Биография ф м достоевский. Федор Достоевский: страницы жизни писателя

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года. Отец писателя происходил из древнего рода Ртищевых, потомков защитника православной веры Юго-Западной Руси Даниила Ивановича Ртищева. За особые успехи ему даровали село Достоево (Подольская губерния), откуда и берет начало фамилия Достоевских.

К началу XIX века род Достоевских обеднел. Дед писателя, Андрей Михайлович Достоевский, служил протоиереем в городке Брацлаве Подольской губернии. Отец писателя, Михаил Андреевич, закончил Медикохирургическую академию. В 1812 году, в период Отечественной войны, он сражался против французов, а в 1819 году женился на дочери московского купца Марии Федоровне Нечаевой. Выйдя в отставку, Михаил Андреевич определился на должность лекаря Мариинской больницы для бедных, которую прозвали в Москве Божедомкой.

Квартира семьи Достоевских располагалась во флигеле больницы. В правом флигеле Божедомки, отведенном лекарю под казенную квартиру, и родился Федор Михайлович. Мать писателя происходила из купеческого рода. Картины неустроенности, болезни, нищеты, преждевременных смертей - первые впечатления ребенка, под влиянием которых формировался необычный взгляд будущего писателя на мир.

Семья Достоевских, увеличившаяся со временем до девяти человек, ютилась в двух комнатах с передней. Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, был вспыльчивым и мнительным человеком. Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: добрая, веселая, хозяйственная. Отношения между родителями строились на полном подчинении воле и капризам отца Михаила Федоровича. Мать и нянюшка писателя свято чтили религиозные традиции, воспитывая детей в глубоком уважении к православной вере. Мать Федора Михайловича умерла рано, в возрасте 36 лет. Похоронили ее на Лазаревском кладбище.

Наукам и образованию в семье Достоевских придавали большое значение. Федор Михайлович в раннем возрасте нашел радость в познании и чтении книг. Сначала это были народные сказки нянюшки Арины Архиповны, затем Жуковский и Пушкин - любимые писатели его матери. В раннем возрасте Федор Михайлович познакомился с классиками мировой литературы: Гомером, Сервантесом и Гюго. Отец устраивал по вечерам семейное чтение «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

В 1827 году, отец писателя, Михаил Андреевич, за отличную и усердную службу, был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а через год удостоен чином коллежского асессора, который давал право на потомственное дворянство. Он хорошо знал цену высшему образованию, поэтому стремился серьезно подготовить своих детей к поступлению в высшие учебные заведения.

В детские годы будущий писатель пережил трагедию, которая оставила в его душе неизгладимый след на всю жизнь. Искренним детским чувством он полюбил девятилетнюю девочку, дочку повара. В один из летних дней в саду раздался крик. Федя выбежал на улицу и увидел, что эта девочка лежала на земле в изорванном белом платье, а над ней склонились какие-то женщины. Из их разговора он понял, что виной трагедии был пьяный бродяга. Послали за отцом, но его помощь не потребовалась: девочка скончалась.

Первоначальное образование Федор Михайлович Достоевский получил в частном московском пансионе. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Инженерное училище в те годы считалось одним из лучших учебных заведений России. Не случайно оттуда вышло много замечательных людей. Среди однокурсников Достоевского было немало талантливых людей, ставших впоследствии выдающимися личностями: известный писатель Дмитрий Григорович, художник Константин Трутовский, физиолог Илья Сеченов, организатор Севастопольской обороны Эдуард Тотлебен, герой Шипки Федор Радецкий. В училище преподавались как специальные, так и гуманитарные дисциплины: российская словесность, отечественная и мировая история, гражданская архитектура и рисование.

Шумному студенческому обществу Достоевский предпочитал уединение. Любимым его занятием было чтение. Начитанность Достоевского изумляла его товарищей. Он зачитывался сочинениями Гомера, Шекспира, Гете, Шиллера, Гофмана, Бальзака. Однако стремление к уединению и одиночеству не было врожденной чертой его характера. Как пылкая, восторженная натура он находился в беспрестанном поиске новых впечатлений. Но в училище он на собственном опыте пережил трагедию души «маленького человека». Большую часть студентов в этом учебном заведении составляли дети высшей военной и чиновничьей бюрократии. Состоятельные родители не жалели средств для своих детей и щедро одаривали преподавателей. Достоевский в этой среде выглядел «белой вороной», часто подвергался насмешкам и оскорблениям. В течение нескольких лет в его душе разгоралось чувство уязвленного самолюбия, отразившееся впоследствии в его творчестве.

Однако, несмотря на насмешки и унижения, Достоевскому удалось добиться уважения и преподавателей, и товарищей по училищу. Все они со временем убедились, что он человек выдающихся способностей и незаурядного ума.

В годы учебы Достоевский находился под влиянием Ивана Николаевича Шидловского, выпускника Харьковского университета, служившего в Министерстве финансов. Шидловский писал стихи и мечтал о литературной славе. Он верил в огромную, преобразующую мир силу поэтического слова и утверждал, что все великие поэты были «строителями» и «миросозидателями». В 1839 году Шидловский неожиданно оставил Петербург и уехал в неизвестном направлении. Позднее Достоевский узнал, что он ушел в Валуйский монастырь, но затем, по совету одного из мудрых старцев, решил совершить «христианский подвиг» в миру, среди своих крестьян. Он начал проповедовать Евангелие и добился на этом поприще больших успехов. Шидловский - религиозный мыслитель-романтик - стал прототипом князя Мышкина, Алеши Карамазова - героев, занявших особое место в мировой литературе.

8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец писателя. Ходили слухи, что он умер не своей смертью, а был убит мужиками за крутой нрав. Это известие сильно потрясло Достоевского, и с ним случился первый припадок - предвестник эпилепсии - тяжелой болезни, от которой писатель страдал всю оставшуюся жизнь.

12 августа 1843 года Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском классе и был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго. 19 октября 1844 года он решил уйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Страсть к литературе Достоевский испытывал давно. Окончив учебу, он занялся переводом произведений зарубежных классиков, в частности Бальзака. Страница за страницей, глубоко вживался в ход мысли, в движение образов великого французского писателя. Он любил воображать себя каким-нибудь известным романтическим героем, чаще всего шиллеровским... Но в январе 1845 года Достоевский пережил важное событие, которое позднее сам назвал «видением на Неве». Возвращаясь в один из зимних вечеров домой с Выборгской, он «бросил пронзительный взгляд вдоль реки» в «морозно-мутную даль». И тут показалось ему, что «весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую грезу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет, искурится паром к темно-синему небу». И вот в эту-то именно минуту открылся перед ним «совершенно новый мир», какие-то странные фигуры «вполне прозаические». «Вовсе не Дон-Карлосы и Позы», а «вполне титулярные советники». И «замерещилась другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная». И ему «глубоко разорвала сердце вся их история».

В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Герои, так горячо любимые им совсем недавно, жившие в мире романтических грез, были забыты. Писатель посмотрел на мир иным взглядом, глазами «маленьких людей» - бедного чиновника, Макара Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Так возник замысел романа в письмах «Бедные люди», первого художественного произведения Достоевского. Затем последовали повести и рассказы «Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова».

В 1847 году Достоевский сблизился с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, страстным поклонником и пропагандистом Фурье, и начал посещать его знаменитые «пятницы». Здесь он познакомился с поэтами Алексеем Плещеевым, Аполлоном Майковым, Сергеем Дуровым, Александром Пальмом, прозаиком Михаилом Салтыковым, молодыми учеными Николаем Мордвиновым и Владимиром Милютиным. На собраниях кружка петрашевцев обсуждались новейшие социалистические учения, программы революционных переворотов. Достоевский входил в число сторонников немедленной отмены крепостного права в России. Но правительству стало известно о существовании кружка, и 23 апреля 1849 года тридцать семь его участников, в том числе и Достоевский, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их судили военным законом и приговорили к смертной казни, но по приказу императора приговор был смягчен, и Достоевского сослали в Сибирь на каторгу.

