Характеристика героев красная шапочка. «Волк (персонаж сказки Ш

Шарль Перро сказка "Красная шапочка"

Главные герои сказки "Красная шапочка" и их характеристика

  1. Красная шапочка, добрая девочка, которая бывала легкомысленной и слишком доверчивой.
  2. Бабушка, добрая старушка, которая открывала двери кому попало
  3. Волк, злой и голодный, обманул доверчивую девочку и чуть не съел бабушку и Красную шапочку
  4. Мама, добрая женщина, отправила дочку одну в темный лес.
  5. Дровосеки, добрые мужчины, которые убили Волка.
План пересказа сказки "Красная шапочка"
  1. Мама и Красная шапочка
  2. Пирог и масло
  3. Путь через лес
  4. Хитрый Волк
  5. Короткая дорога
  6. Съеденная бабушка
  7. Зачем Волку большие зубы
  8. Дровосеки.
Кратчайшее содержание сказки "Красная шапочка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мама отправляет Красную шапочку с подарками к бабушке
  2. Красная шапочка встречает Волка и рассказывает ему про бабушку
  3. Волк бежит короткой дорогой и проглатывает бабушку
  4. Приходит Красная шапочка и удивляется большим рукам, ушам, глазам и зубам бабушки
  5. Волк проглатывает Красную шапочку
  6. Дровосеки убивают Волка и освобождают Красную шапочку и бабушку.
Главная мысль сказки "Красная шапочка"
Никогда нельзя разговаривать с незнакомцами и рассказывать им о своих близких и себе.

Чему учит сказка "Красная шапочка"
Эта сказка учит нас быть осторожными и осмотрительными, потому что незнакомец может казаться приветливым, но на самом деле быть кровожадным волком.

Отзыв на сказку "Красная шапочка"
Сказка эта мне очень понравилась, потому что Красная шапочка была такой веселой, она любила природу и с доверием относилась к другим людям и животным. Но это доверие сыграло с ней дурную шутку и чуть не привело к трагедии. Хорошо, что вовремя подоспели дровосеки и спасли Красную шапочку.

Пословица к сказке "Красная шапочка"
Доверяй, но проверяй.
Береженого бог бережет.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Красная шапочка"
Жила в деревне маленькая девочка, которую любили мама и бабушка. Бабушка подарила девочке красную шапочку и с тех пор девочку так и звали - Красная шапочка.
Однажды мама отправила Красную шапочку к бабушке, отнести пирожок и масло, да про здоровье узнать.
Пошла Красная шапочка через лес, а навстречу Волк. Спросил Волк, куда идет Красная шапочка, а девочка все ему и рассказала.
Побежал Волк короткой дорогой к домику бабушки и постучал. Бабушка решила, что пришла Красная шапочка и сказала Волку дернуть за веревочку. Волк дернул, дверь открылась и он сразу проглотил бабушку.
Красная шапочка шла дальней дорогой и собирала цветы. Она подошла к домику бабушки и постучала. Волк хриплым голосом спросил, кто там, а Красная шапочка решила, что бабушка охрипла от простуды.
Она вошла в дом и поставила пирожок и масло на стол, а потом стала спрашивать бабушку, зачем ей такие большие руки, глаза, уши и зубы. Тут Волк проглотил Красную шапочку.
К счастью мимо проходили дровосеки и разрубили брюхо Волку, а оттуда выскочили живые бабушка и Красная шапочка.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Красная шапочка"

Проблема познания и моделирования мира является одной из важнейших и вечных проблем философии и воспроизводится на каждом этапе ее истории.

Онтологическая модель мира рассматривается как ментальная конструкция с комплексом устойчивых структурных единиц (образ мира, картина мира), обеспечивающих социальные связи и взаимодействие человека, общества, природы и культуры. Структурные единицы определяют совокупность коммуникаций исторических и современных социокультурных процессов в их диахронной и синхронной концепциях, базирующихся на онтологических принципах единства мира, а также на принципы дуализма, которому присуща идея борьбы, противопоставление духовного материальному.

Новизна нашей работы заключается в том, что после проведённого анализа произведений Шарля Перро и О. Н. Бондаренко, становится очевидным, что сказка о Красной Шапочке с точки зрения диалектической модели мира ещё ни разу не была представлена в литературе. Оба автора рассматривают своих персонажей, свой сюжет и свою примышленную реальность лишь в одном из аспектов – в аспекте добра или в аспекте зла. Шарль Перро отражает мир Красной Шапочки с негативной точки зрения. В его модели мира волк олицетворяет собой абсолютное зло, а Красная Шапочка является собирательным образом, включающим в себя черты всех непослушных детей.

Автор - это носитель «некоего взгляда на действительность, выражением которого является все произведение» (Б. О. Корман). А авторская интенция, то есть образ мышления, заключается в психологическом и эмоциональном восприятии общей модели мира, образа персонажей и декораций, а именно их цветовой семантики автором. Различия в понимании писателями значения цветовых фрагментов, которые они осознанно или не осознанно вкладывали, словно кусочки мозаики в свои произведения, помогли им создать несколько абсолютно непохожих друг на друга вариаций сюжета всемирно известной сказки о Красной Шапочке. Например, мораль сказки Братьев Гримм о Красной Шапочке несомненно разнится с нравственными уроками, которые преподаёт героям своей сказки о маленькой девочке в красной походной шапочке Шарль Перро. В современной трактовке сюжета, данной О. Н. Бондаренко в стихотворении “Полусказка о Красной Шапочке”, выводы, сделанные автором, будут основываться на её внутреннем отношении к тому или иному цветовому обозначению.

Например, возвращаясь к оригинальному французскому названию сказки о Красной Шапочке “Le Petit Chaperon rouge”, можно обратить внимание на слово “chaperon”, олицетворяющее собой ментальную конструкцию мира. Во Франции и Бургундии ношение шаперонов определенного цвета говорило о принадлежности человека к одной из политических партий, носящей имя «шаперонов». Так зачинщики парижского восстания 1356 г., направленного против будущего Карла V, регента Франции, и добивавшиеся французского трона для короля Наварры, носили двуцветные шапероны, красный цвет которых символизировал Париж, а голубой - Наварру. В 1379 г. граждане Гента восстали против Филиппа Смелого, герцога Бургундии, причём знаком принадлежности к повстанцам было ношение белого шаперона. Интересно, что белый шаперон также символизировал принадлежность к восставшим во время парижских беспорядков в 1413 году .

Ментальная конструкция модели мира подтверждается тем, что “chaperon” был характерной формой одежды для определённых слоёв населения в XIV – XV веках. В своё время он помогал людям отделить врагов от союзников и объяснял поведенческие особенности того или иного человека, а для мировосприятия современного человека шаперон представляет собой лишь элемент декора, не может рассказать ему свою историю. Важность цветовой семантики для комплекса устойчивых структурных единиц заключается в том, что символика цвета головного убора героини нравоучительной сказки Шарля Перро означает, что Красная Шапочка принадлежит к лагерю противников устоявшихся социальных правил, то есть к людям, нарушающим понятия о нравственных законах поведения.

