Разговор татьяны онегиным в конце. Финальное объяснение Татьяны и Онегина в романе А

В последней главе Татьяна предстает изменившейся:

«Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приемы скоро приняла!

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?»

Она по-прежнему любит Онегина, однако долг перед другим человеком для нее важнее личных чувств:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

В отповеди Татьяны много несправедливых упреков Евгению, который испытывает не «мелкое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, превратив жизнь в «маскарад», героиня не может отказаться от этого.

Она обязана быть верной мужу, поэтому ее «урок» Онегину обусловлен честностью и чувством нравственного долга

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет глубокого содержания в жизни. Главной задачей писателя было показать тип простой, обыкновенной, русской девушки, лишенной каких бы то ни было романтических, необычных черт, но, в то же время, удивительно привлекательной и поэтичной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной.

Не привлекла б она очей.

Характер Татьяны раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Еще с детства она пристрастилась к романам, в которых видела другую жизнь, более богатую событиями, более интересную. Она верила, что такая жизнь и такие люди не выдуманы авторами, а существует на самом деле:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Пушкин, рисуя характер русской женщины, был верен натуре, правде жизни, а не отвлеченному идеалу. В Татьяне он отмечал душевную простоту, искренность чувств, душевное благородство. От природы она была одарена «сердцем пламенным и нежным».

В. Г. Белинский отмечал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал». Героиня мечтала о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание. Именно таковым и оказался Онегин. Татьяна сердцем почувствовала в нем человека под стать себе, она сумела угадать его доброе сердце.



Глубокие задатки натуры Татьяны проявились не в мечтаниях, но в действии героическом – в признании Онегину в любви.

Естественность, глубокая человечность сделали Татьяну смелой и самостоятельной. Полюбив, она первая делает важный шаг: пишет ему любовное письмо, в котором раскрывает свои мысли и мечты. К сожалению, этот поступок не был оценен Онегиным. Пушкин сочувствует своей героине:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Но именно в этом и заключается сильная сторона Татьяны: она сумела пережить безответную любовь, поняла, что Онегин ее недостоен.

Образ Татьяны на протяжении всего романа показан в развитии. Путь от «девчонки» к «величавой и небрежной» светской женщине Татьяна прошла не без надлома. Если раньше она действовала безоглядно, смело, не боясь ничьих суждений, то в конце романа уже обдумывает свои поступки. Ее смелый шаг навстречу любви достоин внимания и восхищения (приход к дому Онегина, написание письма), еще большего уважения заслуживает ее способность с достоинством перенести удары судьбы. В конце романа мы видим Татьяну уже «светской львицей». Примечательно, что она все еще любит Онегина. Ей тяжело теперь видеть любовь и страсть в его глазах. Но она не может нарушить свои нравственные принципы. Татьяна теперь замужняя женщина, она ни за что не предаст своего мужа. Такая сила духа, стойкость морально-нравственных принципов и восхищала Пушкина в своей героине.

24.В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Многие герои русской литературы наделены драматичной судьбой. Это и лермонтовский Печорин, и тургеневский Базаров, и даже гончаровский Обломов. Вот и А. С. Пушкин героя романа «Евгений Онегин» наделяет драматичной судьбой.

Любимец петербургского света, Евгений Онегин, даже не знает, что ему хочется, но, как сказал критик В.Г.Белинский, « он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность". И вот результат:



Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу.

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

Казалось бы, безмятежное детство, беспечная юность должны сделать героя счастливым…Но нет… Онегина не удовлетворяет пустая жизнь дворянства, которое заглушает тоску развлечениями и «наукой страсти нежной». Развлечения ему опостылели, а в любви Евгений «считался инвалидом». Вот поэтому, выделяя Татьяну на фоне Ольги, наш «инвалид» отвергает ее чувства, потому что еще не готов к серьезным отношениям, не готов проститься с размеренной и свободной жизнью. В своей исповеди Онегин признается Лариной, что не сможет стать ей хорошим мужем и сделать ее счастливой:

Скажу без блесток мадригальных:

Нашед мой прежний идеал,

Я, верно б, вас одну избрал

В подруги дней моих печальных,

Всего прекрасного в залог,

И был бы счастлив... сколько мог!

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.

Вот он, первый шаг на пути к драме!