25 декабря 1849 года писателя заковали в кандалы, усадили в открытые сани и отправили в дальний путь... Шестнадцать дней добирались до Тобольска в сорокоградусные морозы. Вспоминая свой путь в Сибирь, Достоевский писал: «Промерзал до сердца».

В Тобольске петрашевцев навестили жены декабристов Наталия Дмитриевна Фонвизина и Прасковья Егоровна Анненкова - русские женщины, духовным подвигом которых восхищалась вся Россия. Каждому приговоренному они подарили по Евангелию, в переплете которого были скрыты деньги. Арестантам запрещалось иметь собственные деньги, и догадливость друзей до некоторой степени на первое время облегчила им перенесение суровой обстановки в сибирском остроге. Эту вечную книгу, единственную, дозволенную в остроге, Достоевский берег всю жизнь, как святыню.

На каторге Достоевский понял, как далеки умозрительные, рационалистические идеи «нового христианства» от того «сердечного» чувства Христа, истинным носителем которого является народ. Отсюда Достоевский вынес новый «символ веры», в основе которого было народное чувство Христа, народный тип христианского мироощущения. «Этот символ веры очень прост, - говорил он, - верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть...»

Четырехлетняя каторга для писателя сменилась военной службой: из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, затем получил офицерский чин. В Петербург он вернулся только в конце 1859 года. Начался духовный поиск новых путей общественного развития России, завершившийся в 60-х годах формированием так называемых почвеннических убеждений Достоевского. С 1861 года писатель вместе с братом Михаилом начал издавать журнал «Время», а после его запрещения - журнал «Эпоха». Работая над журналами и новыми книгами, Достоевский вырабатывал свой собственный взгляд на задачи русского писателя и общественного деятеля - своеобразный, русский вариант христианского социализма.

В 1861 году вышел в свет первый роман Достоевского, написанный им после каторги, - «Униженные и оскорбленные», в котором выразилось сочувствие автора «маленьким людям», подвергающимся беспрестанным оскорблениям сильных мира сего. Огромное общественное значение приобрели «Записки из мертвого дома» (1861-1863), задуманные и начатые Достоевским еще на каторге. В 1863 году в журнале «Время» были напечатаны «Зимние заметки о летних впечатлениях», в которых писатель подверг критике системы политических убеждений Западной Европы. В 1864 году были опубликованы «Записки из подполья» - своеобразная исповедь Достоевского, в которой он отрекался от прежних идеалов, любви к человеку, от веры в правду любви.

В 1866 году был издан роман «Преступление и наказание» - один из наиболее значительных романов писателя, а в 1868 году - роман «Идиот», в котором Достоевский попытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому миру хищников. Широкую известность получили романы Достоевского «Бесы» (1871) и «Подросток» (1879). Последним произведением, подводящим итог творческой деятельности писателя, стал роман «Братья Карамазовы» (1879-1880). Главный герой этого произведения - Алеша Карамазов - помогая людям в их бедах и облегчая их страдания, убеждается в мысли, что самое главное в жизни - это чувство любви и прощения. 28 января (9 февраля) 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался в Петербурге.

Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. Он получил медицинское образование и работал в Бородинском пехотном полку, Московском военном госпитале, а также в Мариинской больнице для неимущих. Мать будущего прославленного писателя, Нечаева Мария Федоровна, была дочерью столичного купца.

Родители Федора не были богатыми людьми, однако они неустанно трудились, чтобы обеспечить семью и дать детям хорошее образование. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда.

Читать мальчика научила мать, она использовала для этого книгу «104 Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Отчасти поэтому в знаменитой книге Достоевского «Братья Карамазовы» персонаж Зосима в одном из диалогов рассказывает, что в детстве научился читать именно по этой книге.

Навыки чтения юный Федор осваивал и на библейской Книге Иова, что также нашло отражение в его последующих произведениях: писатель использовал свои размышления о данной книге при создании известного романа «Подросток». Отец также вносил свою лепту в образование сына, обучая его латыни.

В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей. Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра . Кроме того, у него были младшие братья Андрей и Николай, а также младшие сестры Вера и Александра.


В юности Михаила и Федора обучал на дому Н.И. Драшусов, преподаватель Александровского и Екатерининского училищ. С его помощью старшие сыновья Достоевских изучали французский язык, а сыновья преподавателя, А.Н. Драшусов и В.Н. Драшусов, обучали мальчиков математике и словесности соответственно. В период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л.И. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением.

В 1837 году случилось ужасное: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Оставшись без жены, Достоевский-старший решил отправить Федора и Михаила в Санкт-Петербург, в пансион К.Ф. Костомарова. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез.


Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. , Гофман, Байрон, Гёте, Шиллер, Расин, – произведения всех этих прославленных авторов он глотал взахлеб, вместо того, чтобы увлеченно постигать азы инженерной науки.

В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. Завершив обучение в 1843 году, он даже получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.

Начало творческого пути

Хотя семья и не одобряла решения молодого Федора, он усердно принялся корпеть над начатыми ранее произведениями и развивать идеи новых. 1944 год ознаменовался для начинающего писателя выходом его первой книги – «Бедные люди». Успех произведения превзошел все ожидания автора. Критики и литераторы высоко оценили роман Достоевского, поднятые в книге темы нашли отклик в сердцах у многих читателей. Федора Михайловича приняли в так называемый «кружок Белинского», его начали называть «новым Гоголем».


Книга “Двойник”: первое и современное издание

Успех продлился недолго. Примерно через год Достоевский представил на суд публики книгу «Двойник», однако она оказалась непонятной для большинства почитателей таланта молодого гения. Восторг и восхваление писателя сменились критикой, неудовлетворением, разочарованием и сарказмом. Впоследствии литераторы оценили новаторство этого произведения, его непохожесть на романы тех лет, но в момент выхода книги этого не прочувствовал практически никто.

Вскоре Достоевский поссорился с и был выдворен из «кружка Белинского», а также поссорился с Н.А. Некрасовым, редактором «Современника». Впрочем, публиковать его произведения тут же согласилось издание «Отечественные записки» под редакцией Андрея Краевского.


Тем не менее, феноменальная популярность, которую принесла Федору Михайловичу его первая публикация, позволила ему завести ряд интересных и полезных знакомств в литературных кругах Санкт-Петербурга. Многие его новые знакомые отчасти стали прототипами различных персонажей последующих произведений автора.

Арест и каторга

Судьбоносным для писателя стало знакомство с М.В. Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана.

Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым. Тот в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек (включая его самого и Федора Михайловича), которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено.


В том же 1848 году был опубликован роман Федора Михайловича «Белые ночи», но, увы, насладиться заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости.

К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. 19 ноября генерал-аудиториат счел его не соответствующим вине Достоевского, в связи с чем смертную казнь заменили на восьмилетнюю каторгу. А в конце того же месяца император еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты.


Несмотря на все тяготы и лишения, которые предполагал подобный приговор, поступление в солдаты означало полное возвращение Достоевскому его гражданских прав. Это был первый подобный случай в России, поскольку обычно те люди, которых приговаривали к каторжным работам, до конца жизни теряли свои гражданские права, даже если выживали после многих лет заключения и возвращались к свободной жизни. Император Николай I пожалел молодого писателя и не захотел губить его талант.

Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула.


В 1856 году новый император даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти.

Расцвет творчества

В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» - хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу. Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения.


Роман "Записки из мертвого дома"

Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте».

Примечательным для писателя стал и 1861 год. В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал – под названием «Эпоха».


Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде. А во-вторых – именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году.

В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов. В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок».

В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни.


Князь Мышкин в исполнении

Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году. Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем.