Таким образом, «Красная Шапочка» - это не просто прозвище, имя девочки. Это целая история бесконечных попыток создания произведения, которое смогло бы вместить в себя идеальную цветовую пропорцию, объединить разные модели мира в одну. Цветовое словосочетание «Красная Шапочка» обладает глубоким смыслом, рисует в воображении читателя портрет девочки, определяет её характер, аргументирует её поведение, в самом начале произведения задаёт мотив повествования и определяет цветовую характеристику «детской» сказки.

Обратим внимание на философско-методологический аспект в формировании моделей мира. Постоянная значимость проблемы познания и моделирования мира позволяет выделить два направления познания в философии: метафизическое и диалектическое.

Метафизический тип познания стоит в основе философских рассуждений теории познания как теории репрезентации на основе принципа дуализма. А диалектический метод - это способ познания реальности, при котором за основание явлений принимается противоречие вещей и их скрытые характеристики. Немаловажно учитывать то, на каком уровне взаимосвязи находятся предметы, каким образом они развиваются и изменяются. Диалектика – это основа природы и общества, а диалектическая теория отражает сущность вещей.

Согласно Дуреевой Н. С., модель мира – это целостное отражение объективной реальности в человеческом сознании. Понятие «модель мира» является методологическим средством и применяется как в метафизической, так и в диалектической методологии науки .

Существуют различные классификации моделей мира, такие как функциональная, вещественная. На основании принципа дуализма и принципа единства мира сложились модели мира такие как универсалистская и космическая. В рамках метафизической методологии разрабатывается и успешно реализуется универсалистская модель мира, а в диалектической методологии разрабатывается и успешно реализуется космическая модель мира.

Основу рассмотренных работ составляет универсалистская модель мира, основанная на индивидуалистическом понимании авторами художественных произведений окружающей действительности. Универсалистская модель мира предполагает верховенство индивидуального над всеобщим, объясняет вероятностное знание о мире и выступает как правдоподобная сущность мира, в котором «поведение человека определяется не столько объективной реальностью, сколько реальностью-для-себя, то есть системой субъективных представлений человека о реальности». Согласно универсалистской модели мира, Шарль Перро использует диалектическую природу значения символики современной ему эпохи классицизма, конструирует в своём произведении “Little Red Riding Hood” реальность Франции XVII – XVIII веков. В сказке о Красной Шапочке писатель использует архетипные символы, которые имеют одинаковое или похожее значение для большей части, если не для всего человечества. Такими символами выступают волк как воплощение вселенского или обыденного зла; любовь бабушки и мамы к Красной Шапочке как прообраз целомудрия, религиозности и добродетельности; девочка по имени Красная Шапочка, олицетворяющая собой непослушание, доверчивость и глупость, характеризующаяся поведением, нарушающим моральные нормы общества.

С помощью анализа цветовых образов мы можем охарактеризовать модели мира в произведениях Ш. Перро и О. Н. Бондаренко. Раскроем символику основных цветов (красного, зелёного, синего) спектра аддитивной (смешанной) системы Д. К. Максвелла и их смысловой производной (серого цвета).

Красный цвет в Толковых словарях В. И. Даля, Д. Н. Ушакова и В. В. Чернышева имеет значение окраски одного из основных цветов спектра, оттенка цвета (цвет спелых ягод земляники, яркого цветка мака, красного вина), а также определяется как эпитет, символ доброты, красоты.

Красный – цвет имеющий окраску одного из основных цветов спектра, находящегося между оранжевым и фиолетовым. В переносном значении употребляется как постоянный эпитет: красивый, прекрасный, ясный, светлый .

Красный – о доброте, красоте: красивый, прекрасный, превосходный, лучший; сравн. краше .

Цветообраз красного цвета в сказке Шарля Перро приобретает значение, тождественное прилагательному «красота» (инфракрасный – прекрасный) . Красный цвет оставляет о Красной Шапочке впечатление человека с красивой внешностью. Хоть, Красная Шапочка прекрасна и без маленькой красной походной шапочки, но, что примечательно, только после того, как бабушка подарила её красную шапочку, она обретает свой цвет и своё имя.

Универсалистская модель мира характеризуется построением искусственных гипотез, на основе которых происходит познание реальности, независимо от содержания внешнего мира. В результате чего появляется субъективная информация о реальности. В данном случае происходит конструирование знания, имеющего многочисленные аналоги в действительности и наблюдающего похожие ситуации, происходящие с регулярной постоянностью. Ведь, как нам уже известно, “Little Red Riding Hood” является примером жизненного сценария, так как интерпретация Шарля Перро предполагает раскрытие сценарного треугольника «Жертва - Насильник» с ротацией ролей.

Сконструированное знание выступает как интеллектуальный вымысел, основанный на реальных знаниях, событиях и жизненном опыте писателя как личности. Однако Шарль Перро, стремясь приблизить обыденную историю к художественному произведению и сделать его понятным для большего количества читателей, скрывает реальных людей и их поступки, облачая их в облегчённый сказочный вариант, создавая репрезентацию действительности. “Репрезентация - это воспроизводство увиденного, услышанного, прочувствованного отдельным человеком с возможными изменениями воображаемого знания вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов, способных исказить поступающую в мозг человека информацию”. Следовательно, универсалистская модель мира представляет собой некую искусственно сконструированную реальность, основанную на правдоподобном, вероятностном знании.

Так, можно утверждать, что в универсалистской модели мир изучается в условиях оторванности от всеобщей связи явлений, отдельности и изолированности предметов. Например, Шарль Перро в качестве фона для своего произведения берёт не существующие пейзажи Парижа, а маленькую вымышленную абстрактную деревню и её окрестности, хотя само повествование идёт о серьёзных вещах, насущных проблемах человеческого общества. Маленькая деревня, утопающая в листве, которую писатель конструирует в своём сознании, представляется ему развёрнутой моделью мироустройства и является трансцендентальной реальностью. На этом основании теория познания как репрезентация, как теория замещения действительности включает в себя методы идеализации, абстрагирования и другие. Начиная со времен мифологического сознания, информация о мире, его устройстве и развитии выражалась в мифопоэтической модели. Знания о мире, формирующиеся с помощью этой модели, отличались примышленностью и были значительно оторваны от объективной реальности, а мир воспринимался через систему субъективных образов и ассоциаций.

Обращаясь к словарю символики цвета, можно найти список цветовых ассоциаций возникающих у людей при виде синего и серого цветов.

Синий цвет связан с милосердием, с небесной высотой и морской глубиной. Считается наиболее спокойным и наименее «материальным» из всех цветов. Он олицетворяет веру Красной Шапочки, с детства окружённой любовью заботливых мамы и бабушки, в добро, а так же неподдельный интерес и удивление, выражающиеся в вопросах любознательной девочки к волку, переодевшемуся в одежду бабушки («She was greatly amazed to see how her grandmother looked in her nightclothes, and said to her, "Grandmother, what big arms you have!"» . (пер.: “Девочка была очень удивлена тем, как странно выглядела её бабушка в пижаме, поэтому она задала её вопрос: “Бабушка, а почему у тебя такие большие руки?!”)).

