История создания «Преступление и наказание. Преступление и наказание (роман) Дата написания преступление и наказание

Сочинение

"Преступление и наказание" - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он - сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "твари дрожащей".

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не "тварь дрожащая". В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

4 бунт Раскольникова

В 1866 году Ф. М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание». Это сложное произведение, поражающее философской глубиной поставленных в нем вопросов и психологичностью обрисовки характеров главных действующих лиц. Роман захватывает остротой социальных проблем и странностью повествования. В нем на первом плане находятся не уголовной преступление, а то наказание (нравственное и физическое), которое несет преступник. Не случайно из шести частей только первая часть романа посвящена описанию преступления, а все остальные и эпилог – наказанию за него. В центре повествования находится образ Родиона Раскольникова, совершившего убийство «по совести». Сам по себе Раскольников не преступник. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. Раскольников помогает отцу умершего товарища, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. Родион перестал посещать университет, потому что ему нечем платить за обучение; ему приходится избегать хозяйку, т. к. накопился долг за комнату; он болен, голодает… И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Действие романа развертывается в районе Сенной площади, где жили бедные чиновники, ремесленники, студенты. А совсем рядом находился Невский проспект с дорогими магазинами, шикарными дворцами, изысканными ресторанами. Раскольников видит, что общество устроено несправедливо: одни купаются в роскоши, а другие погибают от голода. Он хочет изменить мир. Но это сможет сделать только необыкновенный человек, способный «сломать, что надо, раз навсегда» и взять власть «над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». «Свобода и власть, а главное – власть!...Вот цель!» - говорит Раскольников Соне Мармеладовой. Под низким потолком комнаты в уме голодного человека зарождается чудовищная теория. Согласно этой теории, все люди делятся на два «разряда»: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, «властелинов судьбы» 0 таких, как Наполеон. Они способны навязать большинству свою волю, способны во имя прогресса или высокой идеи, не задумываясь, «перешагнуть через кровь». Раскольников хочет быть добрым властелином, защитником «униженных и оскорбленных», он поднимает бунт против несправедливого общественного устройства. Но его мучает вопрос: властелин ли он? «Тварь я дрожащая или право имею?» - спрашивает он себя. Чтобы получить ответ, раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Это как бы эксперимент над собой: способен ли он, как властелин, перешагнуть через кровь? Конечно, герой находит «предлог» для убийства: ограбить богатую и никчемную старушонку и на ее деньги спасти от нищеты и гибели сотни молодых людей. Но тем не менее Раскольников всегда внутренне осознавал, что совершил убийство не по этой причине и не потому, что был голоден, и даже не во имя спасения сестры Дуни от брака с Лужиным, а для того, чтобы проверить себя. Это преступление навсегда отгородило его от других людей. Раскольников чувствует себя убийцей, на его руках – кровь невинных жертв. Одно преступление неизбежно влечет за собой другое: убив старуху, Раскольников был вынужден убить ее сестру – «безвинную Лизавету». Достоевский убедительно доказывает, что ни одна цель, даже самая высокая и благородная, не может служить оправданием для преступных средств. Все счастье в мире не стоит единой слезинки ребенка. И понимание этого, в конце концов, приходит к Раскольникову. Но раскаяние и осознание вины далось ему не сразу. Это произошло во многом благодаря спасительному влиянию Сони Мармеладовой. Именно ее доброта, вера в людей и в Бога помогли Раскольникову отказаться от своей бесчеловечной теории. Лишь на каторге произошел перелом в его душе, и началось постепенное возвращение к людям. Только через веру в Бога, через раскаяние и самопожертвование могло, по мнению Достоевского, произойти воскрешение мертвой души Раскольникова и любого другого человека. Не индивидуалистический бунт, а красота и любовь спасут мир.

"Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки "под самой кровлей высокого пятиэтажного дома" выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников". Так начинается роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". В самом начале своего произведения мы видим гнетущую обстановку, окружающую героев на протяжении всего действия романа. С этого момента мечется по петербургским грязным улицам, останавливается на бесконечных мостах, заходит в грязные распивочные - без покоя и отдыха, без передышки, в исступлении и задумчивости, в бреду и страхе, - герой романа Достоевского Родион Раскольников. И все это время мы ощущаем рядом с ним присутствие некоего неживого персонажа – огромного серого города. Образ Петербурга занимает центральное место в творчестве Достоевского, так как с этим городом связаны многие воспоминания писателя.