Могла бы спасти героя и дружба, но, желая мелочно отомстить Ленскому, он на именинах Татьяны начинает ухаживать за его ветреной невестой. Тот вызывает Онегина на дуэль. Роковой выстрел, и дуэль кончается смертью Ленского. Онегин мог бы не принять вызова, однако он пошёл на поводу у общественного мнения - то есть мнения тех дворян, которых презирал! И как за это наказан!Не мог после этого Евгений оставаться в деревне, «где окровавленная тень ему являлась каждый день». Вот он, второй шаг навстречу к драме!

Онегин уезжает путешествовать… Однако А. С. Пушкин не разбирает детально этот этап жизни Евгения, наверное, потому, что за этот период времени герой не изменился, не обрел ни смысла жизни, ни цели…Разве это не трагично?

Вернувшись в Петербург, Евгений впервые испытает истинное чувство, он влюбится в Татьяну, но злой рок преследует его и здесь: любовь обернется драмой, потому что Татьяна «другому отдана» и будет «век ему верна». Для Онегина, похожего в те минуты «на мертвеца», слова женщины звучат как приговор…

Таким образом, драматизм судьбы Онегина заключается в обречённости на вечное одиночество без любимой и друзей, на пустое времяпровождения, не имеющее ни цели, ни смысла.

25.Какой предстаёт жизнь поместного дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Столичное и провинциальное дворянство