Серый цвет - символ безликости, скуки, меланхолии, бесцветности, отречения. Зачастую серый цвет употребляется как эквивалент чему-то неяркому, неинтересному. Серый цвет – ахроматический цвет, точнее множество всех цветов получаемых путём совмещения трёх основных цветов - красного, зелёного и синего - в равных концентрациях. Серый цвет многозначен, поэтому ему очень хорошо удаётся безжалостно раскрывать внутренний мир волка.

Несмотря на то, что в сказке «Маленькая красная походная шапочка» Шарля Перро нет ни одного упоминания слова «grey» (русс. серый), поэтому неизвестно, о волке какого окраса шерсти повествует автор, серый цвет играет немаловажную роль в построении сюжета сказки. Этот маскировочный цвет наделяет хищника навыком умелого использования всех особенностей серого цвета, что определяет цветовую характеристику волка как персонажа. Волк хитёр, ему необходимо быть осторожным и оставаться незамеченным для дровосеков, работающих неподалёку («…she met with a wolf, who had a very great mind to eat her up, but he dared not, because of some woodcutters working nearby in the forest» . (пер.: “...в лесной чаще она столкнулась с волком, который очень хотел наброситься на неё и съесть, но он не осмеливался сделать это, поскольку из рощи, расположенной неподалёку, раздавались громкие голоса лесорубов”)), чтобы заманить Красную Шапочку в ловушку и воплотить в жизнь свой зловещий план. Волку с успехом удаётся приглушить все цвета вокруг себя, слиться с окружающим миром: («…replied the wolf, counterfeiting her voice» (пер.: “…ответил волк, подражая голосу Красной Шапочки”)) и обезличить свою индивидуальность («Your grandchild, Little Red Riding Hood» . (пер.: “- Это я, твоя любимая внучка, Красная Шапочка”). Значение серого цвета в психологии используется в качестве успокоительного, способствующего вызвать сон и расслабленность. Действительно, волк усыпляет бдительность главной героини, устраивая шуточное соревнование («I"ll go this way and go you that, and we shall see who will be there first» . (пер.: “Я пойду по одной дорожке, а ты, Красная Шапочка, по другой. Давай посмотрим, кто из нас доберётся до дома твоей бабушки первым?”)).

Примышленную разумом человека реальность И. Кант определял как трансцендентальную реальностью. Он утверждал, что эта реальность отделена от объективности и носит случайный характер, что приводит к зарождению такой модели мира как Универсум, в которой отрицается возможность изучения самой квинтэссенции .

Универсалистская модель мира также выступает как трансцендентальная реальность, как вероятностная и примышленная реальность. Она основана на личностном восприятии человеком окружающей действительности и предполагает главенство индивидуального над всеобщим. Универсалистская модель мира приобретает свою форму с помощью теории познания как теории репрезентации. В метафизической методологии универсалистская модель мира основана на вероятностном и правдоподобном знании о мире, формирующемся на основе абстрагирования и схематической демонстрации действительности.

Например, принято считать, что зелёный цвет ассоциируется с растительным миром, его схематичным изображением. Он воспринимается как символ природы, экологической чистоты, указывающий на взаимодействие ребёнка и окружающего мира. («…and the little girl took a roundabout way, entertaining herself by gathering nuts, running after butterflies» . (пер.: «А ничего не подозревающая Красная Шапочка, направленная волком по ложному пути, не спеша шла по дорожке, поднимая с земли орешки, восхищённо разглядывала ярких бабочек»)). Но Красная Шапочка Шарля Перро не обращает внимания на все предостережения, встречающиеся ей на пути, потому что она даже не думает о том, что кто-то может навредить ей, ведь девочка и сама не желает никому зла. Поэтому зелёный уступает своё место красному, теперь уже более агрессивному цвету.

«Little country girl» (русс. маленькая деревенская девочка), «little girl» (маленькая девочка) – глупая маленькая девочка в красной походной шапочке слишком доверчива. Её наивность, инфантильность и детская непосредственность дают хитрому волку возможность сначала навредить старой и больной бабушке, а после съесть на десерт и саму Красную Шапочку.

О. Н. Бондаренко следуя иному принципу, соответственно своей, космической, модели мира, идеализирует взаимоотношения волка и Красной Шапочки. Космическая модель мира представляет мир как космос, совокупность совершенств, согласно которым человек предстает как желанное дитя мира. Если в сказке Ш. Перро герои - антагонисты, то в сказке О.Н. Бондаренко встреча героев должна закончиться добром, так как они частицы одного целого - дети Матери-природы, у них возникает доверие друг к другу. Девочка проникается дружеской симпатией к волку. А Красная Шапочка в сознании волка - «цветок», цветы – это святое, их трогать нельзя.

При создании футурологической модели мира Бондаренко О.Н. в своем произведении предлагает задуматься об экологической проблеме современности. Присутствие красного цвета в различных его тонах является сигналом тревоги, опасности экологического положения во всем мире. На здоровье общности людей и на демографическую ситуацию в целом влияют факторы загрязнения окружающей среды. Увеличивается негативное воздействие, возникшее в результате технологической деятельности человека. Поэтому выбран такой эпиграф к полусказке, где природа уходит от нас, как - будто не понимает людей, остерегается и сочувствует им. Сравнение идет с девочкой, то есть с ребёнком, которому часто не понятны поступки взрослых. Остановитесь! Задумайтесь! Девочка – как женское начало, природа – также женского рода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование амбивалентности (двойственности) палитры цветов Шарлем Перро и О. Н. Бондаренко необходимо для передачи определённого философского содержания. Для обоих писателей характерно цветовое видение мира. Основные цвета выделяются не только по частотности употребления, но и по символическим значениям.

Анализ цветовой палитры помогает постичь художественный мир авторов и определить присущие их видению окружающей действительности концепции моделей мира.

Одной из глобальных проблем современного мира является проблема экологии. Современный человек должен понимать природу не как что-то враждебное, угрожающее. Он должен осознавать свое равенство с природой, свое с ней родство. Кольцевая композиция конца первой главы и конца всей «Полусказки о Красной Шапочке» подчеркивает важность ключевого противопоставления «ложь - правда». Героиня сказки О. Н. Бондаренко живет в гармонии с природой, она говорит с ней на одном языке, языке добра и любви.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в мире всегда существовала проблема борьбы Добра со Злом. Это и проблема обмана, и проблема насилия, проблема неблагодарности детей по отношению к своим родителям, проблема жертвенной любви родителей по отношению к своим детям, проблема сиротства, проблема восприятия красивого человека другими людьми, отторжение всего некрасивого, несовершенного, уродливого, что нас окружает… Во все времена многие авторы, в том числе и представители фольклора, по своему, идя в ногу со своим временем, с помощью творчества решали эти проблемы – проблемы взаимодействия добра со злом. Например, мы выяснили, что сказки Шарля Перро и Братьев Гримм, каждая из которых отражает идеологию, мировоззрение своего времени и модель мира, характерную для каждого определённого автора, по-особенному решают проблему Красной Шапочки. Примечательно то, что даже если у авторов есть возможность использовать любых персонажей, какой угодно сюжет и декорации к нему, писатели всех времён и народов не перестают возвращаться к сюжету уже известных миру произведений. Да, на первый взгляд они могут показаться обыкновенными детскими сказками с нравоучительным смыслом, однако, как нам уже известно, за обманчивым флёром красоты и завесой простоты скрывается нечто большее, огромный философский смысл.