На самом деле было два Петербурга. Город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и сегодня. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург - город, в котором люди живут в "клетушках", в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского. В том Петербурге, где разворачивается сюжет романа "Преступление и наказание", жизнь находится в состоянии нравственного и социального разложения. Духота петербургских трущоб – частица общей атмосферы романа, безысходной и душной. Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его коморки, "крошечной комнатушки шагов шесть длинной", с желтыми, пыльными, отставшими от стен обоями и низким деревянным потолком. Эта коморка – маленькая копия более грандиозной, столь же душной "коморки" большого города. Не зря Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга словно в комнатах без форточек. Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся "на ограниченном пространстве", преследует чувство духовного одиночества. Люди относятся друг к другу с недоверием и подозрением, их объединяет только любопытство к несчастьям ближнего и злорадство к удачам других. Под пьяный хохот и ядовитые насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую своим трагизмом историю собственной жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна. Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека в мире, к поискам смысла жизни. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, добродетель, необходимость, бог, бессмертие, совесть. Достоевский, как художник, отличается тонкостью психологического анализа, произведения его характеризуются глубиной философского содержания. В этом важнейшая особенность его творчества. Герои его - люди ищущие, одержимые той или иной идеей, все интересы их сосредоточены вокруг какого-либо вопроса, над разрешением которого они мучаются. Образ Петербурга дан ярко, в динамике, город олицетворяет души растерзанных трагизмом жизни героев. Петербург - это тоже один из героев, который постоянно присутствует в произведениях Достоевского. Образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский рисует Петербург в пору стремительного развития капитализма, когда стали, как грибы, расти доходные дома, банкирские конторы, магазины, заводы, рабочие предместья. Город - это не просто фон, на котором происходит какое-либо действие, это тоже своеобразное "действующее лицо". Петербург Достоевского душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Достоевский рисует трущобы Петербурга: много распивочных, пьяных, голодных, потерявших смысл жизни людей, которые нередко кончают с собой, не выдержав невыносимой жизни. Раскольников стесняется своих лохмотьев, избегает встреч со знакомыми на улице, он задолжал хозяйке и старается не видеть ее лишний раз, чтобы избежать ругани и крика. Комната его похожа на душный шкаф. Многие живут еще хуже, чем Раскольников, хотя если задуматься, то приходит мысль - люди живут не только в душных комнатах трущобного Петербурга, но и во внутренней духоте, теряя человеческий облик. Серый, мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зовущие бедняков залить свое горе, а на улицах – проститутки и пьяный народ, видится нам своеобразным "царством" бесправия, болезней, нищеты. Здесь можно задохнуться, появляется желание побыстрее убежать отсюда, набрать в легкие свежего деревенского воздуха, избавиться от испарений "злости", подлости и безнравственности. Гениальным писателем, рассматривающим разные стороны современного ему общества и рисующим не приукрашенные картины русской действительности, считался и считается в наше время Ф.М. Достоевский. Духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека, верой в его высокое призвание проникнуты созданные автором в романе "Преступление и наказание" образы "маленьких людей". Фундаментальная истина, на которой основывается мировоззрение писателя, - это любовь к человеку, признание духовной индивидуальности человека. Все искания Достоевского были направлены на создание достойных человека условий жизни. А городской пейзаж Петербурга несет огромную художественную нагрузку. Пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, это пейзаж выражения, который внутренне связан с изображенным в романе человеческим миром и подчеркивает чувство безысходности, испытываемое героями произведения.

Судьбы униженных и сокрбленныых в романе

В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поднимает тему «униженных и оскорблённых», тему маленького человека. Общество, в котором живут герои романа, так устроено, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью. Писатель изображает гнетущую обстановку безысходнодной жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где унижен и придавлен человек, где человеку «некуда пойти». Эпизоды, рисующие жизнь «униженных и оскорблённых», говорят о том, что судьбы героев романа обусловлены не какими-то случайными трагическими обстоятельствами или их личностными качествами, а законами устройства общества.

Автор, проводя читателя по Петербургу, рисует людей разных социальных слоёв, в том числе, и бедных, потерявших смысл жизни. Часто они кончают с собой, не выдерживая своего унылого существования, или губят жизнь в многочисленных распивочных. В одной из таких распивочных Родион Раскольников знакомится с Мармеладовым. Из рассказа этого героя мы узнаём о несчастной судьбе всей его семьи.

Фраза Мармеладова: «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…» поднимает фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и канцелярской манерой говорить, на высоту трагического размышления о судьбе человечества.

Некуда идти и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для её честолюбивой натуры противоречие между прошлой обеспеченной и богатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая душой девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и её малолетних детей. При этом она не требует никакой благодарности. Она ни в чём не винит Катерину Ивановну, просто смиряется со своей судьбой. Только Сонечке стыдно перед собой и Богом.

Идея самопожертвования, воплощённая в образе Сони, поднимает его до символа страдания всего человечества. Эти страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила её жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дуни, сестры Раскольникова. Она соглашается на жертву: ради свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина, в котором воплощён классический тип буржуазного дельца, карьериста, унижающего людей и способного пойти на всё ради личной выгоды.

Достоевский показывает, что положение безнадёжности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Общество ставит их перед выбором таких путей, которые ведут к бесчеловечности.

На сделку с совестью идёт и Раскольников, решившись на убийство. В противоречие с человеконенавистнической теорией вступает живая и гуманная натура героя. Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Его теория вседозволенности, раздвоения человечества на две категории терпит крах. Чувство отверженности, одиночества становится страшным наказанием для преступника.

Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает одиночество человека в толпе, одиночество, прежде всего, духовное, его жизненную неприкаянность.

Раскольников и Свидригайло

Раскольников и Свидригайлов - герои одного из лучших романов Достоевского "Преступление и наказание". Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой. Раскольников и Свидригайлов предстают перед читателями как "сильные" личности. И это действительно так. Только обладающие исключительной силой воли и невозмутимостью люди могут заставить себя переступить кровавую черту, сознательно пойти на преступление. Оба эти героя прекрасно пони- мают, что по сути своей они чрезвычайно близки. И недаром при первой же встрече Свидригайлов говорит Раскольникову: "Мы одного поля ягоды". Впоследствии и Раскольников приходит к пониманию этого. За преступлением следует наказание. У обоих героев оно примерно одинаково. И Раскольников, и Свидригайлов испытывают сильнейшие муки совести, они раскаиваются в содеянном и пытаются исправить положение. И, казалось бы, встают на путь истинный. Но душевные терзания вскоре становятся невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством. Раскольников с ужасом понимает, что с ним может произойти то же самое, и в конце концов признается в содеянном. В отличие от Раскольникова Свидригайлов имеет несколько двойственный характер. С одной стороны, кажется, что он обыкновенный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и представляется Раскольникову, но эту сторону характера заглушает его вечное и неодолимое влечение к удовольствиям. Раскольников же, по-моему, куда более твердый в своих намерениях человек. Он даже в чем-то похож на тургеневского Базарова, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих. В представленных выше соображениях и заключаются, на мой взгляд, различия и сходства между Раскольниковым и Свидригайловым, которых можно назвать двумя сторонами одной медали.

