"молодежь за культуру мира, против терроризма". Противодействие террору в цифровом мире

Тема антитеррора в наше время актуальна как никогда. Каждый человек, чувствующий ответственность за спокойствие и безопасность своей страны, за счастливое будущее своих детей, понимающий всю опасность террористической угрозы, считает своим долгом принять участие в борьбе против этого зла. В число действенных антитеррористических средств входят культура и просвещение на основе гуманизма и общечеловеческих ценностей. В этой деятельности трудно переоценить роль библиотек – оплота культуры, мудрого печатного слова.

Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова провела 9 августа выездное мероприятие «Культура против терроризма!», семинар-совещание антитеррористической направленности «Ты всех краёв дороже мне – Дагестан!» в селе Дылым Казбековского района.

В малом зале Центра традиционной культуры России собрались библиотекари всего района, а также работники библиотек Бабаюртовского, Хасавюртовского, Новолакского, Кизилюртовского районов, которые приехали на семинар-совещание.

Началась встреча с того, что с приветственным словом к собравшимся от имени принимающей стороны выступил начальник управления культуры Казбековского района Абубакар Камильгереевич Ибрагимов.


Открыла и вела семинар-совещание заместитель директора Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова Сарат Абдуллаевна Джабраилова.

«В деятельности библиотек республики профилактика терроризма и экстремизма в рамках противодействия этому явлению является самым приоритетным направлением, – отметила Сарат Абдуллаевна. – В преддверии Дня солидарности по борьбе терроризмом мы приехали к вам, чтобы ещё раз вспомнить о террористических актах, об атаках на мирных граждан и помочь каждому работнику культуры в организации и проведении мероприятий по противодействию этому злу».

Активное участие в проведении данной встречи приняли работники Министерства национальной политики РД, Министерства молодёжной политики, Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД, а также Министерства печати и информации РД.

Магомед Юсупович Магомедов, консультант Комитета по свободе совести и взаимодействию с религиозными организациями РД, в своём выступлении, в частности, сказал: «Говоря о профилактике экстремизма и терроризма, необходимо учесть, что это прежде всего идеологическая борьба и она должна вестись через всеобщее образование и просвещение. Сегодня знание основ своей религии и религии представителей другой конфессии, проживающей по соседству, необходимо, равно как и знание законов страны. Ознакомившись с основами своей религии, человек поймёт, что ни одно монотеистическое вероучение не призывает к террору и насилию. В этой связи необходимо популяризировать чтение, в первую очередь в молодёжной среде. Министерству культуры и библиотекам было бы целесообразнее наладить сотрудничество с муфтиятом республики, так как для полутора миллиардов мусульман на земле чтение является прямым повелением Всевышнего Творца. Свидетельством тому служит первый аят Священного Корана, который гласит: “Читай!”».

Представитель Министерства молодёжной политики РД Мурад Магомедович Гайдарбеков отметил: «В мерах по предотвращению экстремистских настроений в социуме должно быть задействовано всё гражданское общество, без перекладывания этой работы на отдельно взятые ведомства или силовые структуры. Терроризм – явление социальное, и бороться с ним нужно, повторюсь, всем социумом».

Начальник отдела Министерства национальной политики РД Александр Владимирович Гаджиев рассказал о высокой значимости для России многонациональности. «В отличие от европейских и других стран, в России даже если один человек имеет отдельный язык и является представителем определённой национальности, то ему государство даёт возможность иметь свою национальность. Например, в Турции нет других национальностей, народностей, так как всех проживающих на территории Турции записывают и называют турками, – сказал Александр Владимирович. – Со дня своего основания Дагестан был и есть многонациональным, и дружеское отношение между народами ничем нельзя испортить. Тяжело воспринимается слово «толерантность» – такое медицинское, лучше мы будем говорить о добрососедских отношениях и призывать подрастающее поколение не нарушать веками устоявшиеся законы гор. Проект «Куначество» показал, насколько важно нашим детям знать культуру, быт, обычаи, традиции соседних национальностей».


Заместитель главы Казбековского района по безопасности, секретарь АТК района Икрамудин Байбулатович Салимханов в своём докладе отметил работу всех учреждений района по противодействию терроризму и экстремизму.

О работе централизованной библиотечной системы района рассказала директор Центральной районной библиотеки Зульмира Изатпашаевна Адилмирзаева и представила литературно-поэтическую композицию «Мы помним – Беслан!» в исполнении школьников – юных читателей библиотеки.

И. о. заведующего научно-методическим отделом НБ РД им. Р. Гамзатова Магомед Абдурахманович Гадисов провёл презентацию книги «Толерантность – терроризм?», изданной главной библиотекой республики.


В завершение мероприятия Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова подарила книги библиотекарям.

В любой полезной работе всегда очень важно обмениваться опытом, и проведённое силами библиотек и министерств мероприятие стало именно той площадкой, на которой участники поделились своим видением ситуации и методами мирного противодействия террористической идеологии.

14 февраля 2019 года на сцене Русского драматического театра им. М. Горького в г. Махачкала Академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» представил Хореографическую композицию "Бессмертный подвиг", посвященную подвигу офицера дагестанской полиции Магомеда Нурбагандова.

16 января 2019 года,по инициативе Джамбулата Магомедова, Доверенного лица В.В.Путина, руководителя рабочей группы ОНФ в РД по образованию и культуре, с визитом посетили Каспийский морской кадетский корпус имени М.Гаджиева

9 декабря 2018 года, в День Героев Отечества в России, Джамбулат Магомедов, Доверенное лица В.В.Путина, руководитель региональной рабочей группы ОНФ "Образование и культура, как основы национальной идентичности" в Дагестане с группой артистов ансамбля «Лезгинка», встретился с генералом -майором Рустамом Усмановичем Мурадовым

Друзья, 4 ноября 2018 года в Большом Кремлевском дворце состоялся торжественный прием в честь Дня народного единства.

Друзья, Коллектив Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» был удостоен чести выступить перед личным составом Вооруженных Сил Российской армии в Сирии.