Современные писатели тоже пытаются решить проблему добра и зла, глобальную экологическую проблему на современном материале, более понятном, приближенном к нашему сознанию и нашим моделям мира. Они, так же как и их предшественники, создают сюжеты, используя альтернативную сказочной реальность, в настоящее время существующую вселенную, умело вплетая в неё антураж современной жизни (дома, магазины, города и улицы, вещи, реально существующих людей). Следовательно, каждый писатель находит индивидуальные пути выхода из сложившейся ситуации.

Но сущность проблемы борьбы добра со злом осталась неизменной со времён Шарля Перро и Братьев Гримм. Эта проблема переходит из одного столетия в другое, изменяя лишь свой внешний облик, и поэтому всё ещё требует решения.

Список литературы:

  1. Большой толковый словарь В. В. Чернышева. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.chitalnya.ru/tolkslovar/k/k10671.php (дата обращения 17.02.2016).
  2. Бондаренко О.Н. “Полусказка о Красной Шапочке”. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://vk.com/note8736702_10053711 (дата обращения 15.02.2016).
  3. Вартофский М. Модели. Репрезентации и научное понимание / пер. с англ.; общ. ред. и послесл. И.Б. Новика и В.Н. Садовского. М., 1988. 508 с.
  4. Дуреева Н. С., Универсалистская модель мира: социально-философский анализ//Теория и практика общественного развития, выпуск № 7, 2014.
  5. Кант И. Критика чистого разума. Минск, 1998. 960 с.
  6. Толковый словарь В. И. Даля. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://slovardalya.ru/description/krasnyi/14120 (дата обращения 17.02.2016).
  7. Толковый словарь Ушаков Д. Н. 1935-1940. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/843190 (дата обращения 17.02.2016).
  8. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: философские очерки. 2-е изд. Красноярск, 2003. 515 с.
  9. Шаперон. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаперон (дата обращения 11.03.2016).
  10. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
  11. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
  12. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
  13. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).

Красная Шапочка

КРАСНАЯ ШАПОЧКА (фр. Petit Chaperon Rouge) - героиня сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» из сборника «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с нравоучениями» (1697). Ключ к образу К.Ш. дан самим Перро, автором диалогов «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук»: его сказки имеют прекрасные образцы в «премудром и преученом мире древности». Если сами сказки - удар по античному «парнассизму» Буало, то прототип К.Ш. при ее подчеркнутой исключительности следует искать среди небожителей, тем более что красная шапочка (подарок бабушки) сродни венку или короне - атрибутам богини неба. В древнегреческой мифологии внук праматери всего сущего Земли-Геи, Солнце-Гелиос, отдает свой лучезарный венец сыну Фаэтону для прогулки по небосводу, предупреждая о недопустимости остановки; такое же предостережение получает К.Ш. от матери. У Фаэтона и К.Ш. лишь одна дорога, с которой невозможно свернуть. В сказках не бывает случайных слов: К.Ш. встречается одержимый желанием съесть ее Волк, именуемый кумом. Это значит, что между персонажами существуют родственные отношения. Если продолжать параллель, то в образе Волка персонифицированы Крон, проглотивший своих детей, и Зевс, метнувший в Фаэтона испепеляющую молнию. Так Ш.Перро вовлек олимпийских богов, по выражению П. де Сен-Виктора, в «наивный и заманчивый маскарад». К.Ш. как героиня взрослой сказки, пронизанной «галантными» интонациями той литературной эпохи, становится объектом авторской морали, обращенной к девицам, решившимся разделить с Волком ложе. Менее всего желая «разгула мезальянса» (В.Блюмен-фельд), Перро лишь повиновался традиции родственных союзов меж божествами. Современная интерпретация образов К.Ш. и Волка, модифицированных в Солнце и Крокодила, усматривается в сказке К.И.Чуковского «Краденое солнце», одновременно заставляя искать истоки сюжета о К.Ш. в древней космогонической концепции противостояния богини неба и божества подземных вод. В то же время принципиальное изменение сюжета и трансформация облика персонажей в либретто С.С.Прокофьева к симфонической сказке «Петя и Волк», мультипликационном фильме «Петя и Красная Шапочка» разрушает смысловую иерархию сказки ради утверждения культа положительного героя. «Миф наизнанку» теряет свои древние корни, и сказка в своей однозначности не взывает, как надеялся Перро, к широте ума читателя.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