«Правда» Сони Мармеладовой (по «Преступлению и наказанию» Достоевского)

В романе Достоевского «Преступление и наказание», как и в каждом романе, существует много различных героев. Главный из них – Раскольников – изучает остальных, создаёт на основе своих рассуждений теорию, у него появляется некое убеждение, которое и толкает его к преступлению. В появлении у него этого убеждения, а, стало быть, и в совершении им этого преступления виноваты все герои, с которыми он общался: ведь они же были такими, какими их видел Раскольников, на их основе он формировал свою теорию. Но их вклад в создание убеждений Раскольникова малоэффективен, так как происходит случайно, нечаянно. Зато намного больший вклад второстепенные герои романа вносят в осознание Раскольниковым неправильности своей теории, которое побудило его к тому, чтобы признаться во всём народу. Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а кто он, что ему даёт признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет восемнадцати, худенькая, небольшого роста. Жизнь очень жестоко относилась к ней, так же как и к её родным. Она рано потеряла отца и мать. После смерти матери её семья пришла в бедственное положение, и ей пришлось идти на панель, чтобы прокормить себя и детей Катерины Ивановны. Но её дух был настолько сильным, что не сломился даже в таких условиях: когда мораль человека разлагается, мала вероятность удачи в жизни, существование становится всё тяжелее и тяжелее, дух сдерживает гнёт окружающей среды и, если у человека дух слабый, он не выдерживает и начинает пропускать негативную энергию вовнутрь, портя душу. Дух же Сони очень сильный, и в условиях всех невзгод её душа остаётся чистой, и она идёт на самопожертвование. Чистая, нетронутая душа в ней очень быстро находит в душах других людей все изъяны, сравнивая их со своей; она с лёгкостью учит других убирать эти изъяны, потому что сама их периодически убирает из своей души (если каких-то изъянов у неё ещё не было, она их искусственно на время для себя создаёт и старается почувствовать, что ей говорят делать инстинкты). Внешне это проявляется в её способности понимать других людей и сострадать им. Она жалеет Катерину Ивановну за её глупость и несчастность, своего отца, умирающего и раскаивающегося перед ней. Такая девушка привлекает внимание многих людей, заставляет (в том числе и себя) уважать себя. Поэтому Раскольников решил рассказать о своей тайне именно ей, а не Разумихину, Порфирию Петровичу, или Свидригайлову. Он подозревал, что она мудрее всего оценит обстановку и примет решение. Он очень хотел, чтобы кто-то ещё разделил с ним страдания, хотел, чтобы кто-то помог ему идти по жизни, сделал за него некоторую работу. Найдя такого человека в Соне, Раскольников не ошибся с выбором: это была прекраснейшая девушка, которая поняла его и пришла к выводу, что он такой же несчастный человек, как и она, что Раскольников не зря пришёл к ней. И такая женщина ещё называется «девица отъявленного поведения». (Тут Раскольников и понял неверность его теории в этом). Именно так её называет Лужин, сам являясь подлым и эгоистичным, не понимая ничего в людях, в том числе и в Соне, что она ведёт себя унижающим для себя образом только из сострадания к людям, желая им помочь, подарить хотя бы на мгновение ощущение счастья. Всю жизнь она занимается самопожертвованием, помогает другим людям. Так, она помогла и Раскольникову, она помогла ему переосмыслить себя, что и его теория неверна, что совершил он преступление зря, что ему необходимо в нём покаяться, признаться во всём. Теория была неверна, так как она основывается на разделении людей на две группы по внешним признакам, а те редко выражают всего человека. Ярким примером является та самая Соня, бедность и унижение которой не отражают полностью всю сущность её личности, самопожертвование которой направлено на помощь другим бедствующим людям. Она очень верит, что воскресила Раскольникова и теперь готова разделить с ним наказание на каторге. Её «правда» заключается в том, что, чтобы прожить жизнь достойно и умереть с чувством, что ты был великим человеком, нужно любить всех людей и жертвовать собой ради других.

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания романа "Преступление и наказание"

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

В 1866 году журнал "Русский вестник", издаваемый М.Н. Катковым, опубликовал рукопись романа Достоевского, которая до нашего времени не дошла. Сохранившиеся записные тетради Достоевского дают основание предполагать, что замысел романа, его тема, сюжет, идейная направленность сложились не сразу, скорее всего в дальнейшем объединились два различных творческих замысла:

1. 8 июня 1865 года перед отъездом за границу Достоевский предложил А.А. Краевскому - редактору журнала "Отечественные записки" - роман "Пьяненькие": "он будет связан с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. Листов будет не менее двадцати, но может быть и более".