В канун Дня защитника Отечества руководство и артисты Государственного академического заслуженного ансамбля Дагестана «Лезгинка» поздравили ветеранов Великой Отечественной войны с праздником. Мероприятие состоялось 22 февраля в Национальной библиотеке имени Расула Гамзатова в Махачкале.

7 мая по инициативе депутатов Народного Собрания РД накануне празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне в Махачкале в кафе «Лондон» состоялся праздник для ветеранов войны. Для них был организован праздничный стол и подготовлена музыкальная программа. Это уже пятая ежегодная акция, организованная депутатом Народного Собрания РД Исламом Гусейхановым

4 мая на базе директор ансамбля "Лезгинка" провел встречу с детьми Детского муниципального коллектива г. Хасавюрт. Вместе с приглашенными деятелями искусств говорили о нравственном воспитании подрастающего поколения и роли культуры и искусства в нем.

Генеральный директор Государственного Академического Заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» Джамбулат Магомедов принял участие встречах с населением районных центров Кизилюртовского, Хасавюртовского и Кумторкалинского районов.

14 апреля Генеральный директор Государственного Академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» Джамбулат Магомедов принял участие в организованных Региональным штабов ОНФ и политической партией «Единая Россия» встречах с населением районных центров Кизилюртовского района, Хасавюртовского района и Кумторкалинского района.

27 февраля по инициативе Генерального директора ГБУ Академический заслуженный ансамбль танца Дагестана "Лезгинка", Доверенного лица Президента РФ, руководителя рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основа национальной идентичности» Джамбулата Магомедова в Клубе МВД РД прошла встреча с участковыми, подростками, а так же со вдовами погибших в 1999 году на тему «Уроки мужества».

Генеральный директор ГБУ Академический заслуженный ансамбль танца Дагестана "Лезгинка", Доверенное лицо Президента РФ, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основа национальной идентичности» Джамбулат Магомедов, выступил инициатором проведения встречи с учащимися гимназии №13 гор Махачкалы под эгидой ОНФ.

Расширенное заседание рабочей группы ОНФ в РД по проблемам образования, науки и культуры, в рамках подготовки к Конференции Регионального отделения Общероссийского Общественного движения "Народный фронт "За Россию" с участием экспертов рабочей группы "Образование и культура как основы национальной идентичности".

Участники заседания руководитель рабочей группы по образованию и культуре ОНФ в РД Магомедов Д.М.

Заседание рабочей группы, Конференция РО ОНФ в РД, выработка предложений в результате изучения материалов мониторинга исполнения майских указов Президента Российской Федерации.

Заседание проходило в Дагестанском государственном аграрном университете.

Встреча прошла с участием представителей МВД Республики Дагестан, во главе с начальником управления по работе с личным составом, коллектива ансамбля «Лезгинка», учащихся хореографической школы-студии "Лезгинка", Генерального директора ансамбля "Лезгинка" Джамбулата Магомедова.

Мероприятие прошло насыщенно, были приглашены Представители Постпредства Республики Дагестан, Коллектив ансамбля «Лезгинка», директор ансамбля Джамбулат Магомедов, художественный руководитель ансамбля Зулумхан Хангереев.

На данном мероприятии были проведенны выступления: выступление Магомедова Д.М., разъяснение политической ситуации в мире, подготовка предложений рабочей группы по образованию и культуре, в том числе и в, части усиления работы психологов в школах и ВУЗах в работе с молодежью, воспитание гражданственности, умения противостоять чуждой нам идеологии.

В Москве, 5 ноября 2015 го года, прошло музыкальное мероприятие, в рамках всероссийских торжеств посвященных Юбилею Дербента в ГКД. На данном мероприятии присутствовали Представители Постпредства Республики Дагестан, Представители диаспоры Дагестана директор ансамбля Джамбулат Магомедов артисты ансамбля «Лезгинка».

В Москве в библиотеке им. Пушкина прошло мероприятие посвященное Юбилею города Дербент. На мероприятии присутствовали Представители Постпредства Республики Дагестан, Коллектив ансамбля «Лезгинка», директор ансамбля Джамбулат Магомедов

04 августа 2015 года прошли мероприятия в рамках проведения "Дня народного единства", на котором присутствовали Представители Постпредства Республики Дагестан, Представители диаспоры Дагестана в Москве, Генеральный директор ансамбля "Лезгинка" Джамбулат Магомедов.

Участниками данного мероприятия стали Ветераны ВОВ, директор ансамбля Джамбулат Магомедов, Коллектив ансамбля «Лезгинка»

Напомним, международные конкурсы «Кубок Каспия-2015» и «Каспийское дерби-2015» проводятся в рамках «Армейских международных игр». Это знаковое событие говорит об укреплении дружбы народов стран СНГ, Китая, развитии международного сотрудничества и отвечает национальным интересам России.

Стоит отметить, что соревнования такого высокого уровня проходят в Дагестане впервые. Дагестанцы гордятся тем, что именно их земля, седые горы Кавказа, воды Каспия, приняли участников уникальных состязаний. Буквально за сутки до открытия, прошла генеральная репетиция предстоящего торжественного открытия международных конкурсов.

21 мая в одном из банкетных залов г. Махачкалы состоялся Республиканский фестиваль творчества инвалидов по зрению «Мы своей судьбой закалены», посвященный 90-летию Всероссийского общества слепых, 85-летию Дагестанской республиканской организации ВОС и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В торжественном мероприятии приняли участие члены Правительства РД, представители администрации Махачкала, республиканских ведомств, председатели местных организаций ВОС, ветераны Великой Отечественной войны и Всероссийского общества слепых и др.

В праздничный день, 9 мая 2015 года, в Буйнакске активисты Регионального отделения ОНФ в РД приняли участие в торжественных мероприятиях в рамках празднования 70 -летия Великой Победы советской Армии и народа в Великой Отечественной войне.

Мероприятие ОНФ посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. в 13 школе. Воспитание верности духовным - традициям России и привлекать для участия в данных уроках ветеранов военной службы

Вице-премьер РД Рамазан Джафаров, заместитель директора ФСКН России Николай Цветков, главный федеральный инспектор СКФО по Дагестану Василий Колесников, руководитель УФСКН России по РД Энрик Муслимов, Уполномоченный по правам человека РД Уммупазиль Омарова, Уполномоченный при Главе РД по защите семьи, материнства и прав ребенка Интизар Мамутаева, министр по делам молодежи РД Заур Курбанов.