Закончив работу над этим романом, автор решил написать эпопею под названием «Атеизм» или «Житие великого грешника». Реализовать свою задумку ему не удалось, однако некоторые идеи, собранные для эпопеи, легли в основу последующих трех великих книг Достоевского: романа «Бесы», написанного в 1871-1872 годах, произведения «Подросток», завершенного в 1875 году, и романа «Братья Карамазовы», работу над которым Достоевский закончил в 1879-1880 годах.


Интересно, что «Бесы», в которых писатель изначально предполагал выразить свое неодобрительное отношение к представителям революционных течений в России, постепенно видоизменялись в ходе написания. Изначально автор не собирался сделать Ставрогина, ставшего впоследствии одним из самых известных его персонажей, ключевым героем романа. Но его образ оказался настолько мощным, что Федор Михайлович решил изменить замысел и добавить в политическое произведение настоящую драму и трагедию.

Если в «Бесах», помимо прочего, достаточно широко раскрывалась тема отцов и детей, то в следующем романе – «Подросток» - писатель вывел на первый план вопрос воспитания повзрослевшего ребенка.

Своеобразным результатом творческого пути Федора Михайловича, литературным аналогом подведения итогов, стали «Братья Кармазовы». Многие эпизоды, сюжетные линии, персонажи этого произведения были отчасти основаны на написанных ранее романах писателя, начиная с его первого опубликованного романа «Бедные люди».

Смерть

Достоевский скончался 28 января 1881 года, причина смерти – хронический бронхит, туберкулез легких и эмфизема легких. Смерть настигла писателя на шестидесятом году жизни.


Могила Федора Достоевского

Проститься с писателем пришли толпы почитателей его таланта, но наибольшую известность Федор Михайлович, его вневременные романы и мудрые цитаты получили все же после смерти автора.

Личная жизнь

Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В общей сложности брак Федора и Марии продлился порядка семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году.


Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-ых годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настастья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей.


Хотя накануне сорокалетнего юбилея за плечами у писателя были, как минимум, продолжительные отношения с Исаевой и Сусловой, на то время его женщины еще не подарили ему такое счастье, как дети. Этот недостаток восполнила вторая жена писателя - Анна Сниткина. Она стала не только верной супругой, но и прекрасным помощником писателя: взяла на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей.

Анна Григорьевна родила супругу четверых детей: дочерей Софью и Любовь, сыновей Федора и Алексея. Увы, Софья, которая должна была стать первым ребенком супружеской четы, скончалась через несколько месяцев после родов. Из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор.

Цитаты Достоевского

  • Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
  • Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
  • Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
  • Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
  • Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
  • Мир спасёт красота.
  • Человек, умеющий обнимать – хороший человек.
  • Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
  • Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
  • Человек он умный, но чтоб умно поступать - одного ума мало.
  • Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
  • Жизнь задыхается без цели.
  • Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
  • Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
  • Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Достоевский Федор Михайлович - гениальный представитель литературного стиля, созданного городским мещанством в условиях разрушения сословно-крепостнического строя и нарождения капитализма.

Р. в Москве в семье лекаря, Михаила Андреевича Достоевского, происходившего из духовного звания. Это была патриархально-мещанская семья дореформенного интеллигентного работника. В обстановке строгой семейной субординации, весьма умеренного материального достатка, покупаемого неустанным трудом и расчетливостью, среди вечных толков о бедности, от которой одно спасенье в знании и труде, протекли детские годы будущего писателя. Труженик-интеллигент, отец Достоевского стремится воспитать таких же работников интеллигентного труда в своих детях. С раннего детства их приучают к книге, внушают к ней любовь и уважение. 14-летним мальчиком Достоевский попадает в одно из лучших частных учебных заведений Москвы, пансион Чермака, по окончании которого [в 1837] отец отправляет его для продолжения образования в Петербург, в Главное инженерное училище. Тогдашний Петербург резко отличался от Москвы, где протекало детство Д. Москва все еще сохраняла патриархальный уклад, которого крепко держалась семья Д. Петербург был уже настоящим капиталистическим городом, ареной ожесточенной классовой борьбы, разрушавшей сословные перегородки, будоражившей человеческую психику соблазном карьеры и фортуны. Для молодого Д. началась тревожная жизнь. Бедный студент, испытывающий хроническую нужду в копейке, охвачен лихорадкой честолюбия, во сне и наяву грезит о богатстве и славе. Он ждет, не дождется, когда кончатся годы семейной и школьной опеки и он, свободный, ринется в борьбу за осуществление своих честолюбивых мечтаний. Выпущенный в 1843 из Инженерного училища Д. поступает на действительную службу в инженерный корпус. Но служба мелкого чиновника ему не улыбается; уже через год Д. выходит в отставку. Он носится с фантастическими проектами предприятий, по его расчету обещающих скорое обогащение; возлагает большие надежды на свои литературные начинания. В крохотной петербургской комнате мелкий, да еще отставной, чиновник, окруженный столичной беднотой, мечется в горячке своих мечтаний. Предпринимательские прожекты оказались радугой мыльных пузырей: богатство не давалось в руки. Но счастье лит-ого успеха улыбнулось Д. В 1845 он заканчивает свой роман «Бедные люди», рукопись к-рого через посредство дружившего с ним Григоровича попадает в руки Некрасова. Восхищенный произведением Д. Некрасов передает рукопись Белинскому, у которого она находит столь же восторженный прием. В 1846 выходит в свет это первое произведение Д., и Белинский пишет о нем статью, как о самом выдающемся произведении своего времени. Безвестный бедный чиновник становится сразу звездой первой величины. О нем пишут, говорят, ему льстят, с ним ищут знакомства, его вводят в великосветские салоны. Но судьба вознесла гениального мещанина на вершину славы лишь для того, чтобы заставить его больнее переносить щелчки сословного неравенства. Достоевский скоро почувствовал, что его плебейская фигура в великосветских салонах играет роль вороны в павлиньих перьях, над к-рой втихомолку подсмеиваются светские остряки. Осознавши в себе гения, плебей остро осознал в себе и члена социально-униженной касты. Он закипел обидой и гневом и резко порвал с аристократическими почитателями его таланта. Созревшее в душе Д. чувство социального недовольства сближает его с кружком более близкой ему демократически и протестантски настроенной интеллигенции, группировавшейся около Петрашевского. Сближение это дорого обошлось Д. Арестованный в 1849 вместе со всеми петрашевцами, он по зверскому приговору царского суда, переживши на эшафоте весь ужас готовящейся свершиться смертной казни, был отправлен в каторжные работы в Омский острог. За коротким периодом славы последовали долгие годы последнего унижения. Целых 9 лет, с 1850 по 1859, ходит Д. по мытарствам Сибири, сначала отбывая 4 года каторги, потом 5 лет дисциплинарной военной службы. По окончании каторги, еще в Сибири, Д. возвращается к литературной работе. Здесь под свежим впечатлением пережитого начаты им «Записки из мертвого дома». С 1859 Д. снова появляется в печати; в «Русском слове» за этот год идет его большая повесть «Дядюшкин сон», а в «Отечественных записках» - роман «Село Степанчиково». В 1860 после бесконечных хлопот Д. получает разрешение вернуться в Петербург. Уже не наивным юношей, а закаленным суровым опытом жизни, созревшим в социальных симпатиях и классовой ненависти человеком, приезжает он снова в Петербург разрешать задачу своей юности, бороться за свое достоинство с бедностью и унижением и сказать новое слово, новую правду - правду бедных людей, правду «униженных и оскорбленных». Свой журнал кажется ему вернейшим средством для осуществления намеченных целей. С лихорадочной энергией берется Д. за хлопоты по организации своего органа, и с января 1861 выходит под его редакцией журнал «Время» (см.). За два с половиной года своего существования это издание завоевывает широкие симпатии в обществе, чему много способствует сам Д. своими статьями и романами. Здесь были напечатаны «Униженные и оскорбленные» и «Записки из мертвого дома» - произведения, вновь выдвинувшие Д. в ряд первоклассных писателей. Успех журнала избавил Д. и от все время тяготевшей над ним нужды. Он обеспечен теперь настолько, что может позволить себе отдохнуть. В 1862 Д. совершает первую поездку за границу. Впечатления этой поездки он выразил в полубеллетристическом произведении «Зимние заметки о летних впечатлениях». Начавшийся довольно благоприятно 1863 год оборвался неожиданной катастрофой, разбившей созданное страшным напряжением энергии благополучие. В мае по распоряжению правительства журнал был закрыт; хлопоты об его возобновлении затянулись на 10 месяцев. Только в марте 1864 Д. сумел выпустить первый номер «Эпохи», явившейся продолжением «Времени». За это время он окончательно запутался в долгах. К тому же «Эпоха» не имела успеха. Материальное положение Д. так запуталось, что в 1865 он буквально бежит от кредиторов за границу, угнетенный разорением и недавней смертью жены. Единственной надеждой на выход из затруднений остается литературная работа, и Д. весь уходит в нее. Он с напряжением и страстью пишет и к 1866 заканчивает свой лучший роман «Преступление и наказание». В том же году выходит первое полное собрание его сочинений в трех томах. Вырученные за это деньги дают возможность кое-как сводить концы с концами, чтобы не попасть в долговую тюрьму. В 1867 Д. вторично женится и тотчас же уезжает за границу, на этот раз надолго - на целых 4 года. Не сладко живется Д. за границей. Беспорядочная кочевая жизнь, тоска по родине, куда не пускают кредиторы, хроническое безденежье действуют на него самым угнетающим образом. Не изменяет положение к лучшему и исключительная лит-ая плодовитость Д. За эти годы созданы такие капитальные вещи, как «Идиот», «Вечный муж» и «Бесы». Не видя никакого выхода из затруднительных обстоятельств и уставши до-нельзя от кочевья в чужих краях, Д. в 1871 вернулся в Петербург. Чрезвычайно трудная обстановка ждала его здесь. Со всех сторон обступили кредиторы, не давая ни отдыха, ни срока. Но теперь Д. приехал в Петербург уже с прочно завоеванным местом знаменитого писателя, которого привлекают к участию в литературных предприятиях. В 1873 Мещерский предложил Д. занять место редактора газеты «Гражданин» на чрезвычайно выгодных условиях. Популярность Достоевского в эту пору так высока, что самые противоположные по своему направлению органы печати ищут его сотрудничества. В 1874 «Отечественные записки» покупают у него роман «Подросток» за вдвое против прежнего повышенный гонорар. С 1876 Достоевский снова начинает выпускать свое периодическое издание, единолично обслуживаемый им «Дневник писателя», дающий крупный доход. К концу 70-х гг. материальное положение Д. становится довольно устойчивым, а среди писателей он завоевывает бесспорно первое место. «Дневник писателя» пользовался огромной популярностью и раскупался нарасхват. Д. становился чем-то вроде пророка, апостола и наставника жизни. Со всех концов России его засыпают письмами, ожидая от него откровения и поучения. После появления в 1880 году «Братьев Карамазовых» и особенно после «Пушкинской речи» слава писателя достигла высшего предела. Но «Пушкинская речь» была лебединой песнью Достоевского - в январе 1881 он умер.