Проблема пьянства на Руси волновала Достоевского на всем протяжении его творческого пути. Мягкий и несчастный Снегирев произносит: "...в России пьяные люди у нас и самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные. Добрыми становятся люди в ненормальном состоянии. Каков же нормальный человек? Злой. Пьют добрые, но плохо поступают тоже добрые. Добрые забыты обществом, жизнью правят злые. Если в обществе процветает пьянство, то это означает, что в нем не ценятся лучшие человеческие качества"

В "Дневнике писателя" автор обращает внимание на пьянство фабричных после отмены крепостного права: "Народ закутил и запил - сначала с радости, а потом по привычке". Достоевский показывает, что и при "переломе огромном и необыкновенном" не все проблемы решаются сами собою. И после "перелома" необходима правильная ориентация людей. Многое тут зависит от государства. Однако государство фактически поощряет пьянство и рост числа кабаков: "Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, т.е. по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, - стало быть вся народная будущность. Мы, так сказать, будущностью нашей платим за наш величавый бюджет европейской державы. Мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать поскорее плод".

Достоевский показывает, что это происходит от неумения вести хозяйство страны. Случись чудо, - люди все разом перестанут пить, - государству пришлось бы выбирать: либо заставить их пить силой, либо - финансовый крах. По-достоевскому причина пьянства социальна. Если государство отказывается заботиться о будущем народа, о нем будет думать художник: "Пьянство. Пусть ему те радуются, которые говорят: чем хуже, тем лучше. Таких теперь много. Мы же не можем без горя видеть отравленными корни народной силы". Эта запись была сделана Достоевским в черновиках, а по-существу эта мысль изложена в "Дневнике писателя": "Ведь иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, бледнеет ум и развитие, - и что вынесут в уме и в сердце своем современные дети народа, взросшие в скверне отцов своих".

В государстве видел Достоевский рассадник алкоголизма и в варианте, изложенном Краевскому, хотел рассказать о том, что общество, где процветает пьянство, а отношение к нему снисходительное, обречено на вырождение.

К сожалению, редактор "Отечественных записок" не был столь дальновидным, как Достоевский, в определении причин деградации российского менталитета и отказался от предложения писателя. Замысел "Пьяненьких" остался неосуществленным.

2. Во второй половине 1865 года Достоевский принялся за работу над "психологическим отчетом одного преступления": "Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности...решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна...зла и заедает чужой век, мучая у себя в домработницах свою младшую сестру". В этом варианте ясно изложена суть сюжета романа "Преступление и наказание". Письмо Достоевского к Каткову подтверждает это: "Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божня правда, земной закон берут свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям. Законы правды и человеческая природа взяли свое".

По возвращению в Петербург в конце ноября 1855 г. автор уничтожил почти полностью написанное произведение: "Я все сжег. Новая форма (роман-исповедь героя. - В.Л.), новый план меня увлек, и я начал сызнова. Работаю дни и ночи и все-таки работаю мало". С этого времени Достоевский определился в форме романа, заменив повествование от первого лица повествованием от автора, его идейно-художественной структуре.

О себе писатель любил говорить: "Я - дитя века". Он действительно никогда не был пассивным созерцателем жизни. "Преступление и наказание" создавалось на почве русской действительности 50-х годов XIX века, журнальных и газетных споров на философские, политические, юридические и этические темы, споров материалистов с идеалистами, последователей Чернышевского и его врагов.

Год публикации романа был особым: 4 апреля Дмитрий Владимирович Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Начались массовые репрессии. А.И. Герцен так рассказывал об этом времени в своем "Колоколе": "Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени и вся Россия находятся чуть ли не на военном положении; аресты, обыски и пытки идут беспрерывно: никто не уверен в том, что он завтра не подпадет под страшный Муравьевский суд..." Правительство притесняло студенческую молодежь, цензура добилась закрытия журналов "Современник" и "Русское слово".

Вышедший в журнале Каткова роман Достоевского оказался идейным противником романа "Что делать?" Чернышевского. Полемизируя с вождем революционной демократии, выступая против борьбы за социализм, Достоевский, тем не менее, с искренним сочувствием относился к участникам "раскола России", которые, по его мнению, заблуждаясь, "беззаветно обратились в нигилизм во имя чести, правды и истинной пользы", обнаруживая при этом доброту и чистоту их сердец.

Критика тотчас откликнулась на выход "Преступления и наказания". Критик Н. Страхов отмечал, что "автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже почти некуда идти".

М. Катков определял теорию Раскольникова "выражением социалистических идей".

Д.И. Писарев осуждал деление Раскольниковым людей на "послушных" и "бунтарей", упрекал Достоевского за призыв к покорности и смирению. И вместе с тем в статье "Борьба за жизнь" Писарев утверждал:

"Роман Достоевского произвел на читателей глубоко потрясающее впечатление благодаря тому верному психическому анализу, которым отличаются произведения этого писателя. Я радикально расхожусь с его убеждениями, но не могу не признать в нем сильного таланта, способного воспроизводить самые тонкие и неуловимые черты будничной человеческой жизни и ее внутреннего процесса. Особенно метко он подмечает болезненные явления, подвергает их самой строгой оценке и как будто переживает их на самом себе".

Каким был первый этап работы над романом? Его итог? Повесть "Пьяненькие", вопросы воспитания детей в семьях алкоголиков, трагедия нищеты, бездуховности и проч. Повесть осталась незавершенной, потому что Краевский отказал Достоевскому в издании.

Что принципиально нового включал новый вариант романа? Самые ранние наброски произведения относятся к июлю 1855, позднейшие - к январю 1866 года. Анализ черновиков позволяет утверждать:

повествование от первого лица заменено повествованием от автора;

на первый план выведен не пьяница, а студент, доведенный средой и временем до убийства;

форма нового романа определена как исповедь главного героя;

значительно расширено число действующих лиц: следователь, Дуня, Лужин и Свидригайлов представлены психологическими двойниками Раскольникова;

разработаны различные эпизоды и сцены из жизни Петербурга.

