________

В7. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?

Ответ_______________________________________

В портретных описаниях героев обнаруживаются многочисленные детали, которые «рассредоточены» по всему произведению. Такое многообразие портретных зарисовок позволило ученым выделить следующие виды портретов: портрет – впечатление, портрет-сравнение, портрет-описание.

Портрет – впечатление происходит через внешние проявления состояния героя: мимику, жесты, поступки. Изображение внутреннего мира героя может быть дано через пейзаж, через внутренний монолог, диалог и психологический анализ. К такому виду портретов, бесспорно, относится портрет Печорина. Портрет героя у Лермонтова в «Герое нашего времени» строится по определённой схеме и в следующей последовательности:

    внешние признаки;

    признаки, характеризующие внутреннюю сущность персонажа;

    эпизоды, включающие персонаж в сюжет повести.

Портрет – сравнение относится к портретам, в основе которых положен принцип контрастности, когда один герой противопоставляется другому. Автор сопоставляет внешность, одежду, манеры поведения и т.д. Такое портретное описание даётся небольшими порциями, вкраплёнными по ходу повествования в текст (портрет Павла Петровича и Базарова).

Портрет – описание – это портрет, который имеет расширенное описание героев, которое выявляет особый психологический тип личности и показывает социальную принадлежность героев (портреты Собакевича и Манилова).

1.3. Портрет в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний) конкретного, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Темой портрета в живописи является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя её герои могут быть изображены портретно. Границы жанра портрета в изобразительном искусстве очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров. Художественный портрет в живописи делится на следующие

поджанры:

    Исторический портрет

    Посмертный портрет

А. П. Чехова, Ф.И. Шаляпина, французского писателя А.Моруа. Жанр литературного портрета восходит к жанру словесного изображения, сложившегося в XVII веке во Франции.

В художественной литературе портрет персонажа – описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться.

Место портрета в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:

    с портрета может начаться знакомство читателя с героем (Обломов), но иногда автор показывает героя уже после совершения им каких-либо поступков (Печорин) или даже в самом конце произведения (Ионыч);

    портрет может быть монолитным , когда автор все особенности внешности героя приводит сразу, единым «блоком» (Одинцова, Раскольников), и «разорванным », при котором портретные черты рассеяны по тексту (Наташа Ростова);

    портретные черты героя могут быть описаны автором, повествователем или кем-то из персонажей (портрет Печорина рисуют Максим Максимыч и путешественник – инкогнито);

    портрет может быть фрагментарным: изображен не весь облик героя, а только характерная деталь, черта; при этом автор мощно воздействует на читательское воображение, читатель становится соавтором, восполняя портрет в собственном сознании (Анна Сергеевна в «Даме с собачкой» Чехова);

Портрет является одним из важных средств создания художественного образа и выступает в сочетании с другими художественными средствами:

    речевая характеристика героя, которая включает диалог и монолог

(иногда персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, писем, дневников, записок);

    взаимохарактеристика - рассказ одного персонажа о другом (чиновники друг о друге в «Ревизоре» Гоголя);

    пейзаж как средство характеристики героя и его настроений (пейзаж в восприятии Гринёва перед посещением «военного совета» и после посещения).