Культура – против террора

В рамках реализации плана мероприятий Государственной программы РД"Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в РД на 2016 год"в ГБУ «Государственный Табасаранский драматический театр» 24-июня прошла встреча имама Джума-мечети г. Дербент Махмуд-хаджи Пириева с коллективом театра. На встречу были также приглашены студенты заочного отделения Дербентского института «Юждаг».

Имам Махмуд-хаджи провел разъяснительную беседу – в чем разница между истинным исламом и другими течениями ислама. Отметил, что такие встречи нужны для того, чтобы озвучить проблемы, которые сложились в нашем обществе, и попробовать найти пути решения этих проблем. Это необходимо для спасения нашего будущего, будущего наших детей.

Молодежь сегодня примыкает к радикальному исламу, потому что в вопросах религии малограмотна, молодые люди не могут найти правильный ответ на многие вопросы, которые встают перед ними в жизни. Искажением религиозных ценностей, ложными призывами сегодня толкают нашу молодежь на преступления, на смерть. Надо просвещать молодежь, дать им истинные ценности религии. Надо приобщать молодежь к национальной культуре. Духовное управление и представители культуры должны объединить усилия для спасения нашей молодежи. Общими усилиями мя должны сохранить мир в нашем обществе.

Театральную сцену необходимо использовать для того, чтобы доносить духовно-нравственные ценности до зрителя.

«Для нас терроризм – чуждое явление. Никогда ни один из коренных народов Дагестана не занимался экстремизмом, все народы жили одной семьей. Наша цель сегодня – показать негативное отношение к таким явлениям и оказать помощь в профилактике экстремизма», – отметил в своем выступлении директор театра Алимурад Алимурадов.

Из зала последовало имаму немало вопросов на религиозную тему, на которые артисты и студенты получили подробные ответы.

6 7

ТЕРРОРИЗМ И КУЛЬТУРА


Ректор Московского государственного
университета культуры и искусств
Т. Г. Киселева

Общеизвестен факт, что XXI век, к сожалению, не стал веком всеобщего благоденствия и согласия. Одной из глобальных проблем современности является рост терроризма, ставящий под угрозу все достижения мировой цивилизации, да и само существование человека. Национальная, расовая, религиозная нетерпимость на фоне резкого экономического обнищания одних стран и обогащения других и страшные последствия фанатизма - мировой терроризм стали чудовищной реальностью для современного человека. Эти процессы проходят на фоне духовного кризиса, забвения гуманистических идеалов, под лозунгами плюрализма мнений и торжества вседозволенности, которая выступает суррогатом свободы. Разрушение нравственных основ общества не проходит бесследно. Разрыв с национальными традициями, нравственными, традиционными ценностями и идеалами, забвение своих истоков, исторических корней в конечном счете ставят человечество перед угрозой собственного уничтожения, грозят гибелью цивилизации, всплеском расовой и национальной вражды, терроризма, который становится фактом повседневного существования современного человека. К сожалению, эти процессы затронули и нашу страну. Мы должны здраво оценить обстановку и с этой целью задаться вопросом: может ли общество, в котором 80% населения находится на грани бедности и социальной отверженности, быть благополучным? Можно бесконечно долго говорить о духовном кризисе как причине терроризма, но только ли в нем истоки столь деструктивных и дестабилизирующих эффектов? На наш взгляд, кризис в духовной сфере разворачивается одновременно с кризисом социальным и экономическим. Создание в России социально-ориентированного общества - это единственный, на наш взгляд, путь выхода из политического и экономического кризиса. По мнению Президента РФ В.В Путина, причиной терроризма является неравенство в обществе. Он призвал не просто «сбивать плоды с дерева терроризма», а добираться до его корней.

Каковы же пути решения этой задачи? В первую очередь, мне видится, что это обеспечение достойного уровня жизни граждан России; финансирование социальной сферы, образования, культуры, воспитания, забота о детях, семье. Политика должна быть не только социально-ориентированной, но и социально-культурно-ориентированной. Иначе она придет в противоречие с основами народной жизни. У россиян не западный менталитет, и культура России подтверждает коллективистскую направленность русской души. Необходимо убрать социальные корни терроризма, социальную базу, на которой процветает терроризм: нищету, беспризорность, неграмотность, отсутствие жизненной перспективы, пропаганду насилия и порнографии в средствах массовой информации, терпимость к алкоголизму, наркомании, терпимость к злу.

Терроризм может быть преодолен лишь совместными усилиями общественных и государственных институтов, а также мировым сообществом в целом. С позиции XXI века традиционные культуры представляются более мирными и спокойными. Мировые войны, феномен тоталитаризма отождествляются в общественном мнении только с современностью. Цивилизованный мир, мир культуры имеет свою ахиллесову пяту - уязвимость, беззащитность при столкновении с варварством, жестокостью и беззаконием. Само слово «терроризм» зародилось еще во времена Великой Французской революции, когда невинные граждане стали жертвами политических репрессий и были отправлены на гильотину. Не это ли пережила и наша страна? Гражданская война, репрессии, переселение народов, раскулачивание, депортация интеллектуальной элиты. Террор - это насилие, имеющее конечную цель – устрашение. В борьбе с терроризмом культура раскрывает одну из важнейших своих сущностей - просвещение. Просветительская задача культуры состоит в том, чтобы показать людям - их запугать нельзя. Но существует не только силовой путь решения проблемы. В истории европейской культуры есть один уникальный пример, во время оккупации Дании Гитлер издал указ, обязующий всех жителей еврейской национальности носить на одежде желтые эмблемы в форме звезды Давида. На следующий день после издания указа все жители этой маленькой европейской страны вышли на улицу с этими знаками, показывая тем самым всю тщетность террористических замыслов нацистов. Еще один уникальный пример: на улицах оккупированного Осло появился талантливейший писатель Кнут Гамсун с фашистским крестом на груди. И что же сделало население этой удивительной страны? Чтобы выразить свое неприятие фашизма, свое осуждение позиции Гамсуна, норвежцы высылали почтой книги писателя на его домашний адрес. Вот удивительная позиция удивительного народа!