Социальной базой творчества Д. является мещанство, разлагающееся в условиях капиталистического развития. Характер этой общественной группы запечатлелся в отличительных особенностях стиля Д. На стиле Д. лежит печать мрачного трагизма. И это потому, что мещанство, породившее этот стиль, находилось в поистине трагическом положении. С развитием капитализма мещанство оказалось под двойным прессом. С одной стороны, давил пресс сословной неполноправности, пресс принадлежности к социально-униженной касте. С другой - давил капиталистический пресс, превращавший мещанство в мелкую буржуазию, группу экономически крайне неустойчивую, балансирующую между денежной буржуазной верхушкой и городским дном. Вырываясь из-под одного пресса, сбрасывая обидный гнет сословного унижения, мещанин попадал под другой пресс, пресс капиталистической конкуренции, лишь для немногих счастливцев открывавший дверь на верхушку общественной пирамиды, большинство же вытеснявший в подонки общества. Сбросить ярмо сословного унижения, чтобы тотчас надеть ярмо унижения нищеты, - положение поистине трагическое, заставляющее мещанство судорожно метаться в поисках иного, менее обидного выхода.

Чувства обиды, унижения, оскорбления клокочут в душе разлагающегося мещанства, разрешаясь истерической борьбой за честь, принимающей болезненные патологические формы, ввиду явной бесплодности, безнадежности борьбы, и она чаще всего кончается катастрофой. Вот эта катастрофичность и накладывает на все творчество Д. печать трагизма, делает его творчество таким мучительным, мрачным, его талант - «жестоким талантом».

Постоянной темой Д. является истерическая, с мрачной развязкой, борьба за честь униженного в своем человеческом достоинстве мещанина. Мотивы его творчества складываются из многообразных проявлений патологической борьбы за честь. Дикие, нелепые формы принимает эта борьба. Чтобы почувствовать себя настоящим полным человеком, к-рого никто не смеет обидеть, герой Д. должен посметь сам кого-нибудь обидеть. Если я могу, если я смею обидеть, оскорбить, помучить, - значит я человек; если я не смею сделать этого, - я не человек, а ничтожество. Я униженный и оскорбленный мученик, пока сам не унижаю, не оскорбляю, не мучаю - вот одно из патологических проявлений борьбы за честь. Но это еще - только начало, самое невинное проявление личности, заболевшей жаждой чести. Мало быть обидчиком, оскорбителем, чтобы не быть оскорбленным и униженным. Кто умеет только обидеть, развязно наступить ногой на чужое самолюбие, тот еще мелко плавает. Человек в полном смысле слова независим, стоит выше всяких обид и унижений, когда он все может, смеет переступить все законы, все юридические преграды и нравственные нормы. И вот, чтобы доказать, что ему все позволено, что он все может, герой Д. пойдет на преступление. Правда, преступление неизбежно влечет за собой наказание, мучительство неизбежно влечет за собой страдание, но это - страдание уже оправданное. Это - законное возмездие, не оскорбляющее достоинства человека. Не бежать нужно от такого страдания, а смиренно нести его. Даже искать его нужно, любить его, как признак высшего достоинства человека. Так патологическое влечение обидеть, помучить, оскорбить, преступить уживается с таким же болезненным влечением пострадать, претерпеть обиду. Униженный и оскорбленный, рвущийся унизить и оскорбить, мученик, жаждущий мучить, мучитель, ищущий страдания, оскорбитель и преступник, ищущий оскорбления и наказания, - вот стержневой образ, вокруг которого вращается все творчество Достоевского, образ мещанина, корчащегося под двойным прессом сословного бесправия и капиталистической конкуренции.

Судьба этого мещанина, обычно мрачная, разрешающаяся психопатологией, преступлением, смертью, составляет содержание его произведений, начиная с «Бедных людей» и кончая «Братьями Карамазовыми».