  • У современной аудитории название «Красная шапочка» вызывает в памяти образы из сказки: маленькая девочка в красной шапочке, направляющаяся к бабушке. Но на самом деле оригинальная история рассказывала об опасности и лжи, чтобы предостеречь впечатлительные юные умы. Режиссер Кэтрин Хардвик отмечает, что у этой сказки значительно более мрачные корни, которые идеально вписываются в жанр фэнтези-триллера: «Большинство из нас выросли на облегченной версии «Красной шапочки», но в оригинальном сюжете есть очень темные моменты, которые делают его более интригующим. Девочка одна в лесу, к ней подкрадывается волк и заговаривает с ней… В этой идее столько таинственности, она просто захватывает воображение. Когда ты был ребенком, история значила для тебя одно, но взглянув на нее, уже будучи подростком или взрослым, ты видишь ее в совершенно другом свете».
  • Скрытое послание легенды о Красной шапочке вот в чём: не разговаривайте с незнакомцами. Но что если волк будет кем-то, кого ты знаешь… кем-то, кому ты доверяешь… кем-то, кого ты любишь? Чтобы добавить интриги в сюжет классической сказки, хищником в фильме станет оборотень, скрывающийся в образе человека, пока полнолуние не покажет его истинную суть. Основываясь на этом предположении, автор сценария Дейвид Лесли Джонсон написал загадочную историю убийств, где каждый является подозреваемым, а страх и паранойя будоражат всю деревню. Продюсер Дженнифер Дейвиссон Киллоран соглашается: «В какой-то момент ты перестаешь верить почти всем персонажам. Мы специально всё продумали так, чтобы каждый мог быть оборотнем».
  • В этой истории есть и романтика. Валери разрывается между двумя обаятельными поклонниками: Питером, которого она любила с детства, и Генри, которого ей в мужья выбрали родители. Сомнения в том, кто же является оборотнем, превращают сердечный выбор в вопрос жизни и смерти. Еще больше всё усложняется, когда героиня сталкивается с чудовищем и узнает, что между ними существует очень тесная связь.
  • Аманда Сейфрид исполнила роль Валери, чья запоминающаяся красная накидка дала название оригинальной истории. «Любовный треугольник – это еще интереснее, ведь Валери не знает, кому она может доверять, – говорит актриса. – Она любит Питера, но она начинает отмечать в нем некоторые детали, которые заставляют ее задуматься. А может ли любовь всей ее жизни оказаться оборотнем? К тому же она лучше узнает Генри и видит, какой он замечательный, при этом у нее есть сомнения и на его счет. Она должна выяснить, чего же она хочет и что именно ей нужно».
  • Сочетание любовной истории, саспенса и древней легенды привлекло Хардвик. Для продюсеров ее выбор в качестве режиссера также был очевиден. По словам Киллоран, «у Кэтрин есть удивительная способность завоевывать души молодого поколения». Работа с Хардвик сплотила разные поколения актеров: от начинающих исполнителей до настоящих «легенд экрана».
  • Валери – это и краеугольный камень любовного треугольника, и важная фигура для таинственного оборотня. Когда оказывается, что чудовище ей не чуждо, у Валери появляется веская причина, чтобы засомневаться в каждом. Она подозревает и двух очень непохожих молодых людей, дорогих ее сердцу – Питера и Генри, которых сыграли Шило Фернандез и Макс Айронс соответственно. Фернандез говорит: «Питер – дровосек и возлюбленный Валери. Они вынуждены скрывать свои отношения, потому что для жителей деревни он – бедный сирота и чужак. В начале фильма он узнает, что ее обручили с Генри, поэтому просит Валери бежать с ним. Он хочет показать ей мир, который она никогда не видела: большой город, океан… все, что угодно, лишь бы они были вместе. Но прежде чем им удалось осуществить задуманное, происходит трагедия. Сестру Валери, Люси, находят убитой оборотнем». Мы также узнаем, что Люси была влюблена в Генри, но тот видел лишь Валери. Айронс отмечает: «Генри – городской кузнец и наследник богатейшей семьи города. Он не в силах понять, как Валери может предпочесть ему Питера, и он искренне верит, что сможет дать ей лучшую жизнь». «Вот и получается старый, добрый любовный треугольник: стоит ли героине предпочесть обеспеченную жизнь с человеком, который по счастливому стечению обстоятельств еще и силен и красив, или выбрать того, кто кажется немного опасным, но притягательным и волнующим. Я думаю, девушки просто мечтают о таком выборе, особенно если выбирать приходится между Шило и Максом», – смеется Хардвик.
  • Родители Валери, Сюзетт и Сезар, рассуждают по-разному и расходятся во мнении, кто из этих двоих сможет сделать жизнь их дочери счастливой. Вирджиния Мэдсен, которая играет Сюзетт, говорит: «Сюзетт верит, что, выйдя замуж за богатого молодого человека, который к тому же еще и очень мил, ее дочь сможет жить достойно. Она считает, что Валери заслуживает большего, чем простой дровосек, к тому же еще и «плохиш». Их связывает всего лишь страсть, а она быстро проходит. После убийства старшей дочери Люси она еще сильнее стремится защитить свое единственное оставшееся дитя. К тому же Сюзетт не хочет, чтобы жизнь Валери сложилась так же, как и у нее, жены вечно пьяного дурака-дровосека».
  • Сыгравший Сезара Билли Бёрк соглашается, что его персонаж «любит «заложить за воротник», но дочь любит его и прощает ему недостатки. Может быть, ее любовь к Питеру частично объясняется известным клише, согласно которому девушки выбирают мужчин, похожих на их отцов. Дровосеку Сезару нравится его «коллега» Питер, и он считает того подходящей партией для своей дочери». Но из всех членов семьи Валери ближе всего ее бабушка. Джули Кристи сыграла персонажа, который определенно отличается от героини классической сказки. Хардвик подчеркивает: «Я не хотела, чтобы она была морщинистой старой каргой. Бабушка у нас очень богемная дама – у нее длинные локоны, она живет вдалеке от деревни, глубоко в лесу, и ее окружает тайна».
  • После того, как волк нападает на члена ее семьи, Валери спешит в глушь к бабушке, несмотря на то, что жители деревни, жаждущие мести, объединяются, чтобы выследить и убить чудовище. И хотя победа достается дорогой ценой, они возвращаются, думая, что одержали верх. Тем временем деревенский священник отец Огаст, полагая, что он поступает, как лучше для его паствы, приглашает известного охотника на оборотней отца Соломона в Даггерхорн.
  • Гари Олдман сыграл отца Соломона, которого он описывает, как человека одержимого. «Но я бы не сказал, что он злодей. Он заглянул во тьму и теперь абсолютно уверен в правильности своей миссии. Мой герой искренне верит, что он – меч в руках Божьих… а еще у него отличный вкус», – невозмутимо продолжает Олдман. Отец Соломон приезжает в деревню как раз на празднество в честь кровавой расправы над чудовищем, и предостерегает, что ничего еще не закончилось. Их добыча, сообщает он, всего лишь обычный серый волк, а оборотень все еще жив. А потом он открывает им весь ужас их положения: страшное создание днем становится человеком и живет среди них. В полнолуние один из соседей превращается в волка. Ситуацию ухудшает еще одна деталь. Во время редкого астрономического явления, которое случается раз в тринадцать лет, когда объединяются Марс и Луна, Земля находится во власти кровавой луны. Когда красное светило восходит в ночном небе, несмертельный укус оборотня превращает жертву в предателя: человек становится оборотнем. Поэтому в течение последующих трех дней даже души жителей деревни находятся в опасности.
  • Главный злодей в этой истории, конечно же, оборотень. В «Красной шапочке» этот ключевой персонаж не проходил кастинг, а был создан с помощью магии компьютерных технологий. Киллоран отмечает: «Зачастую фильмы об оборотнях акцентируют внимание на процессе трансформации, а мы специально старались этого избежать. Ведь эта история не о том, как человек превращается в оборотня, она – о волке, который к тому же является человеком».
  • Супервайзер визуальных эффектов Джеффри Окан создал монстра, который должен был быть столь же сообразительным, сколь и ужасным. Он отмечает: «Кэтрин абсолютно точно знала, чего она хочет: волк должен был быть не только сильным и злобным, но и очень умным. Перед нами стояла задача создать не правдоподобное чудовище, а правдоподобный персонаж».
  • Держа всё это в уме, Окан и его команда из «Ритм энд Хьюз» работали над «выражением» морды оборотня и его глубоких карих глаз, которые стали для Валери «путеводной ниточкой» к его человеческому «второму я». Чтобы сохранить интригу, Окан наделил оборотня чертами каждого из персонажей. Он объясняет: «Уловка состояла в том, чтобы взять некоторые детали игры каждого из актеров, и таким образом вы могли бы уловить намек на чьи-то манеры или особенности поведения».
  • На площадке команда, ответственная за спецэффекты, вместе с каскадерами под началом Энди Ченга использовали разные методы, чтобы дать актерам возможность физически ощутить присутствие оборотня. Каждая «подделка» под волка получила совсем-не-страшное прозвище, как поделился Окан: «У нас была вырезанная из пенопласта полноразмерная модель по кличке Дутик, волчья голова с шерстью, которую назвали Пушок, и вырезанный из картона силуэт по имени Плоский».
  • Компьютерные технологии также использовались для создания некоторых не анимированных элементов фильма. Площадки, как для интерьерных, так и для экстерьерных сцен, в том числе и деревня Даггерхорн, были сконструированы в павильонах канадского «Моушн Пикчер Парк» в Ванкувере. А затем съемочный процесс расширил свои границы с помощью высокотехнологичных визуальных эффектов и низкотехнологичных зеркал.
  • Однако одна сцена не нуждалась в расширении: фантазия, которая была снята на вершине горы неподалеку от студии, когда Валери и Питер взбираются на вершину холма, а ее развевающийся красный плащ резко контрастирует с белым полотном снега. Работая над антуражем картины, Хардвик тесно сотрудничала с художником-постановщиком Томом Сандерсом и художником по костюмам Синди Эванс, используя при этом весь свой дизайнерский опыт.
  • Хотя время действия определенно не современное, создатели фильма не хотели указывать точное время и место событий. «Мы хотели поместить их в собственный маленький сказочный мир, придерживаясь истоков истории, – говорит Хардвик. – В деревеньке Даггерхорн были специально созданы некоторые элементы, которые должны были указывать на страх, под гнетом которого живут люди. Например, многие дома там построены на сваях». Хардвик вспоминает: «Изначально мы представляли дом бабушки, как небольшой забавный лесной домик, но Том развил эту идею. Он создал дом между этих потрясающих деревьев, так что вы даже сразу не поймете, где заканчиваются деревья и начинается здание».
  • Специально использовались ткани приглушенных тонов, близких по цвету деревьям, камню и металлу. И только в одном месте появляется красный цвет – красная накидка Валери, благодаря которой сказка и получила свое название. Вообще-то было разработано два основных варианта плаща: один, шестиметровый, показан в сцене-фантазии и полностью сделан из бархата; и другой, основной, героиня носит на протяжении всего фильма. По словам Эванс: «Мы проделали большую работу в поисках подходящей материи, даже исследовали нашу собственную одежду, пока я не наткнулась на двутонный шелк-сырец, который подошел просто идеально».
  • Для костюмов двух поклонников Валери Эванс использовала принцип контраста, замечая, что «стиль Питера исходит из необходимости, а Генри – из его богатства. Будучи бедным дровосеком, Питер мастерит одежду сам, сшивая вместе кусочки кожи и материи. С Генри же все наоборот. Как наследник состоятельной семьи он может позволить себе сшитую портным одежду». Но самый экстравагантный вид Эванс и Хардвик приберегли для отца Соломона, чей пурпурный бархатный костюм, по словам Эванс, «символизирует его влияние и богатство. Столетия назад только самые дорогие красители использовались для создания пурпурного цвета. Это был королевский цвет, а нам он помог передать могущество человека, его носящего». Среди жителей деревни зрители могут заметить некоторых знакомых нам сказочных персонажей, в том числе и трех «поросят», у которых своя история отношений с большим страшным волком.
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Для анализа по структуре В.Я. Проппа, я решила взять всеми известную сказку "Красная Шапочка", которую написали братья Гримм.