Две столицы в романе

Санкт-Петербург Москва
Светское общество Петербурга отличает царство строгих правил, благопристойность, лицемерие и в то же время сдержанность и аристократизм, отсутствие вульгарности, упорядоченность. Татьяна отмечает «порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойный, И эта смесь чинов и лет». Представители петербургского дворянства, как бы выбрав для себя определенную роль, играют ее в своем кругу: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; Тут были дамы пожилые В чепцах и в розах, с виду злые... Неподвижность и нежелание меняться - вот основная характеристика Московского дворянства: «Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец...» Патетическое отношение к прошлому Москвы (лирическое отступление об Отече­ственной войне 1812 года): «Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою». Консерватизм барской Москвы, самодо­вольство московских кузин и юношей: Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки...
Обе столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Ге­рои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде.
Провинциальное дворянство Основная характеристика - примитивизм. Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны.
Дядя Онегина «Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил».
Ларины «Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины...»; « ...им квас как воздух был потребен».
Мать Татьяны «Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь».
Гости на именинах Татьяны Глава 5 строфа 25, 26 «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков». «Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов». «Уездный франтик Петушков». «И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». «На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы...» «.. никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат...»
Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных ин­тересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и «говорящие» фамилии, что еще более усиливает общее впечатление об их примитивизме.
В Болдине был практически закончен многолетний труд А. С. Пушкина - роман в стихах «Евгений Онегин», работа над которым, длительная и настойчивая, падает на самый цветущий период его творчества. Свою работу над романом поэт называл своим литературным «подвигом». «Евгений Онегин» является во всех отношениях, и по времени написания, и по значению, и по масштабу, центральным пушкинским творением. Именно в «Евгении Онегине» Пушкин как «поэт действительности» вырастает во весь рост.
Отношения между Онегиным и Татьяной Лариной составляют основную сюжетную линию романа, однако, в этой личной любовной коллизии проглядывается при более внимательном прочтении далеко идущее содержание - именно в ней и заключен наиболее полный ответ на поставленный поэтом вопрос о печальном одиночестве главного действующего лица романа в окружающей его действительности, об основной причине особенного явления - так называемой русской хандры людей, подобных Онегину.
Евгений Онегин и Татьяна Ларина отличаются друг от друга абсолютно во всем, начиная от воспитания и заканчивая образом мыслей и жизненным восприятием. Онегина воспитывал гувернер - француз, а Татьяна росла в обществе простых русских людей, под присмотром няни - женщины, прототипом которой являлась няня самого Пушкина. Онегин ведет светскую жизнь, обычную для молодых людей его круга. Он модно одевается, постоянно вращается в свете, обедает и ужинает в ресторанах с друзьями, вечера проводит в театре. Герой рано постигает «науку страсти нежной». В светском обществе зачастую любовь из искреннего, идущего от сердца чувства, превращается в изощренную игру, противоборство между мужчиной и женщиной. Именно это и происходит с Евгением Онегиным. Будучи еще довольно молодым, он воспринимает отношения с представительницами прекрасного пола со скептицизмом, если не сказать, с цинизмом.
Татьяна же ведет полностью противоположный образ жизни. Она выросла в деревне, на лоне природы, в обычной семье помещика, где не прижились иностранные нововведения:
У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели Любили круглые качели, Поблюдны песни, хоровод...
Отсюда ее непосредственность, подкупающая искренность в выражении чувств. Пушкин с большой теплотой и любовью рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт, но в то же время она удивительно поэтична и привлекательна. Простоту характера героини подчеркивает автор и избранным для нее именем - Татьяна.
Татьяну Ларину отличает задумчивость, молчаливость, стремление к размышлениям и одиночеству, она зачитывается романами Ричардсона и Руссо и верит им безраздельно, так как не находит у окружающих ответов на свои вопросы. В романах Татьяна видела героев, которых мечтала встретить в жизни. Рядом с ней не было никого, кто мог бы объяснить этой неискушенной девушке, что книжные чувства и переживания чаще всего бывают очень далеки от реальности. Татьяна принимает все эти романтические описания за чистую монету и мечтает ощутить те же чувства, встретить таких же героев, о которых рассказывалось в сентиментальных произведениях.
Появление Онегина ложится на подготовленную почву, Татьяна готова к сильному чувству и представляет Онегина ни кем иным, как благородным героем своих любимых романов и сокровенных мечтаний:
И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено Давно ее воображение, Сгорая негой, и тоской, Алкало пищи роковой; Давно сердечное томление Теснило ей младую грудь Душа ждала кого-нибудь, И дождалась -Открылись очи; Она сказала: это он!
Душа Татьяны давно жаждала любви, она переживает новое для себя чувство. В ночном разговоре с няней Татьяна признается, что влюблена, она решается написать Онегину любовное письмо, но ответа от Евгения нет. Получив известие о том, что к ним приехал Онегин, и увидев его коляску, Татьяна в смятении бежит в сад, где ее и находит Онегин. Можно себе представить чувства Татьяны, которая решилась написать любовное признание мужчине, пренебрегая правилами приличия, в момент, когда должна решиться ее судьба:
В ней сердце, полное мучений, Хранит надежды темный сон; Она дрожит и жаром пышет
Получив письмо Татьяны, Онегин тронут искренними чувствами девушки, но не более того. У него к этому времени уже сложилась манера общения с женщинами.
В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут - мигом утешался; Изменят -рад был отдохнуть, Он их искал без упоенья, А оставлял без сожаления.
В письме Татьяны и в предстоящей встрече с ней он не видел ничего необычного, волнующего для себя, не осознавал той бури чувств, что терзают девушку. Онегин не пытается кривить душой, притворяться, а сразу читает Татьяне такую отповедь, после которой она долго не сможет прийти в себя. Она слушает Онегина «чуть жива», у нее отняты все надежды на счастье.
Онегин не желает замечать того впечатления, которое оказывают на девушку его слова. Его речь не похожа на речь молодого повесы, а скорее напоминает нравоучения искушенного жизнью старика:
Поверьте - совесть в том порукой, Супружество нам будет мукой Я, сколько не любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать, ваши слезы Не тронут сердца моего, А будут лишь бесить его
Это, действительно, чистая правда. Онегин не хочет портить Татьяне жизнь, но, сам того не желая, разбивает ей сердце. Он оправдывается тем, что не может возвратить себе восторженность и радость ощущений, не способен ответить на сильное чувство. Однако ужаснее фразы «учитесь властвовать собою» в этой ситуации трудно себе представить.
Татьяна отвергнута, ее самолюбие повержено, ведь она первая призналась мужчине в любви и получила отказ. В этот момент она еще не понимает, что Онегин не достоин ее любви. Она сама приписала ему черты, которыми он не обладает. Все это она поймет позже и, не желая того, отомстит Онегину тем, что отвергнет его. Но для этого должно пройти время, а пока «Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит! / Ничто ее не занимает, ее души не шевелит». С этого момента Татьяна равнодушна ко всему. Она не перечит, когда родители устраивают ей выгодную партию с князем Греминым. Татьяна Ларина несет в душе любовь к недостойному ее человеку, как свой крест. Когда Онегин встречает ее уже замужней женщиной и в нем просыпается пылкое чувство, Татьяна уже не может ответить ему взаимностью: «Ведь я другому отдана и буду век ему верна», но в ней живо вспоминание о той встрече в саду, которая перевернула всю ее душу.