Уже с первого произведения определился характерный для Д. ансамбль образов. Это, во-первых, Макар Девушкин, существо которого двоится поровну между вспышками истерического задора и столь же истерического смирения; ведущая с ним переписку Варенька Доброселова с ярко выраженной истерикой смирения и смутно намеченный господин Быков, оскорбитель Вареньки, в котором явно превалируют черты обидчика. Этот ансамбль образов переходит из произведения в произведение, углубляясь психологически и по-разному сочетаясь. Фигура бедного и темного Девушкина, истерически бросающегося от задора к смирению и обратно, эволюционируя и психологически усложняясь, вырастает в Раскольникова и Ивана Карамазова, этих полупреступников, полуподвижников, с чрезвычайно сложной духовной культурой. Этот образ, занимающий центральное место в первом произведении Д., в «Бедных людях», оказывается центральным для большинства созданных им произведений. «Двойник», «Село Степанчиково», «Записки из подполья», «Игрок», «Преступление и наказание», «Вечный муж», «Подросток», «Братья Карамазовы» имеют центральным лицом именно этот двоящийся образ. Неясная фигура обидчика - господина Быкова - вырастает в принципиальных истязателей и преступников, Валковского, Свидригайлова, Верховенского, причем в ряде произведений к нему отходит роль центрального образа, главного действующего лица. Так именно обстоит дело в ранней повести «Хозяйка», романах «Униженные и оскорбленные» и «Бесы», где в центр внимания художник выдвигает именно преступный характер. Наконец и смиренная Варенька открывает собой целую вереницу страстотерпцев, как Вася Шумков или Соня Мармеладова, искателей муки и подвижников, вроде князя Мышкина или старцев - Макара Долгорукова и Зосимы. В повести «Слабое сердце» и в романе «Идиот» Д. поставил этот образ на центральное место.

В своем творчестве Д. воспроизвел все типические для падающего мещанства способы реагировать на враждебную ему действительность, пытаясь выдвинуть на передний план то один, то другой в качестве верного, успешно решающего задачу жизни. Верного среди них не оказалось. Все гнали в подполье, из которого не находило выхода мещанство, обрекшее и своего гениального художника быть гением подполья. Если в мире разлагающегося упадочного мещанства

Д. черпал свои мотивы и образы, если социальное подполье определило тематику его творчества, то оно же определило и характер композиции и самый слог его произведений. Истерическая напряженность, судорожная суетливость, мрачная катастрофичность, свойственные социальным родникам, питавшим творчество Д., создали то вихревое развертывание сюжета, к-рое так характерно для его произведений. Динамизм, напряженная событийность и притом событийность хаотическая, беспорядочная, ошеломляющая всякого рода неожиданностями, - характернейшая черта композиции Д. Эта особенность выражается, прежде всего, в композиционном использовании времени у Д. Действие его произведений развертывается в исключительно короткие отрезки времени, как ни у кого из других классиков русского романа. То, что у них тянется годами, у Д. завязывается и разрешается в несколько дней. Динамизм подчеркивается нагнетанием событий, ростом событийности с каждым днем, катастрофическим их срывом. Мрачный характер происшествий подчеркивается концентрацией их на сумеречные и ночные часы, хаотичность усугубляется манерой повествовать о событиях не в хронологической последовательности, а сразу, вводя читателя в середину действия, в сутолку не мотивированных происшествий, кажущихся нагромождением всякого рода случайностей. Интрига у Д. всегда сложная, запутанная, дразнящая любопытство и захватывающая дух быстротой развития. Он не любит всего, что замедляет, тормозит это развитие: авторских отступлений, обстоятельных описаний. Над всем превалируют действие, жесты, диалог. Из описаний он реже всего пользуется пейзажными обрамлениями, так как с мещанским подпольем, городским дном совсем не вяжется пейзажный фон. Чаще встречаются жанровые описания, густо насыщенные нездоровой атмосферой городских закоулков и притонов; проплеванные «комнаты с мебелью», затхлые харчевни, грязные переулки, по преимуществу в сумерки и ночью, освещенные тусклым светом редких фонарей, - вот излюбленные жанровые зарисовки Достоевского.

Хаотический динамизм, характеризующий композицию произведений, характерен и для их слога. Речь рассказчиков и героев тороплива, лихорадочно суетлива, слова впопыхах громоздятся друг на друга, то образуя нестройный поток предложений, то падая короткими отрывистыми фразами. В суетливом синтаксисе Д. чувствуется надрывная речь путающегося в словах, издерганного жизнью нервно развинченного человека городского подполья. Тревожное и болезненное настроение, возбуждаемое этим суетливым синтаксисом, усиливается мрачным характером поэтической семантики. Наполнение эпитетов, метафор, сравнений Д. черпает в угрюмом, неприветливом мире городских закоулков. У него фонари «угрюмо мелькают, мелькают, как факелы на похоронах», часы хрипят «так, будто кто-то душит их», «каморка похожа на шкаф или на сундук», ветер заводит песню, «как неотвязчивый нищий, просящий подаянья» и т. д.

С таким стилем вступил Д. в русскую литературу, и значение его в истории русской литературы было огромно. Д. начинал свой творческий путь в тот момент, когда в нашей литературе безраздельно царил помещик, когда в нем задавали тон разновидности дворянского стиля. Зарождалось новое непомещичье слово, но оно еще робко жалось в передней «лит-ых аппартаментов», не получая доступа в «парадные комнаты», где вольготно расположились писатели дворянского стиля. Перед «пушкинской плеядой» и «гоголевской школой» неискусные начинающие представители непомещичьего слова, все эти ныне забытые Полевые, Гречи, Павловы, Вельтманы и другие, стушевались, образуя литературную челядь, дребезгу. В устах Д. новое слово обрело небывалую силу, вступило в открытое соперничество со старыми дворянскими стилями, требуя себе места «в салонах русской беллетристики». Д. открывает своим творчеством ту борьбу между помещичьим и буржуазно-демократическим словом в изящной лит-ре, которая к концу XIX века оканчивается решительным торжеством второго. В этом торжестве главную роль сыграл Д. Своими гениальными созданиями он предопределил исход борьбы, стал классиком нового стиля. Для Д. была совершенно ясна выпавшая на его долю историческая миссия. Он сознательно вел борьбу с классовым соперником. «Пишу со рвением, - сообщает он брату еще в начале творческого пути, - мне все кажется, что я завел процесс со всей нашей литературой». И он знает, что это - процесс с помещичьей лит-рой. «А знаете, - писал он Страхову, - ведь это все помещичья лит-ра, она сказала все, что имела сказать, великолепно у Льва Толстого, но это в высшей степени помещичье слово было последним. Нового слова, заменяющего помещичье, еще не было, да и некогда. Решетниковы ничего не сказали, но все-таки Решетниковы выражают мысль о необходимости чего-то нового в художественном слове, уже не помещичьего, хотя и выражают в безобразном виде». Сказать новое, не помещичье художественное слово стремился автор этих строк. И не только сказать новое слово, но и показать ветхость старого. Д. - страстный полемист, каждое его художественное произведение не только утверждение нового стиля, но и подчеркнутое отрицание старого. Его произведения насыщены пародиями на разновидности помещичьего стиля и памфлетами на дворянских писателей. Он дерзко пересмеивает стиль Лермонтова и Гоголя, он вводит в свои романы на карикатурных ролях Грановского и Тургенева.