    Сказка начинается с перечисления членов семьи, это не является функцией, но все же представляет собой важный морфологический элемент, некую исходную ситуацию в сказке. В "Красной Шапочке" становится понятно, что она живет со своей мамой и недалеко от них, в лесу, живет ее бабушка, которой нужно отнести пирог.

    1) Отлучка (Красная Шапочка уходит из своего дома к бабушке)

    3) Нарушение (Красная Шапочка сходит с тропинки, чтобы собрать цветы)

    4) Выведывание (Волк расспрашивает Красную Шапочку, куда она идет и где живет бабушка)

    5) Выдача (Красная Шапочка рассказывает волку, где живет ее бабушка и зачем она к ней идет)

    6) Подвох (волк притворяется добрым и предлагает Красной Шапочке собрать цветы, чтобы попасть первым к бабушке. Затем, он обманывает бабушку притворяясь Красной Шапочкой, а далее, обманывает Красную Шапочку, притворяясь бабушкой)

    7) Пособничество (Красная Шапочка поддается обману и начинает собирать цветы, тем самым, помогая волку)

    8) Вредительство (Волк добирается до бабушки, проглатывает ее, сам одевается в ее одежду, тем самым, совершая подмену. Далее, он проглатывает саму Красную Шапочку)

    Недостача (Мать посылает Красную Шапочку к бабушке, потому что бабушка болеет и ее нужно навестить)

    9) Посредничество (Мать отправляет Красную Шапочку к бабушке)

    10) Отправка (Красная Шапочка покидает свой дом и идет к бабушке)

    11) Победа (Охотник режет брюхо волку, а потом все вместе набивают брюхо волка камнями и он умирает)

    12) Ликвидация беды или недостачи (Красная Шапочка и бабушка освобождаются, бабушка съедает гостинцы, принесенные внучкой, и начинает выздоравливать)

    1а) Отлучка (Красная Шапочка снова уходит из своего дома к бабушке,

    чтобы отнести пирог)

    6а) Подвох (Другой волк пытается снова проникнуть в дом к бабушке,

    притворяясь Красной Шапочкой)

    8а) Вредительство (Волк выманивает Красную Шапочку, поджидая, когда она пойдет домой)

    Затем, появляются новые функции:

    13) Трудная задача (Бабушка и Красная Шапочка думают, как им избавиться от волка)

    14) Решение (Бабушка предлагает решение этой задачи)

    15) Возвращение (Красная Шапочка счастливо возвращается домой)

    Анализ сказки "Красная Шапочка"

    Жила-была маленькая, милая девочка

    Начальная ситуация (i)

    Вот подарила бабушка ей однажды из красного бархата шапочку.

    Облик героя

    Вот однажды мать ей говорит:

    Посредничество (В2)

    Красная Шапочка, вот кусок пирога да бутылка вина, ступай отнеси это бабушке; выходи из дому пораньше, да смотри, в сторону с дороги не сворачивай.

    Запрет (б1)

    она больная и слабая пускай поправляется

    Недостача (а6)

    Я уж справлюсь, как следует, - ответила матери Красная Шапочка и с ней попрощалась.

    Отлучка героя (е3) ^

    Только вошла Красная Шапочка в лес, а навстречу ей волк.

    Встреча антагониста

    Красная Шапочка, а где живет твоя бабушка?

    Выведывание антагонистом (в1)

    Выдача сведений (w1)

    под тремя большими дубами стоит ее домик, а пониже густой орешник

    Троичность

    Красная Шапочка, погляди, какие кругом красивые цветы.

    Подвох (г1)

    И она свернула с дороги прямо в лесную чащу

    Нарушение запрета (b1)

    и стала собирать цветы.

    Пособничество антагонисту (g1)

    А волк кинулся к бабушкиному дому и в дверь постучался.

    Это я, Красная Шапочка, принесла тебе вино и пирог, открой мне.

    Подвох (г1)

    он подошел прямо к бабушкиной постели и проглотил старуху

    Вредительство (A14)

    Затем он надел ее платье, на голову - чепец, улегся в постель и задернул полог.

    Вредительство (А12)

    вспомнила Красная Шапочка о бабушке и отправилась к ней; она удивилась, что дверь настежь открыта

    Рудимент сообщения беды (В4)

    Ох, бабушка, какой у тебя, однако, страшно большой рот!

    Это чтоб легче было тебя проглотить!

    Связывающий диалог с антагонистом

    Только сказал это волк, и как вскочит с постели - и проглотил бедную Красную Шапочку.