Какие элементы и образы "Пьяненьких" нашли художественное выражение во 2-м варианте романа?

образ пьяненького Мармеладова;

трагические картины жизни его семьи;

описание судьбы его детей;

В каком направлении развивался характер Раскольникова?

В первоначальном варианте романа повествование ведется от первого лица и представляет собой исповедь преступника, записанную через несколько дней после совершения убийства.

Форма первого лица позволяла объяснить некоторые "странности" в поведении Раскольникова. Например, в сцене с Заметовым: "Я не боялся, что Заметов увидит, что я это читал. Напротив, мне даже хотелось, чтобы он заметил, что я про это читаю... Не понимаю, зачем меня тянуло рискнуть этой бравадой, но меня тянуло рискнуть. Со злости, может быть, с животной злости, которая не рассуждает". Радуясь удачному стечению обстоятельств, "ранний Раскольников" рассуждал: "Это был злой дух: каким образом иначе мне удалось преодолеть все эти трудности".

В окончательном тексте эти же самые слова герой говорит Соне после своего признания. Здесь заметно отличие в обрисовке характера героя. Во втором варианте, где повествование уже ведется от третьего лица, более отчетливо прослеживается гуманность его намерений: мысли о покаянии приходят сразу же после совершения преступления: "И тогда, когда уж стану я благородным, благодетелем всех, гражданином, я покаюсь. Помолился Христу, лег и сон".

Достоевский не включил в окончательный текст эпизод - размышление Раскольникова после разговора с Поленькой: "Да, это полное воскресение, - подумал он про себя. Он почувствовал, что жизнь разом переломилась, кончился ад и наступила другая жизнь... он не один, не отрезан от человеков, а со всеми. Воскрес из мертвых. Что же случилось? То, что он отдал свои последние деньги - это что ли? Какой вздор. Девочка эта? Соня? - Не то, а все вместе.

Он был слаб, он устал, он чуть не падал. Но душа его была слишком полна".

Такие мысли для героя преждевременны, он еще не испил чашу страданий, чтобы исцелиться, поэтому описание подобных чувств Достоевский переносит в эпилог.

В первой рукописи иначе описана встреча с сестрой и матерью:

"У природы есть исходы таинственные и чудные. Через минуту он сжимал их обеих в своих руках и никогда еще он не испытывал более порывистого и восторженного ощущения, а еще через минуту - он уже гордо сознавал, что он господин своего рассудка и воли, что ничей он не раб и что сознание - опять оправдало его. Кончилась болезнь - кончился панический страх".

Достоевский не включает этот отрывок в окончательный текст, так как он разрушает идейную направленность. Раскольников должен быть абсолютно другим: встреча с близкими, как и разговор в конторе, являются причиной его обморока. Это подтверждение того, что натура человеческая не в силах вынести тяжести преступления и по-своему реагирует на внешние воздействия. Рассудку и воле она уже не подчиняется.

Как складываются взаимоотношения между Раскольниковым и Соней в различных вариантах романа?

Тщательно разрабатывал Достоевский характер отношений между героями. По раннему замыслу они полюбили друг друга: "Он перед ней на коленях: "Я люблю тебя". Она говорит: "Отдайтесь суду". В окончательном варианте героев объединило сострадание: " Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился". Психологически это более глубоко и художественно оправдано.

В иной тональности изначально звучала сцена признания Раскольникова Соне: "Она хотела было что-то сказать, но промолчала. Слезы рвались из ее сердца и ломили душу. "И разве мог не придти?" - прибавила она вдруг как бы озаренная... "О, богохульник! Боже, что он говорит! От Бога вы отошли, и глухотой и немотой Бог вас поразил, дьяволу предал! Тогда Бог опять тебе жизни пошлет и воскресит тебя. Воскресил же чудом Лазаря! и тебя воскресит...Милый! Я любить тебя буду...Милый! воскресни! Пойди! покайся, скажи им...Я тебя во веки веков любить буду, тебя, несчастного! Мы вместе...вместе...вместе и воскреснем...И Бог благословит... Пойдешь? Пойдешь?

Рыдания остановили ее исступленную речь. Она обхватила его и как бы замерла в этом объятии, себя не помнила".

В окончательном тексте чувства героев так же глубоки и искренни, но более сдержанны. О любви они не говорят. Образ Сони порой сливается теперь для него с образом убитой им Лизаветы, вызывая чувство сострадания. Будущее ее он видит трагически: "броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом...или уйти в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Достоевский знает больше и видит дальше своего героя. В конце романа Соню спасает вера, глубокая, способная творить чудеса.

Почему в окончательном варианте "Преступления и наказания" полнее раскрыты образы Сони и Свидригайлова?

В результате своего эксперимента Раскольников пришел к выводу о том, что путь "сильной личности", добивающейся власти через "кровь по совести", ошибочен. Он ищет выхода и останавливается на Соне: она тоже переступила, но находила силы жить. Соня уповает на Бога и ждет избавления и желает того же для Раскольникова. Она верно поняла, что произошло с Родионом: "Что вы, что вы это над собой сделали!" Вдруг с ее уст слетает слово "каторга", и Раскольников чувствует, что в его душе не закончилась борьба со следователем. Страдания его достигают наивысшей силы, "предчувствовалась какая-то вечность на аршине пространства". О такой вечности говорил и Свидригайлов.

Он тоже переступил "через препятствия", но казался спокойным.

В черновиках судьба Свидригайлова решалась Достоевским иначе: "Бес мрачный, от которого не может отвязаться. Вдруг решимость изобличить себя, всю интригу, покаяние, смирение, уходит, делается великим подвижником, смирение, жажда претерпеть страдание. Себя предает. Ссылка. Подвижничество".