Глубоко демократическое по форме и содержанию, насыщенное социальным протестом, проникнутое глубоким пониманием социально-униженного, оскорбленного человека и глубоким к нему сочувствием, творчество Д. несло в себе сильный заряд общественно-прогрессивной энергии. Недаром радикальная критика 40-х и 60-х гг. в лице Белинского, Добролюбова, Писарева встречала произведения Д. с горячим сочувствием как сильного союзника в борьбе с социальным неравенством и угнетением. «Честь и слава молодому поэту, муза к-рого любит людей на чердаках и в подвалах», восклицал Белинский в статье о «Бедных людях». И Добролюбов высоко ставил Д. именно за то, что он «со всей энергией и свежестью молодого таланта принялся за анализ поразивших его аномалий нашей бедной действительности и в этом анализе выразил свой высокогуманный идеал». Но в том социальном демократизме, которым проникнуто творчество Д., рядом с высоко прогрессивными моментами уживались и моменты реакционные. Мир униженных и оскорбленных, говоривший устами Достоевского, горел огнем раздражения и разрушения, выполняя этим несомненно революционную роль. Но за этим разрушительным раздражением униженных и оскорбленных не крылось творческой силы. Разрушающий дух падающего мещанства не был духом созидающим. И это в значительной мере обеспложивало революционный пафос, так как бесплодный протест естественно разрешался прострацией и смирением. Пафос социального возмущения превращался в свою антитезу - в пафос социальной покорности, революционное возбуждение сменялось реакционной инерцией. Реакционная струна натянута в творчестве Д. до такого же крайнего напряжения, как и революционная, и производит впечатление болезненного надрывного диссонанса. Эта двуликость и противоречивость творчества Д. и была причиной двойственной оценки его критиками. В эпохи общественного подъема радикальные критики - вроде Белинского, Добролюбова, Писарева - высоко ценили Д., как своего рода революционный ток высокого напряжения, не замечая его ущербности. В эпохи же общественной депрессии, когда эта ущербность резко бросалась в глаза, когда звеневшая в творчестве Д. реакционная струна звучала особенно громко на фоне реакции, как это было напр. в 80-е гг., радикальные критики - вроде Ткачева или Михайловского - развенчивали Д. как катализатора революционной энергии, не замечая вечной чреватости его духом возмущения и революционного взрыва.

И та и другая группа критиков были одинаково правы: каждая видела лицо, которое действительно было у Д. В то же время и та и другая группа были одинаково неправы, потому что видели в нем только одно лицо, по замечая его двуликости, не умея принять и понять его во всей сложности и противоречии. Критическое осмысление Д. прошло полностью путь диалектического развития, всю триаду Гегеля. Тезис этого диалектического движения лежит в критике 40-х и 60-х годов, для которой Д. был «гуманным талантом» и фактором прогресса; антитезис - в критике 80-х гг., для которой Д. был «жестоким талантом» и фактором реакции. Синтез осуществляется в современной марксистской критике, к-рая видит в Д. бунтаря, тяготеющего к смирению, и смиренника, тяготеющего к бунту, революционера, тяготеющего к реакции, и реакционера, тяготеющего к революции.

Гениально сказанное Д. новое, «не помещичье слово» имело большой резонанс в русской литературе. К концу XIX века оно превратилось в огромный многоголосый хор, который заглушает слабеющие голоса помещичьей литературы. Кроме многочисленных подголосков, слабо вторивших Достоевскому, вроде Альбова или Баранцевича, в этом хоре выступают сильные голоса особого тембра, как А. Белого, Сологуба, Андреева, Ремизова и мн. др., в исполнении которых основная мелодия получает новую окраску, звучит свежими, сильными, оригинальными модуляциями. Д. для новой русской лит-ры - основоположная фигура. Он занимает в ней то же центральное место, какое занимал Пушкин в лит-ре дворянского периода. Все писатели дворянского периода в большей или меньшей степени сродни Пушкину; все писатели буржуазного периода русской лит-ры в большей или меньшей степени сродни Д.

Библиография : I. Из собр. сочин. Достоевского лучшие: Юбилейное (25 лет со дня смерти), под ред. А. Г. Достоевской, в XIV тт., М., 1906; изд. «Просвещение», в 23 тт., П., 1914, последние два тома под ред. Л. П. Гроссмана: «Забытые страницы Достоевского» - критические статьи, ранние произведения, варианты и т. п., П., 1916; Собр. сочин., в 12 тт., под ред. Б. В. Томашевского, Гиз, Л., 1925-1929 (особо 2 тт. - письма). Это издание особенно ценно благодаря критически выверенному тексту и приложенным вариантам. Не вошли в собр. сочин. следующие произведения Достоевского: Петербургская летопись (4 фельетона 40-х гг.), с предисл. В. С. Нечаевой, Берлин, 1922; Исповедь Ставрогина, 3 главы из романа «Бесы», М., 1922 (в сборнике «Документы по истории русской лит-ры и общественности», в. I; 2-й вариант «Исповеди» - в журн. «Былое», кн. XIX).

II. Биографические и мемуарные работы : Биография, письма, заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского, Материалы для жизнеописания, собранные Ор . Миллером , Посмертн. изд. сочин., т. I, СПБ., 1883 (там же Страхов М., Воспоминания о Ф. М. Достоевском); Яновский , Воспоминания о Достоевском, «Русский вестник», 1885, кн. IV; Милюков А., Воспоминания о Ф. Достоевском, «Лит-ые встречи и знакомства», СПБ., 1890; Соловьев Вс ., Воспоминания о Ф. М. Достоевском, «Русское обозрение», 1893, кн. I; Врангель А. Е., барон, Воспоминания о Ф. М. Достоевском в Сибири, СПБ., 1912; Кони А., На жизненном пути, т. II, СПБ., 1912; т. IV, Л., 1929; Достоевская А. Г., Дневник 1867, М., 1923; Ее же , Воспоминания, ред. Л. П. Гроссмана, М., 1925. Наиболее значительные воспоминания о Достоевском, а также часть его писем собраны в книге Ч. -Ветринского «Достоевский в воспоминаниях современников, в письмах и заметках», М., 1912 (изд. 2-е, в 2 тт., М., 1923). Критическая лит-ра о Достоевском : Белинский В., Петербургский сборник, изд. Н. Некрасовым, по поводу «Бедных людей», Собр. сочин. Белинского, ред. С. А. Венгерова, т. XI; Добролюбов Н., Забитые люди, Собр. сочин., т. IV, ред. М. Лемке, СПБ., 1912; Писарев Д., Борьба за жизнь, Собр. сочин., изд. Павленкова, т. VI, т. V - Погибшие и погибающие («Записки из мертвого дома»), СПБ., 1913; Ткачев П. Н., Избранные статьи, М., 1929; Михайловский Н., О Писемском и Достоевском, Жестокий талант, Лит-ые и журнальные заметки (3 ст. - первоначально в «Отечественных записках», 1882, IX-Х и 1873, II); Чиж В., Достоевский как психопатолог, «Русский вестник», 1884, V-VI и отд. изд., М., 1885; Миллер Op ., Русские писатели после Гоголя, СПБ., 1886 неск. изд.); Андреевский С., Литературные чтения, 1891; Кирпичников А., Достоевский и Писемский, СПБ., Опыт сравнительной характеристики, СПБ., 1896; Успенский Гл ., Праздник Пушкина, 2 письма. Собр. сочин. Успенского, изд. Маркса, т. VI, СПБ., 1906 и др. изд.; Вересаев В., Живая жизнь, Т. I, М., 1922 (неск. изд.); Анциферов Н. П., Петербург Достоевского, П., 1923; Горнфельд А. Г., Боевые отклики на мирные темы, Л., 1924; Гроссман Л. П. и Полонский Вяч ., Спор о Бакунине и Достоевском, Л., 1926; Религиозно-философские течения в лит-ре о Достоевском : Леонтьев К., Наши новые христиане: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, М., 1882; Мережковский Д., Толстой и Достоевский, т. I - Жизнь, творчество, т. II - Религия (неск. изд.); Его же , Пророк русской революции, СПБ., 1906 (неск. изд.); Волынский А. Л., Книга великого гнева, СПБ., 1904 (неск. изд).; Розанов В., Легенда о великом инквизиторе, СПБ., 1906 (неск. изд.); Шестов Лев , Начала и концы, Сб. статей, СПБ., 1908; Его же , Достоевский и Ницше, СПБ., 1903; Закржевский Л., Подполье, Киев, 1911, Карамазовщина, Киев, 1912, Религия, Киев, 1913; Астров Вл ., Не нашли пути, П., 1914; Абрамович Н. Я., Христос Достоевского, М., 1914; Иванов Вяч ., Борозды и межи, М., 1916; Бердяев Н., Миросозерцание Достоевского, Прага, 1923. Исследования поэтики Достоевского : Борщевский С., Новое лицо в «Бесах» Достоевского; «Слово о культуре», Сб., М., 1918; Гроссман Л., «Вдруг» у Достоевского, «Книга и революция», 1921, кн. XX; Тынянов Ю., Достоевский и Гоголь (к теории пародии), П., 1921 (перепеч. в сб. его ст. «Архаисты и новаторы», Л., 1929); Долинин А., «Исповедь Ставрогина» в связи с композицией «Бесов», Сб. I, П., 1922; Цейтлин А., Повести о бедном чиновнике Достоевского (к истории одного сюжета), М., 1923; Гроссман Л., Семинарий по Достоевскому, М., 1923; Виноградов В. В., Эволюция русского натурализма, Л., 1928; Гроссман Л. П., два тома в Собр. сочин., М., 1928; кроме этих работ см. ниже книги Переверзева и выше - книги Мережковского и Волынского. Марксистская лит-ра о Достоевском : Переверзев В. Ф., Творчество Достоевского, изд. 1-е, М., 1912, изд. 2-е, М., 1922 - последнее со вступительной статьей «Достоевский и революция»; Кранихфельд В. П., В мире идей и образов, П., 1917; Горький М., Статьи 1905-1906, П., 1917; Луначарский А., Достоевский как художник и мыслитель, М., 1923; Горбачев Г. Е., Достоевский и его реакционный демократизм, в сб. «Капитализм и русская лит-ра», Л., 1925; Переверзев В. Ф., Ф. М. Достоевский, М. - Л., 1925; Цейтлин А., Время в романах Достоевского (к социологии композиционного приема), «Родной язык в школе», 1927; кн. V; Его же , «Преступление и наказание» и «Les Mis?rables», Социологические параллели, «Лит-ра и марксизм», 1928, кн. V. Важнейшие сборники статей о Достоевском : Творчество Достоевского, Сб. ст. и материалов, ред. Л. Гроссмана, Одесса, 1921; Творческий путь Достоевского, Сб. ст., ред. Н. Л. Бродского, Л., 1924; Достоевский, Статьи и материалы, ред. А. С. Долинина, Сб. 1-й, П., 1922, Сб. 2-й, Л., 1925. Сборники критической лит-ры : Зелинский В., Критический комментарий к сочинениям Ф. М. Достоевского, 4 чч. (неск. изд.); Замотин И. И., Ф. М. Достоевский в русской критике, ч. 1, 1846-1881, Варшава, 1913.