    Вредительство (A14)

    А проходил в ту пору мимо дома охотник

    Появление помощника

    И он вошел к ней в комнату, подходит к постели, глядь - а там волк лежит.

    Обнаружение антагониста

    он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку; надрезал еще, и выскочила оттуда девочка; выбралась потом оттуда и старая бабушка

    Ликвидация беды (Л10)

    Красная Шапочка притащила поскорее больших камней, и набили они ими брюхо волку; тут ему и пришел конец.

    Победа (П5)

    И были все трое очень и очень довольны

    Утроение

    Бабушка скушала пирог, выпила вина, что принесла ей Красная Шапочка, и начала поправляться да сил набираться

    Ликвидация недостачи (Л4)

    однажды, когда Красная Шапочка опять несла бабушке пирог,

    Отлучка (е3) ^

    заговорил с ней другой волк

    Встреча антагониста

    А тут вскоре и волк постучался и говорит:

    Бабушка, отопри мне, я - Красная Шапочка, пирог тебе принесла.

    Подвох (г1)

    А они молчат, дверь не открывают

    Предчувствие беды

    Тогда обошел серый, крадучись, вокруг дома несколько раз, прыгнул потом на крышу и стал дожидаться, пока Красная Шапочка станет вечером возвращаться домой: он хотел пробраться за ней следом и съесть ее в темноте.

    Вредительство (А8)

    Но бабушка догадалась, что задумал волк

    Трудная задача, требующая решения (З)

    Красная Шапочка, возьми ведро - я вчера варила в нем колбасу - и вылей воду в корыто.

    Решение задачи (Р)

    Красная Шапочка стала носить воду, пока большое-пребольшое корыто наполнилось всё доверху.

    Победа (П5)

    И почуял волк запах колбасы, повел носом, глянул вниз и, наконец, так вытянул шею, что не мог удержаться и покатился с крыши и свалился вниз, да прямо в большое корыто, в нем и утонул он

    Ликвидация беды (Л3)

    А Красная Шапочка счастливо домой воротилась,

    Возвращение героя v

    и никто уже с той поры ее больше не обижал.

    Счастливый конец

    Мифологический хронотоп сказки, характеристика героя

    Особенностью хронотопа волшебной сказки является связь этого жанра с мифом. Постепенный переход от мифа к сказке происходил на фоне развития человеческой цивилизации и разрушения мифологического мировоззрения. Так, по мнению В.Я. Проппа, такое разрушение во многом предопределил отказ от обряда инициации: "блага, приобретенные актом посвящения, стали непонятны, и общественное мнение должно было измениться, осуждая этот страшный обряд". Другими словами, у людей со временем произошло ослабление строгой веры в истинность мифических событий. Люди стали более развиты духовно, у них поменялся быт, были изменены взгляды на жизнь, понятие нравственности и их мировоззрение в целом. Поэтому, с течением времени, из сказки частично либо совсем убираются все пугающие, "варварские", ярко выраженные моменты, а на смену им приходит этическое, соответствующее времени и образу жизни содержание. Но никак нельзя забывать, что фундаментом любой волшебной сказки изначально является миф. На примере сказки "Красная Шапочка" мы можем это проследить.

    По мнению Ш. Перро, который написал эту сказку ранее братьев Гримм, Красная Шапочка олицетворяет собой небо. Подаренная ей бабушкой красная шапочка напоминает атрибуты богини в мифологии - венец или корону, а красный цвет символизирует принадлежность к огненной стихии. Можно предположить, что в основу написания сказки положен миф о Гелиосе и Фаэтоне. Гелиос - Солнце, имел сына, которого звали Фаэтон, что в переводе "Блистательный". Солнце - Гелиос, отдает свой лучезарный венец сыну Фаэтону для прогулки по небосводу, предупреждая о недопустимости остановки; такое же предостережение получает Красная Шапочка от матери. У Фаэтона и Красной Шапочки есть лишь одна дорога, с которой невозможно свернуть. В случае с Фаэтоном все заканчивается трагично, а в сказке мы наблюдаем счастливый конец. Кстати, изначально, сказка тоже плохо заканчивалась - Красную Шапочку съедал волк и лишь в немногих случаях, при помощи хитрости, ей удавалось сбежать. Также в ранних вариантах написания этой сказки присутствует каннибализм - девочка, якобы сама этого не зная, ела останки своей бабушки. Конечно, присутствующие мотивы каннибализма свидетельствуют о ведущем образе жизни людей на тот момент. Также варьировалось и содержимое корзинки Красной Шапочки. В Италии она несла свежую рыбу, в Швейцарии - головку молодого сыра, в России - пирожок и горшочек масла, у Гримм она несет кусок пирога и бутылку вина. Это говорит о том, что у каждого народа имеются свои традиции и предпочтения.

    Если судить о Красной Шапочке, как о литературном персонаже, то это маленькая, весьма милая девочка, которая всем очень нравилась и которую прозвали Красной Шапочкой, потому что она всегда ходила в подаренной ей бабушкой красной шапочке и никогда ее не снимала. Жила она со своей мамой, а недалеко от них жила ее бабушка, которая ее очень любила. Дальше повествуется путешествие девочки, встреченные на ее пути препятствия со счастливым концом.

    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что миф - это сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях. В мифах все идеализируется, напоминая жизнь богов, но, не смотря на это, все может закончиться весьма трагично. В волшебной сказке миф играет фундаментальную роль, он изначально заложен в сказку, но вне зависимости от мифа сюжет сказки развивается по "своему" сценарию, с наложением этических норм и культурных представлений народа, герои сталкиваются с проблемами, которые решаются в волшебно-фантастическом развитии событий и обязательно счастливым концом.