Понять, что такое терроризм, можно только в сравнении со спокойствием мирной жизни. Угроза насилия и применение этого насилия в собственных интересах - вот суть современного терроризма. Идеология примата индивидуального над общественным, а это суть террора, не могла не обернуться катастрофой. Террористы оправдывают свои действия, используя искаженные символы легитимности, миф о своей правоте, создают легенды о своей неуязвимости и скорой победе. Для нас важно объяснить людям, что все, что говорят террористы, - это грубая ложь. У террора нет оправданий.

Террористы часто заявляют о законности своих акций, называют себя солдатами, используют военную терминологию в названиях своих организаций, любят говорить о политических правах, устраивают суды, выносят смертные приговоры. Задача наших социально-культурных институтов - раскрыть весь цинизм подобных акций и заявлений. Солдат, воин - это не тот, кто убивает, а тот, кто защищает, тот, кто жертвует своей жизнью, спасая жизнь другого. Миссия культуры - воспеть этот солдатский подвиг, воспитать уважение к герою и в то же время разоблачить, показать всю низость и коварство террористов. Это особо важно подчеркнуть накануне славного юбилея Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Русская культура в своем содержании - это как раз та система, которая заставляет человека задуматься, где правда, а где ложь.

Жизнь и выживаемость человека зависит от многих обстоятельств. Есть чрезвычайные обстоятельства и ситуации, которые трудно прогнозировать. Но среди них есть и такие, которые создаются самим человеком и которые губят людей, как например, атомная энергия, которая может быть созидательной и разрушительной. И наркотики могут быть спасительными в определенных медицинских целях, но могут быть фактором агрессии, разрушительным средством, как ядерное оружие, подавляющее личность, разум, волю, душу, нравственность. В нашей стране эта проблема чрезвычайно остра в силу политических, социально-экономических условий развития нашего общества. Важна духовно-нравственная основа культуры, а именно культура является спасительным стержнем для человека в любой, самой тяжелой или самой радостной ситуации. Мы не раз говорили о том, что именно сохранение и развитие культуры должно определять национальную идею нашей страны. Ибо только культура и образование обеспечат прогресс, т.е. то, о чем мы мечтаем, - умная политика, эффективная экономика, духовно-нравственное здоровье общества. Культура - это основа национальной безопасности страны, ибо через культуру передаются все лучшие нравственные заповеди поколений, великие идеи российского просветительства, благотворительности, милосердия, душевное благородство, совестливость, уважение к своим национальным традициям, родной земле, отчему дому, к человеку.

Наш университет по своей сути является не только образовательным учреждением, хранителем традиционной культуры, но и гуманистическим центром, способствующим развитию и распространению лучших образцов культуры в России и за рубежом. Примечательно, что в нашем университете в настоящее время обучаются студенты из 72 регионов России и 32 государств мира. Русские, татары, чеченцы и украинцы, башкиры и якуты, китайцы и венгры, евреи и арабы, студенты, аспиранты многих национальностей мирно живут в общежитии, учатся в одних аудиториях, читают одни и те же книги, занимаются спортом. Они заняты общим делом - творчеством, спортом, общением, благотворительной деятельностью, волонтерским движением. Именно культура стала у нас основным фундаментом, на котором вырастают культура мира, толерантность, ненасилие. Ежегодный республиканский конкурс студенческих научных работ «Культура мира и ненасилие» и посвящен этой проблеме. Наши студенты завоевывают золотые медали, высокие награды по таким темам, как «Профилактика терроризма и религиозного экстремизма», «Культура против наркомании» и многим другим.

По словам Президента России В.В.Путина, актуальность поиска коллективных решений борьбы с терроризмом возрастает с каждым днем. И очевидно, что разрозненно и только силовыми методами международный терроризм не искоренить.


КОНФЛИКТ КУЛЬТУР И ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

В.И.Козлачков

заведующий кафедрой Академии МВД РФ

Одной из основных причин терроризма является конфликт культур. В основе каждой национальной культуры лежит опыт выживания, адекватный проблемам, с которыми сталкивается социум.

Несмотря на различия, национальные культуры имеют много общего, поскольку каждая из них развивается благодаря информационной деятельности, имеющей общую природу.

Освоение основ информационной культуры, формирующейся в процессе информационной деятельности, является главным условием взаимопонимания и интеграции культур при сохранении их национальной самобытности.

Исследования показали, что в современном мире динамика информационных процессов и темпы производства информации значительно превышают темпы ее освоения традиционными методами. В результате чего при наличии огромных информационных баз данных «цивилизованные» страны для решения собственных проблем довольно часто привлекают интеллектуальный потенциал стран «второго сорта», что приводит к дополнительной социальной напряженности.

Разработка основ информационной культуры и технологий ее освоения позволит значительно снизить остроту этой проблемы. Это подтверждают эксперименты, позволившие выявить типы решаемых задач и особенности информационной деятельности, обеспечивающей их успешное решение.

Освоение технологий информационной деятельности в стационарных условиях позволяет во много раз сократить сроки формирования информационной культуры и обрести участникам информационных отношений уверенность в собственной перспективе, независимо от информационных перегрузок либо дефицита адресной информации.

Повышение информационной культуры позволяет снизить внутреннюю и внешнюю социальную напряженность, поскольку активная и эффективная информационная деятельность социума создает широкие возможности для собственного развития, а также является основным условием квалифицированной разработки мер по предупреждению социальных конфликтов либо их быстрому и эффективному разрешению.

Технологии информационной деятельности могут напрямую использоваться в различных областях:

в системе общего образования;

в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в условиях информационных перегрузок;

при решении различного рода задач, связанных с обработкой больших объемов информации человеком.

В контртеррористической деятельности эти технологии могут использоваться как инструмент оценки конфликтных (предконфликтных) ситуаций и разработки адресных мер информационного воздействия на конфликтующие стороны.