В окончательном варианте исход другой, более психологически обоснованный. Свидригайлов отошел от Бога, утратил веру, потерял возможность "воскресения", но и без этого жить не смог.

В чем современники Достоевского видели актуальность "Преступления и наказания"?

С конца 50-х годов XIX века петербургские газеты с тревогой сообщали о росте преступности. Достоевский в какой-то мере использовал некоторые факты из уголовной хроники тех лет. Так широкую известность в свое время получило "дело студента Данилова." В. целях наживы он убил ростовщика Попова и его служанку. Крестьянин М. Глазков хотел принять его вину на себя, но был изобличен.

В 1865 году газеты сообщали о суде над купеческим сыном Г. Чистовым, зарубившим двух женщин и завладевшим их богатством на сумму 11 260 рублей.

Большое впечатление на Достоевского произвел процесс над Пьером Ласенером (Франция), профессиональным убийцей, который пытался представить себя как жертву несправедливо устроенного общества, а свои преступления как форму борьбы со злом. На судебных процессах Ласенер спокойно заявлял, что идея стать убийцей во имя мщения родилась у него под влиянием социалистических учений. Достоевский отзывался о Ласенере как "о личности феноменальной, загадочной, страшной и интересной. Низкие источники и малодушие перед нуждой сделали его преступником, а он осмеливался выставлять себя жертвой своего века".

Сцена убийства, совершенного Раскольниковым, напоминает убийство Ласенером старухи и случайно оказавшегося в квартире ее сына.

Достоевский брал факт из жизни, но проверял его жизнью. Он торжествовал, когда, работая над "Преступлением и наказанием", узнал из газет об убийстве, аналогичном преступлению Раскольникова. "В то же самое время, - вспоминает Н. Страхов, - когда вышла книжка "Русского вестника" с описанием проступка Раскольникова, в газетах появилось известие о совершенно подобном преступлении, происшедшем в Москве. Какой-то студент убил и ограбил ростовщика, и, по всем признакам, сделал это из нигилистического убеждения, что дозволены все средства, чтобы исправить неразумное положение дел. Не знаю, были ли поражены этим читатели, но Федор Михайлович гордился таким подвигом художественной прорицательности".

Впоследствии Достоевский не раз ставил в одну строку фамилии Раскольникова и подходящих к нему убийц из газетной хроники. Он следил, чтобы из Паши Исаева не вырос "Горский или Раскольников". Горский - восемнадцатилетний гимназист, из бедности, с целью грабежа зарезавший семью в шесть человек, хотя по отзывам "был юноша замечательно развитой в умственном отношении, любивший чтение и литературные занятия".

С необыкновенной чуткостью Достоевский умел выделять факты единичные, личностные, но свидетельствующие о том, что "предвечные" силы изменили направление своего движения.

Список литературы

Кирпотин В.Я. Избранные работы в 3-х томах. М., 1978. Т.З, стр.308-328.

Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л. 1980.

Басина М.Я. Сквозь сумрак белых ночей. Л. 1971.

Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. М. 1984.

Федор Михайлович Достоевский - один из самых значимых творцов не только русской литературы, но и мировой, общечеловеческой. Романы великого писателя по сей день переводятся и издаются на все новые и новые языки. пропитано состраданием и безграничной любовью к обычным людям. Уникальный талант показывать самые глубинные качества человеческой души, которые каждый так старательно скрывает от всего мира, - вот, что привлекает людей в произведениях великого писателя.

Федор Достоевский: "Преступление и наказание" - год написания и отзывы читателей

Пожалуй, самый противоречивый роман Достоевского - это "Преступление и наказание". Написанный в 1866 году, он произвел неизгладимое впечатление на почтенную публику читателей. Как это всегда бывает, мнения разделились. Одни, поверхностно пролистав первые страницы, возмущались: "Избитая тема!" Те, кто принимался читать что угодно, лишь бы подчеркнуть свой статус и похвастаться самим фактом прочтения, а не пониманием мысли автора, искренне жалели честного убийцу. Третьи бросали роман, восклицая: "Какое мучение - эта книга!"

Таковы были самые распространенные отзывы. настолько ценное в литературном мире, не сразу нашло должное признание. Однако оно в корне изменило весь уклад общественной жизни девятнадцатого века. Теперь на светских приемах и модных вечерах была дежурная тема для разговора. Заполнить неловкое молчание можно было обсуждением Раскольникова. Те, кто имел несчастье не сразу прочитать произведение, быстро

Ложное представление о романе "Преступление и наказание"

Понять, что должен был донести до читателя роман Достоевского, тогда смогли немногие. Большинство видело лишь верхушку айсберга: студент убил, студент сошел с ума. Версию о сумасшествии поддерживали и многие критики. В описанной ситуации они видели только абсурдные представления о жизни и смерти главного героя. Однако это не совсем так: нужно смотреть вглубь, в душу, уметь уловить тонкие намеки на истинное положение дел.

Проблемы, поднятые Ф. М. Достоевским

Главную проблему, поднятую автором, трудно выделить из всех остальных - слишком уж многоплановым вышло "Преступление и наказание". Книга содержит проблемы нравственности, а точнее, ее отсутствия; социальные проблемы, которые порождают неравенство между одинаковыми на первый взгляд людьми. Не последнюю роль играет тема неправильно расставленных приоритетов: писатель показывает, что случается с обществом, одержимым деньгами.