    Обряд инициации, полученные блага

    Инициация - определенный, как правило, мистический, обряд, связанный с переходом человека на новый социальный уровень. Инициация включает в себя функции обряда, мифа и ритуала. На примере сказки "Красная Шапочка" четко прослеживается пройденный героем обряд инициации. Вначале сказки мы видим, что бабушка дарит девочке шапку, которая в дальнейшем и определяет весь ее описательный облик и которую она никогда не снимает. Как утверждает В.Я. Пропп - в волосах заключается сила, на период у девушки менструальных дней ее заточали в башне и не разрешали не то что стричь волосы, а даже расчесывать. Отсюда можно предположить, что волосы у "Красной Шапочки" росли до определенного момента, точнее, до наступления половой зрелости. Также, если отойти от мифа, то можно символизировать красный цвет шапки с кровью. В сказке описывается, что она несет бабушке кусок пирога. Это в какой-то мере может ассоциироваться с дарами богам. Она проходит через лес, в котором есть только одна тропинка, ведущая к дому бабушки. Обряд посвящения всегда совершался в определенном доме, а лес символизируется с входом в потусторонний мир. Обряд инициации состоит в неразрывной связи с лесом. Место, где проводился обряд, было строго запрещено женщинам и непосвященным, поэтому мать отправляет "Красную Шапочку" одну, а сама остается дома. Посвящаемого особым образом украшали и одевали, здесь также можно символизировать шапку, яркого красного цвета, которая одета на девочке. Предполагалось, что посвящаемый во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это - так называемая временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т.е. выхаркивался или извергался. Понятно, что в сказке волк проглатывает Красную Шапочку, тем самым, совершается обряд. Обряд сопровождался страшными пытками, голодом, жаждой, темнотой, ужасом и даже безумием. Также в обряде присутствовало обрезание и сдирание кожи, рассечение спины от шеи вниз, нанесение глубоких ран. Безумие возникало от вида разрубания тел и внутренних органов, кишков. Все это должно было создать впечатление временной смерти, и очень часто, человек действительно в это верил. Одна из форм временной смерти - вскрытие человека. В сказке проходящий мимо дома бабушки охотник думает: "Как, однако, старуха сильно храпит, надо будет посмотреть, может, ей надо чем помочь", это означает, что весь обряд сопровождался страшными криками посвящаемых, поэтому охотник и слышит сильный храп. Когда Красная Шапочка освобождается, то говорит: - "Ах, как я испугалась, как было у волка в брюхе темно-темно!" Здесь прослеживаются и темнота, и элементы безумия от вида внутренних органов. Также, присутствует вскрытие человека: "Он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку". Считалось, что высшей степенью посвящения являлось умение превращаться в женщину. В некоторых случаях проведение обряда вели мужчины, переодетые в женщин. В сказке волк переодевается в бабушкины вещи. По другим источникам все члены союза имели одну общую мать - старуху, эта форма более распространена. "Она якобы живет на месте сборищ и ее никогда не видят непосвященные… О ней говорят, что она больна, что у нее нарывы, и что она из-за этого не может ходить" (Nevermann, 1933) В "Красной Шапочке" бабушка также лежит больная, прикованная к постели. Появление помощника в обряде символизирует появление духа-хранителя. В сказке мы наблюдаем появление охотника - это извещает об окончании обряда. Волку набивают брюхо камнями или он тонет в каменном корыте. Образ камня представляется здесь как границы двух миров. Вода в последнем случае символизирует смерть старой жизни и возрождение новой. Кстати, что касается волка в сказке, то он представляет здесь царя животных или трансформированный образ яги. В сказке сказано, что охотник сдирает шкуру с волка и надевает ее на себя, это объясняет переодевание и надевание масок животных при исполнении ритуальных танцев. В "Красной Шапочке" сначала убивают первого волка, а через некоторое время еще одного волка. Возможно, это представляет собой некий путь прохождения ни одной инициации, а определенный круг нескольких. Допустим, из девочки - в девушку, а из девушки - в женщину. Что касается благ, которые получила героиня, то после обряда посвящения она стала полноправной женщиной, если можно так выразиться, имела право вступить в брак, обрела познание в изучении традиций и мифов, которые не говорились непосвященным и определенное мастерство, например, ткачество.

    хронотоп волшебная сказка пропп

    Отличие литературной и волшебной сказки

    В первую очередь волшебная сказка отличается от литературной сказки, конечно, своим волшебством, своим фантастическим сюжетом и неразрывной связью с мифом. Все волшебные сказки построены по одной структуре описанной В.Я. Проппом, определенным функциям, которые могут варьироваться по количеству, но неизменны по порядку, в котором они выступают по ходу развития сказки. Неизменным Пропп определил и набор ролей, то есть действующих лиц, обладающих своим кругом действий - имеющих одну или несколько функций. Этих ролей семь: отправитель, царевна, герой, лжегерой, помощник, даритель и антагонист. Волшебная сказка включает в себя огромную трансформацию героев, например, три типа яги: яга-похитительница, яга-воительница и яга-дарительница. Универсальность и единство сказочных образов находит соответствие в понятии архетипов. Композиционное единство волшебной сказки кроется в исторической реальности прошлого. Она вся состоит из элементов, восходящих к явлениям и представлениям, имевшим место в доклассовом обществе. В волшебной сказке особое место занимает обряд посвящения - это ее древнейшая основа. Также, в основу сказки положены представления людей о смерти и загробном мире. Эти два явления или по-другому - цикла, тесно связаны друг с другом. Оба эти цикла дают почти все основные конструктивные элементы сказки. Как уже было отмечено выше, волшебная сказка основывается на определенных мифах. Еще, нельзя не заметить, что все беды и препятствия, встречающиеся на пути героев, преодолеваются в волшебном развитии событий, с помощью помощников-дарителей, поэтому у волшебной сказки всегда счастливый конец.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Связь сказки с областью культов и религии по В.Я. Проппу. Социальные функции сказки и мифа. Мотив заключения девушек и женщин. Беда и противодействие. Типы Яги, ее основные аксессуары: лес и избушка. Волшебные дары, облик змея в волшебной сказке.

      конспект произведения , добавлен 18.04.2011

      Признаки жанра волшебной сказки. Французская литературная сказка конца XVII – начала XVIII веков. Проблемы структурно-типологического изучения произведения. Сказка как последовательность событий. Сюжетно-персонажная структура волшебной сказки "Золушка".

      курсовая работа , добавлен 05.06.2011

      Многоуровневая структура художественного текста на примере русской народной сказки "Гуси-лебеди". Выявление особенностей структурных компонентов и их взаимосвязей. Трансформация мифа в сказке. Признаки волшебной сказки. Тема сказки "Гуси-лебеди".

      реферат , добавлен 15.10.2015

      Сравнительный анализ русской и английской сказки. Теоретические основы сказки как жанра литературного творчества. Выявление нравственности в эстетизме в сказках О. Уайльда. Проблема соотношения героев и окружающего мира на примере сказки "Молодой Король".

      курсовая работа , добавлен 24.04.2013

      Знакомство с творческой деятельностью братьев Гримм, анализ краткой биографии. Общая характеристика сборника "Детские и семейные сказки". Рассмотрение наиболее популярных сказок братьев Гримм: "Красная шапочка", "Храбрый портняжка", "Белоснежка".

      презентация , добавлен 10.02.2014

      Специфика и образный строй художественного текста. Особенности жанра сказки. Способы создания образа персонажа в произведениях. Типичные положительные герои немецких сказок. Построение речи и поступки персонажей в сказке Братьев Гримм "Красная шапочка".

      курсовая работа , добавлен 24.06.2014

      Определение литературной сказки. Отличие литературной сказки от научной фантастики. Особенности литературного процесса в 20-30 годы ХХ века. Сказки Корнея Ивановича Чуковского. Сказка для детей Ю.К. Олеши "Три Толстяка". Анализ детских сказок Е.Л. Шварца.

      курсовая работа , добавлен 29.09.2009

      Виды и жанровая специфика сказки, ее место в жизни ребенка. История кукольного театра, его влияние на развитие и воспитание ребенка. Страницы биографии, мир сказки Н. Гернет: новаторство и психологизм. Сценическая интерпретация сказки "Гусёнок".

      дипломная работа , добавлен 26.12.2012

      История авторской сказки в целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Становление и развитие советской детской литературы и авторской сказки.

      контрольная работа , добавлен 04.03.2008

      Понятие сказки как вида повествовательного прозаического фольклора. История возникновения жанра. Иерархическая структура сказки, сюжет, выделение основных героев. Особенности русских народных сказок. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.