Предложения к парламентским слушаниям
«Культура против терроризма - законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

По поручению Председателя Народного Собрания

Республики Дагестан М.Г.Алиева - советник Председателя
М. Ш. Муслимова

Уверены, что реализация изложенных в парламентских слушаний «Культура против терроризма - законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом» идей позволит не только нашей стране, но и всему международному сообществу успешно преодолеть эту угрозу для человечества. Переживаемые кризис морали и права, кризис духовности могу быть успешно преодолены через средства самой культуры как феномена духовного сознания человечества.

Культура не может предложить одномоментного эффективного способа борьбы с терроризмом. Результат деятельности возможен при условии длительной, многолетней, постоянной работы в этом направлении, - это первая аксиома концепции. Вторая стратегически важная идея: только такой подход в борьбе с терроризмом поможет по-настоящему и окончательно лишить почвы терроризм, поскольку здесь задействуется личностный потенциал общества, формируется иной тип личности, основанной на идеях толерантности и диалога культур, безусловности общечеловеческих ценностей, на развитом чувстве личной ответственности.

Рост терроризма имеет прямую связь с духовным кризисом общества, устранением государства от задачи поддержки и развития культуры, отказом от деятельного признания приоритетности этого всеобъемлющего направления в жизни страны. Императив современного мира - коренная переориентация государств на приоритеты культурной политики для формирования и воспитания толерантной и устойчивой личности, укорененной в культуре на идеях гуманизма, согласия, мира.

Необходима разработка системы мер, направленных на законодательное стимулирование вложения средств в развитие культуры и искусства, на поддержку бизнеса, инвестирующего культуру.

Требуется законодательное решение вопросов приватизации и перепрофилирования объектов культуры, способствующее их сохранению и основанное на государственной поддержке. В этом направлении необходима разработка механизма активного сотрудничества государственных органов с институтами гражданского общества в целях решения этих задач. Государственным и муниципальным органам, учреждениям культуры следует наладить тесное взаимодействие в совместном использовании, охране и восстановлении объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

Изложенная концепция, дополненная по итогам парламентских слушании, по сути может и должна представлять собой программу государственной политики в области идеологии, основанной на достижениях отечественной и мировой культуры, прежде всего классики художественной литературы. Всемерная поддержка государством ее развития позволит эффективно использовать потенциал культуры как транслятора светских, духовных ценностей.

Использование потенциала культуры в деле противодействия терроризму предполагает активное поддержание деятелями культуры традиций миротворчества и народной дипломатии, обычаев и традиций мирососедства и взаимопонимания, принятие деятельного участия в урегулировании и предотвращении социальных, межэтнических, меж- и внутриконфессиональных конфликтов в регионах.

Образовательная политика и реформирование в этой области должны осуществляться с учетом достижений традиционно сложившихся способов функционирования науки, культуры и образования, с одновременно гибким усвоением новых эффективных подходов и технологий в этой сфере.

Доминирующая роль в воспитании и образовании исторического опыта духовности и нравственности, накопленного русской литературой, позволяет формировать не только национальное, но и полноценное личное самосознание. Духовная составляющая борьбы с терроризмом заключается в постепенном изменении сознания людей. Мир, общечеловеческие ценности, идеи ненасилия и согласия, богатства и взаимодополнительности культур, убежденность в распространении и отстаивании этих ценностей - воспитательные ценности, противостоящие идеологии терроризма. Усиление гуманитарного начала в образовательно-воспитательной среде предполагает широко направленные одновременные действия в этой сфере:

Обеспечение равных возможностей для получения образования, доступа к знаниям и культурным ценностям;

Введение курса русской литературы в учебно-образовательные программы негуманитарных средних и высших учебных заведений;

Осуществление преподавания общественных наук, прежде всего истории, в учебных заведениях таким образом, чтобы в процессе их усвоения акценты делались не только на совокупности фактов, но и на моральных мировоззренческих ценностях как критериях прогресса;

Пропагандирование, распространение исследований и достижений отечественной и зарубежной научной мысли в области философии, морали, педагогики и других сфер человеческого сознания как через институты науки и образования, так и через различные средства СМИ;

Введение в курс средней общеобразовательной школы дисциплины «Литература народов России»;

Формирование и реализация языковой политики, обеспечивающей условия для развития и функционирования родных языков и усиливающей роли русского языка как координатора и организатора культурного пространства Евразии, посредника в ее связях с мировой цивилизацией. Такая языковая политика призвана одновременно повысить культуру речи, так как дар речи- это умение говорить не только языком, но и всей сутью своего «я»; активность слова – это форма проявления социальной активности;

Содействие диалогу культур через сеть образовательных, воспитательных и коммуникативных систем в условиях полиэтнической общности населения страны, а шире - взаимосвязанного и целостного мира в целях достижения национального и межнационального согласия и преодоления издержек стихийного взаимодействия культур, органичной интеграции восточных и западных ценностей;

Расширение сети детских центров эстетического развития, внешкольной занятости, законодательное закрепление на федеральном, региональном и муниципальном уровнях невозможности приватизации помещений, отведенных под детское творчество, образование и воспитание в целях создания и расширения культурообразующей среды;

Разработка программ в целях организации конструктивного взаимодействия различных религиозных конфессий и широкое освещение деятельности конфессий, направленной на достижение межэтнического и межрелигиозного согласия и толерантности;

Создание и поддержка детских и молодежных общественных организаций, реализующих культурно-образовательные и воспитательные цели;

Разработка и осуществление международных, федеральных, региональных программ, способствующих обмену культурными ценностями;

Осуществление долгосрочных программ «Культура-детям», «Культура-юношеству», предполагающих разнообразие форм приобщения к культуре разных народов: конкурсы, встречи, фестивали, выставки и др., а также широкое участие школьников и студентов в межкультурном обмене, в поездках с целью изучения опыта жизни и интересов сверстников;

Развитие туризма для установления более тесных контактов, в том числе и в области межкультурных коммуникаций, взаимообогащения, установления дружеских отношений;