III. Библиографические указатели произведений Достоевского и лит-ры о нем : Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц, в. I, М., 1903 (неск. изд.); Достоевская А. Г., Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского, собранных в «Музее памяти Ф. М. Достоевского», СПБ., 1906. Продолжением этой работы, доведенной до 1906, служит указатель: Соколов Н., Библиография Достоевского, сб. «Достоевский», сб. 2-й, Л., 1925; см. также - Мезьер А. В., Русская словесность, ч. 2, СПБ., 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1925; Его же , Литература великого десятилетия, М. - Л., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, М., 1929. О Достоевском см. также в общих историях русской лит-ры XIX в. - А. Скабичевского, К. Головина, Н. Энгельгардта, ред. Овсянико-Куликовского (т. IV, статья Ф. Д. Батюшкова), В. Львова-Рогачевского, Л. Войтоловского, Я. Назаренко и пр.

В. Переверзев

В Москве.

Он был вторым ребенком из шести в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, сына униатского священника Михаила Достоевского, который в 1828 году получил звание потомственного дворянина. Мать будущего писателя происходила из купеческой семьи.

С 1832 года Федор и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 года обучались в пансионе Николая Драшусова (Сушара), затем в пансионе Леонтия Чермака. После смерти матери в 1837 году для продолжения образования отец отвез их с братом в Петербург. В 1839 году он скончался от апоплексического удара (по семейным преданиям, был убит крепостными).

В 1838 году Федор Достоевский поступил в Инженерное училище в Санкт-Петербурге, которое окончил в 1843 году.

После окончания училища служил в Санкт-Петербургской инженерной команде , был прикомандирован к чертежной Инженерного департамента.

В 1844 году вышел в отставку, чтобы посвятить себя литературе. В 1846 году опубликовал свое первое сочинение — повесть "Бедные люди", восторженно принятую критиком Виссарионом Белинским.
В 1847-1849 годах Достоевским были написаны повести "Хозяйка" (1847), "Слабое сердце" и "Белые ночи" (обе — 1848), "Неточка Незванова" (1849, не закончена).

В этот период писатель сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников — Алексей Плещеев, Аполлон и Валериан Майковы, Дмитрий Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 года Достоевский начал посещать "пятницы" Михаила Петрашевского, зимой 1848-1849 годов — кружок поэта Сергея Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях обсуждались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Николаем Спешневым, которое ставило своей целью "произвести переворот в России".

Весной 1849 года в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После восьми месяцев заключения, где Достоевский держался мужественно и даже написал рассказ "Маленький герой" (напечатан в 1857 году), он был признан виновным "в умысле на ниспровержение… государственного порядка" и первоначально приговорен к расстрелу. Уже на эшафоте ему объявили, что расстрел заменен четырьмя годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников.

С января 1854 года он служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 году произведен в унтер-офицеры, в 1856 году — в прапорщики. В 1857 году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на вдове Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе.

В Сибири Достоевский написал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели" (обе — 1859).

В 1859 году он вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" (1861).

В 1863 году писатель во время второй поездки за границу познакомился с Аполлинарией Сусловой, их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для будущего романа "Игрок".

После смерти 1864 году первой жены, а затем кончины брата Михаила Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала "Эпоха", но вскоре прекратил его из-за падения подписки. После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче, работая над романом "Преступление и наказание". Параллельно Достоевский работал над романом "Игрок", который он диктовал стенографистке Анне Сниткиной, ставшей зимой 1867 года женой писателя.

В 1867-1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека".

Следующий роман "Бесы" (1871-1872) был им создан под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". В 1875 году напечатан роман "Подросток", написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в обстановке "всеобщего разложения". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы" (1879-1880), задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова.

В 1873 году Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин". В 1874 году он отказался от редактирования журнала из-за разногласий с издателем и ухудшения здоровья, а в конце 1875 года возобновил работу над "Дневником писателя", начатым в 1873 году, который вел с перерывами до конца жизни.

7 февраля (26 января по старому стилю) 1881 года у писателя началось кровотечение горлом, доктора диагностировали разрыв легочной артерии.

9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 года Федор Достоевский скончался в Санкт-Петербурге. Писатель был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

11 ноября 1928 года , ко дню рождения писателя, в Москве в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных был открыт первый в мире музей Достоевского.

12 ноября 1971 года в Санкт-Петербурге в доме, где провел писатель последние годы жизни, был открыт Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского.

В том же году, к 150-летию со дня рождения писателя был открыт Семипалатинский литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в доме, где он жил в 1857-1859 годах во время службы в линейном батальоне.

С 1974 года статус музея республиканского значения приобрела усадьба Достоевских Даровое Зарайского района Тульской области, в которой писатель отдыхал в 1830-х годах.

В мае 1980 года в Новокузнецке в доме, который в 1855-1857 годах снимала первая жена писателя Мария Исаева, был открыт Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского.

В мае 1981 года был открыт Дом-музей писателя в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето.

В январе 1983 года принял первых посетителей Литературный музей им. Ф.М. Достоевского в Омске.

Среди памятников писателю наиболее известны скульптура Достоевского у Государственной библиотеки имени В.И. Ленина на углу Моховой и Воздвиженки в Москве, памятник Достоевскому в сквере Мариинской больницы у мемориального музея писателя в столице, памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге на Большой Московской улице.