Молодой дворянин Онегин, встречаясь с Татьяной, пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на ее любовь он реагирует благородно, но с опаской, отдавая себе отчет в том, что не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, что так поощряется в том самом злополучном обществе, от которого он хочет бежать. В Онегине Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит им.

Это свойственно герою на протяжении всего романа - разочарование в том, что еще недавно так прельщало его, а теперь более не интересует, такая русская хандра, ощущение пустоты жизни, которое гнетет и заставляет человека возвращаться к своим истокам; в данном случае Онегин едет в деревню, дабы убежать от шумной городской жизни, так надоевшей ему. И вместе с тем он является типичным представителем столичной дворянской молодежи, сыном своей среды, в которой он чувствует себя как рыба в воде.

И трудно говорить о том, является ли это его достоинством или недостатком. По крайней мере можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства представителей дворянского общества. И вот прошло время, канула в Лету, как думает сам Онегин, история с дуэлью, вздорное чувство к Татьяне. Ему 26 лет, он томится "...в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел", и, вернувшись из путешествия, он на балу встречает даму, которая кажется ему знакомой. Тем более что красоту этой женщины не может затмить даже ослепительная красота Нины Вронской. Евгений в шоке.

Ужель та самая Татьяна, Которой он наедине, В начале нашего романа В глухой, далекой стороне, В благом пылу нравоученья, Читал когда-то наставленья... При следующей встрече в доме ее мужа князя N Онегин бесповоротно увлечен новой Татьяной. Это уже не простая деревенская девушка, а равнодушная княгиня, неприступная богиня царственной Невы. Но она не обращает на него внимания. Онегин пишет письмо, но не получает ответа... Проходит зима. Встречаясь мимолетно с Татьяной, Евгений видит, что она "окружена крещенским холодом".

Никого не встретив в прихожей, он идет в комнаты и видит Татьяну в слезах, читающую его письмо. О, кто б немых его страданий В сей быстрый миг не прочитал! Кто прежней Тани, бедной Тани Теперь в княгине б не узнал! Онегин падает к ее ногам. Следует сцена финального объяснения: ... Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Татьяна уходит, а Евгений стоит "как будто громом поражен". Входит муж Татьяны, и здесь автор прощается со своим героем - спутником странным - в "минуту злую для него", и Татьяной - "верным идеалом".

Хотя Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему-нибудь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой - порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему.

Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразие и пустота этих "радостей и удовольствий" быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он "покинул свет, как это делали слишком немногие". Онегин чересчур глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира.

Многое выделяет его из толпы: "Мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум". При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" - это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, ее сомнений и тревог, стремлений и надежд. Работа над романом была начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России.

Поэтому первые главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Умом и сердцем автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени. Пристально следит А. С. Пушкин за интересами своей «милой Татьяны».

Одинокая в семье, девушка находила отклик на свои духовные запросы в книгах. Она «влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо», воображая себя «героиней своих излюбленных творцов, Клариссой, Юлией, Дельфиной». Даже Онегина она воспринимала не иначе, как Вертером или «бесподобным Грандисоном». Изучая библиотеку Татьяны, А.

С. Пушкин замечает, что европейская сентиментальная литература воспитала не одно поколение русских девушек. Однако у Татьяны впечатления от этих книг соединялись с искренней любовью к обычаям «простонародной старины». Она верила «снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Наверное, не случайно ее очень часто «занимал» Мартын Задека, «гадатель, толкователь снов». Знакомство с книгами Онегина помогло Татьяне открыть для себя ранее неведомые вещи, понять незнакомые характеры и типы людей.

В то время как лучшие герои развивали сбой ум в чтении и спорах, большинство дворян вполне довольствовались разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» или «бессвязным, пошлым вздором» светских гостиных. Некоторые, подобно дяде Онегина, кроме «календаря осьмого года», в другие книги не заглядывали. Им чужды были метания Онегина, непонятна глубокая натур, Татьяны. Многостороннее исследование истоков, сформировавших натуры героев, позволило А. С. Пушкину не только передать колорит эпохи, но и объяснить рожденные ею социально-психологические типы.