Создание межрегиональных парламентских советов и использование возможностей молодежного парламента для осуществления культурного обмена и противодействия средствами культуры вызовам времени: терроризму, сепаратизму, национализму, межконфессиональному противостоянию;

Законодательное определение механизма государственного содействия развитию творческих профессиональных союзов, взаимодействию деятелей культуры с народом, способствующих активизации деятельности творческих союзов, осуществляющих мероприятия в рамках задач формирования эстетически многоязычной личности, воспитания интереса к культурам разных народов;

Осуществление деятельности различных СМИ с учетом приоритетности воспитательных и образовательных функций, формировании идеологии гуманизма, базовых жизненных ценностей, культуры личного самопознания в контексте культурной традиции человечества;

Развитие библиотечной сети, пропаганда читательской культуры, доступность высокохудожественной книжной продукции как необходимое условие нравственного оздоровления общества;

Выработка четкой государственной политики в области книгоиздательства, обеспечивающей финансирование, выпуск и доступность произведений как русской литературы, так и литератур народов России; предусмотрение мер, обеспечивающих издание художественно значимых произведений по решениям экспертных советов, включающих в себя авторитетных и признанных мастеров художественного слова и общественности.

Бесспорна необходимость создания предлагаемого вами Всемирного Духовного Форума как духовного органа, координирующего культурную политику на международном уровне. Этот центр, действительно, явится первой попыткой создать качественно иные механизмы самоорганизации человеческого общежития, создавая реальный противовес потребительской цивилизации.

Все эти меры способны создать механизм усвоения своей национальной культуры и культуры других народов как равносущих и взаимодополняющих ветвей мировой культуры. Воспитание и образование в культурообразующей сфере, в условиях открытости сознания гуманитарным ценностям формирует толерантную, коммуникативную личность. Культура как пространство человеческой коммуникации выступает не только как средство предупреждения, но и как средство преодоления конфликтогенного сознания, последствий конфликтов. Поэтому работа в рамках указанной темы предполагает значимость диалоговых форм культурного взаимодействия: дискуссий, выступлений, встреч и т.д.

Культурная политика, реализуемая на предлагаемых подходах, способна, воздействуя на глубинные духовные начала личности, актуализируя их, формировать тип личности, тип сознания, не приемлющий идеологию терроризма, противостоящей ей. Кроме того, при таком подходе органично реализуется национальная политика, объединяющая народы в ценностях мира, согласия, взаимопонимания.

Выступление

Председателя Комитета

Парламента Кабардино-Балкарской Республики

по культуре, спорту, туризму и СМИ

Фирова Р.Б.

Уважаемый Председательствующий!

Уважаемые коллеги!

Акции, которые можно объединить формулой "Культура против терроризма", проводились и проводятся на Северном Кавказе не первый год. Это посильный вклад деятелей искусства, литературы и науки в разрешение кризиса, который неожиданно обрушился на наш регион вместе с падением Союза. Но вклад именно посильный, не ахти какой большой - потому что сама культура оттеснена на периферию нашей жизни. Целые профессиональные коллективы, талантливые писатели, артисты, ученые, художники перебиваются, как говорится, с хлеба на воду.

Заботу о подлинной культуре, особенно национальной, центральная власть методично перекладывает на слабые плечи фактически разоренных регионов. Не место здесь сочинять оды ушедшим временам, но нелишне вспомнить: строительство страны Советов начиналось с провозглашения равенств языков, культур и прав всех народов, что было закреплено определением национально-административных территорий, а также возведением заботы о развитии языков, литератур, культур народов страны в ранг государственной политики. Именно осознание всеми гражданами своего равноправия и своей равной причастности к делам государства обеспечивает внутреннюю стабильность в стране, и, напротив, отсутствие такого осознания вызывает дискомфорт, недовольства и нестабильность в ней. Если уж быть до конца последовательным в рыночных принципах, столь модных в наше время, то надо признать, что на стабильность тоже надо без цинизма предусмотреть свои затраты, и это затраты не на силовые структуры, а на национальную культуру, функционирование и развитие национальных языков. У нас же постепенно свертываются программы, направленные на укрепление положения языков, литератур и культур народов Российской Федерации: языки и литература коренных народов вытесняются из образовательных программ, издание художественных произведений на этих языках становится все более проблематичным, ГТРК постепенно доводит телевизионные и радио- передачи на языках коренного населения до информационных выпусков, цинично предоставляя бедствующим регионам тягостное для них право покупать собственные каналы вещания "хоть на все 24 часа". К этому можно добавить смехотворные гонорары за публикации произведений подлинно художественных, создаваемых исключительно из любви к искусству, поскольку о достойном материальном вознаграждении за творчество нет и речи.

Трудно признать такую политику направленной на укрепление российской государственности и общенационального единства страны. Осознанно или несознательно, ее творцы сеют недовольство и рознь в обществе, что в перспективе гораздо накладнее, чем расходы на образование и культуру. Представляется, что мы, все вместе, в погоне за копеечной сиюминутной выгодой на полном ходу проносимся мимо возможности единения и согласия, которые желанны и сегодня, и завтра, и всегда.

Есть все основания считать, что в стране не будет подлинной основы для единства, пока мы не поймем - всякое ущемление интересов народов Российской Федерации есть не что иное, как насилие, неизменно вызывающее ответную реакцию. В этих условиях культура неспособна не только противостоять такому злу, как терроризм, но выполнять и свои менее сложные функции. Государство стоит перед альтернативой: или иметь в обществе постоянный повод для мощных проявлений недовольства, или уделять достаточное внимание проблемам культуры и образования, в т.ч. в национальных регионах.

В неофициальных разговорах приходится слышать о случаях нецелевого использования средств, выделяемых регионам. Но повод ли это для отказа от финансирования? Вместо того чтобы дать разобраться фискальным органам и наказать нескольких чиновников, не наказываются ли целые народы, языки и культуры?

Мы считаем, что для решения проблемы необходимы и более строгое применение закона, и совместные усилия Центра и регионов. В частности, мы вправе ожидать от федеральных органов власти большего внимания к феномену национального и конфессионального многообразия страны.


Публикуется по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала

Сценарий

круглого стола

Молодежь ЗА культуру мира,

ПРОТИВ терроризма.