В октябре 2006 года памятник Федору Достоевскому в Дрездене президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Именем писателя в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других российских городах названы улицы . В декабре 1991 года была открыта станция метро "Достоевская" Петербурге, в 2010 году — в Москве.

Вдова писателя Анна Достоевская (1846-1918) после его смерти посвятила себя переизданию книг своего мужа и увековечению его памяти. Скончалась в 1918 году в Ялте, в 1968 году ее прах, согласно последнему желанию, был перезахоронен в могиле Достоевского.

Федор Достоевский – писатель, философ, мыслитель, публицист. Автор романов «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы».

При жизни творчество Федора Достоевского не нашло должного понимания у современников. И только после смерти его оценили по достоинству – он получил звание классика русской литературы и лучшего романиста в мировом масштабе.

Детство

Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Отец мальчика принадлежал к роду шляхтичей Достоевских, местом его работы была Мариинская больница для неимущих, где и родился будущий классик русской литературы. Мать Федора была из рода столичных купцов.

Семья Достоевских была многодетной. На момент рождения Федора в ней подрастали Михаил и Варвара, а после него родились Андрей, Николай, Вера и Александра. Детские годы будущего классика прошли в Москве. Семья придерживалась распорядка, раз и навсегда установленного отцом. По вечерам все собирались вместе, много читали, няня рассказывала детям множество русских народных сказок. Лето Достоевские проводили в небольшом поместье деревни Даровое под Тулой. Впоследствии писатель говорил, что это было самое лучшее время его жизни, оставившее незабываемые впечатления.

Жили Достоевские довольно скромно, но на образовании детей не экономили. Латынь они изучали с отцом, читать начали под руководством матери. Потом наняли приходящих учителей, с которыми дети прошли азы математики, научились говорить по-французски и писать на русском.

Первым серьезным ударом судьбы для Федора стала смерть матери в 1837 году от чахотки. Ему тогда только исполнилось 16, и он тяжело переносил потерю близкого человека. Отец теперь сам решал судьбы детей, и не придумал ничего лучшего, как отправить Федора и Михаила на учебу в Петербург. Они стали студентами Инженерного училища, хотя, как вспоминал позже Достоевский, мечтали о поэтах и поэзии.

Он писал, что по вечерам у них нет ни минуты свободной, у них не было возможности даже закрепить пройденный в классе материал. Молодые люди занимались фехтованием, танцами и пением, и отказаться от этих занятий они не имели права.

Кроме этого, каждый из них стоял в карауле, так и проходили все вечера в училище.

В 1843-м году Достоевскому вручили диплом об окончании училища. В том же году он получил распределение на должность полевого инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде. Однако спустя год подал рапорт об отставке. С тех пор его биография была неразрывно связана с литературой, которой он посвящал каждую минуту своей жизни.

Первые шаги

Федор очень любил европейскую литературу, его кумирами были Гомер и Пьер Корнель, Оноре де Бальзак и Жан Батист Расин, и Виктор Гюго. Помимо этого его привлекало творчество соотечественников, среди которых самыми почитаемыми были Лермонтов и Державин, Гоголь и Карамзин. Но настоящий благоговейный трепет Достоевский испытывал по отношению к , он читал его стихи с ранних лет, многие знал наизусть.

Именно смерть Пушкина стала вторым ударом (после мамы) для молодого Федора. Он даже говорил, что если бы не носил траура по любимой маме, он бы попросил отца разрешить ему носить траур по Александру Пушкину.

Началом творческой биографии Федора Достоевского стал роман «Бедные люди», работу над которым он закончил в мае 1845 года. Произведение начинающего писателя так понравилось модным литераторам того времени Николаю Некрасову и и Виссариону Белинскому, что первый присвоил ему звание «нового Гоголя» и напечатал его произведение на страницах своего альманаха «Петербургский сборник».

Белинский отметил, что автору удалось раскрыть такие подробности жизни на Руси и описать характеры людей, над которыми никто и никогда даже не задумывался. Он назвал работу Достоевского первым социальным романом, притом написанную так ярко и талантливо, что невозможно выразить словами.

Потом Федор начал работу над повестью «Двойник», и по мере написания читал отрывки этого произведения на заседаниях литературного кружка Белинского. Все слушали с нескрываемым интересом, но когда он наконец-то закончил работу, то сильно разочаровал публику. Ему сделали замечание, что его герой какой-то вялый и скучный, сюжет растянут до неимоверной длины, и отбивает всякую охоту читать. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев – от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете.

В 1847-м Достоевского увлекли идеи социализма. Он стал постоянным участником кружка Петрашевского, где активно шло обсуждение судебной реформы, свободы книгоиздательства, отмены крепостного права. На одном из заседаний кружка Достоевский познакомил публику с письмом Белинского к Николаю Гоголю, которое считалось запрещенным. За это в апреле 1849-го он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, в которой пробыл восемь месяцев. Решением суда он был признан главным преступником, потому что не донес на Белинского и распространял текст запрещенного письма, в котором автор подрывал устои церкви и правительства. Он получил высшую меру наказания – расстрел, но буквально перед самой казнью вышел указ императора о смягчении приговора петрашевцам. Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. В 1856-м, после коронации Александра II, Федора амнистировали.

Великое пятикнижие

Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение. Для одних повесть стала откровением, другие ее просто не признали. Тургенев сравнил «Записки» с «Адом», написанным Данте, по мнению Александра Герцена повесть сродни фреске «Страшный суд» Микеланджело. Жанр этой повести не определили и до наших дней. Одни говорят, что ее вполне можно признать мемуарами, потому, что там слишком много воспоминаний Достоевского, другие считают, что присутствие вымышленного персонажа и не соблюдение точности исторических фактов не дает ей право называться автобиографической.

Достоевский не прекращает работу ни на один день, и вскоре представил на суд читателей свое новое детище – роман «Униженные и оскорбленные». Затем издал рассказ под названием «Скверный анекдот», повесть «Записки из подполья» и очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях».

В 1861 году Федор и Михаил Достоевские начали издавать собственный литературно-политический журнал «Время». В 1863-м его закрыли, и братья переключились на выпуск нового журнала, получившего название «Эпоха».

В те годы Федор часто выезжал заграницу. Он посетил Францию, Германию, Швейцарию, Англию, Австрию, Италию. Именно там он пристрастился к рулетке, которая найдет отражение в его новом произведении «Игрок».

Начиная с 1860-го по 1880-й годы Достоевский упорно трудился над созданием романов, которые прославились, как «великое пятикнижие». Это были «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы». Все они, за исключением «Подростка», оказались в списке «100 лучших книг всех времен», который составил Норвежский книжный клуб и Норвежский институт им.Нобеля. Работу над «Братьями Карамазовыми» Достоевский завершил в ноябре 1880-го, буквально за несколько месяцев до смерти. Роман стал последним произведением классика.

Личная жизнь

Первый раз писатель женился на Марии Исаевой, знакомство с которой состоялось сразу после отбывания наказания на каторге. Они прожили семь лет, в 1864-м Мария скоропостижно скончалась.

Первая жена Достоевского — Мария Исаева

В одном из вояжей за границу в 60-х годах Федор влюбился в Апполинарию Суслову, которая была достаточно эмансипированной особой. Она стала прообразом Полины в романе «Игрок» и Настасьи Филипповны в «Идиоте».

Возраст писателя приближался к сороковой отметке, а настоящего счастья в личной жизни он так и не узнал, пока не познакомился с Анной Сниткиной. В ее лице он обрел верную подругу, мать его детей и прекрасного помощника. Она сама издавала романы супруга, занималась решением всех финансовых вопросов, потом издала свои мемуары о любимом муже. Свой последний роман писатель посвятил именно ей.


В этом браке у Достоевского родились две дочери – Софья и Любовь, и два сына – Федор и Алексей. Софья умерла еще в младенчестве, трое выжили, но продолжил дело отца только один ребенок – сын Федор.