Вопреки популярному мнению, главный герой романа Достоевского "Преступление и наказание" не олицетворяет того времени. Многие критики восприняли этот персонаж в штыки, решив, что Раскольниковым автор выразил презрение популярному в конце девятнадцатого века течению - нигилизму. Однако эта теория в корне неверна: в бедном студенте Достоевский показал лишь жертву обстоятельств, человека, который сломался под натиском общественных пороков.

Краткое содержание романа "Преступление и наказание"

Описываемые события происходят в 60 гг. 19 века, в мрачном Петербурге. Родион Раскольников, бедный молодой человек, в прошлом студент, вынужден ютиться на чердаке многоквартирного дома. Устав от нищеты, он отправляется к старухе-процентщице, чтобы заложить последнюю ценность. Знакомство с пьянчугой-Мармеладовым и письмо матери, которая описывает их с дочерью нелегкую жизнь, наталкивают Родиона на страшную мысль - об убийстве старухи. Он считает, что деньги, которые он сможет забрать у процентщицы, смогут облегчить жизнь если не ему, то хотя бы его семье.

Мысль о насилии противна студенту, но он решается на преступление. Понять собственную помогут цитаты из "Преступления и наказания" Достоевского: "За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!" "Не то что великие, - считает студент, - но и немного из колеи выходящие люди по природе своей должны являться преступниками, - более или менее, разумеется." Такие мысли побуждают Родиона проверить себя, осуществив задуманное. Он убивает старуху топором, забирает кое-что ценное и скрывается с места преступления.

На почве сильного потрясения Раскольникова одолевает болезнь. Все оставшееся время повествования он недоверчив и отчужден от людей, чем вызывает подозрения. Знакомство Родиона с - проституткой, которая вынуждена работать на благо нищей семьи, - приводит к признанию. Но, вопреки ожиданиям убийцы, глубоко верующая Соня жалеет его и убеждает в том, что мучения прекратятся, когда он сдастся и понесет наказание.

В итоге Раскольников, хоть и убежденный в своей правоте, сознается в содеянном. Вслед за ним на каторгу устремляется и Соня. Первые годы Родион холоден к ней - он также отчужден, неразговорчив, подозрителен. Но со временем искреннее раскаяние приходит к нему, и в душе начинает зарождаться новое чувство - любовь к преданной девушке.

Главные герои романа

Составить однозначное мнение о том или ином персонаже невозможно - каждый здесь реален настолько, насколько реален сам читатель. Даже по маленькому отрывку текста легко понять, что это Федор Достоевский - "Преступление и наказание." Главные герои совершенно неповторимы, характеры требуют долгого и вдумчивого анализа - а это признаки настоящего психологического реализма.

Родион Раскольников

Самого Раскольникова до сих пор преследуют неоднозначные отзывы. "Преступление и наказание" - творение очень многоплановое, объемное, и сразу понять даже такую обыденность, как характер персонажа, сложно. В начале первой части описывается внешний вид Родиона: высокий, стройный молодой мужчина с темно-русыми волосами и темными выразительными глазами. Герой определенно красив - тем резче он контрастирует с насилием и нищетой, которой полон мир серого Петербурга.

Характер Родиона очень неоднозначен. По мере развития событий читатель узнает все новые и новые аспекты жизни героя. Гораздо позже совершения убийства оказывается, что Раскольников как никто другой способен на сострадание: когда он застал уже знакомого пьяницу Мармеладова, задавленного каретой, отдал последние деньги его семье на похороны. Такой контраст между нравственностью и убийством вызывает в читателе сомнения: а так ли ужасен этот человек, как казалось вначале?

Оценивая поступки Родиона с христианской точки зрения, автор утверждает: Раскольников грешен. Однако главный его проступок - не самоубийство, не то, что он преступил закон. Самое ужасное, что есть в Родионе - то, в чем заключается его теория: деление людей на тех, кто "право имеет" и тех, кого он считает "тварью дрожащей." "Все равны, - утверждает Достоевский, - и все имеют одинаковое право на жизнь."

Сонечка Мармеладова

Не менее пристального внимания заслуживает Вот как описывает ее Достоевский: невысокого роста, худенькая, но достаточно хорошенькая блондинка восемнадцати лет с прекрасными голубыми глазами. Полная противоположность Раскольникову: не очень красивая, неприметная, смирная и скромная, Сонечка, как называл ее автор, тоже преступала закон. Но и здесь не нашлось сходства с Родионом: она не была грешна.

Такой парадокс объясняется просто: Соня не делила людей на хороших и плохих; она искренне любила каждого. Работа на панели давала возможность ее семье выжить в ужасных условиях бедности, и сама девушка, забыв о собственном благополучии, посвятила жизнь служению родным. Жертвенность искупила факт преступления - и Сонечка осталась невиновной. 

Критические отзывы: "Преступление и наказание"

Как уже было сказано выше, оценить детище Достоевского по достоинству удалось не всем. Люди, далекие от искусства слова, в формировании собственного мнения опирались больше на отзывы влиятельных критиков; те, в свою очередь, видели в произведении каждый что-то свое. К сожалению, многие, разбираясь в смысле романа, ошиблись - а их ошибки повлекли за собой заведомо ложные мнения.

Таким образом, например, А. Суворин - достаточно влиятельный человек, который с анализом "Преступления и наказания" выступил в известном печатном издании "Русский вестник", заявлял: вся суть произведения трактуется "болезненным направлением всей литературной деятельности" Федора Достоевского. Родион, по мнению критика, вообще не является воплощением какого-то направления или склада мыслей, усвоенного множеством, а есть лишь совершенно больной человек. Он даже назвал Раскольникова нервной, свихнувшейся натурой.