Классный руководитель: Косумова З.З.

Цель:

    объяснить сущность терроризма, его типы и цели;
    совершенствовать знания о терроризме;
    основы безопасности в ЧС;
    формировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения.

    определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности;

    способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать умение жить в мире с другими людьми;

    развивать самостоятельность суждений учащихся.

Метод проведения: Д искуссия за круглым столом

Ход мероприятия

1. Вступительное слово классного руководителя Косумовой З.З.

Если скажут слово « Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор,

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной станичный двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести круглый стол на тему: «Молодежь за культуру мира, против терроризма».

В рамках круглого стола мы обсудим наиболее важные на сегодняшний день вопросы, касающиеся профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде:

    Идеология экстремизма и терроризма в современном обществе;

    Современные подходы и методы в борьбе с проявлением экстремизма, терроризма и псевдорелигиозными течениями.

Беспрецедентные террористические акты в начале 21 века являются вызовом всему человечеству. Весь мир выражает свое возмущение и негодование, осуждает злодеяния. Понятной становится необходимость консолидации всего мирового сообщества в принятии мер по предотвращению терроризма. Наряду с применением антитеррористических акций важна сегодня широкомасштабная, гуманистическая и разъяснительная работа, ибо, как показывает практика, ненависть невозможно преодолеть ненавистью. Первым шагом на пути к консенсусу является диалог, дискуссия, дебаты за «круглым столом» всех представителей земного шара.

И поэтому, сегодня перед нами стоят важные вопросы, связанные с терроризмом.

Итак,

1. Что такое терроризм?

2. Каковы причины и история терроризма?

4. Какое наказание следует за совершение терроризма в Уголовном

Кодексе Российской Федерации?

5. Есть ли в исламе терроризм?

6.Какова современная статистика терроризма?

7 . Почему молодежь вступает в террористические организации?

8. Как бороться с терроризмом? Какова законодательная база по борьбе с экстремизмом и терроризмом?

9. Как поступить с теми, кто возвращается обратно из ИГИЛ

10. Являются ли экстремисты, террористы представителями только некоторых религий?

11. Как себя вести в подобной ситуации?

Из области истории

Участник:

Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем, всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.

В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь

Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период с 1902 по1907 г. террористами в России были осуществлены около 5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники .

Участник:

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период с 1990 по 1993 год в Россию было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?

Участник:

Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…

Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.

В чем же сущность терроризма?

Участник: из области политологии.

Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей.

Типы современного терроризма:

    Националистический

    Религиозный

    Политический

-Три стороны конфликта террористической акции:

    Те, кто совершает теракт (террористы)

    Непосредственные жертвы акции

    Те, кого хотят запугать и заставить вести себя определённым образом

Участник:

Террористическая деятельность включает следующие действия:

    Организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции.

    Подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях.

    Организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции.

    Вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

    Финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

- Какова современная статистика терроризма?

Участник: из области статистики.

- Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

Захват автобуса с заложниками

1 декабря 1988 г. в Минеральных водах 4 бандита потребовали крупную сумму денег в иностранной валюте и самолет для вылета за рубеж. В противном случае угрожали всех сжечь: под каждым сиденьем террористы поставили по три 3-литровых банки бензина. История с захватом детей прогремела на всю страну. По горячим следам были сняты 2 фильма: документальный «Заложники из 4-го «Г» и художественный «Взбесившийся автобус»

-Разрушение Всемирного Торгового Центра

11 сентября 2001 года , в 28-ю годовщину подготовленного ЦРУ военного путча в Чили, и 11-ю годовщину речи Буша-старшего "Новый мировой порядок", террористы захватили четыре самолета. Согласно официальной версии девятнадцать арабов угнали 4 самолета; врезались на двух из них в башни Всемирного Торгового центра, что стало причиной пожара внутри, и врезались на третьем в Пентагон. Согласно официальной версии, в результате пожара стальные несущие балки расплавились, что стало причиной обрушения башен.

Участник:

-Террористический акт в Москве 2002 года

23 октября 2002 года в 21.05 в центре Москвы (в театральном центре на Дубровке) более 50 вооруженных террористов захватили зал, в котором шел популярный мюзикл «Норд-Ост». Террористы требовали прекратить войну в Чечне, угрожая расстрелять заложников и взорвать зал. 26 октября в 5.32 после уникальной в мировой истории спецоперации более 500 заложников были освобождены . Уничтожены 50 террористов – 32 мужчин и 18 женщин. 117 заложников погибли.

-Террористический акт на Тушинском аэродроме

05 июля 2003 года в Москве был совершён террористический акт: у входа на Тушинский аэродром , где в это время проходил рок-фестиваль «Крылья», были взорваны две бомбы. Взрывы произвели две террористки-смертницы . По официальным данным погибло 13 и ранено 59 человек . Больших жертв удалось избежать только потому, что охрана, заподозрив этих женщин, не пропустила их в толпу участников фестиваля.

-Террористический акт около гостиницы «Националь»

9 декабря 2003 года в результате взрыва около гостиницы "Националь" в центре Москвы, по уточненным данным, пять человек погибли и 13 получили ранения. Теракт возле гостиницы "Националь" совершила одна террористка-смертница .

-Захват заложников в Беслане

Наиболее печальный в России случай произошел 1 сентября 2004 года в городе Беслане, что находится на территории Осетинской республики. В этот день боевики захватили в заложники учащихся местной школы. Мирным путем конфликт уладить не получилось – в результате погибло 186 детей, а также 148 взрослых. Место, где похоронили детей, называется «Городом ангелов»

Участник:

Одним из последних по хронологии террористических актов, направленных против России, считается крушение авиалайнера А321, следовавшего из Египта в Санкт-Петербург, 31 октября 2015 года. По версии следствия, причиной катастрофы стал устроенный представителями террористической группировки «Исламского государства». Все находившиеся на его борту 224 человека (из них 25 детей и 7 членов экипажа) погибли.

Маленьким символом этой большой трагедии стал самый младший пассажир, девочка Дарина.