Чтобы понять Онегина, Ленского, Татьяну, читателю необходимо подслушать их разговоры, полистать страницы их книг. Именно поэтому поэт уделяет столько внимания спорам и кругу чтения своих любимых героев.

В своем письме к Татьяне Онегин сожалеет об упущенных возможностях, говорит о том, что в свое время не посмел поверить «искре нежности» от Татьяны, к тому же печальные обстоятельства, связанные с гибелью Ленского, послужили причиной их расставания. Онегин откровенно признаётся, что он считал, познакомившись с Татьяной, что «вольность и покой» заменят ему семейное счастье, но он ошибался в этом:

Я думал, вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Онегин понимает, что его письмо может неприятно задеть чувства Татьяны, ведь она замужем за важным человеком, благодаря которому и сама занимает высокое положение в обществе. Но он не теряет надежду на ее благосклонность, говоря ей о своей любви и преданности, подбирая самые красивые слова, способные тронуть сердце любой женщины:

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Онегин говорит о совершенстве Татьяны, признаваясь в том, что испытывает настоящие муки любви.
Теперь он не тот самовлюбленный красавец, который легко мог отвергнуть любовь девушки, в своем обращении к Татьяне он предстает перед читателями как поверженный любовью, как несчастный и одинокий человек, так и не сумевший найти своего счастья. Он раскаивается в том, что в своё время когда-то не оценил чувств Татьяны и отверг ее любовь, считая тогда, что он не создан «для блаженства». В письме он обращается к Татьяне не как к той нежной девушке, которую знал раньше, а как к важной и уважаемой даме с гордым взглядом, как к женщине из высшего общества. Именно к такой Татьяне у Онегина проснулась любовь, а это говорит о том, что, скорее всего, он был очарован именно ее положением в обществе, а не ей самой.

Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение. Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе традиции русского народа. Это вечные книги. К таким произведениям относится роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Каждый скажет, что читал это всемирно известное произведение. Но кто из читателей берется утверждать, что он уже “прочел”, то есть

Гениальные художественные произведения обладают способностью изменяться вместе со временем, поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства со сказок о таинственной золотой рыбке, семи богатырях, озорном и лукавом работнике Балде.

Белинский назвал роман Пушкина "Евгений Онегин" "самым задушевным произведением" Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина». Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания.

Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга.

На мой взгляд, эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.

Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наруже, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал". И именно в эту особу влюбляется Онегин, надеясь, что он сможет вернуть в ней прежнюю Татьяну. Евгений пишет ей письмо с признанием в любви, но ответа не получает. Он постепенно чахнет и в конце концов решает выяснить все раз и навсегда. Вот в этот-то момент и происходит финальное объяснение.

Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями.

Во-первых, мы видим, что нельзя сказать, что теперь она действительно "равнодушная княгиня", не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та "беспечная прелесть" Татьяны - маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая "девочка", любящая "русскую зиму", холмы, леса, деревню, готовая отдать "весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад.". Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, "неловкий" Евгений остается с ней один ни один.

Она сама признается, что ей ни к чему весь этот блеск света, что она в душе все та же провинциалка:

«А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище….

После этой сцены мы понимаем, что светская жизнь не испортила Татьяну, мы можем быть спокойны за ее внутренний мир.

А что же с Онегиным?

Он жил, оградив себя от посредствен­ности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. Он твердил об этом, и вот расплата: Татьяна сомневается в истинности его чувств. Она считает, что это лишь еще один способ развлечься Она прямо заявляет ему:

«…Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась… Что ж ныне

Меня преследуете вы?…

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Она даже позволяет слегка уколоть его, возможно в отместку за ту отповедь, которую она получила в ответ на свое письмо:

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

На мой взгляд, Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина.

Но если Евгений сам понимает, что он заблуждался, почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Ведь Татьяна не скрывает, что любит Евгения: «Я вас люблю (к чему лукавить)».

Да потому что главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства. Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

И буду век ему верна

Теперь для неё самое главное - это долг перед мужем, она научилась властвовать собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделки со своей совестью. Все это составляет основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину, что раньше она "лучше, кажется, была". Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только нравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Эти самые слова Татьяны являются кульминацией романа, его развязкой.

"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.