Такая категоричность нашла своих сторонников: П. Страхов, человек, близкий Достоевскому, заявлял: первостепенная сила писателя не в определенных разрядах людей, а "в изображении положений, в умении глубоко схватывать отдельные движения и потрясения человеческой души." Подобно Суворину, П. Страхов не обращал внимания на трагические судьбы героев, а рассматривал произведение как глубочайшее извращение понимания нравственности.

Достоевский - реалист?

Наиболее точно увидеть в Достоевском писателя-реалиста смог Д. И. Писарев, написав об этом ценные отзывы. "Преступление и наказание" было тщательно рассмотрено в статье "Борьба за жизнь": в ней критик поднял вопрос о нравственном развитии общества, окружавшего преступника. Очень важная мысль о романе сформулирована именно этим автором: та доля свободы, которая находилась в распоряжении Раскольникова, была совершенно ничтожна. Истинными причинами преступления Писарев видит бедность, противоречия русской жизни, нравственное падение окружавших Раскольникова людей.

Истинная ценность любви

"Преступление и наказание" - книга настоящей русской жизни. Характерной особенностью искусства Федора Михайловича Достоевского является его способность безгранично любить не только "положительно прекрасных" людей, но и павших, сломленных, грешных. Именно мотивы человеколюбия нашли свое отражение в знаменитом романе "Преступление и наказание". Содержание по главам, абзацам, строкам, включает в себя горькие слезы автора, проливаемые над судьбой русского народа, над судьбой самой России. Он отчаянно призывает читателя к состраданию, ведь без него в этом грязном, жестоком мире, жизни - равно как и смерти, - нет, не было, и никогда не будет.

Замысел романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский вынашивал в продолжение шести лет: в октябре 1859 года он пишет брату: “В декабре начну роман. помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь – роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо

Пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту. ” – судя по письмам и тетрадям писателя, речь идет именно о задумках “Преступления и наказания” – роман изначально существовал в форме исповеди Раскольникова. В черновых тетрадях Достоевского встречается такая запись: “Алеко убил. Сознание, что он сам недостоин своего идеала, который мучает его душу. Вот преступление и наказание” (речь идет о пушкинских “Цыганах”).

Окончательный план формируется в результате больших потрясений, которые

Пережил Достоевский, и этот план объединил два первоначально различных творческих замысла.

После смерти брата Достоевский оказывается в страшной материальной нужде. Над ним нависает угроза долговой тюрьмы. Весь год Федор Михайлович вынужден был обращаться к петербургским ростовщикам, процентщикам и другим кредиторам.

В июле 1865 года он предлагает редактору “Отечественных записок” А. А. Краевскому новое произведение: “Роман мой называется “Пьяненькие” и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч.”. Из-за материальных затруднений Краевский не принял предложенный роман, и Достоевский уезжает за границу, чтобы вдали от кредиторов сосредоточиться на творческой работе, но и там история повторяется: в Висбадене Достоевский проигрывает в рулетку все, вплоть до карманных часов.

В сентябре 1865 года, обращаясь в журнал “Русский вестник” к издателю М. Н. Каткову, Достоевский так излагает замысел романа: “Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении “гуманного долга к человечеству”, чем уже, конечно, “загладится преступление”, если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете и которая через месяц, может быть, сама собою померла бы.

Почти месяц он проводит до окончательной катастрофы. Никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям, чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело. “

Катков немедленно высылает автору аванс. Ф. М. Достоевский работает над романом всю осень, однако в конце ноября сжигает все черновики: “. было много написано и готово; я все сжег. новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова”.

В феврале 1866 года Достоевский сообщает своему другу А. Е. Врангелю: “Недели две тому назад вышла первая часть моего романа в январской книге “Русского вестника”. Называется “Преступление и наказание”. Я уже слышал много восторженных отзывов. Там есть смелые и новые вещи”.

Осенью 1866 года, когда “Преступление и наказание” почти готово, у Достоевского вновь начинается: по контракту с издателем Стелловским он должен был представить к 1 ноября новый роман (речь идет уже о “Игроке”), а в случае невыполнения контракта издатель получит право в течение 9 лет “даром и как вздумается” печатать все, что будет написано Достоевским.

К началу октября у Достоевский еще не начинал писать “Игрока”, и друзья советуют ему обратиться к помощи стенографии, которая в то время начинала только входить в жизнь. Приглашенная Достоевским молодая стенографистка Анна Григорьевна Сниткина была лучшей ученицей петербургских курсов стенографии, ее отличали незаурядный ум, твердый характер и глубокий интерес к литературе. “Игрок” был завершен вовремя и сдан издателю, а Сниткина вскоре становится женой и помощником писателя. В ноябре и декабре 1866 года Достоевский диктует Анне Григорьевне последнюю, шестую часть и эпилог “Преступления и наказания”, которые печатаются в декабрьском номере журнала “Русский вестник”, и в марте 1867 года роман выходит отдельным изданием.

Сочинения по темам:

  1. “Преступление и наказание” – роман Федора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году в журнале “Русский вестник”. Летом 1865 года,...
  2. Когда Ф. М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками –...
  3. Мир главных героев романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского – это мир потерянных в большом городе маленьких людей, которые...
  4. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его...
  5. Гуманизм романа Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно...
  6. Библия – книга, известная всему человечеству. Ве­лико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей,...
  7. Общеизвестно, что роман “Преступление и наказание” в списке самых читаемых произведений на земле. Актуальность романа возрастает с каждым новым поколением,...