В память о событиях того дня 3 сентября стало Днем памяти жертв терроризма в России.

Участник:

К причинам возникновения экстремизма и терроризма можно отнести следующие:

Это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.

Это нарастание социальной напряженности.

Это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.

Это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Давайте рассмотрим, каковы же основные предпосылки вовлечения молодежи в паутины тоталитарных организации.

1. Происхождения из так называемых «неблагополучных» семей;

2. Психологические кризисы подросткового переходного периода;

3. Чувство страха и неуверенности перед трудностями современной жизни;

4. Неопределенность в завтрашнем дне;

5. Закомплексованность и вытекающие из нее проблемы в общении с окружающими.

Терроризм победить невозможно, но с ним можно и необходимо бороться. Причем, эту борьбу способны вести все, независимо от национальности, уровня достатка, пола, возраста. И учащиеся школ также могут внести свою лепту, соблюдая правила информационной и Интернет-безопасности, проявляя бдительность, обращая внимание на подозрительные вещи, людей, события.

Одним из самых распространенных видов экстремизма является религиозный экстремизм. В последнее десятилетие этот термин употребляется все шире, под ним понимается агрессия, исходящая от религии. Однако этот термин концептуально противоречив.

Религия по своей сути не может нести агрессию, ни одна истинная религия не призывает к насилию и не оправдывает теракты. Экстремисты и террористы лишь прикрываются религиозными лозунгами. А на самом деле преследуются политические цели. Экстремисты добиваются захвата власти, создают атмосферу страха и бессилия.

Участник:

Как же не стать жертвой теракта?

Основные правила поведения в условиях угрозы террористических актов.

Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, например, крупные города, международные аэропорты, места проведения крупных международных мероприятий, международные курорты и т.д. Обязательным условием совершения атаки является возможность избежать пристального внимания правоохранительных структур – например, досмотра до и после совершения теракта. Будьте внимательны находясь в подобных местах.

Участник: -Возьмите за правило всегда уточнять, где находятся резервные выходы из помещений. Заранее подумайте, как вы будете покидать здание, если в нем произойдёт ЧП. Никогда не пытайтесь выбраться из горящего здания на лифте. Во-первых, механизм лифта может быть повреждён. Во-вторых, обычно испуганные люди бегут к лифтам. Лифты не рассчитаны на перевозку столь большого количества пассажиров - поэтому драгоценные минуты, необходимые для спасения, могут быть потеряны.

В залах ожидания аэропортов, вокзалов и т.д. старайтесь располагаться подальше от хрупких и тяжелых конструкций. В случае взрыва они могут упасть или разлететься на мелкие кусочки, которые выступят в роли осколков, как правило, именно они могут явиться причиной факторов вторичного поражения и большинства ранений.

Участник:

Будьте особо внимательны во время путешествий. Обращайте внимание на подозрительные детали и мелочи - лучше сообщить о них сотрудникам правоохранительных органов. Никогда не принимайте пакеты, вещи и посылки для передачи от незнакомцев и никогда не оставляйте свой багаж без присмотра.

Слово классного руководителя:

Таким образом, по итогам нашего обсуждения мы можем сделать вывод, что терроризм – явление общемировое, имеющее многовековую историю. Масштабы терроризма и его межгосударственный характер делают совершенно необходимым налаживание международной системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним. А сейчас мы проведем небольшое анкетирование среди участников круглого стола.

Вопросы для анкетирования по профилактике терроризма и экстремизма.

1

В Вашем понимании, толерантность – это:

А.

Терпимость к проявлениям различной этнической и культурной принадлежности, разных вероисповеданий, убеждений и поступков людей;

В.

Неприязнь, конфликт с другими нациями, народами;

С.

Стремление одного народа завоевать земли другого народа;

2

По Вашему мнению, экстремизм – это:

А.

Приверженность к крайним взглядам и мерам;

В.

Право дипломатических представителей подчиняться законам только своего государства;

С.

Расхождение с общепринятыми нормами;

3

Как Вы считаете, терроризм – это:

А.

Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения;

В.

Открытое и откровенное заявление о своих действиях, поступках;

С.

Незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого;

4

Каково Ваше отношение к представителям других рас, национальностей?

А.

Положительное;

В.

Испытываю неприязнь;

С.

Нейтральное;

5

Хотели бы Вы больше знать о разных странах, народах мира, об их культуре, традициях?

А.

Да;

В.

Нет;

С.

Затрудняюсь ответить;

6

Стремитесь ли Вы установить доверительные и близкие отношения с представителями других национальностей?

А.

Да;

В.

Нет;

С.

Устанавливаю доверительные и близкие отношения со всеми, независимо от национальности.

    Дорогие ребята, все, о чем мы сегодня говорили, не может оставить нас равнодушными. Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере. Для участников круглого стола мы приготовили памятки. Помните: Береженого Бог бережет.

Участникам круглого стола раздаются памятки

«Выбирайте правильный путь».

1. Не вступайте в диалог с проповедниками, подошедшими к вам на улице;

2. Если вам предложили листовку, брошюру, журнал религиозной направленности, поблагодарите, и вежливо откажитесь;

3. Не пытайтесь отстаивать свои религиозные убеждения при встрече с верующими или проповедниками любой религиозной организации;

4. Прежде, чем вы решите посетить собрание какой-либо религиозной организации, посоветуйтесь с родителями, родственниками, просто близкими людьми;

5. Выбор верить или не верить - только ваш, прежде чем принять решение, подумайте, стоит ли? Обдуманное и правильное решение сохранит вам не только душевное здоровье, может быть, даже жизнь.

Резолюция по окончании круглого стола:

По окончании круглого стола участники принимают резолюцию, в которой:
- осуждают экстремизм и терроризм как величайшую угрозу всему человечеству;
- выражают готовность вести постоянную работу по оказанию всяческого содействия органам государственной власти в создании эффективно действующей системы противодействия экстремизму и терроризму,
- призывают всех учащихся МБОУ «СОШ №1 с. Чечен- Аул» не поддаваться провокациям экстремистов, стремящихся расколоть и противопоставить различные народы и религиозные общности России.